Краткие биографические сведения Авель (Матиешин), игумен. Находился в заключении в Дубравлаге вместе с епископом Афанасием и митрополитом Нестором. Агапит (Вознесенский Семен Саввич; 1793–1854), епископ. В 1834 г. хиротонисан во епископа Томского. В 1841 г. уволен на покой. В 1843 г. назначен управляющим Воскресенским Новоиерусалимским монастырем. В 1850 (1851?) г. переведен в Московский Новоспасский монастырь, в 1852 г. в Донской Богородичный монастырь. Александр I Карагеоргиевич (1888–1934), король Югославии. Во время первой мировой войны главнокомандующий сербской армией. В 1914–1921 гг. принц-регент, а с 17 августа 1921 г. король Королевства СХС (с 1929 г. Югославия). Убит сепаратистами. Александра Петровна (в тайном постриге Анастасия; 1838–1900), Великая княгиня, супруга Великого князя Николая Николаевича, брата Императора Александра II. Известная благотворительница. С 1881 г. имела постоянное пребывание в Киеве, где основала Покровский женский общежительный монастырь с хирургической больницей. Здесь, приняв иночество, провела последние годы жизни. Александра Феодоровна (1872–1918), страстотерпица, Императрица. Урожденная принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская (полное имя Алиса-Виктория-Елена-Луиза-Беатриса). Супруга Императора Николая П. 8 (21) марта 1917 г. арестована по приказу Временного правительства в г. Царское Село Петроградской губ. вместе с другими членами Царской семьи. С 6 (19) августа 1917 г. под арестом в Тобольске. В ночь на 17 июля 1918 г. расстреляна в Екатеринбурге вместе со всей семьей. Причислена к лику святых на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. Алексий (Алексей) Николаевич (1904–1918), страстотерпец, Наследник Цесаревич и Великий князь. Сын страстотерпцев Императора Николая II и Императрицы Александры Феодоровны. Покровитель Православного Камчатского братства во Имя Всемилостивого Спаса. В ночь на 17 июля 1918г. расстрелян со всей семьей в г. Екатеринбурге. Причислен к лику святых на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. Алексий (Дородницын Анемподист Яковлевич; 1859–1919), архиепископ. С 1905 г. епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии. Ректор КазДА. С 1912 г. епископ Саратовский и Царицынский; с 1914 г. архиепископ Владимирский и Суздальский. Весной 1917 г. по постановлению епархиального съезда духовенства и мирян уволен от управления Владимирской епархией. В 1917 г. возглавил движение украинских автокефалистов. С 1918 г. под запретом. Перед смертью принес покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прпмц. Варвара (Яковлева). Фотография. 1913 г. (Яковлева Варвара Алексеевна; ок. 1850 - 18.07.1918, близ Алапаевска Пермской губ., ныне в Свердловской обл.), прмц. (пам. 5 июля, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских). Время рождения В. определяется исходя из единственной прижизненной ее фотографии 1913 г. (впервые изд.: Ferrand J. Il est toujours des Romanov! (Les Romanov en 1995). P., 1995. P. 106) - на фотографии представлена женщина в возрасте ок. 60 лет. По-видимому, в 80-90-х гг. XIX в. В. А. Яковлева была супругой Д. В. Яковлева, происходившего из семьи, близкой к имп. двору. Первые документально подтвержденные сведения о Яковлевой относятся к 1906 г., когда она была награждена медалью Красного Креста, следов., в 1904-1908 гг. Яковлева ухаживала за ранеными. В 1910 г. одной из первых Яковлева была посвящена в сестры Марфо-Мариинской обители. А. Г. Сенаторова писала о том, что В. пришла в обитель с вел. кнг. Елисаветой Феодоровной из дворца и была всегда при вел. княгине (Воспоминания о диакониссах Москвы. С. 137). В 1912 г. В. пожертвовала на нужды обители 420 р. 7 мая 1918 г. прмц. Елисавета Феодоровна была арестована в обители, представители ВЧК разрешили Е. П. Янышевой и В. сопровождать вел. княгиню в ссылку. 20 мая Елисавета Феодоровна вместе с князьями имп. крови и 2 сестрами обители была привезена в Алапаевск, узников разместили в здании Напольной школы. 21 июня для узников был введен тюремный режим (без права посещения церкви), прислуга и сестры Марфо-Мариинской обители были переведены в Екатеринбург, где В. добилась разрешения остаться с арестованными, Янышева же уехала в Москву; 26 июня В. вернулась в Алапаевск. 17 июля в 11 часов вечера из здания Напольной школы арестованные были вывезены к заброшенной шахте Н. Селимская. Связанных пленников выстроили у шахты. Вел. кн. Сергей Михайлович, оказавший сопротивление охранникам, был убит выстрелом в голову. Ударами ружейных прикладов остальные пленники были сброшены живыми в шахту глубиной ок. 60 м, сверху убийцы набросали землю и старые бревна. В 3 часа ночи 18 июля алапаевские большевики телеграфировали в Екатеринбург о совершившейся казни.

