Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕСТУНИС Дестунис Гавриил Спиридонович, (16.03.1818, С.-Петербург - 19.03.1895, там же), рус. византинист греч. происхождения. Сын С. Ю. Дестуниса . В 1818-1826 гг. жил в Турции и Италии, где его отец служил в российских дипломатических представительствах. В 1834 г. поступил в С.-Петербургский ун-т, где изучал греч. словесность, его учителями были акад. Ф. Б. Грефе (один из основателей школы классической филологии в России) и исследователь античности М. С. Куторга . В 1838 г. Д. окончил университет со степенью кандидата. По ходатайству Куторги ему была предоставлена возможность отправиться в командировку за границу, однако из-за слабого здоровья поездка откладывалась 8 лет. После пребывания в 1846-1847 гг. в Афинах греческий язык и история Греции стали предметом его изучения. В 1848 г. Д. поступил на службу в Азиатский департамент МИД в качестве переводчика с греч. языка. Вскоре он был приглашен преподавать новогреч. язык в Ин-т вост. языков, а также начал читать курсы всеобщей и рус. истории в Александровском и Павловском жен. ин-тах. С сер. 50-х гг. активно сотрудничал с различными учреждениями АН, установил научные контакты с акад. А. А. Куником , подготовил ряд изданий по византиноведению (Исторические сказания инока Комнина и инока Прокла о разных деспотах Эпирских и о тиране Фоме Прелумбове Комнине, деспоте: Пер. с греч. СПб., 1858; Ватопедский снимок Птолемеевой географии; Мат-лы для рассмотрения вопроса о следах славянства в нынешнем греч. языке. СПб., 1860, и др.), готовил издание переводов своего отца. К 50-м гг. относятся и первые историко-этнографические работы Д. (Очерк клефтского быта//Геогр. вестн. 1855. 3. С. 27-46; Очерки Константинополя//Вестн. Имп. РГО. 1857. Кн. 1. Отд. 3. С. 1-11; Кн. 2. Отд. 3. С. 5-36, и др.). Подъем интереса к лит-ре, культуре и истории Византии в России позволил Д. при поддержке Куторги в 1859 г. обратиться в ун-т с предложением организовать кафедру визант. древностей и лит-ры и новогреч. языка. Решение о создании кафедры было принято 15 марта 1860 г., 23 сент. того же года Д. прочел вступительную лекцию «О значении византийской образованности». В 1860-1861 гг. им была прочитана значительная часть разработанного им курса визант. древностей и лит-ры, но с закрытием ун-та (1861) лекции Д. прекратились. Они возобновились в 1864 г., когда Д. получил место приват-доцента (26 авг. 1864). В 1865 г. стал д-ром греч. филологии, в 1867 г. избран экстраординарным профессором по кафедре греч. филологии, вскоре назначен ординарным профессором. В 1879 г. Д. был избран профессором еще на 5 лет, но не смог воспользоваться этим правом и через неск. месяцев отказался от преподавания из-за ухудшения здоровья. После отставки он остался почетным членом Совета ун-та и принимал активное участие в его заседаниях, обсуждении византиноведческих исследований, продолжал научную работу.

