Отец Иоанн (Крестьянкин): фотолетопись служения Богу и людям 5 февраля 2006 года, в день памяти Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, ко Господу отошел архимандрит Иоанн (Крестьянкин) , приснопоминаемый старец и исповедник православной веры. Неисчислимое множество людей искали встречи с Батюшкой, чтобы узнать через него волю Божию, получить совет и благодатное утешение. Но и сейчас, спустя 17 лет после его отшествия ко Господу, множество людей всё так же руководствуются и возрастают в своей духовной жизни советами, проповедями и письмами старца, словно написаны они не 40, 30 или 20 лет назад, а в наше неспокойное и полное соблазнов и нестроений время. Исследованию эпистолярного и гомилетического наследия отца Иоанна можно посвятить – и многие посвящают этому – всю жизнь, находя новые и новые драгоценные изречения и мысли, но иногда достаточно просто взглянуть в его светлое, по-детски чистое лицо, чтобы повторить вслед за ним: «Промысл Божий зрит всех. И миром правит Бог, только Бог и никто другой». Родной дом, юность, рукоположение в священный сан, первые приходы, ссылка в лагерь (1910–1967) vk fb tw ok @ g+ lj Ваня Крестьянкин vk fb tw ok @ g+ lj Выписка из метрической книги о родившихся в 1910 г. vk fb tw ok @ g+ lj Михаил Дмитриевич Крестьянкин (1860-1912), отец Ивана, со своей первой супругой Евдокией Васильевной, 1889 vk fb tw ok @ g+ lj Елизавета Илларионовна Крестьянкина (1872-1936), мама Ивана vk fb tw ok @ g+ lj Орел, родная Воскресенская улица, 1903 vk fb tw ok @ g+ lj Иван Крестьянкин. Юношеские годы vk fb tw ok @ g+ lj С другом Владимиром Родиным. 1930-е гг. vk fb tw ok @ g+ lj Иван Крестьянкин. Курорт Хоста, 1940 vk fb tw ok @ g+ lj Ставленническая грамота Патриарха Алексия I (Симанского) о рукоположении диакона Иоанна Крестьянкина в иереи vk fb tw ok @ g+ lj Иерей Иоанн Крестьянкин. Фотография, сделанная вскоре после рукоположение во иерея, 1946 vk fb tw ok @ g+ lj Иерей Иоанн Крестьянкин. Москва, 1946 vk fb tw ok @ g+ lj Иерей Иоанн Крестьянкин. Москва, 1946

http://pravoslavie.ru/150818.html

Сокращения Журналы, периодические и справочные издания АО Богословские труды. Сборники. Изд. Московской Патриархин. М., 1958-. 1 -. Богословский вестник. СП, 1892–1918; Н. с. 1– (1993-). Вестник русского христианского движения. Париж, Ν. Y., М., 1925-. 1925–1974. 1–111 (под названием «Вестник русского студенческого христианского движения»), М., 1992-. 164-. Вестник церковной истории. М., 2006-. Византийский временник. Ж-л. СПб/.Ленинград, 1894–1928.1–25; М.,1947-.26-. Журнал Министерства Народного Просвещения. СПб., 1834–1905; Н. с. 1906–1917. Журнал Московской Патриархии. М., 1948-. Полное собрание русских летописей. Православная энциклопедия. М., 2000-. Т. РПЦ, 1 -. Труды Императорской Киевской духовной академии. Киев, 1860–1917; Н. С. 1997-.1-. Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР (Пушкинский дом). Сборники. Ле- нинград/СПб., 1934-. 1 -. Творения Святых Отцов в русском переводе. М.,1843–1864, 1871,1872,1880–1891,1893–1917. Т. 1–69 (72). Христианское чтение. СПб., 1821–1918; Н. с. 1991-. 