http://pravenc.ru/text/154093.html

Архитектор Василий Антонович Косяков Василий Антонович Косяков (24 июля (5 августа) 1862, Санкт-Петербург — 5 сентября 1921, Петроград) — русский архитектор (гражданский инженер), художник, педагог, директор Института гражданских инженеров (1905—1921), мастер русского и русско-византийского стилей, строитель соборов в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Петергофе, Либаве, Астрахани, Батуми. Косяков проектировал в византийском и русском стиле. В большом количестве он строил церкви и в куда меньшем — доходные дома. Это было необычно, так как в Институте гражданских инженеров архитекторов готовили для создания дешёвых построек массового назначения. Косяков же создаёт преимущественно уникальные проекты церквей. Первый реализованный самостоятельный проект — церковь Милующей Божией Матери в Галерной гавани . Косяков ввёл в строительную практику ряд передовых планировочных и конструктивных новшеств. В 1888 году архитектор впервые применил в церкви Милующей Божией Матери (Галерная гавань, Санкт-Петербург) тип однокупольного византийского храма с четырьмя апсидами (конхами), впервые предложенный Д. И. Гриммом и Р. И. Кузьминым в 1850-х гг. Этот тип получил дальнейшее развитие в творчестве Косякова. Например, в 1895—1902 гг. им был построен собор Владимира равноапостольного в Астрахани, а в 1906—1908 гг. — Казанская церковь в Воскресенском Новодевичьем монастыре. Косяков одним из первых среди петербургских архитекторов применил конструкцию свода из перекрещивающихся арок (Успенская церковь на подворье Киево-Печерской лавры, 1895—1900 гг.). Он же ввёл эту конструкцию и в типологию соборного храма, например, в соборе во имя Николя Чудотворца в Лиепае (1900—1903 гг.) и в соборе Казанского монастыря в Данилове (1900—1918 гг.). Это позволило, в свою очередь, освободить внутреннее пространство храмов от столпов, сделав интерьеры более просторными и светлыми. Использование бетона как материала для этих арок также было в то время новом словом в строительстве. К характерным чертам церковных проектов Косякова можно отнести симметрично-осевую композицию фасадов, арочные витражные окна, арочные крыльца с гирьками, активное применение изразцов.

