Архимандрит Пимен (Хмелевский) 1956–1957 Архимандрит Никодим (Ротов) 1957–1959 Архимандрит Августин (Судоплатов) 1959–1961 Архимандрит Варфоломей (Гондаровский) 1961–1963 Архимандрит Ювеналий (Поярков) 1963–1965 Архимандрит Гермоген (Орехов) 1965–1966 Архимандрит Антоний (Завгородный) 1967–1970 Архимандрит Иероним (Зиновьев) 1970–1972 Архимандрит Климент (Толстихин) 1972–1974 Архимандрит Серафим (Тихонов) 1974–1977 Архимандрит Николай (Шкрумко) 1977–1982 Архимандрит Пантелеимон (Долганов) 1982–1986 Архимандрит Павел (Пономарев) 1986–1988 Архимандрит Никита (Латушко) 1988–1993 Архимандрит Феодосий (Васнев) 1993–2002 Архимандрит Елисей (Ганаба) 2002–2006 Архимандрит Тихон (Зайцев) 2006 – по н. в. Приложение 5. Римские папы второй половины XIX–XXI веков п/п Предстоятель Годы правления 1846–1878 1878–1903 1903–1914 Бенедикт XV 1914–1922 1922–1939 Пий XII 1939–1958 Иоанн XXIII 1958–1963 Павел VI 1963–1978 Иоанн-Павел I Иоанн-Павел II 1978–2005 Бенедикт XVI 2005 – по н. в. Библиография Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. – Т. III. Ч. II. – М.: Издательский Совет РПЦ, – 672 с. Августин Блаженный , еп. Иппонский. Творения. В 4-х тт. – СПб, 1998. Аверкий (Таушев) , арх. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М., 1999. Агапит, архим. Жизнь св. Григория Богослова . – СПб., 1869. Агапит, архим. Жизнь св. Василия Великого . – СПб., 1873. Агапит, архим. Жизнь св. Иоанна Златоуста . – Сергиев Посад, 1902. Амвросий, еп. Медиоланский. Две книги о покаянии. – М., 1901. Амвросий, еп. Медиоланский. Избранные поучительные слова. – М., 1838. Амвросий, еп. Медиоланский. О девстве и браке. – Казань, 1901. Амвросий, еп. Медиоланский. О должностях священнослужителей Церкви Христовой. – Киев, 1875. Амвросий (Погодин) , архим. Святой Марк Ефесский и Флорентийская уния. – М., 1994. – 434 с. Античность и Византия. – М.: Наука, 1975. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Беседы о вере и Церкви. – М., 1991. Архиерейский собор РПЦ. 29 ноября – 2 декабря 1994 г. Документы. Доклады. – М.: Изд. Московской Патриархии, 1995. – 208 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Великий Новгород. Деревяницкий монастырь. Карта и ближайшие объекты Воскресенский собор Деревяницкого монастыря, построенный в 1700 году подрядчиками Фомой Алексеевым из Костромского уезда и Никитой Куприяновым из Ярославля, до сих пор привлекает внимание своими фасадами, декорированными фигурным камнем. Очень долгое время храм использовался под склад готовой продукции завода Стекловолокно. В настоящее время стёкла в окнах собора разбиты. Находится храм на улице Восточной посёлка Деревяницы, который возник в 14-ом веке при строительстве Деревяницкого монастыря. От старого монастыря никаких строений не осталось, а в здании более поздней постройки рядом с собором располагается наркологический стационар (по другим сведениям - наркологический диспансер " Катарсис " ). Церковь Успения с трапезной Деревяницкого монастыря построена в 1725 году. Колокольня сооружена между 1730-1735 г.г. Повреждена во время ВОВ. Реставрирована в 1965 году. Деревяницкий Воскресенский монастырь, 3 класса, в 3 верстах от Новгорода, на берегу реки Волхова, при впадении реки Деревяницы. Основан в 1335 году святым Моисеем (см. 25 января); до 1875 года был мужским. В Успенском храме монастыря находится точный снимок с чудотворной Киевской иконы Божией Матери (см. 10 июля). Ежегодно 10 июля совершается крестный ход вокруг монастыря и села Деревяницы. При монастыре епархиальное женское училище и школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Известен с 1335 года, когда летопись упоминает о возведении каменной церкви Воскресения на Деревянице. Во время Смуты колокола монастыря были вывезены в Швецию. В 1695 году, на месте обветшавшей старой, строится новая церковь. На строительство подряжаются две артели каменщиков: Фомы Алексеева из Костромского уезда и Никиты Киприянова из Ярославского уезда. Однако, в 1697 году, уже достроенная, церковь рушится до основания. В 1700 году по указанию митрополита Иова в монастыре возводят пятиглавый Воскресенский собор. Он ставится на месте, где некогда стояли две описанные церкви. Как и в 1695 году, строительство поручено тем же артелям. Собор имеет двухстолпную конструкцию. Все сложные сводчатые конструкции собора поддерживаются изнутри двумя столбами. Такая архитектурная особенность была нетипичной для новгородского зодчества, однако весьма распространённой в XVI—XVII вв. в Подмосковье, Поволжье и Вологодских краях. Позднее к собору пристраиваются приделы. В 1725 году севернее собора строится каменная церковь Успения Богородицы с большой трапезной палатой и колокольня. В 1875 году появляется каменное трёхэтажное здание женского епархиального училища.

