Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОСТОКОВ Востоков Владимир Игнатьевич (11.07.1868, с. Голочёлово Коломенского у. Московской губ.- 5.08.1957, Сан-Франциско, США), протопр., проповедник, публицист, издатель. Род. в семье священника. 8 поколений предков В. были сельскими причетниками и священнослужителями. Обучался в Коломенском ДУ (1878-1882) и Московской ДС (1882-1888), по окончании к-рой назначен учителем в староямскую приходскую школу Подольского у. 30 мая 1891 г. рукоположен во иерея в Успенском соборе Московского Кремля. В 1891-1903 гг. служил в сельских приходах Московской епархии (Иславское, Белые Колодези, Ст. Ям). Активно выступал в печати за церковное просвещение народа и против пьянства, организовал в с. Ст. Ям об-во трезвости. Был избран товарищем председателя Подольского уездного уч-ща и назначен уездным наблюдателем церковноприходских школ. Читал в Москве лекции для рабочих в Историческом музее и епархиальном доме. Московский митр. сщмч. Владимир (Богоявленский) , учитывая «литературные труды и плодотворное проповедничество» В., перевел его 3 нояб. 1903 г. в Москву настоятелем ц. вмч. Никиты, где каждый воскресный вечер В. проводил духовные беседы с прихожанами, сопровождавшиеся пением. В 1904 г. избран Собранием московского дворянства законоучителем Екатерининского ин-та благородных девиц. Во время подъема революционного движения В. как опытного проповедника назначили епархиальным миссионером и настоятелем Князь-Владимирской ц. при московском епархиальном доме. В 1906 г. между ним и епархиальным миссионером прот. сщмч. Иоанном Восторговым возник конфликт, причиной к-рого стали решительные выступления В. против участия священников в деятельности правых партий. Вскоре В. был переведен настоятелем ц. Петра и Павла на Якиманке, где продолжил практику народных бесед. Желая поддержать опального пастыря, предводитель дворянства Московской губ. А. Д. Самарин пригласил его частным законоучителем к собственным детям и ввел в круг своих единомышленников.

http://pravenc.ru/text/155362.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Жизнь и смерть священника Михаила Страхова 3 часть 05.12.2023 74 Время на чтение 41 минут Фото: Усть-Цильма до революции 1 часть 2 часть На реке Цильма издревле добывали медь и серебро. Великий князь и государь всея Руси Иоанн III Великий в конце XV века направил туда экспедиции для изучения недр и развития горной металлургии. Правда, это производство оказалось здесь не слишком рентабельным . Село Усть-Цильма известно с 1542 г., когда новгородцу Ивану Дмитриеву сыну Ластке были пожалованы земли по реке Печора. Иван Ластка построил храм Святителя Николая Чудотворца. После раскола Русской православной церкви в XVII веке регион стал одним из центров старообрядчества поморского согласия . В результате браков и социокультурного взаимодействия с местными народностями сложилась этническая группа устьцилемцев со своеобразным русским наречием и особенностями быта. Коренные жители Усть-Цильмы занимались добычей серебра и меди, рыбным и охотничьим (пушным) промыслом. Предприимчивые староверы содействовали ускоренному развитию края. Усть-Цильма входила в состав Пустозерского, а затем Мезенского уездов Архангелогородской губернии. Приток населения и рост экономического значения Усть-Цильмы был связан с развитием лесной отрасли. Усть-Цильма использовалась как место ссылки ещё в Российской империи. В 1910-1912 гг. там находилось ок. 50 ссыльных, осужденных за революционную деятельность. При императоре Александре III Миротворце наблюдается расцвет региона . В 1887 г. село посетил Архангелогородский губернатор князь Н.