Закрыть itemscope itemtype="" > Каноническое положение русского православного прихода в Праге (1919-1946). Часть 1 05.07.2011 644 Время на чтение 20 минут В 1920-30 годы Чехословакия стала одним из главных центров русской эмиграции, а Прага по праву стяжала славу «русского Оксфорда». О культурной и научной жизни русской эмиграции в Чехословакии написано множество книг и статей. При этом гораздо менее известна церковная жизнь русской эмиграции в Чехословакии. Портал «Богослов.Ru» публикует статью проректора Киевской духовной академии доцента Владимира Буреги, посвященную непростому вопросу о каноническом статусе русского эмигрантского прихода в Праге. Эта публикация тематически продолжает статью, посвященную «русской акции» Чехословацкого правительства . До 1918 года Чешские земли (Чехия, Моравия и Силезия) входили в состав Австро-Венгрии, и потому господствующее положение здесь занимала Римско-Католическая Церковь. При этом с середины XIX века в годы наибольшего подъема чешского национального Возрождения среди чехов наблюдается определенный интерес к православию, как к религии большинства славянских народов. В 1870 году Санкт-Петербургский отдел Славянского благотворительного комитета взял в аренду на 30 лет храм святого Микулаша (святителя Николая) на Староместской площади в Праге. Договор об аренде был подписан в Праге 26 июля 1870 года. От имени Славянского комитета договор подписал П. А. Голенищев-Кутузов . Храм святого Микулаша был заложен еще в XIII веке. В 1732-1735 годах он был полностью перестроен по проекту архитектора К. И. Динценгофера, одного из самых прославленных мастеров пражского барокко. В конце XVIII века храм был закрыт и с тех пор использовался как склад . В 1874 году состоялось освящение храма по православному чину, после чего здесь регулярно совершались православные богослужения, хотя и с некоторыми ограничениями (запрещалось вывешивать на стенах храма объявления о времени богослужения и совершать на площади крестные ходы). Никольская церковь была тогда единственным православным храмом в столице Чехии . Сюда для служения направлялись русские священники. Хотя с точки зрения Святейшего Синода пражская община являлась одним из зарубежных приходов, подчиненных Санкт-Петербургскому митрополиту, австрийские власти не признавали за пражским приходом статуса религиозной организации. Храм святого Николая официально был нанят частными лицами для их частных нужд.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/7...

Красноярск. Успенский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты Мужской общежительный монастырь, созданный в 1879 г. на земле, пожертвованной городским обществом под монастырь, по инициативе епископа Антония (Николаевского), был немноголюден. Окончательно закрыт в 1921 г., занят школой-коммуной. С 1946 г. - дом отдыха учителей, позже пионерский лагерь, часть построек сломана. Восстановлен в 2000 г. В 1887 г. в монастыре были уже следующие постройки: Главный каменный корпус, здание одноэтажное; деревянный корпус с домовой церковью во имя св. великомученика Пантелеимона: флигель 5-стенный; амбар 5-стенный; коровник 6-стенный; каретник двухэтажный 6-стенный; хозпостройки - летняя кухня для квартирантов монастыря и каменная кузница Монастырь был основан в шести верстах на запад от Красноярска, вверх по течению реки Енисей. В августе 1879 г. по распоряжению правительства к монастырю отмежеваны земельные угодья - луга, леса и рыбньие ловли, в количестве 4602 десятин, и 2080 квадратных сажен, расположенные в Канском округе по реке Мане. В монастыре до 1918 г. проживало 200 насельников. Е. Успенский монастырь, общежительный, в 6 верстах от города Красноярска. Основан в 1878 году. При монастыре отделение Енисейской миссии, мужская школа иконописания и ремесел для сирот всех сословий, богадельня, больница для духовенства всей епархии и странноприимница. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Проект монастырского ансамбля разработан иеромонахом Зосимой. Здание келейного корпуса заложено в июне 1874 г. Строительство келейного корпуса осуществлено в 1879-1883 гг. под надзором архитекторов С. Нюхалова и А. Лассовского. В ходе ремонта 1914 года в трапезной была устроена Пантелеймоновская церковь, перенесенная из архиерейского дома, располагавшегося на территории монастыря. На северном фасаде корпуса была устроена паперть в виде деревянного крыльца с крышей, покрытой железом. Здание келейного корпуса расположено на берегу Енисея. Протяженное одноэтажное здание П-образной формы имеет коридорную планировку: широкий продольный коридор делит здание на переднюю и заднюю половины, в которых расположены помещения жилого и хозяйственного назначения.

