Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. В. Мараева. Фотография. Нач. ХХ в. Анна Васильевна (урожд. Волкова; 25.01.1845, с. Топорино Медынского у. Калужской губ.- 23.08.1928, Серпухов), деятельница старообрядческого федосеевского согласия (см. Федосеевцы ), фабрикантша и купчиха, благотворительница, коллекционер. Род. в правосл. крестьянской семье, занимавшейся производством холста. После 1855 г. вместе с родителями Василием и Макриной Волковыми Анна перешла к федосеевцам. Вероятно, на решение Волковых повлияла необходимость установления связей с промышленниками и купцами, занимавшимися производством и продажей тканей, преимущественно староверами. В 1869 г. Анна вышла замуж за Мефодия (Нефеда) Васильевича Мараева (в иночестве Феодор; 13 июня 1830 - 28 июля 1882), наследовавшего после смерти отца, серпуховского фабриканта и купца 1-й гильдии В. А. Мараева, в 1881 г. бумаготкацкую фабрику в дер. Заборье и ситценабивную фабрику в пустоши Данки в окрестностях Серпухова, а также капитал, земельные участки и недвижимость в Москве. М. В. Мараев, удостоенный в 1882 г. вместе с членами своей семьи звания потомственного почетного гражданина, был активным прихожанином московской Преображенской общины федосеевцев (см. в ст. Преображенское кладбище в Москве), в 70-х гг. XIX в. являлся попечителем Преображенского богаделенного дома. В семье Мефодия и Анны Мараевых родилось 8 детей: сыновья Иван (1870-1924), Василий (1872-1939), Константин (1875-1922), Николай (1878-1926), дочери Александра (в замужестве Уфимцева; 1874-1931), Анна (в замужестве Киреева; 1877-1965), Ольга (1874-1955), Анфиса (1881-1906). После смерти мужа М. пришлось отстаивать в 1883-1893 гг. имущественные интересы свои и детей в судебном разбирательстве по иску двоюродного брата своего мужа московского купца Ф. Ф. Мараева, к-рый пытался оспорить законность наследования капиталов и имущества своего умершего родственника его женой, не венчанной в правосл. Церкви. В 1884 г. серпуховская 1-й гильдии купчиха М. стала владелицей «Серпуховской мануфактуры Мараевых», ярмарочной торговли в Н. Новгороде и Урюпинске, торговых заведений в Москве.

http://pravenc.ru/text/2561948.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРУИЧ [серб. Радослав (17(29).06.1878, Земун, ныне в черте Белграда - 25.05.1955, Хвар, Хорватия), прот., серб. историк. С 1895 по 1899 г. учился в семинарии в Сремски-Карловци. В 1899 г. после женитьбы рукоположен во иерея и направлен в клир храма Св. Троицы в Земуне. С 1904 по 1914 г. преподавал катехизис в семинарии в Бьеловаре. Совмещал служение и преподавание с учебой: в 1908 г. окончил курс права в Вене, в 1911 г.- курс философии в Загребе. В 1919 г. защитил докт. диссертацию. В сент. 1914 г., после начала первой мировой войны, обвинен австр. властями в измене и арестован. В 1915 г. переведен под домашний арест, потом перемещен в Госпич, через 2 года Г. разрешили вернуться в Бьеловар. В 1919 г., по окончании войны, переехал в Белград. Преподавал во 2-й гимназии, затем - в семинарии св. Саввы. В 1920 г. приглашен преподавать историю Сербии на философский фак-т в ун-т г. Скопье, в 1930-1933 и 1935-1937 гг. был деканом фак-та. В 1921 г. учредил при ун-те дом для малообеспеченных студентов, основал Скопьевское научное об-во и руководил им до 1937 г. Совместно с М. Костичем был учредителем и редактором «Гласника Скопьевского научного общества» (Гласник Скопског научног друштва. 1925-1940. 1-21). Выпускал «Сборник по истории Южной Сербии и соседних земель» (Зб. за ucmopujy Jyжhe Cpбuje и суседних области. 1936. 1). В 1937 г. по приглашению руководства Сербской Православной Церкви (СПЦ) переехал в Белград, в звании профессора преподавал историю СПЦ на Богословском фак-те Белградского ун-та. По благословению Сербского Патриарха Варнавы (Росича) возглавил процесс формирования и до 1948 г. был директором музея СПЦ (официально открыт 14 июня 1954). Вместе с прот. Лазарем Мирковичем объехал Румынию и Венгрию, регистрируя и по возможности выкупая памятники серб. искусства. В 1939 г. избран членом САНУ, Матицы Сербской, почетным членом Студенческого исторического об-ва в Белграде. Сотрудничал с Сербским географическим об-вом и Югославянским историческим об-вом в Белграде.

