Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЗАПИСКИ ИМПЕРАТОРСКОГО РУССКОГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА» (ЗРАО), группа изданий Русского археологического об-ва (РАО, см. в ст. Археологические общества ), выходивших в С.-Петербурге. Она имеет сложную историю, связанную с развитием РАО, к-рое возникло как Археологическо-нумизматическое об-во в 1846 г. 1-я серия периодических изданий выходила в 1847-1854 гг. на франц. языке под названием «Mémoires de la Société d " archéologie et de numismatique de St. Pétersbourg» (с 4-го т.- «Mémoires de la Société Impériale d " archéologie»). Параллельно на рус. языке издавались в 1849-1850 гг. «Записки Санкт-Петербургского Археологическо-нумизматического общества», а в 1851-1865 гг.- «Записки императорского Археологического общества». В 1886-1901 гг. печатались «Записки императорского Русского археологического общества. Новая серия». Кроме того, выходили записки отд-ний РАО: рус. и слав. археологии (ЗОРСА) - в 1851-1918 гг., восточного - в 1887-1921 гг., классического - в 1904-1917 гг., а также «Известия Русского археологического общества» (1859-1884). Для обмена результатами изысканий с иностранными исследователями РАО получило право выпускать свои труды не только на рус., но и на франц. и нем. языках. Статьи, имевшие преимущественно нумизматическую направленность, публиковались на франц. или нем. языке. «Mémoires de la Société d " archéologie et de numismatique de St. Pétersbourg» («Mémoires de la Société Impériale d " archéologie») выходили под ред. барона Б. В. Кёне в 1847-1854 гг. (8 т.), каждый том состоял из 3 выпусков. На 1-м заседании об-ва в 1847 г. его член-основатель П. С. Савельев призвал коллег уделять больше внимания древностям России и мусульм. Востока. В результате РАО приняло решение параллельно с «Mémoires...» выпускать «Записки Санкт-Петербургского Археологическо-нумизматического общества» на рус. языке (с 3-го т.- «Записки императорского Археологического общества»). Издание редактировали И. А. Бартоломей (1849. Т. 1. Вып. 1), Савельев (1849. Т. 1. Вып. 2-3), А. Н. Попов (1849. Т. 1. Вып. 4), Савельев (1850. Т. 2. Вып. 5-8; 1851. Т. 3; Т. 4. Отд. 2), Попов (1852. Т. 4. Отд. 1; 1853. Т. 5), Савельев (1853. Т. 6), Попов (1854. Т. 7. Вып. 1, 2; 1856. Т. 8), Савельев (1856. Т. 9. Вып. 1; 1857. Т. 9. Вып. 2; Т. 10; 1858. Т. 12. Вып. 1; Т. 14; 1859. Т. 13), П. И. Савваитов (1865. Т. 11; Т. 12. Вып. 2).

http://pravenc.ru/text/182593.html

Филипп Шафф (протестант) Глава I. Падение язычества и победа христианства в Римской империи Общая литература J. G. Hoffmann : Ruina Superstitionis Paganae. Vitemb., 1738. Tzschirner : Der Fall des Heiden thums. Leipz., 1829. A. Beugnot : Histoire de la destruction du paganisme en occident. Par., 1835. 2 vols. Et. Chastel (из Женевы): Histoire de la destruction du paganisme dans l " empire d " orient. Par., 1850. Ε. V. Lasaulx : Der Untergang des Hellenismus и. die Einziehung seiner Tempelgüter durch die christl. Kaiser. Münch., 1854. F. Lübker : Der Fall des Heidenthums. Schwerin 1856. Ch. Merivale : Conversion of The Roman Empire. New York 1865. §2. Константин Великий. 306 – 337 г. по P. Χ. 1 . Источники этого периода: Лактанций (ум. в 330): De mortibus persecutorum, cap. 18 sqq. Евсевий , Hist. Eccl., 1. ix, χ; а также его хвалебный и весьма пристрастный труд Vita Constantini, в 4 книгах (Εις τον βον του μακαρου Κωνσταντνου του βασιλως) и его Панегирик, или De laudibus Constantini; в изданиях исторических трудов Евсевия: Valesius, Par., 1659 – 1673, Amstel., 1695, Cantabr., 1720; Zimmermann, Frcf., 1822; Heinichen, Lips., 1827–30; Burton, Oxon., 1838. См. также имперские документы в Codex Theodos., 1. xvi, а также послания и трактаты Афанасия (ум. в 373) и, с языческой стороны, панегирик Назария из Рима (321) и «Кесарей» Юлиана (ум. в 363). 