1 -. Церковно-исторический вестник. М., 1998-. Acta Conciliorum Oecumenicorum/Iussu atque mandato Societatis Scientiarum Argentoratensis edenda, instituit E. Scbwadz, continuavit J. Straub. Strassburg, Berlin, Leipzig, 1914–1974. T. 1–4 (27 partes). [При ссылках указываются: том (римской цифрой), книга, часть, страница.] Bibliotheca Scriptorum Graecorum et Romanorum Teubneriana. Leipzig (или Stuttgart), затем Wiesbaden, затем München, 1849-, Clavis Patrum Graecorum. Vol. 1–4/Cura et studio M. Geerard. Turnhout: Brepols, 1983, 1974, 1979, 1980; Vol. 5/Cura et studio M. Geerard et F. Glorie. Turnhout: Brepols, 1987; Vol. IIIa (addenda vol. III)/Parata a J. Noret. Turnhout: Brepols, 2003. Clavis Patrum Latinorum.../Commode recludit E. Dekkers... praeparavit et iuvitH. Gaar. Editio tertia avcta et emendata. Steenbrugis: Brepols, 1995. Corpus Christianorum. Series Graeca. Turnhout: Brepols, 1978-. Corpus Fontium Historiae Byzantinae/Hrsg. v. A. Kambylis. 1967-.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Начинается возврат собственности РФ на Святой Земле 21 декабря 2007 г. 17:20 О том, как идет процесс передачи правительству РФ бывшей российской собственности в Иерусалиме, рассказывается в статье Павла Коробова, опубликованной 21 декабря 2007 года в газете «Коммерсантъ». В посольстве Израиля Ъ заявили, что передача бывшей российской собственности в Иерусалиме — комплекса Русского подворья — правительству РФ начнется уже в ближайшее время. Сперва России отойдет здание так называемого Сергиевского подворья, и сторонам останется договориться об условиях передачи здания Духовной миссии . Израиль просит взамен профинансировать строительство Дворца правосудия, и Россия уже нашла инвесторов в лице губернатора Чукотки Романа Абрамовича и предпринимателя Аркадия Гайдамака. В переговорном процессе между Израилем и РФ по вопросу передачи исторической собственности России на Святой Земле произошел существенный прогресс. Израильское правительство готово вернуть РФ так называемое Сергиевское подворье — двухэтажное здание XIX века в центре Иерусалима. Но, как сообщают израильские СМИ, даже после того как здание официально передадут России, израильское Общество охраны природы и департамент экологии минсельхоза (они занимают сейчас большую часть помещений) переселены не будут. Как долго они останутся в здании, пока неизвестно. В 1860 году по решению императора Александра II на территории Иерусалима был куплен участок земли, положивший начало созданию так называемого Русского подворья. К 1872 году здесь были возведены Троицкий собор, два дома для паломников и здание Духовной миссии, а в 1886 году основано Сергиевское подворье — здание для высокопоставленных паломников. В 1948 году территория подворья перешла к Израилю, однако власти страны признали право собственности РПЦ на большую часть зданий (в израильскую собственность перешло только здание Сергиевского подворья). В 1964 году власти СССР продали еще часть церковной недвижимости: все здания подворья, кроме собора Святой Троицы и здания Духовной миссии, обменяли на партию апельсинов стоимостью млн. В 1967 году, после разрыва дипотношений, Израиль объявил себя арендатором собора и здания миссии.

