Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗУБОВ Василий Павлович (19.07.1900, г. Александров Владимирской губ.- 8.04.1963, Москва), историк науки, искусствовед, медиевист, культуролог, философ, один из самых разносторонних рус. ученых XX в. Род. в православной семье. Его отец, П. В. Зубов (1862-1921), известный термохимик, нумизмат, музыкант и благотворитель, принадлежал к древнему купеческому роду Зубовых-Полежаевых, дед, В. П. Зубов (1835-1889), был фабрикантом, обладателем уникальной коллекции смычковых инструментов, директором (1884-1885) Московского отделения муз. об-ва. В 1918 г. З. окончил Флёровскую гимназию в Москве с золотой медалью и поступил в Московский ун-т на философское отд-ние историко-филологического факультета. В числе его педагогов были И. А. Ильин, Г. И. Челпанов, Г. Г. Шпет, А. В. Кубицкий, П. Ф. Каптерев, Б. А. Фохт, С. Л. Франк; на формирование З. как ученого значительное влияние оказал о. Павел Флоренский. В 1922 г. философское отд-ние ун-та закрыли и студенты, в числе к-рых был З., сдали экстерном выпускные экзамены за последний год обучения; тема кандидатского сочинения З.- «Предпосылки философии метафизического». В. П. Зубов. Фотография. Нач. 60-х гг. XX в. В. П. Зубов. Фотография. Нач. 60-х гг. XX в. В нач. 20-х гг. З. написал оставшиеся неопубликованными историко-богословские сочинения «Происхождение Новозаветного Апокалипсиса» и «Доказательства подлинности Новозаветного Апокалипсиса», вышедшую в свет в 2001 г. кн. «Русские проповедники: Очерки по истории русской проповеди», в к-рой проанализировал средства выражения, стилистические и ритмические особенности построения проповедей свт. Димитрия Ростовского, митр. Платона (Левшина), митр. Филарета (Дроздова) и архиеп. Иннокентия (Борисова). В предисловии З. отметил, что «подобное исследование имеет смысл только в том случае, если не теряется из виду само выражаемое - единая Истина Церкви» (C. 3). Выделив ряд филологических особенностей в проповедях XVII-XIX вв., З. рассмотрел содержание художественной формы и отметил неск. типов религ. сознания. Им было составлено также обширное историко-биографическое соч. «Семейная хроника: Полежаевы-Зубовы» (в печати). Опираясь на сохранившиеся исторические документы, переписку и устную традицию, З. на примере своего рода воссоздал картину быта, нравов и деловой жизни правосл. России XIX - нач. XX в.

http://pravenc.ru/text/200103.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН XXIII А. Дж. Ронкалли, впосл. папа Римский Иоанн XXIII (в центре) Фотография. 1901 г. А. Дж. Ронкалли, впосл. папа Римский Иоанн XXIII (в центре) Фотография. 1901 г. (25.11.1881, Сотто-иль-Монте, обл. Ломбардия, Италия - 3.06.1963, Рим; до избрания папой - Анджело Джузеппе Ронкалли), папа Римский (с 28 окт. 1958), блж. Римско-католической Церкви (пам. 11 окт.). Род. в многодетной крестьянской семье. С 1889 г. учился в начальной школе, одновременно готовясь к поступлению в семинарию и изучая лат. язык под рук. местных священников. В 1891 г. обучался в епископской коллегии в Челано (близ Бергамо). 7 нояб. 1892 г. поступил в начальную ДС в Бергамо, по окончании которой 24 июня 1895 г. стал клириком, приняв тонзуру . С 1895 г. до конца жизни записывал свои размышления, в 1902 г. озаглавил эти записи «Дневник души». В 1895-1900 гг. учился в высшей ДС в Бергамо, с янв. 1901 г.- в папской Римской семинарии, где 25 июня того же года получил степень бакалавра теологии. 30 нояб. 1901 г. был призван на военную службу в 73-й пехотный полк в Бергамо, к-рую завершил в нояб. 1902 г. в звании сержанта. В дек. того же года продолжил учебу в папской Римской семинарии, и 18 дек. 1903 г. генеральный викарий Рима кард. Пьетро Респиги рукоположил Ронкалли во диакона. 13 июля 1904 г. окончил папскую Римскую семинарию со степенью доктора теологии за диссертацию, написанную под рук. проф. пресв. Э. Пачелли (впосл. папа Римский Пий XII ). 10 авг. 1904 г. в рим. ц. Санта-Мария ин Монтесанто титулярным лат. патриархом К-польским Джузеппе Чепетелли рукоположен во пресвитера. В окт. того же года поступил на фак-т канонического права папского рим. ин-та «Utriusque iuris» (академия св. Аполлинария, впосл. папский Латеранский ун-т), но в нач. 1905 г. прервал учебу, т. к. был назначен секретарем Бергамского еп. Джакомо Радини-Тедески. С окт. 1906 г. совмещал обязанности секретаря с преподаванием истории Церкви, патрологии и апологетики, а также основного богословия (с 1910) в Бергамской высшей ДС.

