Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Романович (Рейнович) Сарв (22.02.1867, имение Каролен (Карула) Верроского у. Лифляндской губ.- 3.12.1937, г. Тихвин Ленинградской обл.), сщмч. (пам. 20 нояб., в Соборе С.-Петербургских и Ладожских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. Из бедной крестьянской семьи правосл. эстонцев. В 1888 г., по окончании Рижской ДС, определен псаломщиком в Феннернский приход Керкауского благочиния (ныне пос. Вяндра, Эстония). В 1890 г. переведен в Покровский храм в Каролене. 18 окт. того же года после бракосочетания с дочерью настоятеля церкви погоста Ольгин Крест Гдовского у. С.-Петербургской епархии определен на священническую вакансию к этому храму. 19 нояб. рукоположен во иерея. В янв. 1896 г. по прошению в связи с желанием получения высшего богословского образования переведен в С.-Петербург священником храма греч. посольства (с офиц. причислением к клиру Входоиерусалимской Знаменской ц. С.-Петербурга). Преподавал Закон Божий в образцовом приюте барона Штиглица, в Никольском 2-классном жен. уч-ще, в школе при Императорском жен. патриотическом об-ве, в городских начальных уч-щах. В 1898 г. поступил вольнослушателем в СПбДА, к-рую окончил в 1902 г. кандидатом богословия. 6 (по др. данным, 9) марта 1904 г. назначен штатным священником Преображенской ц. за Московской заставой (на Забалканском, ныне Московском, проспекте). Руководил местным Вонифатиевским об-вом трезвости и церковноприходской школой. 20 нояб. 1912 г. определен настоятелем Преображенского храма. В 1917 г. возведен в сан протоиерея. В 1927 г. был выслан из Ленинграда в Тихвин. Служил в кладбищенском храме во имя св. Иова. 6 янв. 1934 г. арестован в числе др. священнослужителей и членов церковного актива по делу проживавшего в Тихвине Кирилловского еп. Валериана (Рудича) . Отверг обвинения в «ведении контрреволюционной пропаганды», отказался давать показания против других обвиняемых. В кон. февр. освобожден из тюрьмы. 3 марта 1934 г. решением Судебной коллегии ОГПУ приговорен к 3 годам ИТЛ условно. Вскоре был назначен благочинным тихвинских приходов.

http://pravenc.ru/text/469199.html

М.Н. Боголюбов Страны Дальнего Востока в восприятии русского миссионера (По дневникам и статьям архимандрита Сергия (Страгородского) – впоследствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси) Н. А. Самойлов Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий – один из наиболее известных деятелей Русской Православной Церкви XX века. Ему суждено было стать ее предстоятелем в трагический момент истории Православия в России, и он безропотно и с достоинством нес этот тяжелейший крест. Родился будущий Патриарх, носивший в миру имя Ивана Николаевича Страгородского, в Арзамасе, в семье священника Арзамасско-Алексеевского монастыря о. Николая Ивановича Страгородского 11 января (ст. ст.) 1867 г 162 . Из рода Страгородских вышло много священнослужителей, семья отличалась патриархальными нравами и церковным укладом жизни. Неудивительно поэтому, что юный Иван Страгородский решил поступить в Нижегородскую Духовную Семинарию, а затем – в 1886 г. – в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Решив всецело посвятить себя служению Богу, он 30 января 1890 г. принял монашеский постриг, став иноком Сергаем. Небесным покровителем его был валаамский чудотворец преподобный Сергий. В XX в. Сергий (Страгородский) занимал важнейшие посты в иерархии Русской Православной Церкви. В 1901 г. он стал ректором Петербургской Духовной Академии и в том же году был возведен в сан епископа Ямбургского. В 1903–1905 гг., в связи с болезнью Митрополита, временно управлял Санкт-Петербургской епархией. В 1905 г. епископ Сергий был возведен во архиепископа Финляндского и Выборгского. В 1917 г. возведен в сан Митрополита и вскоре занял Нижегородскую кафедру. 