Д. Голицын , будущий последний председатель Совета министров Российской империи. В 1891 году государь утвердил решение Государственного совета о присвоении Усть-Цильме статуса уездного города новообразованного Печорского уезда. В царствование императора Николая II Страстотерпца в 1911 году в Усть-Цильме открылась Печорская сельскохозяйственная опытная станция, занимавшаяся проблемами животноводства и обеспечения кормами, просуществовавшая до 1957 года.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/04/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Один из ярчайших проповедников восстановления Самодержавной Монархии Сегодня мы вспоминаем видного монархического деятеля времен Гражданской войны протоиерея В.И.Востокова 05.08.2023 840 Время на чтение 3 минуты Фото: naslednik.cerkov.ru Сегодня, в праздник Почаевской Божией Матери (1675), мы чтим память мчч. Трофима, Феофила и с ними 13-ти мучеников (284-305), прав. воина Феодора Ушакова (прославление 2001), сщмч. Аполлинария, еп. Равеннийского (ок. 75), сщмч. Михаила пресвитера и мч. Андрея (1938), отмечаем праздник иконы Божией Матери, именуемой " Всех скорбящих Радость " (с грошиками) (1888). Сегодня мы вспоминаем известного проповедника и церковного писателя, видного монархического деятеля времен Гражданской войны протоиерея Владимира Игнатьевича Востокова , скончавшегося 5 августа 1957 года. Он родился 11 июля 1868 года в семье сельского священника. Окончив Московскую Духовную семинарию и академию в 1891 г. Владимир был рукоположен во иерея. В скором времени о.Владимира прославился на всю Москву как выдающийся проповедник. Он был законоучителем детей будущего обер-прокурора Св. Синода А.Д.Самарина, а Великая княгиня Елизавета Федоровна пригласила его быть лектором при ее Марфо-Мариинской общине милосердия. Кроме того, о.Владимир проявил себя как яркий публицист (он являлся редактором-издателем духовно-литературного ежемесячника " Отклики на жизнь " , общественно-литературной газеты " Рассвет " (позже - " Славянофил " ) и журнала " Живая беседа " ) и активный борец за народную трезвость. За свою борьбу против Г.Е.Распутина, в 1913 г. Востоков был выслан из Москвы в Коломну, затем служил в тюремной церкви г.Клина. В канун революции о.Владимира перевели в Уфимскую епархию. Февральскую революцию Востоков первоначально приветствовал, но вскоре стал раскаиваться в своих заблуждениях, и уже на Поместном Соборе Православной Российской Церкви выступил с монархических позиций. Пришедших на смену Временному правительству большевиков о. Владимир также первоначально поддержал, увлекшись идеей " крестьянской и рабочей власти " , полагая, что власть будет именно таковой, когда ее удастся вырвать из рук " ожидовившейся " аристократии. Однако, разочаровавшись и в большевиках, стал выступать с горячими проповедями против советской власти, за что был объявлен ею " вне закона " .

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/05/od...

Скачать epub pdf 25 марта 2019 г. исполнилось 30 лет со дня блаженной кончины митрополита Иоанна (Вендланда) – выдающегося иерарха Русской Православной Церкви второй половины ХХ в. В 1957–58 гг. владыка Иоанн (будучи еще архимандритом) занимал должность ректора Киевской духовной семинарии. К годовщине смерти митрополита Иоанна мы публикуем нескольких его писем киевского периода. Все они были адресованы другому известному иерарху – митрополиту Гурию (Егорову). Эту публикацию необходимо предварить кратким рассказом о совершенно особом жизненном пути митрополита Иоанна 1 . Будущий владыка родился 1(14) января 1909 г. в Петербурге в семье юриста Адмиралтейства Н. А. Вендланда. В крещении он был назван Константином. В 1930 г. К. Вендланд окончил Ленинградский горный институт, получив специальность инженера-геолога. Обучаясь в институте, он также посещал лекции на Богословско-пастырских курсах, которые тогда еще действовали в Ленинграде. Уже в это время в его душе созревает желание