Золотарев в своем мемуаре «Об одном вопросе о наименьших величинах» (литогр. 1868 г.; экземпляр сохранился в библиотеке проф. Поссе) решает задачу более общую, полагая σ равным какому бы то ни было данному числу, и приводит решение задачи к теории эллиптических функций. Работа, написанная юношею, только что сошедшим со студенческой скамьи, свидетельствует одинаково и о таланте автора, и о его глубоких познаниях в теории эллиптических функций. Она послужила З. в качестве диссертации pro venia legendi, и в 1868 г. он после публичной ее защиты был допущен к чтению лекций в университете. Преподавательская деятельность З. в Петроградском университете (в качестве приват-доцента (с 1868 до 1874 г.), штатного доцента (с 1874 до 1876 г.) и экстраординарного профессора продолжалась десять лет. С 1868 до 1873 г. З., кроме курса дифференциального исчисления для естественников, читал теорию круговых и эллиптических функций для математиков. Пишущий эти строки внимательно слушал лекции по теории эллиптических функций, читанные З. в 1872–73 гг. В то время как мемуар 1868 г. свидетельствовал об основательных познаниях З. в теории эллиптических функций в форме, данной Якоби, лекции 1872–73 гг. излагали теорию эллиптических функций, как частный случай общей теории абелевых функций, данной Вейерштрассом в его знаменитых мемуарах, т. е. вводили эллиптические функции, как частное от степенных строк A1, имеющих значение для всей области комплексной переменной. Начиная с 1873 г., на З. было возложено преподавание интегрального исчисления, и наконец в последний год своей преподавательской деятельности и жизни З. прочел курс введения в анализ (литогр. экз. сохранился у проф. Поссе). Курс этот представляет многие интересные особенности: подчеркнут основной характер понятий о целом положительном числе, о величине и отношении между величинами, с другой стороны – обращено внимание на условность законов действий. Подробно развита теория отношений по Евклиду, и несоизмеримое число прежде всего определяется, как отношение между несоизмеримыми величинами. С особенною точностью и подробностью излагается распространение теории функций показательной и логарифмической, тригонометрических и круговых на мнимые аргументы. В последние годы З. вел в университете также практические упражнения по интегральному исчислению, и эти занятия, благодаря внимательному отношению к студентам и интересу задач, имели весьма благотворное влияние на их участников, как об этом с благодарностью вспоминает академик А. А. Марков. Кроме университета, З. преподавал также в Строительном училище и в институте инженеров Путей Сообщения. В последнем с 1869 г. до самой смерти он читал курс аналитической механики; следом этого преподавания остался литографированный курс лекций (издание В. С. Гольденвейзера. СПб., 1876–77).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Скачать epub pdf Розанов, Николай Павлович Розанов , Николай Павлович, писатель, археолог; сын причетника, родился 27 апреля 1809 года в с. Сенине, Серпуховского уезда Московской губ.; умер в Москве 12 октября 1883 года и погребен на Пятницком кладбище. Образование получил в Московской духовной семинарии, по окончании курса в которой в 1832 году, по первому разряду, поступил на службу 7 октября 1835 г. в Московскую Духовную Консисторию и долгое время занимал там должность столоначальника (со 2 марта 1838 г.), а потом секретаря 1-й Экспедиции (с 9 декабря 1863 г.). С 1865 по 1874 г. он состоял делопроизводителем Московского Губернского Училищного Совета, а в 1867 г. был делопроизводителем учрежденного по Высочайшему повелению Комитета для составления церемониала погребения митрополита Филарета. Дослужился до чина коллежского советника. С ранней молодости история была любимым предметом Розанова и, поступив на службу в Консисторию, он отдался изучению Московской старины по бумагам богатого консисторского архива. Плодом усидчивых, долголетних занятий его явилась многотомная и ценная по содержанию «История Московского епархиального управления со времени учреждения св. Синода. 1721–1821 г.» (М. 1869–1871 гг.). Розанов был членом Московского Археологического Общества, Общества Истории и Древностей Российских при Московском университете и Общества Любителей Духовного Просвещения, и помещал в изданиях этих Обществ свои исследования и заметки. Ему принадлежали следующие статьи и работы: «Метрическая запись о рождении Филарета, митрополита Московского» («Современная Летопись» 1867 г., 45); «Встреча Московскому митрополиту Тимофею за сто лет тому назад» («Душеполезное Чтение» 1868 г., кн. 3); «Саввинское подворье и Московские преосвященные викарии» («Чтения в Обществе Истории и Древностей» 1868 г., кн. 4); «О времени благовеста при церквах в Москве в прошлом столетии и в настоящем» («Душеполезное Чтение» 1868 г., кн. 5); «О Московских городских кладбищах» (там же 1868 г., кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

