РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   Ноября 12 (2 5 ) Священномученик Константин Успенский мученик Священномученик Константин родился 9 апреля 1872 года в селе Алексеевском Московской губернии в семье псаломщика Василия Успенского. В 1892 году Константин Васильевич окончил Московскую Духовную семинарию и был назначен учителем Николо-Богоявленского училища. Вскоре он женился на девице Анне, дочери священника Никольской церкви в селе Васютино на Мху Богородского уезда Московской губернии Петра Делицына. В 1895 году отец Петр был по прошению уволен за штат и на его место по рукоположении в сан священника был назначен отец Константин. По преданию, храм на этом месте был основан преподобным Сергием Радонежским, когда он искал уединенное место для молитвы. Современное здание храма было возведено в 1787 году вместо древнего деревянного. Отец Константин был назначен законоучителем Васютинского приходского земского училища, а с 1902 года – заведующим и законоучителем приходской школы грамоты в деревне Дальней. За усердное и безупречное служение отец Константин был награжден в 1901 году набедренником, в 1906-м – фиолетовой скуфьей, в 1913-м – камилавкой, в 1921-м – золотым наперсным крестом. В 1925 году отец Константин был возведен в сан протоиерея, в 1929-м – награжден палицей, в 1932-м – крестом с украшениями. Более сорока лет прослужил отец Константин в Никольской церкви, явив себя добрым пастырем вверенных ему Господом словесных овец. Местные крестьяне жили небогато, например, фруктовых садов не было в то время ни у кого. Отец Константин насадил у своего дома яблоневый сад, и в праздник Преображения Господня спелые плоды из этого сада в больших корзинах приносились в храм и после освящения раздавались прихожанам. Яблоки из батюшкиного сада были любимым лакомством сельской детворы. Когда начались гонения на Русскую Православную Церковь, они коснулись и Никольского прихода. В начале тридцатых годов в селе Васютино был организован колхоз имени Седьмого съезда советов. Местная школа, где некогда отец Константин преподавал Закон Божий, стала местом проведения собрания безбожников. В декабре 1935 года заведующая васютинской школой организовала в ней чтение доклада на антирелигиозную тему. Время доклада совпало со временем богослужения, и почти весь народ пошел в храм молиться.

http://fond.ru/kalendar/1228/konstantin/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Старообрядчество. Белокриницкая иерархия АЛИМПИЙ (Гусев Александр Капитонович; род. в 1929), митр. Московский и всея Руси старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии АНДРЕЕВ Матвей (кон. XVII-1-я пол. XVIII вв.), старообрядец-поповец, автор полемических " бесед " и посланий против федосеевцев АНТОНИЙ (Поромов Афанасий Григорьевич; 1855-1918), еп. Пермский и Тобольский старообрядцев Белокриницкой иерархии АРСЕНИЙ (Швецов Анисим Васильевич; 1840-1908), еп. Уральский и Оренбургский старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию ВАРАКИН Дмитрий Сергеевич (ок. 1865 - после 1929), старообрядческий начетчик из среды приемлющих священство Белокриницкой иерархии ГЕННАДИЙ (Беляев Григорий Васильевич; 1825 - 1892), еп. Пермский Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкой иерархии) ГЕРОНТИЙ (Колпаков Герасим Исаевич, 1803 - 1868), 1-й архим. старообрядческого белокриницкого муж. мон-ря в честь Покрова Пресв. Богородицы (Белокриницкой иерархии) ГЕРОНТИЙ (Лакомкин Григорий Иванович; 1872 - 1951), еп. Ярославский и Костромской Русской правосл. старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия) «ДУХОВНЫЕ ОТВЕТЫ» информационный сборник, издаваемый с 1995 г. Тверской старообрядческой общиной при московском храме свт. Николы Чудотворца ИННОКЕНТИЙ (Усов Иван Григорьевич; 1870 - 1942), старообрядческий митр. Белокриницкий Белокриницкой иерархии, полемист ИОАНН (Картушин Иустин Авксентьевич; 1837-1915), архиеп. Московский и всея России Белокриницкой иерархии (Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ)) ИОВ (Зрянин Иван Андреевич; † 1872), 1-й еп. Кавказский и Донской старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию ИОСИФ (Антипин Иаков Исакович; 1853-1927), 1-й еп. Иркутский и всея Вост. Сибири старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию ИРИНАРХ (Лапшин Иоанн Игнатьевич; 1832-1902), еп. Ярославский и Костромской старообрядцев Белокриницкой иерархии (ныне Русская православная старообрядческая церковь)

