А.К. Галкин, А.А. Бовкало Указатель имен А Абакумов Алексий Григорьевич (1869–1941), протоиерей; уклонился в обновленчество Авраамий (Чурилин Адриан Алексеевич; 1867– расстрелян 1937), епископ Агафангел, св. (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854–1928), митрополит-исповедник Агрономов Александр Иванович , протоиерей Азиатский Алексий Михайлович (1866 – убит 1918 или 1919), протоиерей Айзенштадт Моисей Григорьевич, раввин Акимов Василий Александрович (1864–1942), протоиерей Аксенов Леонид Дмитриевич (1876-?) Александр (Витоль Адам Александрович; 1876–1942), епископ Александр II Николаевич (1818 – убит 1881), император Всероссийский в 1855–1881 Александра Феодоровна (1872 – расстреляна 1918), императрица Всероссийская в 1894–1917, страстотерпица Александров Григорий Д., конторщик Ижорских заводов Александров Димитрий Александрович (1868-?), протоиерей, миссионер Алексеев А, священник Алексий (Баженов Димитрий Владимирович; 1872-?), епископ; уклонился в обновленчество Алексий (Житецкий Алексей Григорьевич; † 1924), епископ Алексий ( Кузнецов Николай Николаевич; 1875 – расстрелян 1938), архиепископ Алексий (Молчанов Алексей Васильевич; 1853–1914), архиепископ Алексий (Ридигер Алексей Михайлович, род. 1929), Патриарх Московский и всея Руси с 1990 Алексий (Симанский Сергей Владимирович; 1877–1970), Патриарх Московский и всея Руси в 1945–1970 Алексий, св. (Соловьев Феодор Алексеевич; 1846–1928), иеросхимонах Алтаев Ал. (настоящая фамилия – Ямщикова Маргарита Владимировна; 1872–1959), писательница Альбинский Иоанн Иванович (1863–1935), протоиерей; уклонился в обновленчество Амвросий (Сергеев), архимандрит Анастасий (Александров Александр Иванович ; 1861–1918), епископ Ангелина (Мамонтова), игумения Ангелина (Сергеева Анна Семеновна; 1867–1927), игумения Андреев Иоанн Васильевич, диакон Андреев Иоанн Иванович (1898–1968), священник Андреев Федор Константинович (1887–1929), профессор; впоследствии – протоиерей Андрей (Ухтомский Александр Алексеевич ; 1872 – расстрелян 1937), епископ

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Красноярск. Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский кафедральный собор Карта и ближайшие объекты Церковь каменная, одноэтажная, трехпрестольная, заложена в 1785 году. Главный престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы освящен 30 июня 1795 года, второй - во имя ап. Петра Павла 8 января 1790 г., третий - во имя Свят. Николая Чудотворца - 30 сен. того же года. В храме имеется серебряный напрестольный крест с вложенными в него частицами св.мощей многих угодников Божьих. При церкви есть библиотека, состоящая из 763 томов книг и журналов. Из книги «Краткое описание приходов Енисейской Епархии 1916 года " Церковь заложена в 1785 г, выстроена к середине 1789 г., средний престол освящён 30.06.1795 г. Построена «тщанием прихожан и доброхотных дателей». Строитель М.И. Юшков. В 1871-1872 гг. по проекту архитектора Судовского были выполнены пристройки с запада. В церковной паперти с левой стороны в стене была сделана арка. Декор новой пристройки, протянувшийся по линии переулка повторил декор старинной части здания. В работах принимали участие: каменщик Мишин, «щекотур» Кротов, печник Зубов. По прямому назначению здание церкви использовалось до 1935 г., затем с 1945 по 1961 гг. В 1962 г. церковь была приспособлена под скульптурные мастерские. В 1989 г. церковь возвращена общине и проведён косметический ремонт с раскраской стен и сводов в интерьере. Возвращён главный иконостас из Троицкой церкви г. Красноярска, а боковые вновь выполнены. Покровская церковь расположена в центральном районе города на углу улиц Сурикова и пр. Мира. Затеснена новой застройкой, сохранилась ограда из кованых решеток на кирпичных столбах. Церковь одноэтажная, трехчастной структуры главного объема: колокольня, просторная трапезная, высокий четверик храма с пониженной сильно выступающей полукруглой апсидой, к трапезной примыкают симметричные боковые приделы. В 1840-х гг. колокольня обстроена с трех сторон, разобрано крытое каменное крыльцо и пристроены притвор/ризница ипросвирня. Храм высокий, четверик с трехлопастными полуглавами перекрыт вытянутым 8-гранным куполом со световым барабаном, над куполом которого луковичная главка. 4 трехъярусных декоративных барабана размещены над углами четверика и завершены маленькими луковичными главками. Формы барабанов и главок повторены над всеми тремя апсидами.

