А. Храбров Один из последних Оптинских старцев схиархимандрит Амвросий Балабановский (в миру Василий Федорович Иванов) родился в 1879 году (по другим данным в 1882 году) в с. Копыл Борисоглебского уезда Тамбовской губернии в крестьянской семье. В детстве с родителями Василий посетил Оптину пустынь и по некоторым сведениям, получил благословение старца Амвросия. Он рано лишился отца. В 1897 году по совету матери поступил в Оптину пустынь, где провел послушником более семи лет. Обладая хорошими музыкальными способностями, нёс клиросное послушание. По просьбе настоятеля Пафнутьев-Боровского монастыря архимандрита Венедикта был переведен в Боровск, где был назначен регентом. Послушник не только руководил хором, но и давал уроки пения в школе при монастыре, учил пению псаломщиков приходов. 11 марта 1911 года на 28 году принял постриг (на два года ранее положенного по уставу срока в награду за примерное жительство и отличное выполнение послушания – регентства). В том же году был рукоположен в иеродьякона, еще через год – в иеромонаха. За усердное старание по руководству хором и обучению церковному пению отец Амвросий имел много благодарностей и наград. После закрытия в 1923 году монастыря служил священником в селе Иклинском. В 1930 году отец Амвросий был арестован, в тюрьмах, а затем в ссылке в Семипалатинске провел три года. В тюрьме священника подвергали пыткам: часами заставляли стоять в ледяной воде, требуя отречения от Бога. В 1933 году вернулся в Иклинское, где продолжил службу в местном храме. Зимой 1941 года, во время боев за освобождение с. Иклинское, церковь была разрушена, в ходе авианалёта от зажигательной бомбы сгорел дом священника. 1 марта 1942 года, после гибели храма в Иклинском, отец Амвросий был назначен в храм Преображения Господня с. Спас-Прогнань, где служил до последних дней жизни. Жил о. Амвросий сначала на квартире в деревне Киселевка, потом купил домик в деревне Софьинка. На кладбище у д. Софьинки похоронена мать о. Амвросия, умершая 14 апреля 1943 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Balab...

Астрахань. Церковь Спаса Преображения. Подворье Николо-Угрешского ставропигиального монастыря Карта и ближайшие объекты Эта церковь являлась казачьей и находилась в Городофорпостинской станице, которая в 1893 году была переименована в Атаманскую, что сейчас составляет центральную часть Трусовского района г. Астрахани. Первый деревянный храм в Городофорпостинской станице начат был строительством в 1863 году, закончен в 1865 году и в том же году освящён в честь Преображения Господня. Этот храм просуществовал до 1879 года, когда возникло дело о его расширении. При начале строительных работ в 1882 году жители станицы решили вместо расширения старого деревянного храма соорудить новый каменный, о трёх престолах. Основные строительные работы были закончены к 1885 году. Главный престол в честь Преображения Господня был освящён 3 ноября 1885 года, а боковые приделы: южный - в честь иконы Божией Матери " Достойно есть " 30 ноября 1883 года, а северный - в честь Святого Пророка Ильи 6 августа 1890 года. Храм был построен в древнерусском стиле с двухъярусной колокольней в одной связи. Купол храма венчали пять главок с куполами в виде луковичек. В 1899 году, благодаря старанию церковного старосты Иосифа Ефимовича Рябицева, храм был значительно расширен. Купол его поднят, пол углублён. В результате работ по обновлению храма в 1899 -1900 годах Спасо-Преображенский храм был приведён в такое благолепное состояние, что, по отзывам современников, он мог бы занять одно из первых мест в каждом губернском городе. В 1923 году обновленцы попытались захватить Спасо-Преображенский храм. Но приехавшего сюда обновленческого епископа Анатолия (Соколова) православные не пустили в церковь. До 1938 года храм продолжал действовать, пока новая волна сталинских гонений на Церковь не достигла этих мест. Храм закрыли, обезобразили, снеся купола с церковных глав и колокольни. Прибывший в Астрахань в декабре 1943 года Астраханский архиепископ Филипп (Ставицкий) начал вести переговоры с местными властями о возвращении Православной Церкви нескольких ранее отобранных у неё храмов, в том числе и Спасо-Преображенского. 13 января 1945 года этот храм был передан общине верующих.

