(Петров Иван Степанович; 29.05.1828, ст-ца Федосеевская, обл. Войска Донского - 2.09.1897, Казань), архиеп. Казанский и Свияжский. Сын причетника из донских казаков (впосл. отец В. служил священником в улалинском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре на Алтае). И. Петров окончил Зотовское (Новочеркасское) ДУ, в 1849 г.- Воронежскую ДС, в 1853 г.- КДА со степенью магистра. В марте 1853 г. ректором академии архим. Антонием (Амфитеатровым) пострижен в монашество одновременно со своим сокурсником сербом М. Йовановичем (буд. Сербским митр. Михаилом ), с к-рым его впосл. связывала многолетняя духовная дружба. 14 апр. 1853 г. рукоположен во диакона, 22 окт.- во иерея Киевским митр. Филаретом (Амфитеатровым) . 30 окт. определен учителем по классу логики, психологии и соединенных с ними предметов в Орловскую ДС. С марта 1855 г. помощник инспектора Воронежской ДС, с 25 июня 1856 г. член семинарского правления, с 4 окт. 1856 г. библиотекарь. С дек. 1853 по июнь 1857 г. участвовал в составлении и редактировании «Ист.-стат. описания Орловской епархии», для чего исследовал архивы храмов и мон-рей. 30 апр. 1857 г. определен инспектором и профессором по классу Свящ. Писания в Иркутскую ДС, в июне следующего года переведен на те же должности в новоучрежденную Томскую ДС, где близко познакомился с алтайскими миссионерами (см. ст. Алтайская духовная миссия ). В 1860 г. назначен членом комитета по составлению «Ист.-стат. описания Томской епархии». 13 сент. 1861 г. перемещен на должность инспектора и экстраординарного профессора богословия в СПбДА с возведением в сан архимандрита и присвоением степени настоятеля 3-классного мон-ря. В. был одним из инициаторов создания в С.-Петербурге Православного миссионерского общества для содействия Алтайской и Забайкальской духовным миссиям , составил его устав, 21 нояб. 1865 г. был избран в члены первого совета об-ва. В 1869-1870 гг. по поручению Московского митр. св. Иннокентия (Вениаминова) составил новый устав об-ва, участвовал в работах по открытию отд-ния об-ва в Москве.

http://pravenc.ru/text/159064.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМЫ И ДАМИАНА СВЯТЫХ БЕССРЕБРЕНИКОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Симферопольской и Крымской епархии УПЦ), находится в г. Алушта, на территории Крымского гос. заповедника. Основан в 1853-1856 гг. как киновия Бахчисарайского скита (см. Бахчисарайский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь ) в верховьях р. Альмы, рядом с целебным минеральным источником Савлух-Су, освященным во имя святых Космы и Дамиана и почитаемым как христианами, так и мусульманами. В 20-х гг. XIX в. на средства гр. С. Потоцкой здесь была построена небольшая купальня для паломников. Инициатором устроения при источнике К. и Д. м. стал архиеп. Херсонский и Таврический свт. Иннокентий (Борисов) , представивший в 1849 г. в Синод записку о создании «крымского Афона» - комплекса пещерных монастырей с центром в Бахчисарае, одной из составляющих которого должна была стать киновия близ Алушты. 4 мая 1850 г. указом Синода благословлялось устройство бахчисарайского Успенского скита с неск. киновиями, в т. ч. и на источнике святых Космы и Дамиана. В 1851 г. «попечителями» источника были назначены настоятель алуштинского храма вмч. Феодора Стратилата свящ. Димитрий Черняев и староста купец А. Коротенко. В кон. дек. того же года свящ. Димитрий освятил воду в источнике. 3 апр. 1853 г. указом Синода учреждалась киновия «без всякого пособия от казны» (ГА Автономной Респ. Крым. Ф. 118. Оп. 1. Д. 5837. Л. 1). Но Крымская война 1853-1856 гг. прервала процесс становления мон-ря. Около родника был построен военный наблюдательный аванпост, а в ущелье по течению р. Альмы - временные укрепления. 1 июля 1855 г. в симферопольском Александро-Невском соборе архиеп. Херсонский Иннокентий призвал прихожан способствовать устроению обители. Одним из главных жертвователей стал староста собора купец 1-й гильдии И. П. Санютин, исцелившийся от лихорадки и «нервного расстройства» после купания в источнике. В июле 1856 г. из бахчисарайского Успенского скита были командированы 1-й строитель киновии иером.

