Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗЕДА-ВАРДЗИА Зеда-Вардзиа [груз. - Верхняя Вардзиа], в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь (1-я пол. XI в., возобновлен в 1997) Ахалцихско-Тао-Кларджетско-Лазской епархии Грузинской Православной Церкви. Расположен близ одноименного села (Аспиндзский р-н) к северо-западу от пещерного монастырского комплекса Вардзиа , в 30 км от г. Аспиндза. Упоминается в «Истории и восхвалении венценосцев» (XIII в.). Автор, описывая царствование в Грузии блгв. Тамары , указывает, что, «заменив Верхнюю Вардзию Нижнею, она взялась строить местопребывание для помогавшей ей в походах Преблагословенной Вардзийской Богоматери» (История и восхваление венценосцев. 1954. С. 281-282; Гаприндашвили. 1960. С. 49). Т. о., по всей вероятности, именно в это время мон-рь из З.-В. был переведен на новое место. Из документа XVI в. известно, что с. Зеда-Вардзиа, равно как и близлежащие селения (Гиоргицминда, Вардзиа, Чачкари, Ванис-Квабеби, Тмогви, Цунда и др.), уплачивало налоги ( Джикия. 1941. Т. 2. С. 16). В 1847-1848 гг., во время путешествия по Самцхе-Джавахети, М. И. Броссе посетил З.-В., описал мон-рь и опубликовал надпись, высеченную на архитраве юж. ворот ( Brosset. 1850. Vol. 2. Р. 159). В 1875 г. Д. Бакрадзе кратко описал храм и ту же надпись; по его свидетельству, заселившие местность курды использовали церковь во 2-й пол. XIX в. как стойло для скота ( Бакрадзе. 1875. Вып. 1. С. 71). Краткое описание церкви было опубликовано в ж. «Мцкемси» (Пастырь. 1886. 11) и в газ. «Иверия» (1891. 239). В 1945 г. церковь изучали архитекторы К. Мелитаури, Т. Карумидзе, Ц. Габашвили и Р. Гвердцители. Восстановительные работы были выполнены в 1975-1978 гг., авторы проекта - Р. Гвердцители и Т. Немсадзе ( Габашвили. 1985). В 1997 г. монашеская жизнь в З.-В. была возобновлена, церковь освящена архиеп. Ахалцихским Николаем (Пачуашвили; с 2002 митрополит Ахалкалакско-Кумурдойский). По проектам архит. Д. Сванидзе в З.-В. были выстроены 3 монастырских дома (2001-2002) и колокольня из базальта (сент. 2002). Настоятель - игум. Антоний (Мачарашвили), в 2005 г. проживали 20 монахинь и послушниц.

http://pravenc.ru/text/199693.html

В Курске Воскресенский храм так и не возвращен епархии Курск, 9 марта 2004 г. В нынешнее Прощеное воскресенье состоялась первая за последние 80 лет Божественная литургия в старинном Воскресенском храме, входящем в комплекс зданий Знаменского мужского монастыря Курска, на территории которого до сих пор продолжает находиться ООО «УК Электроаппарат». Построенный в 1875 году на пожертвования курских дворян, Воскресенский монастырский собор был известен православной России из-за удивительной красоты резного мраморного иконостаса и Царских врат из чистого серебра. Сегодня изящно-легкое здание храма изуродовано промышленными пристройками, купола нет, а вместо креста – «тарелка». " Курские епархиальные ведомости " сообщают, что поначалу митрополита Курского и Рыльского Ювеналия и православных верующих руководитель предприятия Андрей Канунников не собирался пускать за ворота завода, и только решительное слово и твердая позиция губернатора Александра Михайлова и председателя правительства Александра Зубарева повлияли на исход дела. Самочиния со стороны курского духовенства не было, ведь еще в 1997 году постановлением губернатора здание этого храма было возвращено Курской епархии. Как оказалось впоследствии, отдано лишь на бумаге. «Электроаппарат» в 2000 году решил отсудить у епархии этот храм, ни с того ни с сего посчитав его своей собственностью. Областной, федеральный арбитражные суды выносили одно за другим решения, и все не в пользу предприятия. Скоропостижная смерть ярого противника возвращения епархии храма директора Вячеслава Канунникова разрешила конфликтную ситуацию. Новый гендиректор Анатолий Бувалин решил исправить ошибку предшественника. Через некоторое время, а именно в Светлую Пасхальную седмицу 2002 года, в Воскресенский храм впервые вошли верующие. И ужаснулись увиденному: в алтаре размещалась щитовая, фрески с ликами Спасителя и Божией Матери где замазаны, где пробиты, словно пулями, полукруглые окна замурованы, под куполом возвели второй этаж… В аккурат предстоящих выборов депутатов в Курское городское Собрание, в конце ноября 2002 года, только что избранный председатель совета директоров ОАО «Электроаппарат», он же кандидат в депутаты, 25-летний сын бывшего директора Андрей Канунников, собрав курскую прессу, продемонстрировал подписанный им документ о передаче Русской Православной Церкви Воскресенского храма - памятника истории, культуры и архитектуры федерального значения XIX века. Но, несмотря на, казалось, благие его намерения, все осталось по-прежнему, храм использовался под склад, дорога к нему была закрыта даже реставраторам.