http://patriarchia.ru/db/text/342032.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИСКОНСИНСКИЙ ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКИЙ СИНОД [англ. Wisconsin Evangelical Lutheran Synod], протестантская церковь в США. В 40-х гг. XIX в. жившие в Висконсине нем. эмигранты-лютеране обратились с просьбой прислать им пасторов. Приехавшие в Америку пасторы Й. Мюльхаузер, Й. Вайнман и В. Вреде, выпускники Барменской школы по подготовке миссионеров, основали в 1850 г. Немецкий евангелическо-лютеранский министериум Висконсина; в 1853 г. название было изменено на Немецкий лютеранско-евангелический синод Висконсина и др. штатов. В 1863 г. была открыта первая семинария в г. Уотертаун. В 1872 г. Висконсинский синод стал членом Лютеранской синодальной конференции, к к-рой присоединились синод Миннесоты, а позднее и Мичигана (1890); в окт. 1892 г. возникла ассоциация под названием Объединенный синод Висконсина, Миннесоты, Мичигана и др. штатов, где каждый синод сохранял независимость. Общие усилия в основном были направлены на сферу образования. В 1919 г. произошло их полное слияние, в результате к-рого появился Евангелическо-лютеранский объединенный синод Висконсина и др. штатов. Свое совр. название синод получил в 1959 г. Догматика В. е.-л. с. не отличается от др. лютеранских церквей, но выделяется среди них своей консервативностью, неприятием идей юнионизма и сотрудничества с теми церквами, с к-рыми нет полного догматического единства. Результатом такой политики стал разрыв (1961) отношений с Миссурийским Синодом и выход (1963) из Лютеранской синодальной конференции. С 1992 г. В. е.-л. с. начала миссионерскую деятельность на территории Российской Федерации, выбрав для этого Сибирский регион; в 1995 г. в Новосибирске была зарегистрирована первая община; в 1997 г.-открылась семинария. В наст. время общины расположены в Новосибирске, Омске, Тогучине и Искитиме (ок. 600 чел.); в 2003 г. прошла ординация первых 3 рус. пасторов. Офиц. название В. е.-л. с. на территории РФ - Евангелическо-лютеранская церковь «Конкордия». Рубрики: Ключевые слова: ДИБЕЛИУС Фридрих Карл Отто (1880 - 1967), епископ Берлинско-Бранденбургской евангелической церкви в Германии, руководитель нем. Исповедующей Церкви в период правления Гитлера

http://pravenc.ru/text/158754.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИВАКОВ Владимир Иванович (род. 14.06.1937, Москва), прот. Из семьи военнослужащего. Окончил 3 курса Электромеханического техникума в Москве. В 1956 г. поступил во 2-й класс Московской ДС. Во время обучения начал служить иподиаконом в Богоявленском соборе в Елохове у митр. Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) и архиеп. Леонида (Полякова) . В 1960 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия I поступил в МДА. 18 нояб. 1962 г. был рукоположен во диакона. 19 дек. 1963 г. Патриархом Алексием I рукоположен во иерея. Окончил МДА в 1964 г. со степенью кандидата богословия. С апр. 1964 г. служил в храме св. апостолов Петра и Павла в Лефортове. В марте 1967 г. перемещен в храм свт. Николая в Хамовниках. Стараниями Д. был возвращен участок вокруг храма, а церковная ограда перенесена на первоначальное место. Фасад храма был отреставрирован, восстановлены старинные фрески, до этого скрытые под более поздней росписью, сделаны были и новые росписи. С 10 дек. 1979 г. Д. служил в ц. прп. Пимена Великого, где также занимался благоукрашением храма и расширением его земельных владений. С 23 окт. 1987 г.- настоятель храма Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище, где наладил хозяйственную жизнь прихода. В 1988 г. на 1-м Епархиальном собрании московского духовенства избран в Епархиальный совет, в 1991 г. стал его секретарем. С июля 1990 г.- благочинный Северного округа Москвы. 31 авг. 1990 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назначил Д. настоятелем храма Вознесения Господня у Никитских ворот («Большое Вознесение»). С 10 мая 1991 г.