2 . Более поздние источники: Сократ : Hist. Eccl., 1. i. Созомен : Η. Ε., 1. i, ii. Зосима (языческий историк и придворный, cornes et advocatus fisci, при Феодосии II): Ιστορα να, 1. ii, ed. Bekker, Bonn., 1837. Евсевий и Зосима представляют крайне пристрастные мнения за Константина и против него. Справедливая оценка его характера должна быть сделана на основании фактов, приводимых обоими, а также на основании следствий его светской и церковной политики. 3 . Современные авторитеты. Mosheim : De reb. Christ, ante Const. M. etc., последний раздел (p. 958 sqq. Английский перевод – Murdock, vol. ii, p. 454–481). Nath. Lardner, во второй части его великого труда Credibility of the Gospel History, см. Works, ed. Kippis, Lond., 1838, vol. iv, p. 3–55. Аббат de Voisin : Dissertation critique sur la vision de Constantin. Par., 1774. Gibbon : I. c, chs. xiv, xvii-xxi. Fr. Gusta: Vitadi Constantino il Grande. Foligno, 1786. Manso : Das Leben Constantins des Gr. Bresl., 1817. Hug (католик): Denkschrift zur Ehrenrettung Constant. Frieb., 1829. Heinichen : Excurs. in Eus. Vitam Const. 1830. Arendt (католик): Const, и. sein Verb, zum Christenthum. Tüb. (Quartalschrift) 1834. Milman : Hist, of Christianity, etc., 1840, book iii, ch. 1–4. Jacob Burckhard t: Die Zeit Const, des Gr. Bas. 1853. Albert de Brogue : L " église et l " empire romain au IV the siècle. Par., 1856 (vols, i, ii). A. P. Stanley : Lectures on the Hist, of the Eastern Church, 1862, Lect. vi, p. 281 sqq. (Am. ed.). Theod. Keim : Der Uebertritt Constantins des Gr. zum Christenthum. Zürich, 1862 (апология в защиту Константина против мнения Буркхардта).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Филипп Шафф (протестант) Глава Х. Греческие Отцы Церкви и богословская литература См. общий список литературы об отцах церкви в т. II, §159, а также специальную литературу в нескольких следующих разделах. I. Греческие отцы церкви §161. Евсевий Кесарийский I. Eusebius Pamphili : Opera omnia Gr. et hat., curis variorum nempe IL Valesii, Fr. Vigeri, B. Montfaucon, Card. Angelo Maii edita; collegit et denuo recognovit J. P. Migne. Par. (Petit-Montrouge), 1857. 6 vols. (tom. xix-xxiv в Migne, Patrologia Graeca). Из нескольких его трудов чаще всего издавалась «История церкви», иногда отдельно, иногда вместе с его Vita Constantini и с историями церкви его преемников; лучшее издание – Henr. Valesius (Du Valois), Par., 1659 – «73, 8 vols., Cantabr., 1720, 3 vols., и снова 1746 (с дополнениями G. Reading, лучшее издание); также (без более поздних историков) Е. Zimmermann, Francof., 1822; F. Α. Heinichen, Lips., 1827-»8, 3 vols.; E. Burton, Oxon., 1838, 2 vols. (1845 и 1856, 1 vol.); Schwegler, Tub., 1852; также в разных переводах: немецкий – Stroth, Quedlinburg, 1776 ff., 2 vols.; Closs, Stuttg., 1839; несколько раз на французском и на английском; на английском – Hanmer (1584), Т. Shorting, лучший – Chr. Fr. Cruse (американский епископал немецкого происхождения, умер в Нью–Йорке, 1865): The Ecclesiastical History of Euseb. Pamph., etc., New York, 1856 (10 th ed.); Lond., 1858 (Bohn, Eccles. Library). См. также литературные заметки в Brunet, sub Euseb., и James Darling, Cyclop. Bibliograph., p. 1072 ff. II. Биографии : Hieronymus (De viris illustr., с. 81, краткий очерк, с перечнем его трудов), Valesius (De vita scriptisque Eusebii Caesar.), W. Cave (Lives of the most eminent Fathers of the Church, vol. ii, pp. 95–144, ed. H. Cary, Oxf., 1840), Heinichen , Stroth , Cruse , и другие, в их изданиях Eccles. Hist. Евсевия . F. С. Baur: Comparatur Eusebius Hist. eccl. parens cum parente Hist. Herodoto. Tub., 1834. Haenell : De Euseb. Caes. religionis christ, defensore. Gott., 1843. Sam.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

