Андрей Николаевич Муравьев (1806–1874) – замечательный русский духовный писатель, поэт, драматург, церковный историк и общественный деятель. Родился в Москве 30 апреля 1806 года. Его отец – известный математик Николай Николаевич Муравьев, генерал-майор, основатель Училища для колонновожатых, готовившего боевых офицеров русской армии. Мать писателя, Александра Михайловна , происходила из знатного рода Мордвиных. Андрей Николаевич назван в память Апостола Андрея Первозванного. Большую часть своей жизни Муравьев посвятил «утверждению Православия во всей его полноте в современной жизни». Сочинения Муравьева были первыми на русском языке книгами духовного содержания, получившими распространение в среде высшего русского общества. Муравьев исходатайствовал разрешение печатать неизданные раньше жития святых, чего до тех пор частным лицам не дозволялось, и тем самым дал возможность появиться в свет более совершенному труду преосвященного Филарета. Его многочисленные произведения по описанию святых мест, истории церкви и богословия были проникнуты живым духом Святой Руси и выгодно отличались от многих официальных церковных изданий. Летописный стиль духовных сочинений Муравьева, по мнению современников, сближал его с Н.М. Карамзиным . За заслуги в русской словесности в 1837 г. Андрей Николаевич Муравьев был избран в члены Российской Академии. Во время своих путешествий по святым местам Муравьев собрал богатую коллекцию икон и других православных реликвий, которую подарил в Румянцевский музей. 18 августа 1874 года Андрей Николаевич Муравьев отошел ко Господу. Погребен в подземном приделе церкви Андрея Первозванного в Москве, чье небесное покровительство он свято чтил всю жизнь. Свою любовь провозвестнику христианской веры на Руси А.Н. Муравьев выразил в написанном им акафисте Апостолу. Ныне книги А.Н. Муравьева обретают новую жизнь, находя читателей в среде ревнителей отечественной православной культуры. Гл. соч.: «Путешествие по святым местам в 1830 году» (1832); «Письма о богослужении Восточной кафолической церкви» (1836); «История Российской Церкви» (1836); «Путешествие по Святым местам русским» (1836 и позже); «Изложение Символа Веры Православной Восточной кафолической церкви» (1838); «Первые 4 века христианства«(1840, 1866); «О литургии» (1841); «Правда Вселенской Церкви о Римской и прочих патриарших кафедрах» (1841 и 1849); «Письма о магометанстве» (1848); «Православие – источник спасения отечества» (1849); «Саровская пустынь» (1849); «Письма с Востока в 1849–50 годах» (1851); «Святые Горы и Оптина Пустынь» (1852); «Раскол, обличаемый своею историей» (1854), «Жития святых Российской Церкви, также Иверских и Славянских»» в 12 т. (1855–58; 1859–68), «Подвиги Соловецкой обители» (1855); «Русская Фиваида на Севере " » (1855); «Письма о Православии» (1867) и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Иоанникий (Руднев) Иоанникий (Руднев), митрополит Киевский и Галицкий. Родился 20 февраля 1826 года в семье диакона Тульской губернии с. Вышнего Суворчего. Обучался в Тульской духовной семинарии. В 1849 году окончил Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия и оставлен в академии бакалавром. 11 октября 1849 года пострижен в монашество. 6 ноября 1849 года рукоположен в иеродиакона и 7 ноября 1849 года – во иеромонаха. 21 дек. 1854 г. возведён в сан архимандрита. С 1856 г. – инспектор Киевской духовной академии. С 6 окт. 1858 г. – ректор Киевской духовной семинарии и настоятель Богоявленского монастыря, а в 1859 г. – ректор акад. С 6 окт. 1860 г. – ректор СПб. духовной академии. 12 июня 1861 года хиротонисан во епископа Выборгского, вик. С-Петербургской епархии, с оставлением в должности ректора. С 12 янв. 1864 г. – епископ Саратовский и Царицынский. С 13 июля 1873 г. – епископ Нижегородский и Арзамасский. 14 февраля 1877 г. возведён в сан архиепископа. С 8 дек. 1877 г. – архп. Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии. С 1881 г. член Свят. Правит. Синода и почётный член Казанской духовной академии. С 27 июня 1882 г. – митрополит Московский и Коломенский. С 17 ноября 1891 года – митрополит Киевский и Галицкий. С 31 января 1892 года почётный член Московской духовной академии. 