Преподобный Севастиан Карагандинский (1884–1966) В юные годы Стефан (так звали преподобного Севастиана в миру) был келейником преподобного Иосифа Оптинского . 9 мая 1911 года отец Иосиф скончался, и в его келью перешел преподобный Нектарий. Стефан остался при нем келейником и стал его духовным сыном. В 1917 году в Оптиной пустыни Стефан принял пострижение в монашество с именем Севастиан. В 1923 году, за два месяца до закрытия монастыря, принял рукоположение в иеродиакона. В келье со старцем Нектарием отец Севастиан прожил до закрытия монастыря, до весны 1923 года, двенадцать лет. А затем еще пять лет – до 28 апреля 1928 года – они продолжали жить вместе вне монастыря, в селе Холмищи, в пятидесяти верстах от Козельска. Здесь в 1927 году преподобный Севастиан был рукоположен в иеромонаха. Со старцем Иосифом отец Севастиан прожил пять лет, а со старцем Нектарием – семнадцать лет. Преподобный Нектарий благословил Севастиана после своей смерти уезжать служить на приход. Под руководством двух старцев преподобный Севастиан воспитал в себе кротость, рассудительность, высокий молитвенный настрой, милосердие, сострадание и другие духовные качества. Неутешно плакал отец Севастиан на похоронах и потом на могиле старца. После похорон он уехал сначала в Козельск, затем в Калугу, а потом в Тамбов. Там он получил назначение на приход в город Козлов, ныне Мичуринск, в Ильинскую церковь , где настоятелем был протоиерей Владимир Нечаев, отец будущего митрополита Волоколамского Питирима. Прослужил преподобный Севастиан в городе Козлове пять лет, с 1928-го по 1933 год, и пользовался там большой популярностью и любовью. В 1933 году отец Севастиан был репрессирован, осужден на десять лет и отправлен в Карагандинские лагеря, в Казахстан 11 . Близкие к нему и преданные ему монахини – матушки Аграфена, Феврония, Екатерина и Варвара – поехали за ним. Они устроились на работу в ближайшем селе от того лагерного отделения, где отбывал срок батюшка. Они опекали батюшку все десять лет его заключения. Часто посещали его, носили ему еду, стирали ему белье, покупали ему все, что было нужно. Потом скопили денег и купили в Караганде домик в Михайловке (район города) на Нижней улице. Туда и привезли в начале 1944 года матушки отца Севастиана. Он ходил по дому, все по-хозяйски осматривал и говорил, что нужно переоборудовать – матушки рассчитывали, что после войны вернутся в Россию, но отец Севастиан сказал, что придется обустраиваться здесь, в Казахстане. С четырьмя монахинями он каждый день служил в этом доме у себя в келье литургию и вечерню.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Севастиан Карагандинский (1884–1966) Свой монашеский путь преподобный Севастиан начал в Оптиной пустыни, келейником старца Иосифа, в котором обрел великого духовного наставника. После кончины преподобного Иосифа он становится келейником преподобного Нектария. После закрытия Оптиной и смерти старца Нектария преподобный Севастиан служит в приходских храмах, в 1933 году начинается и его крестный путь – ссылки, лагеря, преследования и гонения. В 1939 году, после освобождения из заключения, его духовные чада покупают домик в Караганде, где и поселяется преподобный Севастиан. Постепенно в этом районе поселилась целая община духовных чад старца. Когда в 1955 году в поселке разрешили открыть храм, преподобный Севастиан стал его настоятелем. В маленький поселок приезжали не только многочисленные паломники, но и владыки. Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф, сам пробывший двадцать лет в лагерях и ссылках, говорил: «Батюшка насадил здесь виноград, который потом и слезами вырастил». Духовные беседы преподобного Севастиана Карагандинского О молитве О молитве батюшка говорил: «Молиться можно на всяком месте, во всякое время: стоя, сидя, лежа, во время работы, в пути. Только разговаривать в храме грешно». Строгие замечания делал разговаривающим в храме во время службы, особенно монашествующим. Иногда даже в облачении выходил из алтаря и делал замечание. Напоминал не раз, что, заходя в автобус, самолет, легковую машину и так далее, необходимо молча перекреститься, не взирая ни на кого, даже на смех других. Ради одного, двух или трех человек верующих могут и другие быть спасены от грозившей беды. Пример к этому был такой: несколько женщин из дальней местности вечером после службы собирались ехать домой автобусом. Батюшка, благословляя их, долго молился перед иконой Пресвятой Троицы, и все это заметили. И что же случилось? В дороге, когда автобус спускался с перекидного моста, водитель заметил впереди на дороге что-то черное и затормозил так сильно, что автобус перевернулся с моста на землю и снова стал на колеса. Все это так быстро произошло, что пассажиры даже не успели понять, в чем дело и что с ними случилось. Все были живы и невредимы, кроме одной девушки и кондуктора, которые получили небольшие ушибы.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Й. Вашица [чеш. Vašica] Йозеф (30.08.1884, Штитина близ Опавы, Австро-Венгрия, ныне Чехия - 11.04.1968, Прага), чеш. филолог-славист, археограф, переводчик, церковный публицист. Род. в многодетной семье. Заметное воздействие на формирование личности В. оказал патриотически настроенный ксендз Антонин Груда, связанный с ведущими представителями чеш. и словац. политической и культурной жизни. После окончания гимназии в Опаве В. под влиянием своего дяди, ксендза Евстафия Глабазны, выбрал духовное поприще и поступил на теологический фак-т Оломоуцкого ун-та (1902), где занимался под рук. проф. ВЗ археолога и арабиста А. Музиля. По окончании в 1906 г. ун-та В. принял священнический сан и исполнял обязанность префекта в малой семинарии и в архиепископской гимназии в Кромержиже. На философском фак-те Венского ун-та (1907-1911) изучал славистику и классическую филологию. Вернувшись из Вены, преподавал в архиепископской гимназии. В 1919 г. возглавил вновь учрежденную кафедру старослав. языка и лит-ры на теологическом фак-те Оломоуцкого ун-та. С 1937 г. и до закрытия ун-та в годы немецко-фашистской оккупации, а затем в 1945-1950 гг. был профессором старослав. языка на теологическом фак-те Пражского ун-та. В. являлся членом Чешской АН наук, словесности и искусств, входил в редколлегию изданий Acta Academiae Velehradensis, Acta conventa Velehradensis, был одним из активных создателей пражского Словаря старославянского языка (Slovnik jazyka staroslovenskeho). Круг научных интересов и занятий В. отличался большой широтой - от древнейшей эпохи слав. письменности до чеш. барочной лит-ры (Чешское литературное барокко. Прага, 1938) и рус. культуры «серебряного века». Особенно значителен его вклад в исследование кирилло-мефодиевской проблематики, древнейшей чеш. литературно-письменной традиции и раннего периода межслав. культурных связей. Ему принадлежит заслуга выявления лексики и терминологии, общей для Анонимной гомилии и «Закона судного людем» . Из древнейших памятников слав. гимнографии и литургики В. исследовал Киевские листки и атрибутируемый архиеп. Мефодию Канон вмч. Димитрию Солунскому. Итогом этих занятий явилась кн. «Литературные памятники великоморавской эпохи» (Прага, 1966, 19962) - хрестоматия (на чеш. языке) и исследование. В 1971 г. вышел т. 4 «Источников по истории Великой Моравии» (Magnae Moraviae fontes historici), большую часть к-рого занимают подготовленные В. (с его переводом на чеш. язык и комментариями) тексты Номоканона архиеп. св. Мефодия и «Закона судного людем».