http://pravoslavie.ru/9178.html

Сортировать по Исключить новости О духовном восхождении человека по степеням христианского совершенства кавказского инока Стратоника Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 34, 2002 5 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 34, 2002 Отец Стратоник и его рукопись “О духовном восхождении человека…” Настоящая рукопись передана нам старицей монахиней Пелагией, глубоко почитающей приснопамятного кавказского подвижника, делателя непрестанной Иисусовой молитвы отца Стратоника. О жизни отца Стратоника, к сожалению, известно очень мало. Он разделил судьбу многих российских подвижников благочестия, оставшихся в безвестности у людей, но не у Бога. Как написано в книге архимандрита Софрония (Сахарова) “Старец Силуан”, отец Стратоник “родом был из Харьковской губернии; в миру был торговцем, имел свой магазин; были у него и дети. И загорелась душа его великим жаром покаяния, и, оставив семью и имение свое, удалился он на Кавказ” 1 . Отец Стратоник подвизался в основанном в 1875 году Симоно-Кананитском Ново-Афонском монастыре, тесно связанном с Русским Свято-Пантелеимоновым монастырем на Афоне. После нескольких лет, проведенных в монастыре, он получил благословение поселиться в уединении в одном из скитов Ново-Афонского монастыря, в очень тяжелых условиях 2 . Всего отец Стратоник провел в Ново-Афонском монастыре около 15 лет. Он совершал паломничества в различные монастыри России и на Святую гору Афон, где перед первой мировой войной (1914 года) побывал дважды и встречался с преподобным Силуаном. «Это был дивный муж, — вспоминал позднее старец Силуан. — При виде его душа приходила в трепет. Его глаза были постоянно в слезах; а когда он начинал говорить о Боге, то говорил с великим чувством и смиренным видом, и все слушавшие его получали радость и утешение. Слово его было сильное, пропитано страхом Божиим и любовью; он был воистину как орел среди отцов. От общения с ним люди изменялись душою и, видя его святую жизнь, смирялись. Словом своим он перековывал души и многих восставил от падения. Слушая его, душа забывала земное и горячо тянулась к Богу.

