Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИЗВЕСТИЯ ИМПЕРАТОРСКОЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ» (ИИАК), издание Имп. Археологической комиссии , выходившее в С.-Петербурге с 1901 по 1918 г. по мере накопления материалов, всего было издано 66 выпусков. Основано по инициативе В. В. Латышева . Параллельно с ИИАК Археологическая комиссия выпускала «Отчеты Императорской Археологической комиссии» (1862-1918, 45 томов) и «Материалы по археологии России» (1866-1918, 37 томов). ИИАК должны были освещать деятельность комиссии, хронику археологических исследований России. Первоначально мн. публикации касались памятников античного Причерноморья, в дальнейшем научный интерес издателей распространился и на др. регионы. В журнале помимо членов Археологической комиссии печатались и др. известные археологи и реставраторы. Отдельные публикации были посвящены обследованию памятников «курганного периода» по губерниям или отдельным объектам: «К древностям валдайским и водским» Н. К. Рериха (см. Рерихи ) (1901. Вып. 1. С. 60-68); «Краткое описание памятников древности Семипалатинской обл.» В. П. Никитина (1902. Вып. 2. С. 103-111); «Заметки о древностях Семиреченской обл.» Н. Н. Пантусова (Там же. С. 65-75); «Сведения 1873 г. о городищах и курганах» (1903. Вып. 5. С. 5-95); «Раскопки близ дер. Дуденевой, Тверского у.» (1904. Вып. 6. С. 6-11), «Поездка 1903 г. на оз. Кафтино и Бологое и раскопки близ Рыбинска» (Там же. С. 65-78), «Северные лабиринты» (Там же. С. 101-112), «Могильник V в. в Черноморье» (1907. Вып. 23. С. 103-107), «Раскопки 1910 г. в Лужском у. Петроградской губ.» (1914. Вып. 53. С. 81-94) и «Раскопки Новгородских курганов» (1918. Вып. 65) А. А. Спицына; «Отчет о раскопках в Бежецком, Весьегонском и Демянском у. в 1902 г.» Н. И. Репникова (1904. Вып. 6. С. 12-20); «Отчет о раскопках, произведенных в 1902 г. в Ярославской и Тверской губ.» (Там же. С. 21-31) и «Поездка 1903 г. по верхнему течению р. Волги» (Там же. С. 79-100) Н. Е. Макаренко; «Отчет о поездке 1903 г. в Крестецкий у. Новгородской губ.» В. Н. Глазова (Там же. С. 50-60); «Заметки к херсонесским надписям, изданным Р. Х. Лепером» В. В. Латышева (1912. Вып. 45. С. 132-136) и др.

http://pravenc.ru/text/293850.html

Михаил Кострюков Евфимий Малов Скачать epub pdf Сегодня мы поговорим о ярком миссионере, талантливом ученом, блестящем ораторе, казанском протоиерее Евфимии Александровиче Малове (1835–1918). В Научной библиотеке Казанского университета хранятся десятки научных трудов, а также миссионерские дневники этого яркого представителя казанской духовной школы, блестящего знатока арабского, татарского и еврейского языков, специалиста по этнографии народов Поволжья. Эти уникальные фолианты, представляющие собой библиографическую ценность, только в последнее время начали привлекать внимание казанских ученых, но пока еще рано говорить о том, что наследие православного ученого полностью изучено. Евфимий Александрович Малов родился 23 января 1835 г. в селе Тереньга Сенгилеевского уезда Симбирской губернии. Окончив Симбирскую духовную семинарию, Малов переезжает в Казань, где поступает и оканчивает в 1862 г. Казанскую Духовную Академию. Первый педагогический опыт прошел для Малова в Казанской духовной семинарии (1862–1863), откуда Малов в 1863 г. возвращается в Академию в качестве преподавателя татарского и еврейского языков. Карьера молодого и способного специалиста быстро пошла вверх. С 1865 г. Е.А. Малов уже профессор на кафедре еврейского языка в КДА, с 1884 по 1910 гг. он профессорствует на кафедре татарского языка, этнографии тюркских народов и распространения христианства в Азии, где преподавал татарский язык, этнографию тюркских и финно-угорских народов. Одновременно в 1883–1895 гг. Малов являлся редактором журнала «Известия по Казанской епархии». 1 Большой интерес с самых первых лет работы в Академии Малов проявил к изучению этнографии нерусских народов Поволжья. Многочисленные наблюдения за бытом поволжских народов, полученные во время его поездок по уездам Казанской губернии, стали для исследователя тем фундаментом, который лег в основу этнографических исследований Малова. Значительный интерес профессор уделял изучению быта, уровня жизни и всей системы морально-нравственных ценностей казанских, крещеных татар, чуваш, и особенно татар-мишар. 2