принять священный сан и послужить Церкви. Еще будучи студентом, в 1928 г., Константин Вендланд познакомился с архимандритом (впоследствии – митрополит) Гурием (Егоровым, 1891–1965) 2 , который стал его духовным отцом. В начале 1930-х гг. К. Ведланд работал геологом на Ключевском хромитовом руднике на Урале. В 1933 г. он переехал в Ташкент, где работал на кафедре петрографии в Среднеазиатском индустриальном институте. Переезд в Ташкент был связан с тем, что именно здесь поселился после пятилетней ссылки архимандрит Гурий. До 1945 г. К. Вендланд жил в Ташкенте, работая преподавателем в высших учебных заведениях. Архимандрит Гурий создал в Ташкенте православную общину, для которой совершал богослужения на дому. К этой общине принадлежал и Константин Вендланд. 2 сентября 1934 г. архимандрит Гурий тайно постриг его в монашество с именем Иоанн в честь святителя Иоанна Златоуста . В 1936 г. по рекомендации архимандрита Гурия епископ Старорусский Иннокентий (Тихонов) рукоположил о. Иоанна в иеромонаха. С этого времени иеромонах Иоанн тайно совершал богослужения в домовом храме в Ташкенте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Бийская Основана 01.12.1879. Именование – по г. Бийск (Томская губерния, Алтайский край). Томское викариатство, полусамостоятельная. Самостоятельная с 1918 г. (?). Томское викариатство с 1927 г. Самостоятельная с 1932 г. Новосибирское викариатство с 1949 г. Упразднена в 1957 г. (?) Именовалась: Бийская; в 1918–1927 гг. – Бийско-Алтайская. Викарная кафедра: Рубцовская (?). 16.03.1880 06.08.1883 Владимир Петров 12.02.1884 26.05.1891 Св. Макарий Парвицкий Невский 18.08.1891 12.06.1893 Владимир II Сеньковский (Синьковский) 02.06.1894 24.12.1898 Мефодий Герасимов 12.02.1899 20.01.1901 Сергий Петров II 18.03.1901 17.01.1905 03.04.1905 30.01(12.02)1923 20.12.1923(02.01.1924) 26.01.(08.02)1931 06(19)09.1932 22.03(04.04)1933 16(29)10.1936 16(29)01.1937 14(27)07.1937 14(27)02.1949 18(31)07.1952 Никандр Вольянников 01(14)06.1956 01(14)03.1957 Донат Щеголев Бийская, обн. Основана в 1922 г. Именование – по г. Бийск (Томская губерния, Алтайский край). Упразднена в 1935 г. 23.10(05.11)1922 27.04(10.05)1923 Иоанн Завадовский 12.1922 08(21)07.1923 Макарий Торопов 24.12.1922(06.01.1923) 07(20)05.1923 Василий Смелов 22.06(05.07)1923 01(14)11.1923 20.07(02.08)1923 15(28)11.1923 15(28)11.1923 14(27)07.1924 Серапион Сперанцев, паки Геронтий Шевлягин 10(23)06.1925 Василий II Лысенко Владимир Злобин 07.1935 12(25)11.1935 431 Вторая дата – дата ареста в Бийске, после которого еп. Иннокентий был полностью и навсегда оторван от кафедры. Был вывезен в Москву. После заключения в Бутырскую тюрьму епископ Иннокентий проживал (с титулом еп. Б. Бийского) под Москвой, в Николо-Угрешском м-ре (с конца 1923 г. без права выезда.), совместно со своим другом и сподвижником по Алтайской миссии, Макарием (Невским) , б. митрополитом Московским. С 1924 г. на покое (?). Список Н. Кирьянова включает его имя с титулом Архиепископа Бийского в августе 1924 г. (см. Приложение 8. С. 881) В последние годы жизни обитал в Немчиновке (под Москвой), где скончался 01(14)08.1937 и погребен на местном кладбище. Его преемник был назначен определением Св. Синода и Св. Патриарха от 20.12.1923(02.01.1924) (копия отсутствующего оригинала – РГИА ф. 831, οп. 1, д. 272, л. 6), но имя этого преемника в документе не указано.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Вениамин (Тихоницкий), архиеп. Кировский. Фотография. 1950 г. (Тихоницкий Вениамин Михайлович; 12.10.1869, пос. Ижевский Завод Вятской губ. (ныне Ижевск, Удмуртия) - 2.04.1957, Киров), архиеп. Кировский и Слободской. Из священнического рода, сын сщмч. прот. Михаила Тихоницкого , брат митр. Владимира (Тихоницкого) . В 1890 г. окончил Вятскую ДС по 1-му разряду. 