http://pravmir.ru/o-duhovnom-voshozhdeni...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 4, 2008 год «Когда вы собираетесь в Церковь» Протоиерей Петр Зоннтаг секретарь Германской Греческо-Православной митрополии (Peter Sonntag. " Wenn ihr als Kirche zusammenkommt ... " (1 Kor 11,18). Die Versammlung der Glaubigen.) Доклад прочитан на IV Дне православной молодежи в Мюнхене 23 марта 2002 года. Текст печатается с незначительными редакционными изменениями и сокращениями. Божественная литургия - это центр церковной жизни. Она есть собрание верующих во времени и пространстве. Она берет нас из состояния рассеяния и собирает в то, чем мы стали через крещение и миропомазание, - в Тело Христово. Евхаристическое собрание, которое с древнейших времен называется «σναξις», есть видимое «представление» этого Тела, соединение многих членов с единой главой Христом силою Святого Духа. Смерти и воскресению Христа в Божественной литургии становятся причастными все те, кто принимает воплотившееся божественное Слово: «Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1, 12). Никто из нас сам по себе не может представлять это Тело Христово. Церковь есть сообщество людей, собранных верой во Христа, поэтому Евхаристическое собрание делает нас тем, что мы есть по своей сути. СОБРАНИЕ И ТРОИЦА «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа!» Христианское собрание имеет свой прообраз: Святую Троицу, предвечный «совет» Божественных Лиц. В отличие от других созданий, человек появился не только в результате повеления Божия. Акт творения, в ходе которого возникает человек, созданный по «образу и подобию» Божию, представляет собой беседу, диалог Божественных Лиц: «сотворим человека…» (Быт. 1, 26). Божественная литургия есть то собрание, в котором мы познаем и реализуем себя - каждый по отдельности и все вместе - как образ и подобие Святой Троицы: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы - Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную». Божественная литургия есть отображение этого диалога и новое творение человека в сообществе святых. Собрание делает возможным «Причастие» (κοινονα), связывающее нас κατ εικνα, «по образу» со Святой Троицей. Ни один человек не может быть в отдельности, сам по себе тем, что он есть как образ Божий.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/4/47...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Есть такая профессия - «детей водить». Это ответственная и сложная работа, которая не знает шаблонов, как и сама жизнь. Слово «педагог» имеет греческое происхождение и буквально означает «детоводитель», то есть ведущий, воспитывающий ребёнка. Православный педагог ведёт детей к вере, в храм, к Богу. Это достойный и благородный труд. И от того, какими способами и в каких условиях «ведут детей», во многом зависит их нравственный выбор и дальнейшая жизнь. ДЕТСКИЙ ХОР В Князь-Владимирском соборе с 2000 года существует детский хор при духовном попечении настоятеля храма протоиерея Владимира Сорокина. Официальным днем рождения коллектива считается 4 ноября - праздник Казанской иконы Божией Матери. Потому что именно в этом соборе с 30-х годов и до недавнего времени хранилась одна из почитаемых святынь Петербурга - чудотворная икона Казанской Божией Матери, старинный список явленного в Казани чудотворного образа. В 2002 году в дружной и творческой атмосфере родилось простое и емкое название хора - «Горчичное зернышко». Образ из евангельской притчи стал символом творческой деятельности коллектива. «Объявили конкурс среди детей и родителей на название хора, конкурс на лучший костюм для коллектива. Дети вместе с родителями придумывали. Присоединились художники, стали «делать» не только хор, но и поделки, сувениры, открытки на праздники. Так началась наша жизнь. Как воскресная школа, в которой вместе с хором родилось целое творческое объединение. После пения ребята идут на занятия по катехизации, занимаются иконописью, рукоделием», - рассказывает регент хора Елена Макарова. Первые выступления хора проходили перед прихожанами Князь-Владимирского собора и храма Новомучеников и Исповедников Российских. Потом были концерты в больницах, детских домах, приютах. В хор приходят дети из разных мест. Есть ребята, пережившие потерю родных и близких, прошедшие трудный период жизни в приюте. Сейчас они живут в приемных семьях, но несколько лет назад встретились с руководителем хора в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Дом милосердия», где Елена Макарова уже восемь лет служит воспитателем. Благодаря этой встрече и обретению приемной семьи, хор стал еще одной стороной их жизни, дорогой к храму.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/6/52...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Пять лет назад отец Роман Гуцу был назначен настоятелем церкви Спаса Нерукотворного Образа на Румболовской горе во Всеволожске. При первой встрече с прихожанами он обратился к ним с такими словами: «Я прошу вас - не забывайте, что это - не мой храм, а наш, общий. И созидать его должны мы с вами - вместе». По тому узнают все, что вы - Мои ученики, - если будете иметь любовь между собой Ин. 13, 35 Пять лет - хоть маленькая, но все же веха и в жизни человека, и в жизни церкви. В преддверии этой даты мы встретились с отцом Романом, чтобы узнать, получилось ли у настоятеля за эти годы объединить приход в «едины усты и едино сердце». - До назначения во Всеволожск вы семь с половиной лет были ректором Псковского Духовного училища. Потом служили в Казанском соборе. Скажите, быть приходским священником в маленьком провинциальном городе проще или сложнее, чем в областном центре или мегаполисе? - Наверное, сложнее. В мегаполисе можно раствориться, как капля в море, а здесь - нельзя. Здесь ты постоянно «под прицелом», вся жизнь проходит на виду у всех. Ты не имеешь права на ошибку, на какой-то дурной поступок. И по тому, какой ты, судят и о людях, приходящих в церковь. Помните поговорку - каков поп, таков и приход! Но это не угнетает меня, а, скорее, подтягивает, не дает расслабляться. И главное - что я чувствую любовь и поддержку моих прихожан. Это очень помогает во всех трудностях. - Расскажите, пожалуйста, о себе. - Я родился в 1970 году в городе Пскове, в семье священника. Окончил Московскую семинарию и Духовную академию, отслужил в армии, в 1994 году был рукоположен в сан диакона и сразу после этого возглавил Псковское Духовное училище, стал его первым ректором. С 1994 по 1996 - возглавлял училище, совмещая это послушание со служением в Троицком кафедральном соборе на архиерейских богослужениях - первым диаконом. В 1996 году был рукоположен в сан священника и продолжал заниматься ректорской работой. В 2002 году Господь привел меня в Петербург, в Казанский собор, откуда через год я был назначен настоятелем храма Спаса Нерукотворного Образа во Всеволожске.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/2/40...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Сегодня, когда со дня преставления протоиерея Николая Гурьянова (24 августа 2002 года) прошло уже пять лет, о нем написано очень много различных воспоминаний, некоторые из которых я читала с недоумением и даже огорчением. Например, никогда в жизни отец Николай не почитал Григория Распутина или Ивана Грозного святыми, как теперь ему приписывают. Да и вообще, почему же так непохож отец Николай, каким я его знала, на «батюшку» из этих статей? Может быть потому, что многие авторы описывают общение с ним, когда к нему со всех концов приезжали уже толпы паломников. Я же помню его еще до всех этих событий. Юлия Мезина регент храма Рождества Богородицы при СПб консерватории Моя бабушка, Александра Дмитриевна Федорова (1912 г.р.), была регентом в храме Святителя Николая на острове им. Залита, как и ее отец, который тоже служил в этом храме регентом еще до революции. Бабушка очень властная и строгая, всегда неукоснительно соблюдала церковные уставные порядки. Всех всегда учила и на все указывала, особенно когда касалось церкви. Отец Николай часто ее смягчал словами: «Александрушка! Не сердись!» или «Ну ничего, ничего, Александрушка…» Всегда очень спокойно, ласково, миролюбиво. Смиряя крутой нрав, моя бабушка всегда слушалась своего духовника. Мы с бабушкой часто бывали у него в гостях, да и я со своими друзьями тоже любила забегать к нему. И конечно он угощал нас сластями, которые всегда были припасены у него для деток. Отец Николай относился к нашим детским заботам очень серьезно, с пониманием выслушивал. Взрослые в деревне не очень воспринимали детские тревоги. У них всегда было много «взрослых» дел, а внимание и сочувствие находили мы у отца Николая. И, конечно, только он один лечил и выхаживал больных кошек и раненых птиц, которых мы носили ему постоянно. Был и такой случай (мне было лет шесть или семь), который навсегда мне запомнился. Отец Николай сидел на скамеечке, я стояла рядом, и вдруг увидела как на его руку сел огромный деревенский комар (только в деревнях такие гигантские комары). Я разволновалась, закричала, что надо его убить поскорей! Батюшка даже не шелохнулся, посмотрел на него и сказал мне успокаивающе: «Он тоже кушать и жить хочет…» И все. И не было в его словах и тоне позерства или нравоучительности, все очень просто и искренне.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/8/20...

