Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Попытка осуществления церковной унии в Великом княжестве Литовском (последняя четверть XV — начало XVI в.) Б. Н. Флоря. Исследования по истории Церкви. Примечания Бучиньский Б. Cmyдii з icmopii цepkobhoi yhii. II. Митрополит Гpuropiй//Записки Наукового товариства iм. Шевченка. Льbib, 1909. Т. 88. С. 20. Аттапп A. M. Zur Geschichte der Geltung der Florentiner Konzilsentscheidungen in Polen-Litauen: Der Streit ьвег die Gьlmigkeim der Griechentaufe//Orientalia Christiana Periodica. Roma, 1942. T. 8. N 3/4. P. 299. Бучиньский Б. Cmyдii. II. Митрополит Гpuropiй//Записки Наукового товариства iм. Шевченка. Т. 88. С. 14–15. Vetera monumenta Poloniae et Lithuaniae/Ed. A. Theiner. Romae, 1861. T. 2. N 196 (далее: VMPL). Backus O. P. Motives of West Russian Nobles in Deserting Lithuania for Moscow, 1377–1514. Lawrence, 1957. P. 86. Akta grodzkie i ziemskie czasyw Rzeczypospolitej polskiej. Lwyw, 1878. T. 7. N 58. S. 115 (далее: AGZ). Kodeks dyplomatyczny katedry i diecezji wilecskiej. Krakyw, 1948. T. 1: (1387–1507). N 267 (далее: KDKW). Documenta pontificum Romanorum historiam Ucrainae illustrantia. Romae, 1953. T. 1. N 98. (далее: DPR). Полоцкие грамоты XII — начала XVI в./Сост. А. Л. Хорошкевич. М., 1978. Т. 2. 139–140. Архив Юго-Западной России. Киев, 1887. Ч. 1. Т. 7. С. 194–195 (далее: АЮЗР). Попов А. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян (XI–XV вв.). М., 1875. С. 374–375. Acta Alexandri regis Poloniae. Krakyw, 1927. S. 391. Об этом путешествии см.: Halecki O. From Florence to Brest (1439–1596). Hamden (Connecticut), 1968 . P. 102. Kutrzeba S., J. Kopiarz rzymski E. Komisyi Historycznej. Krakyw, 1923. Ser. 2. T. 1. S. 75 (далее: Archiwum KH). Ibid. Упоминание о посещении им в Риме папы Сикста IV Я. Фиялек нашел в известном трактате Яна Сакрана «О заблуждениях русских» (Sakran J. Elucidarius errorum ritus Ruthenici. Krakyw, 1501. Fol. VII v.).

