Закрыть Врангелиада Севастополь осенью 1920 года Николай Краинский   22:08 13.11.2020 1512 Время на чтение 25 минут Ниже мы впервые публикуем главу из книги «Фильм русской революции: В психологической обработке» (Белград: М.Г. Ковалев (Jeфuмehko и Mapmjahobuh), (б.г.). - 460 с.) выдающегося русского учёного с мировым именем, врача-психиатра, общественного деятеля, публициста, писателя, участника русско-японской, Великой (Первой Мировой) войн, члена Особой комиссии при Главнокоманду­ющем Вооруженными Силами на Юге России по расследованию злодеяний большевиков Николая Васильевича Краинского (1869-1951) ( см. о нем ). Предположительно книга опубликована во второй половине - конце 1930-х гг. Название, подготовка главы к публикации - составителей (О.В. Григорьева, И.К. Корсаковой, А.Д. Каплина, С.В. Мущенко). + + + ГЛАВА XX. Врангелиада. Севастополь осенью 1920 года. Трудно поддаются пониманию современника события революции и не легко в них разобраться. Сам человек незаметно для себя меняется и прогрессивно опускается. Справится ли история с правильной оценкой этой страшной катастрофы, сомневаюсь. Прекрасное, великое и мудрое - образ и поведение Императора Николая Второго - причуд­ливо, сплетается с отвратительным, низким и пустым - поведением его предателей. Порывами в душе людей то проносится вера и надежда, мечты и радость, то охватыва­ет уныние, страх и отчаяние безнадежности. Тот, кто покинул Севастополь в феврале, во время развала армии Деникина, едва ли узнал бы его 1-го октября 1920 года, когда я вернулся туда с Лемноса, оправившись от сыпного тифа, после шестимесячного пребывания в английском концентрационном лагере на положении неплененного военнопленного. Город имел вид обыкновенного крупного тылового центра действующей армии. Масса военных фланировала по улицам в своеобразном обмундировании: нерусские шинели английского образца и происхождения. Публика слегка распу­щена и лишена привычной глазу в старину военной выправки. Их, как всегда, слишком много в тылу. Они слишком веселы и беззаботны для переживаемого момента. И все же это уже не опустившиеся лемносцы и не «товарищи-бандиты» времен Керенского. На улицах не убивают и по ночам не слышно безсмысленной ружейной пальбы.

http://ruskline.ru/analitika/2015/12/11/...

Рясное. Димитриевский Ряснянский мужской монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1867. Ссылки:   Адрес: Украина, Сумская область, Сумской район, с. Рясное, Урочище Монастырское, дом 1 Координаты: 50.679378, 35.39447 Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Рясное или в Рясное, выходить на остановке " Рясное " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Основан в 1867 г. помещиком Константином Дмитриевичем Хрущёвым. 14 сентября 1867 года получено императорское разрешение на учреждение двухклассного мужского монастыря в честь святого великомученика Димитрия Солунского. В 1869 году началось строительство. На рубеже XIX-XX в.в. имел 3 храма: собор св. вмч. Димитрия Солунского (главный, 1881 г.), св. Архангела Михаила (трапезный), Преображения Господня (больничный). В советское время (1920 г.) почти целиком разрушен — остались лишь стены больничного храма и некоторые подвалы (официально в архитектурный комплекс входят Преображенская церковь с лечебницей, странноприимница, дворянская гостиница, дом Хрущёва, корпус бывшей монастырской водокачки). В 1867 г. царь Александр II разрешил помещику К. Д. Хрущеву учредить мужской монастырь. Константин Дмитриевич Хрущев был из давних помещиков, суровый хозяин, был для своих соседей образцом управления огромным поместьем. Был очень религиозным человеком, молился со слезами на глазах и клал много земных поклонов. Не имея прямых наследников, К. Д. Хрущев (1796-1876) задумал основать в своем селе Ряснянский мужской монастырь, завещав ему все свое наследство: 4434 десятин земли и 100 000 рублей в кредитных билетах. 14 сентября 1867 г. было дано императорское согласие на учреждение Свято-Димитриевского двухклассного Ряснянского мужского монастыря. Настоятель Святогорской Успенской пустоши архимандрит Герман уговорил Хрущева поставить монастырь подальше от мирской суеты. С 1869 г. монастырь начал строить свои сооружения и новые храмы.