14 мая 1896 года награждён бриллиантовым крестом для ношения на митре. С 25 декабря 1898 года был первенствующим членом Св. Синода. Скончался 7 июня 1900 года в Голосеевской обители. Погребён в Кресто-Воздвиженской церкви Киево-Печерской Лавры, на Ближних Пещерах, рядом с митрополитом Арсением (Москвиным) . За время своего полувекового служения митрополит Иоанникий проявил себя человеком высокого ума, твёрдой воли и высокой христианской нравственности, Многим известны: его постническое воздержание, его удивительно широкая благотворительность, истинно-христианская скромность жизни, справедливость, простота и прямота в обращении и, наконец, молитвенное настроение духа, доходящее на общественных богослужениях до высокого вдохновения. В общественном служении он счастливо сочетал в себе зрелость и ясность понимания с видающимися способностями к широкому почину и многосторонней практической деятельности. Во всякое дело, ему вверяемое, он умел вносить редкую ясность понимания, неистощимую энергию, внимательность и трудолюбие. На учёной кафедре он был даровитым профессором, в должностях педагога-начальника примерным руководителем-воспитателем, – в епархиальном управлении всюду заводил образцовый порядок, устанавливал правильное течение дел и вызывал к жизни многочисленные просветительные и благотворительные учреждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

архим. Тихон (Затекин) и О. В. Дегтева Скачать epub pdf Епископ Нижегородский и Арзамасский Модест (впоследствии архиепископ Волынский и Житомирский) родился 17 декабря 1823 года в селе Зиновицы Литинского уезда Каменец-Подольской епархии, в семье священника Константина Стрельбицкого. При крещении наречен Даниилом. С 1841 по 1848 год обучался в Каменец-Подольской духовной семинарии. 17 декабря 1848 года принял постриг под именем Модест в Каменец-Подольском Свято-Троицком монастыре. В 1849 году был учителем певчих архиерейского и семинарского хоров и проповедником в тюремном замке. В том же 1849 году, 30 января, рукоположен в иеродиакона, а 2 февраля в иеромонаха. С 1849 по 1853 год обучался в Киевской духовной академии, окончил полный курс наук с причислением к 1-му разряду воспитанников академии. 24 мая 1854 года определением Святейшего Синода назначен смотрителем Слуцкого духовного училища и 24 июля зачислен в число братии Слуцкого Свято-Троицкого монастыря, был проповедником. В апреле 1855 года определен учителем Слуцкого духовного училища. 25 декабря того же года награжден набедренником. В 1856 году удостоен благословения Святейшего Синода за пожертвование книг в библиотеку Киевской духовной академии. 25 декабря 1856 года Модест (Стрельбицкий) возведен в сан игумена. Назначен членом Слуцкого Свято-Троицкого монастыря и надзирателем за церковью и монашествующими. 31 марта 1859 года определением Святейшего Синода присвоена ему степень магистра. Заслужил признательность епархиального начальства – «за благочестивую и скромную жизнь, примерное усердие к Богослужению, неусыпный надзор за поведением монашествующих и за похвальное проповедание Слова Божия». 15 ноября 1858 года переведен ректором и учителем в Киево-Подольское духовное училище. 14 декабря 1860 года назначен инспектором и профессором в Минскую духовную семинарию, где также был членом комитета по постройке зданий семинарии. 3 апреля 1862 года Модест (Стрельбицкий) возведен в сан архимандрита. В 1863 году, по ходатайству Высокопреосвященного Иосифа, митрополита Литовского, Святейшим Синодом определен на должность инспектора и профессора Литовской духовной семинарии. Дважды (1863, 1864) назначался членом Ревизионного комитета по освидетельствованию работ Свято-Духовского монастыря. С 1863 по 1865 год был в должности библиотекаря Литовской семинарии. 6 октября 1865 года архимандриту Модесту объявлено благословение митрополита Литовского Иосифа и признательность епархиального начальства за пожертвование 415 экземпляров его собственного сочинения «О церковном Октоихе» в церкви и монастыри Литовской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 13. Издательское дело. Создание библиотеки. Русские писатели в Оптиной: Жуковский, Снегирёв, Гоголь, Муравьёв, Шевырёв При жизни старца Макария было издано Оптиной пустынью семнадцать духовных книг (и после его кончины вышла еще «Лествица», подготовленная отцом Ювеналием на русском языке, где указатели составлены отцом Макарием). Вот их перечень: I. Два издания «Жития и писаний блаженного старца Паисия (Величковского) на церковнославянском языке». 