РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 21 июня (4 июля) Мученики и Никита Сухарев В 1939 году в городе Орехово-Зуево Московской области был закрыт последний из служивших еще тогда в районе храмов – Рождества Богородицы, строительство и благоукрашение которого продолжалось около тридцати лет – с 1872-го по 1901 год. Но недолго пришлось порадоваться прихожанам службам в своем храме – наступило время гонений на Церковь от захвативших власть в  России безбожников, и в 1939 году храм был закрыт. Однако верующие в городе не согласились с этим. По советским законам хлопотать об открытии храма могла только зарегистрированная властями двадцатка. Часть людей к этому времени уже выбыла из состава двадцатки, другая – проявила равнодушие к судьбе храма, а иные оказались и малодушны. Учитывая это, в мае 1940 года прихожане переизбрали членов двадцатки, избрав старостой Дмитрия Ивановича Волкова. Мученик Димитрий родился в 1871 году в деревне Островищи Покровского уезда Владимирской губернии в крестьянской семье. Грамоте, как и вере христианской, он был научен родителями, пастырями и богослужением в храме; переехав в город Орехово-Зуево, Дмитрий работал столяром. В 1940 году Дмитрию Ивановичу исполнилось шестьдесят девять лет, он уже вышел на пенсию и все время посвящал церковным делам. Для обсуждения мер по открытию храма двадцатка стала собираться каждую субботу около двух часов дня в храме, куда в это время могли прийти помолиться и прихожане. На одном из собраний двадцатка приняла решение обратиться к председателю Орехово-Зуевского горсовета с просьбой разрешить зарегистрировать священника. Староста и представители двадцатки отправились в Москву к Местоблюстителю Патриаршего престола митрополиту Сергию с прошением, чтобы он направил в их храм священника; митрополит, за неимением других, назначил к ним жившего в Загорске протоиерея Федора Казанского . Приехав на новое место служения, протоиерей Федор потребовал от прихода выплатить ему 500 рублей и, получив деньги, отбыл обратно в Загорск и не вернулся.

http://fond.ru/kalendar/514/nikita/

Закрыть itemscope itemtype="" > «Выйди из плена безумья греховного, русский крещеный народ!» В Петербурге, в день памяти святого мученика Вонифатия, прошел традиционный крестный ход православных трезвенников 03.01.2012 1014 Время на чтение 5 минут 1 января, в день памяти святого мученика Вонифатия, состоялся традиционный, уже двенадцатый по счету, крестный ход православных трезвенников Санкт-Петербурга на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В праздничном шествии приняло участие более двухсот человек. Как обычно, в десять часов утра в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры началась Божественная Литургия. Многие православные трезвенники, присутствовавшие на богослужении, приобщились Святых Христовых Таин, а некоторые, поскольку праздник выпал на воскресный день, приехали уже непосредственно к крестному ходу со своих приходов. По окончании литургии начался крестный ход, в котором приняло участие значительное количество мирян-трезвенников. Участники крестного хода посетили могилку священника храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала Александра Васильевича Рождественского (1872–1905), который еще в самом конце XIX столетия положил начало делу православной трезвости в Санкт-Петербурге, основав знаменитое впоследствии на всю страну Александро-Невское общество трезвости. На месте упокоения отца Александра была отслужена лития. Затем крестный ход двинулся к могилке приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) (1927–1995), который незадолго до своей кончины, в начале 1993 года, благословил основателя одной из известнейших трезвеннических организаций Санкт-Петербурга, Православного клуба «Бодрствование», Владимира Алексеевича Михайлова (1939–2006) на работу по руководству клубом. На могиле владыки Иоанна также прошла панихида. По ее окончании православные трезвенники направились к могиле признанного лидера Всероссийского православного трезвеннического движения, первого председателя клуба «Бодрствование» и Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Русской Православной Церкви В.А.Михайлова, похороненного неподалеку. Здесь также была отслужена заупокойная лития.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/01/03/vy...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. В. Мараева. Фотография. Нач. ХХ в. Анна Васильевна (урожд. Волкова; 25.01.1845, с. Топорино Медынского у. Калужской губ.- 23.08.1928, Серпухов), деятельница старообрядческого федосеевского согласия (см. Федосеевцы ), фабрикантша и купчиха, благотворительница, коллекционер. Род. в правосл. крестьянской семье, занимавшейся производством холста. После 1855 г. вместе с родителями Василием и Макриной Волковыми Анна перешла к федосеевцам. Вероятно, на решение Волковых повлияла необходимость установления связей с промышленниками и купцами, занимавшимися производством и продажей тканей, преимущественно староверами. В 1869 г. Анна вышла замуж за Мефодия (Нефеда) Васильевича Мараева (в иночестве Феодор; 13 июня 1830 - 28 июля 1882), наследовавшего после смерти отца, серпуховского фабриканта и купца 1-й гильдии В. А. Мараева, в 1881 г. бумаготкацкую фабрику в дер. Заборье и ситценабивную фабрику в пустоши Данки в окрестностях Серпухова, а также капитал, земельные участки и недвижимость в Москве. М. В. Мараев, удостоенный в 1882 г. вместе с членами своей семьи звания потомственного почетного гражданина, был активным прихожанином московской Преображенской общины федосеевцев (см. в ст. Преображенское кладбище в Москве), в 70-х гг. XIX в. являлся попечителем Преображенского богаделенного дома. В семье Мефодия и Анны Мараевых родилось 8 детей: сыновья Иван (1870-1924), Василий (1872-1939), Константин (1875-1922), Николай (1878-1926), дочери Александра (в замужестве Уфимцева; 1874-1931), Анна (в замужестве Киреева; 1877-1965), Ольга (1874-1955), Анфиса (1881-1906). После смерти мужа М. пришлось отстаивать в 1883-1893 гг. имущественные интересы свои и детей в судебном разбирательстве по иску двоюродного брата своего мужа московского купца Ф. Ф. Мараева, к-рый пытался оспорить законность наследования капиталов и имущества своего умершего родственника его женой, не венчанной в правосл. Церкви. В 1884 г. серпуховская 1-й гильдии купчиха М. стала владелицей «Серпуховской мануфактуры Мараевых», ярмарочной торговли в Н. Новгороде и Урюпинске, торговых заведений в Москве.

