Персонализм принадлежит к числу самых заметных течений в философской и богословской мысли ХХ столетия. При этом, если корни его уходят в XVII век – век формирования новых парадигм европейской философии, то, в свою очередь, нельзя забывать, что этот век заслужил в истории мысли имя «века Августина». В то же время среди древних авторов западной традиции блаженный Августин начал одним из первых активно осваивать термин persona, отдавая ему явное предпочтение перед всеми другими в своих триадологических и христологических трактатах. Поскольку сам автор, однако, нигде не дал исчерпывающего определения указанного понятия, то в рамках статьи предлагается гипотеза об особенностях его понимания блж. Августином. Гипотеза формулируется на основе анализа наиболее значимых в этом отношении сочинений блж. Августина – трактата «О Троице» (De Trinitate) и «Толкования на псалмы» (Enarrationes in Psalmos). Полученные результаты позволяют продемонстрировать, насколько значительно был переосмыслен этот термин в Новое время, в частности, в одной из первых русских персоналистических концепций, принадлежавшей В.И. Несмелову (1863–1937), а также выявить переломный момент в новом понимании этого термина, обусловленный ментальными процессами «века Августина». 1 Сведение в одну статью столь разделенных временем, культурой, языком, традицией авторов как блаженный Августин и Виктор Иванович Несмелов может показаться натяжкой, однако оно имеет свое обоснование. Если философия Нового времени с ее точкой зрения субъекта ведет происхождение от Декарта, то общим местом давно уже стало представление как об августинизме Декарта, так и о возникающих у самого Августина «преддекартовских» мотивах [Crouse 2008, 17], ср.: [Clark 1992, 86; Milano 1996, 289]. Одновременно нет необходимости доказывать, что несмеловская концепция человека, носящая на себе уже вполне определенные черты современного персонализма, при всей ее оригинальности во многом плод развития новой европейской философии. Таким образом, наметив эти важнейшие для дальнейшего рассмотрения «реперные» точки (блж. Августин – рождение новой европейской философии – концепция Несмелова ) постараемся зафиксировать происходящие в них события из истории мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Скачать epub pdf БОГОСЛОВСКО-ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ Епископ Константин (Горянов), ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии. РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ВИКТОРА НЕСМЕЛОВА Русский философ и богослов Виктор Иванович Несмелов (1863–1937) относится к категории тех незаслуженно преданных забвению мыслителей, память и творческое наследие которых следует возвратить отечественной культуре. Николай Бердяев подчеркивал, что особо печальным явлением русской интеллигенции является упорное нежелание знакомиться с зачатками своей философии. «В стороне стоит довольно крупная фигура Чичерина, у которого многому можно было бы поучиться. Потом Козлов, князь С. Трубецкой, Лопатин, Н. Лосский, наконец, мало известный В. Несмелов – самое глубокое явление, порожденное оторванной и далекой интеллигентному сердцу почвой духовных академий» 485 . Именно Несмелов является автором учения, которое по существу представляет первый систематический опыт философского обоснования православной антропологии. Он был одним из первых представителей того идеалистического движения в России, которое сводило всю проблематику философии к учению о человеке. И тем не менее, в силу исторических обстоятельств, жизнь и антропология Несмелова остается мало известной. До недавнего времени не было ни одного обстоятельного исследования, посвященного жизни и творчеству В. И. Несмелова. Однако сейчас интерес к Несмелову возрождается, о чем свидетельствуют конференции в Казани и диссертационные работы. Биографические сведения о нем также отличаются исключительной краткостью и неточностью. Как правило, указывались дата рождения, должность, главные труды и неправильный год смерти. Так, Р. Гальцева в «Философской энциклопедии» указывает дату смерти Несмелова – 1920 год. Это побудило автора настоящей статьи не только произвести исследование его антропологического наследия. но и составить биографию Несмелова на основании архивных дел Казанской духовной академии (хранящихся в 10-м фонде, описи 1 и 2, ЦГИА ТАССР г. Казани) и воспоминаний родственников. Результаты исследования наиболее подробно изложены в кандидатской диссертации на тему: «Русская религиозно-философская антропология на рубеже XIX–XX веков: В. С. Соловьев и В. И. Несмелов», защищенной в 1990 году в Московской Духовной Академии. Автору принадлежит первая публикация фотографии и биографии Несмелова в 5-м и 6-м номерах «Вестника Белорусского Экзархата» за 1990 год.