Принятие этого закона и его проведение в жизнь означали разрыв с давней традицией избрания церковных иерархов снизу - клиром и представителями мирян - и вызвали как сильное противодействие в церковной жизни самой Румынии, так и протест со стороны К-польской Патриархии. Линия на обеспечение гос. контроля над деятельностью РумПЦ и одновременно на укрепление автокефалии была продолжена с нек-рыми изменениями, введенными с учетом интересов церковной иерархии и после того, как Куза был отстранен от власти в февр. 1866 г., а его место занял кн. Кароль из нем. династии Гогенцоллернов-Зигмарингенов (позже 1-й король Румынии). Так, в 1-ю Конституцию объединенной Румынии, вступившую в силу 1 июля 1866 г., было включено положение о независимости РумПЦ. В дек. 1872 г. был принят органический закон об образовании Синода РумПЦ (согласно закону, автокефальной Православной Церкви) во главе с примасом и о модификации системы избрания митрополитов и епископов. Во главе Унгро-Влахийской митрополии РумПЦ встал митр. Нифонт (Русаилэ) , возглавлявший Унгро-Влахийскую митрополию К-польского Патриархата с 1850 г. (с 1 авг. 1849 местоблюститель, избран митрополитом 14 сент. 1850, интронизирован 8 окт. 1850). В 1875 г. его сменил Каллиник (Миклеску ; 1875-1886; в 1863-1865 местоблюститель митрополита Молдавского, в 1865-1875 митрополит Молдавский). Во время его предстоятельства по итогам русско-тур. войны 1877-1878 гг. и Берлинского конгресса 1878 г. произошло признание полной независимости Румынии, провозглашение Румынии королевством в 1881 г., международное признание автокефалии РумПЦ в 1885 г. При митр. Каллинике в 1881 г. был основан теологический фак-т Бухарестского ун-та. Следующими митрополитами-примасами были Иосиф (Георгиан ; 1886-1893, 1896-1909; в 1879-1886 епископ Нижнедунайский), Геннадий (Петреску ; 1893-1896, до 1893 епископ Арджешский), Афанасий (Миронеску ; 1909-1911), Конон ( Арэмеску-Доничи; 1912-1919), к-рого сменил митр. Мирон (Кристя) . Неоднократные уходы митрополитов были вызваны разногласиями в церковной среде и между гос-вом и Церковью в связи с принятием и проведением в жизнь законов, определявших механизмы гос. финансирования церковных институтов, а также закона 1909 г. о создании консультативного органа при Синоде РумПЦ - Высшей церковной консистории.

http://pravenc.ru/text/2564344.html

При Н. в Туле были освящены зимний кафедральный собор в честь Богоявления (1855-1862) на территории кремля, ц. в честь Донской иконы Божией Матери (27 сент. 1864), ц. во имя св. кн. Александра Невского (27 июня 1886), придел свт. Тихона Воронежского (1862) в Крестовоздвиженском храме, верхний придел Воскресения Христова (1863) во Всехсвятском соборе, приделы в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» (окт. 1876) и вмч. Пантелеимона (окт. 1876) в Успенской ц. Павшинской слободы и др. Были построены: колокольня (1868) Казанского храма, колокольня (1873) Крестовоздвиженской ц., колокольня Всехсвятского собора, часовня в память «освобождения казенных оружейников от обязательных работ на оружейном заводе» (1878) Вознесенского храма, перестроена часовня (1878-1879) при Покровском храме, в 1872-1873 гг. капитально отремонтирован Воскресенский храм на территории «старого» оружейного завода. В 1866 г. кладбищенская ц. во имя вмч. Димитрия Солунского стала приходской, в ней обновлены иконостасы. По инициативе Н. небольшой приют для девиц из духовного сословия, существовавший при тульском в честь Успения Пресвятой Богородицы женском монастыре , был преобразован в Тульское епархиальное женское уч-ще. 5 нояб. 1872 г. освящен храм во имя св. Александра Невского в Тульской мужской гимназии. В апр. 1873 г. состоялась закладка нового здания Тульской ДС, примыкавшего к главному корпусу, а 24 апр. 1877 г. в семинарии освящена обновленная домовая церковь. В 1880 г. при Богородице-Рождественском храме учреждено церковноприходское училище, в 1883-1896 гг. открыты церковноприходские школы при тульском Успенском женском мон-ре (в деревянном доме), при Илиинском, Вознесенском, Покровском, Донском Александро-Невском, Петро-Павловском храмах ( Кириленко. 2010. С. 19, 121-122, 142, 154, 159, 200, 226, 231, 235, 254-262, 302, 326, 327, 332, 339-343, 354). Попечением Н. в Туле было учреждено Епархиальное братство во имя св. Иоанна Предтечи, одной из задач которого стало оказание помощи церковноприходским школам Тульской епархии. 17 окт. 1886 г. Н. утвердил братский устав. Офиц. открытие братства состоялось 7 янв. 1887 г., после Божественной литургии, совершенной Н. в Богоявленском соборе Тульского кремля.