http://sobory.ru/article/?object=00372

Александр (Светланов Андрей Иванович), еп.Калужский и Боровский Родился в 1839 году в селе Нижняя Маза, Сызранского уезда, Симбирской губернии. Отец его занимал должность пономаря при местной церкви. Среди убогой обстановки пономарского дома и протекли первые годы жизни будущего святителя. Среднее образование он получил в Симбирской семинарии, по окончании которой в 1860 году 27.IX был рукоположен во священника в село Городищи, откуда перешел в Кильдюшево и, наконец, в село Киртели. Более десяти лет наслаждался о.Андрей тихой, счастливой семейной жизнью. Будучи в инородческом приходе, молодой священник ревностно занялся проповеданием слова Божия, имея редкий дар импровизации. В 1871 году о.Андрей, овдовев, поступил в Казанскую Духовную Академию, которую окончил в 1875 году со степенью кандидата магистра. По окончании Академии был назначен на должность законоучителя Нижегородской классической гимназии. Через пять лет по окончании Академического курса о.Андрей представил в Совет Академии и публично защитил магистерскую диссертацию, на тему: «История иудейства в Аравии и влияние его на учение Корана». За это сочинение был удостоен степени магистра богословия. Получив высшее образование и заняв более высокое положение, он не ограничился проповедями, но уже перешел на более серьезную работу и занялся литературной деятельностью. 24.IX.1883 принял иночество с именем Александра и был назначен ректором Вифанской Семинарии и 25.IX возведен в сан архимандрита. 30.VI.1885 хиротонисан во епископа Можайского, вик.Московской епархии. II.I.1892 переименован во епископа Дмитровского, I-ro вик. Московской епархии. Во время болезни митрополита Леонтия управлял некоторое время Московской митрополией. Добрый, благожелательный, кроткий, всем доступный своей церковно-административной деятельностью он приобрел уважение со стороны Московского духовенства и искреннюю любовь всех москвичей. В то же время Преосвященный Александр продолжал и свою учено-литературную деятельность. Сразу после защиты диссертации им было написано ряд духовно-нравственных сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Антоний (Соколов Иаков Григорьевич), еп.Черниговский и Нежинский Родился 9 окт.1850 года в Рязанской области, в семье сельского священника. Семья, среди которой он рос, была самая скромная, простая. Родители воспитывали его в духе христианского благочестия, по старинным русским обычаям: с детства приучали ходить всегда в храм Божий, стоять в нем благоговейно, читать и петь в церкви, дома свято исполнять все благочестивые обычаи, соблюдать строго посты Православной Церкви и вообще, все то, что сохранилось от благочестивой русской старины. Восьми лет он был отдан в духовное училище, находясь, однако под благодетельным влиянием своих родителей. В 1864 он поступил в Рязанскую духовную семинарию и обучался в ней до 1870 года. Время, в которое проходил он курс учения в семинарии, было неспокойным и опасным в том отношении, что, вследствие великого брожения в обществе и литературе, юношество увлекалось разными мечтательными теориями и сбивалось с прямого пути. Но и в такое время он сохранил в себе неповрежденную веру в Промысл Божий и святое Евангелие. Благочестивые обычаи, внедренные в его сердце родителями, он старался соблюдать, хотя и не всегда в надлежащей строгости. К русскому, родному питал самые горячие чувства и ненавидел все противное. К иноземному и иноверческому не лежала его душа. Модные и либеральные идеи он не только не воспринимал, но и всячески противился им. 20 дек. 1870 года поступил на службу по духовно-учебному ведомству в Касимовское духовное училище. И здесь, как и в семинарии, он жил уединенно, избегал всяких светских развлечений и удовольствий. Правда, он питал некоторое влечение к семейной жизни, но оно не могло заглушить в нем того высшего стремления, которое он имел в своем сердце. Богу угодно было устранить его от мирского ига и поставить на путь иночества. В 1875 году он поступил в Московскую духовную академию, которую и окончил в 1879 году со степенью кандидата богословия. Жизнь в стенах академии под покровом преп.Сергия укрепила в нем окончательно религиозные и политические убеждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Виловатово. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь /// Объект утрачен Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Деревянная однопрестольная Свято-Никольская церковь в селе Виловатово была построена в 1875 году на средства прихожан. С 1886 года при храме работала церковно-приходская школа. В 1938 году церковь закрыта, в 1965 году разобрана. История самостоятельного прихода с. Виловатово (ранее с. Виловатый Враг) начинается осенью 1873 г., когда благочинным Козьмодемьянского уезда с. Малого Сундыря священником Михаилом Алексеевичем Рождественским было высказано предложение о строительстве православного храма в околотке Виловатом при д. Виловатый Враг и образовании при нём самостоятельного православного прихода. 2 сентября 1873 г. на общем сходе жителей приходских деревень Троицкой церкви с. Малый Сундырь (ныне с. Важнангер) было принято решение о строительстве в д. Виловатом Враге храма и образовании самостоятельного православного прихода. Для данного решения необходимо было собрать общий сход жителей всех соседних приходских деревень и составить общественный приговор. Первая попытка была предпринята 11 февраля 1874 г., но на сход явилось всего около 100 человек. Присутствовавший на общем собрании помощник земского исправника Чириков признал сход несостоявшимся, но М.А. Рождественский предпринял вторую попытку собрать жителей уже на 9 марта 1874 года. Вторая попытка оказалась успешной: общее количество собравшихся на сходе было 353 человека. По итогам собрания был составлен общественный приговор о следующем: 1. построить новую деревянную церковь во имя святителя Николая чудотворца единогласным приговором на месте существующего, ныне упразднённого, виловатовражского этапного здания при выселке этапном и местном Московском почтовом тракте, согласно имеющемуся плану и фасаду; 2. утвердить состав причта: священником – Троицкой церкви с. Малого Сундыря Андрея Троицкого, в псаломщики – пономаря Троицкой церкви с. Малого Сундыря Михаила Аргентова. Попечителями и храмоздателями церкви выступили местные крестьяне из черемис: Егор Яковлев (из д. М. Паратмары), Александр Никитин (из д. М. Паратмары) и Стефан Федоров (из д. Виловатый Враг).

http://sobory.ru/article/?object=54034

Евгений (Шершилов) Евгений (Шершилов или Шершило Николай), еп. Могилёвский и Мстиславский. Родился в 1826 году. Сын диакона. Уроженец г. Чернигова. В 1853 году окончил Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия. В том же году 5 июня пострижен в монашество и назначен преподавателем Киевской духовной семинарии. С 1858 года – инспектор Ярославской духовной семинарии. G 1861 года – ректор Черниговской духовной семинарии в сане архимандрита. С 11 дек. 1868 года – ректор Литовской духовной семинарии и настоятель Виленского Свято-Троицкого монастыря. 9 марта 1870 года хиротонисан во епископа Брестского, вик. Литовской епархии. С 10 февраля 1875 года – епископ Ковенский, вик. той же епархии. С 16 мая 1877 года – епископ Минский и Туровский. С 26 июля 1880 года – епископ Астраханский. С 16 дек. 1889 года – епископ Ставропольский и Екатеринодарский. С 17 июля 1893 года – епископ Могилёвский и Мстиславский. С 10 авг. 1896 года уволен на покой, согласно прошению, и пребывал в Херсонском монастыре, Таврической епархии. Скончался 22 марта 1897 года. Преосвященный Евгений был муж правды и истины. Это был епископ и начальник в своей епархии в полном смысле этого слова. Доступный для всех и каждого, владыка всех принимал, всякого выслушивал и – кому давал совет, кому делал выговор. Приём просителей обычно начинался у него с восьми часов утра, – так как вставал владыка в пять часов утра, а ложился в десять – одиннадцать вечера, – и первые два часа употреблял на приём простых просителей. Он сам принимал от крестьян их просьбы, расспрашивал каждого о его деле и тут же полагал резолюции. Для простого народа это было великое благо: каждый из них к вечеру был уже дома и не проживался в городе понапрасну. В десять часов утра у него шли интеллигентные просители – духовенство и светские лица. Высшие чины губернии приезжали уже от двенадцати дня. И это ежедневно изо дня в день по заведённому порядку. В предоставлении мест духовенству владыка руководствовался не продолжительностью службы, не списком наград