http://pravenc.ru/text/2561948.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. ВАСИЛИЙ Холмогоров (25 янв. 1875 г., с. Андреевское Коломенского у. Московской губ. -16 янв. 1938 г., Новосибирская обл., Сиблаг), протоиерей, священномученик (пам. 3 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАСИЛИЙ Арсеньевич Сунгуров (1876-1937), сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. ВАСИЛИЙ Даниилович Залесский (1887 – 1938), сщмч. (пам. 3 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. ВАСИЛИЙ (Мазуренко; 1882-1938), иером., прмч. (пам. 26 дек., в Соборе Винницких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Викторович Гурьев (1869-1937), сщмч. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ВАСИЛИЙ (Преображенский Вениамин Сергеевич; 1876-1945), еп. Кинешемский, вик. Костромской епархии, свт., исп. (пам. 31 июля, 5 окт., в Соборе Ивановских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ (2-я пол. XV в.), инок, прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ Владимирович Агафоников (1885-1937), прот., сщмч. (пам. 26 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВАСИЛИЙ Алексеевич Аменицкий (1872-1938), прот., сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ Александрович Архангельский (1889-1939), свящ., сщмч. (пам. 7 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_13.html

Песчанка. Церковь Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1831. Год утраты:1939 (разобрана на строительные материалы) Адрес: Россия, Саратовская область, Ртищевский район, с. Песчанка (быв. Изобильное) Координаты: 52.287863, 43.945817 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В 1813 году помещики ротмистр Николай Степанович Беклемишев и майор Иванов подали прошение о постройке каменной церкви в новопоселённой деревне Изобильной Сердобской округи и о причислении к новому приходу деревень Сапожок Дубасовского прихода и Зыбино (Аннино-Зыбино). 7 октября 1815 года в прошении было отказано из-за малочисленности прихода, нежелания зыбинских жителей принадлежать к приходу Изобильного и несогласия причтов приходских сёл Дубасово и Ртищево. Просителям было объявлено, что повторное прошение о строительстве церкви они могут подать только после переселения в деревню Изобильное большего числа крестьян, которые составят полное число дворов. Разрешение на постройку было дано указом Святейшего Синода от 2 марта 1817 года. При этом особо оговаривалось, что до начала постройки церкви просители должны были выполнить данное ими обязательство об отводе земли, а ко времени освящения церкви выстроить всему причту дома. Указом Святейшего Синода от 2 марта 1817 года к церкви деревни Изобильной определялся особый причт, состоящий из священника, дьякона, дьячка и пономаря. На середину 1890-х — начало 1910-х годов в штате причта состояли священник и псаломщик. В 1890-х годах предполагалось к открытию дьяконское место, которое так и не было открыто. Однопрестольная каменная, холодная церковь, освящённая во имя святителя Николая Чудотворца, была построена в селе Изобильное (Песчанка) Сердобского уезда в 1831 году на средства помещиков Беклемишевых. В мае 1872 года причту и церковному старосте Епархиальное начальство разрешило заменить ветхий каменный пол в церкви новым деревянным.

