Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период. Эпоха гонений. Монашество АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии АГНИЯ (Благовещенская Анна Никитична; 1868-1938), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губернии АЛЕКСАНДР (Кременецкий Александр Стефанович (1842 или 1843 - 1918 ), архим., духовный писатель, проповедник АЛЕКСАНДР (Орудов (Уродов) Георгий Андреевич; 1876-1961), архим., посл. наместн. Седмиозерной пуст., исп. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Вятских святых) АЛЕКСАНДРА (Самойлова Анна (?) Никитична; 1882 – 1938), прмц. (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон. АЛЕКСАНДРА (Червякова Мария Афанасьевна; 1873 – 1938), прмц. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), схим. АЛЕКСИЙ (Соловьев Фёдор Алексеевич; 1846-1928), схим., старец, прп. (пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых) АЛЕКСИЙ (Гаврин Алексей Петрович; 1883 – 1937), прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон. АЛЕКСИЙ (Задворнов; 1882 - 1937), иером., прмч. (пам. 9 нояб. в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АМВРОСИЙ (Астахов Алексей Аникеевич; 1860–1937), архим. , прмч. Московский(пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) АНДРОНИК (Суриков Андрей Иванович; 1885 – 1938), прмч. (пам. 9 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером.

http://pravenc.ru/rubrics/121854.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви ДАРИЯ Тимагина († 1919), мц. (пам. 5 авг., 22 мая, в Соборе Дивеевских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДАРИЯ (Колтовская Анна Алексеевна; ок. 1554-1556 - 1626), 4-я супруга царя Иоанна IV Васильевича, с нач. сент. 1572 г. монахиня, местно почиталась в тихвинском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ре ДВЕНАДЦАТЬ ГРЕКОВ (2-я пол. XI - нач. XII в.), преподобные, Киево-Печерские, в Ближних пещерах почивающие (пам. 14 февр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ДИМИТРИЙ Дмитриевич Беляев (1875 - 1937), свящ. , сщмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ДИМИТРИЙ Ильич Розанов (1890 - 1937), прот. сщмч. (пам. 26 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДИМИТРИЙ (XVII в.?), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДИМИТРИЙ (XIV-XV вв.?), прп. (пам. 24 янв., 26 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Цилибинский, Вологодский ДИМИТРИЙ Иванович Беневоленский (1883-1937), прот., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Федорович Благовещенский (1879-1932), свящ., сщмч. (пам. 2 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Павлович Вознесенский (1855-1918), свящ., сщмч. (пам. 4 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/122336_28.html

А.К. Галкин, А.А. Бовкало Указатель имен А Абакумов Алексий Григорьевич (1869–1941), протоиерей; уклонился в обновленчество Авраамий (Чурилин Адриан Алексеевич; 1867– расстрелян 1937), епископ Агафангел, св. (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854–1928), митрополит-исповедник Агрономов Александр Иванович , протоиерей Азиатский Алексий Михайлович (1866 – убит 1918 или 1919), протоиерей Айзенштадт Моисей Григорьевич, раввин Акимов Василий Александрович (1864–1942), протоиерей Аксенов Леонид Дмитриевич (1876-?) Александр (Витоль Адам Александрович; 1876–1942), епископ Александр II Николаевич (1818 – убит 1881), император Всероссийский в 1855–1881 Александра Феодоровна (1872 – расстреляна 1918), императрица Всероссийская в 1894–1917, страстотерпица