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

Восприятие Библии как исторического источника всегда было характерно для церковной среды, причем Библейский период понимался как первая часть Священной истории, за которой следовала вторая — история Церкви. B XVIII u XIX веках в науке также преобладал подход к Б иблии как к историческому документу. Трудами Карла Гейнриха Графа (Karl Heinrich Graf, 1815–1869), Юлиуса Велльгаузена (Julius Wellhausen, 1844–1918) и их коллег было выявлено несколько базовых источников и несколько редакционных обработок, вызванных историческими событиями. До поры Библия была единственным источником по истории Месопотамии и Ближнего Востока, но археологическое открытие в середине XIX века Вавилона и Шумера, а затем расшифровка в 1872 году эпоса о Гильгамеше вызвали глубокий кризис исторического подхода к Писанию. Следствием этого было возникновение «панвавилонизма», научного направления, которое рассматривало Библию и иудаизм как провинциальное искаженное отражение великой вавилонской цивилизации. Один из крупнейших семитологов той эпохи Фридрих Делич (Friedrich Delitzsch, 1850–1920) полагал даже, что христианство имеет не семитский источник, а возникло в среде шумеров, от которых якобы происходило население Галилеи, перемещенное сюда из восточных провинций империи после разрушения Ассирией в 722 году до Р. Х. Северного (Израильского) царства. Это, по мысли Делича, освобождало христиан Германии от обязанности почитать Ветхий Завет как Священное Писание, заменив его эпосом о Нибелунгах. С критикой религиозного национализма Делича выступил Герман Гункель (Hermann Gunkel, 1862–1932), основатель школы литературной критики Библии, которая пришла на смену документальной теории Графа-Вельгаузена и доказала свою эффективность созданием в середине ХХ века предмета библейского богословия. В отличие от догматического богословия, которое представляет собою дисциплину, раскрывающую в систематическом порядке содержание основных вероучительных истин (догматов), принятых на вселенских соборах IV–VIII веков, библейское богословие, признавая богодухновенный характер Библии как Священного Писания, пытается выяснить его богословские посылки методами историко-филологической науки.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/10/8...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОПЫЛОВ Александр Александрович (2.07.1854, С.-Петербург - 7.02.1911, Стрельна близ С.-Петербурга), рус. композитор, регент, скрипач, педагог. В 1862-1872 гг. малолетний певчий в Придворной певческой капелле , там же учился в инструментальном классе игре на скрипке у М. Ф. Кременецкого, на фортепиано у И. О. Рыбасова, теории музыки и гармонии у И. К. Гунке. Позднее по рекомендации М. А. Балакирева занимался частным образом композицией с А. К. Лядовым и музыкальной формой и инструментовкой с Н. А. Римским-Корсаковым . В 1872-1879 гг. скрипач и пианист оркестра Александринского театра. Выступал и как солист-скрипач. В 1879-1883 гг. большой певчий и исполняющий обязанности помощника учителя пения в Придворной певческой капелле, в 1883-1897 гг. помощник учителя пения. По словам хорового дирижера и воспитанника капеллы П. А. Богданова, К. был «хоровым деятелем большого масштаба», владел «особой системой обучения и воспитания детей» ( Ардентов. 1982. С. 134). Римский-Корсаков, помощник управляющего капеллой в 1883-1894 гг., считал К. «знающим и опытным» наряду с другими учителями пения капеллы С. А. Смирновым, Е. С. Азеевым и Ф. А. Сырбуловым ( Римский-Корсаков. 1954). Этот коллектив под рук. Римского-Корсакова с 1883 г. участвовал в работе над новой редакцией «Обихода нотного церковного пения, при Высочайшем дворе употребляемого», а также в работе по гармонизации напевов синодального Обихода. К публикации было подготовлено «Пение при всенощном бдении древних напевов» (СПб., 1888), которое было высоко оценено критикой, а в 1918 г. на Поместном Соборе РПЦ в Москве было рекомендовано для общецерковного употребления. С кон. 70-х гг. XIX в. по 1897 г. К. преподавал в инструментальном и регентском классах капеллы игру на скрипке и фортепиано, церковное пение и устав. Также преподавал церковное пение в Смольном ин-те, работал с хорами Павловского и Преображенского полков. После отставки из капеллы продолжал преподавать церковное пение: напр., в 1907-1908 гг. руководил общедоступным хоровым классом при Регентском уч-ще С. В. Смоленского (Гусельки яровчаты. Тамбов, 1907. 1. С. 18). 9 марта 1908 г. дирижировал одним из духовных концертов соединенных церковных хоров, организованных Церковно-певческим благотворительным об-вом («концерты 500»).

