Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Маркелл (Попель), еп. Полоцкий и Витебский. Фотография. Ок. 1900 г. (Попель Маркелл Онуфриевич; 29.12.1825, с. Медуха Бережанского окр., Австро-Венгрия (ныне Галичский р-н Ивано-Франковской обл., Украина) - 29.09.1903, С.-Петербург), еп. Полоцкий и Витебский. Род. в дворянской семье греко-католиков. Был женат на Клименте Федоровне (урожд. Еловецкая; 1864), имел 2 сыновей. Окончил униатскую классическую гимназию при Бучачском василианском мон-ре. Получил полное богословское образование (обучался во Львовском, затем в Венском ун-тах). Также закончил 8-й класс философских наук в Черновицком ун-те. Во Львове под влиянием преподавателя свящ. Павла Леонтовича написал свои первые театральные пьесы и драмы. В 1849-1850 гг. работал учителем естественных наук во Львове. 20 дек. 1850 г. Попель был рукоположен во иерея, в 1850-1851 гг. служил в Бучаче, в 1850/51-1859 гг.- в Тарнополе (ныне Тернополь). С 1852 г. занимал должность законоучителя в Тарнопольской гимназии, с 1859 г. был учителем укр. языка во Львовской академической гимназии. В тот период Попель принимал деятельное участие в светской литературной жизни. Печатался в русской львовской газ. «Зоря Галицкая», в частности, в 1853 г. опубликовал трагедию «Немира» (перевод с нем. языка произведения неизвестного автора) и исследование о певце Бояне, персонаже «Слова о полку Игореве». Тексты Попеля печатались и в газете галицких русинов «Вестник», издававшейся в Вене. С янв. 1861 г. движение галицких русинов при поддержке основателя «русофильского» движения в Галиции М. Качковского стало издавать газ. «Слово» (Львов), редакторами к-рой были известные прорус. деятели Б. М. Дедицкий и В. М. Площанский. В этой газете Попель публиковал статьи в поддержку делатинизации униатских обрядов, при этом ссылался на незыблемость постановлений т. н. Замойского Собора униат. Церкви (1720), проходившего в г. Замостье (ныне Замосць, Польша). В результате униат. Львовский митр. Григорий Яхимович в 1862 г. создал комиссию по очищению униат. обрядов от лат. элементов. Членом комиссии стал и Попель. В 1862-1863 гг. Попель издавал учебники (гл. обр. переводные с латыни, с нек-рыми изменениями и дополнениями самого переводчика, в частности, с обоснованием необходимости делатинизации униат. богослужения) на средства об-ва «Галицко-русская матица» в типографии Ставропигийского ин-та во Львове. Однако учебники Попеля не пользовались спросом, общество оказалось в больших долгах. В 1864-1865 гг. Попель издавал во Львове независимую «церковно-литературную» газ. «Heдiля».

http://pravenc.ru/text/2562314.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМЫ И ДАМИАНА СВЯТЫХ БЕССРЕБРЕНИКОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Симферопольской и Крымской епархии УПЦ), находится в г. Алушта, на территории Крымского гос. заповедника. Основан в 1853-1856 гг. как киновия Бахчисарайского скита (см. Бахчисарайский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь ) в верховьях р. Альмы, рядом с целебным минеральным источником Савлух-Су, освященным во имя святых Космы и Дамиана и почитаемым как христианами, так и мусульманами. В 20-х гг. XIX в. на средства гр. С. Потоцкой здесь была построена небольшая купальня для паломников. Инициатором устроения при источнике К. и Д. м. стал архиеп. Херсонский и Таврический свт. Иннокентий (Борисов) , представивший в 1849 г. в Синод записку о создании «крымского Афона» - комплекса пещерных монастырей с центром в Бахчисарае, одной из составляющих которого должна была стать киновия близ Алушты. 4 мая 1850 г. указом Синода благословлялось устройство бахчисарайского Успенского скита с неск. киновиями, в т. ч. и на источнике святых Космы и Дамиана. В 1851 г. «попечителями» источника были назначены настоятель алуштинского храма вмч. Феодора Стратилата свящ. Димитрий Черняев и староста купец А. Коротенко. В кон. дек. того же года свящ. Димитрий освятил воду в источнике. 3 апр. 1853 г. указом Синода учреждалась киновия «без всякого пособия от казны» (ГА Автономной Респ. Крым. Ф. 118. Оп. 1. Д. 5837. Л. 1). Но Крымская война 1853-1856 гг. прервала процесс становления мон-ря. Около родника был построен военный наблюдательный аванпост, а в ущелье по течению р. Альмы - временные укрепления. 1 июля 1855 г. в симферопольском Александро-Невском соборе архиеп. Херсонский Иннокентий призвал прихожан способствовать устроению обители. Одним из главных жертвователей стал староста собора купец 1-й гильдии И. П. Санютин, исцелившийся от лихорадки и «нервного расстройства» после купания в источнике. В июле 1856 г. из бахчисарайского Успенского скита были командированы 1-й строитель киновии иером.