http://sobory.ru/article/?object=00949

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. М. Ипполитов-Иванов. Фотография. 1-я четв. ХХ в. [наст. фамилия Иванов] Михаил Михайлович (7.11.1859, г. Гатчина Царскосельского у. С.-Петербургской губ.- 28.01.1935, Москва), рус. композитор, дирижер, педагог. Первоначальное муз. образование получил в муз. классах для малолетних певчих при Исаакиевском соборе в С.-Петербурге (1872-1875), где преподавали Г. Ф. Львовский и А. И. Рожнов . В 1882 г. окончил С.-Петербургскую консерваторию, где учился у Н. А. Римского-Корсакова (композиция), Ю. И. Иогансена (гармония и полифония), И. О. Ферреро (контрабас). В 1879-1880 гг. посещал муз. собрания «Могучей кучки». С 1882 по 1893 г. жил в Тифлисе (с 1936 Тбилиси); возглавил отд-ние РМО и муз. классы (впосл. ставшие консерваторией), где преподавал теорию и историю музыки. Дирижировал симфоническими концертами, с 1884 г.- оперными спектаклями. Вел запись, обработку и исследование груз. народной музыки; в 1884-1889 гг. по поручению еп. Гурийско-Мингрельского свт. Александра (Окропиридзе) И.-И. записал груз. церковное обиходное пение карталино-кахетинского напева с голоса свящ. А. Молодинашвили и братьев В. и П. Карбелашвили (см. изд.: Грузинская народная песня. С. 2; 25-летний юбилей М. М. Ипполитова-Иванова//РМГ. 1908. 3. С. 74). Отмечал влияние «греческих» (семиступенных диатонических) ладов на груз. народную песню и церковное пение, высказал мнение, что «в церковных мелодиях грузин преимущественно встречаются фригийский и дорийский лады», более строгие по характеру (Грузинская народная песня. С. 5; здесь же приведены нотные примеры). Напевы литургии, записанные И.-И., с небольшими изменениями и дополнениями легли в основу издания «Грузинское церковное пение (карталино-кахетинского распева) на литургии св. Иоанна Златоуста, гармонизованное для смешанного хора З. П. Палиевым» (Тифлис, 1909, с авторским предисловием: «Краткие сведения, касающиеся положения грузинского церковного пения в грузинских церквах»). Из обработок груз. распева, выполненных И.-И., была опубликована только Херувимская песнь (ор. 38, 2), хотя в 1920 г. И.-И. писал, что планирует «закончить гармонизацию церковно-грузинского обихода» (Письмо Н. Н. Черепнину//Письма. Статьи. Воспоминания. С. 183-184).