http://pravenc.ru/rubrics/133902.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 6 (19) Преподобномученик Варлаам ( Никольский ) Преподобномученик Варлаам (в миру Василий Михайлович Никольский) родился в 1872 году в селе Люторичи Епифанского уезда Тульской губернии в семье волостного писаря. Василий окончил духовное училище и в 1895 году поступил послушником в Чудов монастырь в Москве, где вскоре был пострижен в монашество с именем Варлаам. Около 1909 года он был рукоположен в сан иеродиакона, а затем – в сан иеромонаха. С 1917 по 1925 год иеромонах Варлаам служил в Москве в церкви Никола-Плотники на Арбате, с 1925 по 1929 год – в храме Спас-Пески на Арбате. В 1929 году он был возведен в сан игумена. 28 декабря 1930 года игумен Варлаам был арестован. В это время были проведены аресты священнослужителей и насельников монастырей, многие из которых после закрытия обителей жили на частных квартирах или при храмах. 31 января 1931 года следователь допросил игумена Варлаама, и он сказал: «На заданный мне вопрос о моем отношении к существующему строю показываю: я монах, сторонник Церкви тихоновской ориентации, поэтому привык к повиновению, и поскольку такая политическая власть дана Богом, то, следовательно, я ей полностью подчиняюсь и даже поддерживаю. Родственников, как в пределах Союза, так и за границей, кроме упомянутого мною брата, не имею и переписки также, поэтому вращаюсь исключительно в среде своих прихожан». По окончании допроса следователь подписал постановление, в котором говорилось: «Имеющиеся в деле материалы полностью подтверждают контрреволюционную деятельность Василия Михайловича Никольского, выражавшуюся в антисоветской агитации». На этом следствие было закончено, и Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило игумена Варлаама к трем годам ссылки в Казахстан. После возвращения из ссылки отец Варлаам был направлен служить в Покровский храм в село Дьяково Московской области. 20 октября 1936 года он был переведен служить в Покровскую церковь в село Андреевское Дмитровского района.

http://fond.ru/kalendar/1171/varlaam/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 18 февраля (3 марта) Преподобноисповедник Владимир (Терентьев) Преподобноисповедник Владимир родился в 1872 году в деревне Шибаново Псковского уезда Псковской губернии в семье крестьянина Терентия Терентьева и в крещении наречен был Василием. 15 августа 1898 года Василий поступил в пустынь Святого Параклита в Александровском уезде Владимирской губернии. 25 мая 1901 года он перешел в Смоленскую Зосимову пустынь и проходил здесь послушание кровельщика и маляра. 28 марта 1907 года Василий был пострижен в монашество с именем Владимир. 31 мая 1912 года он был переведен в Царицынский Свято-Духов монастырь Саратовской епархии и проходил здесь послушание помощника казначея. 30 июля 1912 года он был рукоположен во иеродиакона, и 5 августа того же года – во иеромонаха. 8 августа 1912 года иеромонах Владимир был назначен временно управляющим Царицынским Свято-Духовым монастырем. C 14 апреля 1917 года он снова стал подвизаться в Смоленской Зосимовой пустыни. В 1923 году иеромонах Владимир был возведен в сан игумена. В этом же году пустынь была безбожниками закрыта и преобразована в сельскохозяйственную артель; отец Владимир прожил в ней до ее упразднения большевиками в 1927 году, после чего поселился в Сергиевом Посаде, подрабатывая у частных людей в качестве кровельщика. В конце 1929-го – начале 1930 года советская власть возобновила широкомасштабные гонения на Русскую Православную Церковь. Все монастыри к этому времени были закрыты, монахи и монахини изгнаны и расселились по городам и весям Руси. Но и вне монастырских стен они вели монашеский образ жизни, как бывало и в древности, зарабатывая на жизнь рукоделием и служа в оставшихся незакрытыми храмах. Большинство из них вели замкнутый образ жизни, мало сообщаясь с крестьянами, чтобы не быть обвиненными при проходящей повсюду коллективизации в антисоветской деятельности. В апреле-мае 1931 года сотрудники ОГПУ Московской области арестовали монахов и монахинь, обосновавшихся после закрытия обителей в селах и городах области. Их обвинили в том, что они будто бы объединились в церковно-монархическую организацию, созданную под флагом защиты православной веры от преследующей ее советской власти для проведения антисоветской работы. Всего по этому делу было арестовано шестьдесят человек.