http://sobory.ru/article/?object=49798

Сокращения БВ Богословский вестник. СП, 1892–1918 (ежемесячно); и. с. 1-.1993-. Богословские труды. Сборники. М., 1958-, Византийский временник 1–25. СПб/.А., 1894–1928; и. с. 1 (26)-. Μ., 1947-, Вера и разум. Харьков, 1884–1917 (дважды в месяц); и. с. 2000– (ежемесячно). Вестник русского христианского движения. Париж, 1925 – 1939,1945-; Мюнхен, 1949; Париж, 1950– (с 1953 г. с общей нумерацией); 112/113-, Париж, Ν. Y., Μ., 1974-; 164-, М., 1992– (с неопред, периодичностью, до 1974 г. под названием «Вестник русского студенческого христианского движения»), ВЦП Вестник церковной истории. М., 2006-. Всероссийский церковно-общественный вестник. Пг., 1917 – 1918. 1–46 (1.1.1917–26.2.1917); 1–169 (7.4.191731.12.1917); 1 (3.1.1918). Душеполезное Чтение. М., 1860–1917 (ежемесячно). Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1834– 1917 (ежемесячно). Журнал Московской Патриархии. М., 1948-, Ежемесячно. Московские епархиальные ведомости. Μ., 1869-; и. с. 1990-. Московские церковные ведомости. М., 1880–1918 (ежемесячно). Православное обозрение. М., 1860–1891. Ежемесячно. ПрибТСО Прибавления к творениям святых отцов 1–48. М.: МДА, 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1891. Православный собеседник. Каз., 1855–1917 (4 раза в год, 1868–1917 ежемесячно). Полное собрание законов Российской Империи/Под ред. Μ. М. Сперанского. СПб., 1 1826–1830, 2 1830–1884, 3 1881–1916. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного исповедания Российской империи в 10 тт. СПб., 1869–1916. Православная энциклопедия. М., 2000-, Таврические епархиальные ведомости. Симферополь, 1869–1918 (с неопред, периодичностью). Труды Императорской Киевской духовной академии. К., 1860–1917. Ежеквартально, в 1861–1917 ежемесячно. В1997 г. изд. возобновлено с неопред, периодичностью и с исключением из назв. слова «Императорской». Творения святых отцов в русском переводе 1–69 (1–77). М.: МДА, 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1891, 1893–1917. Христианское чтение. СПб., 1821–1917; н. с. 1991– (с неопред, периодичностью).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