http://sedmitza.ru/lib/text/442979/

Кашин. Церковь Сергия Радонежского. Сергиевская церковь при Сергиевском кладбище /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Сергиевская кладбищенская церковь была построена в 1803 г. у северной границы города при Сергиевском кладбище. Храм был двухэтажный. В 1932 г. сняты ограда и кресты, в 1934 г. - колокола, разобран иконостас. В 1938 г. храм уничтожен полностью. http://kashin.ortox.ru/khramy_kashina Сергиевский двухэтажный, каменный, храм, устроен в 1803 г. вместо двух деревянных — Сергиевского, существовавшего с 1702 г., и теплого — Борисо-Гле6ского, существовавшего с 1734 г. Престолов в нем два: в верхней, холодной церкви — во имя препод. Сергия Радонежского и в нижней — во имя свв. бл. кн. Бориса и Глеба. Из древних предметов в храме сохранились: а) антиминс от 1660 г. из упраздненной церкви села Насаткина; б) оловянная чаша и в) древняя икона св. бл. кн. Бориса и Глеба с деяниями. Церковь находится па самой окраине города, при ней с конца XVIII столетия, для большей части городских приходов, имеется кладбище; при церкви есть и свои прихожане. С двух сторон кладбище обнесено оградой. В 1709 г. были две деревянные церкви - Борисоглебская и Сергиевская. В первой половине XVII столетия (1621 г. и далее) Сергиевская церковь не считалась городской, — она в то время обслуживала нужды Сергиевской Слободки, составлявшей вотчину Степана Фёдорова Якимова. Сергиевская церковь, построена в 1803 году, каменная, двухэтажная, престола два: верхний - холодный Преподобного Сергия Радонежского, нижний - теплый Святых Благоверных Князей Бориса и Глеба. Церковные документы: опись 1849 года, метрики с 1780 года, исповедальные с 1830 года, план на землю. В 1901 году служили: Священник Павел Петрович Ушаков 54-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1869 года, священником с 1878 года, состоял законоучителем женской прогимназии, членом благочинного совета, награжден в 1900 году наперсным крестом. Диакон, в должности псаломщика, Иаков Васильевич Соколов 60-ти лет, в служении с 1853 года, диаконом с 1892 года. Церковный староста купец Стефан Юрков в должности с 1891 года. Прихожан в Кашине, в деревнях: Подберезье, Серговке, Гордееве - 55 дворов (154 мужчины, 194 женщины). В 1914 году служили: Протоиерей Павел Ушаков 69-ти лет, окончил семинарию, на службе 45 лет, в Сергиевском храме 30 лет. Псаломщик Василий Вишняков 51-го года, на службе 29 лет, в Сергиевском храме 12 лет. Прихожан в Кашине, в деревнях: Гордеево, Сергиевка, Подберезье - 149 мужчин, 164 женщины.

http://sobory.ru/article/?object=40079

Теребушка. Храмовый комплекс. Церкви Георгия Победоносца и Успения Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Храмовый комплекс.  Утрачен.   Год постройки:Между 1744 и 1869. Год утраты:Не установлен. Адрес: Ленинградская область, Кировский район, деревня Теребушка Координаты: 59.940007, 31.922698 Проезд:из Санкт-Петербурга по Мурманскому шоссе (трасса М18), на 92 км съезд направо, в Ратницу, далее примерно через 500 м свернуть влево на грунтовую дорогу и проехать по ней до села около 1,5 км. Сохранившаяся церковь и место утраченной находится в конце села (примерно через 500 м). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Успения Пресвятой Богородицы каменная, однопрестольная, построена в 1869 году. Каменный храм строился с 1854 по 1868 год по проекту архитектора К.И. Брандта. В 1879 году была сооружена колокольня храма. Её автором, возможно, был Г.И. Карпов. Церковь действовала до 1937 года, а в 1940 году была закрыта распоряжением властей. Использовалась как сельский клуб. Здание ее сохранилось. Вторая церковь деревянная, во имя Св. Великомученика Георгия, с тремя престолами, устроена в 1744 году.  В 1899 году в приходе состояли село Теребужка, деревни Лужа, Гнора, Карпово, Малое Горгало, Ратницы, Кильмово, Дусьево, Войбокало, Горки, Рындило, Валдошо, Остров, Койчало, Сопели, Пурово, Голтово, Монастырька, Грилки, Выдрино, Большое Горгало (462 двора, 1350 мужчин, 1365 женщин, раскольников 17). По материалам: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 9. СПб. 1878. С. 194-198; Кутепов Н. М., сост. Памятная книжка по С.-Петербургской епархии. - СПб. 1899. Ст. 395-396; С.-Петербургский духовный вестник. 1895-1901; Известия по С.-Петербургской (с 1914 Петроградской) епархии. 1902-1916.   Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник/Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=60747

