Д.И. Макаров Список литературы I. Источники 1.1. Издания гомилий св. Григория Паламы 1 . Το v γοις πατρς μν Γρηγορου ρχιεπισκπον Θεσσαλονκης το Παλαμ μιλαι μα (41)//PG. 151. 1A–550D 1515 . 2 . Το ν γοις πατρς μν Γρηγορου ρχιεπισκπον Θεσσαλονκης το Παλαμ μιλαι κβ (22)/Νν πρτον κδιδντος Σοφοκλους το ξ Οκονμων. θνησι, 1861. 3 . Арсений, еп. Святого Григория Паламы , митрополита Солунского, три творения, доселе не бывшие изданными. Новгород, 1895. 1.2. Переводы гомилий св. Григория Паламы 4 . Беседы (омилии) святителя Григория Паламы /Пер. архим. Амвросия (Погодина) . М., 1993. Ч. 1–3. 5 . Grégoire Palamas. Douze homélies pour les fêtes/Intr. et trad, par Jerôme Cler. P., 1987. 1516 1.3. Другие произведения св . Григория Паламы 6 . S. Gregorii Palamae De oratione et puritate cordis capita tria//PG. 150.1117–1121. 7 . S. Gregorii Palamae Tomusagiorheticus//Ibid. 8 . Operum Gregorii Palamae argumenta ex codicibus coislinianis//Ibid. 9 . Saint Gregory Palamas. The One Hundred and Fifty Chapters. A Critical Edition, Translation, and Study by Robert E. Sinkewicz, C. S. B. Toronto, 1988 (Studies and Texts, 83). 10 . Nadal S. J., J.S. La redaction première de la Troisième lettre de Palamas à Akindynos//OCP. 1974. Vol. 40. P. 233–285. 11 . γιου Γρηγορου το Παλαμ τι Βαρλαμ κα κνδυνος εσν ο διχοτομοντες κακς ντως κα θως ες δο νσους θετητας τν μαν//γου Γρηγορου το Παλαμ. Συγγρμματα/πιμ. Π. Κ. Χρστου. Θεσσαλονκη, 1966. Τ. Β’(II). 12 . γιου Γρηγορου το Παλαμ περ τν ερς συχαζντων//γου Γρηγορου το Παλαμ. Συγγρμματα/πιμ. Π. Κ. Χρστου. Θεσσαλονκη, 1962. Т. A’(I). 1.4. Переводы творений св . Григория Паламы 13 . Св. Григорий Палама . Десятисловие христианского законоположения/Пер. Т. [А.] Миллер//Альфа и Омега. 1998. 2(16). 14 . [Св.] Григорий Палама . О божественном и обоживающем причастии, или О божественной и сверхъестественной простоте/Пер. Е. Начинкина//ВРХГИ. 1997. 1. 15 . Св. Григорий Палама . Ответ Павлу Асеню/Пер. с греч. Н. Холмогоровой под ред. Ю. [А.] Казачкова//Альфа и Омега. 1996. 2/3 (9/10).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Надежда Павлович Павлович Надежда Александровна (1895–1980) – поэтесса. Родилась в местечке Лаудон Лифляндской губернии (территория современной Латвии) в семье мирового судьи. Окончила Псковскую Александровскую гимназию. Еще во время учебы в газете «Псковская жизнь» были напечатаны первые стихи семнадцатилетней поэтессы. В 1914 году поступила на историко-филологический факультет Высших женских курсов им. Полторацкой в Москве. В ноябре 1914 года вышел «Первый сборник молодых поэтов», в котором среди десяти новых поэтических имен она дебютировала вместе с Марией Шкапской. Этот сборник появился на свет через три месяца после начала Первой мировой войны, строки ее «Лазаретных стихов» многим врезались в память: ...На халате капельки гноя. (Снежно-белый, строгий халат). Так березы ранней весною Над талым снегом стоят. В эти же годы она познакомилась с Валерием Брюсовым, Андреем Белым, Вячеславом Ивановым, Сергеем Есениным, Велимиром Хлебниковым и многими другими поэтами-современниками. В 1919–1920-х годах работала в президиуме Всероссийского союза поэтов и по его поручению отправилась в Петроград, где вместе с Александром Блоком организовывала Петроградское отделение союза. Общение с Блоком, возникшая между ними духовная близость определили дальнейший жизненный путь Павлович и многие мотивы ее творчества. Смерть Блока 7 августа 1921 года стала для нее глубоким душевным потрясением. В воспоминаниях о Блоке, впервые опубликованных в «Блоковском сборнике» (Тарту, 1962), она приводит рассказ Мариэтты Шагинян (не называя ее имени) о ночи перед погребением Блока: «Одна писательница вызвалась читать ночью Псалтирь. Она хотела Евангелие, но Любовь Дмитриевна сказала: „Уж если это делать, то по правилам церкви. Полагается Псалтирь». Читавшая рассказала мне. Вечером из своей комнаты вышла в халате Л.Д. и простилась с мертвым. И мать поцеловала его и ушла к себе. Она осталась одна. Было как-то жутко. Свеча колебалась, и по лицу его пробегали свет и тень. Выражение лица постепенно менялось.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