http://pravenc.ru/text/2458853.html

Иустин (Охотин), архиеп. Херсонский и Одесский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА) 30 окт. 1853 г. И. был определен в Костромскую ДС преподавателем нравственного и пастырского богословия, гомилетики и учения о расколе. По словам Е. Е. Голубинского (в то время воспитанника Костромской ДС), «преподаватель он был ревностный». С 22 янв. 1854 по 6 сент. 1855 г. И. был членом Комитета для рассмотрения катехизических поучений духовенства Костромской епархии. 18 апр. 1855 г. утвержден в степени магистра. 6 сент. того же года переведен инспектором и профессором богословских предметов в Ярославскую ДС. С 8 окт. того же года по 18 авг. 1858 г. преподавал учение о расколе на миссионерском отд-нии Ярославской ДС, с 8 дек. 1856 г. был цензором проповедей, с 28 дек. 1856 по 13 янв. 1858 г. исполнял обязанности ректора семинарии. 26 марта 1857 г. И. был возведен в сан архимандрита, 26 мая 1858 г. определен ректором Ярославской ДС и настоятелем Авраамиева ростовского мон-ря . Составил «Описание Ростовского Богоявленского Аврамиева мужского второклассного монастыря Ярославской епархии» (Ярославль, 1862). Как педагог И. пользовался признанием учащихся, архимандрит знакомил их с творениями св. отцов, произведениями свт. Филарета (Дроздова) , митр. Московского, свт. Филарета (Амфитеатрова) и др. духовных писателей, а также Ф. М. Достоевского , В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова и др. Ректор привел в порядок семинарскую б-ку, собственноручно переписав все каталоги и надписав шифры на книгах. 5 сент. 1870 г. назначен председателем Временного комитета по постройке нового здания Ярославской ДС. Ревизовал в июле 1856 г. Ярославское ДУ, в мае 1862 г.- Борисоглебское ДУ. В 1856-1870 гг. И. состоял цензором, благочинным и членом Ярославской духовной консистории. С 1 апр. 1860 г. был цензором «Ярославских епархиальных ведомостей» . В 1870-1871 гг. там печатался его труд «Материалы для истории Ярославской ДС со времени ее преобразования в 1814 году», составленный по документам семинарского архива и др. источникам.