- благочинный Центрального округа Москвы, 10 дек. 1991 г.- зав. канцелярией Московской Патриархии. Находясь на должностях благочинного и секретаря Епархиального совета в период массового открытия церквей, Д. проводил учредительные приходские собрания практически во всех вновь открытых приходах, деятельно помогал решать трудности, возникавшие при передаче храмов Церкви. В 1997 г. Патриархом Алексием II удостоен права служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до «Отче наш». В 2006 г. Д. стал лауреатом премии «Человек года» в номинации «Религия» за вклад в духовное возрождение России. Награжден орденами: св. Даниила Московского 2-й степени, прп. Сергия Радонежского 2-й и 3-й степени, св. Владимира 3-й степени; гос. орденами Почета и Дружбы, а также медалями и знаками отличия различных светских министерств и ведомств. Соч.: У врат Наина//ЖМП. 1972. 11. С. 37. Лит.: Абрамов А. , свящ. Юбилей пастыря: [Прот. В. Дивакова]//ЖМП. 1997. 8. С. 52-53; он же. Славные юбилеи неутомимого делателя на ниве Христовой//Там же. 2002. 6. С. 38-40. Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/171951.html

Время управления монастырем первыми тремя настоятелями, прославленными в сонме Радонежских святых, преподобными Афанасием старшим, Афанасием младшим и Никитой, составило его святое сорокалетие и вошло в историю древней Высоцкой обители как самая драгоценная страница. В дальнейшем история монастыря тесно связана с городом Серпуховым. Являясь южной оборонительной границей Московского княжества, город часто подвергался нападениям со стороны внешних врагов. Под Серпуховым устраивались сборы войск, и Высоцкая обитель нередко посещалась знатью и самим царем. Для таких случаев в монастыре имелись особые «царские палаты». В XVI в. в обители были построены Никольский и Сергиевский храмы, придел в честь Рождества Богородицы и галерея вокруг собора. Весной 1571 г. к Серпухову подошли отряды хана Девлет-Гирея. Не подготовленный к нападению, царь Иван Грозный спешно бежал со своими опричниками из города. Татары пожгли и разорили город и всю округу, осквернили храмы. Монастырь на Высоком также был разграблен и предан огню. Много бедствий обитель претерпела и в Смутное время. Годы правления царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича стали для Высоцкого монастыря порой возрождения. Возобновилось поступление в обитель щедрых пожертвований. Наиболее значительные вклады были сделаны представителями рода Нарышкиных и особенно царицей Натальей Кирилловной, матерью императора Петра I. К концу XVII в. на средства вкладчиков многие храмы и иконостасы обновились. В 1770-е гг. вместо старой деревянной ограды вокруг монастыря были воздвигнуты каменные стены с четырьмя угловыми башнями. К середине XVIII в. Высоцкий монастырь процветал, в его владении находились значительные земельные угодья, действовало семь каменных церквей и величественный собор, имелись богатейшая ризница и большая библиотека. По Указу 1764 г. о секуляризации церковных владений монастырь лишился своих вотчин и перешел на государственное содержание по штату. С начала XIX в. благосостояние обители вновь стало расти. Около 1840 г. была сооружена трехъярусная колокольня, во втором ярусе которой расположился Трехсвятительский храм. Освящение этой церкви в 1843 г. совершил святитель Филарет, митрополит Московский. В 1872 г. расширили Покровскую церковь-трапезную за счет пристройки с северной стороны придела в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, а 1878 г. воздвигли величественный храм во имя преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского (разрушен в 1967 г.). В 1896 г, на средства фабриканта Н.Н. Коншина по проекту известного русского архитектора Р.И. Клейна был построен в византийском стиле храм во имя Всех святых с семейной усыпальницей храмоздателя в нижнем этаже. К началу XX в. Высоцкий монастырь, по отзывам современников, представлял собой одну из самых благоустроенных обителей Отечества.