http://pravenc.ru/text/469716.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЗАНДЗАКИС [греч. Καζαντζκης] Никос (18.02.1883, Ираклион, Крит - 26.10.1957, Фрайбург-им-Брайсгау, ФРГ), греч. писатель и поэт. Был старшим ребенком в семье торговца Михалиса и Марии К., имел 2 младших сестер и брата, умершего в детстве. В 1889 г. из-за антиосманского восстания на Крите семья К. провела неск. месяцев в Пирее (порт Афин). В 1897 г., после начала революции на Крите, семья на 2 года переехала на о-в Наксос, где К. посещал католич. франц. коллеж Честного Креста, изучил франц. и итал. языки. В 1902 г. поступил на юридический фак-т Афинского ун-та, окончил его с отличием; в 1907 г. поступил в аспирантуру в Париже, посещал лекции А. Л. Бергсона , философия к-рого повлияла на формирование его мировоззрения; в 1909 г. К. защитил дис. «Фридрих Ницше в философии права и государства». В 1910 г. К. вернулся в Афины, женился на писательнице Галатее Алексиу (Казандзаки, 1881-1963), с к-рой прожил до 1926 г. С 1945 г. был женат 2-м браком на Элени Самиу, с которой был знаком с 1924 г. Н. Казандзакис. Фотография. 1907 г. Н. Казандзакис. Фотография. 1907 г. В 1912 г., с началом 1-й Балканской войны, К. вступил добровольцем в греч. армию, работал в канцелярии премьер-министра Э. Венизелоса. В 1914 г. вместе с греч. поэтом А. Сикелианосом путешествовал по историческим местам Греции, в т. ч. посетил Св. Гору Афон . В 1919 г. Венизелос назначил К. генеральным директором Мин-ва социального обеспечения и поручил организовать репатриацию из Закавказья ок. 150 тыс. греков, бежавших от гражданской войны. В 20-х гг. К. совершил поездки во Францию, в Германию, Австрию, Италию. В 1922 г. в Италии К. познакомился с Л. И. Шестовым , изучал рус. язык; в 1928 г. встречался с М. Горьким; был знаком также с Ф. Т. Маринетти, брал интервью у Б. Муссолини, М. Риверы. В 1925-1927 гг. как корреспондент К. неоднократно посещал СССР, в ходе одной из поездок работал над сценариями для советского кинематографа. Заметки о рус. лит-ре легли в основу кн. «История русской литературы» в 2 томах (Ιστορα της Ρσικης λογοτεχνας. Αθνα, 1930). В 1927 г. К. посетил Синай. В 1929-1933 гг. жил попеременно в Германии, во Франции и в Испании. В 1935 г. совершил путешествие в Японию и Китай; в 1939 г. посетил Великобританию. В период нем. оккупации Греции (1941-1944) К. жил на о-ве Эгина; в окт. 1944 г. переехал в Афины. В 1945 г. вернулся к политической деятельности, на короткое время стал председателем Союза рабочих социалистов и министром без портфеля в правительстве Т. Софулиса. В 1946-1948 гг. К. жил в Париже, где недолго работал в ЮНЕСКО советником по вопросам литературы, затем переехал в Антиб. К этому времени творчество К. приобрело мировую известность. В 1956 г. по решению Всемирного совета мира К. был награжден Международной премией мира; трижды выдвигался на Нобелевскую премию по лит-ре. В 1957 г. совершил поездку в Китай.

