Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОБОЛЕНСКИЙ [Англ. Obolensky] Дмитрий Дмитриевич (1.04.1918, Петроград - 23.12.2001, Берфорд, графство Оксфордшир, Великобритания), брит. славист и византинист рус. происхождения, иностранный член РАН (с 1994); подданный Великобритании с 1948 г. Происходил из старинного княжеского рода Оболенских; сын кн. Дмитрия Александровича Оболенского (1882-1964) и гр. Марии Павловны Шуваловой (1894-1973), внук московского градоначальника Павла Павловича Шувалова (1859-1905). В апр. 1919 г. семья О. была вывезена из белогвардейского Крыма в Великобританию на англ. линкоре «Мальборо». После развода с Д. А. Оболенским мать О. в 1922 г. вышла замуж за гр. Андрея Дмитриевича Толстого, к-рый и стал воспитателем О. До 1929 г. семья жила в Ницце, затем переехала в Париж. О. учился в рус. лицее в Ницце, затем окончил «Линчмер Скул» в Истборне (графство Вост. Суссекс, Великобритания), продолжил образование в лицее им. Пастера в Нёйи-сюр-Сен (Франция). Высшее образование О. получил в 1937-1940 гг. в Тринити-колледже Кембриджского ун-та. Его первоначальной специализацией была философия, но затем О. углубился в изучение русской и французской филологии. Он был избран членом колледжа (1942-1948), позже - почетным членом, в 1946-1948 гг. читал лекции по славистике. В 1949 г. О. становится лектором, а впосл. и профессором русской истории и истории Балканских стран в Оксфордском ун-те. О. неоднократно посещал СССР. О. считал себя учеником византиниста и историка Церкви Ф. Дворника . В этой связи свой главный труд «Византийское содружество наций» («Byzantine Commonwealmh») О. рассматривал как плод многочисленных наблюдений, касающихся истории взаимоотношений Византии и слав. мира. По мнению О., между Византией и рядом стран Вост. Европы существовали политические, экономические, культурные и религ. связи, при определении которых О. использует политический термин «commonwealth» (обычно используется для описания отношений между Великобританией и ее бывшими колониями).

http://pravenc.ru/text/2578071.html

Дополнения к месяцеслову Месяц Сентябрь 11. Преподобнаго Силуана Афонскаго (1938). 22. Собор Тульских святых. 26. Святителя Тихона, патриарха Московскаго и всея Руси (прославление, 1989). 28. Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337). Месяц Октябрь 3. Преподобнаго Амвросия Оптинскаго (обретение мощей, 1988). 4. Собор Казанских святых. 10. Преподобнаго Амвросия Оптинскаго (1891). 15. Иконы Божия Матере «Спорительница хлебов». 31. Священномученика протоиерея Иоанна (1917). Зри: Суббота между 31 октября и 6 ноября. Собор Карельских святых. Месяц Ноябрь 15. Преподобнаго Паисия Величковскаго (1794). 19. Святителя Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго (1867). 21. Священномученика протопресвитера Александра (1937). Месяц Декабрь 15. Собор Крымских святых. 20. Праведнаго Иоанна Кронштадтскаго (1908). 30. Святителя Макария, митрополита Московскаго (1563). Месяц Январь 10. Святителя Феофана, Затворника Вышенскаго (1894). 18. Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337). 21. Преподобнаго Максима Грека (1556). 23. Собор Костромских святых. 24. Блаженныя Ксении Петербургския (XIX). 25. Священномученика Владимира, митрополита Киевскаго и Галицкаго (1918). Зри: Неделя между 25 и 31 января. Собор новомучеников и исповедников Российских. Месяц Март 25. Святителя Тихона, патриарха Московскаго и всея Руси (1925). Преподобнаго Саввы Новаго (1948). Месяц Апрель 5. Святителя Иова, патриарха Московскаго и всея Руси (перенесение мощей, 1652). 30. Святителя Игнатия Брянчанинова , епископа Ставропольскаго (1867). Месяц Май 11. Равноапостольнаго Ростислава, князя Великоморавскаго (870). 19. Благовернаго великаго князя Димитрия Донскаго (1389). Месяц Июнь 10. Собор Рязанских святых. Собор Сибирских святых. 19. Святителя Иова, патриарха Московскаго и всея Руси (1607). 23. Собор Владимирских святых. Зри: Неделя после 29 июня. Собор Тверских святых. Месяц Июль 4. Преподобнаго Андрея Рублева, иконописца (XV). 5. Преподобномучениц великия княгини Елисаветы и инокини Варвары (1918).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Забайкальский край Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Забайкальском крае [ править править код ] После присоединения к России, Забайкалье входило в состав единственной тогда сибирской епархии — Тобольской. С 1727 года, когда учреждена была Иркутская епархия, оно вошло в её состав, а с 1861 года числилось в составе селенгинского викариатства. 