27 апреля 1934 г. ему был присвоен титул Блаженнейшего Митрополита Московского и Коломенского. С декабря 1925 г. Митрополит Сергий являлся Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, а с 1937 г. – Патриаршим Местоблюстителем. 22 июня 1941 г. Митрополит Сергий обратился с хорошо известным посланием к духовенству и верующим, в котором призвал всех сограждан встать на защиту Родины и отдать все свои силы изгнанию немецко-фашистских оккупантов из пределов Отечества. Он лично возглавил патриотическую работу Русской Православной Церкви по сбору средств на нужды обороны и своими проповедями и посланиями способствовал укреплению духа народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (до 2013 г. Собор новомучеников и исповедников Российских; воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января) МАГДАЛИНА (Забелина Мария Сергеевна; 1863 - 1931), монахиня, прмц. (пам. 25 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Гневушев Михаил Васильевич; 1858 - 1918), еп. Вяземский, викарий Смоленской епархии, сщмч. (пам. 22 авг., в Соборе Липецких святых, в Соборе Московских святых, в Соборе Нижегородских святых, в Соборе Смоленских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ Федорович Квиткин (1882 - 1931), прот., сщмч. (пам. 23 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ Арсеньевич Соловьёв (1876-1937), свящ., сщмч. (пам. 16 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Миронов Макар Федорович;1878 - 1938), иером., прмч. (пам. 23 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Моржов Михаил Степанович; 1872 - 1872), иером., прмч. (пам. 28 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Смирнов Михаил Ефимович; 1877-1937), иером., прмч. (пам. 16 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Телегин Павел Николаевич; 1876 - 1922), иером., прмч. (пам. 13 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЯ (Сапрыкина Прасковья Афанасьевна; 1867-1938), монахиня, прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКСИМ Петрович Богданов (1885-1938), свящ., сщмч. (пам. 19 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКСИМ (Попов Мефодий Григорьевич; 1876-1934), иером., прмч. (пам. в Соборе Архангельских святых, в Соборе Уфимских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКСИМ (Жижиленко Михаил Александрович, 1885-1931), иосифлянский епископ Серпуховской, сщмч. (пам. 22 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/128875_19.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Православное учение о спасении «Православное учение о спасении» архим. Сергия (Страгородского), впоследствии митрополита и патриарха — книга, которая серьезно повлияла на православное богословие ХХ века. Схоластическое богословие, оказавшее влияние и на православную мысль, создало теорию «сатисфакции», которая носила юридический характер. Эта теория рассматривала тайну спасения формально, по образу и подобию правовых отношений (удовлетворение гнева Божьего через искупительную смерть Христа, через добрые дела и заслуги верующих). Архим. Сергий Страгородский показывает, что спасение — это не однократный акт, но вся жизнь верующего, которая сопровождается нравственным перерождением личности, является путем спасения. Архимандрит Сергий (Страгородский) Православное учение о спасении. Биография СЕРГИЙ (Иван Николаевич Страгородский), Патриарх Московский и всея Руси (1867-1944), рус. правосл. церк. деятель и богослов. Род. в Арзамасе Нижегородской губ. в семье священника. Окончил СПб. ДА (1890), приняв на последнем курсе монашество. В 1890-93 трудился на миссионерском поприще в Японии. По возвращении из Токио в течение 9 мес. вел курс Свящ. Писания НЗ в СПб. ДА, а затем был направлен архимандритом посольской церкви в Афины. В 1895 С. защитил магистерскую