От автора Исповедник в понимании православного христианина – это искренне, преданно, глубоко верующий человек, готовый во Имя Господа нашего Иисуса Христа и ради Его святого Имени претерпеть все – даже до смерти, – но не отречься, не убояться, не поколебаться. Лишения, скорби, притеснения, преследования, гонения, мучения, меч – ничто не может отлучить его от Спасителя. Мудрый Филарет, Московский святитель (1867), как и во всем своем богословии, очень точно и очень ясно, причем предельно кратко, определил, что быть исповедником – это «значит открыто признавать, что мы содержим Православную веру, и, притом, с такою искренностию и твердостию, чтобы ни прельщения, ни угрозы, ни мучения, ни самая смерть не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога, и в Господа нашего Иисуса Христа» (Катехизис). И определение это нужно не просто для нашего знания, не для того, чтобы потешить самолюбие (читайте: увеличить свое греховное состояние), а очистить себя – спастись. – Сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение, – напоминает учитель языков святой апостол Павел ( Рим. 10:10 ). Два исповедника нашего времени – святитель Ковровский Афанасий (Сахаров , † 1962) и епископ Можайский Стефан (Никитин, 1963) – обращаются ныне к нам со своими глубоко духовными наставлениями о том, что есть едино... на потребу ( Лк. 10:42 ), что спасительно, что вечно. И словом, и примером своего жизненного подвига, который смело можно назвать святым, они учили нас и продолжают учить. Примечательно, что они оба пришли в этот мир в конце XIX века (святитель Афанасий – в 1887 г., а епископ Стефан – в 1895 г.) и ушли из него почти одновременно (епископ Стефан скончался после святителя Афанасия ровно через полгода). Были они близки не только по времени, но – что значительно ценнее – родны и по духу, по глубине святой Православной веры, по твердому стоянию в ней; крепко любили друг друга, стремились узреть друг друга и взаимно обогатиться. Святитель Афанасий тайно рукоположил Стефана (тогда Сергия) во диакона, а затем, во священника. Когда святитель Афанасий появился в Петушках, после многолетней страдальческой жизни в узах, епископ Стефан спешил посетить его и утешиться встречей, совместной молитвой. Это была та дружба, о которой еще в пятом веке сказал великий святой отец Церкви Востока и Запада Иоанн Кассиан Римлянин (435): она «обусловлена „одинаковым совершенством и добродетелью друзей“. Скрепленный этим условием союз вечен» ( К. Е. Скурат . Воспоминания и труды по Патрологии (I-V века). Том 1. Троицкий собор, г. Яхрома, 2006. С. 550).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ [Ваванацос Георгиос; греч. Ικωβος] (22.06.1895, Галаксидион, совр. ном Фокида, Греция - 25.10.1984, о-в Саламин, Греция), архиеп. Афинский и всей Эллады (13.01.1962-25.01.1962). Род. в семье моряка Константиноса Ваванацоса. Благодаря дяде иерею Николаю Скутеракосу с раннего возраста приобщился к церковной жизни. Закончив с отличием 1-ю гимназию Пирея, поступил на Богословский фак-т Афинского ун-та (1922), а по его окончании - на Юридический факультет. В 1918 г. принял монашеский постриг и был рукоположен во диакона. Служил в ц. прор. Илии в Пирее. В 1923 г., после избрания архиеп. Афинским и всей Эллады Хризостома I (Пападопулоса), получил должность великого архидиакона. В 1926 г. был рукоположен во иерея, возведен в сан архимандрита и назначен секретарем Афинской архиепископии, митрополичьего совета и епископского суда. В 1931 г. занял должность протосинкелла, в 1932 г.- вел. протосинкелла Афинской архиепископии. 10 янв. 1935 г. И. избран епископом Христупольским, викарием Афинского архиепископа (хиротония 11 янв. 1935), продолжая одновременно исполнять обязанности протосинкелла. За годы административной деятельности в архиепископии проявил себя талантливым организатором, заботящимся о церковной дисциплине и благочестии, уровне образования иереев, оживлении приходской жизни и единобразии в совершении богослужений. В 1932 г. им был созван 1-й съезд приходских священников (впосл. ежегодный), учрежден Дисциплинарный совет пресвитеров, приобрели большее значение собрания духовенства. 30 сент. 1936 г. избран митрополитом новообразованной Аттикийской и Мегарской митрополии, выделенной из обширной Афинской епархии, к-рой управлял архиепископ (см. подробнее в ст. Аттикийская митрополия ). После смерти архиеп. Хризостома (23 окт. 1938) поддерживал кандидатуру Коринфского митр. Дамаскина (Папандреу). После возведения под давлением правительства И. Метаксаса на Афинскую кафедру Трапезундского митр. Хрисанфа (Филиппидиса), вопреки победе на архиепископских выборах митр. Дамаскина, территория Аттикийской и Мегарской митрополии была существенно урезана и кафедра перенесена из Кифисьи в Мегару. Эта мера, в частности, была вызвана желанием исключить из пределов управляемой И. епархии о-в Саламин, где находился в изгнании митр. Дамаскин. Границы митрополии были восстановлены в 1941 г., после низложения Хрисанфа и восшествия на архиепископский престол Дамаскина.