http://sobory.ru/architect/vakosyakov

Бутурлиновка. Кафедральный собор Спаса Преображения. Преображенский собор Карта и ближайшие объекты В конце 19 века в Бутурлиновке с числом населения около двадцати тысяч человек имелось шесть церквей: Успенская, Воскресенская, Покровская (действующая и по ныне), Кресто-Воздвиженская, Феодосиевская, Преображенская. Они не могли вместить всех верующих, и было решено строить новый храм. В центре слободы, на торговой площади, находилась небольшая Преображенская каменная церковь, возведенная в 18 веке. Первоначальная постройка Преображенской и Успенской церкви неизвестна, но в описях и на планах 1780-х гг. они уже присутствуют, а в начале 19 в. перестраиваются из деревянных в каменные. Место это было сочтено наиболее приличествующим для нового собора. Средства надлежало собирать среди прихожан, и, хотя в слободе имелось немало зажиточных торговцев и ремесленников, без хлеботорговцев Кащенко вряд ли бутурлиновцы решились бы на такие траты. Проект грандиозного по размерам сооружения был выполнен в 1885 году архитектором строительного отделения Воронежского губернского правления Владимиром Всеволодовичем Стойновским (1850-1898) при участии архитекторов Д.В. Знобинина и С. Л. Мысловского. Имя Стойновского В.В. указано на мраморной закладной доске, обнаруженной во время реставрации под штукатуркой. В.В. Стойновский вскоре покинул Воронеж и наблюдать за воплощением его замысла был назначен его сослуживец, гражданский инженер Станислав Людвигович Мысловский (1856-1918) – известный зодчий, которым выполнен проект Христо-Рождественской Церкви в Анне. Инициатором строительства был крупный предприниматель мукомол Василий Михайлович Кащенко. В 1886 году он умер, и старостой Преображенской Церкви стал его сын, коммерции советник Алексей Васильевич Кащенко, ему помогали младшие братья Александр и Иван. Закладная доска называет и других старателей из числа бутурлиновцев: крестьяне Федор Иванович Шевцов; Федор Михайлович Головчанов и Алексей Иванович Момров. В том же 1886 году начались строительные работы. Церковь Преображения была разобрана, за исключением трапезной, которую временно приспособили под богослужения. Через пять лет вырос величественный краснокирпичный пятиглавый собор. Еще два года ушло на отделку интерьеров. Срок этот весьма короткий для столь масштабных работ. Подрядчиком по строительству собора был государственный крестьянин из Козловки Павел Иванович Филатов (1847-1917). Имен сотен рабочих-каменщиков мы не знаем, но результатами их мастерства восхищаемся до сих пор.