http://pravenc.ru/text/149975.html

Досифей (Иванченко) Досифей (Иванченко Михаил), епископ Бруклинский. Родился 21 ноября 1884 года в Харьковской епархии. В 1910 году поступил на математический факультет Харьковского университета, а в 1914 году, после окончания университета, получил назначение на учительскую должность в Уфимскую мужскую гимназию. В г. Уфе он принял священство. В 1927 году в г. Харькове занимается научной работой при математической кафедре университета, а затем, в звании профессора математики в Харьковском электротехническом институте. В 1941 году возвращается к пастырской деятельности. В мае 1943 года, потеряв жену и двух сыновей; погибших на фронте, он принимает монашество в г. Киеве с именем Досифея и с возведением в сан архимандрита. Дальнейшее служение архим. Досифея проходило в приходах гг. Львова и Криницы. Затем в результате военных действий он попадает в Германию, где в г. Гейдельберге в 1945 году основывает православный приход. С 1951 года служил в приходах Экзархата Русской Православной Церкви в США: в г. Лопез (штат Пенсильвания), в Балтиморе, в Филадельфии, в Сан-Франциско. 25 декабря 1958 года назначен настоятелем Свято-Николаевского кафедрального собора в г. Нью-Йорке. 9 мая 1959 года хиротонисан во епископа Нью-Йоркского в Свято-Николаевском соборе г. Нью-Йорка. Чин хиротонии совершали: архиепископ Канадский Пантелеймон, епископ Агафоникский Орест, и епископ Румынский Православной Церкви в Америке Андрей. 22 февраля 1963 года назначен епископом Бруклинским. 15 октября 1964 года увольняется на покой, согласно прошению, с определением ему пенсии, однако уволен не был, и с 5 февраля 1965 года оставлен епископом Бруклинским, вик. Нью-Йоркской епархии. Труды Речь при наречении его во епископа Нью-Йоркского Pamjati Protoiereja K.V. Popova MP 1966, 4, 18–19 Литература «ЖМП» 1959, 6, стр. 28. 1959, 10, стр. 11. 1959, 11, стр. 17. 1963, 6, стр. 10. 1964, II, стр. 3. 1965, 3, стр. 6 Ein Ukaz vom Februar 1955 ordnete seine Weihe zum В an, doch konnte diese wegen des Todes von EB Adam Filipovskij nicht stattfinden (Diakonia 1971, 1:55).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Протоиерей Николай Тарасов служил в Пензе с 1967 года. 26 марта. ПРАВМИР. В Пензе, на 87 году жизни преставился старейший клирик епархии, почетный настоятель Митрофановского храма протоиерей Николай Тарасов. Отпевание отца Николая, предварительно, состоится в Митрофановском храме в субботу, 29 марта, сообщает пресс-служба Пензенской епархии. Отец Николай родился в 1927 году в Чувашии в семье диакона. После Великой Отечественной войны окончил Московскую духовную семинарию. 11 сентября 1953 года митрополит Горьковский и Арзамасский Корнилий (Попов 1874-1966) рукоположил его в диакона и направил служить в Ветлугу (Нижегородская область). Иерейскую хиротонию отца Николая 31 марта 1956 года совершил архиепископ Чебоксарский и Чувашский Мануил (Лемешевский, 1884-1968) — будущий митрополит Куйбышевский и Ульяновский. В Пензу отец Николай приехал в 1967 году. В 1969-м был возведён в сан протоиерея, в 1976-м стал соборным ключарём, в 1978-м настоятелем Успенского кафедрального собора. С 1984 г. служил настоятелем Митрофановского храма Пензы (с 2012 г. — почетным настоятелем). Свои последние богослужения протоиерей Николай Тарасов совершил за три недели до смерти, в начале марта он возглавил в родном Митрофановском храме чтение Великого покаянного канона Андрея Критского. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 18 января, 2015 24 сентября, 2014 25 июля, 2014 16 июня, 2014 28 мая, 2014 29 апреля, 2013 17 апреля, 2013 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/prestavilsya-starejshi...

