Письма 1848-1852 гг. Письма Гоголя 1848-1852 годов. Николай Васильевич Гоголь Полное собрание сочинений в четырнадцати томах Том 14. Письма 1848-1852 Памятник Н. В. Гоголю в Москве. Скульптор Н. В. Томский. 1952 г. От редакции ОТ РЕДАКЦИИ Четырнадцатый том содержит письма Гоголя за 1848-1852 гг. В конце тома (см. «Дополнения») дается несколько писем разных лет, пропущенных по недосмотру в предыдущих томах настоящего издания и черновые редакции к текстам первого тома. В составе тома — 301 письмо Гоголя (к 62 адресатам), из которых 65 не были известны Шенроку. Семнадцать из этих шестидесяти пяти писем публикуются впервые. Кроме того, многие письма, печатавшиеся раньше с пропусками, даются полностью. Большинство писем, входящих в том, печатается по подлинникам (79%) и авторитетным копиям (10%), остальные — по наиболее исправным печатным текстам. Благодаря этому устранен целый ряд искажений и неточностей, имевших место в предыдущих изданиях. Даты писем также уточнены и исправлены. Сокращенные обозначения архивохранилищ: Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина. Москва - ЛБ Государственный исторический музей. Москва - ИМ Центральный государственный литературный архив. Москва - ЦГЛА Институт русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР. Ленинград - ПД Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Ленинград - ПБЛ Библиотека Академии Наук УССР. Киев - КАБ Институт литературы Академии Наук УССР. Киев - КИЛ Полтавский городской музей - ПГМ Даты писем, приводимые без указания стиля, относятся к старому стилю. Тексты всех писем, включенных в настоящий том, подготовлены и комментированы А. Н. Михайловой. Даты жизни Гоголя (1848-1852 гг.) составлены ею же. Даты жизни Гоголя, 1848-1852 1848. 8 января н. ст.   Цензурное разрешение 1 журнала «Москвитянин» за 1848 г. со статьей Шевырева о «Выбранных местах из переписки с друзьями», содержащей полемику с критиками книги Гоголя. 10 января н. ст.   Гоголь пишет письмо к В. А. Жуковскому о значении и цели искусства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

А.А. Половцов Дуров, Сергей Феодорович Дуров , Сергей Феодорович, писатель, происходил из древнего дворянского рода Орловской губернии, родился в 1815 или 1816 году в имении своего отца Феодора Сергеевича, полковника и Каменецкого полицеймейстера; умер в Полтаве 6 декабря 1869 г. Матерью его была Надежда Ивановна Хмельницкая, родная сестра драматурга. Проведя детство в деревне, тринадцатилетний Д. в 1828 году поступил в благородный пансион при С.-Петербургском университете (ныне 1-ая гимназия) и, окончив здесь полный курс весною 1833 года с правом на чин XII класса, 1 ноября того же года определился канцелярским чиновником в Государственный коммерческий банк, где с 19 октября 1836 года занимал должность младшего помощника бухгалтера, 16 августа 1840 года он поступил в канцелярию морского министерства «чиновником для иностранной переписки» и, сверх своих прямых обязанностей, исправлял должность казначея канцелярии морского министерства и ревизионного комитета по черноморскому интендантству, а 4 июля 1847 г. вышел в отставку с чином коллежского асессора. Литоратурные занятия Д. начались очень рано, но долгое время он не обозначал своего имени под оригинальными и переводными произведениями, помещавшимися по большей части в современных альманахах. Лишь в 1843 г. подпись его впервые появилась в 43 «Литературной Газеты» за этот год (стр. 766) под стихотворением Байрона («Экспромт в ответ другу»), перепечатанным потом в «Иллюстрации» 1846 г. (т. III, 39, стр. 626). С 1844 года Д. печатал свои поэтические и прозаические произведения в альманахах «Молодик» 1844 г., «Новоселье» 1845 г., «Метеор» 1845 г. и «Невском альманахе на 1847–1848 гг.». Затем произведения Д. попадаются в «Библиотеке для Чтения» 1844, 1845 и 1848 гг., в «Иллюстрации» 1845, 1846 и 1847 