http://pravenc.ru/text/200255.html

Кишинёв. Собор Спаса Преображения. Синадиновская церковь, церковь Константина и Елены при 2-ой мужской гимназии Собор. Не действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:Между 1898 и 1902. Архитектор:М. Сироцинский Ссылки:   Адрес: Республика Молдова, м. Кишинёв, бульвар Штефана Великого и Святого, д. 164а Bulevardul tefan cel Mare i Sfânt, 164а Chiinu, Moldova Координаты: 47.029753, 28.825395 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь II-oй мужской гимназии (Преображенская). Спустя некоторое время после постройки здания II-oй мужской гимназии в 1895 году встал вопрос о строительстве и церкви при этой гимназии. В 1899 году коллежский советник Константин Александрович Наместник пожертвовал на строительство церкви крупную сумму денег с условием, что ей дадут имя Св. Константина и Елены. В 1900 году началось строительство. Проект был разработан епархиальным архитектором М. Сироцинским. Здание церкви освятили 19 мая 1902 года. В 1962 году в здании был открыт Планетарий. В 1989 году Планетарий сгорел (основная версия - поджог). В 1991 году началась реставрация здания, которое было передано Митрополии Молдовы. Церковь вновь стала функционировать, но получила уже имя Преображенской. http://blog.oldchisinau.com/ В 1895 году Кишиневская 2-я мужская гимназия перешла в собственное здание. Вопрос о постройке домовой церкви при гимназии впервые подняли одновременно со строительством корпуса учебного заведения. Появился особый строительный комитет, располагавший средствами в размере 15 тысяч рублей. Почти половина этой суммы составляли добровольные пожертвования состоятельных кишиневцев: К.Г. Херца и А.Л. Балинского. Располагая небольшой суммой, комитет решил сделать во дворе пристройку к главному зданию гимназии. Нижний этаж они собирались отвести под гимнастический зал, верхний - превратить в домовую церковь. Проект кардинально изменился благодаря коллежскому советнику Константину Александровичу Наместнику. Весной 1899 года этот почтенный горожанин подал в строительный комитет заявление с просьбой принять от него 35589 рублей 11 копеек на постройку самостоятельного здания для церкви при 2-й мужской гимназии. Наместник согласился финансировать проект при двух условиях. Если церкви дадут имя Святых Равноапостольских царей Константина и Елены. И если под полом храма будет построен склеп, где ктитор будет покоиться после смерти...