http://sobory.ru/article/?object=00621

Главной особенностью деревянных А. п. являлась большая высота (до 5 м); ни одна из древних конструкций не сохранилась полностью. Во псковских и новгородских церквах роль архитрава исполняла деревянная связь, т. е. часть конструкции, устанавливаемая при строительстве сводов храма (напр., Софийский собор в Новгороде, сер. XII в.; Николо-Дворищенский собор в Новгороде, нач. XII в.; собор Рождества богородицы Антониева мон-ря, 1117-1119 гг.; ц. Спаса на Нередице, 1198 г.; Ивановский собор Иоанно-Предтеченского мон-ря во Пскове, ок. 1140 г.; Спасо-Преображенский собор Мирожского мон-ря во Пскове, 40-е гг. XII в.; Георгиевская ц. в Ст. ладоге, посл. четв. XII в.?). согласно предположению В. Д. Сарабьянова, между архитравом и парапетом могли отсутствовать столбцы, а все пространство было перекрыто завесой. Отсутствие икон в пространстве между архитравом и парапетом могло стать одним из побудительных мотивов для появления высокого иконостаса , формирование к-рого отмечается на Руси уже с сер. XIV в. (ц. Феодора Стратилата в Новгороде, 80-90-е гг. XIV в.). Ист.: Friedl ä nder P. Johannes von Gaza und Paulus Silentiarius: Kunstbeschreibungen justinianischer Zeit. Lpz.; B., 1912. Лит.: Филимонов Г. Д. Церковь св. Николая на Липне, близ Новгорода: Вопрос о первоначальной форме иконостасов в русских церквах. М., 1859; Голубинский Е. История алтарной преграды или иконостаса в православных церквах//ПО. М., 1872. Нояб. С. 570-589; Schlosser J. Von Quellenbuch zur Kunstgeschichte des abendländischen Mittelalters. W., 1896. S. 207; Kaufmann C. M. Handbuch der christlichen Archäologie. Paderborn, 19223; Davies J. G. The Origin and Development of Early Christian Church Architecture. L., 1952; Conant K. J. Carolingian and Romanesque Architecture. Harmondsworth, 1959, 19794; Шмерлинг Р. Малые формы в архитектуре средневековой Грузии. Тбилиси, 1962; Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. Harmondsworth, 1965, 19874; Лазарев В. Н. Три фрагмента расписных эпистилиев и византийский темплон//ВВ. 1967. T. 27. С. 162-196; он же. Византийская живопись. М., 1971. С. 110-136; Mathews T. Early Churches of Constantinople: Architecture and Liturgy. L., 1971; Chatzidakis M. L " évolution de l " icône aux 11e-13e siècles et la transformation du templon//XVe Congrès intern. d " études byzantines. Athènes, 1976. [Т.] 3: Art et archéologie. P. 159-191; Epstein A. W. The Middle Byzantine Sanctuary Barrier: Templon or Iconostasis//J. of the British Archaeological Association. 1981. Vol. 134. P. 1-28; Nees L. The Iconographic Program of Decorated Chancel Barriers in the Pre-Iconoclastic Period//ZKG. 1983. Bd. 46. Heft 1. S. 15-26;

http://pravenc.ru/text/115170.html

Иоасаф II (?–1672) – Патриарх Московский и всея Руси (с 1667); после избрания председательствовал на Большом Московском соборе, осудившем староверие как ересь и утвердившем обрядовые реформы и исправления в текстах богослужебных книг. Калинин Михаил Иванович (1875–1946) – Председатель ВЦИК (1919–1938), после образования СССР – Председатель ЦИК СССР (1922–1938), Председатель Президиума Верховного Совета СССР (1938–1946). Карпов Георгий Григорьевич (1898–1967) – председатель Совета по делам Русской Православной Церкви (1943–1960), с 1917 г. до назначения на эту должность служил в органах ВЧК–ГПУ–НКВД; генерал-майор КГБ СССР. Квашнин-Самарин Андрей Никитич (?