1846. Второе издание вышло в 1847 году с прибавлением некоторых других писаний. II. «Четыре огласительных Слова к монахине» иеромонаха Никифора Феотоки (впоследствии архиепископа Астраханского) в переводе с греческого преподобного Паисия. Два издания: 1848 и 1849. III. «Преподобного отца нашего Нила Сорского предание учеником своим о жительстве скитском». На церковнославянском языке. 1849. IV. «Восторгнутые класы в пищу души». Отрывки из отеческих писаний, собранные преподобным Паисием. На церковнославянском языке. 1849. V. «Лествица» святаго Иоанна Лествичника . 1851. На церковнославянском языке (вернее, на «полуславянском наречии», как называли этот перевод трудившиеся над ним старец Макарий и его ближайший ученик отец Амвросий – будущий старец. Было семь переизданий этого замечательного перевода). VI. «Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни; в ответах на вопрошания учеников». На церковнославянском языке. Старинный перевод с греческого, исправленный преподобным Паисием. 1852. VII. «Оглашения преподобного Феодора Студита ». Славянский перевод преподобного Паисия с новогреческого языка. 1853. VIII. «Преподобного отца нашего Максима Исповедника толкование на Отче наш ... и его же Слово постническое по вопросу и ответу». 1853. IX. «Святого отца нашего Исаака Сирина , епископа Ниневийского, Слова духовно-подвижнические, переведенные с греческого старцем Паисием (Величковским) ». На церковнославянском языке. 1854. X. «Книга преподобных отцев Варсануфия и Иоанна, руководство к духовной жизни, в вопросах и ответах». На русском языке. 1855.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Санкт-Петербург. Воскресенский Новодевичий монастырь. Карта и ближайшие объекты Боголюбивая Государыня Императрица Елизавета Петровна, вступив на престол в 1741 году, пожелала воздвигнуть в новой столице Девичий монастырь, куда, по преданию, намеревалась удалиться в старости, оставив престол своему племяннику Петру Фёдоровичу, здесь же она хотела быть похороненной. Для этой цели Государыня передала свой летний дворец, известный под названием " Смольный " , где 20 монахинь положили начало монашеской жизни. С воцарением Екатерины II монастырь обретает новый статус, было учреждено училище для воспитания девиц из дворянских семей, которое впоследствии переросло в Смольный институт. Но постепенно монашеская жизнь угасла с кончиной последних монахинь. Возобновлением Воскресенского Новодевичьего монастыря мы обязаны императору Николаю Павловичу и инициативе его дочери великой княжны Ольги Николаевны, будущей королевы Вюртембергской. Поначалу монахини обосновались на 8-й линии Васильевском острова, в доме бывшей Униатской коллегии и в соседней приходской церкви Благовещения. Однако это место оказалось не вполне подходящим для монастыря как по своим размерам, так и по положению в центральной части города. В 1848 году сам Николай I взял на себя попечительство, выделив обширный участок земли на Царскосельской дороге близ Московских Триумфальных ворот, возведенных в 1838 году по проекту В.П. Стасова. Создателем проекта всех главных монастырских построек стал архитектор Н.Е. Ефимов, а после его кончины Н.А. Сычев. Первой постройкой на новом месте стала деревянная церковь, построенная по проекту Н.Е. Ефимова и освященная в честь Казанской иконы Божией Матери 10 (23) октября 1849 года митрополитом Никанором. Этот храм оставался действующим вплоть до июня 1929 года, хотя к началу ХХ века он сильно обветшал и был разработан проект замены его новым каменным храмом, что и было выполнено в 1908-1915 годах. 3 ноября 1849 года в присутствии Царской Фамилии митрополитом Никанором произведена закладка каменного соборного храма Воскресения Христова с пятью приделами. Первый кирпич в основание собора уложил Николай I. Собор строился в 1849-1861 годах по проекту архитектора Н. Е. Ефимова и гражданского инженера Н.А. Сычёва и был освящён митрополитом Никанором 2 июля 1861 года. Значительные средства на сооружение собора были пожертвованы купцами Громовыми. Фундамент и цоколь были сооружены на сумму, выданную из казны. Пятиглавый собор был увенчан большим золотым куполом и четырьмя малыми на высоких барабанах, прорезанных окнами. Он стоит на высоком цокольном фундаменте, обращенный к проспекту высоким арочным порталом. Только в 1854 году переселились монахини с Васильевского острова в каменный корпус.