http://pravenc.ru/text/2458853.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАВЕЛИН Константин Дмитриевич (4.11.1818, С.-Петербург - 3.05. 1885, там же), русский философ, историк, правовед, публицист. С 1835 по 1839 г. учился на юридическом факультете Московского университета, который окончил 1-м кандидатом прав с золотой медалью за соч. «О римском владении» (под рук. проф. Н. И. Крылова ). До сер. 1842 г. продолжал научные занятия в Москве. В университетские годы посещал салон А. П. Елагиной (матери И. В. Киреевского и П. В. Киреевского ), сблизился со славянофилами А. С. Хомяковым и К. С. Аксаковым (см. Аксаковы ). Несмотря на то что впосл. К. примкнул к западникам (см. Славянофильство и западничество ), близость к славянофилам в юности оставила в нем столь глубокий след, что «вполне западником он никогда не был» ( Корсаков. 1897. С. XVII). В это же время сблизился с Т. Н. Грановским, а по переезде в 1842 г. в С.-Петербург - с В. Г. Белинским , оказавшими на К. большое влияние. В 1844 г. защитил в Москве магист. дис. «Об основных началах русского судоустройства и гражданского судопроизводства от Уложения до Учреждения о губерниях». В том же году получил должность адъюнкта при кафедре истории рус. законодательства, которую занимал до 1848 г. В 1845 г. женился на А. Ф. Корш. К. Д. Кавелин. Фотография. 40-е гг. XIX в. К. Д. Кавелин. Фотография. 40-е гг. XIX в. С 1848 г. жил в С.-Петербурге. Служил редактором в городском отделе хозяйственного департамента Мин-ва внутренних дел (1848-1850), начальником учебного отделения в штабе военно-учебных заведений (1850-1853), начальником отд-ния в канцелярии Комитета министров (1853-1857). С кон. 40-х гг. XIX в. пропагандировал освобождение крестьян во влиятельных петербургских кругах. С этой целью вступил в Императорское Русское географическое об-во, был секретарем Императорского Вольного экономического об-ва (в первом об-ве для уничтожения крепостного права собирались этнографические и статистические данные о крестьянском быте, во втором готовились материалы по рациональному сельскому хозяйству).