и отличий, а искал людей труда и энергии. Небольшое значение придавал он и разным учебным дипломам, если видел в просителе простую посредственность и желание только быть священником – ничего не делая. За время своего епископства преосвященный рукоположил во священники много лиц разного звания, из разных учебных заведений и даже нигде не учившихся, но, благодаря своей начитанности самообразованию, проявивших себя на поприще духовной деятельности. Таких лиц он умел как-то отличать и находить в них нужных и полезных деятелей для Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иустин (Полянский Михаил), еп. Уфимский и Мензелинский Родился приблизительно в 1832 году в Воронежской губернии. Сын диакона с. Богатырева. В 1853 году окончил Воронежскую духовную семинарию. В этом же году по благословению архиепископа Воронежского женился на сироте, дочери священника. 25 сент.1854 года возведен в сан диакона, а 26 сент. – в сан иерея. В 1864 году овдовел и I июня архиепископом Иосифом был пострижен в монашество с именем Иустина, а не с именем Митрофана, в честь свят. Митрофана Воронежского , как ему хотелось. Архиепископ Иосиф, будучи прозорливым, знал, что Иустина ожидает не монастырская жизнь, а предлежит ученая дорога по стопам свят. Иустина философа . Назначил новопостриженника народным духовником и проповедником в монастыре и одновременно утвердил педагогом в Воронежское духовное училище. В 1869 году окончил Киевскую духовную академию и назначен преподавателем Харьковской духовной семинарии. В 1870 году удостоен степени магистра богословия за свою диссертацию «Нравственное учение св. отца нашего Исаака Сирина » и назначен инспектором Литовской духовной семинарии. 15 апр.1872 года возведен в сан архимандрита. С 26 дек. 1875 года – ректор Костромской духовной семинарии, одновременно был преподавателем по Догматическому богословию. 27 янв.1885 года хиротонисан во епископа Михайловского, вик. Рязанской епархии. С 10 авг.1885 года – епископ Новомиргородский, вик. Херсонской епархии. С 16 дек.1889 года – епископ Тобольский и Сибирский. Здесь он много потрудился в деле благоустройства Обдорской и других Северных епархиальных миссий. 17 июля 1893 года уволен на покой и назначен управляющим Раненбургской Петропавловской пустынью Рязанской епархии. С 10 дек.1894 года – епископ Рязанский и Зарайский. С 14 окт·1896 года – епископ Уфимский и Мензелинский. С 14 июля 1900 года уволен на покой и снова назначен управляющим Раненбургской пустынью. В июле 1903 года перемещен в Григорьево-Бизюковский монастырь, Херсонской епархии. Скончался 26 сентября 1903 года в глубоком затворе в одной из башен Бизюковского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются.   –         Отец Владимир, как, при каких обстоятельствах Вы познакомились с владыкой Никодимом? –         Впервые увидел я митрополита Никодима в 1965 году в Никольском соборе, куда студентом Университета стал приходить все чаще по мере своего небыстрого воцерковления. Правда услышал о нем еще раньше от отца-физика, которому на работе на политинформации рассказывали о том, какой яркий и образованный человек возглавляет епархию и поэтому, в частности, так не просто «бороться с религиозными пережитками»… –         А какой Вам запомнилась Ваша первая с ним встреча? –          Уже первое богослужение, возглавляемое владыкой Никодимом, оставило очень глубокое впечатление. С первого же раза у меня появилось чувство доверия к этому человеку. Понравилась проповедь, тон проповеди. С тех пор старался пойти в тот храм, где служит владыка. Однако знакомство и первый разговор состоялись лишь через семь лет, когда я уже созрел для того, чтобы поступать в семинарию. Я уже слышал, что нужно получить благословение правящего архиерея и потому стал выяснять, как попасть на прием к владыке. К тому времени я уже был знаком с одним из иподиаконов, от которого и узнал, как попасть на прием. – И как состоялось это знакомство? – Попал я на прием Рождественским постом, после вечернего богослужения где-то ближе к полуночи. Спокойный и неторопливый разговор, внимательный взгляд владыки еще больше укрепили доверие.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-09-10/1...