гг., «Финском Вестнике» 1846 и 1847 гг., «Пантеоне» 1848 г., «Северном Обозрении» 1848 г., «Репертуаре и Пантеоне» 1848 г. и «Литературной Газете» В. Р. Зотова. Многие оригинальные стихотворения Д. были замечены и выдвинули его из рядов посредственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Анненков, Павел Васильевич Анненков , Павел Васильевич, литературный критик, род. 19-го июня 1813 г., в Москве, ум. 8-го марта 1887 г. в Дрездене. Сын богатого симбирского помещика, Анненков первоначальное образование получил в общих классах Горного корпуса, а затем состоял вольнослушателем на историко-филологическом факультете С.-Петербургского университета. В 1833 году поступил на службу в канцелярию Министерства Финансов, но прослужил недолго и в 1840 г. уехал заграницу. Познакомившись еще до отъезда с Белинским, Анненков начал присылать ему заграничные письма, которые время-от-времени появлялись в «Отеч. Записках» 1841–43 г.; всех писем тринадцать, причем первое имеет дату: «Гамбург. 12-го ноября 1840 года», а последнее – «Париж. 9-го марта 1843 года». Помимо своего биографического значения, эти журнальные корреспонденции имеют ценность интересных рассказов о тогдашней бытовой, художественной и литературной жизни на Западе. В Риме, в 1841 г., Аннесков близко сошелся с Гоголем, с которым был знаком еще с 1832 года и о которомь оставил лучшие воспоминания. Живя в Риме вместе с Гоголем, Анненков под его диктовку переписывал первый, том «Мертвых душ». Вернувшись из-за границы, Анненков еще более сблизился с кружком Белинского, что дало ему возможность впоследствии написать замечательные очерки литературной жизни сороковых годов и сделать характеристики её главнейших представителей. Вторая поездка за границу (1846–1848), во время которой в 1847 г. на попечении Анненкова находился больной Белинский, питавший к нему самые дружеские чувства, – вызвала 11 «Писем из Парижа», столь же интересных, как и первые заграничные письма, и помещавшихся в «Современнике» 1847–48 г. В октябре 1848 года Анненков вернулся из-за границы и в первой книжке 1849 года «Современника» поместил свою первую критическую статью «Заметки о русской литературе 1848 г.»; этой статьей начался ряд его критических статей о произведениях главнейших представителей русской литературы за двадцать лет (1848–1868); помещались они в «Современнике», «Русском Вестнике», «Атенее», «Библиотеке для Чтения», «С.-Петербургских Ведомостях» и «Вестнике Европы».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Зуев, Никита Иванович Зуев , Никита Иванович, д. с. с., картограф и писатель, род. в 1823 г., образование получил в одной из Петроградских гимназий, а затем в Главном Педагогическом институте, по окончании которого в 1844 г. он в феврале следующего года был определен в Архангельскую гимназию учителем латинского языка, но оставался здесь недолго и в том же году перевелся в Псковскую гимназию преподавателем истории, откуда в 1848 г. перешел в 3-ю Петроградскую гимназию, где преподавал латинский язык и словесность. В 1853 г. З. был назначен чиновником особых поручений в департамент министерства народного просвещения. Приглашенный в 1863 г. к редактированию трудов центрального статистического комитета, он тогда же перешел чиновником особых Поручений в министерство внутренних дел, а в последние годы, кроме того, состоял сверхштатным чиновником при Собственной Е. И. В. канцелярии по учреждениям Императрицы Марии. З. всю жизнь трудился на пользу науки и составил большое число учебных руководств и пособий по истории и географии. Первым по времени было написано им «Руководство к познанию всеобщей истории. Древняя история» (СПб. 1848 г.). Современная критика сочувственно встретила появление этого труда. «Заметно – говорилось – желание упростить изучение истории, в которой учащийся беспрестанно сталкивается с словами: религия, государственное