1 Сент. 1849 г. утверждены митр. Филаретом писцами при Невоструеве окончившие курс Вифанской Духовной Семинарии Василий Рождественский и Иван Благоволин. 2 Октября 1854 г. на место первого, не имевшего возможности работать «по болезненному состоянию», определён окончивший в этом году курс Виф. Сем. Алексей Белокуров. 21 Октяб. 1856 г. последний уволен по прошению от должности писца и заменён перворазрядным питомцем той же семинарии Николаем Ширяевым. 2 Октября того же года, на место Благоволина, выбывшего в епархиальную службу, определён студент Вифанской Семинарии Василий Казанский, которого, за поступлением в то же ведомство, сменил 2 Мая 1857 г. перворазрядный питомец той же семинарии Александр Горетов. 3 Ноября 1858 г. Николай Ширяев, изъявивший «нежелание более находиться при должности писца», был заменён окон. курс Виф. Сем. Петром Закатовым. 31 Октяб. 1859 г. на место Горетова определён окончивший по 1 разряду курс Вифанской Сем. Иван Смирнов 1-й, я 18 Декабря 1860 г. на место Закатова студент той же Семинарии Иван Шаров. 12 Декабря 1861 г. на место Смирнова 1-го, «который с 23 Ноября находится без вести», назначен окончивший курс Виф. Сем. по 2 разряду Николай Крылов. 7 Окт. 1864 г. на место Шарова определён окончивший ту же семинарию Павел Лебедев , при чём первый выразил желание и по вступлении в епархиальную службу безмездно продолжать труды по описанию Библиотеки. 22 Июня 1865 г. Крылова сменил студ. Виф. Сем. Иван Репловский, а в 1866 г. назначен Дмитрий Предтеченский. 28 Сентября 1870 г. на место только что названных лиц определены безместный дьякон (из. студентов Моск. Сем.) Александр Салманов и окончив. Виф. Сем. Евгений Бриллиантов 1 . Эти писцы не только занимались «перечнем статей», как свидетельствовал Невоструев в одном из писем к Горскому, но и подбором аналогичных памятников, сличением их между собою и с печатными текстами, с отметками о результатах сверки частью на полях рукописей, частью в особых тетрадях, сопоставлением славянских переводов с греч. печатными оригиналами, рассмотрением «клейм» и т.п. Об этом непререкаемо свидетельствуют сохранившиеся черновики к описанию богослужебных книг и многочисленные карандашные пометы на полях и чистых листах памятников. В величественном архитектурном сооружении, пять этажей которого давно услаждают взоры учёного мира, принимали деятельное участие не только главный зодчий Горский с его правой рукой – Невоструевым, но и только что названные десятники, каменщики, штукатуры, носильщики. Работа имела коллективный характер и потому, между прочим, достигла высоты, при которой Академия Наук укрепила за Описанием Синодальной Библиотеки титло «гражданского подвига».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

А.А. Половцов Алексеев, Петр Петрович Алексеев , Петр Петрович, доктор химии, ординарный профессор по кафедре органической химии в Университете св. Владимира и учредитель Киевского отдела Русского технического общества, род. 14 апреля 1840 г. в Луге, ум. 6 февраля 1891 г. в Киеве. Воспитывался в Новгородской гимназии, а затем в 1856 г. поступил в С.-Петербургский университет на естественный факультет, где окончил курс в 1860 г. В следующем году Алексеев отправился за границу, где работал сперва в лаборатории Вюрца в Париже, а затем у Эрленмейера в Гейдельберге и, наконец, в тюбингенской лаборатории Штрекера. В 1863 г. Алексеев вторично побывал за границей и занимался в Геттингене у знаменитого Вёлера и закончил свои заграничные занятия в лаборатории Вюрца в Париже. Возвратившись в С.-Петербург, Алексеев занял место репетитора по химии, физике и минералогии в Институте инженеров путей сообщения. В 1865 г. он защитил магистерскую диссертацию «О некоторых продуктах восстановления нитросоединений», обратившую на себя внимание ученых новизной взгляда и богатством собранных фактов, после чего утвержден в звании доцента химии Киевского университета. В 1868 г. Алексеев выступил в С.