Скачать epub pdf Скончался схиархимандрит Севастиан в г. Караганде, Алма-Атинской епархии. Смерть, наступившая 19 апреля, на 83-м году жизни, была мгновенной и неожиданной для окружающих, хотя болезни, преследовавшие его всю жизнь, особенно обострились за последние две недели и вели к неизбежному концу. Архимандрит Севастиан (Стефан Васильевич Фомин) родился в 1884 году в с. Косьмо-Демьянском, Орловской губ., в бедной крестьянской семье. Рано осиротев, он с детства узнал нужду и через всю жизнь пронес непосредственное сопереживание чужого горя и лишений. Три класса церковно-приходской школы, пастбище и полевые работы составили его мирское образование, но прирожденное тяготение к книгам и глубокий жизненный опыт послужили ему большей школой. Чтение духовной литературы и, очевидно, влияние старшего брата – схимонаха Введенской Оптиной пустыни Рафаила расположили его к поступлению в тот же монастырь в 1906 году. Там он был определен келейником к иеромонаху Иосифу, а после его кончины – к иеромонаху Нектарию, под руководством которых он приобрел дар кротости, рассуждения и молитвы. В 1917 году состоялось его пострижение в монашество с именем Севастиана, а затем, в 1923 году, – рукоположение во иеродиакона и в 1927 году – во иеромонаха. С 1927 года иеромонах Севастиан служил в г. Мичуринске, Тамбовской обл., а с 1944 года – в г. Караганде, в клире обширной Казахстанской епархии. В 1955 году о. Севастиан был назначен настоятелем храма, в котором и прослужил до конца жизни. В 1957 году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, епископ Петропавловский и Кустанайский Иосиф, в ведении которого находился тогда карагандинский клир, возвел его в сан архимандрита. К празднику Св. Пасхи 1966 года архимандрит Севастиан был награжден Патриаршей грамотой «за усердное служение Святой Церкви». Слова грамоты отразили неутомимое 60-летнее подвижническое служение Церкви о. Севастиана – от послушника до архимандрита. Безупречная верность церковным установлениям, забота о созидании в людях глубокого мира, высокая требовательность, – и прежде всего к себе – служение своим трудом и любовью окружающим, снисходительная любовь к слабым, рассудительность и умеренность, непосредственная молитвенная вверенность Промыслу Божию – таковы были основные начала пастырского облика почившего. Эти черты высоко ценили близко знавшие его духовные лица, сослужители и епархиальные архиереи, где проходил свое служение архимандрит Севастиан. Природная мягкость и широта души с приобретенным в монастыре духовным опытом предопределили его пастырский путь в деятельном служении другим поддержкой и советом.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

«Господи, улови наше сердце и очисти!» Поучения старца Севастиана Карагандинского 6/19 апреля Церковь чтит память преподобноисповедника Севастиана Карагандинского (Фомина; 1884–1966) – подвижника, мудрого духовного наставника и опытного врачевателя душ. Ученик Оптинских старцев, отец Севастиан, претерпев муки в большевистских лагерях и ссылках, Промыслом Божиим нес свое служение в далекой Караганде, ставшей благодаря ему значимой точкой на духовной карте Святой Руси. Предлагаем читателям подборку из поучений и наставлений старца. «Истина тогда ликует, когда за нее умирают». • «Любить Творца надо всей душою, всей силою и всем помышлением: мыслить, думать, рассуждать и Боге и благах Его, нам низпосылаемых. Ибо Он видит все наши помышления, желания и намерения по отношению к Нему и ближнему, которого любим для его спасения, а не для себя». • «Сердце тверже камня, тверже наковальни. Легче молотом сокрушить наковальню, чем сердце человеческое». • «Блажен творящий волю Божию, а не свою собственную, плотоугодную». • «Творящий волю свою имеет рабский страх, привязанность к земным благам. Не стяжавший страха Божия, воли Божией творить не может». • «Надо с юности своей приносить жертву Господу самим собою, когда находишься во цвете лет, здоровья, чистоты, духа бодрого, а не тогда, когда всего этого лишишься, поработав диаволу». • «Проси у Бога чистоты сердца и прощения грехов, сокрушаясь в покаянии о содеянном и считая себя хуже всех. И придет Сам Господь к тебе, и ты ощутишь такую радость в сердце, о которой не знает мир». • «Только в Церкви человек обновляется душой и получает облегчение в своих скорбях и болезнях». • «Равенства ни на небе, ни на земле нет и быть не может. Равенство только во Единой Святой Троице». • «Между нами, монахами, и миром глубокая пропасть. Миру никогда не понять нашей жизни, а нам – их. Если бы монахи знали заранее, сколько их ждет искушений и скорбей на узком, но спасительном пути, то никто не пошел бы в монастырь. А если бы мир знал о будущих благах монашествующих, то все пошли бы в монастырь».