–1773) – сенатор, Казанский губернатор (1766– 1772), позволял мусульманам достаточно свободно строить мечети, порой с нарушением требуемого удаления от православных церквей, чем вызвал недовольство Св. Синода. Кондрусевич Тадеуш (род. 1946) – архиепископ Римско-католической церкви, Апостольский администратор для католиков латинского обряда европейской части России (1991–2007); глава Минско-Могилёвской архиепархии (с сент. 2007). Константин Великий (Флавий Валерий Константин; ок. 285–337) – Римский император; при нем христианство (313 г., Миланский эдикт) получило официальное признание; председательствовал при открытии I Вселенского собора (325); причислен к лику святых как равноапостольный. Крючков Геннадий Константинович (1926–2007) – пресвитер, председатель Совета Церквей ЕХБ (с 1965), оппозиционного в отношении к Всесоюзному совету ЕХБ и действовавшего в подполье. Куроедов Владимир Алексеевич (1906–1994) – председатель Совета по делам Русской православной церкви при СМ СССР (1960–1965), председатель Совета по делам религий (1965– 1984), до назначения на должность в 1960 г. – секретарь Свердловского обкома КПСС. Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870–1924) – организатор Коммунистической партии и основатель Советского государства, в 1917–1924 гг. – Председатель Совета Народных Комиссаров (советского правительства). Львов Владимир Николаевич (1872–1934) – депутат 3-й и 4-й Государственной Думы, член «Союза 17 октября», обер-прокурор Св. Синода (02.03–21.07.1917); 1920–1922 гг. – эмиграция в Японию, во Францию; возвратившись в Россию, примкнул к обновленческому движению, сослан в Томск (1927).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Описание ростовского ставропигиального первокл. Спасо-Яковлевского Димитриева мон-ря и приписного к нему Спасского, что на Песках. СПб., 1849. С. 83; Попов А., прот. К биографии преосв. Иринея, еп. Вологодского и Устюжского: Кончина, вынос тела и погребение преосв. Иринея: (Совр. описание)//Вологодские ЕВ. Приб. 1867. 12. С. 439-443; Суворов Н. И. Описание Вологодского кафедр. Софийского собора. М., 1863. С. 70-71; он же. Ист. сведения об иерархах Древнепермской и Вологодской епархии//Вологодские ЕВ. Приб. 1867. 1. С. 15-22; 3. С. 79-87; 4. С. 103-109; он же. Мат-лы для истории Вологодской семинарии//Там же. 1870. 16. С. 566-575; 17. С. 598-608; он же. Неск. сведений о бывш. Великоустюжской семинарии и совр. ей малых духовных уч-щах...//Там же. 1887. 16. С. 283-290; 17. С. 309-313; 18. С. 315-320; 19. С. 328-334; 20. С. 343-349; 22. С. 367-372; 23. С. 389-396 (отд. изд.: Вологда, 1887. С. 3-16); он же. Вологодский архиерейский дом. Вологда, 1898; Истинное повествование, или Жизнь Гавриила Добрынина, им самим написанная/Публ.: А. П. Стороженко, Л. Н. Антропов//РС. 1971. Т. 3. Март. С. 254; Пимен (Благово), архим. Ист. очерк Николаевского Угрешского общежит. муж. мон-ря. М., 1872. С. 105; Путеводитель по Вологде с указанием на ее церковные древности и святыни и др. достопримечательности. Вологда, 1872; Челищев П. И. Путешествие по северу России в 1791 г.: Дневник. СПб., 1886. С. 150, 165, 184, 212; Сырохонов И. П., прот. Письма к Могилевскому еп. Анастасию (Братановичу)//РА. 1904. Кн. 2. 8. С. 598; Из истории Вологодской ДС//Вологодские ЕВ. Приб. 1908. 20. С. 462-469; Лукомский Г. К. Вологда в ее старине. СПб., 1914. C. 224-226; Скворцов Н. А., прот. Архив Московской Св. Синода конторы: Мат-лы по Москве и Московской епархии за XVIII в. М., 1914. Вып. 2; Бриленков А., свящ. Вологодская епархия от основания епархии до 1918 г.: Дис./МДА. Загорск, 1967. С. 165-167. Ркп.; Андрушко В. О. akaдeмiя в iмehax: XVII-XVIII ст. К., 2001. С. 86-87; Знаменский П. В. Приходское духовенство на Руси. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра. СПб., 2003. С. 670.