http://sobory.ru/article/?object=02354

прот. Николай Балашов Глава 1. Общее состояние литургической культуры в начале XX века: свидетельства современников Прежде чем обратиться к систематическому изложению материалов литургических дискуссий 1905–1918 годов, представляется полезным привести хотя бы немногие свидетельства современников, дающие представление о том, каким видели реальное состояние православного богослужения в России искренне преданные делу Божию епископы, священники и миряне этого периода. Ведь именно распространенное и почти общепризнанное тогда убеждение, что многое в нашем богослужении неудовлетворительно, и положило начало общецерковной дискуссии по литургическим проблемам. Сегодня откровенность высказываний авторов начала XX века может показаться даже шокирующей. Многие теперь считают неблагочестивым и просто неприличным критически относиться к любым аспектам церковной жизни – а уж тем более к богослужению. Дореволюционное же прошлое нашей Церкви иным мечтателям представляется идеальным воплощением образа «Святой Руси» в виде некоего райского сада или града Китежа, который был внезапно разрушен непонятно откуда взявшейся революцией. Важно понимать, что приводимые нами подчас очень острые критические оценки принадлежат людям, которые единодушно признавали храмовое богослужение, литургическую культуру в целом драгоценнейшим наследием Церкви и горячо любили его. Именно от того, что любили, они не могли молчать о его недостатках. Боль, а вовсе не сарказм, слышны в их словах. Вот, например, что писал епископ Нижегородский Назарий (Кириллов, 1850–1928) 13 в своем отзыве 1905 года по вопросу о церковной реформе: Церковное богослужение по справедливости считается лучшею веро- и нравоучительною и воспитательною школою, благодатно и спасительно действующею на все силы и способности души. Но для того, чтобы богослужение было действительно таковым, нужно непосредственное, сознательное и живое участие в нем всех предстоящих, нужно, чтобы оно захватывало и увлекало их и своим содержанием, и исполнением; нужно, чтобы оно стало насущною потребностью верующих и влекло их к себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Псков. Домовая церковь Трёх Святителей при Государственном университете. Бывшая церковь Трёх Святителей при Духовной семинарии Домовая церковь. Действует.   Престолы: Трёх Святителей Год постройки:приблизительно 1840 - 1850. В 1901-1903 перестроена и увенчана куполом; в 2010 вновь открыта. Архитектор:А.К. Павловский (перестройка 1901-1903 гг.) Ссылки:   Адрес: Россия, Псковская область, г. Псков, Советская ул., д. 21 Координаты: 57.814857, 28.334057 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 2009 году в Псковском государственном университете открыт храм Трех Святителей (по ул.Советской, д. 21) в здании бывшей Псковской духовной семинарии (1725-1918). 18 августа 2010 года по прибытии в Псков Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Псковский государственный педагогический университет им. С.М.Кирова, где совершил чин малого освящения храма в честь Трех Святителей, воссозданного на месте домового храма бывшей Псковской духовной семинарии.  Духовная семинария на Великолуцкой улице (ныне Советская, 21) являлась одним из старейших учебных заведений Пскова. Она была создана на базе существующих с 1733 года греко-латинских классов, которые размещались в одном из приделов Троицкого собора. В 1738 году для семинарии (тогда ещё Славяно-Латинской школы) построили двухэтажное здание рядом с подворьем Псково-Печерского монастыря. Между 1746 и 1752 годом школа в официальных бумагах стала именоваться Семинарией. В конце 1770-х годов первоначальный дом семинарии погиб в огне. Через некоторое время, помимо восстановленного учебного здания, на территории появилась конюшня с каретником, ледник с магазином и кухня с хлебней. Чуть позже – в начале XIX века построили и Училищный дом – для проживания воспитанников. Однако помещений всё равно не хватало, их недостаток и побудил семинарское управление обратиться к архиепископу Евгению (Болховитинову) с предложением расширить владения. Его начинание продолжил Евгений II (Казанцев). Архиепископ добрался до комиссии духовных училищ при Синоде, где ему выдали разрешение на покупку семинарией за счёт собственных средств деревянного дома на каменном основании. Особняк, принадлежавший жене инспектора Псковской врачебной управы Ефима Яворского, обошёлся семинарии в 6,5 тыс. рублей.