http://pravoslavie.ru/92607.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Уникальное фото старца Тихона Русского (1884-1968) и прп. Паисия Святогорца Уникальное фото старца Тихона Русского (1884-1968) и прп. Паисия Святогорца   С радостью публикуем уникальное фото старца Тихона Русского (1884-1968) и Паисия Святогорца. Снимок сделан на Афоне в 1966-м году, за два года до блаженного преставления старца, когда в келью Старца Тихона пришло в гости братство Иоасафеев. Мы видим, как прп. Паисий черпает из колодца, в который сливалась с крыши дождевая вода, и помогает мыть руки одному из гостей. На втором снимке старец Тихон поет, на первом, как обычно, благословляет.             Даже трудно себе представить, что возможно вот так запросто заглянуть почти на 50 лет назад прямо во двор кельи Честного Креста. Увидеть великих святых за будничными делами, вернуться мыслями в то время.   А время-то было какое! Советский Союз на полных парах несся к коммунизму. Люди только начали выходить из коммуналок и получали квартиры в хрущевках. Сколько было счатья! Ни бедность - ни голод не пугали. Все думали: «Лишь бы не было войны...». Люди были совершенно другими: не помешанными на деньгах, добрыми, простыми.   На Святом Афоне жизнь тоже была простая и крайне бедная. Каждый выживал как мог: многие монахи-греки, выходцы из деревень, пили, курили, охотились на кабанов, ели свинину. Тем не менее, это не мешало подвижникам подвизаться так же, как и в древние времена, и как сейчас: любить Бога, молиться о всем мире, жертвовать своим удобством ради ближнего, находить в этом самоотвержении Путь Христов и через малые вещи достигать великих.     Продублируем еще раз первое фото: Комментарии Всего комментариев: 12 2016/06/09, 08:19:18 Дивен Бог во святых Своих! Радуйся отче Тихоне Русский - светильник веры Православной! Николай 2015/05/31, 11:00:53 Преп. Паисий Святогорец и Святой Арсений Капподокиец, прошу помолитесь за болящего Вадима у престола Божьего о прощении грехов и исцелении. Во имя Отца и Сына, и Святага Духа. Аминь.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2056

преподобноисповедник Севастиан Карагандинский (Фомин) (28.10.1884–19.04.1966) Нравственно-аскетические труды Аудиокниги преподобноисповедник Севастиан Карагандинский (Фомин) Старец, духовный наставник, схиархимандрит. Ученик оптинских старцев препп. Иосифа и Нектария. В миру Степан Васильевич Фомин, родился 28 октября 1884 года в селе Космодемьянское, Орловской губернии в бедной крестьянской семье. После смерти родителей пятилетний Степан стал жить с семьёй старшего брата. Средний его брат принял постриг в Оптиной Пустыни. Степан хорошо окончил трёхклассную приходскую школу, книги ему давал читать приходской священник. Мальчик был слаб здоровьем, в полевых работах участвовать не мог, а ходил за скотиной, был пастухом. Часто зимой посещал он брата в Оптиной пустыни. 3 января 1909 года был принят в скит Оптиной Пустыни келейником к старцу Иосифу, после смерти которого в 1911 году, перешёл под старческое руководство к отцу Нектарию и остался при нём до 1923 года келейником. В 1917 году пострижен в мантию с именем Севастиан. 