http://pravenc.ru/text/168207.html

Скачать epub pdf Об авторах Схиархимандрит Даниил (Климков) (1893–1970) . Окончил Московскую Духовную академию, был несколько лет священником с обетом безбрачия, принял монашество с именем Серафим в 1920 г. в Московском Свято-Даниловом монастыре. С 1927 по 1955 годы был в ссылке. По освобождении, получив отказ в прописке, жил «на колесах». Особенно переживал из-за невозможности открытого служения Церкви. Владыка Феодор 1 , явившись ему во сне, сказал: «Твой путь – духовника и старца, а не открытого служения». Это успокоило о. Серафима, он принял схиму и полностью отдался служению людям. Записи его ответов сохранили знавшие его и обращавшиеся за разрешением своих недоразумений. Архиепископ Варлаам (Ряшенцев) (1878–1942). Родился в Тамбовской губернии. Окончил Казанскую Духовную академию. В 1901 г. пострижен в монашество, преподавал в Уфимской Духовной семинарии. В 1906 г. хиротонисан в епископа Гомельского. С 1923 г. – епископ Псковский и Порховский. В 1927 г. сослан. Известно, что умер архиепископ Варлаам в 1942 г. Письма, выписки из которых хранят знавшие владыку, писаны в ссылке. Схиархимандрит Кирик Афонский . Еще до революции в молодые годы ушел на Афон. Оттуда был послан на Афонское подворье в Москву помогать в издании книг епископа Феофана Затворника . В юности окончил только городское училище, но нею жизнь работал над собой, обогащая свои богословские познания. Позже был назначен настоятелем Афонского подворья в Одессе. Вернувшись на Афон, стал духовником братии. После революции, в 30-е годы, сербский патриарх Варнава просил отправить схиархимандрита Кирика в Югославию; он был там до начала второй мировой войны. От «того периода сохранились записи его поучений и бесед в Хопове, где приютился Леснинский монастырь. Отец Алексий Мечёв (1859–1923) был одним из известнейших в Москве священников, к которому могли обратиться все. Родился он в 1859 г., очень рано овдовел и по благословению о. Иоанна Кронштадского, забыв о себе, взялся за «разгрузку чужого горя». До самой своей смерти он жил среди людей и для людей. О нем говорили, что «простота и смирение, прозорливость и лучезарность, требовательность и любовь, традиционность и свобода, мудрость и юродство, надмирность и погруженность в мир делали его старцем в миру». Указания его всегда конкретны и духовная жизнь каждого – самое существенное и важное на свете.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

