Закрыть itemscope itemtype="" > «Великий день Кирилловой кончины» (Ф.И. Тютчев) 2. Церковно-общественная публицистика Кирилловского юбилея 1869 г. 15.03.2019 1027 Время на чтение 19 минут 1. Кирилловский юбилей 1869 года в России: богослужения, проповедь, иконописные памятники Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их Послание Апостола Павла к Евреям. 13:7 Исполнилась тысяча лет, как в Риме угасла жизнь великого светильника Церкви, первоучителя славянских племён, Святого Константина, в монашестве Кирилла. Благодарные к нему за блага, принесённые Славянскому миру, следовательно, и России, мы собрались здесь почтить память его. Протоиерей Мартирий Чемена. Одесса, 1869 г. Прежде, чем говорить о публицистическом наследии Кирилловского юбилея, общих мотивах, характерных для всех позитивных в отношении праздника выступлений в печати, а также и о поводах для споров, содержавшихся в юбилейных статьях, на наш взгляд, логично было бы задать вопрос: каким объёмом информации о Свв. Солунских братьях мог располагать образованный человек в России в дни Кирилловского юбилея? Ответить на этот вопрос поможет «Очерк жизни и деятельности славянских первоучителей Кирилла и Мефодия», помещённый в приложении к годовому отчёту московской частной гимназии Ф. Креймана за 1868-1869 гг. В качестве источников и вспомогательной литературы при составлении пособия упомянуты «Паннонские жития» Свв. братьев, Чешская хроника Далимила, ставшие уже классическими работы О.М. Бодянского, П.А. Лавровского и Фр. Миклошича, популярные пособия, изданные великим ревнителем Кирилло-Мефодиевской идеи Г.И. Ширяевым. Автор «Очерка» весьма оптимистически смотрит на осведомлённость «всей образованной России» о Кирилловском юбилее: «14-е февраля 1869 года, день тысячелетней годовщины Св. Кирилла Философа, празднуется не одною только Москвою - это день, празднуемый всею образованною Россиею и всеми славянскими народами. Едва ли найдётся имя более популярное и известное всем им, чем имя Кирилла и Мефодия...

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/16/...

Март 1869 г. 1 марта 1869. 1 марта 1869. Благодарю Господа, струями слез и причащением Святых Таин скверну души и тела моего очистившего, терние и бодцы страстей и расслабление душевное и телесное отъявшего и мира и здравия мя исполнившего и всего обновившего! Такова сила литургии, благоговейно, с истинным сокрушением сердца, с верою и любовию и с горящим духом совершенной. Слава чудесам Твоей благости и Твоего могущества, растление душ и телес наших паки в нетление восстановляющим и обновляющим нас. Слава Тебе, Творче и Спасителю наш, претворяющему нас из грешных в праведных, из скверных и нечистых в чистых и благоухающих святынею Твоею, из немощных в сильных, из малодушных в мужественных, из невежд в мудрых. Слава чудесам веры Твоей святой! Господи! Познан буди в вере Твоей всеми языками земли: аще бо аз, хуждший всякого человека, толиких даров веры Твоей сподобихся туне, по единому Твоему благоутробию – кольми паче сподоби даров ее языки, много паче лучшие, неже аз, по естеству своему, ибо аз по естеству, вне благодати Твоея горший есмь грешник паче всех их. Акафист Иисусу Сладчайшему. Какое богатство для христианина Господь Иисус Христос: Он всё для него; кроме Иисуса Христа, он ничего не желает; Он – совершенная полнота для него. Акафист Божией Матери: и Божия Матерь для христианина составляет всё его духовное богатство, или сокровище и источник всех даров благодатных. Великолепная песнь христианина эти акафисты! Чудное богатство церковное! С строгостию, небесностию, духовностию, святостию веры Христовой несообразны различные житейские удовольствия и развлечения: пиротехнические огни, театры, картежные игры, катанья на коньках, роскошные балы и прочее. Если брат поступает против Евангелия, например