http://fond.ru/kalendar/246/vladimir/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 28 мая (10 июня) Священномученик Николай Аристов Священномученик Николай родился 25 мая 1872 года в селе Страхово Климовской волости Каширского уезда Тульской губернии в дворянской семье. Его отец, Степан Аристов, был владельцем имения при селе Страхово, а при селе Овечкино имел более пятисот десятин земли. Николай получил образование в гимназии и в течение двух лет, в 1895-1896 годах, был управляющим имения у помещика Алябьева в Тульском уезде. Более всего его влекла тогда художественная фотография, получившая в это время большое распространение и добившаяся значительных успехов как по качеству, так и по художественности исполнения, и Николай поступил учеником фотографа в фотографическую мастерскую в Сергиевом Посаде. В 1900 году он завел свою фотомастерскую в городе Александрове. У Николая Степановича и его супруги Лидии было две дочери, при рождении третьего ребенка супруга при родах скончалась, а через полгода умер младенец, и впоследствии Николай Степанович жил вдовцом, сам воспитывая дочерей. Будучи благочестивым церковным человеком, он и дочерей воспитал в благочестии и любви к Церкви. И воистину, кого Господь любит, того наказывает: одна из дочерей заболела менингитом и, хотя она выжила, последствия этой болезни остались у нее до конца жизни. В 1917 году Николай Степанович переехал с дочерями в Сергиев Посад и открыл здесь фотомастерскую, но отказался от нее в 1929 году, когда окончательно определились масштабы экономического разрушения страны, уничтожения любой человеческой инициативы и разграбления народа большевиками. Кроме того, остаток своей жизни Николай Степанович желал целиком посвятить служению Церкви. И Господь принял его намерение и уготовал ему мученический прекрасный венец. В июле 1930 года Николай Степанович был рукоположен во диакона к церкви святых апостолов Петра и Павла в Сергиевом Посаде, переименованном к тому времени в Загорск, и 5 апреля следующего года был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.

http://fond.ru/kalendar/445/nikolay/

Храм Святого Александра Невского при МГИМО в Москве ЖМП 2 февраль 2021 /  25 марта 2021 г. 14:00 Храмы в честь Александра Невского в России К 800-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО К 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского «Журнал Московской Патриархии» подготовил новую рубрику, в которой наши авторы будут рассказывать о храмах и часовнях, посвященных святому князю в России и Зарубежье. Предлагаем вашему вниманию карту расположения и краткое описание нескольких храмов, возведенных в России в честь св. Александра Невского.  PDF-bepcuя. Кафедральный собор Святого Александра Невского в Краснодаре Русско-византийский архитектурный стиль. Кафедральный собор был возведен на войсковые средства в 1872 году на Базарной площади Екатеринодара. В войсковом соборе хранились реликвии кубанского казачества, в том числе регалии Кубанского казачьего войска. Здесь проходили все торжественные церемонии казаков Екатеринодара. При храме действовал знаменитый войсковой певчий хор. В 1932 году собор был взорван. Воссоздан в 2006 году. Кафедральный собор Святого Александра Невского в Старом Осколе. Белгородская область, слобода ГумныКафедральный собор возведен в 1903 году и является памятником архитектуры, построенным в стиле, сочетающем элементы греческого и русского искусства. В конце 1930-х годов собор был закрыт, однако в октябре 1945 года снова стал действующим. Является вторым кафедральным собором Белгородской и Старооскольской епархии. Собор Святого Александра Невского в Нижнем Новгороде Купечество изъявило желание построить православный храм в память о посещении ярмарки AлekcahдpoмII. Собор возведен в 1881 году по проекту архитектора Льва Даля на пожертвования, которые собирались в течение 10 лет. В 1929 году храм был закрыт. В 1992 году снова возобновились службы. Является объектом культурного наследия федерального значения. Храм Святого Александра Невского в Новосибирске Русско-византийский стиль. Храм возведен в 1899 году как памятник устроителю Великого Сибирского пути AлekcahдpyIII. В 1937 году храм был закрыт, в 1991 году он снова стал действующим. Является объектом культурного наследия.

http://e-vestnik.ru/analytics/hramy_alek...