http://pravenc.ru/text/1319752.html

Баку. Собор Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В январе 1831 г. православное население города подало прошение через коменданта Бакинской крепости подполковника Коломийцева о строительстве в Баку нового каменного храма во имя святого Николая Чудотворца. Проект и смета строительства, составленные подполковником Исаевым, были отправлены в Тифлис экзарху Грузии архиепископу Ионе на рассмотрение, после чего были представлены на утверждение и.д. главноначальствующего на Кавказе генерал-лейтенанту Н.П. Панкратьеву с просьбой выдать необходимые средства из казны, но со стороны высокого начальства последовал отказ. Разрешение на строительство храма было получено в 1850 г. после обращения экзарха Грузии архиепископа Исидора к наместнику Кавказа князю М.С. Воронцову. В том же 1850 г. был образован строительный комитет, в состав которого вошли уездный начальник коллежский советник Егор Трофимович Палашковский, исполняющий должность штатного смотрителя Бакинского училища, коллежский асессор Степан Иванович Городенский и священник Дмитрий Алексапольский. Возвести собор решили в крепости, при Шемахинских воротах, около гауптвахты. Торжественная закладка храма состоялась 18 марта 1850 г. В основание фундамента положили серебряную, позолоченную табличку с указанием года, месяца и числа заложения храма. Автором проекта собора стал тифлисский губернский архитектор Белов. Строили собор греки из Трапезунда (Трабзона) - Семен Гитер и Харлампий Палистов. Строительство собора завершилось 28 октября 1857 г. Освящение собора, состоявшееся 4 мая 1858 г., совершил высокопреосвященный Исидор, синодальный член, митрополит Киевский и Галицкий (бывший до 1 марта 1858 г. экзархом Грузии). Николаевский собор высотой около 45 м, построенный в форме креста и стоявший алтарем на север, имел два престола. Главный был устроен во имя св. Николая Чудотворца, а второй в честь Покрова Пресвятой Богородицы, устроен в 1887 г. на частные пожертвования. Главный деревянный четырехъярусный иконостас, увенчанный изображением Голгофы, был выполнен М.Г. Паниным в 1853 г. Придельный двухъярусный иконостас был выточен из орехового дерева. Столярные работы были произведены в Баку в мастерской немца Мейера. На трехъярусной колокольне имелось пять колоколов. Храм был устроен в грузино-византийском стиле, в виде четырехконечного креста, вмещал до 500 человек.