Только через столетие сформировалось в медицине самостоятельное «психосоматическое» направление, возникновение которого во многом было обусловлено возникшим кризисом сугубо материалистического взгляда на все болезни вообще, господствующего на протяжении последних веков на волне многочисленных научных технических достижений. В становлении «Психосоматической медицины»  принимали участие множество представителей различных школ и направлений, как в медицине, так и в психологии, философии, физиологии и социологии. Укажем на некоторых из них: это немецкий психиатр Карл Виганд Максимиллиан Якоби (1775–1858), введший в 1822 году понятие «соматопсихический»; берлинский терапевт Густав Бергман (1878–1955), разработавший учение о функциаональной патологии;  немецкий философ Фридрих Вильгельм Ницше(1844–1900); всемирно знаменитый французский психиатр  Жан  Мартен Шарко (1825–1893), у которого учился отец психоанализа Зигмунд Фрейд(1856–1939); основатель учения о неврастении(1869) американский невропатолог Джордж Миллер Бирд (1839–1883); его соотечественник терапевт Да Коста (1833–1900), именем которого назван синдром «возбудимого сердца солдата» (1871); американский психоаналитик Франц  Габриэль Александер (1891–1964),  которого считают одним из основоположников современной психосоматической медицины; немецкий врач Александр Мичерлих (1908 1982), открывший в 1949 году в Гейдельбурге психосоматическую клинику; австрийский врач и психоаналитик, профессор по психосоматической медицине Вашингтонского университета Феликс Дойч (1884–1964); основоположник теории «стресса» канадский патолог и эндокринолог, Лауреат Нобелевской премии Ганс Селье (1907–1982) и многие, многие другие. Психоаналитики, как правило, причину психосоматических заболеваний видят в наличие неосознанных конфликтов у человека, тщательно исследуют  забытые  пациентами психические травмы, делают акцент на половых проблемах, включая сюда детские неосознанные  взаимоотношения с родителями и прочее. В развитии психосоматической болезни выделяют психосоматические реакции, расстройства, состояния, иногда аффекты. Чем психосоматические болезни отличаются от обычных заболеваний?

http://azbyka.ru/zdorovie/psihiatr-v-k-n...

Патриарх Иерусалимский Тимофей (1935-1955) (версия для печати)/Православие.Ru Патриарх Иерусалимский Тимофей (1935-1955) Православие.Ru , 21 января 2003 г. Патриарх Тимофей, в миру Пифагор Темелис, родился в семье священника 22 сентября 1878 года на греческом острове Самос. Получив на острове среднее образование, он в сентябре 1898 года отправился в Иерусалим и под патронатом патриарха Дамиана (1897-1931), происходившего также с острова Самос, поступил в Патриаршую богословскую школу, которую успешно закончил в 1905 году. 24 марта 1906 года принял монашеский постриг с именем Тимофей, а 10 апреля был официально принят в Братство Святого Гроба Господня. 16 апреля, в воскресенье жен Мироносиц, Тимофей был рукоположен в диаконы архиепископом Филадельфийским Софронием, в Крипте Воскресенского храма, на Гробе Господнем. На следующий день диакон Тимофей отправился в Англию для завершения богословского образования в Оксвордском университете. По возвращении в 1907 году в Святой Град Тимофей прежде всего назначается секретарем и управляющим журнала «Новый Сион», а с 1909 года становится его главным редактором. Паралелльно с этим Тимофей исполнял обязанности хранителя книг, секретаря Священного Синода и преподавателя в Центральном Институте благородных девиц. 5 января 1914 года Тимофей был рукоположен в священники архиепископом Кирьякопольским Василием, а 29 января возведен патриархом Дамианом в сан архимандрита. С сентября 1916 года Тимофей возглавляет Патриаршую типографию, а 13 апреля 1917 года назначается секретарем Священного общества. В ноябре того же года Тимофей вслед за патриархом Дамианом и членами Священного Синода изгоняется турецкими властями в Дамаск. С завоеванием Палестины англичанами и восстановлением законного Священного Синода Тимофей стал неустанно трудиться на самых различных постах Патриархии, так нуждавшейся в скором восстановлении. 23 августа 1921 года Тимофей избирается архиепископом Иорданским. Епископская хиротония была совершена 27 августа в Воскресенском соборе Гроба Господня патриархом Дамианом в сослужении архиепископов Газского Софрония и Неапольского Пантелиимона, а также русского митрополита Анастасия.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Бирля. Церковь Михаила Архангела. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Михаила Архангела , Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1881 и 1882. Год утраты:1957 (разобрана для расчистки ложа водохранилища) Адрес: Россия, Ульяновская область, Мелекесский район, акватория Куйбышевского водохранилища в 5,5 км к северу от существующего села Бирля Координаты: 53.96803, 49.213706 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Бирля, Михаила Архангела церковь Построена в 1881 году, закрыта в 1930-е годы, открыта в 1946 году, вновь закрыта в 1953 году, разобрана в 1954-1955 годах. До 1882 года Бирля имела статус деревни, а с постройкой в 1882 году Михайло-Архангельской церкви Бирля стала селом. Церковь была освящена в мае 1882 года.Для причта отвели 33 десятины (36 га) земли, в том числе 29 (31,7 га) пахотной и 4 луговой (4,3 га). Дома для служителей устроили на мирской земле. Жалование они получали от общества: 424 рубля 46 копеек ежегодно. Ближайшие церкви находились в сёлах Кондаковка (2,1 км), Кротково-Городище (7,5 км) и Никольское-на-Черемшане (7,5 км). В приход на 1911 г. входили сама Бирля и д. Поликаровка . В новом храме хранились копии метрических книг с 1863 по 1875 гг., переданные из Кондаковки, исповедная роспись с 1882 г. и другие документы.  В марте 1882 г. по просьбе бирлинских прихожан и своему желанию настоятелем Михайло-Архангельской церкви стал священник Александр Васильевич Терновский. Несмотря на молодой возраст (26 лет), он успел послужить в трёх местах, причём последним было место священника в Троицком соборе уездного г. Ставрополь, где он одновременно являлся законоучителем в приходском мужском и женском училищах (1878-1882 гг.).  Исправляющим должность псаломщика также с марта 1882 г. являлся Михаил Александров, с 1863 г. служивший в Ставропольском Троицком соборе. 