дисс. «Правосл. учение о спасении» (Серг. Пос., 1895), к-рая сразу же выдвинула его в первый ряд рус. богословов. В 1899 стал инспектором, а через год ректором СПб. ДА. В 1901 был хиротонисан во еп. Ямбургского. К этому периоду относится его участие в Петерб. религ. – филос. собраниях, организованных В 1905 С. назначен архиеп. Финляндским и Выборгским (с 1911 – член Свят. Синода). В 1917 переведен на Нижегородскую кафедру. Принимал участие в Поместном соборе Рус. Правосл. Церкви. С 1927 С. как заместитель Патриаршего местоблюстителя посвятил себя делу урегулирования отношений между Церковью и сов. правительством. В период 1934-43 возглавлял Рус. Правосл. Церковь как Патриарший местоблюститель. Во время Второй мировой войны С. вдохновлял патриотич. деятельность своей паствы. В 1943 на соборе епископов С. был избран Патриархом Московским и всея Руси. Краткое содержание

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=779...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Труды по истории древней Церкви «К вопросу о философии Эригены. К истории арианского спора. Происхождение монофизитства» — собрание работ выдающегося историка Церкви Бриллиантова, ученика Болотова. Работы касаются как конкретных исторических проблем, так и общих богословских и философских вопросов. Несколько работ касаются проблемы христианского единства, в частности филиокве, древним разделениям — монофизитству, арианству. В собрание вошли следующие работы: К вопросу о философии Эригены Происхождение монофизитства К истории арианского спора до I Вселенского собора Почему созванный в Никее собор сначала предполагалось собрать в Анкире? Рецензия на книгу: Проф. А. Спасский. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени). Рецензия на книгу: И. Троицкий. Обозрение источников начальной истории египетского монашества Исследование. Сергиев Посад, 1907 (400 + III стр.). К вопросу о бенедиктинских изданиях творений св. отцев «Рецензия на книгу: История христианской Церкви. I Выпуск второй. Эпоха Вселенских соборов ? и разделения Церквей (313–1054). Рецензия на книгу: Дюшен Л. История древней Церкви. Приложения К характеристике ученой деятельности профессора В. В. Болотова как церковного историка († 5 апреля 1900) Профессор Василии Васильевич Болотов. Биографический очерк Труды проф. В. В. Болотова по вопросу о Filioque и полемика о его «Тезисах о Filioque» в русской литературе К вопросу о Filioque Труды по истории древней Церкви К вопросу о философии Эригены. К истории арианского спора. Происхождение монофизитства От Издательства Очерк жизни и трудов А. И. Бриллиантова (1867–1933 (1934?)), замечательного русского историка Церкви и богослова, дан нами в первой книге его церковно–исторических сочинений (см.: «Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 г. О месте кончины и погребения св. Максима Исповедника». СПб., 2006. С. 5–30) с приложением списка основных исследований ученого, включая неопубликованные и хранящиеся в настоящее время в его архибе. Поэтому читателей, интересующихся биографией А. И. Бриллиантова, мы Отсылаем к указанному изданию, а также к обширной статье А. Г. Грушевого «А. И. Бриллиантов: история Церкви и византиноведение в трудах ученого» в сборнике «Мир русской византинистики» (СПб., 2004). В самом конце нашего биографического очерка дается также обоснование издательской концепции публикации двух томов сочинений А. И. Бриллиантова и анонсируются готовящиеся к выходу в свет другие его работы. Предполагая, что не у всех читателей, приобретших вторую книгу, окажется на руках и первая (ибо обе книги имеют самостоятельное значение и никак не зависят друг от друга), мы еще раз приведем здесь заключительные строки вступительной статьи к первому тому:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=108...