http://pravenc.ru/text/1237941.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла П. И. Бартенев. Фотография. 70-е гг. XIX в. (РГАЛИ) Петр Иванович (1.10.1829, с. Королёвщина Липецкого у. Тамбовской губ.- 22.10.1912, Москва), историк, археограф, библиограф, мемуарист. Из старинного дворянского рода. Учился в благородном пансионе при Рязанской гимназии (1841-1847), затем в Московском ун-те на словесном отд-нии историко-филологического фак-та (1847-1851), где слушал лекции Т. Н. Грановского, М. П. Погодина , С. П. Шевырёва и С. М. Соловьёва . Еще студентом Б. составил «Словарь языка древних русских летописей», подготовил «Рассуждение о языке и слоге Несторовой летописи», занимался переводами с лат., нем., чеш. и серб. языков. После окончания ун-та Б. в течение 2 лет жил в С.-Петербурге, служа воспитателем детей Л. Д. Шевич (дочери гр. Д. Н. Блудова ). Общение с Блудовым, П. А. Вяземским , С. А. Соболевским, П. А. Плетнёвым, С. Д. Полторацким и др. друзьями и знакомыми А. С. Пушкина помогло Б. в собирании и публикации материалов о великом рус. писателе. Б. стал одним из основателей изучения биографии Пушкина. Издание в ж. «Москвитянин» (1851. 23) писем Пушкина к П. В. Нащокину было 1-й публикацией молодого историка. В 1853-1855 гг. в «Московских ведомостях» и «Отечественных записках» Б. поместил более 30 работ о Пушкине. И позднее эта тема продолжала занимать важное место в научно-издательской деятельности Б., подготовившего книги: «Пушкин в Южной России: Материалы для биографии» (М., 1862, 19142); «Бумаги А. С. Пушкина» (А. С. Пушкин: Новонайденные его соч. М., 1881. Вып. 1); «К биографии А. С. Пушкина» (Там же. М., 1885. Вып. 2); «Рассказы о Пушкине, записанные со слов его друзей П. И. Бартеневым в 1851-1860 гг.» (Л., 1925). В 1853-1858 гг. Б. служил в московском Главном архиве Мин-ва иностранных дел. Результатом его архивных изысканий стали публикации: «Собрание писем царя Алексея Михайловича» (М., 1856) и «Записки Г. Р. Державина, 1743-1812», с примечаниями издателя (М., 1860). В 50-х - нач. 60-х гг. Б. участвовал в редактировании журналов «Москвитянин» (1853), «Русская беседа» (1857), сотрудничал в ж. «Библиографические записки» (1858-1859, 1861). В 50-х гг. Б. сблизился с идеологами славянофильства А. С. Хомяковым , братьями И. В. и П. В. Киреевскими , семьей Аксаковых, что оказало решающее влияние на формирование общественно-политических взглядов историка.

http://pravenc.ru/text/77626.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОВОАРХАНГЕЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Камчатской епархии (см. Петропавловская и Камчатская епархия ), существовало в 1858-1870 гг. Названо по г. Новоархангельску (с 1867 Ситка, США). Ко времени образования Н. в. под рук. еп. Камчатского, Курильского и Алеутского свт. Иннокентия (Вениаминова; с 1850 архиепископ, с 1868 митрополит), кафедра к-рого располагалась в Новоархангельске, на Аляске были основаны Нушагакская (1842), Квихпакская (1844) и Кенайская (1841, начала действовать в 1845) духовные миссии. От уже существовавших приходов их отличало то, что они охватывали территории, населенные коренными народами, с незначительным числом русского и креольского населения. В 1841 г. открыто Новоархангельское ДУ, в 1845 г. оно было преобразовано в семинарию. Императорским указом от 26 июля 1852 г. к Камчатской епархии была присоединена Якутская обл. (2 ПСЗ. Т. 27. Отд. 1. С. 491-492. 26485). В кон. того же года Синод постановил перевести архиерейскую кафедру и семинарию из Новоархангельска в Якутск. Свт. Иннокентий прибыл к новому месту служения в сент. 1853 г. Перевод Новоархангельской ДС задержала Крымская война 1853-1856 гг.: на тихоокеанском побережье России велись боевые действия. Ректор семинарии архим. Петр (Екатериновский), преподаватели и студенты прибыли в Якутск лишь 12 сент. 1858 г., учебный процесс возобновился 17 сент. В связи с переносом кафедры из Америки в Азию свт. Иннокентий поставил вопрос об открытии вик-ства на Аляске. 2 окт. 1856 г. он писал исполняющему должность обер-прокурора Синода А. И. Карасевскому : «Необходимо быть викарию в Новоархангельске… Если Св. Синоду угодно, чтобы дело обращения тамошних туземцев имело успех, то там необходимо пребывание архиерея, и который бы непременно, как можно чаще, посещал миссии. Это я говорю по опыту. Для учреждения же здесь викариатства не представляется никаких препятствий и затруднений - все готово». В том же письме Камчатский архиерей отмечал, что «кто бы ни был туда послан, он не будет в затруднении касательно управления тамошними церквами и миссиями; я передам ему все журналы миссионеров и священников, которые скоро познакомят его с ходом дел» (цит. по: Климент (Капалин), митр. 2009. С. 165). Последний раз для посещения приходов Аляски свт. Иннокентий отбыл в Америку в 1-й пол. 1857 г.