http://sobory.ru/article/?object=08633

В.А. Бирюкова Исповедь в застенках ВЧК. К биографии историка и общественного деятеля профессора протоиерея П.В. Верховского Источник В данной публикации впервые вводятся в научный оборот три документа личного происхождения известного церковного и общественного деятеля протоиерея П.В. Верховского, рассматривается малоизученный период его жизни и деятельности после революции 1917 г., вскрываются некоторые истоки поступков и взглядов. Содержание Записка протоиерея П. В. Верховского в приложение к протоколу допроса Записка протоиерея П. В. Верховского о политических убеждениях уполномоченному И. И. Сосновскому Письмо протоиерея П. В. Верховского протодиакону кафедрального собора г. Ростова-на-Дону Дмитрию Новочадову     Павел Владимирович Верховский (1879–1943) – историк и канонист, видный церковный и общественный деятель начала XX в. Он внес значительный вклад в формулировку основных принципов назревшей реформы синодальных отношений и оказал существенное влияние на процесс выработки и обоснования позиции Православной Российской Церкви относительно своего нового правового и идеологического положения в государстве после Февральской революции, позиции, которая получила закрепление на Поместном Соборе Российской Церкви 1917–1918 гг. в «Определении Священного Собора Православной Российской Церкви о правовом положении Православной Российской Церкви», автором проекта которого Верховский, по сути, являлся. Но не только этим известен Павел Владимирович. Глубокий аргументированный анализ церковной реформы Петра I поставил его в ряду крупнейших ученых-историков синодального периода. В годы Гражданской войны П. В. Верховский – участник Юго-Восточного русского церковного собора в Ставрополе в 1919 г., один из самых энергичных деятелей Временного Высшего Церковного Управления на Юге России. Протопресвитер Георгий Шавельский в мемуарах писал, что Верховский был «сильным «толкачом» в работе ВВЦУ... человек нежной души, искренней веры и большой работоспособности... Большая часть указов ВВЦУ по принципиальным вопросам принадлежит именно его перу» 1 . Личность Павла Владимировича Верховского привлекает сегодня внимание в связи с исследованиями в области истории государственно-церковных отношений накануне и в период революционных событий в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

С. Девятова Скачать epub pdf Духовные светильники, просиявшие в годы безверия в Караганде и Таганроге Старица Мария Таганрогская († 1943 г.) О жизни подвижницы известно мало. Несколько упоминаний о прозорливой старице Марии мы нашли, читая жизнеописание митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Иосифа (Чернова). Деревенская девушка Мария Величкова пришла в г. Таганрог (вероятно, в конце шестидесятых годов 19 века) к прозорливому старцу Павлу, чтобы спросить его выходить ли ей замуж или уйти в монастырь, в ответ на свой вопрос она услышала: «Ой, дивчино, и умрешь у мене…». (Старец Павел Стожков 47 (1792 – 1879 гг.)) Мария осталась в его келье, прославляла Господа, подражая подвигам духовного отца. Блаженный Павел незадолго до смерти говорил: «Хоть я и умру, а мое место не останется пустым. Мой куст никогда не будет пуст. После блаженной кончины старца духовно окормляла его общину достойная преемница старца Павла, Мария Андреевна Величкова. Истинная подвижница многие годы проводившая в посте и непрестанной молитве, удостоилась от Господа благодатных дарований. Ко времени приезда в Таганрог епископа Арсения со своим юным иподиаконом (будущим митрополитом Иосифом (Черновым) 48 ) подвижница уже была опытной старицей, многие верующие приходили к ней за духовным советом и наставлением. Примечательно, что прозорливая старица Мария впервые увидев молодого иподиакона, сказала: «Се архиерей идет Таганрогский!» В ответ услышала: «Матушка, да это монашонок, который с архиереем приехал». Прозорливица в «монашонке» увидела будущего архиерея. (6/19 февраля 1918 года иподиакон Иван был пострижен епископом Арсением в мантию с именем Иосиф. 11/24 февраля 1918 года он был рукоположен во иеродиакона. 16/29 августа 1920 года в Таганроге епископ Арсений рукоположил иеродиакона Иосифа во иеромонаха. В 24-м году он был возведен в сан игумена. Вскоре последовал первый арест. В 1925 году молодого игумена отправили в ссылку. После освобождения игумен Иосиф был возведен в сан архимандрита. Епископская хиротония состоялась через пять лет, затем последовало назначение в Донскую и Новочеркасскую епархию.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВРАЗИЙСТВО первоначально идейно-мировоззренческое, затем также общественно-политическое движение, в основании к-рого лежала концепция Евразии как самостоятельного «географического и исторического мира» ( Савицкий. 1927), расположенного между Европой и Азией и отличающегося от обеих в геополитическом и культурном плане. Как организованное движение Е. возникло к 1921 г. среди молодых интеллектуалов рус. эмиграции, выдвинувших программу преобразования всей системы культурных и мировоззренческих установок, результатом к-рого должно было стать духовное размежевание с Европой, призванное открыть для России и сопредельных стран, составляющих вместе Евразию, новый, свойственный только им путь духовного и общественно-политического развития. История Е. Впервые идеи Е. как четко выраженного направления мысли прозвучали публично 3 июня 1921 г. на заседании религиозно-философского кружка в Софии в докладах кн. Н. С. Трубецкого (1890-1938) и Г. В. Флоровского (1893-1979). В нач. авг. того же года вышел из печати сборник статей, озаглавленный «Исход к Востоку: Предчувствия и свершения» (Утверждение евразийцев; Кн. 1). По словам одного из авторов сборника, П. Н. Савицкого (1895-1968), статьи евразийского сборника резко отличались от подавляющего большинства совр. им произведений своим жизнеутверждающим тоном: связанные с революцией события в России авторы оценивали как решающий катаклизм всемирной истории, как нечто, открывающее «правду религиозных начал». Основателями движения Е. и авторами сборника выступили 5 молодых рус. эмигрантов: кн. А. А. Ливен (1896-1949), впосл. священник, вдохновивший друзей на издание евразийского сборника, но ничего в нем не опубликовавший, лингвист и философ Н. С. Трубецкой, философ, богослов, историк культуры Г. Флоровский (впосл. священник), музыковед и публицист П. П. Сувчинский (1892-1985), географ и экономист Савицкий. Вскоре к ним присоединились историк лит-ры и лит. критик кн. Д. П. Святополк-Мирский (1890-1939), историк и философ Л. П. Карсавин (1882-1952), историк Г. В. Вернадский (1887-1973), правовед и философ Н. Н. Алексеев (1879-1964). Нек-рое время к евразийскому движению примыкали историк М. В. Шахматов (1888-1943), культуролог П. М. Бицилли (1879-1953) и др.