http://sobory.ru/article/?object=13794

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖЕВАХОВ Николай Давидович (24.12.1874, Полтавская губ.-1946, Закарпатье), кн., политический и церковный деятель, мемуарист. Происходил из груз. княжеского рода, брат сщмч. Иоасафа (Жевахова) , еп. Могилёвского. До 1917 г. владел имением (386 дес.) в Пирятинском у. Полтавской губ. Ж. обучался во 2-й киевской гимназии, затем в Коллегии П. Галагана. В 1898 г. окончил юридический факультет Киевского университета св. Владимира. Будучи студентом, принимал участие в проведении 1-й всеобщей переписи населения России в 1897 г. Начал службу в нояб. 1898 г. младшим кандидатом на должность в судебном ведомстве при Киевской судебной палате. 14 нояб. 1900 г. переведен в штат канцелярии киевского, подольского и волынского генерал-губернатора. В мае 1902 г. назначен земским начальником 1-го участка Пирятинского у. Полтавской губ. В 1904 г. в ж. «Гражданин» печатались его «Письма земского начальника». 11 авг. 1913 г. избран почетным мировым судьей Пирятинского судебно-мирового округа, 13 февр. 1915 г. утвержден почетным попечителем церковноприходских школ 3-го благочиннического округа Пирятинского у. 26 апр. 1905 г. Ж. был переведен в С.-Петербург, служил в отделении свода законов Гос. канцелярии. 6 апр. 1909 г. получил должность старшего делопроизводителя Гос. канцелярии (сверх штата), 18 июля 1912 г. включен в штат. 24 янв. 1914 г. вошел от Гос. канцелярии в образованное при Святейшем Синоде Междуведомственное совещание для обсуждения проекта изменения штата церковно-учительных школ. 6 мая 1914 г. получил звание камер-юнкера двора, 1 янв. 1915 г. получил чин статского советника. 20 июля того же года стал помощником статс-секретаря Гос. совета (сверх штата) с оставлением в придворном звании, а 22 дек. помимо этого введен в совет Главного управления по делам печати (сверх штата). После того как Ж. провел авг. 1906 г. в Пафнутиевом Боровском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре , у него появилось желание стать монахом. Он не создал семью, но до конца жизни так и не принял постриг. С 1906 г. собирал сведения для жизнеописания свт. Иоасафа (Горленко) , еп. Белгородского, к-рый был дальним родственником Ж. и очень почитался в семье Жеваховых. Подробные материалы в 3 т. были опубликованы в Киеве в 1907-1909 гг., в издание вошли сведения о предках свт. Иоасафа, его жизни, чудесах, а также его сочинения. Весной 1909 г. по указу Святейшего Синода была создана комиссия для рассмотрения вопроса о канонизации святителя, которую возглавил Ж. В кон. 1909 г. он направил в Синод доклад, в к-ром обосновывалась необходимость церковного прославления свт. Иоасафа. Канонизация состоялась в 1911 г. Благодаря этой деятельности Ж. сблизился с Курским архиеп. Питиримом (Окновым) .

http://pravenc.ru/text/182211.html

Новозыбков. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Петуховская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Построена в 1912 году на средства купцов Петухова и Шведова. Сгорела в 1946 г. В настоящее время на месте храма находится родильный дом. Согласно Трудам Черниговской губернской архивной комиссии за 1906-1908 г.г. (Чернигов, выпуск 7) к началу XX столетия в Новозыбковском уезде был построен и действовал 21 Богородичный храм: в Старых Бобовичах – Рождественско-Богородичная церковь (1870); в Деменке – Введения во храм Пресвятой Богородицы (1841); в Замишеве, Хохловке, Манюках, Сачковичах, пос. Злынке – в честь Покрова Пресвятой Богородицы; в пос. Климове – деревянная в честь Успения Богородицы (1778) и каменная Казанская церковь (1810); в Белом Колодце – деревянная Успенская церковь (1784); в Куршановичах – Благовещенская церковь (1853); в с. Лысые – Успенская церковь (1842); в селах Людкове, Митьковке, Новом Месте, Старом Ропске, Фоевичах, Янжуловке – Рождество-Богородичные церкви; в Семёновке – Соборо-Богородичная (1890) и Казанская (1874) церкви; в Чуровичах – церковь Успения. В самом уездном центре – городе Новозыбкове – на ул. Тростанской (нынешней Первомайской), там, где сейчас располагается родильный дом, находилась церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Жители называли ее «Петуховской» – по фамилии главного устроителя. Церковь была деревянная, с колокольней. По дошедшим до наших дней воспоминаниям и фотографиям, храм этот был одним из красивейших в городе, с уникальным резным иконостасом и древними иконами удивительного письма. Заложили и обустроили церковь местные старообрядцы в связи с дарованием им религиозной свободы царским Указом от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» и в память царствовавшего тогда Императора Николая II. На задней стене храма была установлена мраморная доска с соответствующей надписью. Общину строивших церковь старообрядцев зарегистрировало Черниговское губернское правление 9 октября 1907 г. (все даты в тексте указаны по старому стилю). Помимо староверов в строительстве также приняла участие Новозыбковская городская Дума, члены которой единогласно проголосовали за предоставление дарового (бесплатного) материала – леса. Работы продолжались в течение полутора лет и были завершены к 1913 г. Всего израсходовано 20 260 рублей 38 копеек. Большую половину денежных средств пожертвовал купец и благотворитель Петухов Василий Ефимович.