http://pravenc.ru/text/2057214.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ю. Велльгаузен. Фотография. Нач. ХХ в. [нем. Wellhausen] Юлиус (17.05.1844, Хамельн - 7.01. 1918, Гёттинген), нем. библеист и востоковед. Род. в семье лютеран. пастора. В 1862-1865 гг. изучал теологию в Гёттингене, где большое влияние на него оказал Г. Эвальд , один из ведущих востоковедов и герм. исследователей ВЗ; под его рук. В. овладел древнеевр., араб. и арам. языками. Тема диссертации (1870) - «Роды и семьи иудеев, перечисляемые в 1-й книге Паралипоменон (2-4)» - определила круг научных интересов В. В 1870-1872 гг. он преподавал богословские дисциплины в Гёттингене, в 1872-1882 гг. ординарный профессор в Грайфсвальдском ун-те. В эти годы им написано неск. значительных работ по ВЗ в радикальном историко-критическом духе, что вызвало резко отрицательную критику у мн. теологов. Во многом по причине сложившейся вокруг него атмосферы враждебности ( Kraus. S. 236) В. пришел к пониманию несовместимости своей научной деятельности с преподаванием богословия студентам, стремящимся стать евангелическими пасторами, и подал прошение об освобождении от должности профессора богословия. Впосл. его преподавательская деятельность была связана только с вост. (семит.) языками (Галле, 1882-1885; Марбург, 1885-1892). В основе достижений В. в критическом анализе ВЗ лежит превосходная филологическая подготовка и безупречное владение методами текстологической критики. Его работой руководило стремление понять развитие религ. ин-тов Др. Израиля в их целостности - тема, выбранная им под влиянием Эвальда. Нередко отмечают и влияние философии Г. В. Ф. Гегеля , опосредованное работами В. Фатке, прежде всего его «Библейским богословием» (1835), однако в последнее время это положение оспаривается (см. Blenkinsopp. P. 21). В работе «Композиция Шестикнижия» (журнальный вариант 1876-1877) В. предпринял детальный анализ текста ветхозаветных книг Быт-Нав с т. зр. известной тогда документальной гипотезы, объяснявшей возникновение Пяти- или Шестикнижия из 4 источников, открытых предшественниками В.: Яхвиста и Элохиста (Ж.

http://pravenc.ru/text/150161.html

[  назад  ] Епархии Русской Православной Старообрядческой церкви Киевская и всея Украины Ермоген (Перфилов) (23 июня 1907 - 22 февраля 1915) Флавиан еп. Новозыбковский (1915-?) Рафаил (Воропаев) (1921- 24 октября 1937) Вениамин (Теодорович) (1946-1954) Иринарх (Вологжанин) (1956 - 19 октября 1973) Евтихий Иоанн (Витушин) (22 марта 1988 - 1992) Саватий (Козко) (декабрь 1993 - 8 июля 2016) Никодим (Ковалев) (11 декабря 2016 - 2 ноября 2022) Кишинёвская и всея Молдавии Иоанн (Моржаков) (1945 - 19 февраля 1961) Никодим (Латышев) (1961 - 22 октября 1971) (в 1971-1986 управляющий) Тимон (Домашов) (18 мая 1986 - 22 февраля 1991) Зосима (Еремеев) (1994 - 2003) Евмений (Михеев) (2 января 2005 - Пермская епархия Геннадий (Беляев) (9 января 1857 - 7 декабря 1862) (арестован) вакантна 1862-1864 Константин (Коровин) Оренбургский (январь - 3 мая 1864) (управляющий) Затем объединена с Тобольской Тобольская и всея Сибири епархия (1862-1933) Савватий (Левшин) (6 декабря 1862 - 10 октября 1882) Мефодий (Екимов, он же Кузнецов) (15 октября 1885 - август 1892) (арестован, формально до 10 мая 1894) Антоний (Поромов), епископ Тобольский и Колыванский (14 июля 1894 - август 1899), епископ Пермский и Тобольский (август 1899 - 19 сентября 1918) Иоанникий (Иванов) (21 ноября 1920 — 30 мая 1930) Амфилохий (Журавлев) (1930-1933) (также временнно управляющий в 1918-1920) (арестован, убитв заключении 1 ноября 1937) Новосибирская и всея Сибири епархия Силуян (Килин) (18 октября 1992 - 5 ноября 2021) Казанско-Вятская епархия(1856-1930-е и 2001- 22 октября 2014 года из состава Казанско-Вятской епархии в состав Самарской и Саратовской епархии была передана территорию Республики Мордовия. Пафнутий (Шикин) (1856-1873) Иоасаф (Зеленкин) (28 марта 1893 - 27 марта 1912) Александр еп. Рязанский (1912-1914) управляющий Филарет (9 марта 1914 - 1930-е) Андриан (Четвергов) (май 2001 - 12 февраля 2004) Корнилий (Титов) (8 мая - 23 октября 2005) (управляющий до 5 августа 2011) Евфимий (Дубинов) (7 августа 2011 - Костромская и Ярославская епархия