http://sobory.ru/article/?object=47242

Исторические исследования Сергей Цоя. Латвийская православная церковь в 20–30 годы XX века (исторический очерк) До 1917 года православные приходы Курляндской, Лифляндской и Эстляндской губерний составляли единую Рижскую епархию входившую в состав Русской православной церкви (далее – РПЦ). Практически все архиереи были русскими по национальности Положение епархии в начале XX века было благополучным, чему способствовала политика царской России. Начиная с 80-х годов XIX века Православная церковь в крае активно поддерживалась государством. Большинство и ныне действующих православных храмов было построено именно в кон. XIX – нач. XX веков. В руках церкви было много собственности. Росло также материальное обеспечение церковного клира Ситуация резко изменилась с падением старых российских порядков. Уже на Поместном Соборе РПЦ 1917–1918 годов было принято решение отделить от Рижской епархии эстонские приходы и из них создать самостоятельную Ревельскую (Таллиннскую) епархию После перевода в конце 1917 года на Рязанскую кафедру архиепископа Иоанна (Смирнова , 1844–1919) около года Рижской епархией, на временной основе, управлял епископ Ревельский Платон (Кульбуш, 1869–1919). Однако в начале 1919 года его зверски убили большевики. В итоге епархия осталась без правящего архиерея. В 1920 году на территории бывших Курляндской, Лифляндской и ранее входившей в Витебскую губернию Латгалии (где православные приходы при царизме управлялись архиереями Витебскими и Полоцкими) закончились вестись боевые действия и фактически и юридически возникло новое государство – Латвийская республика. Произошедшие перемены сильно изменили условия, в которых Православной церкви теперь приходилось существовать. Еще с древности принципом деления на поместные, автокефальные и автономные церкви, а те на епархии, были границы государств и провинций внутри них Ссылаясь на это положение, в ходе собрания представителей всех православных, приходов Латвии в феврале и августе 1920 года было решено, что Православная церковь , во вновь возникшей стране, будет самостоятельной и независимой в отношениях с государственной властью, а также в административных и хозяйственных вопросах, в иерархическом же отношении будет сохранять каноническую связь с РПЦ

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Краткие сведения о поминаемых Члены семьи Царского Дома Романовых, погребенные в Пекине: Великий Князь Сергей Михайлович Великий Князь Романов Сергей Михайлович, сын Великого Князя Михаила Николаевича, внук Государя Императора Николая I. Родился в 1869 г. Генерал-Адъютант, генерал от артиллерии, генерал от артиллерии по гвардейскому корпусу. С 1904 г. – инспектор, с 1905 г. – генерал-инспектор артиллерии. Убит 18.07.1918 г. большевиками в 18 километрах от г. Алапаевска. Тело брошено в одну из шахт рудника Нижняя Селимская. Честные останки его извлечены из шахты и вместе с другими Алапаевскими мучениками перенесены в Свято-Троицкий собор Алапаевска. В 1919 г. перевезены в Читу, где покоились в женском Свято-Покровском монастыре. В апреле 1920 г. тела Алапаевских мучеников перевезены через Харбин в Пекин, где и было совершено их погребение на загородном кладбище Российской Православной духовной миссии. В конце 1930-х гг. власти разрешили перезахоронение останков в церкви Всех Святых Мучеников на территории миссии в Пекине. В 1947 г. честные останки тайно перезахоронены в правый придел храма в честь святого Апостола Симона Зилота. Русской Православной Церковью Заграницей причислен к лику святых мучеников в 1981 г. Честные останки его покоятся под спудом на территории Российского посольства в Пекине. Князь Владимир Павлович Палей Владимир Павлович. Князь, внук Государя Императора Александра II, сын Великого Князя Павла Александровича от морганатического брака с княгиней Ольгой Валериановной Палей. Родился в 1896 г. Поручик лейб-гвардии Гусарского полка. Поэт. Убит 18.07.1918 г. большевиками в 18 километрах от г. Алапаевска. Тело брошено в одну из шахт рудника Нижняя Селимская. Честные останки его извлечены из шахты и вместе с другими Алапаевскими мучениками перенесены в Свято-Троицкий собор Алапаевска. В 1919 г. перевезены в Читу, где покоились в женском Свято-Покровском монастыре. В апреле 1920 г. тела Алапаевских мучеников перевезены через Харбин в Пекин, где и было совершено их погребение на загородном кладбище Российской Православной духовной мисси. В концу 1930-х гг. власти разрешили перезахоронение останков в церкви Всех Святых Мучеников на территории миссии в Пекине. В 1947 г. честные останки тайно перезахоронены в правый придел храма в честь святого Апостола Симона Зилота. Русской Православной Церковью Заграницей причислен к лику святых мучеников в 1981 г. Честные останки его покоятся под спудом на территории Российского посольства в Пекине. Князь Игорь Константинович