http://pravenc.ru/text/171757.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Дубинский А. Ю. Московская духовная семинария. Список выпускников 1861–1870 гг.   Журнал «Вестник церковной истории» продолжает публикацию списков выпускников духовных учебных заведений Российской империи XIX в. Дошла очередь до выпускников Московской семинарии, учившихся еще по первым уставам духовной школы 1814 г. Здесь следует в первую очередь обратить внимание читателей на введение к аналогичному материалу по Вифанской семинарии за те же годы Поскольку в обеих семинариях Московской епархии учебный процесс был идентичным, повторяться излишне, так что здесь упомяну лишь некоторые выявленные особенности. Источниковой основой для публикации стали «именные ведомости» учеников семинарии, содержащие наш базовый набор данных о воспитанниках и их родителях. Удачным дополнением к ним стали сохранившиеся копии аттестатов и свидетельств за 1866–1870 гг. Что касается первой половины 1860-х гг., то далеко не лучшую сохранность именнных ведомостей в семинарском фонде скомпенсировали дела из фонда Московской духовной академии. Ввиду того, что внешнее правление академии вплотную занималось учебно-педагогическими вопросами подведомственных семинарий, в архиве МДА (ф. 229 ЦГА Москвы) частично сохранились тетради именных ведомостей за начало 1860-х гг. Они удачно восполнили архивные утраты семинарского фонда. Следует отметить, что порой приходилось пользоваться списками, составленными в нечетные годы: учеба в каждом отделении семинарии длилась два года. Конечно, в среднем и особенно низшем отделениях немало учеников выбывали из семинарии посреди курса, но в высшем отделении после одного года из двух очень редко кто прекращал обучение и почти никто не принимался извне, так что состав высшего отделения по окончании первого учебного года был практически идентичен составу выпуска, причем даже с некоторым запасом, включающим в себя недоучившихся впоследствии старшеклассников. Сейчас, по прошествии полутора веков, их даже трудно назвать «лишними» в этом списке. Тем более что в настоящей работе не ставится цель установить, кто имел лучшие баллы по успеваемости и поведению, а кто регулярно подвергался знаменитым бурсацким экзекуциям, кто получил аттестат студента семинарии, а кто довольствовался при выпуске свидетельством третьего разряда.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324916/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЖУРНАЛ МИНИСТЕРСТВА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ» (ЖМНП), офиц. издание Мин-ва народного просвещения, выходившее в 1834-1917 гг. ежемесячно (всего было опубл. 434 части, каждая включала неск. номеров). Мин-во народного просвещения начало выпускать свой печатный орган на основании Предварительных правил народного просвещения 1803 г. по инициативе министра П. В. Завадовского . В 1803-1819 гг. издавалось «Периодическое сочинение о успехах народного просвещения», в 1821-1824 гг.- «Журнал Департамента народного просвещения», в 1825, 1827 и 1829 гг.- «Записки, издаваемые от Департамента народного просвещения». ЖМНП был основан в 1834 г. по инициативе министра народного просвещения гр. С. С. Уварова . Печатался в типографии С.-Петербургской АН. Редакторами журнала были К. С. Сербинович (1834-1856), А. В. Никитенко (1856-1860), К. Д. Ушинский (1860-1861), Ю. С. Рехневский (1862-1867), И. Д. Галанин (1867), А. И. Георгиевский (1868-1870), Е. М. Феоктистов (1871-1882), Л. Н. Майков (1883-1890), В. Г. Васильевский (1891-1899), Э. Л. Радлов (1899-1917), П. И. Лебедев-Полянский (1917). В 1-м номере в программной статье (1834. 1. С. I-IV) сообщалось, что «наставляемое повелениями монарха, неусыпно пекущегося о пользе Богом врученной ему страны, министерство вменяет себе в прямой и священный долг давать, по мысли и сердцу его, полезное направление читателям своего Журнала, да удовлетворится истинных сынов Отечества справедливое желание знать, каким образом они могут лучше содействовать высоким намерениям Отца России». В этом же номере было опубликовано циркулярное предложение Уварова от 21 марта 1834 г. «начальствам учебных округов о вступлении в управление министерством», в к-ром провозглашалась идеологическая триада: «Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование... совершалось в соединенном духе Православия, Самодержавия и народности» (Там же. С. XLIX-L). По воспоминаниям сотрудника ЖМНП А. В. Старчевского, Уваров сам разработал план издания, его структуру, пригласил сотрудников из профессоров ун-тов, учителей гимназий и проч., установил суммы гонораров за статьи ( Старчевский А. В. Восп. старого литератора//ИВ. 1888. 10. С. 110).