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. В. Мараева. Фотография. Нач. ХХ в. Анна Васильевна (урожд. Волкова; 25.01.1845, с. Топорино Медынского у. Калужской губ.- 23.08.1928, Серпухов), деятельница старообрядческого федосеевского согласия (см. Федосеевцы ), фабрикантша и купчиха, благотворительница, коллекционер. Род. в правосл. крестьянской семье, занимавшейся производством холста. После 1855 г. вместе с родителями Василием и Макриной Волковыми Анна перешла к федосеевцам. Вероятно, на решение Волковых повлияла необходимость установления связей с промышленниками и купцами, занимавшимися производством и продажей тканей, преимущественно староверами. В 1869 г. Анна вышла замуж за Мефодия (Нефеда) Васильевича Мараева (в иночестве Феодор; 13 июня 1830 - 28 июля 1882), наследовавшего после смерти отца, серпуховского фабриканта и купца 1-й гильдии В. А. Мараева, в 1881 г. бумаготкацкую фабрику в дер. Заборье и ситценабивную фабрику в пустоши Данки в окрестностях Серпухова, а также капитал, земельные участки и недвижимость в Москве. М. В. Мараев, удостоенный в 1882 г. вместе с членами своей семьи звания потомственного почетного гражданина, был активным прихожанином московской Преображенской общины федосеевцев (см. в ст. Преображенское кладбище в Москве), в 70-х гг. XIX в. являлся попечителем Преображенского богаделенного дома. В семье Мефодия и Анны Мараевых родилось 8 детей: сыновья Иван (1870-1924), Василий (1872-1939), Константин (1875-1922), Николай (1878-1926), дочери Александра (в замужестве Уфимцева; 1874-1931), Анна (в замужестве Киреева; 1877-1965), Ольга (1874-1955), Анфиса (1881-1906). После смерти мужа М. пришлось отстаивать в 1883-1893 гг. имущественные интересы свои и детей в судебном разбирательстве по иску двоюродного брата своего мужа московского купца Ф. Ф. Мараева, к-рый пытался оспорить законность наследования капиталов и имущества своего умершего родственника его женой, не венчанной в правосл. Церкви. В 1884 г. серпуховская 1-й гильдии купчиха М. стала владелицей «Серпуховской мануфактуры Мараевых», ярмарочной торговли в Н. Новгороде и Урюпинске, торговых заведений в Москве.

http://pravenc.ru/text/2561948.html

сост. Кристоф Гестрих Фэри фон Лилиенфельд (Р. 1917) Фэри фон Лилиенфельд родились 4 октября 1917 г. в семье барона фон Розенберг в Риге (Латвия). В период с 1947 по 1951 г. она училась в университете г. Йена на факультетах философии, славистики и филологии (главным образом под руководством проф. P. Траутманна), а с 1953 по 1957 г. изучала богословие в Наумбурге. По окончании обучения Лилиенфельд получает разрешение на преподавательскую деятельность в катехизаторской высшей семинарии г. Наумбурга. В 1966г. она становится ординарным профессором и с этого времени преподает на кафедре истории и богословия Христианского Востока в университетах городов Эрлангена и Нюрнберга. В 1969–970 гг. проф. Лилиенфельд становится первой женщиной деканом богословского факультета. Она является членом совещательной комиссии конференции европейских церквей, и была также на протяжении многих лет членом комиссии Евангелической Церкви Германии в диалоге с Русской Православной Церковью. В настоящую хрестоматию включена следующая работа: • Fairy von Lilienfeld. Vorbildgestalten evangelischer Frömmigkeit im 20. Jh.//Taufe – Neues Leben – Dienst. Das Leningrader Gespräch über die Verantwortung der Christen für die Welt zwischen Vertretern der Evangelischen Kirche in Deutschland (EKD) und der Russischen Orthodoxen Kirche. Studienheft 6. Hg. v. Außenamt der EKD. Witten, 1970. S. 167–181. Другая важная работа фон Лилиенфельд: • Fairy von Lilienfeld Der Himmel im Herzen–alt russische Heiligenlegenden. Freiburg, 1990. Богословский диалог между Русской Православной Церковью и Евангелической Церковью Германии Первые попытки лютеран войти в богословский контакт с представителями Православной Церкви связаны с именем еще одного из соратников Лютера, гуманиста и теоретика лютеранской Реформации Филиппа Меланхтона. В 1559 г., когда в Виттенберге оказался сербский православный дьякон Димитрий, Меланхтон представил ему греческий текст Аугсбургского исповедания. Редактированный текст этого исповедания Меланхтон передал с Димитрием в Константинополь, однако он, судя по всему, так и не дошел до адресата.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010