http://pravenc.ru/text/2565278.html

По книге B.C. Блок, К.А. Катренко " Монастыри Самарского края (XVI—XX вв.) " , Самара, 2002, стр. 65-78 В 1850 году в Большой Раковке была создана женская община, ставшая центром " беседничества " . Беседничество — направление в православии, мирское старческое учение. Название движение получило потому, что его последователи, помимо обязательного посещения церкви, собирались на внебогослужебные собрания, именовавшиеся «беседками». Одной из важнейших добродетелей для беседников является неуклонное и беспрекословное послушание старцу, устанавливавшему весь уклад жизни для последователей Обитель общины построена недалеко от Большой Раковки в пос. Красный Городок. Священный Синод указом от 7 августа 1886 г. преобразовал общину в общежительный Раковский Свято-Троицкий женский монастырь. За время существования монастыря в нем было построено пять храмов. Первая деревянная, теплая домовая Троицкая церковь построена в 1863 году. В этом храме находилась главная святыня обители — икона Божией Матери «Взыскание погибших». К 1900 году Свято-Троицкая церковь обветшала, и в 1902 году заложили новую каменную тёплую домовую церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Церковь строилась на втором этаже настоятельского корпуса, была освящена 13 октября 1905 года. Перед церковью на столбах находилась звонница. 25 мая 1876 года была освящена каменная холодная церковь во имя Успения Божией Матери. При церкви находилась каменная колокольня. Трехпрестольная каменная, теплая, с колокольней и трапезной Троицкая церковь построена на средства купца Н.П. Масленникова в середине 1890-х гг. Главный престол освящен 20 мая 1895 года. Правый придел освящен 22 мая 1895 года в честь иконы Божией Матери " Взыскание погибших " . Левый придел освящен 23 мая 1895 года в честь Николая Чудотворца. Также при обители имелась кладбищенская деревянная на каменном фундаменте церковь во имя Всех Святых. Она была построена в 1866 году, а в 1882 году из-за ветхости её разобрали, построив на этом же месте новый храм, освящённый 8 сентября 1884 года. А в 1901 году храм перенесли в село, на его прежнем месте поставив часовню.