Серафим (Александров Димитрий Александрович), митр.·б. Казанский и Свияжский Родился 19 октября 1867 года в Саратовской епархии. Окончил Саратовскую духовную семинарию. С сентября 1889 года – помощник Саратовского Епархиального миссионера. В 1890 году рукоположен во диакона. В 1891 году посвящен во священника. В 1894 году – Самарский епархиальный миссионер. В марте 1909 года перешел на епархиальную службу в Полоцкую епархию, где определен священником Витебской Рынково-Воскресенской Церкви. В том же месяце назначен сверхштатным членом Полоцкой духовной консистории. С 1910 года – противо-раскольнический миссионер Оренбургской епархии. 14 дек.1914 года хиротонисан во епископа Кустанайского, вик. Оренбургской епархии. По рукописным данным, хиротонию совершали: епископ Мефодий Оренбургский с епископом вик. Дионисием в г.Оренбурге. С 24 марта 1916 года – епископ Челябинский. Участник Священного Собора 1917/1918 гг. в Москве, на котором был секретарем Соборного епископского совещания. С 19 марта 1918 года – епископ Полоцкий и Витебский по сентябрь 1918 г. С сентября 1918 года управлял Тверской епархией. С 1919 г. – епископ Тверской и Кашинский (правящий). С 1920 года – член Священного Синода. В 1922 году возведен в сан архиепископа. 24 марта 1924 года возведен в сан митрополита. С 18 мая 1927 года – постоянный член врем. Патриаршего Священного Синода. С 15 июня 1928 года – митрополит Саратовский. 1932–1933 гг. – участник зимней сессии. С II августа 1933 года – митрополит Казанский и Свияжский. 26 декабря 1934 года награжден правом предношения креста за богослужением. 15 ноября 1936 года уволен на покой. Скончался в 1938 году. Митрополит Серафим принадлежал к числу тех архиереев, которые в сентябре 1923 года еще верили в возможность соединения с обновленцами. По благословению Патриарха Тихона он, вместе с архиепископами Иларионом (Троицким) и Тихоном (Оболенским) сделали последнюю попытку достигнуть примирения и вели переговоры с обновленческим митрополитом Евдокимом, а в конце сентября 1923 года архп. Серафим на собрании двадцати семи епископов в Донском монастыре делал доклад о результатах переговоров. Результаты оказались неутешительными, – митр. Евдоким требовал отказа Патриарха Тихона от управления, – и епископы большинством голосов (при закрытой баллотировке) провалили проект соединения с обновленцами. При этом, во время прений, епископ Амвросий (Полянский), с неодобрением отметил, что докладчик называл вождя обновленцев Евдокима – Высокопреосвященнейшим Митрополитом. «Для меня и, наверное, для других здесь присутствующих Евдоким не митрополит, а бывший архиепископ”, – подчеркнул он.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Череповец. Собор Троицы Живоначальной. Троице-Сергиевский собор, Троицкий собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Кирпичный храм, выстроенный в 1758-1781 гг. Располагался к юго-западу от Воскресенского собора. Первоначально двухэтажная одноглавая постройка с Сергиевским престолом внизу и Троицким вверху. В 1792 г. пристроена трехъярусная колокольня в стиле классицизма, в 1807 г. северный придел Кирилла Новоезерского, в 1885 г. Троицкий придел перенесен на первый этаж. В 1933 г. разобрана колокольня, в 1934 г. храм закрыт, использовался в хозяйственных целях. Решение о сносе принято в 1947 г., сломан в начале 1950-х гг. По материалам сайта " Храмы России " В 1758 году игумен Феофилакт испросил у епископа Вологодского и Белозерского Серапиона благословенную грамоту на сооружение теплой каменной церкви с трапезою и разрешение на сбор подаяний на эту постройку иеродиакону монастыря Софронию. В 1761 году игумен Феофилакт и строитель монастыря крестьянин Иван Семенов заключили договор с крестьянином Ярославского уезда Иваном Федоровым на постройку каменной церкви по образцу храма ярославского Афанасьевского монастыря “за сто рублей на монастырских харчах”. Престол теплого храма во имя преподобного Сергия Радонежского освятили в том же году. В 1763 году вновь заключили договор с тем же крестьянином на надстройку второго этажа над Сергиевской церковью за шестьдесят рублей. Второй холодный престол, по монастырской традиции посвященный Троице, освятили лишь в мае 1781 года, уже после упразднения монастыря. С упразднением монастыря строительство еще более оживилось. В 1792 году по резолюции митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила в ответ на просьбу прихожан при Троице-Сергиевской церкви, встык с ней, выстроили каменную трехъярусную колокольню, увенчанную конусовидным куполом и главкой со шпилем. В куполе поместили часы с боем. На площадке звона размещалось семь колоколов, из них самый большой весил семьдесят семь пудов. На нем была чеканная надпись, которая читалась частично: “…при благополучной державе… Екатерины Алексеевны…”. Позже, в 1867 году, “иждивением” прихожан был куплен колокол весом 251 пуд 30 фунтов. Язык его весил 81,5 пуда. На поверхности были чеканные изображения Воскресения Христова, Святой Живоначальной Троицы, преподобных Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского.