-Петербургском университете со своей докторской диссертацией «Монография азосоединений», и вслед затем был избран экстраординарным, а год спустя – ординарным профессором химии. В этом звании Алексеев состоял до самой смерти, последовавшей на 51-м году его жизни. Область самостоятельных ученых трудов Алексеева ограничивается почти исключительно классом органических соединений, известным под названием «азосоединений». Весьма значительное число органических тел этого типа обязано своим открытием или, по крайней мере, разъяснением Алексееву. Помимо интереса некоторых добытых отдельных научных фактов, среди которых открытие азоанисовой кислоты имеет первенствующее значение, Алексеев разработал самые способы получения азосоединений. Не одной лабораторией ограничивалась ученая деятельность Алексеева: немало времени посвятил он критике и библиографии химии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Брандт, Эдуард Карлович Брандт , Эдуард Карлович, зоолог, академик и профессор Императорской военно-медицинской академии; род. в 1839 г. в С.-Петербурге, ум. там же 17 ноября 1891 г. Сын архитектора, он воспитывался в классическом отделении С.-Петербургского немецкого училища св. Петра (Peterschule) и окончил гимназический курс в 1856 г. В следующем году он поступил в Медико-хирургическую академию, а в 1862 г. окончил ее курс со званием лекаря; будучи студентом, Брандт уже занимался специально зоологией и сравнительной анатомией под руководством своего дяди, профессора Ф. Ф. Брандта, слушал лекции Куторги по палеонтологии и Ценковского по споровым растениям, изучал флору при помощи академика Рупрехта и вообще получил основательную подготовку по естествознанию. В 1863 г. он был назначен ассистентом, Ф. Ф. Брандта, а в 1865 г. защитил диссертацию на степень доктора медицины, написанную на тему по зоологии. В том же году конференция академии избрала его в число приват-доцентов, и он начал читать лекции о беспозвоночных животных. В феврале 1868 г. он был избран на должность прозектора при кафедре зоологии и сравнительной анатомии. В 1869 г., с уходом профессора Ф. Ф. Брандта из академии, кафедра его осталась вакантною, и преподавание велось Э. К. Брандтом за приватное вознаграждение до 1874 г. В 1873 г., при увеличении штатов ветеринарного отделения академии, открылась кафедра зоотомии, на которую в апреле того же года перешел Э. К. Брандт, в звании экстраординарного профессора. В 1874 г. он был, кроме того, назначен экстраординарным профессором зоологии и сравнительной анатомии медицинского отделения, а в 1878 г. избран в число ординарных профессоров. В 1879 г. первые два курса академии, на которых преподавались естественные науки, были закрыты, и Брандт остался профессором ветеринарного отделения, но и это отделение вскоре было закрыто. Вскоре первые два курса академии были восстановлены, и в 1883 г., при открытии кафедры зоологии и сравнительной анатомии, на эту кафедру снова был избран Э.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Шпаковский, Александр Ильич Шпаковский , Александр Ильич, полковник, изобретатель различных приборов и машин, родился 20 августа 1823 г., ум. 25 июня 1881 г. в Петербурге. Происходил из дворян Смоленской губернии, образование получил в Новгородской гимназии и в январе 1840 г. поступил на службу в Перновский гренадерский полк. В 1842 г. был переведен прапорщиком в гренадерский эрцгерцога Франца-Карла полк, а в следующем году – в Астраханский карабинерный. В мае 1847 г. он был прикомандирован к Павловскому кадетскому корпусу, в феврале 1851 г. утвержден репетитором по физике в корпусе, а в октябре 1854 г. назначен преподавателем того же предмета. По упразднении Павловского кадетского корпуса 31 октября 1863 г. переведен в 1 военное Павловское училище штатным преподавателем по физике. 27 марта 1866 г. произведен, за отличие по службе, в подполковники с зачислением по армейской пехоте и с оставлением при училище. 15 октября 1867 г. переведен в 12 гренадерский Астраханский полк, а 20 апреля 1869 г. произведен в полковники, с оставлением при училище. В январе 1870 г. вышел в отставку, а в октябре того же года определен на службу по министерству Внутренних Дел, с откомандированием для занятий в строительное отделение С.