http://sobory.ru/article/?object=00752

Под строением, двором, плацом и садом заключается земли 7200 квадр. саж. Двор вымощен булыжным камнем; перед фасадом устроены куртины, который обнесены деревянными надолбами. На построение зданий и устроение тротуаров, мостовой, каменного забора и подземельной трубы по смете ассигновано 185556 р. 43 к. с, а израсходовано 145905 р. 81 к. с., таким образом против сметы сбережено 39650 р. 62 к. На вышеозначенные же пристройки, произведенные после и невошедшие в общую смету, употреблено еще 693 р. 13 к. с. Всего издержано на постройку семинарии 146598 р. 94 к. с. На обзаведение нового помещения семинарии мебелью, столовыми, спальными, кухонными и др. приборами, так же церкви – ризницею, книгами и др. церковными вещами, в марте 1841 г. выслано из Дух. уч. управления 15520 р. с., с предписанием вести отчетность по трем статьям отдельно: столовые и спальные принадлежности, мебель, церковь . Издержано: на посуду с столовым бельем и спальные принадлежности 6020 р. 58 к. у на мебель 5675 р. 73 к., на ризницу, церковные принадлежности и книги 3622 р. 59 к. 329 Но вскоре потребовались еще расходы – на освящение церкви, иконы для классов 330 , койки, половики, щетки и разные починки до 1500 р. Для больницы, по представлению врача Даковского, куплено медико-хирургических инструментов более, чем на 100 р. При этом, некоторые вещи перенесены были из старой семинарии в новую, другие оставлены в пользование училища. Новое помещение по своей чистоте и удобствам, особенно на первых порах, приводило в удивление воспитанников, поступавших в семинарию из училищ. Некоторыми порядками приказано было заимствоваться в светских учебных заведениях, отличавшихся чистотою и внешним благоустройством 331 . Два раза (1841 г. и 1842) составлялась смета на разведение сада, на пустом месте сзади здания в 2715 квадр. саж., также палисадов и устройство забора, но та и другая смета (в 6900 р. и 4861 р.) найдены св. Синодом слишком значительными, и дело оставлено до другого времени. Тогда семин. правление, в виду болотистого места и вредных испарений и необходимости сада для прогулок воспитанников, – разведение сада сделало «предметом ежегодных практических занятий учеников по классу сельского хозяйства, под руководством наставника». В 1846 г. куплено 7 кустов калины и 300 березок; в 1849 г. вместо посохших приобретено 200 новых березок для посадки с лицевой и задней стороны здания. Также в 1854 г. прикуплено 250 березок и 10 разных кустов. В 1849 г. требовалось между прочим в саду вырывать канавы, ров, очистить пруд, уравнять землю, исправить заново 4 дорожки, устроенные домашним образом, а сделать 2 новых; насадить дерев – липы, ясени, клена; исправить подземную водосточную трубу: за все это подрядчик назначил 625 р. с. Правление 200 р. определило заимствовать из остаточных сумм, а 425 испросить у высшего начальства, которое и выслало просимую сумму.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Шошка. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты В Сотной с писцовых книг 1586 г. И.Г.Огарева и подъячего Ф.Юрьева на Сысольскую волость упоминается погост Шошки, а на погосте церковь во имя архистратига Михаила и церковь во имя свт. Николая.   