Село Лох, Саратовская область Постараюсь рассказать о том, как восстанавливается старинная церковь Михаила Архангела в селе Лох Новобурасского района Саратовской области – и как там возрождается жизнь вообще. Это не совсем обычная история… Хотя вряд ли хотя бы одну из подобных историй можно назвать обычной. Ведь возрождение происходит вопреки всему, против течения всех нынешних процессов в нашей многострадальной сельской местности. Лох как он есть Лох, он же Лог, он же – по местной церкви – Архангельское, был основан как сторожевая слобода в 1698-м году и заселен пахотными солдатами петровских времен; слобода вместе с другими должна была защищать центральную часть России от кочевников, приходивших из-за Волги, с юго-востока. Церковь во имя Архистратига Михаила в селе Лох Деревянная Михаило-Архангельская церковь в селе стояла еще в 1752-м году. Со временем здание пришло в негодность, было разобрано и продано в другое село. Каменную церковь во имя Святого Архистратига освятили в 1872-м году. При ней действовала церковно-приходская школа на 60 крестьянских детей, со временем ее стало не хватать – открыли еще две земских (к вопросу о «темной и неграмотной» России царских времен). По данным 1911 года, в Логу проживало 5850 жителей; село было волостным, в нем работало семь водяных мельниц, маслобойка, кирпичный и поташные заводы. Лох стоит среди дивной природы – холмы, родники, речка Соколка После 1917 года Лох прошел все положенное, включая подавление «кулацкого мятежа». Михаило-Архангельскую церковь закрыли в 1926-м (по другим сведениям – в 1929-м) году и устроили в ней колхозный зерносклад. В 1950-х годах сняли купола и пытались с помощью тракторов снести колокольню, но не снесли, а только сломали. Лох стоит среди дивной природы – холмы, покрытые лесом, родники, речка Соколка. Даже сейчас, объезжая село на машине, удивляешься его расстояниям: оно по-прежнему большое, а вот населено редко, четыре сотни жителей осталось. Впрочем, по меркам нашей глубинки это не так плохо. В школе-девятилетке 39 учеников, и в этом году целых четыре первоклассника – об этом мне рассказывала Татьяна Алексеевна Резцова, учитель и по совместительству гид приезжающих в Лох туристических групп, коих немало, как ни странно это звучит. Турфирмы Саратова и области осваивают местный туризм. Но для того, чтобы село Лох стало для них привлекательным, кому-то нужно было потрудиться.

http://pravoslavie.ru/124544.html

священника Леонтия Клименко (1887-1920) и с ним 5-и мучеников священника Николая Амасийского (1889-1938) священника Николая Беневольского (1877-1941) священника Николая Ковалева (1884-1937) священника Николая Фигурова (1886-1937) священника Павла Гайдая (1896-1937) священника Парфения Красивского (1859-1919) священника Петра Кондарова (1870-1937) священника Петра Кравца (1885-1937) священника Петра Новосельского (1883-1937) священника Петра Покровского (1872-1937) священника Романа Марченко († 1929) священника Симеона Афонькина (1870-1937) священника Симеона Кривошеева (1878-1937) священника Стефана Костогрыза (1887-1937) священника Стефана Крейдича (1874-1937) священника Стефана Ярошевича (1883-1937) священника Феодота Шатохина (1888-1937) иеромонаха Мелетия († 1918) иеромонаха Пахомия (Ионова; 1883-1937) протодиакона Матфея Казарина (1886-1942) протодиакона Никиты Алмазова (1874-1937) диакона Григория Долинина (1875-1937) диакона Константина Зверева (1881-1920) диакона Михаила Исаева (1875-1937) диакона Петра Сорокина (1885-1953) диакона Стефана Пономарева (1880-1933) монахини Агафии (Крапивниковой; 1890-1937) монахини Евдокии (Андриановой; 1886-1942) монахини Ксении (Черлиной-Браиловской; 1881-1937) монахини Маргариты (Закачуриной; 1883-1937) монахини Марии (Портновой; 1888-1937) монахини Пелагии (Жидко; 1897-1944) монахини Тамары (Проворкиной; 1879-1937) монахини Февронии (Ишиной; † 1937) Агриппины Киселевой (1903-1942) Акилины Дубовской (1892-1942) Александра Лебедева (1874-1937) Александры Смоляковой (1880-1942) Анатолия Рождественского (1891-1921) Анны Боровской (1907-1942) Анны Водолановой(1890-1942) Анны Поповой(1898-1942) Валентина Корниенко (1873-1937) Варвары Деревягиной (1912-1942) Василия Кондратьева (1887-1937) Владимира Правдолюбова (1888-1937) Георгия Юренева (1887-1937) Димитрия Морозова (1875-1937) Домны Васильковой (1887-1942) Евдокии Гусевой (1912-1942) Евдокии Назиной (1902-1942) Евфросинии Денисовой (1906-1942) Евфросинии Джуринской (1888-1920)