http://sobory.ru/article/?object=32326

Святогорец (С.А. Веснин) Святогорец (Веснин Семен Авдиевич), в монашестве Серафим, Сергий (1814–1853) – поэт, религиозный публицист, автор путевых заметок. Сын дьячка. По окончании Вятской духовной семинарии (1828–1834) стал священником. В 1836 году, после смерти жены и дочери, отправился в странничество по святым местам. Посетил Соловецкий монастырь, святыни Киева и Москвы. В 1839 году в Вятке постригся в монахи с именем Сергия. В 1843–1845 годах совершил паломничество на Афон и в Палестину. В Пантелеймоновском монастыре на Афоне принял схиму с именем Сергия. В 1845 году в журнале «Маяк» были опубликованы его путевые заметки. В 1850 году вышла его книга «Письма Святогорца к друзьям своим о Св. горе Афонской, и стихотворения его», получившая широкий резонанс и за несколько лет выдержавшая четыре издания. Юный поэт-семинарист Николай Добролюбов запишет в 1852 году в своем дневнике: «Превосходная книга. Так просто, искренно, чистосердечно, наивно, но вместе с тем умно и благородно рассказывает Святогорец». Эти же черты ценили в паломнических письмах Святогорца и другие почитатели, среди которых был Н.В. Гоголь. Истории их взаимоотношений посвящена статья Владимира Воропаева, опубликованная в журнале «Православный паломник» (2007, 1): «Гоголь познакомился со Святогорцем, по всей видимости, в конце 1849 или начале 1850 года в Москве. В середине декабря 1849 года Святогорец выехал из Вятки в Петербург, чтобы самому следить за изданием второй части своих писем, и вскоре прибыл в Москву. В конце апреля 1850 года, в письме, адресованном, по всей вероятности, иеромонаху Антонию (Бочкову), который тоже был духовным писателем, он вспоминает об одном литературном вечере: »...тут же мой лучший друг, прекрасный по сердцу и чувствам Николай Васильевич Гоголь, один из лучших литераторов. Суждения были о моем пере: все единогласно отдают честь моим талантам... Я в особенно близких отношениях здесь с графом Толстым, у которого принят как домашний... Граф Толстой прекрасного сердца и очень прост.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ (Немиров Иона Макарович; 15.06.1810, погост Руново Романово-Борисоглебского у. Ярославской губ.- 12.05.1897, тихвинский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь), архим., миссионер. Род. в семье дьячка ц. в честь Воскресения Господня (не сохр.). Окончил Ярославскую ДС, в 1836 г. был направлен в СПбДА. 7 сент. того же года в Александро-Невской лавре принял монашеский постриг, 3 нояб. рукоположен во диакона. В 1839 г. окончил СПбДА со степенью кандидата. Как слушателя высшего отд-ния академии его рекомендовали в новый состав Пекинской духовной миссии сроком на 10 лет. Согласно рапорту С.-Петербургского митр. Серафима (Глаголевского) от 15 июня 1839 г., И. сначала отказался от поездки, сославшись на состояние здоровья и бедность престарелого отца, однако позже, вероятно под влиянием деятельности синолога мон. Иоакинфа (Бичурина) , согласился. И. был назначен членом 12-й Пекинской духовной миссии 14 июля 1839 г., 18 нояб. того же года рукоположен во иерея, прибыл в Китай в 1840 г. Быстро овладев с помощью толкового словаря «Кан-си цзыдянь» необходимыми знаниями кит. языка, И. занялся изучением кит. религ. обрядов, связанных с похоронами. Перевел на рус. язык изложение истории Китая до династии Цин «Беглое обозрение китайской империи Ду-Джао» (Б-ка Казанского гос. ун-та. Ркп. 1518). В 1850 г. вернулся в Россию. По дороге в пограничной торговой слободе Кяхте 9 июля того же года передал в дар местному уч-щу кит. языка коллекцию кит. книг (13 наименований). В 1851 г. пожертвовал в ярославский в честь Казанской иконы Божией Матери монастырь напрестольный серебряный ковчег, в 1854 г.- 4 фунта 27 золотников шелка в пользу войск, находящихся в Крыму, а в 1859 г.- нек-рые книги в Старорусское ДУ. 23 февр. 1851 г. И. был возведен в сан архимандрита, 21 апр. того же года назначен настоятелем Зеленецкого во имя Святой Троицы монастыря . Одновременно с 28 мая 1852 по 1 мая 1853 г. исполнял обязанности благочинного мон-рей С.-Петербургской епархии. С 15 июля 1853 г. вместе с архим. свт. Игнатием (Брянчаниновым ; впосл. епископ Кавказский) провел ревизию описей, церковного и ризничного имущества обителей епархии, составил «Археологическое описание древностей, найденных в 1854 г. в мон-рях С.-Петербургской епархии» (РГИА. Ф. 834. Оп. 2. Д. 1799; публ.: Игнатий [Брянчанинов], свт. Полное собр. творений. М., 2002. Т. 3. С. 299-366). Совпадение текста и структуры этой рукописи и большей части анонимного издания «История и древности 3-классного Троицкого Зеленецкого монастыря С.-Петербургской епархии» (СПб., 1866) позволяет считать И. главным автором данной книги. В Зеленецкой обители над мощами прп. Мартирия на средства благотворителей И. устроил в 1855 г. медно-серебряную раку с барельефными сюжетами из жития (установлена в 1857).