http://sobory.ru/article/?object=36860

Няндомская Основана в 1929 г. Именование – по г. Няндома (Архангельская область). Вологодское викариатство. 16(29)01.1929 16(29)07.1931 Няндомская, обн. Основана в 1930 г. Именование – по г. Няндома (Архангельская область). Архангельское викариатство. Упразднена в 1931 г. 14(27)03.1930 29.01(11.02)1931 Николай Смирнов Овручская Основана ок. 1924 г. (?) Именование – по г. Овруч (Житомирская область УССР). Житомирское викариатство. Возобновлена 09(22)07.1993 как самостоятельная (выделена из Житомирской епархии). Именовалась: Овручская; с 09(22)07.1993 – Овручская и Коростеньская. Викарная кафедра: Брусиловская. ( 09(22)07.1993 Одесская Основана 09.05.1837 (выделена из Екатеринославской епархии). Изначально именовалась Херсонской, но кафедра пребывала в Одессе. К новообразованной епархии были приписаны земли между рр. Буг и Днестр с уездами Одесскими, Тираспольским и Ананьевским, приписанные в 1812 г. к Кишиневской епархии. На вновь сформированную епархию был переведен опытный администратор – еп. Гавриил Розанов (б. Екатеринославский). Именовалась: Херсонская и Одесская; с 1853 г. – Херсонская и Таврическая; с 16.11.1859 – Херсонская и Одесская, паки; с 1946 г. – Одесская и Кировоградская; с 17(30)10.1947 – Херсонская и Одесская, в 3-й раз; с 27.08(09.09)1976 – Одесская и Херсонская; С 30.01(12.02)1991 – Одесская и Измаильская. Викарные кафедры: Одесская, Мелитопольская, Новомиргородская, Белгород-Днестровская, Кировоградская, Николаевская, Тираспольская, Ананьевская, Николаевская, Новомиргородская (?), Криворожская, Славянская. (Слисок иерархов составлен по месту реального нахождения их кафедры.) 09.05.1837 01.03.1848 Гавриил Розанов 01.03.1848 26.05.1857 11.06.1857 02.10.1874 02.10.1874 16.11.1875 16.11.1875 01.03.1877 25.04.1877 04.02.1882 Платон Городецкий 20.02.1882 14.11.1883 12.12.1883 27.12.1890 12.01.1891 09.06.1893 Сергий Ляпидевский 03.09.1893 26.03.1905 26.03.1905 03.02.1913 02.1913 22.12.1913 08.12.1913 09(22)02.1918 1920(?) 03(16)05.1921 01(14)06.1923 13(28)12.1923