http://sobory.ru/article/?object=43465

Понимая значение проповеди в деле просвещения заблудших, удалившихся от единства православной церкви, Арсений неустанно поучал паству в храме, привлекая множество слушателей. В 1747 г. Арсению было повелено в ярославском Спасо-Преображенском монастыре открыть славяно-латинскую семинарию. В 1752 г. Арсений был обрадован открытием мощей святителя Димитрия ростовского . При отобрании церковных имуществ Арсений подал резкий протест, почему, 14-го марта 1763 г., был привезен на суд Св. Синода, чрез месяц лишен сана и отвезен сперва в Белозерский Ферапонтов, а потом в Николо-Крельский монастырь и, наконец, в Анзерский скит Соловецкого монастыря. 4-го октября 1767 г. Арсений лишен монашества и под именем Андрея Враля сослан в «Камчадалы», в Верхнеудинский острог, но, доехав до Вологды, выслушал новый приговор, по которому должен был отправиться в Ревельскую крепость, где и скончался. Погребен Арсений на погосте церкви св. Николая в Ревеле. Из сочинений его, кроме проповедей, известны: «Увещание» раскольнику, игумену Иоасафу, предложенное в 1734 г., напечатано в «Прав. Соб.» 1861 г.; исправленное им «Феофилактово обличение поморским ответам», М., 1745 г., «Дополнение обличения ответов раскольнических, пустосвятами выгорецкими 1723 г. предложенных» («Прав. Соб.», 1861 г.); «Возражение на пасквиль лютеранский, называемый молоток». В библиотеке ярославской семинарии сохраняются 12 томов поучений Арсения, которых насчитывается до 217. Они были говорены в период времени от 1746–1761 г. «Автобиографич. записка» (XVIII в., изд. Бартеневым, II, 361. – «Яросл. и Киев. Епарх. Вед.», 1869 г. – Материалы для биографии, преп. Арсения, указы о нем, дела его («День», 1862 г., 15, 16, 19, 25, 1864 г., 39–40); «Русск. Арх.», 1863 и 1866 гг.; «Чтен. в Моск. общ. ист. и древн.», 1862 г., II, III, 1864 г., IV; «Сборн. русск. ист. общ.», т. VII. – Иконников, « Арсений Мацеевич », «Русск. Стар.», 1879 г., тт. XXIV–XXVI. – И. Морошкин, «Арсений Мацеевич, митр. рост., в ссылке», «Русск. Стар.», 1885 г. – «Обзор литературы об Арсении Мацеевиче », его же, в Библиографе», 1886 г., 2, 3 и 4. – Кроме того, были помещены небольшие статьи и заметки об Арсении в «Зрителе», 1862 г., 23; «Совр. Лет.», 1862 г., 32 и 49–50; «Яросл. Епарх. Вед.», 1862 г.; «Русск. достопамятн.», 1862 г., вып. IV; «Русск. Библ.», т. XIX; «Русск. Стар.», 876 г.; «Яросл. Епарх. Вед.», 1864 г., 35–52, и 1868 г.; «Христ. Чт.», 1874 г.; «Чт. Моск. общ. ист.», 1862, 1864 и 1875 гг.; «Арханг. Губ. Вед.», 1875 г., 24–26; «Русск. Стар.», 1878 г.; Энциклоп. сл.» т. I, стр. 459 (ст. Пекарского). – Титов, «Летопись о ростовских архиереях». Читать далее Источник: Русский биографический словарь/изд. под наблюдением пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. - Санкт-Петербург : Имп. Рус. ист. о-во, 1896-1913./Т. 2. Алексинский - Бестужев-Рюмин. - 1900. - 796 c.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Прославлен к местному почитанию 6 апр. 1997 г., общецерковно - Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Имя Варлаама (Похилюка) включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской решением Синода Русской Православной Церкви от 11 марта 2020 года. Арх.: Архив КГБ РТ. Д. 2-18144. Лит.: Новые преподобномученики Раифские. М., 1997. А. В. Журавский Рубрики: Ключевые слова: АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРАСИМ (Мочалов Григорий Игнатьевич; 1870-1937), иером., прмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГЕРАСИМ (Сухов Герасим Федотович; 1866-1937), иером., прмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИГНАТИЙ (Даланов Иван Михайлович; 1885-1942), прмч., иером. (пам. 21 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН (Заболотный Иван Васильевич; 1899-1937), иером., прмч. (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИОАНН (Лаба (Лоба) Иоанн Иванович; 1863 (1859)-1937), иером., прмч. (пам. 22 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН (Новосёлов Яков Адрианович; 1879-1918), иером., прмч. (пам. 12 авг., в Соборе Пермских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АГАПИТ (Таубе Михаил Михайлович; 1894-1936), мон., исп. (пам. 5 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/154153.html