http://pravenc.ru/text/182367.html

ж., издававшийся с июля 1858 по 5 нояб. 1877 г. в С.-Петербурге еженедельно. В 1858-1865 гг. назывался «Домашняя беседа для народного чтения». В 1858 г. вышло 18 выпусков, к-рые в 1860 г. были переизданы в одном томе, в 1859-1876 гг.- по 52 выпуска в год, в 1877 г.- 45 выпусков. Основателем, редактором-издателем журнала и автором большинства материалов (в основном анонимных) был В. И. Аскоченский . Он поставил цель «крепко стоять на твердой почве святого Православия и народности русской», противостоять «духу века сего», обличал и высмеивал проявления атеизма, маловерия, либерализма и безнравственности в науке, лит-ре, общественной и гос. жизни. Издание отличалось острой полемичностью и нравоучительностью. Во вводном слове («Два-три слова ради знакомства с читателями» (1858. Вып. 1)) редактор обещал читателям, что за них будет «вычитывать из книг то, что пригодно» для них, и рассказывать им как умеет. Сначала мн. назидательные рассказы и поучения (о пьянстве, божбе, срамословии и т. п., жизнеописания подвижников благочестия) были адаптированными пересказами из опубликованных брошюр и сборников, др. периодических изданий. С 1859 г. Аскоченский вел библиографический раздел, с выпуска 20 за 1860 г. появилась регулярная публицистическая рубрика «Блестки и изгарь», заполненная почти исключительно его злободневными заметками. Критике подвергались не только светские и церковно-общественные издания и деятели либерального толка (см.: «Аномалии в мире литературном» (1859. Вып. 43. С. 407-424), отзыв о свящ. И. С. Беллюстине «Хульник в рясе» (1877), ст. «Гранаты под цифрами, начиненные порохом лжи» о книге проф. Д. И. Ростиславова «Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей» (1877. Вып. 1) и др.), но и церковные офиц. и академические издания. Помимо публицистики Аскоченский опубликовал в «Д. б.» свою драму «Марфа Посадница» (1870. Вып. 1. С. 17-30; Вып. 2. С. 65-75; Вып. 3. С. 102-117; Вып. 4. С. 137-162), неск. десятков стихов и басен (некоторые были подписаны криптонимами или псевдонимом В. Незамай), сатирические очерки, религиозно-нравственные рассказы (напр., «Записки звонаря» (1861. Вып. 6. С. 109-111; Вып. 7. С. 133-135; Вып. 8. 151-152; Вып. 9. С. 169-171; Вып. 10. С. 194-195; Вып. 12. С. 233-234; Вып. 13. С. 253-255; Вып. 15. С. 323-325; Вып. 16. С. 347-350)) и переводы (напр., с польск. языка трагедии «Карпатские горцы» И. Корженёвского (1877. Вып. 4, 15-17, 19)), церковно-краеведческие исследования.

http://pravenc.ru/text/178795.html

Х. Скопцы По судебному процессу о скопцах Вышневолоцкого уезда, бывшему в г. Твери в 1888 году 16–21 ноября 53 Судебные процессы о религиозных сектантах, по временам возникающие в разных местах, имея весьма важное значение в смысле более действительных мер против распространения раскола и сектантства, в то же время весьма важны и для науки о расколе и сектах. На этих процессах нередко обрисовывается та или другая секта с новых сторон, иногда раскрываются, так сказать, самые тайники ее, и во всяком случае дается много материала для характеристики ее. Умелое ведение дела судебными властями заставляет, как подсудимых, так и свидетелей по делу, входить в разъяснение таких подробностей из жизни сектантов, которые при других способах знакомства с сектантством мало доступны. Не говорим уже о том, что эти процессы дают обильный материал для внешней истории той или другой секты. Поэтому, нельзя не пожалеть о том, что далеко не все такие судебные процессы бывают обнародованы в печати. К таким процессам, о которых еще доселе ничего нигде не сказано в печати, относится очень крупное дело о скопцах, разбиравшееся в г. Твери, Тверским Окружным судом в 1888 году