устройство, государственное управление, форма правления – словами, стоящими гораздо выше понятий начинающего учиться истории». («Отеч. Зап.» 1848 г., т. 59, отд. VI, стр. 39). «Современник» же, подчеркнув в руководстве непоследовательную группировку отдельных фактов, замечает, что оно «не лишено и достоинств, и главное из них – очевидное желание сделать добро в системе воспитания» (1848 г., т. 12, отд. III, стр. 54). В следующем 1849 году З. выпустил в свет «Руководство к познанию всеобщей истории. Средняя история» (СПб. 1849 г.). «Современник» по поводу его писал: «Зуев основательно знаком с своим предметом и, кроме того, владеет языком: его язык почти везде правилен, местами очень плавен и отличается простотою – качеством, которого мы не видели в его древней истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

1848 г. С нового 1848 года я возымел было намерение ежедневно записывать мысли и чувствования, возбуждаемые при чтении Библии : к сожалению, это благое предприятие очень скоро прекратилось. Вот что было мной записано в первый день нового года, в четверток. Востани сияй, и воскресни от мертвых, и освятит тя Христос ( Eф. V, 14 ). Время, время пробудиться от глубокого и столь долгого сна, грешная душа моя! Время воспрянуть тебе из мрачного гроба злых навыков и порочных страстей! Пора отозваться на глас зовущего тебя небесного Жениха! Поспеши, о, поспеши к Нему, душа моя! И Он, милосердый, осияет тебя Божественным Своим светом, озарит тьму твоего неведения; рассеет мрачные твои помыслы; просветит тебя светом Боговедения, согреет хладное сердце твое лучами всесильной Своей благодати; оживотворит и направит волю твою к добру. Начало нового лета да будет началом моего духовного обновления. Отселе все мое внимание да будет устремлено на то, чтобы уклоняться, по возможности, от всех нечистых помыслов, подавлять в себе порочные чувствования, истреблять худые навыки» 110 . Помещаю здесь выписку из любопытного письма моего товарища Быстрицкого к Киевскому другу его Флоринскому от 3 января: «Благодаря болезням, я не успел, в продолжение трети, подать и одного сочинения... Предложение для своего сочинения я избрал из данных Ф.А. Голубинским по классу метафизики; вот оно: «Согласно ли со здравым разумом учение Гегеля о прекращении личности души по смерти?» – Не правда ли, что предмет интересный, но и вместе самый утонченный, отвлеченный, сухой? Как бы думал ты, много ли можно написать о нем? Общая истина – если у нас дается предмет для сочинения, то надобно несколько источников перечитать; след., сочинение должно выйти обширное. Это предложение еще довольно частно; а то даны большей частью самый общие, например, по классу истории древней философии – о законах Ману, об учении Конфуция, о Сенеке. По классу Истории новой философии: взгляд на онтологию Гегеля; о влиянии Канта на новейшую философию; о борьбе Якоби против идеализма Канта и Фихте и пантеизма Шеллинга; разбор Теодицеи Лейбница и др. Для подобных предметов сколько нужно времени и труда, и сколько самого писания! От того и пишут у нас листов по 15-ти, 20 и даже более. И первое мое предложение, кажется, не обширно, а требует многого, требует прочтения Гегелевой Логики, где он развертывает свое абсолютное, и частью других наук: потому что этому предмету, состоянию души по смерти, Гегель не посвятил ни одного трактата в своей обширной системе, а его мысль, между тем, сказывается в этой системе и выходит из нее; значит, нужно узнать дух всей его системы и опровергнуть коренные пункты его учения; а эти пункты: абсолютное в себе, абсолютное вне себя, абсолютное для себя, моменты, которых изложению посвящена Логика. А какова эта Логика! Сколько тут отвлеченности! Сколько утонченности! На каждой строчке, почти на каждом слове надобно останавливаться и думать.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