ПСРЛ. Т. 6. С. 233; Т. 20. ч. 1. С. 348. Ни на чем не основано утверждение И. Мончака относительно изгнания митрополита (населением?) из Киевской земли (Мопиак J. Florentine ecumenism... P. 205). ОР РГБ. Соф. 1451. Л. 243. Макарий (Булгаков), митр. История РЦ. Кн. 5. С. 51–53. Дмитриева Р. П. Сказание... С. 77–78. Турилов А. А. Забытое сочинение митрополита Саввы—Спиридона литовского периода его творчества//Славяне и их соседи. М., 1999. Вып. 7: Межконфессиональные связи в странах Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы в XV–XVII вв. С. 122, 127. Пуня расположена на этнически литовской территории, поэтому митрополит имел основания говорить о своем изгнании за границы своей митрополии. Макарий (Булгаков), митр. История РЦ. Кн. 5. С. 51. Halecki О. From Florence... P. 106. Старший брат нового митрополита Остафий был воспитателем Михаила и Семена Олельковичей (Яковенко Н. М. шляхта... С. 167). Макарий (Булгаков), митр. История РЦ. Кн. 5. С. 50, 381 (ссылка на вкладные грамоты 1480 г. Борисоглебскому собору в Новогрудке на имя епископа Мисаила). Joanni Dlugossii seu Longini canonici cracoviensis Historiae Polonica libri XII. Cracoviae, 1878. Т. 14. S. 697–698. Краткий пересказ ее содержания приводит Захария Копыстенский в «Палинодии» (см.: Русская историческая библиотека. СПб., 1878. Т. 4. Стб. 1037). Полоцкие грамоты. Т. 2. 181. KDKW. Т. 1. N 413. Об основании Супрасльского монастыря и пожалованиях Ивана Андреевича православным обителям см.: Макарий (Булгаков), митр. История РЦ. Кн. 5. С. 81, 133, 158–159. Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России. СПб., 1863. Т. 1. 229; Макарий (Булгаков), митр. История РЦ. Кн. 5. С. 91. KDKW. Т. 1. N 319. А. Потий использовал для издания текст послания, обнаруженный им в книге, хранившейся в православной церкви в Креве (АЮЗР. Ч. 1. Т. 7. С. 194). Выше уже упоминался список послания начала XVI в., скопированный, очевидно, с оригинала, хранившегося в митрополичьем архиве. Существовали и другие списки послания. Так, один из униатских публицистов XVII в. упоминал о списке, выполненном старым письмом, который был обнаружен в церкви села Вельбовна под Острогом (Там же. С. 699). О достаточно широком распространении текстов послания говорит и тот факт, что его фрагмент сохранился в одной из русских рукописей 1-й половины XVI в. (его издание см.: РФА. Т. 5. С. 1071–1074).