1 авг. 1891 г. Вятским еп. Сергием (Серафимовым) рукоположен во священника к храму в с. Юмском Котельничского у. (ныне с. Юма Кировской обл.), в 1891-1894 гг. был директором и законоучителем юмской церковноприходской школы. 28 июля 1894 г. переведен в клир Александро-Невского собора Вятки. С 1894 г. преподавал естественную историю в Вятском епархиальном уч-ще, Закон Божий и лат. язык - в Вятской общине сестер милосердия. C 1895 г. являлся членом правления эмеритальной кассы духовенства Вятки, с 1897 г.- ее председателем. 17 дек. 1896 г. назначен благочинным церквей города. 1 апр. 1898 г. переведен во Владимирскую ц. Вятки. В 1901 г. назначен членом правления Вятской ДС и жен. епархиального уч-ща, в 1908 г.- управляющим Вятским епархиальным домом. В 1908-1909 гг. свящ. Вениамин прослушал курс естественных наук в СПбДА. Неоднократно участвовал в епархиальных съездах, с 1912 г. избирался депутатом губ. земских собраний. Был награжден орденом св. Анны 3-й степени. После начала первой мировой войны руководил госпиталем в Вятке, участвовал в работе комитета по устройству беженцев. 1 нояб. 1917 г. свящ. Вениамин был назначен членом епархиального совета при Вятском архиерее. В 1921 г. преподавал литургику на пастырских курсах, в том же году награжден Патриархом св. Тихоном правом ношения митры. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 г. подвергся кратковременному аресту. В нач. 1927 г. по состоянию здоровья уехал в Ленинград, где находился на лечении. После возвращения в Вятку 16 сент. 1927 г. свящ. Вениамин вновь был арестован. Во время следствия от него пытались добиться признания в «контрреволюционных связях», к-рые якобы он поддерживал с «братом белогвардейцем Владимиром - эмигрантом в Ницце во Франции, близким другом и сподвижником, известным русским эмигрантом контрреволюционером Антонием Храповицким», в «использовании легального существования церкви в антисоветских целях», в «участии в организации, действующей в направлении помощи международной буржуазии». Священник виновным себя не признал. По приговору от 23 дек. 1927 г. свящ. Вениамин был освобожден без права проживания в крупных городах, а по дополнительному решению от 13 янв. 1928 г. подлежал адм. высылке в г. Галич. В 1930 г., по окончании срока высылки, о. Вениамин вернулся в Вятку, служил настоятелем Владимирской ц. до ее закрытия в 1936 г. 2 нояб. 1938 г. овдовел. 26 окт. 1942 г. возобновил богослужения в Серафимовской ц. в Кирове (название Вятки с 1934), где стал настоятелем.

http://pravenc.ru/text/150321.html

Иркутск. Церковь Входа Господня в Иерусалим. Карта и ближайшие объекты У входа на городское кладбище в 1793 - 1795 гг. была построена церковь Входа Господня в Иерусалим. (По церкви и кладбище получило название Иерусалимского.) Эта церковь была частично разрушена землетрясением. В 1820 г. был заложен новый храм по проекту губернского архитектора Деева. В 1823 г. обрушился свод уже почти полностью построенной церкви. После этого строительство продвигалось медленно и было закончено только в 1835 г. Иконостас выполнен по проекту архитектора А.Васильева. В 1890 г. к церкви пристроены с севера и юга два придела, увенчанные куполами, существенно обогатившими силуэт церкви. В 1930-х гг. храм был закрыт. Здание было перестроено и разделено на три этажа, купола уничтожены. В бывшей церкви разместилось училище культуры. Кладбище было закрыто в 1932 г., а в 1957 г. на его месте устроен центральный парк культуры и отдыха, при этом уничтожены ценные исторические надгробия. В настоящее время церковь реставрируется. Раз в неделю проводятся богослужения.  ЛИТЕРАТУРА: 1. Входо-Иерусалимский храм. 2. Входо-Иерусалимская церковь. 