http://pravenc.ru/text/187285.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОКОВЦОВ Владимир Николаевич (6.04.1853, с. Горно-Покровское Боровичского у. Новгородской губ. – 29.01.1943, Париж), российский государственный деятель, граф (с 1914), действительный тайный советник, член Государственного Совета (с 1905). Министр финансов Российской империи в 1904-1914 (с перерывом 1905-1906), председатель Совета министров в 1911-1914 гг. Сторонник курса С. Ю. Витте , П. А. Столыпина . Отец К., Николай Васильевич был подполковником Корпуса инженеров путей сообщения, умер в 1873 г. и похоронен под домовой церковью с. Горно-Покровское. Мать К., Аглаида Николаевна Страхова, умерла в возрасте 37 лет, похоронена в домовом склепе (Шереметевский В. В. Русский провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1. С. 415). Род Коковцовых не был богатым. Раннее детство К. прошло в деревне. Систематическим образованием К. не занимались до 10-летнего возраста, когда местный священник стал знакомить его с основами Православия. В 1866 г. К. окончил 2-ю гимназию С.-Петербурга и поступил в Имп. Александровский лицей (бывш. Царскосельский), к-рый окончил в 1872 г. с большой золотой медалью и чином 9 класса (РГИА. Ф. 1162. Оп. 6. Д. 243). Кроме общеобразовательных наук лицеисты изучали 3 иностранных языка, музыку, фехтование, занимались гимнастикой, дополнительное военное образование приравнивало выпускников лицея к выпускникам Пажеского корпуса. Воспитание в Александровском лицее нашло отражение в отмечаемой современниками К. исключительной работоспособности, самодисциплине, в педантичном подходе к работе, а также в хорошем владении языками. После окончания лицея К. поступил в С.-Петербургский ун-т на юридический фак-т, с зачислением проведенного в университете времени в действительную службу (с дек. 1872 г.) По настоянию известных профессоров-юристов того времени — А. Д. Градовского, Н. С. Таганцева, С. В. Пахмана — К. собирался посвятить себя карьере ученого по специальности гос. право, в чем его активно поддержал отец, обещав материальную поддержку на все время учебы. Однако, через 2 месяца после зачисления К. в университет отец скоропостижно скончался, материальное положение семьи ухудшилось, К. был вынужден искать место на гос. службе. С 1873 по 1879 гг. К. состоял в должности помощника столоначальника в Мин-ве юстиции. В 1878 г. был командирован за границу для изучения тюремного дела. По возвращении назначен старшим инспектором, с 1882 г. помощником начальника Главного тюремного управления МВД. К. принял непосредственное участие в работе по улучшению состояния тюрем России, в составлении нового издания «Уставов о ссыльных и содержащихся под стражей».