http://sedmitza.ru/lib/text/442979/

Αθναι, 1917 [Доклад перед Высшим церковным судом относительно судебного дела бывших членов Синода Феоклита Афинского, Арсения Ларисского, Авросия Фокидского, Дамаскина Кефалинийского, Дамаскина Илийского: во время заседания 2 окт. 1917 г.]; Επ τς κκλησιαστικς καταστσεως μελται: 25 Νοεμβρου 1921 - 24 Ιανουαρου 1922. Κωνσταντινοπολις, 1922 [Исследования относительно церковного положения: 25 нояб. 1921 - 24 янв. 1922]; Τ δκαια το Οκουμενικο Πατριαρχεου ν Τουρκ: Μελται. Κωνσταντινοπολις, 1922 [Права Вселенского Патриархата в Турции: Исследования]; Επ το νου μερολογου. Κωνσταντινοπολις, 1924 [Относительно нового календаря]; Περ τς Ιερς Μονς Αγας Τριδος Χλκης κα τς ν ατ Θεολογικς Σχολς διλεξις. Αθναι, 1925 [Доклад о мон-ре Св. Троицы на Халки и находящейся в нем Богословской школе]; Ο ν Αγοις Αρχιεπσκοπος Κωνσταντινουπλεως Θτιος//Ορθοδοξα. Κωνσταντινοπολις, 1926. Τ. 1. Σ. 194-404 [Иже во святых архиеп. К-польский Фотий]; Η Αγγλικαν Εκκλησα. Κωνσταντινοπολις, 1930 [Англиканская Церковь]; Η πρτη ν Νικα Οκουμενικ Σνοδος. Κωνσταντινοπολις, 1930. Θεσσαλονκη, 1997 2 [Первый Вселенский Собор в Никее]; Α ξισεις τν πισκπων τς Παλαις Ρμης: Ιστορικ μελτη. Κωνσταντινοπολις, 1932 [Притязания епископов Ветхого Рима: Историческое исследование]; Η τρτη ν Εφσ Οκουμενικ Σνοδος. Κωνσταντινοπολις, 1932 [Третий Вселенской Собор в Эфесе]. Лит.: Θνατος μητροπολτου Καισαρεας Καλλινκου//Ορθοδοξα. Κωνσταντινοπολις, 1934. Τ. 9. Σ. 42-49; Ιωακεμ (Μαρτινιανς), μητρ. Πτολεμαδος. Ο Καισαρεας Καλλνικος Δελικνης//Εκκλησα. Αθναι, 1934. Τ. 12. Σ. 21-23; Κρρης Κ. Π. Καλλνικος. Ο Δελικνης//ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Στ. 254-255; Σταυρδης Β. Θ. Επισκοπικ στορα το Οκουμενικο Πατριαρχεου: Α ντς τς Τουρκας μητροπλεις κατ τν 20ν ανα. Θεσσαλονκη, 1996. Σ. 45-46; idem. Επισκοπικο κατλογοι κατ τος κδικας τν πομνημτων το ρχειοφυλακου το Οκουμενικο Πατριαρχεου. Αλεξανδροπολη, 20002. Σ. 396, 406, 440; idem. Ο Οκουμενικο Πατριρχαι, 1860 - σμερον. Θεσσαλονκη, 20042. Σ. 477, 487, 500-501, 516-518, 527, 550, 562, 567, 1041. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков

http://pravenc.ru/text/1320039.html

В ХХ в., в период диктатуры Франко (1939-1975), И. была провозглашена национальной героиней, в наст. время ряд либеральных историков считают ее роль в истории Испании преувеличенной, а статус важного исторического деятеля - фашистской мифологизацией. Испан. католики, напротив, выступают с инициативой канонизации королевы на том основании, что она боролась за чистоту веры, была милостива к индейцам. В 1958 г. по инициативе Вальядолидского архиеп. Хосе Гарсии Гольдараса был начат сбор материалов, необходимых для беатификации И. В 1972 г. собранные материалы представлены папской Конгрегации по делам святым, по решению которой 20 нояб. 1972 г. в Риме открылся беатификационный процесс. После критики со стороны евр. организаций и нек-рых католич. деятелей, возложивших на И. ответственность за тысячи жертв инквизиции, папа Римский Павел VI прекратил процесс (1974). Соч.: Путешествия Христофора Колумба: Дневники, письма, док-ты. М., 1961; Testamentaría de Isabel la Católica/Ed. A. de la Torre y del Cerro. Valladolid, 1968 (сокр. рус. пер.: Завещание Изабеллы I Кастильской/Пер. и публ.: Н. П. Денисенко//Европа и Америка на перекрестке эпох. Иваново, 1992. С. 113-145). Ист.: Bernáldez A. Historia del reinado de los Reyes Católicos//Crónica de los Reyes de Castilla desde don Alfonso el Sabio hasta los Católicos don Fernando y doña Isabel. Madrid, 1878, 1931r. Vol. 3. P. 567-788; Galíndez de Carvajal L. Anales breves del reinado de los Reyes Católicos//Ibid. P. 533-567; Crónica incompleta de los Reyes Católicos/Ed. J. Puyol. Madrid, 1934; Pulgar F., del. Crónica de los Reyes Católicos/Ed. y estudio por J. de Mata Carriazo. Madrid, 1943. 2 vol.; Santa Cruz A., de. Crónica de los Reyes Católicos/Ed. y estudio por J. de Mata Carriazo. Sevilla, 1951. 2 vol.; О кончине королевы доньи Исабель: Из «Истории правления Католических королей» Андреса Бернальдеса/Пер. с испан.: Г. С. Зеленина//Практикум по истории Средних веков. Воронеж, 2002. Ч. 3. С. 194-200; Постановление Католических королей о том, чтобы евреи покинули их королевство (Гранада, 31 марта 1492 г.)/Пер. с испан.: Г. С. Зеленина//Там же. С. 200-205.