3. Входо-Иерусалимская церковь в Иркутске. http://verbnoe.paskha.ru/Hramy/irkutsk/ Первая каменная Кладбищенская церковь была заложена 11 сентября 1793 года. По окончании строительства и отделки церковь 11 ноября 1795 года освящается во имя Входа в Иерусалим Господа нашего Иисуса Христа. Возведение и благоукрашение храма поддерживалось добровольными пожертвованиями горожан. Немалую лепту своих средств внесли купец Иван Логгинович Медведников, купец и староста этой церкви Дмитрий Дмитриевич Демидов. 14 июня 1820 года начато строительство нового теплого храма во имя Входа Господня в Иерусалим и Святителя Митрофана, епископа Воронежского. 24 марта 1868 года во время торжественного богослужения, совершенного митрополитом Иннокентием в сослужении иркутского архиепископа Парфения, епископа Вениамина, был освящен главный придел во имя Входа Господня в Иерусалим. Придел во имя иконы Иерусалимской Божией Матери освящён в 1890 году. 12 мая 1891 года архиепископ Вениамин в сослужении епископа Агафангела совершает освящение придела во имя святого Митрофания Воронежского, чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=20662

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Пентковский. Типикон Пентковский А. М. Типикон Патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси/МДА, Ин-т рус. яз. РАН. М., 2001 Пергаменные рукописи БАН Пергаменные рукописи Библиотеки Академии наук СССР: Описание рус. и слав. рукописей XI-XVI вв./Ред.: В. Ф. Покровская. Л., 1976 Песнопевцы Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви. СПб., 1902. Серг. П., 1995р ПИ Проблемы источниковедения. М.; Л., 1933-1963. Т. 1-11; 2006-. Т. 1(12)-. Пигулевская. Арабы Пигулевская Н. В. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв. М.; Л., 1964 NKJUФ Прилози за книжевност, jeзuk, ucmopujy и фолклор/Унив., Филос. фак. Београд, 1921-. Кн. 1-. ПККДА Памятники, изданные Киевской комиссией для разбора древних актов. К., 1897-1898. 3 т. ПКМГ Писцовые книги Московского государства. СПб., 1872-1895. Ч. 1: Писцовые книги XVI в. Отд. 1-2. 1872-1877 ПКНО Памятники культуры. Новые открытия. М., Платон (Любарский). Иерархии Платон (Любарский), архиеп. Иерархии Вятская и Астраханская/Предисл.: П. С. Казанский. М., 1848 ПЛДР Памятники литературы Древней Руси. М., 1978-1994. 12 вып. ПМ Православная мысль. П., Вып. ПМА Писания мужей апостольских/Введ., пер. с греч. и примеч.: прот. П. Преображенский; доп.: свящ. В. Асмус, А. Г. Дунаев. Рига, 1994. М., 2003п, 2008р ПО Православное обозрение. М., 1860-1891 Политбюро и Церковь Архивы Кремля: Политбюро и Церковь, 1922-1925 гг./Изд. подгот.: Н. Н. Покровский, С. Г. Петров. Новосиб., 1997. Кн. 1; 1998. Кн. 2 Положение о церк. суде, 2008 Положение о церковном суде//Церк. вестн.: Газ. М., 2008. 13/14(386/387). С. 18-22 Польский Польский М., протопр. Новые мученики российские. Джорд., 1949-1957. М., 1993р. 2 ч. Порфирий (Успенский). Алекс. Патриархия Порфирий (Успенский), еп. Александрийская Патриархия: Сб. мат-лов, исслед. и записок. СПб., 1898. Т. 1 Поселянин Е. Богоматерь Богоматерь: Полн. иллюстр. описание Ее земной жизни и посвящ. Ее имени чудотворных икон/Ред.: Е.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=15

Сортавала. Церковь Николая Чудотворца на Риеккалансаари. Подворье Валаамского монастыря Карта и ближайшие объекты Церковь св. Николая чудотворца расположена на мысу западного берега на острове Риеккалансаари, в двух километрах напротив г. Сортавала. Она является преемницей одной из самых древнейших православных церквей Приладожья – главной церкви одноименного карельского Николо_Сердовольского погоста. Точня дата возникновения погоста на берегу залива Ляппяярви неизвестна, однако в переписной книге Вдской пятины Великого Новгорода за 1500 г. упоминается «на погосте церковь Никола Велика». Само название острова Риеккалансаари происходит о карельского «крейкала» - «грек», т.