собирает богатство и никому не уделяет, то его судить будет Бог, а ты злобы и рвения не имей на него, ибо чрез злобу ты согрешишь больше, нежели брат сребролюбивый. Да и ты смотри на себя: не сребролюбив ли и ты сам ? Ибо что значит эта раздражительность твоя при подаянии милостыни бедным и досада на богатых, не подающих милостыни, как не сребролюбие, как не пристрастие к земному, как не зависть богатому, тогда как тебе, тебе надлежало бы радоваться о расточении милостыни бедным – членам Христовым – при мысли о воздаянии на Страшном Суде Христовом, когда будет сказано: алкал Я, и вы дали Мне есть [ Мф. 25, 35 ] и прочее, и скорбеть о богатом, но скупом брате, с любовию воздыхая о омрачении его души.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

I Ватиканский собор (1869-1870) и его последствия (1870-1878) Е. Гергей. История папства Папа Пий IX после своего бегства в Гаэту занялся разработкой идеи о созыве I Ватиканского собора с целью отрегулировать положение церкви и папства в новых обстоятельствах. 6 декабря 1864 года папа в связи с представлением «Силлабуса» для ознакомления коллегии кардиналов неожиданно сообщил им о своем намерении созвать в ближайшее время собор. 26 июня 1867 года на открытой консистории Пий IX официально объявил о созыве 20-го вселенского собора, что получило благословение 500 епископов, собравшихся в Риме на праздник Святых апостолов Петра и Павла, на 1800-летний юбилей их мученичества. Те круги курии, которые одобряли решение о созыве собора, все более открыто указывали, что функцией собора должно быть окончательное установление контуров и пределов верховной власти папы. Согласно органу иезуитов «Чивильта Каттолика» и централистски настроенным кардиналам курии, из полной и непосредственной верховной власти папы, которая распространяется на каждого католика, вытекает и его непогрешимость. Тезис о непогрешимости папы был отклонен в средние века Базельским и Констанцским соборами, а Тридентский собор по этому вопросу не занял однозначной позиции. Такие современные течения, как галликанизм, фебронианство, янсенизм и иозефизм, также оспаривали этот тезис. Принятия догмата впервые потребовали в XIX веке традиционалисты (главным образом, де Местр), а затем иезуиты, В номере «Чивильта Каттолика» от 6 февраля 1869 года было заявлено, что задачей собора станет принятие принципов, изложенных в «Силлабусе». Воинствующее ультрамонтанское направление взаимоувязывало «Силлабус» с непогрешимостью папы. Отрицательное отношение к доходящему до крайности культу папы проявлялось не только вне церкви, но и в католических кругах. В Германии, располагавшей гибеллинскими традициями, против непогрешимости папы выступили главным образом иерархи, историки церкви и теологи. Наибольшее впечатление произвело произведение известного историка церкви Игнация Дёллингера «Папа и собор» (1869), опубликованное под псевдонимом Янус (Janus), в котором автор резко выступал против непогрешимости папы, приводя не только теологические аргументы, но и примеры из истории церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/441686/

Закрыть itemscope itemtype="" > «Великий день Кирилловой кончины» (Ф.И.Тютчев) День памяти 14/27 февраля. Иконописная традиция изображения Славянских Апостолов в XIX веке и её изменения 27.02.2021 1685 Время на чтение 19 минут 3. «Святители Божии - Мефодие и Кирилле» 1. Кирилловский юбилей 1869 года в России: богослужения, проповедь, иконописные памятники 2. Церковно-общественная публицистика Кирилловского юбилея 1869 г. В Православной Церкви почитание святого обязательно предполагает сочетание зрительных (икона, фреска...), музыкальных (тропарь, кондак...) и литературных («четьих» - например, жития) образов или средств для внешнего проявления любви к Богу и Его угоднику. Это очевидное для любого знакомого