http://sobory.ru/article/?object=39903

сост. и науч. ред. П.Б. Михайлов От составителя Святые Отцы – ключевое звено Священного Предания Церкви, исторически связующее нас со Христом. Они преимущественные носители и выразители Предания. Они причастники великого нетленного Света. Через их посредство мы приобщаемся к нему, хотя они не единственные, кто распространяет его в мире. Святые Отцы не только подтверждают подлинность и достоверность индивидуального духовного опыта, они соотносят частное с целым, индивидуальное с общим, уникальное с универсальным, наконец, временное с вечным. Поэтому слово Святых Отцов обладает исключительной силой. Целостность Предания – залог целостности христианства, обособившегося с течением истории в различных деноминациях или частных преданиях. Единство Предания, выразившееся в единомыслии Святых Отцов, оставляет христианам надежду на преодоление раздоров и разделений между ними перед лицом внешнего мира. Слово Святых Отцов по-новому зазвучало в XX в. – с этим тезисом вряд ли кто-нибудь будет спорить. В подтверждение можно привести хотя бы такие объективные факты, как успех многих грандиозных проектов, связанных с распространением святоотеческого наследия. Это в первую очередь касается изданий древних памятников на оригинальных языках. Здесь уместно упомянуть лишь серийные издания, за которыми стоит бесчисленное множество отдельных публикаций, опирающихся на труд многих поколений исторических, филологических и патрологических научных школ: «Патрологии» Ж.-П. Миня (греческая – PG, 161 т., 1857–1866; латинская – PL, 220 т., 1844–1864); венское собрание латинских авторов (CSEL, более 90 т., 1866-); берлинское собрание авторов первых веков (GCS, более 60 т., 1897-); парижское собрание восточных авторов (РО, более 50 т., 1903-); «Христианские источники» (SC, более 530 т., 1942-); латинская и греческая серии, издаваемые в Тюрнхауте (CCL, более 200 т., 1954-, и CCG, более 30 т., 1977-) и др. Это также касается систематических переводов святоотеческого наследия на современные языки. Приведем хотя бы самые выдающиеся примеры – монументальные серии, осуществленные начиная с середины XIX в.: перевод на русский язык «Творения Святых Отцов в русском переводе» (1843–1917), на английский – Early Church Fathers (1867–1886), на французский – Sources Chretiennes (1943-), на немецкий – Bibliothek der Kirchenvater (1911–1938), на итальянский – I classici cristiani (1928-), на голландский – Oud-christlijke geschriften in Nederlandische vertaling, на испанский – Scriptores ecclesiastici Hispano-Latini tam veteris quam medii-aevi (1934–1947) и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nas...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Сентября 4 (17) Священномученик Николай Лебедев Священномученик Николай родился в 1867 году в селе Лощемля Вышневолоцкого уезда Тверской губернии в семье священника Андрея Лебедева. По окончании Тверской Духовной семинарии он был рукоположен в сан священника. В тридцатых годах о. Николай служил в храме села Русская Кошева Краснохолмского района . Имел семью – жену, Прасковью Ивановну, двух сыновей и двух дочерей, но к началу тридцатых годов дети выросли и разъехались по другим городам. Чтобы не повредить им, о. Николай почти не переписывался с ними и адреса их скрывал от посторонних, говоря, что связи с ними не поддерживает. Даже супруга его жила не вместе с ним в селе, где он служил, а в Бежецке. Самому священнику в 1937 году исполнилось семьдесят лет, и можно было надеяться, что власти, учитывая возраст, не арестуют его. Однако для ареста и мученической кончины во время гонений ограничений в возрасте нет. Отец Николай был арестован 8 августа 1937 года и заключен в Бежецкую тюрьму. Через три дня следователь допросил священника. – Следствию известно, что вы являлись участником проводимых епископом Григорием