Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «МИНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» Офиц. издание Минской епархии, учрежденное Синодом 17 нояб. 1867 г. на основании рапорта и программы, поданных архиеп. Минским и Бобруйским Михаилом (Голубовичем) . Журнал выходил в 1868-1870, 1873-1915 и 1917 гг. 2 раза в месяц, в 1871-1872 гг.- еженедельно 1-52), в 1916 г.- 1 раз в 3 недели 1-16). В дек. 1915 г. из-за эвакуации издание журнала было перенесено в Рязань, где вышел последний за этот год 19/20. Издание прекратилось на 21/22 за 1917 г. (1/15 дек.). Журнал состоял из офиц. и неофиц. частей, но редактирование частей было раздельным только в период с нач. 1875 г. по 1887 г. 9). Имя редактора в номерах за 1868 г. не указывалось, известно лишь, что первым редактором был назначенный синодальным указом А. А. Орлов, преподаватель Минской ДС; в 1869-1873 гг. журнал редактировали совместно свящ. (впосл. протоиерей) Феодор Миткевич и помощник инспектора семинарии Н. Ф. Акоронко, в 1874 г. номера подписывали попеременно Миткевич и свящ. Иоанн Проволович. Редакторами неофиц. части были в 1875-1879 гг. Миткевич, в 1880-1881 гг. (по 13) - прот. Евстафий Пастернацкий, с 14 за 1881 г. по 9 за 1887 г.- прот. Георгий Тарнопольский. Офиц. часть в 1875-1877 редактировал Проволович; в 1877-1880 офиц. часть, в 1880-1881 гг. 13 неофиц. часть - свящ. Е. И. Пастернацкий, в 1880-1883 гг.- А. С. Лукашевич, в 1884-1887 гг.- М. Е. Лебедев. С 10 за 1887 г. редактирование обеих частей было передано в семинарию, редакторами были: в 1887-1897 гг.- инспектор А. И. Черницын, в 1897-1908 гг.- преподаватель Н. А. Коноплёв, в 1898-1905 гг.- преподаватель А. В. Товаров, в 1905-1912 гг.- Д. В. Скрынченко, в 1912-1914 гг.- инспектор А. М. Панов, в 1915-1917 гг.- ректор семинарии прот. Иоанн Язвицкий. В офиц. части печатались Высочайшие манифесты, рескрипты и др. распоряжения; указы, определения и распоряжения Синода, а также его обер-прокурора, хозяйственного управления, учебного комитета и училищного совета при Синоде; аналогичные документы минского епархиального начальства, постановления съездов духовенства, журналы, постановления и отчеты семинарского и училищных правлений, братств, об-в, комитетов, попечительств, помещались различные известия и заметки по епархии, а также «иноепархиальные известия»; немногочисленные постановления и распоряжения гражданского начальства, имевшие непосредственное отношение к Церкви и духовенству.