1868 г. Начало нового 1868 г. ознаменовано было для меня тем, что я начал с этого времени употреблять очки 1 . От ежедневных занятий, с раннего утра и до поздней ночи, чтением книг и разного рода бумаг, а также писанием резолюций, писем и пр., зрение мое к концу минувшего года стало значительно ослабевать, а между тем к помощи стекол прибегать еще не хотелось. Но живший в Витебске и ко мне расположенный помощник попечителя Виленского учебного округа, действ. ст. сов. А. К. Серно-Соловьевич 2 на основании собственного опыта, настойчиво убеждал меня немедленно начать употребление очков, если я не желаю вовсе ослабить свое зрение. Вняв этому доброму совету, я призвал к себе Витебского окулиста Цвигмана и заставил его подобрать мне по глазам стекла. Подходящими, как нельзя лучше, оказались стекла 20-го concave (вогнутые). Когда я в первый раз надел себе на нос очки с такими стеклами, то я как будто бы совершенно прозрел, и в первое время не знал устали в чтении и письме. Письменные сношения в наступившем году особенно часты были с известным неутомимым деятелем на пользу церквей Западного края, Московским потомственным дворянином, И. И. Четвериковым 3 , который не только продолжал доставлять в Витебск собранные мною в Москве и оставленные там для исправления утварные и ризничные вещи, но и исполнял новые мои просьбы и разного рода поручения. 1-го Января И. Ив. извещал меня, что он надеется скоро послать мне колокол в 30 пудов взамен разбитого. От 6 ч. писал: «о. благочинный Платон Иванович Капустин 4 доставил ящик с сосудами, который послан вам с пассажирским поездом. Послано еще пять мест». При этом уведомлял, что цена колоколам в Москве по 15 руб. 50 к. за пуд, а старая колокольная медь, если променять ее на новый колокол, принята будет по 13 рублей, без промены 12 руб. 3-го числа, получил я из Москвы от Даниловского настоятеля и председателя Общества любителей духовного просвещения, о. архимандрита Иакова 5 , письмо от 23-го декабря минувшего года следующего содержания:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

А.А. Завьялов 1870 г. 11. -слушали дело об учреждении при женских монастырях воспитательных и благотворительных заведений. И, по справке, Приказали: В исполнение Высочайшей отметки на отчёте Могилёвского Губернатора за 1866 год, относительно устройства при женских монастырях учебных заведений для девочек, преимущественно духовного звания, сообщённой Г. Управляющим делами Комитета Министров Г. Синодальному Обер-Прокурору, в Декабре 1867 года, Святейший Синод, указом от 29 Февраля 1868 года, поручил Преосвященному Могилёвскому предложить женским монастырям вверенной ему епархии озаботиться принятием мер к осуществлению означенного предположения, если представится к тому возможность по имеющимся в монастырях средствам, и, с тем вместе, циркулярным указом от того же числа, предписал и прочим Епархиальным Преосвященным предложить женским монастырям в подведомственных им епархиях об исполнении, по возможности, означенного предположения. За тем, вследствие Высочайшей отметки на отчёте того же Губернатора за 1867 год, касательно неразрешения Могилёвским Епархиальным Начальством дела об учреждении при монастырях воспитательных и благотворительных заведений и затребованного по сему предмету отзыва от Г. Синодального Обер-Прокурора, для представления на Высочайшее благоусмотрение, Святейший Синод указом, от 29 Августа 1868 года, предписал Епархиальным Преосвященным о доставлении, в возможно непродолжительном времени, сведений о том: что сделано ими в исполнение циркулярного указа Святейшего Синода, от 29 Февраля 1868 года, относительно учреждения при монастырях учебных заведений для девиц или заведений благотворительных и в какой мере, по состоянию средств каждого женского монастыря в епархии, представляется возможным устройство таких учреждений. Из представленных, в исполнение сего, Преосвященными сведений видно, что при 36 монастырях и 5 общинах учреждено 38 училищ, 5 богаделен и 2 больницы и предполагается открыть ещё 3 училища (два по Киевской и одно по Тверской епархии). Никаких заведений, ни учебных, ни благотворительных, не учреждено и не предполагается учредить при 88 монастырях и 15 общинах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.