Немчиновка. Церковь Рождества Христова. Рождественская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Своим возникновением Немчиновка обязана Московско-Брестской железной дороге. В 1870 году был открыт участок Москва-Смоленск. После проведения железной дороги вдоль неё возникают пристанционные посёлки. В 1875 году М.А. Немчинов получает разрешение на строительство платформы на 16-й версте Московско-Брестской железной дороге. При станции возник посёлок. Храм в честь Рождества Христова был открыт в 1914 г., во время Первой мировой войны. Основатель поселка М.А. Немчинов передал жилой деревянный дом для устройства в нем церкви. Здание перестроили, и внешне церковь стала похожа на храм прп. Сергия Радонежского в Эммануиловке, где до недавнего времени находились мощи свт. Феофана Затворника. Храм имел колокольню с шестью колоколами. В 1924 г. силами прихожан построен церковный дом, в котором проживал настоятель храма Алексий Соколов с семьей и отцом — архиепископом Алтайским и Бийским Иннокентием, находившимся на покое. Отец Алексий был утоплен на барже при ликвидации Соловецкого лагеря, а диакон Елисей (Штольдер) расстрелян в 1937 г. в Бутове. В советское время храм был разрушен. Здание церкви было снесено, на её месте построен клуб. В 2002 г. была восстановлена приходская община церкви. Богослужения проходили во временном помещении поселкового клуба, который находился на месте разрушенного Христорождественского храма. 3 февраля 2005 года был утвержден эскизный проект и получено благословение Высокопреосвященного Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского на строительство трехпрестольного храма. Центральный престол храма был назван в честь Рождества Христова, боковой придел в честь иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали», придел в цокольном этаже с крестильным храмом – в честь священномученика диакона Елисея Штольдера. Первое богослужение в храме состоялось на праздник Рождества Христова в 2007 году. При недостроенном верхнем храме, в цокольном этаже был оборудован алтарь, временный иконостас, клирос.