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Содержание К истории изучения творческой биографии Н. А. Скабаллановича Научная разработка византийской истории XI в. Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава пятая Глава шестая Глава седьмая Глава восьмая Глава девятая Глава десятая Византийская наука и школы в XI веке О нравах византийского общества в Средние века Разделение церквей при патриархе Михаиле Керулларии Религиозный характер борьбы османских турок с греко-славянским миром Политика турецкого правительства по отношению к христианским подданным и их религии П. В. Безобразов. Византия в XI в. Т. Д. Флоринский. Новый русский труд по истории Византии     К истории изучения творческой биографии Н. А. Скабаллановича «Русская церковно-историческая литература чрезвычайно богата ценными работами монографического характера по всем отраслям и более или менее важным вопросам», 1  – имел все основания утверждать Η. Н. Глубоковский (1863–1937) – богослов, филолог, член-корр. Российской Императорской Академии наук и Болгарской Академии наук, блестящий историограф русской богословской науки. Успехи церковно-исторического направления были обусловлены, с одной стороны, процессом саморазвития русской богословской мысли, с другой – влиянием светской исторической науки, которая, в свою очередь, испытывала нужду в расширении поля исследований. «Церковная и светская наука здесь очень близки, так как переплетены во всей истории Византии, – писал проф. Η. Н. Глубоковский , – поэтому и академические профессора (т. е. профессора Духовных академий. – Г. Л.) даже по требованиям своей специальной кафедры вынуждались обсуждать светские темы». 2 В своих статьях, посвященных историкам Византийской церкви, мы неоднократно говорили о том, что лишь условно можно разграничивать светскую – университетскую – и церковно-историческую византинистику конца XIX – начала XX в. и вообще неправомерно противопоставлять одну другой. 3 К сожалению, такое противопоставление вошло в практику. При этом, если о В. Г. Васильевском и других основоположниках так называемой светской византологии в России никогда не забывали, то труды отечественных историков Византийской церкви в послеоктябрьский период фактически были исключены из историографии Византии. 4

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Эмиграция стала для заслуженного ординарного профессора Петроградской духовной академии Н. Н. Глубоковского (06.12.1863–18.03.1937) событием столь же неожиданным, сколь и неотвратимым. Находясь на вершине своей научной, педагогической и общественной деятельности, он уже начал мечтать «о самом маленьком и вполне законном положении – дотянуть до служебного 30-летия, немедленно выйти в отставку, на пенсию, переехать в Москву на какую-нибудь тихую окраину поблизости от книг, Академии, Университета, Румянцевского музея и т. д., и заняться там научными работами и богословским издательством». Но, продолжает ученый в своих воспоминаниях, во время большевистской революции «как-то неожиданно все сразу рухнуло...» 1 После закрытия в 1918 г. Петроградской духовной академии Глубоковский предпринимает попытку сохранить ее научный потенциал и выступает с проектом интеграции профессорской корпорации теперь уже бывшей академии в Петроградский университет. 2 Но, к сожалению, этим планам не суждено было осуществиться 3 . А когда вскоре «жить стало физически невозможно» 4 , ученый принимает приглашение читать лекции в Упсале (Швеция). Вернувшись в Петроград 10 декабря того же года, он попал, по своим собственным словам, «в бездну погибели»: «Просто нечего было есть и негде было взять» 5 . Несмотря на то, что Глубоковский одновременно работал архивариусом в Едином государственном архивном фонде (бывшие архив и библиотека Святейшего Синода) и младшим ассистентом в Петроградском университете 6 , ему назначают очень скудный «ученый паек», который он делит с женой, Анастасией Васильевной, исхудавшей до того, «что смотреть на нее было страшно» 7 . От ежедневного недоедания и он, и жена, которая «выглядела погибающей былинкой» 8 , оказались на пороге голодной смерти. Но смерть могла прийти и с другой стороны – «кругом