http://pravenc.ru/text/1319796.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГДАН [румын. Bogdan] Йоан (25.07.1864, Брашов - 1.06.1919, Бухарест), румын. филолог-славист и историк. В 1874-1882 гг. учился в румын. гимназии в Брашове. Закончил в 1885 г. филологический фак-т Ясского ун-та. Стажировался в Вене у В. Ягича (1887-1888), в С.-Петербурге у А. И. Соболевского (1888-1889), в Москве у Ф. Ф. Фортунатова (1889-1890), затем в Киеве и Кракове (1890). Профессор Бухарестского ун-та (1891), руководил первой в Румынии кафедрой славистики. Действительный член Румынской АН (1903), член-корреспондент Сербской АН (1914), член ОИДР. Слав. языковедческая проблематика интересовала Б. в первую очередь в связи с распространением в румын. землях кириллического письма и церковнослав. языка как литургического, лит. и актового. Он отстаивал убеждение, что это произошло не ранее XIII в., когда Молдавия и Валахия попали под власть Второго Болгарского царства (напр., в курсе лекций по морфологии старослав. языка). Б. преимущественно исследовал слав. исторические и документальные памятники, связанные с Румынией XIV-XVI вв.- временем расцвета слав. письменности в Дунайских княжествах. Им был опубликован среднеболг. перевод XIV в. визант. хроники Константина Манасси , сохранившейся, в частности, в славяно-молдав. Тульчанском списке XVI в., большое количество славяно-валашских и славяно-молдав. документов XV-XVI вв. и ряд серб. Подготовленные Б. публикации текстов выполнены на высоком научном уровне и не утратили своего значения до наст. времени, нек-рые из них переиздавались в Румынии в сер.- 2-й пол. XX в. Б. заложил основы палеографии славяно-румын. памятников (в первую очередь актовой) в Румынии. Изданные им в 1905 и 1908-1911 гг. альбомы палеографических снимков до наст. времени сохраняют свое научное значение. Соч.: Cîteva manuscripte slavo-române din Biblioteca imperial de la Viena. Bucureti, 1889; Vechile cronice moldoveneti pîn la Ureche. Bucureti, 1891; Morfologia limbii paleoslovenice. Bucureti, 1892; Cronici inedite atingtoare de istoria românilor. Bucureti, 1895; De la cine i cînd au împrumutat românii alfabetul chirilic?/Lui T. Maiorescu Omagiu. Bucureti, 1900; Documente privitoare la relaiile rii Româneti cu Braovul i cu ara Ungureasc in sec. XV i XVI. Bucureti, 1905. Vol. 1: 1413-1508; Letopiseul lui Azarie. Bucureti, 1909; Documentele lui tefan cel Mare. Bucureti, 1913. 2 vol.; Cronica lui Constantin Manasses. Bucureti, 1922; Scrieri alese. Bucureti, 1968; Славяно-молдавские летописи XV-XVI вв. М., 1976. С. 4, 5, 15, 22. Лит.: Bogdan D. P. Ioan Bogdan: Activitatea tiinific i didactic//Romanoslavica. 1958. 3. P. 204-205; idem. Legturile slavistului Ion Bogdan cu Rusia//Studii privind relaiile româno-ruse. Bucureti, 1963. 3. P. 191; idem. КМЕ. Т. 1. С. 207-208. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/149449.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АБД КУЛАЛЬ [араб.    ], знатный химьяритский род, в V-VII вв. исповедовавший христианство. Его предком-эпонимом был, очевидно, Абд Кулаль (‘bdkll-m) - автор позднесабейской надписи из Саны (CIH 6), датируемой 573 г. химьяритской эры (463 г. по Р. Х.); упоминание в ней «Милостивого [Бога]» (r hmn-n) типично для южноарав. «неопределенного монотеизма ». По преданию, род был обращен в христианство миссионером, прибывшим от Гассанидов из Сирии. Нет оснований говорить об арианстве А. К.; под его «изначальным (исконным) христианством» (ан-насранийа аль-ула) следует понимать скорее монофизитство. Члены рода играли заметную роль в политической жизни Химьяра , однако утверждения о захвате ими во 2-й пол. V в. царской власти и попытки отождествить их с реальными царями, известными по надписям, вызывают серьезные сомнения. В нач. 30-х гг. VII в. Абд Кулалиты обратились в ислам, а к нач. Х в. род пресекся. Ист.: Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari/Ed. M. J. de Goeje. Ser. 1. Lugd. Batav., 1879-1898. P. 881; CIH 6//CIS. Pars 4. P., 1889. T. 1. P. 15-19; Ibn Coteiba " s Handbuch der Geschichte/Hrsg. v. F. Wüstenfeld. Gött., 1850. S. 309; Ibn Saad. Biographien Muhammeds, seiner Gefährten und der später Träger des Islams bis zum Jahre 230 der Flucht. Bd. 1/2: Biographie Muhammed " s/Hrsg. v. E. Mittwoch und E. Sachau. Leiden, 1917. S. 32; Bd. 5: Biographien der Nachfolger in Medina/Hrsg. v. K. V. Zetterstéen. Leiden, 1905. S. 86-87; Ал-Х асан ал-Хамда   ни  . Кита  б ал-икли  л. Дж. 2/Тахки  к Мухаммад ал-Аква‘. Багдад, 1980. С. 327-328. Лит.: Ryckmans J. Le christianisme en Arabie du Sud préislamique//L " Oriente cristiano nella storia della civiltà: Atti del Conv. intern. (Roma, 31 marzo - 3 apr. 1963; Firenze, 4 apr. 1963). R., 1964. P. 428-429, 443-444; Пиотровский М. Б. Южная Аравия в раннее средневековье: Становление средневекового общества. М., 1985. С. 20, 92, 125-127, 145, 147, 150, 161-162. С. А. Французов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/62434.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД И ТИРИЧАН [Таричан; груз. ] († 693), отроки-мученики (пам. 18 мая) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Мученичество Д. и Т. сохранилось в единственной груз. рукописи X в. (Ath. Iver. 8), переписанной в Иверском мон-ре на Афоне учениками и последователями прп. Евфимия Святогорца - преподобными Арсением Ниноцминдским и Иоанном (Грдзелидзе) . Рукопись обнаруживает мн. черты, характерные для тао-кларджетской литературной школы. Арм. версия Мученичества не найдена. Согласно мученичеству, Д. и Т. были сыновьями благочестивых родителей-армян Вардана и Тагине. После смерти отца их дядя, брат матери язычник Феодосий, задумал присвоить себе их наследство и стал уговаривать Тагине, Д. и Т. принять язычество. Тагине бежала с детьми в Юж. Грузию. Феодосий, боясь, что дети вырастут и вернут себе имение, разыскал их в Тао-Кларджети и убил братьев, пасших в горах скот. По свидетельству агиографа, убийца сразу же ослеп. Оплакивающая детей Тагине, сжалившись над братом, помазала его глаза землей, впитавшей кровь Д., Феодосий тотчас прозрел и исповедал Христа. Ночью тела мучеников озарились светом. Феодосий воздвиг церковь во имя Д., а мощи Т. увез в Армению правитель Диври, где была выстроена ц. во имя св. Т. Армянская Церковь не почитает Д. и Т. Это связывают с тем, что мученичество Д. и Т. было создано, возможно, автором-халкидонитом в Тао-Кларджети, куда бежали гонимые армянами-монофизитами св. отроки. Вероятно, агиографический памятник был создан на груз. языке и поэтому попал в календарь ГПЦ, а позже Д. и Т. стали почитаться как груз. святые. Ист.: Мученичество святых отроков, двух братьев, Давида и Тиричана//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 186-191 (на груз. яз.); Абуладзе И. , сост. То же//Груз.-арм. лит. связи IX-X вв. Тбилиси, 1944. С. 178-184 (на груз. яз.). Лит.: Марр Н. Я. Из поездки на Афон//ЖМНП. 1889. Март. С. 21-22; Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 416-417 (на груз. яз.); Сабинин М. Иверский патерик. М., 2004. С. 672. Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: ЛУАРСАБ II царь Картли, мч. (пам. 21 июня; ранее в Грузинской Православной Церкви - 1 марта, 20 марта, 20 и 21 июня) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/168564.html

В период британского правления (1878-1960 гг.) насельники обители Святого Креста достойно преодолевали возникавшие проблемы. В начале оккупации из-за полного отсутствия средств обитель покинули монах Дионисий (Христидис; 1816-1902 гг.) и четыре его ученика, прибывшие сюда в конце 1860 гг. со Святой горы Афон. В 1882 г. отец Дионисий, движимый глубокой верой и любовью к приходящим в запустение родным местам, вернулся на Кипр и с 1889 года вновь возглавил обитель. При нем в монастыре был принят строгий афонский устав, которого братия Ставровуни неукоснительно придерживается до сих пор. В ризнице Ставровуни хранятся написанные им в 1890 году иконы святых Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова. Возглавивший в начале XX в. обитель старец Варнава (Харалампидис) руководил ею 46 лет. При нем, в 1909 году, к западу от главного корпуса были построены восемь келий и новый резервуар для воды. Продолжая развивать искусство иконописи, игумен Варнава в монастыре и на его подворьях восстановил пчеловодство, виноградарство и животноводство. Число братии к 1940 году возросло до семидесяти человек, из которых только двадцать были послушниками. Обретение Кипром