http://sobory.ru/article/?object=52629

Кощино. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Храм в Кощине построен в 1791 г., каменный. Престолов четыре: в настоящем холодном — во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а по сторонам — во имя архистратига Михаила и святителя Тихона Амафунтского; в придельном теплом - во имя св. князя Владимира. Особенно чтимая икона свят. Тихона Амафунтского; она считается чудотворною, на обороте ее есть подпись преосвящ. Парфения, удостоверяющая о разных исцелениях, бывших от нее. На месте явления иконы устроена часовня. Прихожан 907 душ муж. пола и 900 жен. пола; расстоянием селения от церкви до 5 верст. Земли при церкви 45 дес.: 39 дес. пахотной, 2 дес. луговой и 4 дес. под кустарниками. Капитала церковного 700 руб., капитала причтового 1000 руб. Жалование священник получает 88 руб. 20 коп., псаломщик 35 руб. 28 коп. Церковный дом для священника. Священник Александр Васильевич Дьяконов, священник с 1896 г.; диакон Авраамий Стефанович Неклюдов, диакон с 1896 г. и псаломщик Михаил Евграфович Дьяконов, псаломщик с 1892 г. В приходе близ села одноклассное министерское училище, законоучитель священник Дьяконов, учащ. 92 чел. От Смоленска 22 версты, от благочиния в 42 верстах. «Адрес-календарь Смоленской епархии с историческими и церковно-практическими указаниями», г. Смоленск. Паровая типо-лит. Я.Н. Подземского, 1897 г. Кощино, 23 км от г. Смоленска (Смоленский район). Усадьба шляхтича И.Д. Цельнера известна с начала XVIII в., с 1710 г. владел его сын С.И. Цельнер (ум. 1716 г.); ему с 1713 г. наследовал пасынок М.П. Станкевич; с 1754 г. — надворный советник Ю.Д. Храповицкий, затем — его сын губернский предводитель дворянства полковник С.Ю. Храповицкий с женой Е.И. Храповицкой (урожд. кнж. Друцкой-Соколинской), до 1861 г. — их сын B.C. Храповицкий; далее — с 1859 г. муж его дочери М.В. Храповицкой (1839—1911), генерал-лейтенант, герой русско-турецкой войны, 1877-1878 гг. - кн. Н.Н. Оболенский (1833—1898), последний владелец до 1917 г. — их сын кн. В.Н. Оболенский (1865—1927, жена Е.В. Шереметева (1885-1955).