буйствовал террор, и каждый звук автомобиля мог предвещать конец. Нельзя было забыться ни на час» 9 . Помня о зверской расправе над старшим братом Александром, преподавателем Уральского духовного училища, который был расстрелян большевиками в Уральске в июне 1919 г., Николай Никанорович не исключал подобной участи и для себя 10 . Осознавая весь ужас положения, он, тем не менее, не предпринимал попыток нелегального побега из Советской России – «жена просто была не способна двигаться» 11 . Как он вспоминал впоследствии, «ничего не оставалось, как подчиниться неизбежной участи и пассивным смертником ждать последнего конца. Я готов был «встать к стенке» и желал лишь одного, чтобы мы оба погибли вместе с женой, и она без меня не подвергалась истязаниям…» 12

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Содержание Профессор Николай Никанорович Глубоковский (1863–1937) Библиография основных трудов проф. Н. Н. Глубоковского I. Евангелия 1.1. Наименование Евангелий по самому значению этого священного термина и в приложении к устному и письменному благовестию о Христе-Спасителе 1.2. Надписания Евангелий 1.3. Четверичное число Евангелий 1.4. Историко-догматическое и законоположительное значение Евангелий ΙΙ. Синоптический вопрос и опыты его решения 2. 1. Синоптический вопрос 2. Опыты решения синоптической проблемы 2.1. Гипотеза устного первоевангелия 2. 2. Гипотеза письменного первоевангелия 2.3. Гипотеза взаимного пользования синоптиков 2.3.2. Как сложился синоптический повествовательный тип у Матфея и как Он отразился у Марка и Луки? 2.3.3. Теоретическое обоснование идеи взаимного пользования первых трех Евангелий в самой цели благовестия Христова 2.3.4. Взаимная зависимость и полная самостоятельность по происхождению всех Евангелий при воспроизведении целостного образа жизни и учения Христа Спасителя III Христос Спаситель и Его искупительное дело по изображению канонических Евангелий 3.1. Иисус Христос, как Мессия истинно обетованный и, следовательно, божественный, по Евангелию Матфея 3.2. Иисус Христос, как истинная и спасительная сила Божия, по Евангелию Марка 3.3. Иисус Христос, как божественный и спасительный примиритель всего человечества, по Евангелию Луки 3.4. Иисус Христос, как Бог Слово и Единородный от Отца, по Евангелию Иоанна     Профессор Николай Никанорович Глубоковский (1863–1937) Николай Никанорович Глубоковский родился 6 (19 по новому стилю) декабря 1863 года в селе Кичменгский городок Никольского уезда Вологодской губернии в семье бедного сельского священника Никанора Петровича Глубоковского. Фамилия Глубоковский происходила от названия озера Глубокое, на берегу которого стояла Глубоковская Спасо-Преображенская церковь  – в ней более 70 лет дед и прадед Николая Никаноровича служили дьячками. В большой семье, насчитывавшей пять братьев и две сестры, Николай был седьмым, самым младшим ребенком. В 1866 году, когда ему было два года, отец умер и семья оказалась в трудном положении: старший брат Петр учился на 5 курсе семинарии, сестры были не пристроены. К счастью, вскоре старшая сестра Анна вышла замуж; новый зять, священник Василий Михайлович Попов, проявил сострадание и вся семья переехала к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В.Алексеев, студент СПбДС Скачать epub pdf В декабре 2003 года в Санкт-Петербурге отмечалась знаменательная дата – 140-летие со дня рождения профессора Санкт-Петербургской Духовной академии, Санкт-Петербургского университета и академика Софийской Академии наук, доктора богословия Николая Никаноровича Глубоковского (1863–1937). Н. Н. Глубоковский родился 6/19 декабря 1863 года в селе Кичменгский Городок Вологодской губернии, в бедной многодетной семье священника. В двухлетнем возрасте он лишился отца. Начальное образование получил в Кобыльской церковноприходской школе (1870–1873), затем учился в Никольском Духовном училище (1873–1878), в Вологодской Духовной семинарии (1878–1884) и в Московской Духовной академии (1884–1889), которую окончил с исключительным успехом и был оставлен при ней профессорским стипендиатом по кафедре общей церковной истории. Его научными занятиями руководил известный историк Церкви профессор А. П. Лебедев , под руководством которого Н. Н. Глубоковский писал свое магистерское сочинение о блаженном Феодорите, епископе Кирском. В 1891 году Н. Н. Глубоковский представил в Ученый Совет Московской Духовной академии сочинение «Блаженный Феодорит , епископ Киррский» и был удостоен степени магистра