http://pravenc.ru/text/293824.html

б) Толкование посл. к Галатам, изд. 1842 г. Вып. на стр. 276. в) Толкование посл. к Ефесеям. Указ. на стр. 337–338 и 379. г) Беседы на 14 посланий св. ап. Павла, печ. 1623 г. в Киево-Печерской Лавре. Указ. на стр. 100. 41) Зонара. Вып. на стр. 43, 44, 125–127, 180–184, 193–194, 271–272, 275–277, 293, 327, 340–341, 359–360; указ. на стр. 194 и 272. 42) Св. Игнатий Богоносец . а) Писания мужей апостольских в пер. прот. Преображенского. СПб., 1895 г. Вып. на стр. 32–34, 55, 73–74, 109, 113, 142, 174 и 194. б) Послание к Филадельфийцам. Киев, 1888 г. Вып. на стран. 30. 43) Св. Ипполит еп. Римский. Творения его в рус. пер. Казань, 1898– 1899 гг. Вып. на стр. 14, 77–78. 214–216, 254–259, 263–264 и 269. 44) Св. Ириней, еп. Лионский. Пять книг против ересей, в рус. пер. прот. Преображенского. М., 1871 г. Вып. на стр. 1, 39–40, 133–135, 239–247, 262 и 292; указ. на стр. 292. 45) Пророк Исаия. Указ. на стр. 197. 46) Пр. Исидор Пелусиот . Творения его в рус. пер. М., 1859–1860 гг. Вып. на стр. 30, 37, 42, 53–54, 112, 164 и 203; указ. на стр. 30. 47) Бл. Иероним Стридонский . Творения его в рус. пер. Киев, 1879– 1903 гг. Вып. на стран. 2, 9–10, 15–17 , 33, 35, 44–45, 58–63, 82–85, 93–94, 98–99, 110, 129, 140, 159, 167, 188, 197–198, 204–206, 218–222, 261, 265–266, 278, 282–283, 307–308, 323, 326, 342, 350–351, 355–356, 361–362; указ. на стр. 10, 58, 61, 98 и 326. 48) Св. Иоанн Дамаскин . Точное изложение православ. веры. Вып. на стр. 102. 49) Св. Иоанн Постник . Вып. из Номоканона при Иоасафовском Требнике на сгр. 184. 50) Пр. Иоанн, игумен Синайский. Лествица, пзд. Тр.-Серг. лавры, 1901 г. и Козел. Оптин. пустыни. Вып. на стр. 102–103 и 187. 51) Иоанн, еп. Смоленский. Опыт курса церков. законоведения. Вып. на стр. 330; указ. на стр. 293, 324, 325 и 329. 52) Пр. Иосиф Волоцкий . Просветитель, изд. I, Казань. Вып. на стр. 82. 53) Каптеревъ Н. Патр. Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. М., 1887 г. Вып. на стр. 319–320. 54) Катихизис Большой, печ. 1878 г. в Гродно Вып. на стр. 153, указ.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