http://sobory.ru/article/?object=15036

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИНЫ СВЯТОГО ХРАМ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ [Греч. Αγιος Μνας τς Ψαμθειας], греч. правосл. церковь в древнем квартале Псамафия (тур. Саматья), на юго-вост. склоне холма Ксиролоф, близ района Еленианы; построена в 1833 г. В 30-х гг. XX в. постройку исследовал А. М. Шнайдер, который описал ее древнюю полуподвальную часть, восходящую к IV-V вв., и выдвинул предположение о том, что на месте современного храма св. Мины в визант. эпоху должен был находиться мон-рь святых Карпа и Папилы. Эта гипотеза ныне считается весьма вероятной и принята исследователями. В X-XII вв. здесь существовал женский мон-рь с мартирием святых Карпа и Папилы (Μον τν γων Κρπου κα Παπλου), где находились почитаемые мощи этих святых. Согласно сведениям из визант. трактата «Patria Constantinopolitana» (X в.), св. Елена основала в К-поле мон-рь во имя святых Карпа и Папилы. Конструкция его храма напоминала мартирий (Patria CP. Vol. 2. P. 245; PG. 157. Col. 577). Подобные сооружения в ранней Византии имели обычно центрическую форму, в виде ротонд или октагонов. Предание о св. Елене явно недостоверно, хотя сохранившийся нижний ярус совр. храма св. Мины имеет форму массивной ротонды-склепа. В 1200 г. мон-рь посещал рус. паломник Антоний Новгородец, к-рый написал, что мон-рь был основан св. равноап. Константином. В К-польском Синаксаре под 13 окт. содержится память святых Карпа, Папилы, Агафодора и Агафоники, «святейший мартирий которых находится близ Елениан» (SynCP. Col. 135). Неясно, имеются ли здесь в виду мощи всех 4 святых или только первых 2. Храм остался в руках христиан после падения К-поля в 1453 г. К XVII в. на том же месте существовала ц. во имя св. Поликарпа. Вероятно, это посвящение возникло как искажение имен святых Папилы и Карпа. В визант. эпоху культ св. Поликарпа в К-поле неизвестен. В 1604 г. в крипте церкви (в древней ротонде) была освящена агиасма св. Мины. В 1782 г. эта церковь была разрушена большим пожаром, от к-рого пострадал весь район Псамафия. В 1833 г. с разрешения тур. султана Махмуда II на средства местной греч. общины была построена новая церковь, освященная уже во имя только св. Мины. В 1878-1879 гг. здесь были найдены 4 древних надгробия. В 1955 г. церковь пострадала во время религ. столкновений, но вскоре была восстановлена.