http://pravenc.ru/text/2608159.html

Список членов корпорации Московской духовной академии, приведенной в отчете о состоянии Московской духовной академии в 1916/1917 году, насчитывает 43 фамилии и включает в себя помимо преподавателей членов Совета Академии, профессорских стипендиатов и служащих по вольному найму . Из перечисленных лиц в послереволюционные годы репрессиям подверглись 19 человек. При этом десять человек было расстреляно, а пятеро скончались в узах. До возрождения Московских духовных школ в 1944 году дожили немногие. В их числе бывший ординарный профессор академии по кафедре греческого языка доктор греческой словесности действительный статский советник Сергей Иванович Соболевский (1864-1963) – выдающийся ученый-филолог, в послереволюционные годы профессор нескольких вузов, член-корреспондент АН СССР (с 1928 года), заслуженный деятель науки (1959). Бывший ординарный профессор по кафедре Библейской истории в связи с историей древнего мира, доктор богословия, бывший статский советник Дмитрий Иванович Введенский (1873-1954), дважды арестовывавшийся в советское время (1919, 1928 гг.). С 1919 года он преподавал в средних учебных заведениях Сергиева Посада, а после высылки в Нижний Новгород в мае 1928 года работал там в различных учреждениях, с 1935 года был заместителем директора по учебной части Ветлужского педагогического техникума. Бывший экстраординарный профессор по кафедре истории греко-восточной церкви со времени отпадения западной Церкви от вселенской до настоящего времени, в связи с историей славянских Церквей и румынской, лектор немецкого языка, магистр богословия, бывший коллежский советник Федор Михайлович Россейкин (1879-1951) с 1918 года занимался научно-педагогической деятельностью, с 1943 года был научным сотрудником в группе византологи при институте истории АН СССР. Бывший экстраординарный профессор по 2-й кафедре Священного Писания Нового Завета, магистр богословия, священник Илья Васильевич Гумилевский (1881-1965) был арестован в 1928 году. С 1929 по 1931 год находился в ссылке. После освобождения отошел от церковной деятельности по причине несогласия с Московской Патриархией и вёл крайне замкнутый образ жизни . Из числа лиц, преподававших в академии в период её полулегального существования в Москве, в живых оставались Алексей Алексеевич Покровский (1875-1954) – ученый архивист и Николай  Степанович Педашенко (1894-1980). Но из всех представителей профессорско-преподавательской корпорации лишь он один пришел в возрожденные Московские духовные школы. В 1947-1949 годах он занимал должность воспитателя в МДА и С. В 1949 году принял рукоположение в священный сан и до 1968 года проходил служение в Воскресенской церкви г. Сарапула. После 1968 года находился за штатом и проживал в Москве.

http://bogoslov.ru/article/1262050

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ Николаевич Соколов (1879, с. Сабурово Дмитровского у. Московской губ.- 2.04.1938, Москва), сщмч. (пам. 20 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), протодиак. Из семьи диакона. По окончании в 1896 г. ДУ служил псаломщиком в Успенском соборе г. Дмитрова. В 1920 г. был рукоположен во диакона к Успенскому собору, в 1926 г. награжден двойным орарем, в 1927 г. возведен в сан протодиакона. С 1932 г. служил в Казанском храме в с. Подлипечье Дмитровского р-на. 27 нояб. 1937 г. В. был арестован на основании «свидетельских показаний» от 24 нояб. о том, что священнослужитель жаловался на притеснения со стороны советской власти, гонения на верующих и желал скорейшего «избавления от большевиков». В. был обвинен в «антисоветской деятельности», заключен в Таганскую тюрьму, в день ареста допрошен, виновным себя не признал. В тот же день следствие было окончено. 2 дек. 1937 г. тройка НКВД приговорила священнослужителя к 10 годам заключения. В. скончался в заключении. Его имя внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских постановлением Свящ. Синода РПЦ от 6 окт. 2003 г. Арх.: Архив МП. Послужной список; ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-18309. Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН Александрович Преображенский (1880-1938), протодиак., сщмч. (пам. 29 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) НИКИТА Григорьевич Алмазов (1874-1937), протодиак., сщмч. (пам. 15 нояб., в Соборе святых Санкт-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ Васильевич Тохтуев (1903-1943), протодиак., сщмч. (пам. 4 мая, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ Иванович Цветков (1879-1937), протодиак., сщмч. (пам. 15 сент., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/150619.html