12 марта 1894 году император утвердил решение Святейшего Синода об образовании самостоятельной Забайкальской епархии с кафедрой в городе Чите. Православного населения в епархии в 1900 году насчитывалось 401 758 человек, церквей — 338, молитвенных домов и часовен — 225, монастырей — 4 (два — женские); в 1902—1903 гг. за епархией числилось школ грамоты — 107, церковно-приходских — 197 (в том числе 8 — двухклассных). Церковно-приходские попечительства были при всех церквях, входящих в епархию. Раскольников, сектантов и протестантов в 1900 на территории епархии насчитывалось до 64 тыс. чел. В составе епархии были Читинское духовное училище, Епархиальное женское училище. После Октябрьской революции в Чите стали активны обновленцы, но однозначно определить принадлежность к ним Читинских архиереев 1920—1930 годов затруднительно. В 1930 году Забайкальская епархия в юрисдикции патриаршего местоблюстителя Сергия (Старогородского) была упразднена. Обновленческий синод 21 января 1931 года разделил Сибирскую митрополию на Западную и Восточную, в составе последней определено было быть Читинской епархии. В 1948 году решением Священного Синода была восстановлена Иркутская епархия, в состав которой вошла в том числе территория Забайкалья. Правящий архиерей получил титул Иркутский и Читинский. Решением Священного Синода от 21 апреля 1994 года Забайкальская епархия была восстановлена в прежних границах, правящему архиерею было определено именоваться Читинским и Забайкальским. 10 октября 2009 в связи с образованием Улан-Удэнской и Бурятской епархии, правящему архиерею определено именоваться Читинским и Краснокаменским. Населённые пункты [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Забайкальский_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Архипастырь всея Руси Ко дню памяти митрополита С.-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева; † 2.11.1995) 01.11.2018 795 Время на чтение 24 минут В этом году исполнилось 70 лет со дня монашеского пострига (14 января 1948 г.) духовного лидера православно-патриотического движения, всероссийского проповедника, христианского мыслителя и писателя, митрополита С.-Петербургского и Ладожского Иоанна ( И.М.Снычева). Прах его в земле, но Слово и Заветы митрополита продолжают гореть благодатным огнем веры, надежды, любви, муд­рости, оставаясь ярким духовным светильником, прорезающим мрак и непогоду русской действительности. Смерть владыки означала утрату главного охранного щита русских патриотов в Петербурге. Город осиротел, его покинул «удерживающий», который неколебимо противостоял беснованию и хищной разнузданности русофобов в северной столице - городе агрессивно антирусском. Петербуржцы, особенно чутко ощущали постоянную незри­мую защиту и поддержку митрополита. Неисчерпаемым источни­ком духовных сил для его горячих почитателей, являлось со­знание того, что в одном с ними городе живет этот добрый, мудрый наставитель, бесстрашный защитник Святой Руси и грозный обличи­тель ее врагов, мужественный инок-воитель и истовый молитвенник, всегда открытый людям. Отныне 2 ноября (день смерти владыки) в русском историческом календаре - день двойного траура: в этот же день в 1894 году скончался Алек­сандр III, из династии Романовых наиболее преданный русскому на­роду государь (для меня это еще и дата родовой скорби - 2 ноября 1918 года латышско-большевистские палачи расстреляли моего деда - священника). В православных святцах можно прочесть, что это и день поминовения святого великомученика Артемия - военачальника вре­мен императора Юлиана, которого он смело обличал за нечестие и отступничество от веры Христовой. После мучительных пыток Ар­темий был обезглавлен... Такими совпадениями не исчерпываются мистические акценты, которые судьба расставила в пространстве жизни и смерти владыки Иоанна. Накануне - память Иоанна Рыльского, во славу которого родившийся в этот день святой праведный Иоанн Кронштадтский выстроил на набережной Карповки монастырь. Наш митрополит скончался в помещении, находящемся в какой-нибудь сотне метров от монастыря с гробницей Кронштадтского чудотворца... Первая служба владыки, поставленного на петербургскую кафедру в 1990 г., состоялась в августе того же года, в праздник Смоленской иконы Божьей Матери, в храме на Смоленском кладбище. И последняя его литургия тоже была отслужена в день Ярославо-Смоленской иконы Пресвятой Девы, за неделю до кончины...