В XVIII в. в приходе было две церкви. Архангельская церковь построена в 1754 г., освящена 23 декабря 1755 г. Теплая, деревянная, одноэтажная. Престол во имя Архистратига Михаила. Николаевская церковь построена в 1790 г., освящена 7 ноября 1790 г. Холодная, деревянная, одноэтажная. Каменная одноэтажная церковь строилась с 1836 г. с благословения Преосвященнейшего Стефана, епископа Вологодского и Устюжского. Престолы: в теплой церкви по правую сторону - во имя свт. Николая Мирликийского Чудотворца, освящен в 5 декабря 1845 г., а по левую - во имя сщмч. Власия Епископа Севастийского, освящен 5 декабря 1846 г.; в холодной церкви - во имя Архистратига Михаила и прочих Бесплотных Сил, освящен 7 июня 1849 г. В приходской церкви хранились две особо почитавшиеся иконы: икона Собора Архистратига Михаила и прочих Бесплотных Сил и икона свт. Николая Мирликийского Чудотворца, весьма древнего письма, по преданию, чудотворная. В дни праздников этих икон, 8 ноября и 6 декабря, с незапамятных времен ежегодно стекалось в храм значительное число богомольцев из окрестных селений для молитв перед этими иконами. Часовни: 1) в д. Граддорской, во имя сщмч. Власия Епископа Севастийского, построена в 1854 г., по указу Вологодской духовной консистории; в часовне служились молебны 11 февраля, 8 сентября и в первый воскресный день Петрова поста; 2) в д. Гридинской, во имя свт. Николая Мирликийского Чудотворца, молебны служили 8 мая. В 1914 г. указана часовня во имя вмч. Георгия Победоносца в д. Грановская (?). НА РК, ф. 230, оп. 1, д. 284, л.л. 50-56. НА РК, ф. 230, оп. 1, д. 335, л.л. 82-85.  www.isles.ru Церковь Михаила Архангела в селе Шошка. Старинное село Шошка Сыктывдинского района стоит на берегу реки Сысола. Сегодня численность села Шошка составляет порядка 700 человек. Это коми, русские, украинцы. Ближайший крупный населенный пункт - Сыктывкар - находится в 30 км. Главной примечательностью села является храм Архангела Михаила. Он имеет свою уникальную долгую историю. Впервые Шошка упоминается в конце 16 века как погост. На погосте стояло 2 церкви - Архистратига Михаила и святого Николая. Каменную одноэтажную церковь стали строить в 1836 году с благословения епископа Вологодского и Устюжского Преосвященного Стефана. Престол во имя Архистратига Михаила был освящен в 1849 году.

http://sobory.ru/article/?object=13130

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ (Иващенко Антоний Ильич; 1830, с. Шамовка Александрийского у. Херсонской губ.- 18.02. 1903, Новгород), еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии, историк Церкви, византинист, агиограф. Из семьи священника, с 1843 г. учился в Херсонской ДС, с 1849 г.- в КДА. 5 июля 1853 г. принял монашеский постриг с именем А., 21 июля рукоположен во иеродиакона, 16 авг.- во иеромонаха. С 7 окт. 1853 г. по июнь 1854 г. инспектор Одесского ДУ, с 24 июня 1854 по 14 марта 1859 г. преподаватель Волынской ДС. С 1859 г. преподаватель Воронежской ДС, с 1863 г. игумен, инспектор Воронежской семинарии. С 1868 г. архимандрит, ректор Полоцкой ДС. С 1872 г. член С.-Петербургского духовно-цензурного комитета. В 1886-1889 гг. настоятель Заиконоспасского московского мон-ря . Со 2 дек. 1889 г. член Московской синодальной конторы. 30 мая 1893 г. в Исаакиевском соборе С.-Петербурга хиротонисан во епископа Каширского, викария Тульской епархии. С 18 дек. 1893 г. епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии. Почетный член КазДА (1897). Арсений (Иващенко), еп. Кирилловский Арсений (Иващенко), еп. Кирилловский А. отличался широкой образованностью и трудолюбием, хорошо знал греч., лат., нем., франц., итал., испан. языки. Главный труд А. по церковной истории - «Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до...», основанная как на опубликованных сочинениях, так и на архивных материалах (в изложении рус. истории),- выдержал 5 изданий (в последних 3 изданиях хронология доведена до 1898). Др. церковно-исторические исследования А. посвящены малоизученным вопросам истории Православия в Греции, Венгрии, Персии, Сербии, Крыму, на Сицилии, Крите, Родосе и т. д. Многие из использованных А. документов были впервые введены им в научный обиход. Большое место в деятельности А. занимали переводы и издание памятников визант. лит-ры, в основном из собрания московской Синодальной Патриаршей б-ки .