http://pravenc.ru/text/2563286.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ОРЕНБУРГСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» Офиц. издание Оренбургской епархии, разрешенное 1 сент. 1872 г. указом Святейшего Синода 1708 по ходатайству еп. Митрофана (Вицинского), поданному 12 нояб. 1871 г. Инициатором создания журнала был секретарь Оренбургской духовной консистории И. И. Евфимовский-Мировицкий. «О. е. в.» выходили в Оренбурге с 1 янв. 1873 по 31 марта 1917 г.: в 1873-1906 гг.- 2 раза в месяц, в 1907-1916 гг.- еженедельно, в 1917 г. вышло 12 номеров. Журнал имел общую годовую пагинацию, с 1 за 1873 г. по 2 за 1889 г. пагинация официальной и неофициальной частей была совместной, а затем раздельной. Редакторами офиц. части были прот. Василий Ольшанский (1873. 1-20), секретарь консистории Евфимовский-Мировицкий (1873. 21 - 1875. 4), прот. Стефан Семёнов (1875. 5 - 1881. 14; с 3 за 1880 совм. с прот. Н. Сперанским), смотритель ДУ прот. Николай Сперанский (1880. 3 - 1883), ректор ДС прот. Феодор Дмитровский (1884-1889. 2), член консистории свящ. Геннадий Никольский (1889. 3 - 1892. 18; с 3 за 1889 по 24 за 1891 совм. с секретарем консистории Н. Е. Томашевским), секретарь консистории В. А. Александровский (1892. 19 - 1896. 2), преподаватель духовной семинарии С. С. Никольский (1896. 3 - 1911. 9), прот. Александр Архангельский (1911. 10 - 1914. 25), секретарь консистории Х. Ф. Говядовский (1914. 26/27 - 1916. 39/40), ректор ДС архим. Варлаам (Новгородский ; впосл. епископ Соликамский; 1916. 41/42 - 1917. 1/2, и. о. редактора), и. о. секретаря консистории И. И. Архангельский (1917. 3/4 - 11/12). Редакторами неофиц. части были Евфимовский-Мировицкий (1873. 1-20), прот. С. Семёнов (1873. 21 - 1881. 14; с 3 за 1880 совместно со Сперанским), прот. Н. Сперанский (1880. 3 - 1883), прот. Ф. Дмитровский (1884-1889. 2), преподаватель семинарии Н. П. Израильский (1889. 3 - 1895), С. С. Никольский (1896-1911. 9), прот. А. Архангельский (1911. 10 - 1914. 25), свящ. Феодор Борнуков (1914. 26/27 - 1915. 10/11), еп. Серафим (Александров ; впосл. митрополит Казанский; 1915. 12 - 1916. 11/12, и. о. редактора), Говядовский (1916. 13/14 - 39/40, временно и. о. редактора), архим. Варлаам (Новгородский; 1916. 41/42 - 1917. 9/10), последний номер (1917. 11/12) за редактора подписал инспектор семинарии Н. М. Чернавский. С 1896 г. по воле еп. Николая (Адоратского) изданием «О. е. в.» заведовал редакционный комитет в составе председателя, редактора, казначея и корректора.

http://pravenc.ru/text/2581505.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИЗВЕСТИЯ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ» офиц. издание С.-Петербургской епархии, выходившее в 1895-1917 гг. До 1895 г. текущие офиц. сведения по епархии выборочно печатались на страницах журналов «Духовная беседа» (1858-1876) и «Церковный вестник» (с 1875). В 1895-1901 гг. «И. по С.-П. е.» выходили под одной обложкой с «Санкт-Петербургским духовным вестником» , издававшимся Об-вом распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви . В 1 за 1895 г. в обращении «От редакции» (С. 3-5) сообщалось, что заботами С.-Петербургского митр. Палладия (Раева) его епархия, «хотя и поздно, сравнительно с другими епархиями, получает, наконец, свой литературный орган». «И. по С.-П. е.» в первые годы существования фактически являлись офиц. частью «Санкт-Петербургского духовного вестника», но помещались не в начале, как офиц. отделы во всех епархиальных ведомостях, а в конце каждого номера (в 1895-1898 с отдельной пагинацией, потом с общей). «Известия» составляли незначительную часть «Вестника» и первоначально включали рубрики «Высочайшие распоряжения», «Распоряжения Святейшего Синода» и «Распоряжения епархиального начальства» (почти в каждом номере сообщалось о «наградах и движении по службе», о назначениях катехизаторов, о сборах и т. п., сведения помещались в т. ч. о зарубежном духовенстве, подведомственном С.-Петербургскому митрополиту). С 1898 г. здесь публиковались также отчеты и уставы епархиальных учреждений и благотворительных об-в, разрядные списки и объявления СПбДС и Александро-Невского ДУ, извлечения из журналов епархиальных съездов духовенства. Все остальные материалы, в т. ч. офиц. документы гос. и общецерковного значения (епархиальная хроника, некрологи и т. п.), печатались на страницах самого «Вестника». Редакторами журнала были свящ. (впосл. прот.) Философ Орнатский (с 1895 по 5 за 1901) и свящ. Павел Лахостский 6-52 за 1901). С 1902 г., после прекращения издания «Санкт-Петербургского духовного вестника», «И. по С.-П. е.» (с 17/18 за 1914 г. выходили под названием «Известия по Петроградской епархии») печатались при ж. «Отдых христианина» , издававшемся Александро-Невским об-вом трезвости. В 1902-1914 гг. они выходили 2 раза в месяц (в 1903 - 23 номера). Редакторами были свящ. Александр Рождественский (1902-1905) и свящ. Петр Миртов (1903-1914). Издание состояло из офиц. и неофиц. отделов. В 1915-1917 гг. «Известия» вновь издавались Об-вом распространения религиозно-нравственного просвещения в духе правосл. Церкви; они выходили еженедельно в качестве приложения к ж. «Воскресный благовест» под редакцией прот. Евгения Кондратьева и прот. Иоанна Слободского. Последний номер 51) вышел 23 дек. 1917 г.