http://ruskline.ru/analitika/2017/11/21/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сербская Церковь канонизировала двух известных подвижников-русофилов Архиерейский Собор единодушно внес в диптихи святых отцов Иустина (Поповича) и Симеона (Поповича) 30.04.2010 495 Вчера, 29 апреля, Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви на рабочем заседании единодушно принял предложения епархиальных архиереев и внес в диптихи святых Православной Церкви имена блаженнопочивших архимандрита Иустина (Поповича) (1894–1979), духовника монастыря Челие под Вальево и Симеона (Поповича), настоятеля монастыря Дайбабе под Подгорицей (1854–1941), сообщает официальный сайт СПЦ. Решением Архиерейского Собора установлено, что память преподобного Иустина Челийского будет отмечаться 1/14 июня, а память преподобного Симеона Дайбабского 19 марта/1 апреля. Чин торжественного прославления канонизованных угодников Божиих состоится 2 мая за Божественной литургией в храме Святого Саввы на Врачаре. Великий подвижник и духовный писатель, архимандрит Иустин (Попович) родился в городе Вране в семье священника в праздник Благовещения. Учился в семинарии св. Саввы в Белграде, где в то время преподавал будущий святитель Николай (Велимирович). Позднее будущий святой учился в Петербургской Духовной академии, затем - на теологическом факультете в Оксфорде. Душа его искала подвижнической и аскетической жизни. Спустя некоторое время он преподавал в семинарии и, окормляя многочисленных чад, принимал участие в издании православных газет. Огромная роль в формировании личности архимандрита Иустина принадлежала России. Тесные дружеские связи и духовное наставничество он обрел в среде живших в Королевстве Югославия русских изгнанников. Отец Иустин сердцем болел о дорогой ему России, молился о своих русских братьях. В 1926 г. он защитил в Афинах докторскую диссертацию по теме: «Учение святого Макария Египетского о тайне человеческой личности и тайне ее познания». С конца 1930 года потрудился миссионером в прикарпатских городах (Ужгороде, Хусте, Мукачеве и др.). Был выдвинут на возрожденную Мукачевскую епископскую кафедру, но по смирению своему отказался от нее. С 1932 года отец Иустин - преподаватель Битольской семинарии, а спустя два года — доцент Теологического факультета в Белграде. С мая 1948 года до кончины подвизался в монастыре Челие близ Валева, где был духовником; написал многие богословские труды. Преставился ко Богу, как и родился, в праздник Благовещения.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/04/30/se...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Философские пропасти «Философские пропасти» — цикл очерков преподобного Иустина (Поповича). Их жанр не легко определить: ёмкие, цельные тексты, совместившие в себе философию, богословие, высокую поэзию, проповедь и притчу. В философской терминологии это творение Иустина (Поповича) можно отнести к экзистенциализму: вопль человеческого существа среди бессмыслицы, зла и тленности мира к Богу. Философия ввергает человека в пропасти «проклятых вопросов». Подлинная философия знает, что единственный выход — «взывать из бездны к Господу» вслед за Псалмопевцем. «Этот мир… Что такое этот мир со всеми своими муками и тяжестями, трагедиями и страстями, как не безнадежный смертник? Да, безнадежный смертник, который постоянно в муках умирает и никак не умрет. Что нам остается? Скрежетать зубами и бунтовать? Но против кого и против чего? Эх, тщедушное человеческое создание никак не может найти главного виновника?! Оно дано людям лишь в той мере, чтобы они могли им тщетно мучиться, ощущая свою трагическую безысходность в этих ужасных условиях существования. Сознание человека – маленький светлячок в непроглядной ночи, повсюду вокруг сплошная темнота и непроглядный мрак. Гонимый неким внутренним беспокойством, бедный светлячок мчится из мрака в мрак, из малого в больший.  Но вершина ужаса в том, что величайший мрак есть наименьший из тех, что дальше. И так – бесконечность мрака.» От редактора Архимандрит Иустин (Попович) (1894-1979) – один из величайших деятелей Сербской Православной Церкви ХХ века, в 1993 году прославленный в лике местночтимых святых и глубоко почитаемый на православных Балканах. Отец Иустин пришел в этот мир и ушел из него в один день – 25 марта (7 апреля), в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Отец Иустин долгие годы занимался преподавательской деятельностью в духовных семинариях Югославии и на богословском факультете Белградского университета. В 1948 году он удалился в монастырь Челие (западная Сербия), где до конца жизни занимался творческой, переводческой и издательской деятельностью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=834...