http://sobory.ru/article/?object=17678

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литургические груз. памятники Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. Тифлис, 1908 Лопарёв. Каталог алекс. патриархов Лопарёв Хр. [Каталог патриархов Александрийской Церкви]//Порфирий (Успенский), еп. Александрийская Патриархия: Сб. мат-лов, исслед. и записок. СПб., 1898. Т. 1. С. I-CXXVII Лопухин. Толковая Библия Толковая Библия: В 11 т./Под ред. А. П. Лопухина, Н. Н. Глубоковского. СПб., 1904-1911. Стокгольм, 1987р. 11 т. в 3 пер. Лосский В. Лосский В. Н. МАК Материалы по археологии Кавказа. М., 1888-1914. 14 вып. Макарий. Макарий (Булгаков), митр. Малиновский. Догмат. богословие Малиновский Н. П., свящ. Православное догматическое богословие. Х.; Ставрополь; Серг. П., 1895-1909. Ч. 1-4 Мансветов. Устав Мансветов И. Д. Устав Иерусалимский и его судьба на Востоке и в землях славянских//ПрТСО. 1884. Ч. 34. С. 466-564 Мануил. Мануил (Лемешевский), митр. МАР Материалы по археологии России, изданные Императорской Археологической комиссией. СПб., 1866-1918. 1-37 Маркелов. Святые Др. Руси Маркелов Г. В. Святые Древней Руси. СПб., 1998. Т. 1: Святые Древней Руси в прорисях и переводах с икон XV-XIX вв.: Атлас; Т. 2: Свод описаний; [Т. 3]: Прориси и переводы с икон из собрания Пушкинского Дома Мартиролог «Бутово» Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД «Объект Бутово» 08.08.1937 - 19.10.1938. М., 1997 Мастера художники XVII в. Мастера художники золотого и серебряного дела, алмазники и сусальники, работавшие при Патриаршем дворе в XVII в. М., 1914 МДИР Материалы для истории раскола за первое время его существования/Изд.: Н. И. Субботин. М., 1875-1895. 9 т. Меликишвили. К истории Меликишвили Г. П. К истории Древней Грузии. Тбилиси, 1959 (на груз. яз.) Менабде. Очаги Менабде Л. В. Очаги древнегрузинской литературы. Тбилиси, 1962, 1980. 2 т. (на груз. яз.) Мерчуле. Житие Георгий Мерчуле. Житие св. Григория Хандзтийского//ТРАГФ.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=12