Александров Григорий Д., конторщик Ижорских заводов Александров Димитрий Александрович (1868-?), протоиерей, миссионер Алексеев А, священник Алексий (Баженов Димитрий Владимирович; 1872-?), епископ; уклонился в обновленчество Алексий (Житецкий Алексей Григорьевич; † 1924), епископ Алексий ( Кузнецов Николай Николаевич; 1875 – расстрелян 1938), архиепископ Алексий (Молчанов Алексей Васильевич; 1853–1914), архиепископ Алексий (Ридигер Алексей Михайлович, род. 1929), Патриарх Московский и всея Руси с 1990 Алексий (Симанский Сергей Владимирович; 1877–1970), Патриарх Московский и всея Руси в 1945–1970 Алексий, св. (Соловьев Феодор Алексеевич; 1846–1928), иеросхимонах Алтаев Ал. (настоящая фамилия – Ямщикова Маргарита Владимировна; 1872–1959), писательница Альбинский Иоанн Иванович (1863–1935), протоиерей; уклонился в обновленчество Амвросий (Сергеев), архимандрит Анастасий (Александров Александр Иванович ; 1861–1918), епископ Ангелина (Мамонтова), игумения Ангелина (Сергеева Анна Семеновна; 1867–1927), игумения Андреев Иоанн Васильевич, диакон Андреев Иоанн Иванович (1898–1968), священник Андреев Федор Константинович (1887–1929), профессор; впоследствии – протоиерей Андрей (Ухтомский Александр Алексеевич ; 1872 – расстрелян 1937), епископ

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Монастырь Менджи [Груз. ] («Остров Архангелов»), муж. мон-рь Сенакско-Чхороцкуской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), основанный в 1892 г. прп. Алексием (Шушанией) Сенакским. Расположен на возвышенности в одноименном селе (в момент основания - в с. Зеда-Теклати, из к-рого в советское время было выделено с. Менджи) близ г. Сенаки (историческая пров. Самегрело (Мегрелия)). Древняя церковь В древности на месте обители находился небольшой каменный храм во имя св. Архангелов. Он представлял собой однонефную базилику, к-рую местные жители называли «часовней Архангелов», а всю гору - «Островом Архангелов». Базилика была меньше поздней церкви, следы ее фундамента «сохранены и в наше время и видны были до той поры, пока в недалеком прошлом площадь вокруг нового храма не была вымощена массивными камнями» ( Ананиашвили. 1991. С. 20). Гора, на к-рой находится М., возвышается над Колхидской долиной наподобие острова и является удобным форпостом. Согласно нарративным источникам, древняя базилика, вероятнее всего, была выстроена на территории крепости для солдат и укрывавшихся здесь от нападения неприятеля местных жителей. По сведениям схиигум. Фавсты (Шушании), двоюродной сестры прп. Алексия, возле М. в 1-й трети XX в. еще можно было увидеть башню, очевидно являвшуюся элементом крепости (взорвана властями в 1937) (Там же; Шио (Муджири). Из истории жен. мон-ря Теклати. 2014. С. 7, 8). Согласно преданиям, в древности море достигало горы М. и здесь цепями швартовали корабли. Местные жители в подтверждение этой легенды до сих пор находят близ М. фрагменты цепей. Во 2-й пол. XIX в. крыша церкви была перекрыта свинцовыми листами, что местные жители связывают с историей тур. воина и мегрельской девушки. События произошли при последней правительнице Мегрелии кнг. Екатерине Чавчавадзе (1816-1882; дочь груз. поэта А. Г. Чавчавадзе), когда в 1855 г. турецкий военачальник Омер Лютфи-паша занял значительную часть княжества ( Ананиашвили. 1991. С. 20; Алексий (Шушания). 2003. С. 4; Шио (Муджири). Из истории жен. мон-ря Теклати. 2014. С. 8-9). Древний храм считался чудотворным, и в XIX в. существовал обычай приходить сюда по великим церковным праздникам. Предыстория основания М.