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Софийская духовная семинария во имя прп. Иоанна Рыльского (версия для печати)/Православие.Ru Софийская духовная семинария во имя прп. Иоанна Рыльского Православие.Ru , 20 августа 2001 г. Адрес: България, София, 1164 пл. Велчова Завера, 2 Из истории семинарии Софийская духовная семинария основана в 1874 году. Первоначально Школа находилась в Лясковском монастыре святых первоверховных апостолов Петра и Павла и носила название " Богословское училище " . В 1897 году Святейший Синод Болгарской Православной Церкви вносит в городское управление Софии предложение о размещении духовной школы в столице и получает большой участок в центре города для строительства зданий необходимых дла полноценного функционирования учебного заведения. Уже в 1902 году князем Болгарским Фердинандом I и председателем Святейшего Синода БПЦ митрополитом Варненским и Великопреславским Симеоном был положен закладной камень в основание центрального здания Софийской духовной семинарии. 20 января 1903 года состоялось торжественное освящение построенного корпуса семинарии и открытие нового учебного семестра. Балканские войны и начавшаяся Первая мировая война существенно затруднили учебный процесс в семинарии. Часть ее зданий передается военному госпиталю. После окончания войны в освободившихся от госпиталя помещениях на некоторое время размещается агрономический факультет Софийского университета. Изменение политического устройства страны после окончания Второй мировой войны прервали дни благополучного существования Софийской духовной семинарии. С 1944 по 1946 гг. комплекс семинарских зданий был передан в пользование Советской армии, с 1946 по 1950 гг. — Союзу болгаро-советской дружбы. Все это время семинария продолжала пользовять малую часть собственных зданий, пока в 1950 году власти не потребовали полного ее перемещения в Черепишский монастырь. С 1950 года в семинарских корпусах размещают Дворец пионеров. Весной 1990 года комплекс семинарских зданий и прилегающая территория были возвращены Софийской духовной семинарии.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Дмитровский Погост. Церковь Димитрия Солунского. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. По преданию, первоначально храм во имя святого великомученика Димитрия Солунского основан во времена великого князя Московского Димитрия Донского. Нынешнюю церковь вместо упоминаемой в XVII в. в архивных источниках церкви Димитрия Солунского, с приделами Троицким и Казанским, завершили в 1864 г. В 1871 г. Димитровскую церковь расширили. В 1874 г. построена колокольня, соединенная с церковью крытой папертью. В 1882 г. стены расписал крестьянин И.Я. Коровин из села Солотчи, выпускник Санкт-Петербургской Академии художеств. В храме имелись почитаемая икона Нерукотворного Спаса, напрестольный крест с мощами великомученика Димитрия Солунского, Евангелие, изданное при Патриархе Никоне; Служебник, изданный в 1658 г.; колокол, отлитый во времена Патриарха Ермогена. Осенью 1937 г. храм закрыли и устроили в нем склад. Убранство церкви оставалось на своих местах. В 1946 г. в храме установили снятые ранее кресты и богослужение возобновилось. В хрущевские времена храм подвергся повторному закрытию, был осквернен. Разрушили колокольню (самую высокую в округе), уничтожили все росписи, все убранство. После перепланирования в здании разместился сельский клуб с библиотекой, которые находились там до 1986 г. Первый молебен после открытия храма для верующих был отслужен 14 августа 1990 г. Великим постом 1991 г. в храме начала совершаться Божественная литургия. Община восстанавливает храм в его первозданной красоте. К Пасхе 2003 г. установили колокола. С сайта: http://www.mepar.ru/ Церковь Димитрия Солунского с боковыми престолами во имя Живоначальной Троицы и Казанской иконы Божией Матери была построена в 1853-1864 гг. вместо прежней, документально известной с XVII в. В 1871-1874 гг. церковь была расширена, к 1877 г. выстроена колокольня. Храм, увенчанный купольной ротондой, выстроен в стиле позднего классицизма с элементами зарождающегося " русского " стиля. В 1882 г. стены храма были расписаны художником И.Я.Коровиным, уроженцем с.Солотча Рязанской губернии и выпускника Петербургской Академии художеств. В церкви находилось много святынь: почитаемая икона Нерукотворного Спаса, надпрестольный крест с мощами вмч.Димитрия Солунского, старинное Евангелие.