http://pravenc.ru/text/2577801.html

Отарка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Год постройки:Между 1853 и 1856. Архитектор:Образцовый проект К.А. Тона (дополнение 1844, лист 3, верхний) Ссылки:   Адрес: Республика Татарстан, Мамадышский район, село Отарка. Координаты: 55.629482, 51.447162 Проезд: Из Казани по автодороге М-7 в сторону Набережных Челнов и Уфы. Через 140 км после развязки Мамадышского тракта с М-7 на " мамадышской " развязке повернуть направо по указателю " Отарка, Соколка " . Через 5 км повернуть налево по указателю " Отарка " . Ехать прямо, никуда не сворачивая, практически до конца ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Казани по автодороге М-7 в сторону Набережных Челнов и Уфы. Через 140 км после развязки Мамадышского тракта с М-7 на " мамадышской " развязке повернуть направо по указателю " Отарка, Соколка " . Через 5 км повернуть налево по указателю " Отарка " . Ехать прямо, никуда не сворачивая, практически до конца села около 3,5 км. Церковь будет дальше школы, когда дорога перед школой (будет немного слева) упрется в поперечную. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Однопрестольный каменный храм построен в 1853-1856 гг. (приход существовал с 1767 г.). Автор проекта - архитектор М.П. Коринфский. Небольшая церковь традиционной композиции, декор выполнен в византийском стиле. Храм построен на средства, пожертвованные приходу благотворителями, которые пожелали остаться неизвестными. В 1844-1871 гг. в приходе служил священник Андрей Иванович Филантропов (1820-1871), он и руководил постройкой нового храма; в 1871-1899 гг. Константин Иванович Дьяконов. С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП. Архитектурное описание. Композиционное построение традиционное. Апсида полукруглая. Собственно церковь, в плане квадрат со скошенными углами, с пятиглавым завершением. Трапезная прямоугольная под двускатной крышей. Колокольня трехъярусная, квадратная в плане.

http://sobory.ru/article/?object=21856

Видимирь. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Один из немногих дошедших до нас исторических документов, а именно «Историко-статистическое описание Христорождественской и Троицкой церкви во Видимирском погосте Боровичского Уезда», составленное в 1856 году священником Сопинского погоста Григорием Фортунатовым, гласит: «Видимирский Христорождественский Погост расположен на гористой возвышенности в 50 саженей на восток от озера Видимира. (Место расположения его в географическом отношении достойно замечания тем, что оно как будто бы самою природою образовано для построения на нём Святыни Христианской). И потому с древних времён (точные даты установить не представляется возможным) на данном месте были церковь Рождества Христова и церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. Здания церквей со временем ветшали, сгорали, но усердием прихожан и священников выстраивались и возрождались заново. В 1824 году при императоре Александре Благословенном, с благословления Преосвященного Моисея Епископа Старорусского, заложен каменный храм во имя Святой Живоначальнй Троицы с двумя приделами во имя Святого Князя Александра Невского и Тихвинской Пресвятой Богородицы. Как построению, так и украшению сей Церкви весьма много содействовал Священник Церкви Иоанн Федотов. Видя совершенную невозможность, по недостатку кошельковой суммы, продолжать и окончить начатый им храм, Священник Федотов исходатайствовал у Епархиального Начальства сборную книгу, с которою сперва посылал сборщиков из крестьян, а потом, передав место зятю, посвятил себя исключительно на изыскание средств, дабы привести к концу начатое им дело Божие. В таких Евангельских подвигах Священник Федотов провёл более 10 лет, и Господь увенчал труды его желанным успехом. Кроме Священника Федотова также много содействовал при постройке Церкви своими пожертвованиями Церковный староста крестьянин деревни Клеймиха Иван Филиппов. Строительство храма завершено в 1853 году». На Руси испокон веков храмы строились «всем миром». Строительство храма во имя Святой Живоначальной Троицы на Святой горе Видимирь, как указано в исторических документах, не было исключением. Многие десятилетия храм являлся украшением и средоточием духовной жизни многочисленной паствы, подлинной «русской свечой», исполняя, как и многие тысячи храмов по всей Руси, своё Евангельское призвание — благовестие Слова Христова. Но в 40е годы прошлого века храм был закрыт и впоследствии разрушен. К величайшему сожалению, на сегодняшний день на Святой горе сохранился только фундамент от деревянной церкви Рождества Христова (1782 г. постройки) и частично каменный храм во имя Св.Живоначальной Троицы (1853 г. постройки).