Нижегородская Основана 24.03.1672 по царскому указу в период междупатриаршества (выделена из Суздальской епархии). Митрополия в 1672–1719 гг. С 1719 г. кафедра замещалась епископами. С 1719 г. архиереи перемещались на другие кафедры. Именовалась: Нижегородская и Алаторская; с 16.10.1799 – Нижегородская и Арзамасская; с 1921 г. – Нижегородская и Макарьевская; с 1932 г. – Горьковская и Макарьевская; с 1942 г. – Горьковская и Арзамасская. С 18.09(01.10)1990 – Нижегородская и Арзамасская. Викарные кафедры: Балахнинская, Лукояновская, Арзамасская, Васильсурская, Павловская, Печерская, Керженская, Краснобакинская, Сергачская, Городецкая, Йошкар-Олинская, Богородская, Лысковская. 02.06.1672 07.03.1686 07.03.1686 26.09.1696 17.01.1697 20.07.1699 23.07.1699 02.09.1708 14.09.1708 05.03.1719 23.03.1719 08.05.1738 25.02.1739 01.09.1742 12.09.1742 09.08.1748 14.08.1748 28.02.1753 14.03.1753 01.06.1773 09.07.1773 25.04.1782 Антоний Герасимов-Зыбелин 16.05.1782 22.09.1783 22.09.1783 12.01.1794 12.01.1794 06.02.1794 в/у Виктор Онисимов» 06.02.1794 26.10.1798 26.10.1798 17.03.1811 28.05.1811 28.05.1811 10.01.1825 28.02.1826 28.02.1826 19.10.1826 13.10.1826 24.01.1832 01.02.1832 19.01.1835 Амвросий Морев 19.01.1835 13.01.1847 Иоанн II Доброзраков 13.01.1847 20.05.1850 20.05.1850 19.12.1850 19.12.1850 17.06.1857 20.07.1857 29.08.1860 Антоний II Павлинский 22.09.1860 21.01.1869 28.02.1869 07.02.1873 03.1873 06.1873 13.06.1873 08.12.1877 08.12.1877 23.05.1879 23.05.1879 07.06.1885 Макарий Миролюбов 07.06.1885 25.11.1888 Модест Стрельбицкий 25.11.1888 07.05.1892 Владимир Петров 07.05.1892 29.12.1900 20.01.1901 13.08.1910 13.08.1910 15(28)03.1918 15(28)03.1918 25.09(08.10)1918 25.09(08.10)1918 22.10(05.11)1918 22.10(05.11)1918 03(16)06.1922 23.08(05.09)1923 05(18)03.1924 05(18)03.1924 14(27)04.1934 13(26)09.1929 29.01(11.02)1934 28.03(10.04)1934 20.04(03.05)1934 20.04(03.05)1934 22.10(04.11)1935 30.10(12.11)1935 12(25)07.1937 15(28)05.1942 18(31)05.1942 18(31)05.1942 09.1943 05(18)11.1948 05(18)11.1948

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

священник Павел Верховскои (31.12.1879–10.04.1943) Жизнеописания Каноническое право священник Павел Верховскои Русский юрист, церковный историк, доктор церковного права, профессор Варшавского университета. Биография Происходил из дворянской семьи Верховских. Родился в Санкт-Петербурге 31 декабря 1879 года. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1902) с дипломом 1-й степени и был оставлен на кафедре церковного права для подготовки диссертации. В течение 1903—1906 годов писал диссертацию под руководством М. И. Горчакова. В 1902—1906 годах учился в Санкт-Петербургской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия. С 3 июня 1906 года — на службе в канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода; 28 февраля 1909 года назначен и.д. доцента по кафедре истории русского права Варшавского университета, а 18 мая 1909 года на юридическом факультете Петербургского университета состоялась защита его магистерской диссертации: «Населенные недвижимые имения Святейшего Синода, архиерейских домов и монастырей при ближайших преемниках Петра Великого, 15 июля 1726 — 12 января 1763 гг.». С 20 мая 1909 года он — экстраординарный профессор по кафедре истории русского права Варшавского университета, а с 26 ноября 1913 года — и.д. ординарного профессора. Верховский был избран действительным членом Русского военно-исторического общества. В 1915 году переехал в Ростов-на-Дону, вместе с эвакуированным сюда Варшавским университетом. 20 мая 1917 года Советом Московского университета был утверждён в степени доктора церковного права после защиты диссертации: «Учреждение Духовной коллегии и Духовный регламент: К вопросу об отношении Церкви и государства в России». С 15 октября 1917 года — ординарный профессор по кафедре церковного права Донского университета. В своей диссертации П. В. Верховский отмечал: " Сущность церковной реформы Петра Великого заключается вовсе не в том, как думают некоторые, что единоличное будто бы правление патриарха он заменил коллегиальным Духовной коллегии, а в том, что он лишил Русскую Церковь её самостоятельного и независимого существования как определенного юридического института и ввел в состав русского государственного устройства как его интегральную часть " .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010