http://pravenc.ru/text/2562970.html

Минусинск. Собор Спаса Преображения. Спасо-Преображенский собор Карта и ближайшие объекты К построенным в 1801-1803 гг. в стиле сибирского барокко восьмерику на четверике главного объема с пятигранной апсидой, трапезной и колокольне в конце XIX в. добавилась одноэтажная пристройка с трех сторон колокольни. В 1930-е годы закрыт, в 1937 г. с собора сняты колокола, с 1938 г. - зерносклад. С 1943 г. богослужения возобновлены. Нынешний архитектурный облик собора сложился в первой половине XIX века, когда были выполнены основные строительные работы. В это время сам Минусинск был селом. 21 декабря 1779 года Варлаам, Епископ Тобольский и Сибирский, разрешил заложить деревянную церковь, которая была освящена в 1781 году. 12 сентября 1803 года закладывается новая каменная церковь вместо деревянной. Неизвестен ни автор проекта, ни главный строитель церкви. Основные средства на строительство передал Иван Тимофеевич Масленников (купец 3 гильдии). Известно и имя человека, на средства которого построен каменный домик рядом с храмом, предназначенный для богадельни (приюта для бедных и инвалидов), ставший первым каменным домом села Минусинского. Это местный крестьянин Федот Кузьмич Самков. В 1813 году строительство было закончено. Освящение новой церкви во имя Христа Спасителя с приделом Покрова Пресвятой Богородицы состоялось 11 октября 1814 года. Вначале Спасская церковь числилась сельской, с открытием города (1823 г.) - городской. Силуэт церкви напоминал корабль, а вся ее композиция подчинялась идее устремленности вверх. Церковь венчали 5 главок, покрытых медью, с позолоченными железными крестами. Жестяная крыша выкрашена в зеленый цвет. На колокольне висело 7 колоколов, самый большой весил 57 пудов (912 кг). В 1853 году на средства купца Масленникова (более 11 тысяч рублей серебром) пристроили с левой стороны придел в честь Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского. Придел был освящен 7 мая 1854 года. Минусинская Спасская церковь стала трехпрестольной. С 17 сентября 1854 года переименована в Соборную. В 1855 году был поднят восьмой колокол весом более двух тонн. Красноярский архитектор В.А.Соколовский в 1902-1904 годы перестраивает собор. В результате храм стал вместительнее почти в три раза. Десять крестов расположены симметрично относительно оси из четырех крестов – над входом, над колокольней, над главным храмом и главным алтарем. Каждый из крестов неповторим по форме и рисунку.

http://sobory.ru/article/?object=11382

Николай Минский Минский (Виленкин) Николай Максимович (1855–1937) – поэт, драматург, философ, публицист, литературный критик. В 1875 году окончил (с золотой медалью) Минскую гимназию, в 1879 году – юридический ф акультет Петербургского университета. В 1882 году принял православие, оставаясь всю жизнь, по словам современника, «писателем-евреем, но не еврейским писателем». Уже студентом был связан с революционным народничеством и дебютировал как поэт «гражданской скорби». В 1922 году, оказавшись в эмиграции, начиная новую жизнь, он писал о трех предыдущих: «Вышел я в дорогу в темное ненастье. Над поэзией стоял стон некрасовских бурлаков. Лучшие из молодежи шли на муки во имя народа, который выдавал их урядникам. Правительство ссылало и вешало. Моя первая книга стихов была сожжена, и жандармский капитан, звеня шпорами, допрашивал меня: «Кого вы разумеете под скалами и волнами?» От ссылки спасла какая-то амнистия. Прибавьте религиозные сомнения... Прибавьте Достоевского, до того полюбившего жизнь, что ушел с Алешей в монастырь. Толстого, до того полюбившего людей, что стал проповедовать неделание. Что оставалось поэзии, кроме отчаяния, нытья, усталости? Первая жизнь. Но ядро сохранялось нетронутым: непокорное «я» и мечта о Боге. Покойный С. Венгеров в своей Истории Русской Литературы уделяет мне «печальное титло отца русского декадентства». Принимаю это титло без гордости и без раскаяния. Пришлось первому порвать с самодовольцами и вступить на опасную тропу «холодных слов». Вторая жизнь. Опасная тропа вела вверх. К эоническим восторгам. К храму над пустотой. К двум путям добра. К вечным песням. Третья жизнь. И внезапный обрыв. Первая революция, изгнание. Рабство случайного труда. Пробуждение среди безсильной, бездорожной эмиграции. Чем будешь ты, моя четвертая жизнь?..» Во всех своих «четырех жизнях» Минский играл значительную роль в литературно-общественных новациях. Вместе с Дмитрием Мережковским и Василием Розановым организовал Религиозно-философские собрания (1901–1903), редактировал журнал «Новый Путь» (1903–1904), основал религиозно-философское учение о «меонизме» («религии небытия»), соединившее идеи русского народничества, ницшеанства и восточной мистики. Владимир Соловьев назовет его учение «диалектической абракадаброй» и в то же время – «интересным психопатологическим этюдом».