А. Половцов Чаславский, Василий Иванович Чаславский , Василий Иванович, известный исследователь народного экономического быта; род. в 1834 году, происходил из старинного дворянского рода Смоленской губернии; по окончании курса в Смоленской гимназии в 1853 году поступил на службу в канцелярию местного губернатора. Во время Крымской войны он находился в рядах Смоленского ополчения и, в звании адъютанта, совершил с ним несколько походов. В 1857 году он снова поступил на гражданскую службу в канцелярию С.-Петербургского генерал-губернатора, а в 1861 году был мировым посредником на своей родине. С 1868 года В. И. начал службу в министерстве Государственных Имуществ, где до самой смерти занимал различные должности по сельскохозяйственному и статистическому отделам. В ночь с 18-го на 19-е июля 1878 года Чаславский выстрелом из револьвера лишил себя жизни. Свою научную деятельность Чаславский начал в 1868 году с исследования о положении малолетних преступников и с составления проекта организации колонии для них; в этом году С.-Петербургский тюремный комитет объявил конкурс на премию в 1000 червонцев за лучшее сочинение об устройстве такой колонии. В. И. представил сочинение на эту премию, и хотя ее не получил, но все-таки принял горячее участие в этом деле. С 1870 года он в продолжение двух лет состоял директором тюремного комитета и в то же время был первым секретарем, а впоследствии почетным членом общества земледельческой колонии, основанной отчасти по его инициативе. В том же 1868 году Чаславский поместил в журнале «Сельское хозяйство и лесоводство» статью «О земледельческих колониях и ремесленных приютах». В ней он статистическими данными, собранными в разных государствах, выяснил, какое огромное влияние на развитие преступных наклонностей оказывает бедность и дурная нравственная атмосфера, в которой находятся дети, не имеющие родителей или имеющие родителей порочных. Для борьбы с этим злом он указывает как на единственное средство, практикуемое в Западной Европе, – на устройство земледельческих колоний и ремесленных приютов, которые давали бы детям нравственное и вместе с тем практическое воспитание.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Апрель 9 апреля 1868 г. 9 апреля 1868 г. Благодарю Всемилостивого Спасителя моего, даровавшего мне благодать совершить непреткновенно Божественную литургию и причаститься неосужденно Божественных и Животворящих Его Таин, умиротворившего и укрепившего меня духовно и телесно. Радоница. Поминаний было 140 списков. 1-й класс – то есть 1-ю перемену, в VI классе прослужил. На 2-й – в V классе читал слово на Святую Пасху митрополита Григория 36 и Католическую мессу. Мног мир исполняющим закон Твой, Господи! Благо работать Тебе, Господи! А удовлетворять стремлениям греховного сердца нашего – пагубно. Беспокойство, страх, огонь, теснота, бесчестие лица, ожидание суда грозного. Если бы свой повенчал, то более от души бы пожелал добра молодым. Так говорила мне одна женщина родственница, увидев, что брак шурина венчал не я, а посторонний священник. Да, я должен всякого венчать, как своего родного, как желал бы, чтобы венчали меня. Я так много тебе одолжен, ты так много для меня сделал, что я не могу ни в чем отказать тебе, не могу обидеться, оскорбляться на тебя, хотя бы ты и жестоко поступал со мною. Так говорят облагодетельствованные благодетелю. Кто же у нас больший благодетель, как не Господь Иисус Христос , создавший, искупивший, промышлявший непрестанно о нас? И откажемся ли мы исполнять Его святые заповеди, в исполнении которых состоит долг наш, наша благодарность к Нему? И так как Он никаких даров от нас не требует, яко Бог, все содержащий, и вместо Него повелел нам отдавать долги любви и благодарности братьям нашим, например бедным, которые Его члены, – то не пощадим нашего достояния для бедных, будем уделять ежедневно лепты для них и этой добродетели милостыни будем держаться до гроба, да милостива обрящем Господа в день Суда. Суете работаем усердно, много и долго, а Господу Богу – мало, холодно, лениво и торопливо. Службы совершаем поспешно, а на вечеринках, в театрах, клубах и пр. готовы ночи просиживать. Высунул голову из вагона и глаз засорил – не зевай, в сторону не смотри, особенно там, где сильное стремление ветра и пыли. На воде безопасно. Так и в духовном отношении: не зевай, когда служишь Богу, не развлекайся сторонними мыслями, иначе мысленный ветер – злой дух, засорит мысленное око, – к Богу единому зри.