Дивин. Церковь Параскевы Пятницы. Свято-Параскевинская церковь Карта и ближайшие объекты Село Дивин, ранее входившее в Великое княжество Литовское, расположено на берегу озера Любань. Раньше это была униатская церковь, построенная в 1740 году. Деревянная церковь с элементами барокко. Православным она была передана в 1870 году. Из некоторых источников известно, что в церкви Святой Праскевы во время восстания Тадеуша Костюшко, был отслужен молебен за повстанцев самим Тадеушом Костюшко. В советское время храм был закрыт и использовался как склад. Сейчас храм действующий. В Дивине 2 церкви. Первая строилась как униатская в честь Святой Праскевы Пятницы, вторая в 1902 году – православная в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 14 августа 1794 года российский отряд под командованием А. В. Суворова уничтожил под Дивином арьергард в 500 сабель генерала К. Сераковского - сподвижника Тадеуша Костюшко. После подавления восстания Дивин и 988 его жителей были подарены Екатериной II наследникам генерал-фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского. Свято-Параскево-Пятницкая церковь построена как униатская, усилиями и на средства Яна Антония Воеводского на месте церкви 1566 года. По преданию, здесь молился Александр Васильевич Суворов, торжествуя победу над повстанцами. В 1869 году её отреставрировали и передали православным. Следующие ремонты проводились в 1886, 1895 и 1899 годах. В Первую мировую войну церковь в Дивине была повреждена пожаром, но незначительно. Кайзеровские солдаты на три года устроили в храме казармы. В 1917 году церковь опять восстановили, и служба в храме велась до 1962 года, когда во времена " Хрущёвской оттепели " её закрыли на долгие 30 лет (время от времени помещение использовалось под склад). Особую выразительность дивинскому храму придают две четвериковые башенки с фигурными куполами и луковичными главками, между которыми находится килеподобный фронтон. Чуть побольше, главка находится и по центру здания, на крыше. Интересна построенная во второй пол. XIX века звонница - восьмерик на четверике под высоким шатром. Главный прямоугольный бревенчатый сруб и пятиугольная алтарная апсида, к которой по бокам пристроены невысокие ризницы, перекрыты общей крышей с выступами на стыках. Интерьер представляет собой холл с плоским потолком. В храме, до закрытия хранились иконы XVIII века Томаша Михальского: " Святой Онуфрий в пустыне " и " Вознесение " . Сейчас образа находятся в музее древней белорусской культуры в Минске.

http://sobory.ru/article/?object=27566

СТЕФАН (НИКИТИН) - Древо Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Представиться Энциклопедия Новости Форум Оглавление Начало статьи Арест, лагерное заключение Служение в Ташкентской епархии Духовник Днепропетровского женского монастыря Служение в Минске Епископ Можайский На Калужской кафедре Кончина Труды Литература Использованные материалы Изменения Иллюстрации Карта Календарь Хронология Скачать " Древо " Поддержать Помощь Статья Новости Обсуждение Предложения Версии Изменить СТЕФАН (НИКИТИН) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Епископ Стефан Никитин, 1962 г. Стефан (Никитин) ( 1895 - 1963 ), епископ б. Можайский , временно управляющий Калужской епархией В миру Никитин Сергей Алексеевич, родился 15 сентября 1895 года в Москве в глубоко верующей семье бухгалтера бумагопрядильной мануфактуры. Отец его по роду деятельности часто отправлялся в разъезды и, возвращаясь из своих поездок, любил рассказывать о том, как служат в тех местностях, где ему приходилось бывать. В результате дети, а кроме Сергея ещё было у него три дочери, до самой смерти оставались глубоко верующими людьми. Детство провел в селе Вознесенское Богородского уезда (ныне в составе города Красноармейска ). В 1906 - 1914 годах обучался в 1-й Московской гимназии, которую окончил с золотой медалью, затем поступил на медицинский факультет Московского университета. Обучение в университете после революции было прервано. По распоряжению властей студенты-медики старших курсов направлялись в разные концы страны на борьбу с эпидемиями. В 1918 году Сергей Никитин работал на малярийной станции в местечке Мерве (ныне город Мары в Туркмении). В 1919 году был призван в армию и, как зауряд-врач, проходил службу в госпиталях. В 1922 году окончил медицинский факультет Московского университета. С 1926 по 1931 год он был практикующим невропатологом, сотрудником различных медицинских учреждений Москвы. С 1925 года по октябрь 1930 года - староста прихода храма святителя Николая в Клённиках (на Маросейке).