http://pravenc.ru/text/674003.html

Он отметил многие нарушения, допущенные в ходе реставрации, плохое состояние памятника: течь кровли, отсутствие стекол в окнах, иконостаса, недостаточность утвари ( Гавриил (Кикодзе). 1868. С. 29-30). Посетив церковь спустя 2 года, свт. Гавриил нашел ее в том же «прискорбном состоянии». Он отправил телеграммы наместнику на Кавказе вел. кн. Михаилу Николаевичу Романову и экзарху Грузии архиеп. Евсевию (Ильинскому ; 1 марта 1858 - 8 дек. 1877) с просьбой «о скорейшей высылке остатков сумм Абхазской кафедры для немедленного начания необходимых к исправлению работ» ( Он же. 1870). К 1871 г. храм был перекрыт новой черепицей, в окна вставлены стекла, дом на территории был перестроен в сельскую школу. Общество восстановления православного христианства на Кавказе на свои средства заказало для кафоликона М. иконостас (установлен в 1872). Однако к 1875 г. крыша вновь требовала ремонта, стены отсырели, иконы портились ( Милованова. 2014. С. 247-248). Изменение художественно-стилистического облика М. (разрушены древние ограда и постройки, перестроена колокольня, исчезли 3 притвора (с запада, севера и юга), утрачены мозаичный пол, мраморные резные карнизы и колонны, стены оштукатурены, груз. надписи (лапидарные и фресковые) стерты, с запада возведен портик, на куполе сооружена ротонда, что исказило пропорции храма, изменены наружные очертания апсид, барабана и купола, которым взамен округлой придали многогранную форму, фасады облицованы плитами) вызывало резкую критику со стороны ученых и общественности (Д. З. Бакрадзе, А. М. Павлинов, Ф. Жордания и др.) ( Бакрадзе. 1875. С. 103; Милованова. 2014. С. 246-247). Храм стал приходской церковью и усыпальницей дома Шарвашидзе. До кон. XX в. хорошо были видны надписи, выполненные асомтаврули и мхедрули на надгробных плитах кн. Михаила Шарвашидзе († 1866), его супруги кнг. Александры Дадиани († 1862) и полковника кн. М. Маршаниа († 1877), женатого на кнг. Д. Шарвашидзе, который погиб в бою «с татарами и соотечественниками, отпавшими от русского ига» - т. е. с турками и грузинами ( Бгажба. 1967. С. 30-33; Силогава. 2006. С. 298-303). В М. были также похоронены сын кн. М. Шарвашидзе, поэт и общественный деятель Георгий Шарвашидзе, абх. военачальники, служившие в рус. армии, некоторые архиереи, иереи и др. ( Милованова. 2014. С. 247). Во время русско-тур. войны (1877-1878) храм подвергся разрушению местных мусульман, богослужения прекратились (Там же. С. 248). Храм М. описывали миссионер Дж. М. Дзампи (XVII в.), путешествовавший вместе с Жаном Шарденом по Грузии, А. Нордман (1835), М. А. Селезнёв (1841). Первые чертежи и зарисовки собора были выполнены архит. акад. П. П. Норевым (Норовым) (1847) и М. И. Броссе (1848). В 1859 и 1865 гг. в М. побывал Бакрадзе. В 80-х гг. XIX в. фотографии кафоликона сделали итал. путешественница К. Серена и археолог Павлинов. Снимки отразили изменения, происшедшие с собором после реставрации 60-х гг. XIX в. Г. Чеишвили Успенский Моквинский женский монастырь в 1-й четв. XX в.

http://pravenc.ru/text/2564014.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010