с православной церковной жизнью человека утверждение приходит, однако, в противоречие с имеющейся историографической реальностью - а именно, в контексте изучения (преимущественно светскими специалистами) Кирилло-Мефодиевского наследия. Количество работ филологического и исторического характера о Славянских Апостолах неизмеримо превосходит по объёму те немногие труды, которые за последние 150 лет были предприняты для исследования иконографической традиции изображения солунских братьев Можно назвать несколько причин такого странного положения: интерес к Свв. Мефодию и Кириллу в России в середине XIX века был пробуждён филологами, а не искусствоведами, первые же находки икон и фресок солунских братьев сопровождались неоднозначной или неверной атрибуцией, наконец, в течение всего 50 лет (1863-1913) канон изображения Св. братьев претерпел принципиальные изменения. Нам же, в рамках заключительной статьи о Кирилловских торжествах 1869 года, будет необходимо зафиксировать положение иконописной части Кирилло-Мефодиевской традиции в 1869 году - по отношению к предыдущему и последующему развитию их иконописного канона. Достоверно известно, что уже в год официального восстановления почитания солунских братьев в России иконы их, причём новые, существовали. В 1863 году икона Свв. Мефодия и Кирилла была написана для Новгородской семинарии: «По окончании обедни и молебна в Антониевом монастыре, икона Свв. Кирилла и Мефодия, приготовленная воспитанниками, была перенесена торжественно из собора в зал библиотеки, где собрались уже наставники семинарии и многие посетители...»

http://ruskline.ru/analitika/2019/04/06/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Н.В. Краинский (1869 - 1951): непобеждённый воин Императорской Российской армии 1 часть 25.11.2014 1197 Время на чтение 14 минут В этом году исполнилось 145 лет со дня рождения выдающегося русского учёного с мировым именем, врача, общественного деятеля, публициста, писателя, участника русско-японской, Великой (Первой Мировой) войн, члена Особой комиссии при Главнокоманду­ющем Вооруженными Силами на Юге России по расследованию злодеяний большевиков Николая Васильевича Краинского (1869-1951). Эта дата оказалась незамеченной, хотя в последние годы имя Н.В. Краинского стали упоминать. Один из авторов этой статьи откликнулся на 140-летнюю годовщину со дня рождения Н.В. Краинского . С тех пор источниковая база, находящаяся в нашем распоряжении, значительно пополнилась, прежде всего за счёт архива семьи Краинских, часть материалов которого хранится в Бразилии у внучатой племянницы Николая Васильевича - Ирины Константиновны Корсаковой - и её супруга Олега Владимировича Григорьева. Кроме этого были изучены материалы дела Н.В. Краинского, связанные с его работой в Харькове в 1947-1951 гг. , а также воспоминания, записки его брата Дмитрия Васильевича Краинского - бывшего черниговского губернскоготюремного инспектора. Именно привлечение нового и переосмысление прежнего материала позволяют нам предложить новую статью. + + + Николай Васильевич Краинский родился 1 мая 1869 г. в Киеве. Он был старшим сыном в замечательной, многодетной дворянской семье, где выросло шесть сыновей [iv] и две дочери. Их отец, Василий Евграфович Краинский, уроженец Черниговской губернии, после окончания Горы-Горецкого земледельческого института (Оршанского уезда Могилевской губернии) в 1863 г., некоторое время находился на государственной службе, а затем (с 1867 г.) занялся практикой сельского хозяйства, управляя частными имениями или принимая участие в их организации. Сначала он практиковался в Смеле у графа А.А. Бобринского, который устраивал одни из первых в России свеклосахарных заводов: в селе Михайловское Богородского уезда Тульской губернии, а с 1856 года в своем имении Смела Черкасского уезда Киевской губернии.