В неофиц. отделе печатались поучения и проповеди местного духовенства (в т. ч. протоиереев Василия Розалиева и Василия Стрепетова, архим. Тихона (Троицкого-Донебина; впосл. архиепископ), священников Максима Прозоровского, Феодора Хорошунова и др.; в 1880 г. отдельным приложением были напечатаны «Катехизические поучения на Символ веры» свящ. Емельяна Окиншевича), статьи и заметки по миссионерству, законоучительству, истории епархии и христианства на Кавказе, краеведению, практические заметки по богослужебным и каноническим вопросам, некрологи и объявления. Также здесь приводились сведения о деятельности миссионерского братства во имя ап. Андрея Первозванного, в т. ч. ежегодные отчеты или обширные выписки из отчетов, протоколы совета и списки членов братства, назидательные материалы из др. журналов, в т. ч. иностранных (напр., «Правдивый взгляд протестантского журнала на странное совмещение в Англии христианства с туркофильством» - 1878. 9. С. 331-333). Из рукописей первого Кавказского еп. Иеремии (Соловьёва) , хранившихся в б-ке ДС, были опубликованы «Исторические сведения о св. храмах г. Ставрополя» (1873. 8. С. 265-269), «Некоторые опыты утешительного для сердец христианских расположения татар и калмыков к священнослужителям веры христианской» (1874. 12. С. 397-401; 13. С. 424-428), «Автобиография» (1885. 1. С. 16-29), «Пребывание армянского католикоса Нерсеса в Ставрополе в 1845 г.» (1885. 18. С. 720-725), мелкие заметки и письма (1873. 1. С. 23-26; 6. С. 193-194 и др.). Большинство публикаций миссионерской тематики посвящено русским мистическим и рационалистическим сектам: «Мат-лы для изучения секты шалопутов» (1873. 23. С. 752-764; 24. С. 794-800; 1874. 1. С. 42-47; 2. С. 62-70; 4. С. 122-127; 5. С. 158-168; 6. С. 197-200; 8. С. 259-264; 9. С. 287-289; 1875. 3. С. 95-100; 5. С. 168-175; 16. С. 523-526; 1877. 18. С. 624-629), «О мерах противодействия распространению шалопутской секты» (1874. 22. С. 722-730; 23. С. 766-774; 1875. 2. С. 68-73), «Учение и обряды хлыстов, или иначе шалопутов, по показаниям, данным на суде» (1881.