В 1851 г. молдав. монахи Нифонт и Нектарий выкупили скит за 7 тыс. леев и восстановили его при поддержке молдав. господаря Григоре Гики. Нифонт стал первым игуменом возрожденного скита (до 1870, † 1899). В июне 1856 г. Патриарх К-польский Кирилл VII утвердил сигиллием существование молдав. скита. В 1857 г. был заложен кириакон, в 1862-1863 гг. он был расписан румын. художниками в стиле Ренессанса, а в 1866 г. завершены строительные работы. В 1859 г. после объединения Дунайских княжеств в одно гос-во скит был назван румын., а в 1871 г. получил статус румын. общины, признанный К-польским Патриархом Иоакимом III только в 1876 г.   В июле 1881 г. Иоаким III подтвердил кириархальные права В. Л. и поддержал молдав. братию. В 1882 г. был подписан договор между скитом и В. Л., к-рым молдаване и валахи (румыны) уравнивались в правах. В том же году построено 4-этажное здание с юж. стороны. Кириакон был освящен 21 мая 1886 г. в честь Крещения Господня. В 1888 г. скит признан румын. под покровительством румын. кор. Кароля I, права молдав. монахов были ущемлены. Главная святыня - Икона Божией Матери Продромитисса. 1863 г.   В нач. XX в. численность братии достигала 100 чел., из них 30 происходили из Трансильвании, 50 - из Валахии и 25 - из Молдовы. При четвертом игум. Антипе (Динеску), в 1904 г., скит сильно пострадал от землетрясения. Существовавший за счет доходов от подворий на территории Греции и Румынии, после их конфискации греч. (1923) и коммунистическим румын. правительствами (после второй мировой войны) скит пришел в крайний упадок. В 1976 г. там оставалось 12 монахов. С 1980 г. он начал восстанавливаться, в 1998-2000 гг. были обновлены фрески кириакона. В наст. время под рук. игум. Петрония (с 1989) в скиту подвизаются 25 насельников (из них 7 священников).   Главные святыни - частица главы св. Иоанна Предтечи, хранимая по афонскому обычаю в алтаре, и чудотворная икона Божией Матери Продромитиссы, написанная по заказу мон-ря в Яссах в 1863 г.     В храме-часовне, примыкающем к монастырской ограде, в иконостасе находится икона Спасителя; Его взгляд стал грозным после нашествия турок, обратившихся в бегство при виде иконы.