богословия. С 1890 года преподавал в Воронежской Духовной семинарии, а в 1891 году переведен в Санкт-Петербургскую Духовную академию, на кафедру Священного Писания Нового Завета, со званием доцента. В 1897 году молодой ученый защитил в Московской Духовной академии докторскую диссертацию «Благовестие Апостола Павла по его происхождению и существу». В 1898 году Н. Н. Глубоковский был избран ординарным профессором Санкт-Петербургской Духовной академии. После закрытия Академии в 1918 году преподавал в Петроградском Богословском институте. В 1921 году эмигрировал в Финляндию, затем в Германию, в 1922 году – в Чехословакию, через год – в Сербию. С 1923 года вплоть до своей кончины 18 марта 1937 года известный и уважаемый ученый трудился на кафедре Священного Писания Нового Завета Софийского университета Болгарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

ГЛУБОКОВСКИЙ НИКОЛАЙ НИКАНОРОВИЧ декабря 2003 ГЛУБОКОВСКИЙ Николай Никанорович (1863-1937), рус. правосл. богослов, экзегет, патролог, историк Церкви, церковно-обществ. и экуменич. деятель. Род. в Вологодской губ., в семье бедного сел. священника. Окончил духовное уч-ще, Вологодскую ДС и МДА (1889). Начал печататься еще будучи воспитанником семинарии и студентом. После окончания МДА Г. был направлен в Воронежскую ДС. Из " Библиологического словаря " протоиерея Александра Меня ГЛУБОКОВСКИЙ Николай Никанорович (1863-1937), рус. правосл. богослов, экзегет, патролог, историк Церкви, церковно-обществ. и экуменич. деятель. Род. в Вологодской губ., в семье бедного сел. священника. Окончил духовное уч-ще, Вологодскую ДС и МДА (1889). Начал печататься еще будучи воспитанником семинарии и студентом. После окончания МДА Г. был направлен в Воронежскую ДС. Его магистерская диссертация (1890), посвященная блж. Киррскому, вызвала широкий отклик среди патрологов не только в России, но и за рубежом. Высокую оценку труду Г. дал Гарнак. В 1891 был приглашен на каф. Свящ. Писания в СПб.ДА, где и состоял э.орд. профессором (1894-1898), затем орд. профессором с 1898 до 1919, когда перешел в новообразованный Петрогр. богосл. ин-т. Одновременно преподавал и в Петрогр. ун-те. Докторскую диссертацию защитил в 1898 г. Она стала первой частью его работы об ап. Павле. С 1905 состоял ред. Правосл. богосл. энциклопедии (ПБЭ), для к-рой им были написано мн. статей. Принимал деятельное участие в преобразовании программ духовных школ, печатал в церк. журналах исследования и заметки на разнообр. темы, был членом Предсоборного присутствия РПЦ, почетным членом МДА и КДА, Лондонского библ. общества, зам. председателя Правосл. общества и др. науч. учреждений. Г. поддерживал контакты со мн. представителями зарубежной науки Гарнаком и др.), переводил их труды на рус. яз., участвовал в междунар. конференциях, читал лекции за рубежом. Работоспособность и энергия Г. поражали его современников. Среди коллег и студентов он оставил о себе память как о человеке большой сердечности и нравственной стойкости.

http://aquaviva.ru/news/av/?id=18627

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Соборы святых Русской Православной Церкви АНАСТАСИЯ Алексеевна Лебедева (1899 - между 1941 и 1945), мц. (пам. 29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНАСТАСИЯ († 1609 ?), игум. угличского в честь Богоявления Господня жен. мон-ря, прмц. ( пам. 19 марта., 10 апр., 22 дек. и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНАСТАСИЯ Николаевна (1901-1918), мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Санкт-Петербургских святых), великая княжна, младшая дочь святых мучеников имп. Николая II и императрицы Александры Феодоровны АНАСТАСИЯ КИЕВСКАЯ (Александра Петровна; 1838-1900), мон., основательница киевского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря, вел. кн. АНАТОЛИЙ Дмитриевич Ивановский (16 февраля 1863 – 30 октября 1918), священник, священномученик (пам. 17 октября, 6 сентября, в Соборе Вятских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) АНАТОЛИЙ Ананьевич Бержицкий (1873-1937), свящ., сщмч. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых) АНАТОЛИЙ Афанасьевич Левицкий (1894-1937), свящ., сщмч., (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ Авдеевич Правдолюбов (1862-1937), прот., сщмч. (пам 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_6.