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Американская Первоначально – «северо-американская кадьякская миссия» Русской Православной Церкви, основанная в 1793 г. (первые миссионеры прибыли из России в 1794 г.; Журнал Московской Патриархии (далее – ЖМП) 1970. 5. С. 19). 19.07.1796 на ее основе учреждается викариатство Иркутской епархии, именовавшееся Кадьякским «и прочих прилежащих к тому (острову Кадьяк. – Сост.) в Америке островов» ( Амвросий (Орнатский) , архим. История российской иерархии. Изд. 2. Ч. 1. СПб., 1822 (далее – ААО). Т. 1. С. 27–28) 78 . Фактически упразднилась 16.10.1799 (Н.Д. Иерархия... С. 182). «...В марте 1811 года состоялось определение Святейшего Синода о закрытии Кадьякской епархии ... но государь император не согласился на закрытие ... а поручил Святейшему Синоду приискать кандидата, могущего занять епископское место в Кадьяке...». Однако Св. Синод по разным причинам не находил возможным назначить туда епископа до 1840 г., когда на таковую должность избран был Иннокентий Вениаминов ...» (Львов А. Краткие исторические сведения об учреждении в Северной Америке православной миссии, об основании Кадьякской епархии и деятельности там первых миссионеров//ЦВ. 1894. 39. С. 30 – 31). Так как Иннокентий Вениаминов , как известно, 15.12.1840 был хиротонисан на Камчатскую, Курильскую и Алеутскую кафедру, то Кадьякская канонически прекратила свое существование. Означенная кафедра установлена в Новоархангельске, на о. Ситхе (Аляска), с 01.12.1840. В 1853 г. перенесена в г. Якутск. 11 .01.1858 в Америке учреждается викариатство Камчатской епархии, с кафедрой в Ситхинском Михайло-Архангельском соборе (Новоархангельск). Преобразовано в самостоятельную Новоархангельскую и Алеутскую епархию с 30.05.1869. 12 .01.1870 (по др., 10.06.1870) местопребывание – в г. Сан-Франциско (Калифорния, США). Архиепископия с 1907 г. (местопребывание – в Свято-Николаевском соборе, г. Нью-Йорк, США). С сер. 1920-х по 1933 г. – вне общения с Московской Патриархией. Митрополия. С 1933 г. – Экзархат Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Енисейск. Иверский монастырь. Карта и ближайшие объекты Иверский монастырь, 3 класса, общежительный, в городе Енисейске, основанный — по одним в 1623 году, по другим в 1664 году и именовавшийся Христо-рождественским. Здесь покоится старец Даниил, подвизавшийся в пределах города Ачинска и скончавшийся 15 апреля 1843 года. При монастыре двухклассная школа и больница. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Монастырь основали в 1623 г. приказные люди при боярине Иване Семёновиче Куракине (? - 1632), по указу государя Михаила Фёдоровича (1596-1645). В памятной книге девичьего монастыря сообщается, что устроительницей его и первой настоятельницей была " игуменья Параскева Салтыкова, происходившая от знатного рода " . По другой версии, Прасковья Фёдоровна Салтыкова (1664-1723), племянница воеводы Салтыкова, впоследствии супруга царевича Ивана Алексеевича (1666-1696) содержалась в монастыре как ссыльная. Монастырь сгорел при пожаре 1869 г. Был восстановлен в 1871 г. Взамен Христорождественской церкви построили каменный храм в честь Иверской иконы Божьей матери, а монастырь в 1875 г. переименовали в Иверский. При монастыре была швейно-рукодельная мастерская и монастырское духовное училище. В 1843 г. в Иверском монастыре похоронили праведного старца Даниила Ачинского. В начале 1920-х гг. монастырь был закрыт. Из книги А.В. Юдина " Вокруг света. Сибирь " . 2006 Основан в 1623 году игуменией Параскевой (Племянниковой), прибывшей в Енисейск из Нижнего Новгорода. Расположен в самом городе при впадении рек Мельничной и Лазаревки в реку Енисей. Енисейский Иверский девичий монастырь - именно так звучало полное название Иверского женского монастыря. Летописи называют 1623 г. годом образования обители, хотя есть и другие предположения. Основательницей называют Параскеву из Нижнего Новгорода, хотя и на сей счет есть версии. Первоначально монастырь был создан во имя Рождества Христова и назывался Христорождественским, это же название носила деревянная церковь монастыря. Она сгорела в 1673 г., вместо нее за год был построен другой деревянный храм, уже в честь Владимирской Иконы Божией Матери. Но пожары еще не раз сыграют свою решающую роль в истории монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=15131