http://isihazm.ru/1/?id=534

«Одесский Вестник», 1865, 196. – Г. И. Геннади, «Краткие сведения о русских писателях и ученых, умерших в 1865 году», «Русский Архив», 1867, стр. 978–979. – «Энциклопедич. словарь» Эфрона, 1-е изд., т. 32, СПб. 1901, стр. 955. – «Русский энциклопедический словарь» Березина, т. II, СПб. 1877, стр. 531. – Приложение к I тому «Настольного словаря» Ф. Толля, СПб. 1865, стр. 600. – «Исторический Вестник», 1883, т. XVII, стр. 288 – А. Н. Пыпин, «История русской этнографии», т. I, СПб. 1890–1891, стр. 413; т. II, стр. 2, 25. – А. С. Архангельский , «Из лекций по истории русской литературы», Казань 1898, стр. 14. – Рецензия К. Д. Кавелина в «Современнике», 1848, кн. IX, стр. 1–49, кн. X, стр. 85–139, и в «Собрании сочинений», СПб. 1900, т. IV, стр. 3–201. – Письмо преосвященного Иннокентия, епископа Чигиринского, к А. В. Терещенко, «Русская Правда», альманах на 1860 г., стр. 66–70. – Д. А. Ровинский, «Русские народные картинки», СПб. 1881, ч. V, стр. 245. – «Опись книг, брошюр и статей библиотеки сенатора Н. П. Смирнова », СПб. 1898, стр. 215, 619, 620; стр. 87, 222, 226; стр. 406, 1620. – А. Ф. Поворинский, «Систематический указатель русской литературы по гражданскому праву», СПб. 1904, стр. 139, 2471. – В. С. Иконников , «Опыт российской историографии», Киев 1891, т. I. кн. 1, стр. 108, 135, 136, 138, 140, 142, 226, 230, 235, 236, 238, 243, 256, 266, 310, 343, 403, 570, 679, 865, 868, XV, XXXVI, CXXXIII, CL; кн. 2, стр. 1012, 1132, 1163, 1164, 1260, 1282, 1360, 1395, 1516, CCXLIV, CCLXXXIII, CCCXXI. – «Роспись содержания Русского Архива» за первые 30 лет, 1863–1892 г.», Москва 1894, стр. 9, 153; стр. 26, 504; стр. 136, 2804. – П. и В. Ламбины, «Русская историческая библиография» за 1856 г., СПб. 1861, стр. 8, 76; стр. 108, 1446; стр. 125, 1670; тоже за 1860 г., 1869, СПб. стр. 8, 100; стр. 15, 1877. – М. Д. Ольхин, «Систематический реестр русским книгам с 1831 по 1846 год», СПб. 1846, 1816, 1896. – А. В. Мезиер, «Русская словесность с XI по XIX столетие», СПб., ч. I, стр. 38, 1021; стр. 39, 1045; стр. 42, 1136а; стр. 107, 2697; ч. II, стр. 153, 922. – В. И. Межов, «История русской и всеобщей словесности», СПб. 1872, 1072, 2793, 2794, 2795, 2798, 7255, 10493, 13284. – Его же, «Сибирская библиография», СПб. 1903, т. I, 1767. – Его же, «Литература русской истории за 1859–1864 годы», СПб. 1866, т. I, 4874, 5541, 5542. – Его же, «Третье прибавление к систематическому каталогу книг И. И. Глазунова», СПб. 1882, стр. 72, 9158. – Его же, «Русская историческая библиография за 1865–1876 год включительно», СПб. 1882–1886, т. I, 2519; т. II, 11126, 14771, 24057; т. IV, 39217; т. V, 46123, 52264, 54073, 54272. – Его же, «Русская историческая библиография за 1800–1854 гг.», СПб. 1893, т. II, стр. 19, 10195.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Петр Александрович (1833/34, с. Карманово Дмитриевского у. Курской губ.- 28.08.1899, Киев), проф. канонического права, исследователь церковной археологии. Род. в семье священника, учился в Белгородском ДУ, затем в Курской ДС, которую окончил в 1855 г., в том же году поступил в КДА. Окончил академический курс первым по списку магистров в 1859 г. и 13 окт. того же года был избран советом КДА на должность бакалавра по кафедре канонического права и церковной археологии. 5 февр. 1860 г. был назначен помощником инспектора, но уже 10 апр. 1861 г. написал прошение об оставлении должности: вчерашний выпускник академии счел неэтичным выставлять на суд начальства суждения студентов, которые являлись практически его сверстниками. С 1860 по 1868 г. был помощником библиотекаря КДА. 29 янв. 1866 г. назначен экстраординарным профессором КДА, а 25 февр. 1885 г. в связи с 25-летием профессорской деятельности удостоен звания заслуженного экстраординарного профессора КДА. С 1869 г. член Совета КДА. Лекции Л. (с 1869, после введения нового устава КДА и реформирования кафедры, читал только курс по каноническому праву) заслужили высокую оценку митр. Московского Макария (Булгакова), к-рый по поручению Синода в 1874 г. производил ревизию образования в КДА и охарактеризовал Л. как «весьма способного и знающего свою науку» преподавателя. Знания Л. оказались востребованы в Киевском ун-те им. св. кн. Владимира: 31 авг. 1885 г. он был утвержден в звании приват-доцента юридического фак-та кафедры церковного права, 16 июля 1891 г. был назначен исправляющим должность экстраординарного профессора. С 1878 по 1891 г. гл. обр. для дополнительного заработка (женился в 1863 на О. И. Бобровницкой, к сер. 70-х гг. XIX в. в семье было 6 детей) исполнял работу инспектора Александровского ремесленного уч-ща. Кавалер орденов: св. Анны 3-й (1869) и 2-й (1877) степени, св. Станислава 2-й (1873) и 1-й (1896) степени, св. Владимира 4-й (1881) и 3-й (1886) степени.