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИРАКЛИЙ ИССЫК-КУЛЬСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Присп. Ираклий Иссык-Кульский Ираклий Иссык-Кульский ( 1863 - 1937 ), схимонах , преподобноисповедник Память 28 мая , в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и новомучеников и исповедников Казахстанских и Алма-Атинских В миру Мотях Сергей , родился в 1863 году в Черниговской губернии в семье казака . Как сам старец впоследствии рассказывал, в монастырь его отдали еще совсем ребенком, и родителей своих он не помнил. Когда пришло время, послушник принял иноческий постриг с именем Иосиф. Поступил в Свято-Троицкую обитель на северном берегу озера Иссык-Куль . 25 марта 1905 года был пострижен в мантию с именем Ириней. Исполнял послушание звонаря и помощника эконома и вместе со своими духовными наставниками и братьями подвизался в добродетелях воздержания и послушания, в труде и молитве. В 1914 году вышел из монастыря и некоторое время нёс послушание в Верном (ныне Алматы , Казахстан ) на архиерейской даче, после чего вернулся в монастырь. Во время киргизского восстания в 1916 году участники бунта напали на Иссык-Кульский Троицкий монастырь. Часть братии, заранее уплыли на лодках на близлежащий остров, некоторые же, включая Иринея, остались в обители. 11 августа бунтовщики ограбили монастырь и зверски убили всех насельников, каких нашли. В живых остался лишь Ириней, благодаря тому что спрятался под тёсом колокольни. Спустя некоторое время принял великую схиму с именем Ираклий. Впоследствии всю свою жизнь он горячо молился за своих собратьев-мучеников, и каялся в том, что не пошёл с ними на эту Голгофу. После разгрома Иссык-Кульской обители оказался в Аксайском ущелье в скиту в урочище Кызыл-Жар , неподалеку от Верного. Там, вместе со своими сподвижниками иеромонахами Серафимом , Феогностом , Пахомием и Анатолием нёс он свой молитвенный труд. В одной из келий совершали подвижники Божественные службы. По воспоминаниям их духовных чад, старавшихся при каждой возможности приходить в скит, службы эти были необыкновенные: пели сами монахи, и пение это оставляло в душах молящихся с ними благоговейный трепет и радость, как будто стояли они не на земле, а на небе.

http://drevo-info.ru/articles/13673007.h...

Профессор Николай Никанорович Глубоковский (1863–1937) Николай Никанорович Глубоковский родился 6 (19 по новому стилю) декабря 1863 года в селе Кичменгский городок Никольского уезда Вологодской губернии в семье бедного сельского священника Никанора Петровича Глубоковского. Фамилия Глубоковский происходила от названия озера Глубокое, на берегу которого стояла Глубоковская Спасо-Преображенская церковь – в ней более 70 лет дед и прадед Николая Никаноровича служили дьячками. В большой семье, насчитывавшей пять братьев и две сестры, Николай был седьмым, самым младшим ребенком. В 1866 году, когда ему было два года, отец умер и семья оказалась в трудном положении: старший брат Петр учился на 5 курсе семинарии, сестры были не пристроены. К счастью, вскоре старшая сестра Анна вышла замуж; новый зять, священник Василий Михалович Попов, проявил сострадание и вся семья переехала к нему. Мать Николая Никаноровича понимала, что учеба является единственным средством для сына найти дорогу в жизни и старалась способствовать этому. Первоначальное образование он получил под руководством сестры и зятя, посещал занятия в местной церковно-приходской школе. Подготовка оказалась достаточно слабой, поэтому в 1873 году, по поступлению в Никольское духовное училище, его определили в подготовительный класс. В училище он занимался усердно и окончил его в 1878 году первым учеником, а в 1884 году – с отличием Вологодскую духовную семинарию, после чего был направлен за казенный счет в Московскую духовную академию. В академии он проучился пять лет, поскольку на четвертом курсе из-за досадного недоразумения с руководством он был уволен, но на следующий год восстановился. В июне 1889 года Η. Н. Глубоковский окончил МДА первым в своем выпуске, имея отличные оценки по всем предметам, со званием кандидата богословия, и оставлен стипендиатом для подготовки к профессуре на кафедре общецерковной истории. С 16 августа 1889 года по 15 августа 1890 года под руководством известного церковного историка профессора Алексея Петровича Лебедева (1845–1908) молодой ученый работал над магистерской диссертацией о блаженном Феодорите, епископе Киррском. Она принесла автору известность: сочинение вызвало широкий отклик и высокую оценку российских и зарубежных патрологов и историков Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010