Санкт-Петербург. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Карта и ближайшие объекты Первое, что встречает гостей Зеленогорска (до 1948 года Териоки) при въезде в город по Приморскому шоссе - это редкой красоты белоснежная церковь на высоком холме, окружённая могучими соснами. Расположенная на пересечении Приморского шоссе и небольшой улочки, ведущей в сторону центра, и видимая почти из любой части города, Церковь Казанской иконы Божией Матери, несомненно, является архитектурной доминантой Зеленогорска. Первая церковь в Териоках была построена в 1880 году на пожертвования купца Дурдина, за что получила название «Дурдинская». 6(18) августа 1880 года церковь была освящена во имя Казанской иконы Божией Матери. Деревянный храм располагался в стороне от центра на Куоккальской морской дороге со стороны залива. Место для строительства церкви было выбрано крайне неудачно – оно было низинное и небольшое по размеру. Вскоре храм уже не мог вместить всех прихожан, и в 1894 году его расширили более чем в два раза. В это же время к храму была пристроена колокольня в старомосковском стиле. 5(18) декабря 1907 года деревянная церковь была полностью уничтожена пожаром. Вскоре под временную церковь была перестроена находившая напротив летняя дача. В 1910 году был заложен новый храм. Участок в 2,12 га на возвышенном месте был пожертвован богатым крестьянином Дормидонтом Игумновым. Храм строился на средства прихожан, часть суммы пожертвована из императорской казны. Проект разработан петербургским архитектором Н.Н. Никоновым, для которого Казанская церковь в Зеленогорске стала вершиной творчества. Церковь была построена в московско-ярославском стиле и вмещала до 800 прихожан. Высота колокольни с крестом 49 метров. Самый большой колокол был подарен богачом А.М.Александровым и весил 305 пудов. В 1913 году освящён придел преподобного Сергия Радонежского. А в 1914 году епископом Финляндским Сергием (Старгородским) в присутствии Финляндского генерал-губернатора была освящена вся церковь. Первым настоятелем стал Пётр Поташев, похороненный в 1917 году под южной стороной церкви.

http://sobory.ru/article/?object=00116

Сокращения Журналы, периодические и справочные издания АО Богословские труды. Сборники. Изд. Московской Патриархин. М., 1958-. 1 -. Богословский вестник. СП, 1892–1918; Н. с. 1– (1993-). Вестник русского христианского движения. Париж, Ν. Y., М., 1925-. 1925–1974. 1–111 (под названием «Вестник русского студенческого христианского движения»), М., 1992-. 164-. Вестник церковной истории. М., 2006-. Византийский временник. Ж-л. СПб/.Ленинград, 1894–1928.1–25; М.,1947-.26-. Журнал Министерства Народного Просвещения. СПб., 1834–1905; Н. с. 1906–1917. Журнал Московской Патриархии. М., 1948-. Полное собрание русских летописей. Православная энциклопедия. М., 2000-. Т. РПЦ, 1 -. Труды Императорской Киевской духовной академии. Киев, 1860–1917; Н. С. 1997-.1-. Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР (Пушкинский дом). Сборники. Ле- нинград/СПб., 1934-. 1 -. Творения Святых Отцов в русском переводе. М.,1843–1864, 1871,1872,1880–1891,1893–1917. Т. 1–69 (72). Христианское чтение. СПб., 1821–1918; Н. с. 1991-. 1 -. Церковно-исторический вестник. М., 1998-. Acta Conciliorum Oecumenicorum/Iussu atque mandato Societatis Scientiarum Argentoratensis edenda, instituit E. Scbwadz, continuavit J. Straub. Strassburg, Berlin, Leipzig, 1914–1974. T. 1–4 (27 partes). [При ссылках указываются: том (римской цифрой), книга, часть, страница.] Bibliotheca Scriptorum Graecorum et Romanorum Teubneriana. Leipzig (или Stuttgart), затем Wiesbaden, затем München, 1849-, Clavis Patrum Graecorum. Vol. 1–4/Cura et studio M. Geerard. Turnhout: Brepols, 1983, 1974, 1979, 1980; Vol. 5/Cura et studio M. Geerard et F. Glorie. Turnhout: Brepols, 1987; Vol. IIIa (addenda vol. III)/Parata a J. Noret. Turnhout: Brepols, 2003. Clavis Patrum Latinorum.../Commode recludit E. Dekkers... praeparavit et iuvitH. Gaar. Editio tertia avcta et emendata. Steenbrugis: Brepols, 1995. Corpus Christianorum. Series Graeca. Turnhout: Brepols, 1978-. Corpus Fontium Historiae Byzantinae/Hrsg. v. A. Kambylis. 1967-.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Закрыть itemscope itemtype="" > Олимпиада фронтовиков Из истории Олимпийских игр 1952 года в Хельсинки 26.09.2016 1413 Время на чтение 7 минут История Олимпийских игр насчитывает более двух тысячелетий. Первые игры состоялись в Древней Греции в 776 году до н.