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Будилович А. С. Будилович Антон Сем., ректор Юрьев. университета, заслуж. орд. профессор, почетный член Спб. дух. академии и член мн. др. уч. обществ, выдающийся ученый (славист) и достойно стяжавший славу замечательного администратора-педагога. Родился в священн. семье 24 мая 1846 г. в с. Комотове Гродненской губ.; воспитывался в Литовской дух. семинарии и Спб. университете по историко-филологич. факультету (1868 – 1867 гг.), где обнаружил большие способности и любовь к науке, и еще будучи студентом, уже печатал серьезные статьи (напр., по поводу съезда в 1867 г. славян); окончил курс кандидатом с награждением золотою медалью за сочинение на предложенную факультетом тему: «О литературной деятельности М. В. Ломоносова» Спб. 1869 и 1871. Монография эта, встретившая почетный прием на страницах период. издания Импер. Академии наук и сразу обратившая внимание на даровитого молодого ученого, сохранила свое важное значение и до настоящего времени. 1868-й год А. С. провел в заграничном путешествии по Франции и Германии. Затем он был оставлен при родном университете для приготовления к професс. званию по слав. филологии (1868–70). Это был старший, по времени, пионер в длинной и славной плеяде русских славистов из школы И. И. Срезневского и Вл. И. Ламанского, воспитавшихся в Спб. университете и занявших впоследствии кафедры славяноведения в др. русск. университетах. В то же время, А. С. занял, по конкурсу, кафедру преподавателя славянских наречий сначала в Спб. дух. академии (1869–72), а несколько позже и в Спб. Историко-­филологическим институте (1871–72) и принимал деятельное участие в современной литературе в области славистики. Тогда же А. С. написал и защитил магистерскую диссертацию, под заглавием: «Исследование языка древне-славянского перевода XIII слов Григория Богослова , по рукописи Имп. Публичн. Библиотеки XI века» (Спб. 1871). Затем, в 1872–75 гг. А. С. совершил ученую командировку и побывал в Австро-Венгрии, Германии и Турции в видах изучения славян. наречий, а также этнографии и литературы обитающих в тех странах славян.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Июнь 30-го июня 1868 г. 30-го июня 1868 г. Многомилостиве Господи, благодарю Тя, яко услышал еси молитву мою и внял еси желанию сердца моего о непреткновенном, искреннем, в силе и истине совершении литургии; благодарю Тя, яко вся козни врага, сильные и злые, в ничто обратил еси; благодарю Тя, яко во время литургии даровал еси мне омытися слезами покаяния и умиления и всю литургию совершить с силою и воплем крепким сердца (крепким воплем сердечным) и причаститься неосужденно Святых Таин; и благодарственный молебен совершить горящим сердцем; благодарю Тя, яко в литургии Твоей мне и очищение грехов, и освящение, и мир, и дерзновение, и силу, и здравие мне всегда подаеши и совершенно меня оживотворяеши, Господи! О, какие сладкие слезы ты даровал мне сегодня во время литургии, какое громогласие, какую музыкальность в голосе! На удивление всем, и певчие пели великолепно, в высшей степени стройно и музыкально! Слава Тебе за все, Господи! Даждь мне и нам всем славити Тя многие лета, наипаче сердцем и жизнию, делами! Итак, сколько враг ни старался поглотить меня, а Ты, Владыко мой всесильный, разрушил все козни его, и избегох из руку его. За дар слез благодарю Тебя, Милость моя! Господи! Исповедую пред Тобою, яко не на даче, не в лесу жизнь и здравие и крепость духовных и телесных сил, а у Тебя – во храме, наипаче в литургии и в Животворящих Твоих Тайнах! О, величайшее блаженство, Святые Тайны! О, живот дающие Божественные Тайны! О, любовь неизглаголанная, Божественные Тайны! О, промышление чудное и непрестанное Господа Бога о спасении и обожении нашем – Божественные Тайны! О, предобручение вечной жизни – Божественные Тайны! Владычице моя, Пресвятая Богородице! Тебе я молился пред литургиею, да испросиши мне благодать совершить ее с силою многою, во славу Божию, во спасение мира и мое собственное! Ты все устроила во благо! Благодарю Тебя, всеблагая Скоропослушнице, упование непостыдное! Не от избытка ли сердца, любви, благодарности, заботливости родственной говорят уста сестры твоей Анны Константиновны, льются такие ласки, услуги? Вот у тебя нет избытка любви к ней, уважения, благодарности, заботливости – и ты больше молчишь, и трудно для тебя слово ласковое от души сказать. Почувствуй хоть отныне искреннюю благодарность и любовь к сестре, да и ко всем сестрам и братьям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