Козыревым антисоветских собраний духовенства. Расскажите следствию, что вам известно об этих собраниях, и о вашем участии в них. – Мне лично пришлось за все время быть один раз на именинах епископа. Мы, священники, оживленно беседовали по разным вопросам, однако, произносились ли антисоветские речи, сказать не могу, так как не помню. – Расскажите следствию о характере ваших бесед у Фунтикова в 1934 году. – В 1934 году после церковного обхода по селу Узуниха Бежецкого района я со своим псаломщиком Ильей Ивановичем Фунтиковым зашел к нему. В беседе я сообщил как новость об убийстве Кирова. Причем подробностей разговора о Кирове не помню. Говорил я и об открытии советскими властями широкой продажи хлеба, причем высказал предположение, что несознательное население быстро разберет в запас хлеб и его снова временно не будет. Других разговоров я не вел. Ко мне как к священнику часто обращались верующие с жалобами на отсутствие хлеба в деревне и магазинах, на тяжесть налогов, интересовались, будет ли война и что пишут о ней в газетах. По всем этим жалобам я высказывал обращавшимся ко мне сочувствие и соболезнование и давал пояснения, что хлеба нет, потому что часть хлеба отправили в Испанию, а часть ушла на Красную Армию и подготовку к войне. По вопросу войны я говорил, что война против СССР готовится, но когда она будет, по газетам ничего не известно. Жалоб на колхозы ко мне не поступало.

http://fond.ru/kalendar/813/nikolay/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗЕЛЛИН [нем. Sellin] Эрнст Франц Макс (26.05.1867, Альт-Шверин - 1.01.1946, Эпихнеллен, близ Айзенаха), нем. протестант. библеист. Изучал богословие и древние вост. языки в ун-тах Ростока, Эрлангена и Лейпцига. После защиты диссертаций по морфологии евр. языка (Die verbal-nominale Doppelnatur der hebräischen Participien und Infinitive und ihre darauf bruhende Construction, 1889) и истории традиции псалмов (Disputatio de origine carminum, quae primus psalterii liber continet, 1890; опубл.: Erlangen; Lpz., 1892) преподавал в гимназии в Пархиме (ныне земля Мекленбург-Передняя Померания) (1891-1894), был репетитором (1894), приват-доцентом (1895) в Эрлангенском ун-те. С 1897 г. внештатный профессор Евангелического богословского фак-та в Вене, с 1899 г. профессор в Венском ун-те. З. был профессором в ун-тах Ростока (1908), Киля (1913), Берлина (с 1921 жил и преподавал в этом городе до увольнения на пенсию в 1935). З. принадлежат многочисленные публикации по истории Израиля и ветхозаветной лит-ры. Он первым среди нем. библеистов признал, что в работе необходимо использовать результаты археологических исследований Палестины (см. Археология библейская ). В 1901-1904 гг. при поддержке Австрийской имп. АН он возглавил экспедицию на Тель-Таанах в долине Изреель. Под патронатом нем. Восточного об-ва З. проводил раскопки Иерихона (1907-1909) и ветхозаветного Сихема (1913-1914; работы продолжались в 1926-1934). Он обращал первостепенное внимание на исследование архитектуры построек и фортификационных сооружений и не проводил необходимого анализа керамики. Было найдено 12 табличек с аккад. надписями (впосл. уничтожены во время бомбардировок Берлина). В работе «Введение в Ветхий Завет» (1910) ученый использовал метод лит. критики. Его книга о пророках (1912) содержит исследование истории их служения, описание представлений о мессианском времени, сравнение понятия о теофании в Библии и в ханаанской религ. традиции. З.- автор работ о Книге Иова (1919), о прор. Моисее (1922). В комментариях на книги малых пророков (1922) он критиковал распространенный в кон. XIX - нач. XX в. метод анализа пророческих текстов, при к-ром поздние добавления в библейский текст рассматривались как не имеющие ценности для понимания ветхозаветного пророчества.

http://pravenc.ru/text/199711.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010