http://ruskline.ru/analitika/2014/11/26/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Паломничество Митрополита Сербского Михаила (Йовановича) в Россию в 1869 году К 150-летию русско-сербских торжеств в Одессе, Киеве, Москве, Санкт-Петербурге, Вильне и Остроге на Волыни 08.10.2019 710 Время на чтение 121 минут Часть первая . Белград - Одесса . Митрополит Михаил , в миру Милое Йованович (1826-1898), является одной из центральных фигур сербской истории периода воссоздания государства , плодовитым сербским писателем , филантропом европейского масштаба , церковным миротворцем и борцом за национальную самобытность сербов – самобытность , культурно - политическим гарантом которой могла , по мысли Владыки , служить только Россия . На страницах «Русской Народной Линии» мы уже обращались к некоторым подробностям русско - сербской благотворительности Митрополита Михаила , однако его труды на ниве русско - сербских связей – тема поистине неисчерпаемая . На сей раз необходимость обратиться к этой теме продиктована юбилеем посещения Владыкой Одессы , Киева , Москвы , Санкт - Петербурга и ряда других российских городов в 1869 году . «Для всех я сделался всем , чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1- е послание Коринфянам 9:22) – мог бы , вслед за Апостолом Павлом , сказать о своей жизни Владыка Михаил . Вступив на кафедру белградских митрополитов в то время , когда Сербское княжество было лишь малой , почти бесправной областью на краю необозримых просторов Османской империи , Владыка подготовил народ к провозглашению полной независимости от Стамбула и к возрождению погибшего ещё в Средневековье Королевства , о котором помнили лишь народные сказители и немногочисленные монахи - летописцы . «Свыше 43 лет ... владыка сербский Михаил проходил своё великое архиерейское служение ( с 14 октября 1854 г . как епископ Шабацкий ) и , в том числе , около 39 лет с великим достоинством и славою занимал митрополичью кафедру в Белграде ( по синодальному избранию 25 июля 1859 года , с утверждением князя Милоша и согласия Константинопольского Патриарха Кирилла от 9 августа того же 1859 года ), являя в своей жизни редкий пример неустанных подвинов на пользу Святой Церкви , Отечества , сербства и даже целого славянства ... » . Иван Савич Пальмов в некрологе , прочитанном на заседании Славянского Общества , уделяет несколько строк и событию , юбилей которого не должен остаться незамеченным в эти дни : говоря о 1869 годе , профессор Пальмов напоминает , что митрополит тогда «приезжал на юбилей своей родной Академии в Киев , посетил затем Москву с её святынями и Петербург , торжественно принятый между прочим и в нашем Славянском Обществе» .

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/08/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Паломничество Митрополита Сербского Михаила (Йовановича) в Россию в 1869 году Часть третья. Санкт-Петербург – Вильно-Острог 26.11.2019 776 Время на чтение 23 минут Часть первая Часть вторая В октябре – ноябре 1869 года Митрополит Михаил посетил северо-западную и крайнюю западную области Российской Империи. Политической кульминацией завершающего этапа пребывания Владыки в России была, конечно, встреча с Императором Александром II , в то время как культурная и духовная кульминация, на наш взгляд, пришлась на дни пребывания Владыки в Остроге на Волыни, в учреждениях Кирилло-Мефодиевского братства графини Антонины Дмитриевны Блудовой. Вместе с тем, связующими звеньями в череде паломничеств Владыки стали Славянские комитеты – его пребывание в Одессе послужило консолидации местных славянских (и славянофильских) общественных сил, логическим продолжением которой стало учреждение Славянского общества Свв. Кирилла и Мефодия; его диалог с М.П. Погодиным в Киеве происходил в дни подготовки к учреждению Киевского отдела Славянского комитета; Первосвятителя Сербии радушно принимали в Московском Славянском Комитете и его Санкт-Петербургском отделении. В этом смысле, пребывание Митрополита Михаила в России было результатом Славянского съезда 1867 года, организованного московскими и петербургскими славянофилами (о связи событий 1867 и 1869 гг. упоминал, как увидим ниже, Т.И. Филиппов) – к сожалению, в отечественной историографии эти два события (визит Митрополита и Славянский съезд), как правило, не рассматриваются в едином контексте, что искажает картину развития славянофильского движения и межславянских отношений. В предлагаемой вниманию читателей серии статей упомянутая ошибка нами выявлена и, по мере сил, исправлена. Кроме того, мы постарались, по возможности, подробно восстановить путь Владыки по землям, где проходил водораздел православной и католической цивилизаций, мира славяно-византийского и мира римско-немецкого. Водораздел, столь хорошо знакомый Владыке на Балканах.