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Именной указатель Идентификация и аннотирование, встречающихся в указателе имен, произведены на основе информации, почерпнутой из энциклопедических словарей, электронных баз данных 224 , справочников 225 по истории ГУЛАГа и личных архивов членов редакционной коллегии, а также из воспоминаний, как самих соловецких узников, так и не связанных с Соловками людей. Случаи, когда информация о том или ином человеке ограничена данными, представленными лишь на страницах мемуаров, говорят об отсутствии параллельных источников информации и указывают на возможные неточности. В квадратных скобках указаны встречающиеся в воспоминаниях способы написания имен и фамилий, в круглых – способы написания, встречающиеся в справочных материалах. Все даты приведены по новому стилю. А Абакумов С. А., сотрудник Архангельской губернской ЧК, первый соловецкий комендант, с мая 1921 г. комендант концлагеря в Холмогорах Абисов Андрей Константинович (1907 – 6 марта 1988), социал-демократ Абрамович, поляк, расстрелян на материке Абрамовский, помощник прокурора Архангельскаго ГПУ Абуладзе Тенгиз Евгеньевич (1924 – 6 марта 1994), кинорежиссер Аввакум Петров (1620–1682), протопоп, идеолог старообрядчества Авдотья Семеновна, наркоторговка Авенариус Рихард (1843 – 1896), швейцарский философ Аврончик, заключенный уголовник Агапов, возможно, имеется в виду социалист-революционер Владимир Владимирович Агапов (1890–14 октября 1937). Расстрелян Адамович, поляк, расстрелян на материке Адельский, лагерный фельдшер Акарский Сергей Леонтьевич (1892–?), белогвардеец, поэт. Арестован в марте 1924 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где был сотрудником лагерного театра и изданий Аксаковы, семья славянофилов Аксельрод Павел Борисович (наст. имя – Пинхус Борухович) (1850 – 16 апреля 1928), идеолог меньшевизма, редактор газеты «Искра», один из лидеров II Интернационала Александр II Николаевич (1818–1881), российский император с 1855 г. Александр III Александрович (1845–1894), российский император с 1881 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Указатель имен Августин Аврелий (354–430), христианский теолог и философ, представитель христианской патристики. Авель (библ.), второй сын Адама и Евы, «пастырь овец», убитый своим старшим братом Каином ( Быт.4:2–8 ). Авраам (библ.), родоначальник еврейского народа. Адам (библ.), первый человек, созданный Богом и вместе с Евой изгнанный из Рая. Адлер Альфред (1870–1937), австрийский врач и психолог, основатель школы «индивидуальной психологии». Алданов (наст. фамилия Ландау) Марк Александрович (1886–1957), русский писатель и публицист, с 1919 г. в эмиграции. Александр из Гэльса, Александр Гэльский (ок. 1185–1245), средневековый богослов и философ, основатель францисканской школы в Парижском университете, которому приписывается обширный труд «Сумма теологии», составленный его последователями. Александр I (1777–1825), российский император с 1801 г. Александр II (1818–1881), российский император с 1855 г. Алексеев Николай Николаевич (1879–1964), русский философ и социолог, близкий друг и родственник Б. П. Вышеславцева . Анаксимандр (610 – ок. 540 до н. э.), древнегреческий философ, представитель милетской школы. Ансельм Кентерберийский (1033–1109), теолог, представитель схоластики. Аполлон (миф.), бог солнечного света, бог прорицатель и врачеватель, покровитель музыки и поэзии («Мусагет», т. е. «водитель Муз»), сын Зевса и Латоны. Арджуна, в древнеиндийской мифологии герой, третий среди братьев-пандавов, идеальный воин, у которого сила и мужество сочетаются с благородством и великодушием. Аристотель (384–322 до н. э.), древнегреческий философ. Аристофан (ок. 445 – ок. 385 до н. э.), древнегреческий