http://pravenc.ru/text/293860.html

Данков. Церковь Иоанна Богослова. Карта и ближайшие объекты Храм построен в 1875–1914 годах. Выполнен в русском стиле с элементами эклектики. Бесстолпный храм имеет в плане форму латинского креста. В основе конструкции лежит четверик с примыкающими к нему: с востока — пятигранным алтарем, с запада — небольшой папертью, с севера и юга — боковыми притворами. Храмовая часть завершается восьмигранным барабаном, венчающимся лучковой главкой. В эклектичной отделке фасадов использована декоративная кирпичная кладка, различные комбинации элементов которой украшают здание: рустованные лопатки барабана, ступенчатый карниз, фигурные нишки, оформляющие углы приделов и зеркала с сухариками на гранях апсиды. Декор фасадов выполнен в формах, частично заимствованных из древнерусского зодчества. Это килевидные сандрики над полуциркульными окнами, стилизованные под закомары аттики, венчающие грани барабана, фигурные фронтоны северного и южного фасадов. Художественную выразительность придает выделение цветом архивольтов. http://rus-sobori.ru/catalog/detail.php?ID=66951 Существующий ныне каменный храм в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова построен в 1875-1913 гг. на месте бывшей деревянной церкви Иоанна Богослова, устроенной на этом месте в далеком 1628 г. «у полковых козаков в слободе, на берегу реки Дону», с присоединением соседнего прихода также пришедшей в ветхость деревянной церкви святой великомученицы Параскевы Пятницы, с устроением бокового придела в честь святой великомученицы.  В 1913 г. храм был освящен и имел 3 престола: в честь Покрова Пресвятой Богородицы, апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святой великомученицы Параскевы Пятницы. Храм служил до 1930-х гг., после чего был закрыт, а здание в разные годы использовалось в качестве общежития завода «Расткаучук» (совр. химзавод), керосиновой лавки, склада горторга, магазина. В 1997 г. храм был возвращен Русской Православной Церкви. С 2003 г. возрожден приход, возобновлены богослужения. Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Данкова

http://sobory.ru/article/?object=11406

Клещёво. Часовня Сошествия Святого Духа. Покровско-Святодуховская часовня /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты По сведениям Клировых ведомостей Прилуцкого прихода за 1859 г., часовня построена в 1732 году в деревне Тушевской, относившейся к Прилуцкому приходу, как и ещё три соседних - Атамановская, Малостепановская, Большестепановская, объединённые в 1875 году в одно селение – Клещёво. Вероятно, часовня имела двойное посвящение. В Клировых ведомостях за 1859 г. значится «часовня во имя Сошествия Святого Духа», за 1867 г. – «часовня во имя Покрова Божией Матери», а в Клировых ведомостях уже Клещёвского прихода за 1914 г. часовня «в честь Покрова Божией Матери и Святого Духа». Располагалась в центе поселения. Часовня клетского типа, сруб с трёх сторон был окружён галереей, сверху завершался небольшим повалом. Клинчатая кровля с полицами была увенчана чешуйчатой главкой с восьмиконечным крестом. В 1855 году деревня Тушевская сгорела, но часовня уцелела. Согласно Известиям Императорской Археологической Комиссии (вып. 28, 1908 г.; 41, 1911 г.), к началу ХХ в. часовня обветшала, утрачена главка, вместо которой поставлен временный Крест, разрушена ограда галереи. В 1908 году часовня отремонтирована и выкрашена. Утрачена в конце 1940-х - начале 1950-х гг. Онега онлайн Прилуцкий Покровский приход упоминался в купчих Кожеозерского монастыря с 1557 г., его жители причислялись к Турчасовскому стану Каргопольского округа. К концу XIX в. приход состоял из 16 селений, храмы располагались на левом берегу р. Онеги. Первая церковь была освящена в честь Покрова Божией Матери. Следующая Покровская церковь была построена по благословению митрополита Новгородского Никона в 1647 г., как гласила надпись на храмозданном кресте, найденная 1.10.1853: " Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; воздружен бысть крест сей в церкви Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Покрова. Лета 7155 июля в 1 день, на страсть чудотворцев и безсребренников Космы и Дамиана, при Благоверном царе и Великом князе Алексие Михайловиче всея России и при митрополите Никоне Великаго Нова-града и Великолуцком " (Цит. по: Краткое…, с. 75).