http://pravenc.ru/text/673803.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла С. М. Лукьянов. Фотография ателье Буллы. 1910 г. Сергей Михайлович (23.08.1855, Москва - 2.09.1935, Ленинград), обер-прокурор (1909-1911) Синода, гос., общественный и медицинский деятель, педагог, литератор. Отец Л.- надворный советник М. И. Лукьянов, главноуправляющий имениями князей Юсуповых, дядя - сенатор. Главноуправляющими имениями Юсуповых были и деды Л. по материнской (П. И. Геффет, уроженец Страсбурга) и отцовской (мещанин И. М. Лукьянов, приписанный к московскому купечеству) линиям. Л. учился в пансионе Гернет и в немецкой школе при ц. св. Петра в С.-Петербурге, а с 1869 г., после вынужденного отъезда семьи из столицы,- в Полтавской, с 1872 г.- в Иркутской гимназиях. Последнюю окончил в 1874 г. с золотой медалью. Семья отличалась религиозностью; Л. вместе с отцом совершал паломничества в Спасо-Преображенский Валаамский и Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери мон-ри, многократно бывал в Киево-Печерской лавре . В 1874 г. поступил в столичную Медико-хирургическую академию, где учился вместе с В. М. Бехтеревым и И. П. Павловым, окончил ее с отличием по специальности «лекарь» (19 дек. 1879). За выпускное конкурсное сочинение («Характер метаморфоза в лихорадящем организме и оценка важнейших теорий лихорадочного процесса»), к-рое было признано лучшим, Л. наградили премией Иванова. До нач. XX в. служение Л. было связано с преподавательской и научно-практической деятельностью в медицинских ин-тах, в т. ч. в Николаевском клиническом военном госпитале, в Военно-медицинской академии, в 44-м пехотном Камчатском полку, при Департаменте таможенных сборов, в Александро-Мариинском девичьем ин-те, в клиниках и ун-тах Варшавы, Берлина, Лейпцига, Гёттингена и др. С 1886 г. Л. являлся экстраординарным, с 1889 г.- ординарным профессором кафедры общей патологии Имп. Варшавского ун-та. В 1894 г. Л. был избран директором с.-петербургского Ин-та экспериментальной медицины Э.

http://pravenc.ru/text/2110883.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   Ноября 12 (2 5 ) Священномученик Константин Успенский мученик Священномученик Константин родился 9 апреля 1872 года в селе Алексеевском Московской губернии в семье псаломщика Василия Успенского. В 1892 году Константин Васильевич окончил Московскую Духовную семинарию и был назначен учителем Николо-Богоявленского училища. Вскоре он женился на девице Анне, дочери священника Никольской церкви в селе Васютино на Мху Богородского уезда Московской губернии Петра Делицына. В 1895 году отец Петр был по прошению уволен за штат и на его место по рукоположении в сан священника был назначен отец Константин. По преданию, храм на этом месте был основан преподобным Сергием Радонежским, когда он искал уединенное место для молитвы. Современное здание храма было возведено в 1787 году вместо древнего деревянного. Отец Константин был назначен законоучителем Васютинского приходского земского училища, а с 1902 года – заведующим и законоучителем приходской школы грамоты в деревне Дальней. За усердное и безупречное служение отец Константин был награжден в 1901 году набедренником, в 1906-м – фиолетовой скуфьей, в 1913-м – камилавкой, в 1921-м – золотым наперсным крестом. В 1925 году отец Константин был возведен в сан протоиерея, в 1929-м – награжден палицей, в 1932-м – крестом с украшениями. Более сорока лет прослужил отец Константин в Никольской церкви, явив себя добрым пастырем вверенных ему Господом словесных овец. Местные крестьяне жили небогато, например, фруктовых садов не было в то время ни у кого. Отец Константин насадил у своего дома яблоневый сад, и в праздник Преображения Господня спелые плоды из этого сада в больших корзинах приносились в храм и после освящения раздавались прихожанам. Яблоки из батюшкиного сада были любимым лакомством сельской детворы. Когда начались гонения на Русскую Православную Церковь, они коснулись и Никольского прихода. В начале тридцатых годов в селе Васютино был организован колхоз имени Седьмого съезда советов. Местная школа, где некогда отец Константин преподавал Закон Божий, стала местом проведения собрания безбожников. В декабре 1935 года заведующая васютинской школой организовала в ней чтение доклада на антирелигиозную тему. Время доклада совпало со временем богослужения, и почти весь народ пошел в храм молиться.