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАЙЦ Кирилл Иванович [Зайцев, Закис Карл Янович] (15.07. 1869, мест. Яунамая Рижского у. Лифляндской губ.- 18.10.1948, с. Долинское (Долинка) Карагандинской обл., Казахстан), митрофорный прот., руководитель Псковской миссии в 1941-1944 гг. Из крестьянской семьи переселенцев из Польши. Окончил Рижскую ДС (1891). 6 нояб. 1896 г. рукоположен во иерея к Успенской ц. в имении Боловск Люцинского у. Витебской губ. (ныне в черте г. Балви, Латвия). С 1897 г. настоятель Ильинского храма с. Липно (ныне Лиепна, Латвия). 4 янв. 1899 г. переведен настоятелем Эржепольской Покровской ц. (ныне в черте г. Виляка, Латвия). Под его рук. был проведен капитальный ремонт и благоустройство храма. З. организовал церковный хор и приходскую школу. В приходе была начата катехизация женщин и детей. В 1900 г. окончил Высшие курсы миссионерства в С.-Петербурге, принимал активное участие в деятельности Витебского епархиального миссионерского об-ва. В 1902 г. по почину З. было учреждено Эржепольское Свято-Покровское правосл. братство. 1 авг. 1911 г. назначен противокатолич. и противосектантским миссионером в Двинске (ныне Даугавпилс, Латвия). Проводил миссионерские и катехизаторские беседы с правосл. верующими - латышами и русскими, участвовал в собеседовании с инославными и сектантами. В 1917 г. З. был избран представителем духовенства Полоцкой епархии на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Был возведен в сан протоиерея. С 1918 г. настоятель гродненского кафедрального Софийского собора. В окт. 1920 гг. Гродно отошло Польше. В 1921 г. Софийский собор был отобран у православных, З. перешел в ставший кафедральным Покровский собор Гродно. Польск. власти негативно воспринимали активную позицию З. по защите правосл. веры. В 1922 г. ему было предложено покинуть территорию Польши. Он выехал в Латвию, где стал служить в рижском кафедральном Христорождественском соборе. Был редактором журналов «Вера и жизнь» и «Tiziba un Dsihwe» (1922-1934). С 1923 г. стал членом Синода автономной Латвийской Православной Церкви, начальником Миссионерского стола (отдела) при Синоде. Преподавал литургию, богословие и сектоведение в Рижской ДС (1926-1936). В 1929 г. стал настоятелем Христорождественского собора Риги. Был духовным руководителем «Единения русских православных студентов Латвии» (Рус. студенческое христианское движение).