http://pravenc.ru/text/1319756.html

В этом параграфе страница (27–28), посвященная учению еретиков иудействующих, составлена довольно близко к тексту кн. В.А.Снегирева. Учение о лице И.Христа в I-III в. христианства. Казань 1871, стр. 22–27, 63, 64. Отсюда же взято и 2 прим. на 27 стр. Следующие две страницы посвящены гностикам и составлены по той же книге, стр. 99, 80, 100, 101, 95, 96. 98, 91, 101, 104, 115, 132. Здесь у автора мозаика: с каждой страницы взято по фразе, по строчке, чаще с буквальной точностью. Кроме того, на стр. 29 гностик Валентин обратился в Валентиниана. Говоря о патрипассианах (стр. 31–32), о. Малиновский берет несколько фраз у того же Снегирева со стр. 192 и 194, и почти дословно повторяет то, что сам же писал в первом томе своей догматики. Заключение к речи о монархах на стр. 33 буквально списано с 197 стр. Снегирева, а затем автор тотчас переходит к книге Д. 0. Гусева-Ересь антитринитариев III в. Казань 1872, и пересказывает из нее стр. 250 и 251 на стр. 33 и 34, причем крайне неудачно поправляет одно слово: «учение монархиан, пишет о. Малиновский, требовало раскрьтия следующих сторон догмата о лице И. Христа» (стр. 33) и дальше у него же среди этих «сторон догмата» указывается» ипостасное различие трех лиц Божественной Троицы». Неужели и это сторона догмата о лице И. Христа? У Гусева (стр. 250) речь о догматах, а не о сторонах догмата, что, конечно, несравненно точнее. Говоря об Аполлинарии (стр. 36 – 39), о. Малиновский более страницы (на стр. 36 и 37) буквально списывает со статьи А. С. Лебедева. Лжеучение Аполлинария и его значение в истории христианской догматики, Христианское Чтени e, 1878, т.2, стр. 266, 267,269. Две фразы из статьи Лебедева (стр. 580 и 581) попали и на 38 стр. Малиновского. Но только списав из этой статьи примечание на стр. 39, автор сделал глухое указание на использованную статью. О несторианстве (на стр. 40–42) за исключением немногих строк все буквально списано у А.П.Лебедева . Вселенские соборы IV и V веков. Изд. 2. Сергиев посад 1896, стр. 158, 159, 158, 159, 161, 159, 160–161.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Период управления К. ознаменовался признанием автокефалии БПЦ К-польским патриархом в 1962 г. В 1961 г. БПЦ вошла во Всемирный Совет Церквей, в 1968 г. перешла на григорианский календарь в богослужении. Благодаря усилиям К. Болгарское государство начало ежегодно выплачивать субсидии БПЦ, а с сер. 60-х гг.- пожизненные пенсии священнослужителям. Поддерживал тесные связи с РПЦ: в 1953 г. разрешил 13 монахиням во главе со схиигум. Марией и с духовником иером. Ираклием из Леснинского Богородицкого мон-ря поселиться в Болгарии. Неоднократно посещал СССР: впервые - в июле 1948 г. в составе делегации БПЦ по случаю 500-летия автокефалии РПЦ, в Москве на Совещании глав и представителей Поместных Православных Церквей выступил с докладом «Рим и Болгария» (Совещание, 1948. Деяния. Т. 1. С. 194-220). С коммунистическими властями Болгарии у К. складывались сложные отношения. Он пытался отстаивать интересы Церкви, но из-за опасения репрессий часто был вынужден идти на уступки. В Комитете безопасности Болгарии на него было заведено дело - в конце его жизни оно состояло из 4 томов. В молодые годы научная деятельность К. была связана с богословием и философией: он перевел с нем. языка на болгарский и издал сочинения нем. философа Т. Пеша ( Пеш Т. Християнска философия на живота. София, 1934 ( Pesch T. Christlische Lebensphilosophie: Gedanken über religiöse Wahrheiten. Freiburg i. Br., 191112)) и статьи Тихамера Тота, католич. епископа Веспрема ( Тот Т. Сред природата. София, 1938). Составил экзегетический анализ евангельской притчи о сеятеле (Излезе сеяч. Пловдив, 1940), издал сборник проповедей по содержанию Деяний апостольских и Посланий ап. Павла (Слово на живота. 1953). Затем К. обратился к изучению болг. церковной истории, работал в архивах Москвы, Ленинграда, Белграда, Берлина, Будапешта, Вены, Парижа, Праги. Составил биографии своих предшественников на Пловдивской кафедре: митрополитов Паисия (Зафирова) (Паисий, митр. Пловдивски, в църковно-народната борба, 1810-1872. Пловдив, 1948), Панарета (Мишайкова) (Панарет, митр. Пловдивски, 1805-1883. София, 1950), Нафанаила (Бойкикиева) (Натанаил, митр. Охридски и Пловдивски, 1820-1906. София, 1952) и экзарха Болгарского Анфима I (Чалыкова) (Екзарх Антим, 1816-1888. София, 1956). По поручению Болгарской АН подготовил монографию о Кресненско-Разлогском восстании (1878-1879), поднятом против решений Берлинского конгресса, следствием которого стало объединение в 1885 г. княжества Болгария и Вост. Румелии (Съпротивата срещу Берлинския договор: Кресненското въстание. София, 1955). Исследование К. по истории Болгарского Экзархата в Адрианополе и Македонии осталось незавершенным (Българската екзархия в Одринско и Македония след Освободителната война (1877-1878). София, 1969. Т. 1. Кн. 1: 1878-1885). Личный дневник в неск. томах и архив переписки К. хранились в кабинете его преемника, патриарха Болгарского Максима (Минкова) , после смерти к-рого (2012) были переданы в Церковно-исторический музей при Болгарской Патриархии.

http://pravenc.ru/text/1840309.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010