http://sobory.ru/article/?object=38889

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОР (Богоявленский Всеволод Семенович; ок. 1854 - 2.11.1928, Омск), архиеп. Омский и Павлодарский. В 1875 г. окончил Псковскую ДС, в 1879 г.- СПбДА, со степенью канд. богословия за дис. «Киприан, митр. Киевский» с правом получения степени магистра. Определен помощником смотрителя Мстиславского ДУ. В 1881 г. назначен инспектором народных уч-щ Виленской губ., в 1887 г.- директором Молодечненской учительской семинарии, в 1891 г.- директором Виленского учительского ин-та и окружного Педагогического музея. В 1913-1918 гг. окружной инспектор Казанского учебного округа (в 1913-1914 заведовал промышленными, техническими, ремесленными и учебными заведениями округа, впосл.- муж. и жен. гимназиями и реальными уч-щами), редактировал научно-педагогический ж. «Вестник образования и воспитания» для средней школы. Имел чин действительного статского советника. В февр. 1918 г. Богоявленский был отстранен от службы захватившими власть в городе на короткое время большевиками. В нач. сент. того же года бежал из Казани во время осады города Красной Армией. Оказался в Уфе, где познакомился с проф. В. В. Сапожниковым, входившим в состав Временного Сибирского правительства в качестве министра народного просвещения. По приглашению Сапожникова Богоявленский переехал в Омск и был принят в Министерство народного просвещения (29 окт. 1918 зачислен временно исполняющим обязанности помощника делопроизводителя отдела высших народных уч-щ, с 7 мая 1919 заведующий отд-нием жен. гимназий Центрального управления). 28 мая 1919 г. переведен в Министерство торговли и промышленности Российского правительства А. В. Колчака окружным инспектором по учебной части. С 21 июля по 13 сент. 1919 г. исполнял обязанности управляющего учебным отделом в Министерстве торговли и промышленности, с 1 окт. того же года заведовал делами учебного отд-ния Канцелярии министра, 4 янв. 1920 г. числился в Министерстве торговли и промышленности в должности окружного инспектора по учебной части.