http://pravenc.ru/text/182489.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Михаил» найдены статьи: МИХАИЛ Лисицын (19 октября 1862 – 26 февраля 1918), священник, священномученик (пам. 26 февраля, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и 15 сентября – день памятм новомучеников Кубанских) МИХАИЛ († 6.05.1402), еп. Смоленский (зима 1382/83 - весна 1396), свт. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых , в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) МИХАИЛ (между 1397 и 1400 (?) - 1471 (?)), прп. (пам. 11 янв.; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Христа ради юродивый, Клопский МИХАИЛ Иванович Абрамов (1885-1937), прот., сщмч. (пам. 16 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Петрович Адамонтов (Адамантов) (1892-1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Павлович Белороссов (1869-1920), прот., сщмч. (пам. 14 нояб., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Николаевич Белюстин (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Александрович Березин (1889-1938), свящ., сщмч. (пам. 31 дек., в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Иванович Блейве (1873-1919), прот., сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе святых Эстонской земли и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Трофимович Богородицкий (1872-1937), прот., сщмч. (пам. 24 нояб., в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Николаевич Богородский (1878-1937), прот., сщмч. (пам. 4 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Константинович Богословский (1883-1940), прот., сщмч. (пам. 15 марта; в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Константинович Борисов (1866-1942), прот., сщмч. (пам. 22 мая, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/Михаил.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (до 2013 г. Собор новомучеников и исповедников Российских; воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января) ВЛАДИМИР Амбарцумович Амбарцумов (1892-1937), прот., сщмч, (пам. 23 окт. в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВЛАДИМИР Белозёров († сент. 1918), свящ., сщмч. (пам. 7 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович, 1848-1918), митр., сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Самарских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих) ВЛАДИМИР Димитриевич Введенский (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР Феодорович Введенский (1869-1931), свящ., сщмч. (пам. 21 марта в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР Флегонтович Виноградов (1874-1919), свящ., сщмч. (пам. 9 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЛАДИМИР Михайлович Вятский (1879-1938), свящ., сщмч. (пам. 26 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российскихи и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЛАДИМИР Николаевич Дамаскин (1870 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 16 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР Петрович Двинский (1858 - 1918), диак., сщмч. (пам. 31 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР Филиппович Джуринский (1885-1920), прот., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР Федорович Дмитриевский (1876 - 1918), сщмч. (пам. 3 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ.

http://pravenc.ru/rubrics/128875_9.html

Нижний Новгород. Кафедральный собор Александра Невского (Новоярмарочный). Карта и ближайшие объекты В 1856 году нижегородское купечество обратилось с ходатайством о постройке нового собора на Нижегородской ярмарке к нижегородскому епископу Антонию, он же, в свою очередь, к губернатору А.Н. Муравьеву. Необходимые средства (454 тысячи 667 рублей 28 копеек) были собраны за 10 лет. Работы начались 19 сентября 1867 г. В 1869-70 гг. были возведены стены храма и сделано перекрытие. Высота собора достигает ок. 80 м. Внутренние работы продолжались до 1880 г. Кроме написанных московским иконописцем Ф.А. Соколовым икон в храм были привезены иконы из ликвидированного после пожара Макарьевского монастыря. Постоянного прихода у храма не было - его составляли приезжавшие на ярмарку купцы. Поэтому основное помещение было открыто только во время ярмарки, а зимой не отапливалось. Престолы собора – св. Александра Невского, свт. Николая и равноап. Марии Магдалины. В выступающем западном притворе, на хорах большого собора - зимняя отапливаемая церковь Макария Желтоводского и Унженского. Храм являлся местом встречи почетных гостей города - Августейшей фамилии, православных иерархов. В храме находилась чудотворная икона Божией Матери и Животворящий Крест Господень, к которым прибегали многие страдающие параличом и другими заболеваниями. В 1929 году храм был закрыт, ценности изъяты, а зимой следующего года по решению руководства Волжской флотилии иконостасы и все деревянные украшения собора пустили на дрова для обогрева местных домов. Прихожанам удалось спасти лишь несколько икон, в том числе икону Божией Матери и Животворящий Крест, находившиеся до последнего времени в Нижегородской Свято-Троицкой Высоковской церкви. Проект реконструкции бывшей ярмарочной территории, разработанный в конце 1920-х годов, предусматривал снос собора и возведение на его месте маяка с большевистским идолом - памятником Ленину. По воле Божией этот проект не был осуществлен, его выполнение ограничилось разборкой шатров в конце 1930-х годов. В дальнейшем здание собора использовалось под склады и частично под жилье. В многочисленных пристройках, окончательно обезобразивших собор, были размещены подсобные помещения, а также различные конторы, в подвалах находились склады.

http://sobory.ru/article/?object=01787

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010