поэт-комедиограф, одно из действующих лиц диалога Платона «Пир». Архимед (ок. 287–212 до н. э.), древнегреческий ученый, математик и механик, убитый римским солдатом при взятии Сиракуз. Аскольдов (наст. фамилия Алексеев) Сергей Александрович (1871–1945), русский философ. Афина (миф.), дочь Зевса, родившаяся из его головы, богиня мудрости. Бакунин Михаил Александрович (1814–1876), русский революционер, мыслитель, теоретик анархизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ирландия забыла Бога Большинство ирландцев проголосовали за отмену наказания за богохульство; ранее в стране были легализованы детоубийства и содомские «браки» 29.10.2018 757 Жители Ирландии решили убрать из конституции страны статью, предполагающую наказание за богохульство, пишет «Российская газета» со ссылкой на The Irish Times. Такую позицию на референдуме высказали 69 процентов населения страны, принявшего участие в голосовании. Решение не стало неожиданным, инициативу поддерживали все политические и религиозные силы Ирландии, и она вполне укладывается в линию, проводимую премьер-министром Лео Варадкаром, стремящимся модернизировать страну. Так, ранее в Ирландии были легализованы однополые «браки», а в мае этого года на другом референдуме отменили наказание за аборты (тогда решение поддержали тоже около 70 процентов жителей страны). В последний раз в Ирландии человека осудили за богохульство в 1855 году. Однако еще три года назад полиция проводила расследование в отношении комедианта Стивена Фрая за его высказывания о Боге. В конце концов, оно было закрыто: власти решили, что слова артиста обидели слишком мало людей, чтобы осудить его. Те события и напомнили ирландцам, что такая статья все еще существует в конституции, принятой в 1937 году. «Публикация или высказывание, имеющее кощунственное, крамольное и непристойное содержание, является преступлением, которое может быть наказано в соответствии с законом», - говорится в статье, которая теперь станет недействительной. Даже в Католической церкви ее признали устаревшей и служащей, прежде всего, для оправдания насилия и притеснения в отношении различных меньшинств, однако нападки на чужую веру также недопустимы. «Религиозная свобода является фундаментальным правом человека, равно как и свобода выражения мнения», - добавляют представители Англиканской церкви. Референдум состоялся в один день с президентскими выборами, на которых победу одержал действующий глава государства, лейборист Майкл Хиггинс, набравший 55 процентов голосов.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/10/29/ir...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период. Эпоха гонений. Приходское духовенство АЛЕКСИЙ Иванович Никольский (1877 - 1938), свящ., сщмч. (пам. 23 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Александрович Порфирьев (1855 - 1918), прот., сщмч. (пам. 24 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Сабуров († 1918), прот., сщмч. (пам. 4 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Иосифович Сенкевич (1875 - 1937), диак., сщмч. (пам. 28 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Васильевич Сибирский (1870 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Александрович Сперанский (1881 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Глебович Успенский (1879 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 9 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Дмитриевич Шаров (1882 - 1938), свящ., сщмч. (пам. 4 февр. в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Алексеевич Мечёв (1859 - 1923), прот., московский старец, св. прав. (пам. 9 июня, 16 сент. и в Соборе Московских святых) АЛФЕЙ Анатольевич Корбанский (1871 (по другим данным 1873) – 1937), сщмч. (пам. 24 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), диак. АНАТОЛИЙ Авдеевич Правдолюбов (1862-1937), прот., сщмч. (пам 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) АНДРЕЙ Ковалёв (1871 – 1921), сщмч. (пам. 15 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АНДРЕЙ Георгиевич Беднов (1885 – 1938), сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. АНДРЕЙ Владимирович Шершнев (1869 – 1937), сщмч. (пам. 25 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ.

http://pravenc.ru/rubrics/121858_3.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010