http://sobory.ru/article/?object=19953

История Православной Церкви на Руси имеет немало трагических страниц, «творцами» которых были отечественные политики. Для того чтобы осуществить призыв «мы наш, мы новый мир построим» было предпринято над христианским сознанием немало экспериментов, один из которых — это уничтожение православных святынь и поругание над ними. Враги славянского мира надеялись, что, уничтожая храмы и святыни, можно будет навсегда выбить из христианской души такие дорогие и родные сердцу понятия, как духовность и этническая самобытность нашего народа. История разрушения храмов Днепропетровщины является довольно показательной в этом плане. Двадцатое столетие для святых мест стало трагическим. Значительная часть храмов перестала существовать — их цинично разрушали и уничтожали. Не спасло их ни давняя история, ни художественная и историческая ценность. Одним из таких святых мест был храм в честь праведного Лазаря Четверодневного на Севастопольском кладбище в Екатеринославе, который ровно 145 лет назад был построен на месте захоронения погибших в Крымской войне 1853—1856 годов воинов. Екатеринослав и Крымская война В первой половине XIX столетия Екатеринослав был довольно спокойным губернским городом. Целые десятилетия в начале века ничто не предвещало изменения размеренной и спокойной жизни города. Однако в 1853 году началась с одной стороны знаменитая, а с другой — печально известная Восточная или Крымская война, прославленная своей 349-дневной героической и драматической обороной Севастополя. И хотя тогда русские войска вынуждены были отступить и сдать город на короткое время противнику, в военной истории России это событие стало одним из самых ярких. Основные бои развернулись на территории Крымского полуострова. Именно там, западные государства с помощью Турции хотели «усмирить» активность России, уже около столетия укреплявшей свои позиции в Причерноморье. 5 октября 1854 года англо-французские войска начали бомбардировку Севастополя с суши и с моря. Госпитали и лазареты переполнились ранеными. Узнав о больших потерях русских войск в Крыму, известный хирург Николай Иванович Пирогов попросил направить его в Севастополь. В том же году 24 октября произошло Инкерманское сражение — одно из самых кровопролитных за всю историю Крымской войны. После этой битвы 6 тысяч раненых остались под открытым небом. Часть собранных с поля боя целую неделю не только не перевязывали, их даже не кормили и не переодели. Оказалось, что не заготовили ни белья, ни транспортных средств. И когда к уже имеющимся раненым внезапно добавились еще тысячи новых, власти не знали, что делать и что предпринять. Выдающуюся роль в организации помощи раненым сыграл Николай Пирогов. Он не только каждый день производил множество сложнейших операций, но и добивался обеспечения раненых медикаментами, перевязочными материалами, бельем, питанием и уходом. По его требованию раненых разместили по частным домам Севастополя. Заполнялся ранеными и Симферополь.