http://pravenc.ru/text/158540.html

Скачать epub pdf ХХ век Священномученик Владимир и его супруга, мученица Евфросиния Джуринские О следующей супружеской паре, как и о многих новомучениках и исповедниках российских, пострадавших за веру в тяжелые годы репрессий 1920–50 х гг., известно очень мало. Владимир Филиппович Джуринский родился в 1885 г. в г. Верный (ныне Алма-Ата), служил при Туркестанском архиерейском доме. В 1914 г. был назначен псаломщиком храма в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Вознесенском Копальского уезда Семиреченской области. В 1915 г. взят на военную службу. По возвращении с фронта рукоположен во иерея, служил в церкви в с. Вознесенском. 1 авг. 1916 г. назначен настоятелем храма в с. Сергеевка Верненского уезда. Его жена, Евфросиния Адамовна Джуринская, родилась в 1888 г. Она работала в том же селе учительницей в церковно-приходской школе. В 1920 г. отец Владимир с матушкой были расстреляны в г. Верный (Алма-Ата) и погребены в общей безвестной могиле. Прославлены супруги Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Священномученик Тихон и его жена, исповедница Хиония Архангельские Священномученик Тихон родился 30 мая 1875 г. в селе Больше-Попово Лебедянского уезда Тамбовской губернии (ныне территория Воронежской епархии) в семье священника Иоанна Архангельского. Родители мальчика умерли рано, и младших детей – Тихона и его сестру – воспитывали их двоюродная сестра Зинаида и ее муж Петр. Они отдали Тихона учиться в Воронежскую Духовную семинарию, по окончании которой он женился на благочестивой девице Хионии. Матушка Хиония родилась 8 апреля 1883 г. в селе Новый Копыл в семье священника Иоанна Дмитриева. У отца Тихона и матушки Хионии родилось восемнадцать детей. Из них выжили лишь девять: шесть дочерей и трое сыновей, остальные умерли во младенчестве. Вскоре после венчания Тихон был рукоположен в сан священника ко храму в селе Троекурово, недалеко от г. Лебедянь. Село Троекурово располагалось в живописном месте на берегу реки Красивая Меча неподалеку от женского монастыря, ныне разрушенного. Священнику выделили землю, и большая семья жила тем, что получала от занятий сельским хозяйством. Участок земли был не лучшим, засорен камнями, и пришлось приложить много труда, чтобы его очистить. На земле работали все старшие дети, что приучило их ко всякого рода труду и помогло впоследствие перенести обрушившиеся на них испытания.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕНЕДИКТ XV (21.11.1854, Санта-Мария-делла-Винье, близ Генуи - 22.01. 1922, Рим; мирское имя - Джакомо делла Кьеза), папа Римский (6 сент. 1914 - 22 янв. 1922). Выходец из обедневшего ломбардского рода делла Кьеза (итал.- церковный, относящийся к Церкви), к к-рому принадлежал папа Каллист II ; по преданию, представители этого рода в IV в. выступили на стороне ортодоксальной Церкви в борьбе против арианства , имевшего в то время много приверженцев в Милане. Мать Б., Джованна Мильорати, принадлежала к итал. роду, давшему папу Иннокентия VII . По завершении классического колледжа и семинарии делла Кьеза по воле отца поступил на юридический фак-т Генуэзского ун-та (1871); в 1875 г. получил степень д-ра права, написав работу по теме «Истолкование законов». Уже в университетские годы принимал участие в политической жизни страны: в условиях антиклерикальной и антикатолич. идеологии, характерной для Италии после взятия Рима правительственными войсками (сент. 1870), делла Кьеза возглавил местное отд-ние Католического действия и при поддержке семьи стал издавать газ. «Гражданин». В нояб. 1875 г. поступил в Коллегию Капраника в Риме и прослушал курс теологии в Григорианском ун-те . В 1878 г. был рукоположен во священника. После получения степени д-ра теологии (1879) в 1880 г. закончил со степенью д-ра канонического права рим. Академию для молодых священнослужителей знатного рода и был оставлен преподавателем. Знакомство в янв. 1881 г. с М. Рамполла дель Тиндаро (кард. с дек. 1882) оказало огромное влияние на буд. папу. В качестве личного секретаря Рамполлы, назначенного нунцием, делла Кьеза отправился в Испанию, где помимо работы и изучения испан. языка много занимался пастырской и благотворительной деятельностью, помогал в организации помощи во время землетрясения в Малаге и Андалусии (1884) и эпидемии холеры в Мадриде (1885). После назначения Рамполлы гос. секретарем (1887) делла Кьеза получил в Секретариате второстепенную должность писца, к-рая, однако, дала ему возможность познакомиться с порядком дел в Римской курии; в 1889-1890 гг. он занимал должность посланника по особым поручениям в Вене. 23 апр. 1901 г. назначен зам. гос. секретаря. В окт. 1907 г. неожиданно получил архиеп. кафедру Болоньи и в первом же пастырском послании об обязанностях епископа (10 февр. 1908) писал о выборе религ., а не политических задач служения. На консистории 25 мая 1914 г. был поставлен кардиналом.