В 1922 году в составе Ставропольской епархии было возобновлено Пятигорское викариатство. В ноябре 1922 года в Пятигорск назначается епископ Вольский, викарий (единоверческий) Саратовской епархии Иов (Рогожин, 1883-1933) с титулом «епископ Пятигорский и Прикумский». Викариатство просуществовало до 27 ноября 1925 года. 27 июня 1927 года была учреждена самостоятельная Пятигорская епархия, первым епископом которой был назначен архиепископ Астраханский Фаддей (Успенский, 1872-1937). С марта 1933 года на кафедру был назначен епископ Мефодий (Абрамкин, 1883-1939). В 1936 году он был возведен в сан архиепископа Пятигорского и Буденновского; с октября 1937 года в заключении, расстрелян в 1939 году. С этого момента фактически прерывается существование Пятигорской епархии, приходы которой в 1943 году вошли в состав Ставропольской епархии. Пятигорская епархия была возобновлена решением Священного Синода от 22 марта 2011 года ( журнал 13 ). В состав епархии включены приходы Минераловодского, Предгорного и Кировского районов Ставропольского края; городов-курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск; республик Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия. Благочиния Пятигорской епархии, расположенные на территории Ставропольского края, решением Священного Синода от 7 июня 2012 года ( журнал 51 ) были включены в состав Ставропольской митрополии. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси за темою Патриаршая проповедь в Неделю 4-ю Великого поста после Литургии в храме Казанской иконы Божией Матери в Лосиноостровской г. Москвы : Кирил звершив освячення Володимирського храму в в 2-гу Великого посту. Освячення Володимирського храму в м. Москви. (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського у 2-гу Великого посту у Володимирському в м. Москви : Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы на встрече с участниками Всемирного фестиваля молодежи : та звернення] Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи : та звернення] у Реутова. (Корчукова) на Туранського Слово Кирила при жезла Преосвященному (Корчукову), Туранському, : та звернення] Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла главе Республики Ингушетия М.М.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4467349...

Верхосунье. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Первые деревянные церкви села преемственно именовались Знаменско-Богородицкими (В честь Знамения Божьей Матери). 31 марта 1791 г. получена храмозданная грамота, а в 1796 г. построена каменная церковь. Затем к ней в 1802 году пристроен основной холодный храм в Честь Святой Троицы. После расширения, к 1852 году церковь имела 5 престолов: Во имя Святой Троицы, Святителя Тихона епископа Воронежского, Покрова Пресвятой Богородицы, Знамения Божьей матери, Во имя Трех Святителей. Эта церковь сохранилась в полуразрушенном виде до наших дней. Из Верхосунского прихода выделились: в 1861 г. – Верхобельский, в 1891 Царский и в 1902 - Талицкий приходы. В 1872 году в приходе состояло 56 селений, а в 1908 году числится уже 40 селений (6187 человек). В 1920 году представители церковной общины подписали с председателем сельского совета соглашение о передаче церковных зданий в бессрочное и бесплатное пользование. К договору прилагалась опись церковного имущества. Церковь в полной сохранности. Самый большой колокол на колокольне весил 308 пудов. Священнослужителями в это время были: священник Леонтьев Роман Александр Васильевич; священник иеромонах Тасов Сафоний Никофорович; диакон Помосов Андрей Павлович, 1890 г.р. уроженец с. Лекма Слободского уезда (см. о нем ниже); псаломщки: Колесников Сергей Васильевич и Южанов Зосима Александрович. Бельский райисполком в сентябре 1935 года решил занять помещения церквей под ссыпку зерна. Верхосунскую вернули в марте 1936-го после жалобы верующих в Облисполком. Но в мае снова закрыли из-за эпидемии кори. В это же время при снятии колоколов разломали часть колокольни, а церковную ограду разобрали и отправили в Талицу на благоустройство сада. Тех, кто выступал против, жестоко покарали. В декабре 1937 года расстреляли священника Помосова А.П. А работавший в церкви маляр-плотник Чувашов Иван Иванович 1888 г.р. в 1939 г. осужден на 3 года лишения свободы. Но в ответ на закрытие церкви в 1939 г. верующие обращаются в Президиум Верховного Совета СССР. Из Москвы затребовали от Облисполкома документы на закрытие храма. Из Облисполкома ответили, что церковь не закрыта и находится в распоряжении верующих. Тем временем верующие посылают в Москву вторую жалобу, а местные власти спешат оформить документы на закрытие. Оформили ходатайство, собрали подписи (1589 из 1897 жителей), на основании которых 21 июля Облисполком принял постановление «О закрытии Верхосунской церкви Бельского района». Когда 4 сентября Секретариат Президиума Верховного Совета РСФСР в ответ на вторую жалобу верующих затребовал от областных властей документы, в Москву были отправлены уже все необходимые для законного закрытия храма документы.