http://sobory.ru/article/?object=04832

Красноярск. Успенский мужской монастырь. Церковь Пантелеимона Целителя в доме настоятеля. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты За монастырской оградой, с восточной стороны, параллельно всему комплексу тянулась полоса служебных зданий. Южную часть этой полосы (ближе к Енисею) занимал дом настоятеля, в верхнем этаже которого находилась домовая церковь святого великомученика Пантелеимона. В 1913 г. в Успенском монастыре был произведен капитальный ремонт. Храм св. вмч. и целителя Пантелеимона, который находился в архиерейских покоях " в старой деревянной гостинице, перенесен в братский каменный корпус, в бывшую братскую трапезную " . В каменный корпус переместились и архиерейские покои, устроена новая трапезная, установлены новые печи и т.д. В 1874 году городская Дума Красноярска по прошению епископа Енисейского и Красноярского Антония выделила земельный участок под устройство монастыря впригороде Красноярска на левом берегу реки Енисей. Монастырский комплекс расположился на фронтальной береговой линии – со стороны главного входа в монастырь была расположена усадьба дома Архиерея с одноэтажной трапезной, оградой и воротами, которая выполняла функцию встречи, приема и размещения гостей, прибывающих в монастырь. В Архиерейском доме была размещена домовая церковь Великомученика и Целителя Пантелеймона. В 1914 году икона Святого Пантелеймона была перенесена из домовой церкви Архиерейского дома в одноэтажный кирпичный братский корпус, построенный в 1883 году на территории монастыря. Таким образом, дом Архиерея утратил функцию храма, оставаясь гостиницей для паломников. В 1924 году после национализации церковного имущества постройки монастыря в том числе гостиница для паломников были приспособлены под первую показательную школу-коммуну. В 1946 году там организовали дом отдыха учителей и профессионально-преподавательского состава институтов. В 2000 году монастырские земли были возвращены на правах безвозмездного бессрочного пользования духовенству. Объект культурного наследия " Летний дом архиерея " расположен за территорией монастыря с западной стороны, у главных въездных ворот, сложной объемно-планировочной структурой формирует силуэт береговой линии реки Енисея. В историческую усадьбу, вытянутую в глубь материка, входили дворовые постройки, деревянная ограда и ворота с калитками, в настоящее время утрачены.

http://sobory.ru/article/?object=52840

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Александрович Уксусов (13.08.1874, с. Знамово Мологского у. Ярославской губ., ныне Некоузский р-н Ярославской обл.- 6.12.1937, Кулойский ИТЛ, Архангельская обл.), мч. (пам. 23 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), председатель церковной общины с. Марьина Некоузского р-на. Род. в крестьянской семье. До Октябрьской революции 1917 г. крестьянствовал и служил в земстве, после революции работал бухгалтером в колхозах Некоузского р-на. 19 сент. 1937 г. арестован и обвинен в участии в «церковно-повстанческой группе», виновным себя не признал. 10 окт. осужден на 10 лет ИТЛ и отправлен в Кулойский ИТЛ. Обстоятельства последовавшей вскоре кончины А. неизвестны. Реабилитирован 21 янв. 1963 г. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАЯО. Ф. Р-3698. Д. С-2856. Рубрики: Ключевые слова: АНАСТАСИЯ Алексеевна Лебедева (1899 - между 1941 и 1945), мц. (пам. 29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АННА Васильевна Шашкина (1888-1939), мц. (пам. 28 апр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) БОРИС Сергеевич Заварин (1910- 1938), мч. (пам. 25 янв., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), псаломщик ИОАНН Петрович Коротков (1885-1941), мч. (пам. 17 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-ярославских святых) МАРИЯ Федорона Данилова (1884-1946), мц. (пам. 30 дек., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/64228.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЯ Алексеевна Лебедева (28.10.1899, дер. Назарово Пошехонского у. Ярославской губ.- между 1941 и 1945), мц. (пам. 29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых). Род. в крестьянской семье. После смерти мужа в 1930 г. на иждивении А. осталось трое детей, она вела единоличное хозяйство; в 1935 г., после обложения ее завышенным налогом, была вынуждена вступить в колхоз «9 января» в с. Гужове Даниловского р-на. Ревностная христианка, А. была избрана председателем церковного совета, 6 апр. 1937 г. арестована Даниловским РО УНКВД по обвинению в участии в «антисоветской группе церковников» и распространении провокационных слухов среди колхозников. Доказательств антигос. деятельности А. у следствия не нашлось, А. не признала себя виновной. Приговором тройки УНКВД Ярославской обл. от 10 окт. 1937 г. А. была заключена в ИТЛ на 8 лет, где погибла при неизвестных обстоятельствах в период Великой Отечественной войны. Реабилитирована 17 мая 1989 г. Прославлена Архиерейским Собором РПЦ 2000 г . Арх.: ГАЯО. Ф. Р-3698. Д. С-11349. Л. 38-38об., 42-42об., 167, 171. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Александрович Уксусов (1874-1937), мч. (пам. 23 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АННА Васильевна Шашкина (1888-1939), мц. (пам. 28 апр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) БОРИС Сергеевич Заварин (1910- 1938), мч. (пам. 25 янв., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), псаломщик ИОАНН Петрович Коротков (1885-1941), мч. (пам. 17 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-ярославских святых) МАРИЯ Федорона Данилова (1884-1946), мц. (пам. 30 дек., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/114916.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010