http://pravenc.ru/text/468737.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОВОАРХАНГЕЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Камчатской епархии (см. Петропавловская и Камчатская епархия ), существовало в 1858-1870 гг. Названо по г. Новоархангельску (с 1867 Ситка, США). Ко времени образования Н. в. под рук. еп. Камчатского, Курильского и Алеутского свт. Иннокентия (Вениаминова; с 1850 архиепископ, с 1868 митрополит), кафедра к-рого располагалась в Новоархангельске, на Аляске были основаны Нушагакская (1842), Квихпакская (1844) и Кенайская (1841, начала действовать в 1845) духовные миссии. От уже существовавших приходов их отличало то, что они охватывали территории, населенные коренными народами, с незначительным числом русского и креольского населения. В 1841 г. открыто Новоархангельское ДУ, в 1845 г. оно было преобразовано в семинарию. Императорским указом от 26 июля 1852 г. к Камчатской епархии была присоединена Якутская обл. (2 ПСЗ. Т. 27. Отд. 1. С. 491-492. 26485). В кон. того же года Синод постановил перевести архиерейскую кафедру и семинарию из Новоархангельска в Якутск. Свт. Иннокентий прибыл к новому месту служения в сент. 1853 г. Перевод Новоархангельской ДС задержала Крымская война 1853-1856 гг.: на тихоокеанском побережье России велись боевые действия. Ректор семинарии архим. Петр (Екатериновский), преподаватели и студенты прибыли в Якутск лишь 12 сент. 1858 г., учебный процесс возобновился 17 сент. В связи с переносом кафедры из Америки в Азию свт. Иннокентий поставил вопрос об открытии вик-ства на Аляске. 2 окт. 1856 г. он писал исполняющему должность обер-прокурора Синода А. И. Карасевскому : «Необходимо быть викарию в Новоархангельске… Если Св. Синоду угодно, чтобы дело обращения тамошних туземцев имело успех, то там необходимо пребывание архиерея, и который бы непременно, как можно чаще, посещал миссии. Это я говорю по опыту. Для учреждения же здесь викариатства не представляется никаких препятствий и затруднений - все готово». В том же письме Камчатский архиерей отмечал, что «кто бы ни был туда послан, он не будет в затруднении касательно управления тамошними церквами и миссиями; я передам ему все журналы миссионеров и священников, которые скоро познакомят его с ходом дел» (цит. по: Климент (Капалин), митр. 2009. С. 165). Последний раз для посещения приходов Аляски свт. Иннокентий отбыл в Америку в 1-й пол. 1857 г.

http://pravenc.ru/text/2577801.html

Санкт-Петербург. Церковь Марии Магдалины при Общине Сестер Милосердия во имя Христа Спасителя. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты „Община сестер милосердия Литейной части“, которую в 1846 основала лютеранка – вдовствующая кн. Мария Феодоровна Барятинская (урожд. гр. Келлер), до самой революции была семейным делом знатного рода Барятинских. Сперва Община занималась призрением пенсионерок-сестер милосердия, затем открыла женскую и детскую больницы и, наконец, школу рукоделия для девочек. После того как в 1853 Общину взяла под покровительство Императрица, она получила свой устав, а в 1890 – новое название. На Сергиевской улице, через дом от своего особняка, учредительница купила деревянное строение. На его месте в 1850–1852 по проекту К. И. Брандта было выстроено четырехэтажное каменное здание. В нем на верхнем этаже, со стороны двора, была освящена 25 июля 1853 церковь во имя небесной покровительницы княгини, как пожелала ее дочь – гр. Ольга Ивановна Орлова-Давыдова, давшая деньги и убранство. Образа в дубовом иконостасе написал В. А. Фаддеев. Прошло шесть лет, и церковь по проекту А. И. Кракау была расширена, после чего 26 августа 1859 вновь освящена настоятелем о. Иродионом Флоринским. При этом гр. В. П. Орлов-Давыдов подарил золоченый серебряный потир. Поскольку переделанное помещение тоже оказалось тесным, то по проекту А. И. Бутузова к нему был пристроен соединительный флигель, увеличивший площадь храма на одну треть. Освящение этого двусветного храма совершил 16 ноября 1872 митрополит Исидор. Напротив главного здания Общины, на другой стороне Сергиевской улицы, в 1859 был куплен деревянный дом, который в 1883–1884 заменили четырехэтажным каменным, возведенным по проекту того же Кракау. Здесь разместились женская и детская больницы. Для больных, на третьем этаже дворового флигеля, епископ Псковский Нафанаил освятил 18 декабря 1884 небольшую церковь св. Ольги. Название было дано в честь святой покровительницы вышеназванной Ольги Ивановны, матери гр. Марии Владимировны Орловой-Давыдовой. Последняя постриглась с именем Магдалины и возглавляла Общину до самой революции – почти сорок лет.