10 января 1918 года Оптина пустынь была закрыта, хотя монастырь и продолжал существовать под видом сельскохозяйственной артели. Многие, особенно молодые послушники, не выдержав тяжелого труда и суровых требований, покинули Оптину. Одновременно на её территории был устроен музей. Скитов к этому времени уже не существовало. Все жили практически одним днем. В 1923 году монастырские службы были полностью прекращены и власти приступили к выселению монахов. Братские келии сдавались желающим в качестве летних дач. Все это время отец Севастиан находился под духовным окормлением старца Нектария Оптинского. В 1927 году рукоположен в сан иеромонаха от епископа Калужского. Иеромонах Севастиан (Фомин), город Козлов. 1928 год Иеромонах Севастиан (Фомин), город Козлов. 1928 год Был келейником старца иеросхимонаха Нектария до самой его кончины 29 апреля 1928 г. По благословению старца после его смерти ехать служить на приход, о.Севастиан уехал сначала в Козельск, затем в Калугу, а потом в Тамбов, где получил назначение на приход в г. Козлов, в Ильинскую церковь, настоятелем которой был прот. Владимир Нечаев, отец будущего митрополита Питирима (Нечаева), от которого впоследствии о. Севастиан примет схиму. Во время ареста прот. Владимира о. Севастиан заботился о его многодетной семье.

http://azbyka.ru/otechnik/Sevastian_Kara...

Преподобный Севастиан Карагандинский 17 января 2010 г. 11:30 Преподобноисповедник Севастиан Карагандинский (в миру Степан Васильевич Фомин) родился 28 октября 1884 года в селе Космодемьянское Орловской губернии в бедной крестьянской семье. 3 января 1909 года был принят в скит Оптиной Пустыни келейником к старцу Иосифу, после смерти которого в 1911 году перешел под старческое руководство к отцу Нектарию и остался при нем келейником до 1923 года. В 1917 году был пострижен в мантию с именем Севастиан. В 1927 году был рукоположен во иеромонаха. После кончины старца Нектария в 1928 году приехал в город Козлов, где получил назначение в Ильинскую церковь. Там служил с 1928 по 1933 годы, вплоть до своего ареста. В феврале 1933 года отца Севастиана арестовали и приговорили к 7 годам заключения. Преподобноисповедник отбывал заключение в Карагандинском ИТЛ (Карлаге); после освобождения остался в селе Большая Михайловка под Карагандой. Лишь в 1955 году верующие добились официального разрешения властей на регистрацию религиозной общины в Большой Михайловке. Был построен храм, освященный в честь Рождества Пресвятой Богородицы. 22 декабря 1957 года, в день празднования иконе Божией Матери «Нечаянная Радость», митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов) возвел отца Севастиана в сан архимандрита и наградил Патриаршей грамотой «За усердное служение Церкви». В 1964 году ко дню тезоименитства архимандрит Севастиан был награжден архиерейским посохом. 16 апреля 1966 года епископ (впоследствии митрополит) Волоколамский Питирим (Нечаев) совершил постриг архимандрита Севастиана в схиму. Схиархимандрит Севастиан скончался 19 апреля 1966 года, на Радоницу. Погребен на Михайловском кладбище. Прославлен в 1997 году как местночтимый святой Алма-Атинской епархии . 4 ноября 1997 года честные мощи преподобноисповедника были перенесены в новый храм Рождества Пресвятой Богородицы в Караганде. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года. Память 6/19 апреля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Патриархия.ru Календарь ← 4 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/997972.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010