е. «православный». По освящении в 1799 г. церкви св. апостолов Петра и павла Никольская церковь стала кладбищенской. Служба в ней стала проводиться только два раза на храмовые праздники. В 1805 г. была отремонтирована церковная колокольня. Реконструкция церкви была произведена в 1890-1891 гг. на средства, выделенные Елизаветой Халлонблад, урожденной Сийтойн. В ходе капитального ремонта, произведенного под руководством архитектора Йохана Оскара Леандера, церковь была разобрана до основания и собрана заново почти в прежнем виде. И церковь, и колокольня получили новые фундаменты. Внешний вид не претерпел существенных изменений – была выполнена дощатая облицовка стен, остеклен ярус звона колокольни, изменены размеры и размещение некоторых окон. Церковь как была, так и осталась неотапливаемой. Вместо старого иконостаса был установлен иконостас из старой городской деревянной Петропавловской церкви, разобранной в 1877 г., алтарная икона которого «Пустите ваших детей ко мне» была выполнена русским художником В. П. Верещагиным (в путеводителе по Сортавале 1932 г. сообщается. Что она, возможно, написана итальянским мастером). Царские врата из старого иконостаса XVIII в. в настоящее время находятся в экспозиции Финского музея православной церкви (Suomen ortodoksinen kirkkomuseo), который был создан в городе Куопио в 1957 г. Обновленная церковь была освящена 2 июля 1892 г. епископом Выборгским Антонием (Вадковским).

http://sobory.ru/article/?object=02302

1949 год, калужская тюрьма. Третий арест отца Рафаила. Изображение с сайта optina.ru      Хватит рассуждать, пора молиться Родион (так звали отца Рафаила до принятия монашества (1891-1957) родился в семье сапожника под Курском. От отца Родион научился ремеслу. Во время службы в армии закончил военно-ветеринарную фельдшерскую школу, получив еще одно ремесло и унтер-офицерское звание. А после революции, побывав дома, попрощался с родными и отправиться в Оптину пустынь. До войны Родион уже много раз там бывал. Стоя перед воротами монастыря, Родион вдруг заколебался. Вспомнил заплаканную мать, девушку, в которую был влюблен. Прав ли он, что хочет оставить все это? Может, надо жениться, жить своим домом, растить детей? А монастырь – это забвение всего личного, крест на нем. Хватит ли сил на монашество? Тут Родион понял, что хватит рассуждать, надо помолиться. Ответ пришел сразу же: в своем сердце Родион услышал, что без Креста нет венца. Путь на небо лежит через голгофу, с крестом в руках, с крестом на плечах… После такого ответа все сомнения ушли. 26 августа 1918 года Родион стал послушником Оптиной пустыни, нес послушания ветеринарного фельдшера, пел в хоре. В скором времени советская власть преобразовала обитель в «племенное хозяйство». Первое время насельники монастыря жили в монастыре, совершали богослужения. Через пять лет монахов разогнали, и послушник Родион вместе с другими монахами стал жить на частной квартире в Козельске, а на жизнь зарабатывал сапожным делом. В загоне для свиней Житие оптинского старца Льва с дарственной надписью послушника Родиона Шейченко. 1925 год. Изображение с сайта optina.ru      Родион принял монашество в 1928 году с именем Рафаил в честь Архистратига Божия Рафаила, который считается целителем разных недугов. В 1930 году его приговорили к десяти годам лагерей (за «религиозную агитацию и призыв крестьян к восстанию»). Отправили в Вишерский исправительно-трудовой лагерь на Урале. Через 4 года о. Рафаила перевели в Дмитров под Москвой. Он работал ветеринарным фельдшером при животноводческой ферме, которая занималась свиноводством. Жить фельдшеру-монаху предложили на рабочем месте – в свободном загоне. Поскольку заключенных почти не кормили, отцу Рафаилу корм свиней помог выжить в голодное время.

http://pravoslavie.ru/113789.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010