А.А. Половцов Говорский, Ксенофонт Антонович Говорский , Ксенофонт Антонович, историк и журналист, униат по вероисповеданию, родился около 1811 г.; он получил духовное образование и имел ученую степень кандидата. Г. служил первоначально преподавателем всеобщей истории и еврейского языка в Белорусской униатской духовной семинарии. Перейдя одновременно со всеми униатами в православие, он занимал в Полоцкой духовной семинарии место библиотекаря и преподавателя всеобщей истории (1840–1842), еврейского языка (1840–1849), церковной истории (1843–1848), церковных древностей (1844–1848), канонического права (1848 и след.), всеобщей и библейской истории и археологии (в 50-х годах). В начале 50-х годов Г. занимался археологическими разысканьями в Полоцке и его окрестностях, результаты которых изложил в статье: «Письмо в Имп. Археологич. Общество от 18 июня 1852 г. («Витеб. Губ. Ведомости» 1852 г., 32) и «Поездка (14 сент. 1852 г.) из г. Полотска по направлению так называемой Ольгердовой дороги и археологические разыскания в окрестностях г. Полотска» («Записки Имп. Русского Археологич. Общества» 1853 г., т. 5, перепечатано в «Витеб. Губ. Ведомостях» 1860 г., 5–7 и 9). 20 марта 1852 г. был избран в члены-корреспонденты Имп. Русского Археологического Общества, которому, кроме вышеупомянутых письма и статьи, сообщил ряд документов для истории Северо-Западного края. В 1857–1858 гг. Г. редактировал неофициальную часть «Витебских Губернских Ведомостей» и напечатал здесь ряд актов и документов XVI и XVII веков из правительственных и частных архивов, относящихся до Западного края, со своими примечаниями и объяснениями (1858 г., 3–8, 12–14, 19, 20, 22–28, 35, 38) и несколько статей, которые впоследствии большею частью перепечатал в своих журналах «Вестник Юго-Западной и Западной России» и «Вестник Западной России»: «О введении, распространении и судьбе кальвинизма в Белоруссии» (1858 г., 12 и 3; В. Ю.-З. и З. Р. 1863–4 г., 10), «Алфавитный список некоторых дворянских фамилий, ныне существующих в Западных губерниях России, в особенности же в Белоруссии, предки коих были православными митрополитами, архиепископами, епископами, архимандритами, игуменами, настоятелями и настоятельницами православных монастырей и протоиереями соборов, в разных местах Литвы, Белоруссии и России, с присовокуплением краткого биографического очерка большей части сих лиц» (1858 г., 15–18; В.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Белые ночи. Дядюшкин сон. Неточка Незванова Во второй том собрания сочинений Ф. М. Достоевского вошли повести и рассказы 1848-1852. Это: цикл фельетонов «Петербургская летопись» (1847), рассказы «Ползунков», «Чужая жена и муж под кроватью», «Честный вор», «Елка и свадьба», повесть «Слабое сердце», «сентиментальный роман» («из воспоминаний мечтателя») «Белые ночи» и оставшаяся незаконченной «Неточка Незванова». Эти рассказы и повести создавались в Петербурге до осуждения Достоевского по делу петрашевцев и были опубликованы в 1848–1849 гг. Рассказ «Маленький герой», написанный во время заключения в Петропавловской крепости в 1849 г., был напечатан братом писателя M. M. Достоевским без указания имени автора в 1857 г. «Дядюшкин сон», замысел которого возник и осуществлялся в Семипалатинске, опубликован в 1859 г. Федор Михайлович Достоевский Собрание сочинений в пятнадцати томах Том 2. Повести и рассказы 1848-1852 Петербургская летопись Еще недавно я никак не мог себе представить петербургского жителя иначе как в халате, в колпаке, в плотно закупоренной комнате и с непременною обязанностию принимать что-нибудь через два часа по столовой ложке. Конечно, не всё же были больные. Иным болеть запрещали обязанности. Других отстаивала богатырская их натура. Но вот наконец сияет солнце, и эта новость бесспорно стоит всякой другой. Выздоравливающий колеблется; нерешительно снимает колпак, в раздумьи