http://fond.ru/kalendar/1228/konstantin/

Самоисправление и тренировка воли Митрополит Давид (Качахидзе) (1872-1935) Брат, если хочешь стать истинным христианином, молись, читай духовные книги, обязательно тренируй волю, улучшай и совершенствуй свою природу! Святая Церковь обязывает христианина молиться и читать книги духовного содержания. И действительно, это очень важно и весьма необходимо христианину, ибо приносит великую пользу. В молитве, если она искренна, глубока и горяча, возвышается душа, разум стремится к Господу, сердце наполняется радостью и человек чувствует близость Бога. Небесный Отец, видя восторженную душу, стремящуюся к Нему и желающую соединиться с Ним, по милости Своей, желая удовлетворить это стремление, приближается к ней, осеняет ее Своими лучами, наполняет небесной сладостью и предоставляет Свою спасительную благодать, которая помогает очищению души молящегося. Чтение Священного Писания просветляет разум человека, полностью и ясно показывает ему Божию волю, указывает путь к вечности, очищает и облагораживает его сердце, порождает в нем чистые чувства, высшие устремления и желания. В результате душа начинает возвышаться. Чтение житий святых знакомит человека с теми нравственными идеалами, добродетелями, достижение которых подвластно человеку, показывает пути и средства для подавления зла и исполнения добра, поддерживает, укрепляет и подталкивает человека к максимальному овладению христианскими добродетелями. Но, чтобы молитвы и чтения духовных книг действительно были результативными, богоугодными и полезными человеку, для этого необходимо, чтобы они были соединены с развитием воли, укреплением духа, настоящей евангельской жизнью. Если молитвы и чтения духовных книг не будут сопровождаться духовным образованием, добродетельной жизнью, они не смогут принести соответствующего результата. Спаситель говорил нам : «Не всякий, говорящий мне: «Господи! Господи! », войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю отца моего Небесного» (Мф. 7: 21). Апостол Павел говорил, что не слушатель Священного Писания оправдан будет, а исполняющий его.