(К столетию со дня его рождения 26 августа 1797–1897 г.) Бог… человеку благу пред лицем Его даде мудрость, и разум (знание), и веселие. Еккл.2:26 Когда в 1868 году митрополит Иннокентий ехал из восточной Сибири на свою новую кафедру – в Москву, то слава его, как апостола – просветителя Сибири и Америки гремела уже давно повсюду, достигла и Москвы; но далеко не всем Москвичам известен был их новый митрополит лично. А потому естественно многие живо интересовались знать, что за личность – новый Московский митрополит, преемник знаменитого Филарета, едва не полвека мудро, искусно и твёрдо державшего в своих руках кормило управления Московской епархией с её многочисленным и разнообразным населением, с её многоразличными и многосложными учреждениями, в том числе с высшим рассадником духовного просвещения – академией. В удовлетворение столь естественного любопытства, тогдашний епископ Енисейский Никодим Казанцев (†1874) от 4 мая означенного 1868 года из Красноярска писал одному Московскому протоиерею следующее: «Я не писал на два ваши письма, потому что ждал Московского владыку 1 . Этот муж прямой и правый. Апостольские подвиги его известны всей России. Увидеть их близко и Москва. Он не имеет блестящего академического образования: но пусть не обманываются гордые академисты. И без академии иногда много знают… Преосвященный Иннокентий – любимый ученик (по духу) митрополита Филарета. Он без сомнения будет подражать ему в чём и елико можно… Полагаю, что владыка будет доступен, потому что он прост; и будет внимателен к просящим, потому что любить правду паче и выше всего. Думаю, что владыка недоступен лести и льстецам: пусть остерегутся лицемеры и двоедушные. Ему 71 год; но он бодр и пользуется здравием телесным 2 ». – В этих немногих словах схвачены почти все существенные черты характера и отношений архипастыря Московского, столетие со дня рождения которого исполнилось 26 августа сего года. Рождённый и воспитанный в Сибири, большую и лучшую часть жизни своей также проведший в Сибири и Америке, при условиях, совершенно иных, нежели какие были действующими для лиц его положения в Европейской России, высокопреосвященный Иннокентий, неожиданно и для него самого и для многих других, Высочайшим повелением 5 января 1868 года, из архиепископа Камчатского, Алеутского и Курильского, переименовывается в митрополита Московского и Коломенского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРИНСКИЙ Михаил Иванович (4.11.1840, Москва - 20.06.1917, Вятка, ныне Киров), философ, проф. СПбДА. Род. в семье священника, благочинного Ивановского сорока. После окончания духовного уч-ща в 1852 г. поступил в МДС, в 1858 г.- в МДА, где в наибольшей степени испытал влияние профессора метафизики и истории философии В. Д. Кудрявцева-Платонова . Окончил академию 4-м по списку магистром богословия XXIII курса, защитив дис. «Египетские иудеи при Птоломеях». В переработанном виде она была опубликована в ж. «Христианское чтение» (1870). С 4 янв. 1863 по 1865 г. профессор гражданской истории и греческого (с 1863 латинского) языка в Вифанской ДС. Был избран членом Педагогического и распорядительного собрания правления семинарии. 13 янв. 1865 г. К. благодаря своим научным способностям был переведен в МДС на должность профессора лат. языка, логики и психологии. С 1867 г., после преобразования семинарии по новому уставу, он также преподавал педагогику. В 1868 г., согласно прошению, К. был перемещен на кафедру лат. языка. С 15 авг. 1869 г. К.- доцент вновь открытой (согласно академическому уставу 1869) кафедры метафизики СПбДА. Он получил эту должность во многом благодаря ходатайству проф. И. А. Чистовича , к-рому было поручено рассмотрение программ, представленных кандидатами на вакантную после смерти в 1867 г. проф. В. Н. Карпова кафедру логики и психологии,- А. Е. Светилиным (преподавателем СПбДС) и К. На кафедру был избран первый кандидат, но вместе с тем 9 июня 1868 г. конференция СПбДА постановила, учитывая особую способность К. к «разбору метафизических вопросов», назначить его на открывающуюся кафедру метафизики без конкурса ( Миртов. 1913. С. 37-38). Еще в 1868 г. конференция СПбДА обратилась в Синод с ходатайством направить К. в командировку в Германию для ознакомления с методикой преподавания философии в университетах и для более качественной подготовки к предполагаемой деятельности в академии. Ходатайство не было удовлетворено до утверждения нового академического устава. 11 июня 1870 г. совет СПбДА вновь обратился в Синод с ходатайством «о командировании г. доцента М. И. Каринского в Германию для посещения лекций профессоров философии в тамошних университетах, преимущественно в Гёттингенском и Йенском». 30 нояб. 1870 г. на это ходатайство последовало разрешение Синода, к-рый выделил К. для проживания за границей 1500 р.

http://pravenc.ru/text/1681045.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010