независимости в 1960 году сильно повлияло и на жизнь обители. В работах по реставрации Ставровуни стало принимать участие и молодое независимое государство, возглавляемое архиепископом Макарием III (1913-1977 гг.). В 1963 году, когда при настоятеле Германе обрушилась большая часть восточной скалы, примыкавшей к главному корпусу, Департамент древностей выделил средства на ремонт западного крыла келий. Тогда же была демонтирована возведенная в 1905 году колокольня и построена новая, более устойчивая. В конце 70-х годов XX века старая, извилистая, во многих местах небезопасная дорога, идущая к монастырю, при поддержке государства была расширена и заасфальтирована. Тридцать лет отец Герман (1952-1982 гг.) управлял этой обителью, продолжая славные духовные традиции, заложенные старцами Дионисием, Киприаном († 1955 г.), Макарием († 1957 г.). Старец Герман, как игумен и духовник, в начале 1960 гг. получил благословение принять на себя духовное попечение о возрождаемых на острове женских обителях. Ко второй половине XX в. женское монашество на Кипре пришло в полный упадок, и только благодаря архипастырской воле Макария III и усилиям мужских монастырей оно было возрождено и имеет нынешний цветущий вид. о. Герман оставил большое количество духовных наставлений, к которым часто обращаются монашествующие и миряне. Одной из основных тем в его наследии является тема христианской любви. Старец Герман писал: " Тот, кто любит ближнего истинной, согласной с волей Бога любовью, чувствует в своей душе безграничный мир и радость. Тот, кто любит ложной, поверхностной любовью, притворной, плотской и страстной, ощущает внутри себя беспокойство и смятение... Истинная любовь пронизана духом смирения, жертвенности и самоотдачи. Тот, кто любит согласно с волей Божией, приносит в жертву свои желания и свой досуг тому, кого он любит " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

В 1518 г. церковь была расписана (дата содержится во фрагментированной фресковой надписи, сделанной на тимпане зап. входа). По иконографии и стилю роспись близка к афонской живописи XVI в. На своде в медальонах изображены: в центре - Христос Пантократор, по бокам - Пресв. Богородица и Иоанн Предтеча; на подпружных арках свода - пророки; в алтарной апсиде - Божия Матерь «Одигитрия»; на приалтарных устоях - «Благовещение», разделенное на 2 части; на продольных стенах - праздничные сцены (в верхнем регистре), чудеса Христовы (в среднем регистре), а также одиночные и парные фигуры святых (в нижнем регистре). На вост. грани 2-го с востока столба сев. ряда сохранился портрет ктитора с венцом на голове, указывающего на модель церкви базиликального типа в руке. Его одежда украшена 2 вертикальными рядами крупных медальонов с изображениями двуглавых орлов - образом визант. императора, крайне редко встречающимся в груз. искусстве. Портрет не имеет надписи, но можно с большой долей уверенности сказать, что это кахетинский царь Леван (1520-1574), делавший значительные пожертвования церквам и монастырям не только Кахети, но и всей Грузии, а также Св. земли и Афона. Выбор необычного места для ктиторского портрета можно объяснить статусом царя - он правил Кахети с 1518 г., когда была сделана роспись, но на царство был венчан лишь в 1520 г. Д. Хоштария Ист.: Муравьёв А. Н. Грузия и Армения. СПб., 1848. Ч. 1; Бакрадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства. Тифлис, 1875. Т. 1. (ЗОЛКА; Кн. 1); Белокуров С. А. Сношения России с Кавказом. М., 1889. Вып. 1; Пурцеладзе Д. Катцаретский Самебский (Троицкий) мон-рь//Новое обозр. Тифлис, 1891. 2475. С. 3; 2477. С. 3; Хаханов [Хаханашвили] А. Экспедиции на Кавказ в 1892, 1893 и 1895 гг.//МАК. 1898. Вып. 7. С. 1-68; Иврели (псевд.). Опять о мон-ре Самеба/И. Имедашвили//Сахалхо газети (Народная газета). Тифлис, 1912. 640 (на груз. яз.); Джаши И., свящ. Катцаретский Самебский (Троицкий) мон-рь и Иосиф Самебели//ДВГЭ. 1914. 15. С. 1-6; Меликсет-Бег Л. Кацарети//Саисторио моамбе (Исторический вестник). Тбилиси, 1924. Вып. 2. С. 159-172 (на груз. яз.); Мокцеваи Картлисай//ПДГАЛ. 1963. Т. 1; То же [Обращение Грузии]/Пер. с древнегруз.: Е. Такаишвили; ред., исслед., коммент.: М. Чхартишвили. Тбилиси, 1989; Исторические док-ты Гареджи XIII-XVIII вв./Сост.: Д. Ломидзе, М. Чумбуридзе, З. Схиртладзе. Тбилиси, 2008. Т. 1; 2011. Т. 2 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/1683955.html