http://pravoslavie.ru/36866.html

Леонтий (Лебединский Иван Алексеевич), митр. Московский Родился 22 января 1822 года в семье священника с. Новой Калиты, Острогожского уезда, Воронежской епархии. Начальное образование получил в Павловском духовном училище, а среднее в Воронежской духовной семинарии, в которой кончил курс с отличным успехом в 1843 г. В этом же году на публичном экзамене в семинарии присутствовал Воронежский архиепископ Антоний (Смирницкий) ; он так был растроган воодушевленной речью даровитого воспитанника Ивана Лебединского, что с особенным чувством благословил его и, возложив руки на голову оратора, заметно для всех присутствовавших на экзамене, прочитал какую-то молитву. Этот знаменательный факт был предуказанием будущего высокого назначения молодого воспитанника семинарии. Осенью 1843 года он поступил в СПБ духовную академию. 17 мая 1847 года пострижен в монашество, 8 июня – рукоположен во иеродиакона, а 18 июля – во иеромонаха. По окончании академии со степенью магистра богословия в этом же году назначен профессором и помощником ректора СПБ духовной семинарии, а затем в том же 1847 году – профессором богословия Киевской духовной семинарии. С 20 марта 1851 г. – инспектор той же семинарии. С 26 янв.1853 г. – ректор Киевской духовной академии. 15 февр. 1853 г. возведен в сан архимандрита. С 30 мая 1856 г. – ректор Владимирской духовной семинарии. С 9 июня 1857 г. – ректор Новгородской духовной семинарии, и настоятель Новгородского Антониева монастыря. С 17 мая 1859 г. – ректор СПБ духовной семинарии, будучи в то же время членом конференции духовной академии и внешнего академического правления. 13 марта 1860 г. хиротонисан во епископа Ревельского, вик. СПБ митрополии. В августе следующего 1861 года Преосвященный Леонтий послан был Св. Синодом на освящение новосозданного трудами известного протоиерея Иосифа Васильева в Париже храма во имя Александра Невского, которое совершено было им 30-го августа с большой торжественностью. Произнесенное при сем случае Преосвященным Леонтием слово было переведено на французский язык и напечатано.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУРИЙ (Охотин Николай Васильевич; 26.10.1828, с. Урусово Алатырского у. Симбирской губ.- 1.03.1912, Новгород), архиеп. Новгородский и Старорусский. Род. в семье псаломщика. Окончил Алатырское ДУ, Симбирскую ДС, в 1853 г. СПбДА, получил степень канд. богословия за соч. «История Церкви Александрийской до времени Афанасия Великого». С 31 окт. 1853 г. преподаватель истории в Нижегородской ДС. 18 апр. 1855 г. утвержден в степени магистра богословия. 11 окт. того же года переведен преподавателем словесности в Симбирскую ДС, 10 окт. 1856 г. назначен ее инспектором с преподаванием психологии, логики и патристики, 26 марта 1874 г. утвержден ректором. 17 апр. 1874 г. рукоположен во иерея (целибат) Симбирским архиеп. Евгением (Сахаровым-Платоновым) , 21 апр. того же года возведен в сан протоиерея. Под рук. Охотина Симбирская ДС значительно выросла в научном отношении, в ней поддерживалась строгая дисциплина. Среди выпускников этого времени были буд. ученые Е. А. Малов и Ф. В. Благовидов , М. С. Флоренсов (впосл. еп. Вологодский Антоний ) и др. Сам ректор преподавал Свящ. Писание и философию. Состоял председателем совета братства Трех святителей, учрежденного в 1879 г. при семинарской церкви и в нояб. 1884 г. преобразованного в Симбирское духовно-просветительное братство (в совет братства вошли директор народных уч-щ Симбирской губ. И. Н. Ульянов как товарищ председателя и директор Симбирской классической гимназии Ф. М. Керенский). 15 янв. 1886 г. совершил литию при гробе И. Н. Ульянова в присутствии В. И. Ульянова (см. Ленин ) и участвовал в отпевании. В 1884 г. назначен председателем епархиального училищного совета, возглавив организацию сети церковноприходских школ в епархии. 13 янв. 1885 г. вместе со свящ. Флоренсовым открыл религиозно-нравственные чтения в семинарской церкви. 2 дек. 1889 г. пострижен в монашество Симбирским еп. Варсонофием (Охотиным) , 3 дек. возведен в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/168380.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010