http://sobory.ru/article/?object=24618

В силу складывавшихся исторических обстоятельств становление расколоведения проходило в несколько этапов. Впервые вопрос необходимости научной специализации в изучении проблематики церковных расколов был поставлен в нач. 1850-х гг. Духовно-учебным правлением при Святейшем Правительствующем Синоде. В 1853 г. было принято решение об открытии при Московской и Санкт-Петербургской духовных академиях, а в 1854 г. при Казанской духовной академии и семинарии миссионерских отделений по «Истории и обличению русского раскола и сектантства» (известному также как «Расколоведение»). Одновременно с этим Казанская академия приступила к изданию церковного журнала «Православный собеседник», преимущественно ориентированного на апологетическую и антираскольническую проблематику. Научные публикации по истории русского старообрядчества начали появляться также и на страницах «Христианского чтения», «Богословского вестника», «Душеполезного чтения», «Братского слова» и других церковных журналов. С 1855 г. изучение расколоведения стало неотъемлемой частью академического образования, а в 1857 г. во всех четырех духовных академиях были открыты кафедры «Истории и обличения русского раскола и сектантства». Программа новой учебной дисциплины предполагала ознакомление студентов с историей, современной статистикой, историографией и особенностями вероучения русского старообрядчества. Кроме того, в рамках данного учебного курса будущие пастыри получали необходимые практические наставления относительно методик миссионерской работы среди старообрядцев и сектантов. Помимо духовных академий, преподавание расколоведения в 1850-е гг. вводилось также и на миссионерских отделениях некоторых духовных семинарий. Последовательными сторонниками выделения расколоведения в самостоятельное научно-педагогическое направление были святитель митрополит Московский Филарет (Дроздов) , митрополит Санкт-Петербургский Григорий (Постников) , митрополит Московский Макарий (Булгаков) и профессор-протоиерей Александр Васильевич Горский 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskolov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИН (Капустин Андрей Иванович, 12.08.1817, с. Батурино Шадринского у. Пермской губ.- 24.03.1894, Иерусалим), архим., ученый-византинист, церковный деятель, с именем к-рого связан период расцвета деятельности Русской духовной миссии на Св. земле. Родители, свящ. Иоанн Леонтьевич Капустин и Мария Григорьевна Варлакова, происходили из семей священников. Андрей Капустин получил образование в Далматовском ДУ и Пермской, а затем Екатеринославской ДС, в 1839-1843 гг. учился в КДА, по окончании к-рой удостоен степени магистра богословия (1844), оставлен преподавать нем. и греч. языки, в окт. 1845 г. стал бакалавром академии. 7 нояб. того же года пострижен в монахи с именем А. митр. Киевским Филаретом (Амфитеатровым). С 1846 г. занимал различные адм. должности в КДА, преподавал на кафедрах нравственного богословия (1846), библейской герменевтики и обличительного (сравнительного) богословия (1847). Наряду с этим по поручению академии в 1845-1850 гг. занимался исправлением рус. перевода гомилий свт. Иоанна Златоуста, писал статьи и проповеди. 15 мая 1850 г. А. был назначен настоятелем церкви при рус. посольстве в Афинах. Одним из важнейших его дел стало восстановление находившейся в руинах древней афинской ц. Ликодиму (св. Никодима, нач. XI в.), начатое в дек. 1851 на деньги рус. правительства и завершенное в 1855 г. После восстановления этот храм, освященный во имя Св. Троицы, был передан России и стал рус. посольской церковью. Все строительные работы, роспись храма, а также предшествовавшие восстановлению церкви археологические раскопки велись под рук. А., к-рый в награду за труды 5 апр. 1853 г. Святейшим Синодом РПЦ был возведен в сан архимандрита (чин совершил митр. Аттикийский Неофит). В то же время им были собраны, изучены и позднее опубликованы более 200 христ. надписей Афин VI-XII вв. (О древних христианских надписях в Афинах. СПб., 1874). Во время своего пребывания в Греции А. начал описывать древние рукописи, совершил поездки в Рим (1852), Иерусалим и Египет (1857), получив возможность познакомиться с различными рукописными собраниями. В 1859 г. он предпринял первое путешествие на Афон, где посвятил много времени исследованию древних рукописей и книг, а также составлению описаний неск. монастырских книжных хранилищ. В это время он познакомился с архим. Порфирием (Успенским) , с к-рым вел впосл. переписку.

http://pravenc.ru/text/114026.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010