В 1937 г. Михаило-Архангельский храм в станице Староджерелиевской был сметен до основания. В его разрушении местные власти заставляли участвовать и жителей станицы, чтобы " наглядно " показать, как потомки православного казачества, которым революция " открыла глаза " на религию, борются с " опиумом для народа " . На месте храма вскоре широко раскинулся парк с увеселительными местами для отдыха трудящихся, а на территории, входившей раньше в ограду храма, поставлен общественный туалет. В 1990-е гг., когда туалет решили почистить, в отхожем месте обнаружили церковные ризы… 24 марта 1945 г. решением Краснодарского крайисполкома 16, по просьбе верующих, в станице Староджерелиевской была зарегистрирована религиозная община. Первоначально для проведения богослужений община арендовала частный дом. 17 марта 1947 г. вышло постановление Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР удовлетворить ходатайство верующих об открытии молитвенного дома в ст. Староджерелиевской Красноармейского района Краснодарского края. Решение Совета было одобрено Советом Министров СССР от 23 марта 1947 г. 2786 и общине верующих Михаило-Архангельского молитвенного дома было предоставлено помещение для совершения религиозных таинств и служб. 18 декабря 1963 г. на основании решения Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР (протокол 12) община верующих в ст. Староджерелиевской была снята с регистрации, а молитвенный дом закрыт. В 1992 г. усилиями верующих Михаило-Архангельский храм в станице Староджерелиевской был восстановлен. Возрождали храм всем миром, в той самой сторожке, где в 1889 г. была открыта церковно-приходская школа, отнятая у верующих вместе с церковью. Над зданием сторожки был устроен купол с крестом, а в самой сторожке воздвигнут алтарь. В этом же году в возрожденном храме стали проводиться Богослужения. В 2004 г. произошло чудо: в церковь вернулась икона во имя Покрова Божией Матери, когда-то находившаяся в том, разрушенном храме, а ныне сохраненная и принесенная кем-то из верующих.

http://sobory.ru/article/?object=44648

В 1889 г. по инициативе Попечительства о слепых перед зданием училища был установлен памятник К.К. Гроту (мастерская М.М. Антокольского; в 1963 г. переведен в сквер по адресу ул. Шаумяна, 44). К 1885 г. в училище было 55 детей (мальчиков и девочек). На должность директора был приглашен инспектор Мариинского женского института слепых с.с. Г.П. Недлер, предварительно прошедший стажировку в Дрезденском королевском институте слепых. Первый выпуск состоялся в 1890 г. На 1 января 1892 г. в училище находились 100 детей (58 мальчиков и 42 девочки), на 1 января 1911 г. – 120 детей. Принимались дети от 7 до 11 лет – бесплатно и за плату. Платный пансион составлял 300 руб. в год, приходящие платили 60 руб. в год. Училище состояло из приготовительного отделения, разделенного на 2 класса, и школьного, состоявшего из 3-х классов, по окончании которых дети в возрасте 14–15 лет поступали в ремесленное отделение, разделенное на 2 мастерства – корзинное и щеточное. В корзинном отделении плели корзины, маты и мебель. Девочки обучались рукоделиям. Детей также обучали пению, особенно духовному, наиболее способных – музыке, а также настройке роялей. Имелись регентские классы. Общее образование давали по типу городских 2-х классных училищ. В 1900-е гг. при училище имелись педагогические курсы, готовившие учителей для региональных училищ для слепых. Ремесленное отделение заканчивали в 19-20 лет. Дальнейшая поддержка выпускников в случае необходимости осуществлялась из вспомогательного фонда, состоявшего из 45 598 руб., подаренных императором; 90 000, вырученных от продажи Новознаменской дачи, и 20 000 руб. из запасного капитала попечительства. Училище продолжало работу и после революции. В 1963 г. было переведено в новое здание по адресу ул. Шаумяна, 44. Старое здание занял Ленинградский электро-технический институт им. В.В. Бонч-Бруевича. http://encspb.ru/object/2855747139?lc Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=11127

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010