http://pravoslavie.ru/45124.html

Свято-Троицкий Ионинский мужской монастырь (Киев) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкий Ионинский монастырь (Ионинский монастырь, Ионовский монастырь) — православный мужской монастырь в Киеве. Находится на Зверинце. Основан в 60-е годы XIX века архимандритом Выдубицкого монастыря Ионой на землях княгини Е. А. Васильчиковой, вдовы киевского генерал-губернатора. Содержание История [ править править код ] Основан в 60-е годы XIX века архимандритом Выдубицкого монастыря Ионой на землях княгини Е. А. Васильчиковой, вдовы киевского генерал-губернатора. К 1918 году насчитывал более 800 монахов и послушников. Действовал до 1934 года, когда был закрыт по распоряжению советских властей. До Первой мировой войны в обители велось строительство самой высокой в Российской империи колокольни (проектная высота 110 метров). С 1935 года монастырь оказался на территории новооснованного Ботанического сада АН УССР. В 1991 году возвращён Православной церкви. К началу 2000-х годов был отреставрирован главный храм монастыря — Свято-Троицкая церковь, колокольня, башня с часами, отстроены братские корпуса. С 1997 года братией Ионинского монастыря началось восстановление пещер и храма Зверинецкого монастыря. В 2009 году Зверинецкий скит выделился в самостоятельный монастырь. Подробная история обители Описание [ править править код ] Храм [ править править код ] Храм во имя Живоначальной Троицы был построен в 1871 г. преподобным Ионой на высоком холме. Главный престол во имя Живоначальной Троицы был освящен 23 июля 1872 г. Обширный двухпрестольный каменный храм первоначально имел крестовокупольную форму с небольшим правым приделом во имя иконы Божией Матери «Троеручица». В 70-е годы XIX в. храм был расписан художником Зайцевым. Вскоре храм уже не вмещал всех богомольцев. В 1897 г. храм был расширен (архитектор В. Николаев). К крестовокупольному объему храма был достроен северо-восточный угол правого придела и пристроен левый придел во имя Всех Святых. В результате здание приобрело прямоугольную форму. В дополнение к большому куполу храма был устроен небольшой декоративный купол над центральным входом, а также были выстроены две главки по углам западного фасада. Постройка выдержана в характерном для XIX в. эклектичном стиле.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАУМШТАРК [нем. Baumstark] Карл Антон Иосиф Мария Доминик (4.08.1872, Констанц? (Германия) - 31.05.1948, Бонн), исследователь христ. Востока, основатель исторической литургики. Род. в семье католич. ученого. В ранние годы Б. изучал библейский иврит, затем учился в Хайдельберге, Фрайбурге и Лейпциге. В 1884 г. защитил дис. «Lucubrationes Syro-Graecae» о переводах греч. философских текстов на сир. язык. В 1899-1904 гг. проходил стажировку в нем. католич. научно-исследовательском центре в Риме (Campo Santo Teutonico), где занимался изучением рукописей и вост. языков и в 1900 г. защитил докт. дис. «Аристотель у сирийцев в V-VIII вв.». Поворотным пунктом в своей научной карьере сам Б. считал статью 1899 г. «Церковный год в Антиохии (512-518 гг.)», после к-рой Б. твердо решил посвятить свою жизнь изучению христ. Востока, чему способствовал и выход в свет в 1901 г. нового ж. «Oriens Christianus» (сначала издавался в Риме, после 1911 - в Лейпциге, затем - в Висбадене), специально посвященного интересовавшей его тематике. Б. был его первым главным редактором и пребывал на этом посту с небольшими перерывами до 1941 г. В 1903-1905 гг. Б. находился в научной командировке на Ближ. Востоке, посетил Египет, Сирию и Палестину. Не получив поста в Римском ун-те, был вынужден вернуться в Германию и до 1921 г. работал школьным учителем в Засбахе. За эти годы им было подготовлено неск. монографий, написано множество статей для журналов и энциклопедий. Преподавал в ун-тах Германии и Нидерландов (Мюнстер, Бонн, Утрехт, Неймеген). По ходатайству друзей получил звание почетного профессора по кафедре христ. востоковедения и литургики в Бонне, в 1930-1935 гг. занимал также кафедру христ. Востока в Мюнстере. В 1925 г. получил степень почетного д-ра теологии. Б. чрезвычайно активно выступал за реформу Бревиария и плодотворно сотрудничал с одним из центров литургического движения - бенедиктинским мон-рем Мария Лаах. Его настоятель И. Хервеген, стремясь объединить усилия ученых в исследовании зап. литургики, предоставил Б. все условия для работы и возможность публиковаться в ведущем в те годы научном ж. по литургике «Jahrbuch für Liturgiewissenschaft», редактором к-рого Б. вскоре был назначен. Однако явные симпатии Б. к национал-социализму и поддержка НСДАП на выборах привели к разрыву с коллегами, увольнению с поста редактора и отстранению от преподавания в Мюнстере. После этого научные интересы Б. переместились в область библеистики, ближневост. лит-ры, изучения Корана.

http://pravenc.ru/text/77692.html

Мосолово. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Примерно в середине XVII века на нынешней территории села Мосолово возникло село Успенское, видимо, названное так по названию церкви. Народное предание гласит , что в селе была старая церковь, которая якобы ушла под землю в результате селевых оползней и вязкого грунта, размываемого во время весенних разливов реки Непложа, ввиду чего образовался овраг, который и по сей день жители называют " церковным оврагом " . С XVIII века село стало именоваться Мосолово, по фамилии московского заводчика генерала Ивана Мосолова, которому оно принадлежало. Сын его, тоже генерал, Фёдор Иванович Мосолов построил в центре села прекрасный барский дом ставший впоследствии церковью. В 1823 году барин продал дом жителям села. Внутри помещения был устроен иконостас, расписаны своды и стены. В 1828 году церковь была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1872 году к храму на средства жителей была пристроена трёхъярусная колокольня. Храм был закрыт в 1935 году. В 1971 году Мосоловский сельский Совет принял решение полностью разрушить церковь, а на её месте построить жилой дом. В 1999 году общине верующих было передано здание бывшей школы-интерната, постройки 1905 года, для переоборудования его под храм. Здание было переоборудовано, возведён иконостас, пристроена колокольня, храм украшают 2 купола с крестами. В 2000 году митрополитом Рязанским и Касимовским Симоном храм был освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 2002 году был освящён приставной престол в честь иконы Божией Матери Неупиваемая Чаша. В храме с 1828 г. по 1935 г. служили: протоиерей Федор Дмитриевич Ансеров – 1828-1849 гг., протоиерей Павел Петрович Зимин – декабрь 1849-1857 гг., священник Дмитрий Иоаннович Милидеев – 23 декабря 1857-1863 гг., протоиерей Иринарх Фёдорович Любомиров – 21 февраля 1863-1883 гг., протоиерей Владимир Иринархович Любомиров – 1883-1919 гг., диакон Константин Андреевич Дмитриевский – 1919-1935 гг.