http://sobory.ru/article/?object=08810

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОР Павлович Смирнов (20.10.1875, с. Ильинское Звенигородского у. Московской губ.- 8.12.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 25 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), прот. Из семьи псаломщика. В 1891 г. окончил Звенигородское ДУ, в 1898 г.- Вифанскую ДС. Работал учителем в церковноприходской школе в Можайском у. Московской губ. 7 нояб. 1902 г. был рукоположен во иерея к Ильинской ц. в с. Сандыри Коломенского у., в 1927 г. возведен в сан протоиерея. С апр. 1930 г. служил в ц. Рождества Христова погоста Хотяинова Коломенского р-на. В том же году за неуплату налога В. был арестован и приговорен к 3 месяцам принудительных работ. В марте 1934 г. назначен настоятелем Троицкой ц. в с. Протопопове (пос. им. Кирова, ныне в черте Коломны). В 1936 г. награжден правом ношения палицы. 27 нояб. 1937 г. по обвинению в проведении «активной антисоветской деятельности» В. был арестован и заключен в тюрьму Коломны; впосл. переведен в Таганскую тюрьму в Москву. Виновным себя не признал. Расстрелян по приговору тройки НКВД от 1 дек. 1937 г. Включен в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ 7 мая 2003 г. Арх.: Архив МП. Послужной список; ГАРФ. Ф. 10035. Д. 61290. Ист.: Дубинский А. Ю. Вифанская ДС: Алф. список выпускников 1881-1900 гг.: (Кр. генеалогич. справ.). М., 2002. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Николаевич Парусников (1891-1937), прот., свящ. (пам. 3 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Несторович Сахаров (1875-1937), прот., сщмч., (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/158504.html

Бельск-Подляски. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Ныне существующая церковь была возведена в 1774 г. В 1790 г. была сделана пристройка к алтарю с боковым алтарем Святой Анны. В 1839 году (по решению Полоцкого Синода) русские власти отобрали церковь у униатов и передали православным. В 1875 и 1932 годах был проведён ремонт. В 1944 г. частично повреждена в результате бомбардировки. Деревянная церковь из сруба. Трехнефная. Алтарь меньше нефа, закрыт прямоугольно с боковыми ризницами. Двухскатная крыша, крытая листовым металлом с двумя главками над нефом и алтарем. Колокольня деревянная срубной конструкции. Построен на квадратном плане, верхний ярус более узкий. Увенчана шатровой крышей и башенкой с бенистым шлемом. Внутри храм разделён на три части, двумя рядами столбов по три штуки. Плоские потолки. Музыкальный хор навесной. Иконостас частично XVIII в. с современными фрагментами. Храм ремонтировался в 1944, 1968 и совсем недавно в 2001-2006 годах. С 1951 года церковь является вторым епископальным собором Варшавско-Бельской епархии Польской Автокефальной Православной Церкви. 20 августа 2016 года храм посетил Антиохийский Патриарх Иоанн X, а 21 сентября 2018 года – Александрийский патриарх Феодор II. Церковь была внесена в реестр памятников 29 октября 1966 года под номером а-38. До 1968 года над крышей еще возвышалась барочная башня для подписи XVIII века, обрамленная по углам волютными стоками. В 2001 году пристройка была добавлена на южной стороне алтаря. В 2002 году были заменены старинные главы на новые (луковичной формы) и добавлен новый купол над алтарной частью. В 2003 году было сделано золочение глав. Деревянная церковь сруба. Трехнефная. Алтарь меньше нефа, закрыт прямоугольно с боковыми ризницами. Ломка с фронта. Двухкамерная крыша, крытая листовым металлом с двумя башенками над нефом и алтарем. Увенчанные башенками. Колокольня деревянная срубной конструкции. Построен на квадратном плане, верхний этаж более узкий. Увенчана шатровой крышей и башенкой с бенистым шлемом. Интерьер разделен на три части, двумя рядами столбов по три штуки. Плоские потолки. Музыкальный хор навесной. Иконостас частично с половиной. XVIII в. с современными фрагментами. Главный алтарь и два боковых алтаря с половиной. XVIII в.

http://sobory.ru/article/?object=35910

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010