http://sedmitza.ru/lib/text/429385/

Было арестовано более 100 человек, началось раскулачивание, конфискация крестьянских хозяйств и выселение семей. Среди арестованных по обвинению в крестьянском восстании были священнослужители, в частности, иеромонах Косма (Вязников), знавший некоторых священнослужителей и мирян, арестованных по тому же делу. 2 августа Церковь чтит его память. Преподобномученик Косма родился в 1872 году в селе Старо-Никольское Воронежской губернии в семье крестьянина Трофима Вязникова. Поступив послушником в монастырь, подвязался в нем до закрытия в 1926 году. В монастыре был пострижен в монашество и рукоположен во священника. С 1926 года стал служить в одном из приходов в Богучарском районе Воронежской области. В ноябре 1929 года переехал на родину в село Старо-Никольское и поселился в доме сестры, зарабатывая портняжничеством. До нас дошли его слова, сказанные следователю после ареста: «Я придерживаюсь монашеской жизни. Я как монах твердо исполняю монашеский устав. До гражданской власти я не касаюсь…». Обвинений ему никаких не предъявляли, разговор с ним вели исключительно о монастырской жизни. 28 июля 1930 года Коллегия ОГПУ приговорила часть обвиняемых по платавскому делу к расстрелу. 2 августа они были погружены в машину и увезены в окрестности Воронежа, где в 10 часов вечера приговор привели в исполнение. В числе расстрелянных был и иеромонах Косма. Коротко: Притчи. Мысли Истории . Фото marfis 75, flickr.com. Редакция благодарит издательство «Никея» за помощь в подготовке рубрики//Фома. - – август 2014. – С.40. – (раздел « Вера », рубрика « Коротко »). Один подвижник, обходя пустыню, столкнулся с кочевым племенем, которое справляло пышные похороны… Святитель Николай (Велимирович). Цитата: «Даже наихудший человек трижды в жизни вспоминает о Боге: когда…». 8 февраля 1905 года террорист-смертник Иван Каляев убил великого князя Сергея Александровича, мужа Елизаветы Федоровны, будущей преподобномученицы Елисаветы…» Реклама : С.41. Говорят, что… : Говорят, что… Фото Владимира Ештокина и Надежды Ткаченко//Фома.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-136-...

См. также: Ксения Алферова, актриса//Фома. - – июль         2017. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере. »).   КУЛЬТУРА (раздел). – С.74-89.     Школа «Фомы». Книга:   Очарованный странник . Повесть. [ Автор : Николай Семёнович Лесков (1831-1895). Предки Лескова были священниками в селе Лески Орловской губернии. Писатель хорошо знал Библию, часто обращался к христианским мотивам в своих текстах. Он был убежден, что литература призвана поднимать дух и что «цели евангельские» для нее дороже всех иных; Время написания : 1872-1873; История создания и замысел; Содержание ; Особенности ; Название ; Смысл произведения ; Интере с ные факты. Подготовила Ася Занегина ]. Ил.: Портрет автора; Собрание сочинений Н. Лескова. Фото; Букинистическое издание повести с 14 литографиями Н. Розенфельда. - М.-Л.: Academia, 1932; Вид на остров Валаам, где летом 1872 года у Лескова возник замысел «Очарованного странника». Фото www.lori.ru ; Странники. Фото начала ХХ века; Житийная икона с клеймами, где на одной доске с главной иконой по периметру размещаются сюжеты, описывающие деяния святого. Ориентируясь на нее, Лесков построил «Очарованного странника»; Кадр из одноименного кинофильма, снятого по повести в 1990 году режиссером Ириной Поплавской. В роли Ильи Флягина – Александр Михайлов//Фома. - – июль 2017. – С.74-75. – (раздел « Культура », рубрика « Школа “Фомы”. Книга »). Почему берестяные грамоты стали сенсацией . Рассказывает доктор филологических Алексей Гиппиус , профессионально специализирующийся на изучении берестяных грамот. Беседовал Виталий Каплан . Ил.: Образцы найденных берестяных грамот с переводом написанных на них текстов//Фома. - – июль 2017. – С.76-85. - (раздел « Культура »). См. также: Ксения Алферова, актриса//Фома. - – июль         2017. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере. »).     Строфы:   Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир».   Фазиль Искандер (1929-2016) . «Я вызван русским языком… ». Подборка стихотворений (Вечер/«Серебристый женский голос…»/; Малышу/«Впервые встал. Шатнуло вбок…»/; «Как славно умереть и испариться…»; Молитва за Гретхен/«Двадцатилетней, Господи, прости…»/; Сила/«Да, стрелка компаса склоняется, дрожа…»/; «Незабываемый вовеки…»; Фонарик/«Покидая этот шарик…»/; «Ты говоришь: “Никто не виноват”…»; На ночь/«И отходя ко сну в тиши…»/; Язык/«Не материнским молоком…»/). Автор вступ. заметки Павел Крючков , заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Фото из архива семьи писателя. Рисунки Ксении Наумовой//Фома. - – июль 2017. – С.86-87. – (раздел « Культура », рубрика « Строфы »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-171-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010