http://ruskline.ru/analitika/2019/11/26/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОСКОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ Издание Об-ва любителей духовного просвещения (ОЛДП), выходившее с янв. 1869 г. с разрешения Синода. С 1880 по апр. 1917 г. и в 1918 г. выходило под заглавием «Московские церковные ведомости» («М. ц. в.»), в мае-дек. 1917 г.- «Московский церковный голос»; в 1918 г. издавалось Московской духовной консисторией. Журнал (в 1875-1906 в подзаголовке именовавшийся газетой) выходил с 1869 г. еженедельно и состоял из офиц. и неофиц. отделов, в 1869-1870 гг. они имели общую пагинацию (притом что пагинация номеров была только в эти годы раздельной), в 1871-1894 гг. отделы имели не только раздельную пагинацию, но и самостоятельную нумерацию; 52 регулярно выходившим номерам неофиц. отдела соответствовало от 25 до 44 нерегулярных номеров офиц. отдела, к-рый в 1873-1879 (?) гг. имел заглавие «Постановления и распоряжения правительства», в 1873-1876 гг.- колонтитул «Прибавление к Московским епархиальным ведомостям». В янв.-апр. 1917 г. вышли 1-14 (все сдвоенные), «Московский церковный голос» выходил с новой нумерацией 1-43, причем 1-29 выходили дважды в неделю, а 30-43 - еженедельно). В янв.-мае 1918 г. журнал выходил 2 раза в месяц 1-10), в июне-авг.- ежемесячно 11-13), последний номер вышел 30 авг./12 сент. Редактирование офиц. и неофиц. отделов было раздельным с апр. 1892 по июль 1893 г. и в 1895-1917 гг. В 1869-1892 гг. редактором был свящ. Виктор Рождественский (с 1877 протоиерей); долгое время редакция располагалась в его квартире при ц. Ризоположения на Донской ул. Далее неофиц. отдел редактировали свящ. Николай Копьев (май 1892 - июль 1893), свящ. Иоанн Соловьёв (1893-1894), свящ. Иоанн Мансветов (1895-1906; впосл. протоиерей), ректор ДС архим. Анастасий (Грибановский ; впосл. митрополит, первоиерарх РПЦЗ (1906)), прот. сщмч. Иоанн Восторгов (в 1906 и 1916), сщмч. Василий Соколов (1915-1916), свящ. М. Д. Смирнов (1917; впосл. протоиерей), секретарь консистории В. Ф. Трелин (1917-1918), преподаватель семинарии сщмч. Николай Розанов (1918). Офиц. отдел редактировали свящ. Н. Копьев (1892), секретарь консистории Н. П. Спасский (1892-1893), свящ. И. Соловьёв (1893-1894), секретари консистории А. И. Проволович (1895-1905), П. П. Беллавин (1905-1913), И. Н. Барилов (1913-1915) и Трелин (1915-1917).