э. и регулярно проводились до 394 года н.э., прежде чем волевым решением императора Греции, были запрещены. Второе рождение Олимпийских игр состоялось в 1894 году, когда было принято решение об их проведении в 1896 году. За всю новейшую историю возрожденных Олимпийских игр, они не проводились трижды: в 1916, в 1940 и в 1944 годах - в период мировых войн. Первые послевоенные Игры состоялись в 1948 году в Лондоне. Спортсмены Советского Союза участия в них не принимали. Наша страна в это время залечивала послевоенные раны, поднималась из руин. При этом люди находили в себе силы и желание заниматься спортом. После тяжелого трудового дня фронтовики шли на стадионы, спортивные площадки и немногочисленные спортзалы. Во время различных состязаний трибуны всегда были заполнены до отказа. После одержанной победы над фашистской Германией руководство страны ожидало побед и на спортивных аренах. По этой причине вместо спортсменов на первую послевоенную Олимпиаду поехали наши спортивные специалисты, чтобы оценить уровень подготовки соперников и составить планы подготовки наших спортсменов. Олимпийские игры 1952 года в Хельсинки стали первыми для советских спортсменов спортивными соревнованиями такого масштаба. Эти Игры занимают особое место в истории нашего спорта еще и потому, что они пришлись на поколение, рождённое в 1920-26 годах, поколение, прошедшее дорогами войны, испытавшим все её тяготы и лишения. Для нас это была «Олимпиада фронтовиков», потому что костяк советской сборной составили фронтовики, блокадники, труженики тыла и даже бывшие узники концлагерей. Несмотря на это, советские спортсмены 22 раза поднимались на высшую ступень пьедестала, а всего советские спортсмены завоевали 71 медаль (30 серебряных и 19 бронзовых) и по медальному зачету стали вторыми из 69 стран - участниц Олимпиады.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/27/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ОТКРОВЕННЫЕ РАССКАЗЫ СТРАННИКА ДУХОВНОМУ СВОЕМУ ОТЦУ» Сборник иером. Арсения (Троепольского; 26.02.1804 - 7.07.1870), в к-ром повествуется о стяжании дара непрестанной молитвы Иисусовой , а также о назидательных и поучительных случаях, происходивших во время странствий по российским просторам. «О. р. с.» представляют собой систематическое руководство в прохождении молитвы, изложенное от лица странника крестьянского происхождения. Они занимают одно из центральных мест среди аскетических текстов XIX-XX вв., посвященных Иисусовой молитве, и отражают мистический опыт подвижников, молитвенное делание к-рых состояло в призывании имени Иисуса Христа . Текст 4 рассказов впервые опубликован в 1881 г. в Казани, в 1883 г. там же появилось 2-е издание, в 1884 г.- 3-е; в 1930 и 1933 гг. эти рассказы были изданы в Париже. Кроме того, в 1882 г. опубликована сокращенная и существенно переработанная редакция 4 рассказов, впосл. многократно переизданная (1883-1885, 1889, 1891, 1894, 1896, 1898, 1900, 1911, 1913). В 1911 г. в ж. «Троицкое слово» и отдельным изданием были напечатаны 3 дополнительных рассказа (переизд. в 1933 в Словакии). В 1948 г. в Париже опубликовано сводное издание всех 7 рассказов, в основу к-рого положены тексты 2-го парижского и словацкого изданий. В 1973 г. в Париже было напечатано 4-е издание, фототипически воспроизводившее предшествующее издание, а в 1989 г.- 5-е, к к-рому было добавлено краткое послесловие историко-текстологического содержания. В последующие годы парижские издания неоднократно перепечатывались в России. «О. р. с.» неоднократно переводили на иностранные языки. Первый перевод текста на нем. язык, изданного в Казани в 1884 г., был опубликован в Берлине в 1925 г. В 1930 г. в Лондоне напечатан 1-й англ. перевод, в основу к-рого также было положено казанское издание. Первый франц. перевод, выполненный на основе текста парижского издания, опубликован в 1943 г. Многократно переизданные на рус. языке и в различных переводах, «О. р. с.» являются самым известным произведением рус. духовной лит-ры и одним из основных источников для изучения духовной традиции рус. Православия, однако интерпретация этого текста существенно осложнялась из-за отсутствия научного издания текста, сведений о его истории и взаимоотношении различных редакций.

http://pravenc.ru/text/2581709.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010