http://sobory.ru/article/?object=48069

Содержание Церковь одна Полемические сочинения на французском языке Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу брошюры г. Лоранси Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу одного окружного послания Парижского архиепископа Еще несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу разных сочинений латинских и протестантских о предметах веры (Письмо к издателю журнала «L’Union chrétienne») Письмо к г. Бунзену. Письмо к монсеньору Лоосу, епископу Утрехтскому Письмо к редактору «L’Union chrétienne» о значении слов «кафолический» и «соборный». По поводу речи отца Гагарина, иезуита Письма к В. Пальмеру I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII Новозаветные переводы К галатам Послание Святого апостола Павла Глава I Глава II Глава III Глава IV Глава V Глава VI К ефесянам Послание Святого апостола Павла Глава I Глава II Глава III Глава IV Глава V Глава VI (Заметка на текст Послания апостола Павла к филиппийцам) Отрывки и заметки (О свободе и необходимости. По поводу Спинозы, Канта и других философов) (Отрывок о церковно-административных вопросах) О Св. Троице Словарь имен     Том второй объединяет богословские и философские работы Хомякова, относящиеся (за исключением статьи « Церковь одна» и начала переписки с Пальмером) к 1850-м гг., последнему периоду его жизни и деятельности, когда он и проявился, собственно, как философ и «учитель Церкви» (Ю. Ф. Самарин ). Богословские его сочинения, написанные в основном по-французски (полемические статьи и брошюры, печатавшиеся за границей) и по-английски (письма к В. Пальмеру), в России были известны по переводам, т.к., объединенные в Соч. (т.2. Прага, 1867), потом многократно переиздавались (последнее, зафиксированное нами издание, – 11-е: М., 1918); переводы их были выполнены Η.П. Гиляровым-Платоновым (с французского) и княгиней Е.А. Черкасской (с английского). Несмотря на то, что во французских переводах несколько искажался первоисточник (см. сноски 64, 83, 102, 114, 126 и пр.), мы сочли возможным, в целом, сохранить их, подвергнув значительной редактуре (осуществленной для наст. тома В.М. Лурье, заново подготовившим тексты к изданию). Н.В. Серебренникову принадлежит новый перевод латинской заметки Хомякова «О Святой Троице» (отличающийся от перевода Л.П. Карсавина, см. сноску 732). Остальные тексты подготовлены В.А. Кошелевым, которому принадлежит также и текстологический комментарий ко всем статьям.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Ярославль. Храмовый комплекс Вознесенского прихода. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Между 1682 и 1795. Адрес: Ярославль, ул. Свободы, д. 44-а Координаты: 57.626358, 39.870827 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Вознесения Господня. Две церкви: летняя построена в 1688 г., а зимняя в 1691 г. тщанием прихожан. Обе церкви каменные, с таковою же особо стоящею колокольнею и оградою. Престолов в ней пять; в летней церкви: главный - во имя Вознесения Господня, придельный - во имя преп. Зосимы и Савватия, Соловецких чудотв., устроенный в алтаре с южной стороны в 1700 г., и придельный - во имя Божией Матери «Всех Скорбящих Радостей», устроенный в паперти в 1810 г.; в зимней церкви: главный - в честь Сретения Господня и придельный - во имя св. и чудотв. Николая, устроенный в алтаре с южной стороны в 1850 г. Земли при церкви 213,5 кв. саж. Для помещения священнослужителей деревянный, на каменном фундаменте дом, с отдельным деревянным флигелем и надворной постройкой. Церковного капитала билетами 3375 руб.; прихожан муж. пола 264, жен. пола 323. По штату положено быть: священнику, диакону и псаломщику, причтового капитала 10 715 руб. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. Ансамбль Вознесенского прихода состоит из холодной Воскресенской церкви и теплой Сретенской. Между ними находилась отдельно стоящая колокольня. Во время июльского восстания 1918 г. храмы сильно пострадали в результате артиллерийского обстрела города артиллерией красных. Стены и купола Вознесенской церкви и колокольни были пробиты в нескольких местах, с колокольни упали колокола. Ремонт храма производился реставраторами за счёт церковной общины. В 1929 г. храмы были закрыты. В помещении зимней церкви устроили мастерскую трамвайного депо, в зимней - клуб и библиотеку (на месте алтаря была устроена сцена). Колокольню разрушили, главы и барабаны разобрали. В середине 2000-х г.г. трамвайное депо закрыли, а затем снесли. На освободившемся месте построили торговый центр «Аура».