http://pravenc.ru/text/2564196.html

Тихон, архиепископ Волынский и Житомирский (Покровский Александр Павлович) Родился 21 февраля 1821 года в селе Ушаково Каширского уезда Тульской губернии в семье священника. Окончил Тульскую духовную семинарию. В 1843 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 19 апреля 1848 года, по окончании академического курса со степенью кандидата и с правом магистра после двухлетней выслуги, определён учителем Александро-Невского духовного училища. 12 ноября 1850 года рукоположен во священника Преображенской церкви. 17 апреля 1865 года возведён в сан протоиерея. 3 июля 1869 года назначен смотрителем Александро-Невского духовного училища. 5 августа 1869 года (после смерти жены и двоих детей) принял монашество. 6 августа 1869 года возведён в сан архимандрита. 14 сентября 1869 года хиротонисан во епископа Выборгского, второго викария Санкт-Петербургской митрополии. С 16 августа 1871 года – епископ Ладожский, первый викарий Санкт-Петербургской митрополии. 13 июля 1873 года назначен епископом Саратовским и Царицынским. 6 марта 1882 года возведён в сан архиепископа Волынского и Житомирского с назначением священно-архимандритом Почаевской Успенской лавры. Скончался 16 апреля 1885 года в Житомире. Погребён в Житомирском Преображенском соборе. Архиепископ Тихон был выдающимся церковным оратором, пользовался славой увлекающего проповедника, которую приобрёл ещё будучи священником. Проповеди его были общедоступны, ясны и произносились без всякой подготовки. Он – постоянный и усердный сотрудник журнала «Духовная беседа». Статьи и речи его были просты по слогу, без излишней книжности, и доступны слушателям. По отзыву А.М. Правдина, это была личность обаятельная, способная привлекать к себе любовь и симпатии окружающих. Архиепископ Тихон – благосердный администратор, сторонник общественно-церковного начала в церковных делах. Он закончил начатое его предшественником строительство детского приюта при епархиальном женском училище и пожертвовал этому приюту капитал для учреждения стипендии имени митрополита Санкт-Петербургского Исидора (митрополит в 1860–1892).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Standart Nr. B37 Reg.1821–70 Раздел 1. Книги Св. Писания в русском переводе 1. Первая книга Моисеева: Быmue. 1861. I. 1 . 2. Вторая книга Моисеева: Исход. 1861, 1862. I. 193. 3. Третья книга Моисеева: Лebum. 1862. I. 293. II. 305 . 4. Четверая книга Моисеева: Чucлa. 1862. II. 389. 1863. I. 417. II. 481 . 5. Пятая книга Моисеева: Второзаконие. 1863. II. 523. 545. 6. Книга Иисуса сына Навина. 1864. I. 3. II. 65. 7. Книга судей Израилевых. 1864. II. 81. III. 113. 8. Книга Pyфь. 1864. III. 155 . 9. Первая книга Царств. 1865. I. 1. II. 89. 10. Вторая книга Царств. 1865. II. 107. 1866. I. 161. 11. Третья книга Царств. 1866. I. 189. II. 217. 12. Четвертая книга Царств. 1867. I. 289. 13. Первая книга Паралипоменон. 1867. II. 385. 14. Вторая книга Паралипоменон. 1868. I. 477. II. 557. 15. Первая книга Эздры. 1868. II. 587. 16. Книга Неемии. 1869. I. 621. 17. Книга Эсфирь. 1869. I. 667. 18. Книга Иова. 1869. I. 1. II. 49. 1870. I. 71. 19. Притчи Соломоновы. 1870. I. 111. II. 147. 20. Книга Екклезиаста (перевод с еврейского). 1861. I. 3. Раздел 2. Творения св. отцов и учителей церкви и церковных писателей. Граматы и окружные послания первостоятелей православной церкви, имеющие характер символический и канонический Св. апостола Варнавы †76 21. Соборное послание. 1830. XXXVII. 3. Св. Ермы †96 22. Из 2-й книги Пастыря двенадцать заповедей. 1838. III. 127. Св. Климента, Епископа Римского †101 23. Первое послание к Коринфянам. 1824. XIV. 238. 24. Второе послание к Коринфянам. 1842. II. 43. Св. Дионисия Ареопагита около 96 25. О таинственном Богословии. 1825. XX. 3. Письма: 26. Гаию Ферапевту. 1825. XIX. 239. 240. 241. 27. Дорофею Диакону. 1825. XIX. 243. 28. Сопатру священнику. 1825. XIX. 244. 29. Демофилу монаху. 1825. XIX. 245. 30. Иоанну Богослову. Апостолу и Евангелисту, во время заточения его на острове Патмос. 1838. IV. 281. 31. Священноначальнику Поликарпу. 1838. IV. 283. 32. Священноначальнику Титу, который вопрошал св. Дионисия через письмо, что такое дом Премудрости, что ее чаша, пища и питие. 1839. I. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010