http://sobory.ru/article/?object=08439

Голубковское. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь является памятником истории и культуры областного значения с 1987г. Решение принято Исполнительным комитетом Свердловского областного Совета народных депутатов 535. Входит в список «Культурного наследия Свердловской области» в Алапаевском муниципальном образовании. Вознесенская церковь, каменная, трехпрестольная. Заложена в 1806 г. Главный храм в честь Вознесения Господня, когда освящен — неизвестно. Левый придел во имя архангела Михаила, освящен в 1821 г. Правый придел во имя прор. Илии, освящен в 1872 г. После пожара вновь освящена 1 июля 1897 г. Закрыта в 1935 г. Полуразрушена. Источник: сайт Екатеринбургской епархии Голубковское село в северо-западной части уезда, расположено по реке Нице, в 190 верстах от епархиальнаго города. Местность открытая, ровная, но обилие болот в окрестностях, особенно к северу от селения, делает ее нездоровою для жителей. Почва земли «белик», с тонким слоем чернозема. Когда собственно открыт приход Голубковский, как образовался и от чего получил свое название, об этом не сохранилось сведений ни в церковном архиве, ни в народном предании. В настоящее время приход состоит из села Голубковскаго и 8 деревень: Юдиной – в 2 в., Буньковой – в 3 в., Боровой – в 5 в.: Томшиной – в 5 в., Рудной – в 7 в., Удинцевой – в 10 в., Соколовой – в 8 в. и Мокиной – в 3 в. Общее число жителей прихода простирается до 4025 душ обоего пола. Все они русские крестьяне, православнаго исповедания. Главное занятие их земледелие; подспорьем к нему в зимнее время служит извоз. До 1806 году существовал старый храм, деревянный. По преданию, он был малопоместителен и отличался крайним убожеством (вместо стекол в оконных рамах была вставлена слюда). На месте этого храма теперь находится каменный столбик – памятник. Нынешний храм – каменный, заложен в 1806 году. Время освящения его неизвестно; известно только, что первоначально он был однопрестольный – во имя Вознесения Господня. В 1821 году устроен придел с северной стороны храма во имя Архистратига Михаила, а в 1872 году с южной стороны во имя пророка Божия Илии. В 1892 году храм сильно пострадал от пожара, бывшаго в селе, причем утварь церковная, кроме некоторой части архива и библиотеки, сделалась жертвой огня. Дело возсоздания обгоревшаго храма продолжалось до 1 Июля 1897 года. Из приделов в обновленном храме возстановлен один северный в честь Архистратига Михаила. Вследствие нерадения прихожан о причтовых постройках, с октября 1887 года по июнь 1888 года, приход Голубковский был приписан в церкви Невьянской слободы. Дом церковный 1. В приходе – 6 часовен: (в селе и дер. Буньковой, Мокиной, Удинцевой, Соколовой и Рудной), в д. Рудной – деревянная, остальныя – каменныя; школа грамоты (смешанная) в дер. Рудной, сущ. с 1890 г. и помещается в обществ. здании.

http://sobory.ru/article/?object=03033

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010