http://drevo-info.ru/articles/1221.html

Пенье. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь в Новопокровском Вид с севера. Фотограф Комеч А.И.; фотопленка 6х9 см; номер в Госкаталоге:27007016; номер по КП (ГИК):ГНИМА НФ-ОФ-1396/330 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры " Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева " Олег Щёлоков 01.05.1962 - 31.10.1962 Карта и ближайшие объекты Пенье находится от уездного города в 37-ми верстах, от губернского в 95-ти верстах, при пруде. Название села местные старожилы производят от слова " пень " , так как на месте, где основано село, в старину был большой лес. В 1532 году, как видно из книг патриаршего приказа половины XVII столетия, Пенье было деревней и принадлежало Дмитрию Ласкарёву. Когда основана в Пенье церковь, неизвестно; но в половине XVIII столетия она уже существовала (Историческое собрание о граде Суздале Анания Фёдорова, стр. 86). В настоящее время в селе существует каменная церковь, с каменной же колокольней, построена в 1823 году тщанием прихожан, вместо бывшей деревянной Покровской церкви, которая за ветхостью была упразденан. В церкви четыре престола: в холодной в честь Покрова Пресвятой Богородицы, во имя священномученика Харламия и в честь святых сорока мучеников Севастийских, в тёплой трапезе в честь Вознесения Господня (устроен и освящён в 1873 году). Из церковной утвари и богослужебных книг в церкви заслуживают особое внимание по своей древности: серебропозлащённый напрестольный крест 1781 года; три евангелия: одно печати 1668 года, другое 1763 г. и третье 1800 г. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1800 года и исповедные росписи с 1828 года. Опись церковного имущества состалвена в 1895 году, хранится в церкви. Причта по штату положено: священник и псаломщик. Дома причт имеет собственные на церковной земле. Приход состоит из одного села Пенье, в котором числится 61 двор, мужчин 242, женщин 262. В селе имеется школа грамоты и помещается в доме священника. Березин-Добронравов ч.3

http://sobory.ru/article/?object=57736

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Ричард Уильямсон: «Иоанн Павел II был разрушителем Католической церкви» Епископ-лефеврист о беатификации Римского понтифика 02.05.2011 1895 Вчера, 1 мая, в Ватикане состоялась беатификация (причисление к лику блаженных Католической церкви) папы Римского Иоанна Павла II . Прокомментировать это событие сайт Российского Имперского Союза-Ордена «Легитимист» попросил проживающего в Лондоне католического епископа-лефевриста Священнического братства св.Пия X Ричарда Уильямсона . «Иоанн Павел II был большим проповедником обновленческой церкви и разрушителем Католической церкви. Как мы можем именовать его " блаженным " , ведь это последний шаг перед полной канонизацией?» – задается вопросом епископ Ричард Уильямсон. По его словам, «Иоанн Павел II не будет католическим блаженным через католическую беатификацию в Католической церкви, он будет обновленческим блаженным через обновленческую беатификацию в обновленческой церкви». Как пояснил епископ Ричард Уильямсон, чтобы понять сущность обновленческой церкви, т.е. официального Ватикана, нужно посмотреть на бензин. На бензине машина может ехать, но на воде – нет. Если же смешать бензин с водой, то смесь по-прежнему будет пахнуть бензином, однако машина на ней уже не поедет. Именно такова обновленческая церковь, которая утвердилась в Ватикане после Второго Ватиканского собора , считает епископ-традиционалист. Обновленческое католичество, символом которого является беатификация Иоанна Павла II – это не конечная станция назначения, уверен епископ Ричард Уильямсон. Впереди – мировая религия, которая будет представлять собою просто «воду», без какой-либо примеси «бензина». Однако завершил свой комментарий епископ-лефеврист оптимистично: «Истинный Бог никогда не покинет своих овец и не позволит обмануть тех из них, кто не хочет быть обманутым. И не отречется Господь ни от одной души, которая прежде сама не отречётся от Господа, как говорил блаженный Августин». Как напоминает издание, католическое Священническое братство св. Пия X возникло в 1970 г. Оно было основано архиепископом Марселем Лефевром (1905–1991) и объединило католических священников, считавших решения Второго Ватиканского собора 1962–1965 гг. отступлением от догматов веры.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/05/02/ri...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010