с 15 по 21 ноября 54 . Дело это по своей важности может быть поставлено на ряду с известными процессами о скопцах Кудриных в Москве, Плотициных в Моршанске и др. Печатные сведения о скопцах в Тверской губернии настолько скудны, что, можно сказать, исчерпываются несколькими строками; но при всей своей скудости они все-таки показывают, что скопчество возникло здесь очень рано: оно было заметно здесь еще при жизни основателя секты – Кондрата Селиванова. Так, в 1832 г. обнаружены были 68 скопцов, из которых 43 человека принадлежали Бежецкому уезду, остальные 25 – частью Новоторжскому, частью Вышневолоцкому 55 . Затем, возникали дела о скопцах в Тверской губ. в 1847 г. (о скопце дворовом человеке Морозове), в 1849, 1860, 1851, 1858 и 1861 годах. В 1849 году были препровождены в военную нестроевую службу в Закавказский край скопцы – удельные крестьяне Никита Филиппов и Ефим Иванов – из Бежецкого и Вышневолоцкого уездов (Бежецкого – приходов: Трестенского и Толмачевского; Вышневолоцкого – с. Назарова, – из селений удельного ведомства – Высокого, Старого и Толмачей). В 1850 г. возникало дело о скопце Федорове; а в 1857, 1858 и 1861 гг. о скопцах дер. Кузнечихи, Вышневолоцкого уезда.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАИЯ (Поликин Иван Федорович; 1830/31, Онежский у. Архангельской губ.- 11.11.1871, Пекин), иером., член 14-й и 15-й Пекинских духовных миссий. Род. в семье дьячка Вазенского прихода Онежского у. Архангельской губ. Окончил Архангельскую ДС, в 1853-1857 гг. учился в СПбДА, получил степень кандидата богословия. В 1856 г. Поликин был зачислен в состав 14-й Пекинской духовной миссии, к-рую возглавлял архим. св. Гурий (Карпов) , в янв. 1857 г. принял монашеский постриг с именем в честь прмч. Исаии Синайского, затем рукоположен во диакона и во иерея. В 1858 г. миссионеры прибыли в Пекин. И. изучал кит. язык и конфуцианство у кит. учителей и благодаря усиленным занятиям в течение 3 лет смог вкратце познакомиться с канонами древнекит. классической письменности. Касаясь предварительных результатов работы с китайскими (на труднодоступном яз. вэньянь) и иностранными источниками, в частности с трудами по конфуцианской философии, И. в отчете, представленном главе миссии 20 янв. 1860 г., сообщал: «Несмотря на то что у меня переведены и записаны вчерне [канонические] книги: «Чжун-юн», «Лунь-юй» и книга «Мэн-цзы», я не могу представить... никакой ученой статьи до тех пор, пока не прочитаю все 13 цзинов [канонов], или по крайней мере пока достаточно не ознакомлюсь с книгами: «И-цзин», «Ши-цзин» и «Чжоу-ли». Только тогда, получивши ясное представление о всей философии конфуцианства, я могу составить о нем свое мнение, не опасаясь того, чтобы мне не пришлось впоследствии от него отказаться» (АВП РИ. Ф. С.-Петербургский Главный архив 1-5, 1823. Оп. 4. Д. 1. П. 94. Л. 233-234). Одновременно И. (также при помощи кит. учителей) знакомился с образцами совр. кит. лит-ры, руководствуясь потребностями российского внешнеполитического ведомства, нуждавшегося в получении достоверной информации из Пекина о крестьянской войне тайпинов (1850-1864). С этой целью он на основе переведенных им 2 кит. брошюр, снабженных комментарием, подготовил в 1860 г. текст под названием «Заметки китайца об инсурекции и инсургентах в Китайской империи» (Там же. П. 74. Л. 247-296). Работа вызвала у специалистов в С.-Петербурге нек-рые критические замечания и возражения по поводу правильности русского перевода. В ответ на критику в 1861 г. автор прислал в Азиатский департамент Мин-ва иностранных дел обстоятельные разъяснения с приложением оригинального кит. текста в подтверждение собственного перевода (Там же. Л. 335-353). Работа И. так и не была опубликована.