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-st...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сегодня мы вспоминаем поэтов С.Я.Надсона и С.П.Боброва, а также скульптора М.О.Микешина 01.02.2024 33 Время на чтение 3 минуты Фото: patriarchia.ru Сегодня, в День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Святая Церковь чтит память прп. Макария Великого, Египетского (390-391). Свт. Марка Евгеника, архиеп. Ефесского (1444). Блж. Феодора, Христа ради юродивого, Новгородского (1392). Прп. Макария Римлянина, Новгородского (XVI-XVII). Мц. Евфрасии девы (303). Прп. Макария Александрийского (394-395). Прп. Антония, столпника Марткопского (VI) (Груз.). Свт. Арсения, архиеп. Керкирского (VIII). Прп. Макария, постника Печерского (XII). Прп. Макария, диакона Печерского (XIII-XIV). Обретение мощей прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского (1652). Сщмч. Петра пресвитера (1918). Сщмч. Николая пресвитера (1930). Мч. Феодора (1940). Сегодня мы вспоминаем поэта Семена Яковлевича Надсона (1862-1887). Он родился 26 декабря 1862 г. в Петербурге. В 1882 г. он окончил Павловское военное училище, затем состоял на военной службе. Сотрудничал в «Отечественных записках». Первый сборник стихов был издан в 1885 г. Надсон написал несколько поэм («Христианка», 1878), стихотворную драму «Царевна Софья» (1902). Лирика Надсона исполнена гражданственных позиций, близких к некрасовским. Многие стихи Надсона переложены на музыку Рахманиновым и другими композиторами. Умер в Ялте в 1887 г. Сегодня также день памяти выдающегося русского художника Михаила Осиповича Микешина, скончавшегося 19 января 1896 года. Он родился в деревне Платоново близ Рославля (Смоленская губерния) 9 февраля 1835 г. в семье чиновника. Учился в петербургской Академии художеств (1852-1858) в классе батальной живописи. Уже в молодые годы приближенный ко двору, преподавал рисование Великим княжнам. В 1859г. Микешин выиграл художественный конкурс, объявленный «ввиду исполнения в 1862 тысячелетия Государства Российского».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/01/de...