http://sobory.ru/article/?object=30197

Красногорское. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Свято-Покровский храм в Святогорье Карта и ближайшие объекты Покровская церковь села Красногорского (1838-1939, 1990 гг.) Первая церковь построена на средства прихожан из пожертвованной и перевезённой из с. Юкаменское в 1838 году из старой деревянной церкви, освящена 12 ноября 1838 г. во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Каменная церковь построена в 1890–1900 гг. на средства прихожан и по инициативе священника Иоанна Авраамова. Автор проекта – архитектор В.М. Дружинин, по проектам которого построено немало храмов Вятской губернии. В церкви два престола: средний освящён 14 февраля 1900 г. во имя Покрова Пресвятой Богородицы, правый освящён 3 февраля 1909 г. в честь Святого Благоверного князя Александра Невского. Роспись храма была выполнена в академическом стиле – ее фрагмент «Возвращение блудного сына» сохранена во время реставрации храма в 1990-х годах. В числе первых священников в середине XIX века здесь работал один из представителей рода Васнецовых – большой семьи вятских священнослужителей, из которой также вышли известные русские художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы. При церкви 12 октября 1875 г. открыто церковно-приходское попечительство. В 1902 г.- церковно-приходская школа. Старая деревянная Покровская церковь, после завершения строительства каменного храма в 1902 г., передана единоверцам. Покровская церковь закрыта на основании указа Президиума Верховного Совете УАССР от 29 мая 1939 г. Здание передано под клуб, затем здесь размещался кинотеатр. Колокольня и паперть были разрушены. Деревянная Покровская единоверческая церковь закрыта в 1936 г. Здание передано вначале под клуб, затем – под почту. Сейчас не существует. Священники храма, известные по архивным документам: Иоанн Флоров (служил с 1837 по 1862 годы), Илья Ефимович Покровский (с 1843 г.), Александр Гаврилович Чесноков (с 1862 г.) Василий Капитонович Амморейский (с 1864 г.), Николай Иоаннович Герасимов (с 1872), Николай Федорович Дьяконов (с 1874 г.), Иоанн Алексеевич Васнецов (около 1874 г.), Михаил Николаевич Аммосов (1877 г.), Иоанн Иоаннович Авраамов (1888 г.), Николай Петрович Филиммонов (1893 г.), Михаил Александрович Ардашев (1902 г.), Иоанн Николаевич Аммосов (1900-е годы). Трагически сложилась судьба Иоанна Блинова (убит при подавлении Святогорского восстания в 1918 году). На каждой службе поминаются иереи Донат, Михаил, Андрей, служившие в советские годы до закрытия церкви.

http://sobory.ru/article/?object=13784

Курск. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Впервые церковь упоминается под 1628 годом. В 1647 г. по патриаршему указу была исключена из приходских окладных книг Курской десятни, потому что " разорена от крымских людей " . Нынешнее строение 1761 года. В августе 1939 года храм был закрыт, а вновь открылся для богослужения в конце 1941 года. Ныне имеет придел Флора, Лавра и трех святителей. В Государственном архиве Курской области хранятся клировые ведомости Введенской церкви, начиная с 1840 года, проливающие свет на историю самой церкви и приходской жизни. Из них узнаем, что в 1752 году (по некоторым сведениям, в 1761 г.) тщанием прихожан была построена и освящена каменная церковь с колокольней, богато украшенная каменной оградой вокруг. В 1872 году каменная колокольня была перестроена. В храме было три престола: центральный - Введения во храм Пресвятой Богородицы и два боковых - во имя мучеников Флора и Лавра, и трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В 1939 году храм был закрыт, вскоре была уничтожена колокольня, разрушена ограда, церковь лишилась внутреннего убранства, иконостасов, росписей, икон, богослужебной утвари. Из окон были вырваны решетки чудной художественной работы старинных мастеров. Вновь для богослужений храм открылся в конце 1941 года и действует по настоящее время. По материалам официального сайта Курской епархии Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы являлась одной из самых старых, первых церквей Курска. Построена в начале 17 века, разорена крымскими татарами. В 1761 году на средства прихожан возвели новую Введенская обитель – из камня, вместе с колокольней и оградой. Приход церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы накануне революции составлял более семи тысяч верующих. Десятки детей обучались в церковно-приходской школе. Внутренне убранство храма отличали богатство и изыск. С приходом советской власти церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы была закрыта. В алтарной части устроили магазин, в самом здании – рынок сельхозпродукции. Вся утварь и огромные церковные ценности были утеряны, колокольня разрушена.

http://sobory.ru/article/?object=12243

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010