http://pravenc.ru/text/76230.html

42. 1416 г. сентября 23. Его же грамота Псковичам против стригольников Из рукописи Румянц. Музея 204, л. 406 об.–412; сверена со списком, находящимся в Синод. Сборнике 562, л. 319–324, по которому издана была в I томе «Актов Исторических» под 21. А си грамота о стриголничех Благословение Фотия, митрополита киевского и всея Руси, в Псков, о Святом Духе детям моим, посаднику и тысяцкому 1839 , и старым посадником и тысяцким, и всему священническому и иноческому чину, и всему христоименитому Господню исполненью, святому людству, обретающимся всем в богоспасаемой державе псковской. О чада о Господе возлюбленные нашего смирения! Много уверенье и пользу душевную имею 1840 , слыша ваше 1841 благочестие; но еже 1842 слышах от писанья ваших священников о 1843 отлучающихся Божьего закона и православия, зовомых стригольниками, и смути мя, чада мои, скорбь о сем не мала, и не усыпающ о сих ум имею и поисках в божественных правилах, и 1844 пишу вам и ради тех 1845 уверения, еже среде вашей православной веры суть тии 1846 зовомые стриголники 1847 , помраченные прелестью дьявольской и ослепленные злобой 1848 лукавства своего, и не видят 1849 света истинного Христа, ни разумеют праведных судеб его, и не сведят 1850 истинных путей его. Ино 1851 , сынове, и сами ведаете по божественному писанию, колико шатание и неистовство и укор и мятеж, бывший преже на истинную и на православную христианскую веру и на Божью церковь от несмысленного и суетословного и бесстыдного Ария, и Нестория, и Македония, и Севгира, и Манента, и Оригена и прочих проклятых; и тии окаянные пагубу 1852 токмо себе исходатаивше и огнь вечный себе приобретше 1853 , уготованный диаволу и аггелом его; а церкви Божья, утвержденная Богом и данным нам законом новым, и огражена повелениями апостольскими, и укрепляема божественными 1854 святых Отцов правилами семи соборов, и светится паче солнца, яко сущее небо земное украшена, и красящеся 1855 непобедимым благолепием православия. И глаголет убо о сих правило 31 [святых Апостолов] 1856 : «Аще, рече, кто от пресвитер, ничтоже сведый зазорство своему епископу, ничтоже о благочестивой вере погрешившу благочестиву ему бывшу убо 1857 к Богу, к человекам же праву сущу, восхочет же любоначальства ради низринуться, и особь водрузит 1858 жертвенник, и собор творя и службу, таже в первых и в других и в третьих крат воззван будет от своего епископа от таковой прелести, и не послушает, но пребывает в том же злочестии, сам убо, яко любоначальник и мучительное дело являя пребывает, да извержен будет: и иже с ним единомысленники, аще убо клирики суть, и тии да 1859 извержены будут; аще ли миряне суть, да отлучены будут».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Агафангел, архиепископ Волынский и Житомирский (Соловьев Алексей Федорович (или Михайлович)) Родился 8 февраля 1812 года в селе Ильинском Шуйского уезда Владимирской губернии в семье священника. Окончил Владимирскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию. 2 июня 1835 года окончил курс Московской духовной академии со степенью магистра богословия и определен бакалавром той же академии на кафедре толкования Священного Писания . Вскоре был назначен библиотекарем академии. С 10 марта 1842 года – инспектор Московской духовной академии. 21 сентября 1842 года переведен ректором Харьковской духовной семинарии и настоятелем Старо-Харьковского Куряжского монастыря. 22 октября 1842 года возведен в сан архимандрита. С 21 сентября 1845 года – ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Костромского Богоявленского монастыря. 19 февраля 1849 года в связи с упразднением Богоявленского монастыря переведен настоятелем Игрицкого Богородицкого монастыря. 20 января 1854 года назначен ректором Казанской духовной академии с присвоением ему звания настоятеля первоклассного монастыря. В этот период был председателем учрежденного при Казанской духовной академии редакционного комитета по изданию журнала «Православный собеседник». 31 марта хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 6 февраля 1860 года – епископ Вятский и Слободской. С 17 июня 1866 года – епископ Волынский, священноархимандрит Почаевской Успенской лавры. 31 марта 1868 года возведен в сан архиепископа. Скончался 8 марта 1876 года в г. Житомире. Личность преосвященного Агафангела и его деятельность характеризуются двумя периодами: преподавательско-административным и архипастырского служения. В первый период он характеризовался в несколько сатирическом тоне. Знавшие его так о нем говорили: недалекий и односторонний по образованию, он умел подделаться к архиепископу Казанскому Григорию, закупая раскольничьи рукописи и прикидываясь необычайным любителем русских древностей. Желая оправдать недостаток и односторонность своего образования, он постоянно твердил студентам: «Светская наука и литература – это обширная пустота». Эта бессодержательная фраза всегда возбуждала смех между студентами, которые относили ее (фразу) прямо к ректору.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010