Санкт-Петербург. Церковь Георгия Победоносца при Технологическом институте. Церковь. Действует.   Престолы: Георгия Победоносца Год постройки:1862. Адрес: г. Санкт-Петербург, Адмиралтейский район, Загородный пр., 49 Координаты: 59.917994, 30.320825 Проезд:Станция метро " Технологический Институт " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь на третьем этаже Главного корпуса была создана по личному указанию Императора (на нее отпустили 10 тыс. руб.) и освящена 11 октября 1831 епископом Ревельским Никанором в честь св. Георгия, небесного покровителя министра финансов и основателя института Е. Ф. Канкрина, который лично присутствовал на церемонии освящения. Он же подарил церкви большое „Распятие“, приписываемое кисти Караччи. Иконы под наблюдением А. Г. Венецианова написали его ученики: А. В. Тыранов, А. Г. Денисов, Л. К. Плахов, А. А. Васильев, В. С. Гальянов, В. М. Аврорин. Золоченая утварь была выдержана в стиле ампир. Из святынь в храме имелся лишь серебряный крест с частицами мощей. В 1859–1862 по проекту арх. Ф. Ф. Бекмана был удлинен флигель по Загородному проспекту, и в него на третий этаж перенесли церковь, освященную 27 октября 1862 митрополитом Исидором. По рисунку архитектора сделали новый двухъярусный иконостас; дополнительные образа в нем исполнил акад. П. Е. Заболоцкий, ранее преподававший рисование в институте. Бронзовая люстра была перенесена из бывшего особняка гр. Ю. П. Литта на Миллионной улице. Тогда же храм получил звонницу, своды и деревянный купол, роспись которых произвел акад. Р. Ф. Виноградов. Надстройка главного здания в начале XX века церкви не коснулась. 23 января 1907 в храме отпевали Дмитрия Ивановича Менделеева. Церковь закрыта поначалу в 1918, а окончательно 25 июня 1920, когда священником был о. Иоанн Гаврилович Рождественский, и ликвидирована 10 мая 1924 года. Иконостас и утварь переданы во Введенский собор Лейб-гвардии Семеновского полка. В помещении храма разместился студенческий клуб, а после разборки купола и звонницы – военная кафедра Технологического технического университета.

http://sobory.ru/article/?object=29269

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период. Эпоха гонений. Политические процессы, массовые казни и ссылки АЛЕКСАНДР (Петровский Александр Феофанович; 1851- 1940), архиеп. Харьковский, сщмч. (пам. 11 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Руской) АЛЕКСАНДР (Трапицын Александр Иванович; 1862-1938), архиеп. Куйбышевский, сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСАНДР Викторович Поздеевский (1868-1942), свящ., исп. (пам. 12 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР Александрович Зверев (1881 – 1937), прот., сщмч. (пам. 3 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Андреевич Вершинский (1873 – 1937), прот., сщмч. (пам. 25 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Васильевич Орлов (1878 – 1941), свящ., исп. (пам. 14 апр., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Васильевич Поспелов (1883 – 1937), прот., сщмч. (пам. 13 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Васильевич Сидоров (1867 – 1918), свящ., сщмч. (пам. 27 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР (Кременецкий Александр Стефанович (1842 или 1843 - 1918 ), архим., духовный писатель, проповедник АЛЕКСАНДР Михайлович Левитский (Левицкий; 1876 – 1937), прот., сщмч. (пам. 26 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Михайлович Любимов (1884 (по другим данным 1885) – 1918), свящ., сщмч. (пам. 31 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Псковских святых) АЛЕКСАНДР Нилович Медведев (1889 – 1918), диак., сщмч. (пам. 28 авг., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/121848.html

Рапорт митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира об установлении дня празднования Собора Петербургских святых. ПОСТАНОВИЛИ: Установить празднование Собора Петербургских святых в Неделю третью по Пятидесятнице. СЛУШАЛИ: Сообщение митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Председателя Синодальной Богословской комиссии, о результатах рассмотрения президиумом Синодальной Богословской комиссии итоговых документов II (VII) Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Принять к сведению итоговые документы II (VII) Всецерковного съезда епархиальных миссионеров, отражающие современное состояние миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. 2. Миссионерскому отделу при издании материалов съезда учесть замечания Синодальной Богословской комиссии. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии за период, прошедший со времени последнего заседания Священного Синода, по вопросу подготовки соборного прославления новомучеников и исповедников Российских XX века, материалы о которых были представлены в Комиссию правящими Преосвященными архипастырями. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Передать на решение очередного Архиерейского Собора вопрос об общецерковной канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских XX века: от Алма-Атинской епархии:  протоиерея Николая Романовского (1869-1937), протодиакона Никиты Алмазова (1874-1937), священника Николая Ковалева (1884-1937), священника Иоанна Рыбина 1877-1937), диакона Петра Сорокина (1885-1953), священника Василия Сокольского (1878-1937), Пелагии Жидко (1897-1944);  от Костромской епархии:  протоиерея Иосифа Смирнова (1864-1918), иерея Владимира Ильинского (1833-1918), диакона Иоанна Касторского (1848-1918), Иоанна Перебаскина (1862-1918), священника Василия Разумова (1879-1937); 

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4903903...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010