http://pravenc.ru/text/2563302.html

Сергей Вознесенский. Автопортрет, 1955 30 марта 2020 года в Москве состоится открытие персональной выставки художника Сергея Вознесенского (1913–1990). Участник Великой Отечественной войны, в советские годы он был известен своими работами на военную тему, портретами, пейзажами, натюрмортами. Самая знаковая картина в его творчестве стала одновременно и последней в его жизни. На ней изображен родной дед художника – священник Василий Вознесенский, изгоняемый тройкой ГПУ. Накануне вернисажа дочь живописца Татьяна Сергеевна Таджури (Вознесенская) – московский педагог, преподаватель иностранных языков – поделилась воспоминаниями об отце и историей своей семьи. Мой отец, русский и советский художник Сергей Леонидович Вознесенский, родился 10 октября 1913 года в Варшаве, где его дед по матери Степан Гаврилович Гаврилов, в прошлом участник и герой войны с турками за освобождение Болгарии (1877–1878), служил интендантом военного склада. Мать отца Анна Степановна Гаврилова-Вознесенская преподавала языки в Варшавской гимназии; отец Леонид Васильевич Вознесенский, выпускник юридического факультета Варшавского университета, не успел начать карьеру: грянула Первая мировая война. Отношение поляков к русским было недружелюбным, особенно к военным. Поэтому в самом начале войны (моему отцу был тогда всего 1 год) вся большая семья в срочном порядке в товарном вагоне переезжает в Россию. Сергей Вознесенский в детстве, 1914 Первое впечатление раннего детства папы: он на деревянной лошадке в белой комнате с высокими окнами, в доме где-то недалеко от Московского Кремля. Но относительно спокойной жизнь в Москве была недолго. В 1917 году вся семья – мой прадед с супругой, мои бабушка, дед и трехлетний папа, а также его молоденькая тетя-учительница, – спасаясь от беспорядков и голода, едут на Украину, где, по сравнению с Москвой и Петроградом, можно было как-то прокормиться. Однако с началом гражданской войны стало невыносимо и там. Самые тяжелые годы семья провела где-то под Черновцами. Выжили только благодаря золотым рукам моего деда Леонида Васильевича. То он чугунную сковородку склепает крестьянке, а она ему в благодарность даст дюжину яиц, то железную кровать починит, то покосившийся крест на церкви поправит, да в одиночку!

http://pravoslavie.ru/129471.html

Григорий, митрополит (Чуков Николай Кириллович) Дата рождения: 1 февраля 1870 г. Дата смерти: 5 ноября 1955 г. Дата хиротонии: 14 октября 1942 г. Дата пострига: 13 октября 1942 г. День ангела: 13 октября Страна: Россия Биография: Николай Кириллович Чуков родился 1 февраля 1870 г. в Петрозаводске (Олонецкая губерния) в крестьянской семье. Начальное образование получил в частной школе. В 1878 г. поступил в гимназию, в августе 1884 г. перешел в Олонецкую духовную семинарию, по окончании которой в 1889 г. был назначен надзирателем и экономом при общежитии Петрозаводского духовного училища. В 1891 г. поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию и окончил ее в 1895 г. со степенью кандидата богословия. 8 сентября 1895 г. по представлению епископа Олонецкого Павла и при поддержке ректора СПбДА архиепископа Выборгского и Финляндского Антония (Вадковского) назначен на должность епархиального наблюдателя церковноприходских школ и школ грамоты Олонецкой епархии. 1 мая 1896 г. произведен в коллежские секретари. В том же году женился на выпускнице Олонецкого епархиального женского училища В.Д. Любецкой (1879-1939), имел пять детей. 14 апреля 1897 г. рукоположен в сан иерея и причислен к кафедральному собору г. Петрозаводска, служил в церкви Николаевского приюта для девочек. 14 мая 1907 г. возведен в сан протоиерея. В 1911 г. избран представителем от губернского земства на I общеземский всероссийский съезд по народному образованию в Москве. 1 февраля 1911 г. назнечен ректором Олонецкой духовной семинарии с сохранением руководства церковноприходскими школами. Одновременно являлся председателем епархиального училищного совета и совета Олонецкого епархиального женского училища (1911-1915), представителем духовного ведомства в Олонецком губернском земском собрании (1901-1917) и Петрозаводской городской думе (1914-1917). С 1907 г. секретарь и казначей Олонецкого совета православного Карельского братства по борьбе с панфинско-лютеранской пропагандой. В 1909-1917 гг. — председатель Олонецкого совета Карельского братства. В 1912-1915 и 1916-1918 гг. избирался Святейшим Синодом кандидатом от белого духовенства в члены Государственного совета. Был сотрудником редакций олонецких газет и автором многих газетных публикаций. С 1911 г. возглавил редакцию газеты «Олонецкая неделя», в 1917 г. назначен редактором неофициальной части «Олонецких епархиальных ведомостей».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245160...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010