-Петербургского городского правления по механической части. Ш. был известен, как один из замечательнейших деятелей по развитию различных отраслей техники в России. Не будучи специалистом-техником, а лишь самоучкой, он пользовался, однако, в 60-х и 70-х годах большой известностью, благодаря своим многочисленным изобретениям, находившим нередко обширное применение не только в России, но и за границей. Его деятельность, в качестве изобретателя, началась со времени назначения его преподавателем физики в кадетском корпусе. В 50-х г. он устроил остроумный регулятор для дуговых электрических фонарей, введенный с августа 1856 г. в Москве. Описание этого регулятора напечатано в статье Le Roux: «Regulator für das elektrische Licht von prof. Spakowski in St.-Petersburg» («Dingler " s polytechnisches Journal», т. CLXVI, стр. 24–26; «Bulletin de la Société d " Encouragement», 1862, май, стр. 270). Еще большее применение получил изобретенный им аппарат для производства ночных сигналов во флоте. В конце 1865 г. прибор этот был передан морским министерством для испытания в морской ученый комитет и сигнальную комиссию по всем вопросам сигналопроизводства. После целого ряда самых тщательных опытов прибор Ш. был признан отличным, и морское министерство распорядилось снабдить этими приборами всю броненосную эскадру и суда, отправлявшиеся за границу (1866 г.). Не довольствуясь этим успехом, Ш. решил отправить свое изобретение на суд английского флота, и получил полное одобрение.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.П.Соловьев Архиепископ Никанор (Бровкович) о святом равноапостольном князе Владимире Скачать epub pdf Имя архиепископа Никанора (Бровковича) и его идеи в последние годы постепенно становятся известны современным исследователям православного богословия и гомилетики XIX века. А надо сказать, что владыка Никанор был не только архиереем, известным проповедником и активным сподвижником К. П. Победоносцева , но и известным религиозным философом. Архиепископ Никанор семь лет – с 1876 по 1883 год – возглавлял Уфимскую епархию. До того мы знаем его труды на поприще преподавания, ректорства и ученой деятельности в Санкт-Петербургской Духовной Академии (с 1851 г.), Рижской (с 1856 г.) Саратовской (с 1858 г.), Витебской (с 1865 г.) Семинариях, в Казанской Духовной Академии (с 1868 г.). Ко времени приезда его в Уфу он уже – доктор богословия, автор философско-апологетичсекого трактата «Позитивная философия и сверхчувственное бытие». В Уфе он продолжает писать третий том этого сочинения. Скончался архиеп. Никанор будучи Одесским архипастырем в 1890 году. Известно множество трудов архиепископа Никанора. Общий объем его сочинений может потянуть на 15 больших томов собрания его сочинений. Среди основных его произведений можно выделить следующие: «Разбор римского учения о видимом (папском) главенстве в церкви, сделанный на основании Св. Писания и предания первых веков христианства до вселенского собора (включительно)», «Позитивная философия и сверхчувственное бытие». «О перстосложении для крестного знамения и благословения», «Поучения, речи, беседы, воззвания. В 5 томах», «О том, есть ли что еретическое в латинской церкви», «Биографические матерьялы» и др. Надо отметить, что именно в Уфе владыка Никанор раскрывается как талантливый проповедник, чьи поучения и речи, произнесенные в уфимских храмах, становятся известны по всей России. Особенностью этих поучений было в том, что архипастырь обращался в них к насущным вопросам современности – к проблемам духовного и светского образования, христианского отношения к техническому прогрессу, к критическому анализу отдельных популярных общественно-политических воззрений (социализм, нигилизм, толстовство, славянофильство, западничество) и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