http://pravenc.ru/text/Исаия ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Петр Александрович (1833/34, с. Карманово Дмитриевского у. Курской губ.- 28.08.1899, Киев), проф. канонического права, исследователь церковной археологии. Род. в семье священника, учился в Белгородском ДУ, затем в Курской ДС, которую окончил в 1855 г., в том же году поступил в КДА. Окончил академический курс первым по списку магистров в 1859 г. и 13 окт. того же года был избран советом КДА на должность бакалавра по кафедре канонического права и церковной археологии. 5 февр. 1860 г. был назначен помощником инспектора, но уже 10 апр. 1861 г. написал прошение об оставлении должности: вчерашний выпускник академии счел неэтичным выставлять на суд начальства суждения студентов, которые являлись практически его сверстниками. С 1860 по 1868 г. был помощником библиотекаря КДА. 29 янв. 1866 г. назначен экстраординарным профессором КДА, а 25 февр. 1885 г. в связи с 25-летием профессорской деятельности удостоен звания заслуженного экстраординарного профессора КДА. С 1869 г. член Совета КДА. Лекции Л. (с 1869, после введения нового устава КДА и реформирования кафедры, читал только курс по каноническому праву) заслужили высокую оценку митр. Московского Макария (Булгакова), к-рый по поручению Синода в 1874 г. производил ревизию образования в КДА и охарактеризовал Л. как «весьма способного и знающего свою науку» преподавателя. Знания Л. оказались востребованы в Киевском ун-те им. св. кн. Владимира: 31 авг. 1885 г. он был утвержден в звании приват-доцента юридического фак-та кафедры церковного права, 16 июля 1891 г. был назначен исправляющим должность экстраординарного профессора. С 1878 по 1891 г. гл. обр. для дополнительного заработка (женился в 1863 на О. И. Бобровницкой, к сер. 70-х гг. XIX в. в семье было 6 детей) исполнял работу инспектора Александровского ремесленного уч-ща. Кавалер орденов: св. Анны 3-й (1869) и 2-й (1877) степени, св. Станислава 2-й (1873) и 1-й (1896) степени, св. Владимира 4-й (1881) и 3-й (1886) степени.

http://pravenc.ru/text/2463201.html

А.А. Половцов Гейфельдер, Оскар Фердинандович Гейфельдер (Heyfelder), Оскар Фердинандович, доктор медицины, статский советник, родился 7 апреля 1828 г. в Трире, умер 21 мая 1890 г. в Чарджуе. Сын профессора хирургии в Эрлангене, Иоганна Фердинанда Г. (см. выше), он пошел по стопам отца, изучал медицину в Эрлангене, Вюрцбурге и Гейдельберге; степень доктора медицины получил 3 марта 1850 г. в Эрлангене. Отец его был вызван на русскую службу Императором Николаем I; за ним последовал и Оскар Фердинандович, тоже поступивший на русскую службу в 1854 г. и назначенный врачом при Императорских театрах. В 1860 г. был удостоен звания доктора медицины в Петербургской Медико-Хирургической академии. Избрав в 1861 г. карьеру военного врача, он поступил младшим ординатором в первый сухопутный госпиталь. В 1863 г. был командирован в Польшу, где начал свою деятельность в качестве военного хирурга. В 1864 г. он посетил и осмотрел французский лагерь при Шалоне; в 1867 г. ездил на Парижскую выставку для обозрения санитарного отдела ее. Несколько лет Гейфельдер был при Виленском военном госпитале, откуда был переведен в Царскосельский военный госпиталь. При начале франко-прусской войны Гейфельдер испросил разрешение отправиться в качестве врача на театр военных действий, куда он был командирован С.-Петербургским обществом попечения о раненых и больных воинах. По приезде туда он был назначен заведующим большим походным лазаретом в Нейвиде-на-Рейне, затем главным врачом в Лилль. При Меце и Сен-Кантене Гейфельдеру пришлось работать под выстрелами, вынося раненых на перевязочный пункт. Вернувшись в Петербург после 9-месячного пребывания на войне, Гейфельдер был назначен в Семеновский лазарет. В 1874 г. он предпринял научное путешествие в Швецию, а в 1876 г. участвовал в Брюссельском конгрессе. В 1876 г. был старшим ординатором в Царскосельском военном госпитале. Когда началась турецкая война 1877–78 гг., Гейфельдер в Семеновском Александровском госпитале читал лекции по хирургии и вел практические занятия с сестрами милосердия и фельдшерицами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Плаксин, Василий Тимофеевич Плаксин , Василий Тимофеевич – писатель, учитель словесности; сын священника, он родился в Спасском уезде Рязанской губернии 7-го апреля 1795 г.; выросши в доме своего деда, также сельского священника, он затем поступил в Рязанскую духовную семинарию, подвергшуюся при нем благим реформам, совершенным преосвященным Феофилактом; окончив здесь курс в 1816 году, он в 1817 г. поступил в Главный педагогический институт, в 1819 году переименованный в С.