http://sobory.ru/article/?object=46084

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЗАПИСКИ ИМПЕРАТОРСКОГО РУССКОГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА» (ЗРАО), группа изданий Русского археологического об-ва (РАО, см. в ст. Археологические общества ), выходивших в С.-Петербурге. Она имеет сложную историю, связанную с развитием РАО, к-рое возникло как Археологическо-нумизматическое об-во в 1846 г. 1-я серия периодических изданий выходила в 1847-1854 гг. на франц. языке под названием «Mémoires de la Société d " archéologie et de numismatique de St. Pétersbourg» (с 4-го т.- «Mémoires de la Société Impériale d " archéologie»). Параллельно на рус. языке издавались в 1849-1850 гг. «Записки Санкт-Петербургского Археологическо-нумизматического общества», а в 1851-1865 гг.- «Записки императорского Археологического общества». В 1886-1901 гг. печатались «Записки императорского Русского археологического общества. Новая серия». Кроме того, выходили записки отд-ний РАО: рус. и слав. археологии (ЗОРСА) - в 1851-1918 гг., восточного - в 1887-1921 гг., классического - в 1904-1917 гг., а также «Известия Русского археологического общества» (1859-1884). Для обмена результатами изысканий с иностранными исследователями РАО получило право выпускать свои труды не только на рус., но и на франц. и нем. языках. Статьи, имевшие преимущественно нумизматическую направленность, публиковались на франц. или нем. языке. «Mémoires de la Société d " archéologie et de numismatique de St. Pétersbourg» («Mémoires de la Société Impériale d " archéologie») выходили под ред. барона Б. В. Кёне в 1847-1854 гг. (8 т.), каждый том состоял из 3 выпусков. На 1-м заседании об-ва в 1847 г. его член-основатель П. С. Савельев призвал коллег уделять больше внимания древностям России и мусульм. Востока. В результате РАО приняло решение параллельно с «Mémoires...» выпускать «Записки Санкт-Петербургского Археологическо-нумизматического общества» на рус. языке (с 3-го т.- «Записки императорского Археологического общества»). Издание редактировали И. А. Бартоломей (1849. Т. 1. Вып. 1), Савельев (1849. Т. 1. Вып. 2-3), А. Н. Попов (1849. Т. 1. Вып. 4), Савельев (1850. Т. 2. Вып. 5-8; 1851. Т. 3; Т. 4. Отд. 2), Попов (1852. Т. 4. Отд. 1; 1853. Т. 5), Савельев (1853. Т. 6), Попов (1854. Т. 7. Вып. 1, 2; 1856. Т. 8), Савельев (1856. Т. 9. Вып. 1; 1857. Т. 9. Вып. 2; Т. 10; 1858. Т. 12. Вып. 1; Т. 14; 1859. Т. 13), П. И. Савваитов (1865. Т. 11; Т. 12. Вып. 2).

http://pravenc.ru/text/182593.html

Во время Отечественной войны 1812 г. усадьба была сохранена от разграбления крестьянами, объединившимися в партизанский отряд во главе с управляющим имением. Владелец усадьбы С.А. Хомяков вошел в историю войны как организатор госпиталя в своей усадьбе. С 1820-х гг. С.А. Хомяков (после очередной ссоры с женой) поселился на постоянное жительство в Л., избирался в 1832-36 гг. сычевским уездным предводителем дворянства. У Хомяковых было двое сыновей, которые получили великолепное домашнее образование, затем обучались в пансионате при Московском университете. Федор Хомяков (1801-1829) служил переводчиком Коллегии иностранных дел, был при посольстве в Париже, затем служил в дипломатической канцелярии генерала И.Ф. Паскевича на Кавказе, где скоропостижно умер. Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) – известный писатель, драматург, философ, критик, общественный деятель, один из идеологов славянофильства, друг А.С. Пушкина. Он и унаследовал усадьбу Л., где проводил каждое лето и осень, а иногда и зиму. Здесь он много занимался философией, написал цикл лирических стихотворений и трагедию " Дмитрий Самозванец " , получивших одобрение Пушкина. А.С. Хомяков был женат на Екатерине Языковой (1817-1862), сестре известного поэта Н.М. Языкова, неоднократно посещавшего Л. Усадьба по наследству перешла к их младшему сыну (старший, Дмитрий, унаследовал рязанское имение Ивановское) Николаю Алексеевичу Хомякову(1850-1925), известному общественному деятелю, 16 лет бывшему сычевским уездным и 10 лет смоленским губернским предводителем дворянства. В 1897 г. он учредил свою именную стипендию (300 руб.) для обучающихся в смоленской гимназии из числа бедного дворянства. В начале ХХ в. он был членом 2-й, 3-й (председатель) и 4-й Государственной думы, членом Государственного Совета. При нем было проведено дальнейшее обустройство усадьбы, устроен артезианский колодец. В 1918 г. имение было национализировано, на его базе создан совхоз. Часть художественных ценностей (из библиотеки, ряд картин и часть архива) была привезена в Москву в распоряжение Российского Музейного фонда, судьба оставшихся ценностей неизвестна.

http://sobory.ru/article/?object=06805

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010