В.А. Фурсов Сегодня, когда в школах России стали преподаваться Основы религиозных культур и светской этики и учащиеся стали знакомиться с культурными и педагогическими пластами православия, ислама , буддизма, иудаизма, воспитываться на идеалах этих учений, имя Епископа Хрисанфа (Ретивцева) , который впервые в России широко взглянул на мировые религии, в том числе традиционные для нашего Отечества, выдвигается на первый план не только как историка религии, но и как педагога, который обратил взгляд культурной и педагогической общественности на воспитательные пласты религиозных учений. Для преподавателей курса ОРКСЭ («Духовная культура народов России») может стать настольной книгой капитальный труд Епископа Хрисанфа (Ретивцева) «Религии древнего мира и их отношение к христианству», к которому обращались виднейшие деятели русской культуры Лев Толстой, Владимир Соловьев, Василий Розанов. Ключевые слова: епископ Хрисанф (Ретивцев) , исторический метод, наука о религии, современная общественно-религиозная ситуация возвращение традиций изучения религий Епископ Хрисанф (Ретивцев) (1831–1883) был одним из видных ученых своего времени – талантливым богословом, историком, и, в значительной степени, философом. Наш современник выдающийся священник и богослов о. Александр Мень прямо называет епископа Хрисанфа «пионером русского религиоведения». Родился будущий Владыка Хрисанф (в миру Владимир Николаевич Ретивцев) в небольшом селе Еськи Тверской губернии в семье священника. Среднее образование получил в Бежецком духовном училище и Тверской духовной семинарии. Уже в эти годы отличался способностями к учению и успехами в учебе. Как лучший воспитанник, Владимир Ретивцев был отправлен семинарским начальством для получения высшего образования за казенный счет в Московскую духовную академию, где вновь выделялся своими способностями и трудолюбием. По окончании академии в 1856 г. назначается преподавателем Священного Писания в Костромскую духовную семинарию, затем становится бакалавром по курсу основного богословия в Казанской духовной академии. В 1865 г. направляется в Санкт-Петербургскую духовную академию, где первоначально был преподавателем, затем инспектором и, наконец, в 1869 г. стал ректором. Заслужил уважение преподавателей и студентов своей эрудицией в различных областях и интересными глубокими лекциями.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Г.Г. Литаврин Среди крупнейших византинистов XIX столетия можно назвать отнюдь не столь много имен ученых, научные заслуги которых были бы признаны столь единодушно и повсеместно, высокий авторитет которых не поколебало бы истекшее время, а исследовательский метод не принимался бы по-прежнему за образец, заслуживающий подражания и в наши дни. Бесспорно, к числу таких имен принадлежит и имя академика Василия Григорьевича Васильевского . Ему удавалось все с самых первых шагов на научном поприще: известность и уважение специалистов обрели уже и его магистерская диссертация, завершенная в 1865 г. 1 , и цикл работ по истории русско-литовских отношений (преимущественно в XIV в.), написанный им в конце 60-х годов во время работы преподавателем в одной из гимназий города Вильны 2 . Безусловно, Васильевский был одарен от природы могучим умом и ярким исследовательским талантом. Но с ранних юношеских лет ему были свойственны также неутолимая тяга к знаниям и исключительная трудоспособность. Родившийся 21.1 (2.II) 1838 г. в с. Ильинском Люблинского уезда Ярославской губернии в скромной семье местного священника, Васильевский, будучи 18-летним юношей ко времени окончания Ярославской семинарии, уже значительно опережал, главным образом благодаря самостоятельным занятиям, по уровню образования своих однокашников: среди студентов Санкт-Петербургского Главного педагогического института, в который он поступил в 1856 г., а затем (с 1859 г., после закрытия института) историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета он выделялся начитанностью по истории и философии и прекрасной подготовкой по древним и новым языкам 3 . По окончании университета в 1860 г. Васильевский был направлен на два года для прохождения педагогической практики в одну из гимназий Петербурга, а затем на два года за границу для совершенствования своих знаний. Основное время своей заграничной командировки Васильевский провел в Берлине, где слушал лекции знаменитого Т. Моммзена (о которых отзывался с восторгом) и других видных немецких ученых того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010