http://pravenc.ru/text/78056.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГАРНАК [нем. Harnack] Адольф фон (7.05.1851, Дерпт, ныне Тарту, Эстония - 10.06.1930, Гейдельберг), нем. протестант. церковный историк и богослов либерального направления. А. фон Гарнак А. фон Гарнак Г. род. в семье ортодоксального протестант. богослова Ф. Гарнака , учился в Дерптском ун-те (1869-1872), затем в Лейпциге, где защитил диссертацию по истории гностицизма. В 1876-1879 гг. являлся экстраординарным профессором по кафедре церковной истории. К этому периоду относится издание Г. текстов мужей апостольских (Patrum apostolicorum opera. Lpz., 1875-1877). В 1879-1886 гг. Г. возглавлял кафедру в Гисене, где основал серию исследований по истории раннехрист. лит-ры (Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur. Giessen, 1883-1910), в 1886-1888 гг. был профессором в Марбурге, в 1888-1921 гг.- в Берлине. В 1905-1921 гг. директор Королевской (позднее Прусской гос.) б-ки в Берлине. В 1914 г. Г. было пожаловано дворянство. На формирование богословской позиции Г. повлияли работы главы новой тюбингенской школы Ф. К. Баура , от к-рого он унаследовал идею исторического развития и убеждение, что христианство - исторический феномен, к-рый необходимо изучать критическими методами. Однако основным в становлении Г. как богослова и историка было влияние либерального богословия А. Ричля , подобно к-рому Г. отвергал метафизику и спекулятивную философию и ограничивал религию только областью этики и «внутренних переживаний». Работы по истории Церкви, критика догматики, вопрос о сущности христианства Богословская позиция Г. проявилась в работах по истории ранней Церкви «Руководство по истории догматов» (Lehrbuch der Dogmengeschichte. 1886-1890, сокр. вариант: «Обзор истории догматов» (Grundriss der Dogmengeschichte. Tüb., 19145)), «Возникновение христианского богословия» (Die Entstehung der christlichen Theologie. Gotha, 1927) и др. «Руководство по истории догматов» содержит изложение истории раннехрист.

http://pravenc.ru/text/161705.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. Г. Джанашвили. Фотография. 40-е гг. XX в. [груз. ] Моисей (Мосе) Георгиевич (19(31).03.1855, с. Кахи Закатальского окр. Тифлисской губ., ныне г. Гах, Азербайджан - 19.04.1934, Тифлис), груз. историк, филолог, педагог. Род. в бедной крестьянской семье. Отец Д. в юности находился на службе у султана Илису (территория совр. Гахского р-на Азербайджана, груз. историческая обл. Саингило), позже вместе с семьей перебрался в Тифлис, принял крещение, участвовал в миссионерских поездках в Саингило. Д. учился в приходской школе с. Кахи (1865-1868), затем в Закатальском ДУ (1868-1872) и Тифлисской ДС. С 1875 г. преподавал исторические и филологические дисциплины, в т. ч. в Тифлисском ДУ (1878-1901), жен. уч-ще св. Нины и 5-й жен. гимназии Тифлиса (1909-1917), Тифлисском политехническом ин-те (с 1920). Участвовал в разработке груз. учебников: в 1884 г. в Тифлисе был издан его учебник по истории Грузии, в 1906 г. вышла в свет «Грузинская грамматика», где значительное внимание уделялось этимологии груз. лексики с привлечением мегрело-сванских корней, а также синтаксису, грамматике и стилистике груз. стиха. С 1888 г. работал в Церковном музее Тифлиса (в 1898-1926 директор), в 1897 г. избран членом Тифлисского музейного комитета. Продолжал работу по изучению и описанию рукописей, начатую его предшественником Ф. Жордания . В рукописном фонде музея Д. обнаружил мн. произведения груз. оригинальной лит-ры. Он составил и выпустил (1898, 1899) 1-е каталоги рукописей и грамот музея с описанием 484 рукописей и 994 грамот. С 1902 по 1914 г. Д. и Жордания описали и издали каталоги всего рукописного фонда Церковного музея: в 2-томнике 1902 г. было описано 800 рукописей, в 3-м т. (1908) - 240, в каталоге 1914 г.- 68. В 1916 г. Д. опубликовал итоговую работу о содержании фондов музея. Д. занимался изучением сб. груз. летописей Картлис Цховреба (КЦ) и древней груз. историографией. 21 мая 1906 г. в тифлисском магазине торговца древними рукописями Г. Майсурадзе Д. обнаружил список КЦ XVIII в., ставший известным в научной лит-ре как «рукопись Джанашвили». Текст содержал историю Грузии XIV - нач. XVIII в., изложенную неск. авторами по заказу груз. царя Вахтанга VI Законодателя (джанишин Картли в 1703-1712, царь - в 1716-1724). Д. назвал хронику «Новая Картлис Цховреба», исследовал и опубликовал текст в своих «Трудах» (1907). В 1904 г. он издал «Географию Грузии» Вахушти Багратиони (Батонишвили), также входящую в свод КЦ.

http://pravenc.ru/text/171813.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010