http://pravenc.ru/text/2463201.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗНАМЕНСКИЙ Петр Васильевич (27.03.1836, Н. Новгород - 2.05. 1917, Казань), церковный историк. Род. в семье диакона. Окончил Нижегородские ДУ (1846-1850) и ДС (1850-1856) 1-м по списку успеваемости. В 1860 г. окончил КазДА со степенью магистра богословия за соч. «Обозрение положений по церковным делам в России, изданным в начале XVIII столетия», 2 янв. 1861 г. утвержден в степени. C 23 сент. 1860 г. преподавал философию и логику в Самарской ДС. 22 авг. 1861 г. по ходатайству ректора КазДА иером. Иоанна (Соколова ; впосл. епископ) переведен в академию на должность бакалавра по классу математики. 12 мая 1862 г. перемещен на кафедру рус. церковной и гражданской истории. После разделения кафедры по уставу правосл. духовных академий (1869) З. преподавал на кафедре рус. церковной истории. Одновременно с 19 апр. 1865 г. был библиотекарем Соловецкой б-ки в КазДА, с 19 сент. 1865 по 8 сент. 1870 г.- фундаментальной б-ки. В 1863-1866 гг. преподавал общую и рус. историю в Казанском уч-ще для девиц духовного звания, а также в 1864-1873 гг. и с перерывами до 1886 г.- в Родионовском ин-те благородных девиц в Казани. Приводимые в нек-рых публикациях сведения о том, что З. преподавал церковную историю в Казанском ун-те, документально не подтверждаются. С 19 марта 1866 г. экстраординарный профессор КазДА, с 20 дек. 1868 г. ординарный профессор. 2 марта 1873 г. З. назначен помощником ректора КазДА по церковно-историческому отд-нию, занимал эту должность до упразднения отд-ний в соответствии с академическим уставом (1884). 25 июля 1875 г. Советом академии утвержден в степени д-ра богословия за кн. «Приходское духовенство в России со времени реформы Петра» (Каз., 1873). В 1873-1879 гг. редактировал оригинальный отдел ж. «Православный собеседник» , в 1886-1896 гг. был членом редакционного комитета, а в 1896-1897 гг.- редактором всего журнала. Одновременно был членом Казанского комитета духовной цензуры. В 1895-1896 гг. редактировал неофиц. часть ж. «Известия по Казанской епархии» .

http://pravenc.ru/text/199943.html

Содержание 1843 год 1844 год 1845 год 1846 год 1847 год 1857 год 1859 год 1860 год 1861 год 1862 год 1863 год 1864 год 1865 год 1866 год 1867 год 1868 год 1869 год 1870 год 1871 год 1872 год 1873 год 1874 год 1875 год 1876 год 1877 год 1878 год 1879 год 1880 год 1881 год 1882 год 1883 год 1884 год 1885 год 1886 год 1887 год 1888 год 1889 год 1890 год 1891 год 1892 год 1893–1894 годы 1894 год 1894 год     Русское ученое монашество прошлого столетия выдвинуло множество талантливых ученых в различных областях богословской науки. Целая школа с глубокой и плодотворной традицией сложилась, в частности, в науке церковно-исторической. Митрополит Платон (Левшин) , митрополит Евгений (Болховитинов) , архиепископ Амвросий (Орнатский) , архиепископ Филарет (Гумилевский) , профессор-протоиерей Александр Горский, митрополит Макарий (Булгаков) , архиепископ Сергий (Спасский) – каждое из этих имен составляет отдельную эпоху в русской церковной истории. Но обобщающие труды названных историков невозможны были бы без неустанной работы подчас безвестных иноков-изыскателей, посвятивших жизнь кропотливым исследованиям и описаниям русских монастырей, монастырских ризниц, книгохранилищ, архивов и частных собраний. Достойным ратником этой иноческой ученой дружины предстает перед нами наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Леонид (Кавелин) (см. «ЖМП», 1972, 6). Он поражал современников глубиной и масштабностью своих научных интересов. Архимандрит Леонид (в миру Лев Александрович Кавелин) родился 22 февраля 1822 года в калужском имении своего отца. В 1840 году он окончил кадетский корпус, дослужился до чина капитана, но в 1852 году оставил службу и стал послушником в Оптиной Пустыни. Оптинская школа и определила весь его последующий творческий путь. В 1857–1859 гг. он находился в составе Иерусалимской миссии под началом епископа Кирилла (Наумова) ; в 1859–1863 гг. он опять был в Оптиной Пустыни; с 1863 года он снова в Иерусалиме, но уже в качестве начальника Русской Духовной Миссии. В 1865–1869 гг. архимандрит Леонид – настоятель посольской церкви в Константинополе; в 1869–1877 гг. – настоятель Новоиерусалимского Воскресенского монастыря. С 1877-го до самой смерти (22 октября 1891 года) отец Леонид занимал ответственный пост наместника Троице-Сергиевой Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010