-Петербургский университет, казеннокоштным студентом, но в 1822 году (22-го августа), был «по неблагонадежности к учительскому званию», в числе 5 других, исключен из университета попечителем Руничем (в одно время с изгнанием профессоров Раупаха, Германа, Галича, Арсеньева и др.). В 1823 году (23-го сентября) П. был принят, однако, в Департаменте народного просвещения канцеляристом. Получив в 1826 г. права кандидата с утверждением в 10-м классе, П. с августа 1827 г. начал свою преподавательскую деятельность, сперва в Морском Кадетском корпусе (до 1836 и вторично с 1849 по 1854 гг.), куда поступил по приглашению И. Ф. Крузенштерна и где получил лекции русской словесности и истории русской литературы в гардемаринских и офицерских классах, затем – в офицерских и верхних юнкерских классах Артиллерийского училища (с 1828 до 1847), в верхних классах 2-го Кадетского корпуса (с 1829 до 1832 г.), в Технологическом институте (с 1829 по 1838 г.), в Академии Художеств (с 1830 до 1839 г.) в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (с 1830 до 1839 и с 1855 по 1860 г.), в Инженерном училище (с 1837 до 1864 г.), в Училище торгового мореплавания (с 1846 до 1849 г.) и, наконец, в разных пансионах и в частных домах с 1826 до 1861 года. В 1835 г. (2-го марта) он поступил преподавателем в 1-й Кадетский корпус, где был 26-го января 1836 г. назначен наставником-наблюдателем русской словесности и где прослужил 29 лет с лишком – до 1864 г. (т. е. до реформы 1864 г.), а затем еще 2 года в преобразованной из Корпуса 1-й Военной гимназии; вся же служба его в качестве преподавателя русской словесности продолжалась 40 с лишком лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Белавенец , Иван Петрович, капитан 1-го ранга, писатель и исследователь в области научной навигации. Из дворян Смоленской губернии, род. в мае 1830 г. и первоначальное образование получил в Морском корпусе, откуда был выпущен в гардемарины 24-го августа 1846 г. Произведенный (1848 г.) в мичманы, он был оставлен в офицерском классе (ныне Академия), с 1848 г. по 1851 г. крейсировал в Балтийском море и Финском заливе на кораблях «Березина», «Кацбах» и «Регвизан», фрегатах: «Постоянство» и «Церера», на корвете «Наварин» и транспорте «Америка», 7-го августа 1851 г. произведен в лейтенанты и в течение 1852 и 1853 гг. совершил кругосветное плавание от Кронштадта к берегам Японии на фрегате «Паллада», и во время этого путешествия занимался астрономическими и магнитными наблюдениями и преподавал гардемаринам навигацию, астрономию и физику. Командированный на винтовую шхуну «Восток», он принимал участие в описи и определении астрономических пунктов на берегах Кореи и только в 1854 г. возвратился в Кронштадт, совершив это путешествие берегом Сибири. В 1855 г. по собственному желанию он был командирован в Севастополь, где был назначен командовать батареей на Театральной площади, причем 23-го апреля был сильно контужен в голову. Вернувшись в Кронштадт, Б. получил назначение состоять при вице-адмирале фон Шанце флаг-офицером на пароходофрегате «Камчатка», на малом Кронштадтском рейде, для защиты Кронштадта от нападения англо-французского флота, а вскоре получил в команду винтовую лодку «Стерлядь». По заключении мира, Б. был командирован, в 1856 г., в Северную Америку на строившийся там фрегат «Генерал-адмирал», с которым в 1859 г. вернулся в Кронштадт, благополучно проведя его через океан. В 1860 г. Белавенец командовал пароходом «Курьер» в Финском заливе и 17-го октября того же года был произведен в капитан-лейтенанты. В 1861 г. с тем же пароходом «Курьер», которым он продолжал командовать, ходил по Балтийским портам. В это же время им был сделан в Кронштадте ряд магнитных наблюдений, после чего он означил на стенках гаваней истинные пеленги для определения по ним девиации судовых компасов на рейде. В 1862 г. Б. был командирован в Англию, на Лондонскую всемирную выставку, для собрания сведений по гидрографии и для ознакомления с вопросами о девиации компасов. Здесь он был избран корреспондентом Британского съезда ученых и членом жюри по части морских наук и навигации.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010