приводит в порядок наружность и наконец соглашается пойти походить, разумеется во всем вооружении, в фуфайке, в шубе, в галошах. Приятным изумлением поражает его теплота воздуха, какая-то праздничность уличной толпы, оглушающий шум экипажей по обнаженной мостовой. Наконец на Невском проспекте выздоравливающий глотает новую пыль! Сердце его начинает биться, и что-то вроде улыбки кривит его губы, доселе вопросительно и недоверчиво сжатые. Первая петербургская пыль после потопа грязи и чего-то очень мокрого в воздухе, конечно, не уступает в сладости древнему дыму отечественных очагов , и гуляющий, с лица которого спадает недоверчивость, решается наконец насладиться весною.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Духовный путь Гоголя 1. Предисловие 2. Детство 3. Лицей 4. Петербург (1829–1836) 5. За границей и в России (1836–1842) 6. Снова за границей (1842–1847) 7. «Выбранные места из переписки с друзьями» 8. Религиозный кризис (1847–1848) 9. Духовное просветление (1848–1851) 10. Смерть 11. Заключение Владимир Соловьев. Жизнь и учение Предисловие 1. Детство и отрочество (1853–1869) 2 Студенческие годы. Религиозное обращение (1869–1874) 3. «Кризис западной философии» (1874) 4 Путешествие в Лондон и Египет (1875–1876) 5. Речь «Три силы». «Философские начала цельного знания» (1877) 6. Учение о Богочеловечестве и о Софии (1878) 7. «Критика отвлеченных начал» (1877–1880) 8. Перелом в жизни Соловьева: речь о смертной казни (1881) 9. Церковно-общественная работа. Разрыв с славянофилами. Национальный и еврейский вопрос 10. Литературные знакомства (К. Леонтьев, Н. Федоров, А. Фет). «Духовные основы жизни» (1882–1884) 11. Теократия (1884–1889) 12. Борьба за теократию (1889–1891) 13. Эротика (1892—1894) 14 Полемика с Розановым. Акт 18 февраля 1896 г. Соловьев в девяностые годы (1893—1896) 15. Перестройка философской системы (1897—1899) 16. Эстетика 17. Эсхатология: «Три разговора» и «Повесть об Антихристе» (1899—1900) 18. Смерть Достоевский. Жизнь и творчество Предисловие Глава 1. Детство и юность Глава 2. «Бедные люди» Глава 3. «Двойник». «Господин Прохарчин» Глава 4. Произведения 1847 и 1848 годов Глава 5. Первый опыт романа: " Неточка Незванова " Глава 6. Достоевский революционер Глава 7. Крепость и каторга Глава 8. Ссылка. Первая женитьба. «Дядюшкин сон». «Село Степанчиково» Глава 9. «Записки из мертвого дома» Глава 10. «Униженные и оскорбленные» Глава 11. Журнал «Время» (1861–1863). «Зимние заметки о летних впечатлениях». Роман с А. Сусловой Глава 12. Журнал " Эпоха " . " Записки из подполья " Глава 13. «Преступление и наказание» Глава 14. «Игрок». Вторая женитьба. Жизнь за границей (1866—1868) Глава 15. «Идиот» Глава 16. Флоренция и Дрезден. «Вечный муж» и «Житие великого грешника» Глава 17. Работа над романом «Бесы» Глава 18. «Бесы» Глава 19. Эпоха «Гражданина». «Дневник писателя» за 1873 год Глава 20. «Подросток» Глава 21. «Дневник писателя» (1876—1877) Глава 22. Последние годы. История создания «Братьев Карамазовых» Глава 23. «Братья Карамазовы» Глава 24. Пушкинская речь. Смерть Заключение Приложение Полный текст Глава 7. Крепость и каторга

http://azbyka.ru/fiction/gogol-solovev-d...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Гоголь и святитель Спиридон Тримифунтский К истории путешествия писателя на Святую Землю 14.03.2013 1050 Время на чтение 16 минут Биография Гоголя и в XXI в. изобилует «белыми пятнами» - сведениями, которые в той или иной степени могут считаться малодостоверными, нуждающимися в дополнительной проверке и т. п. Во многом это объясняется характером самого писателя, порой вовсе не стремившегося сделать те или иные обстоятельства своего жизненного и творческого пути достоянием общественности. Такое заключение особенно справедливо, когда речь заходит о зарубежных путешествиях Гоголя и в первую очередь о его паломничестве к Гробу Господню в 1848 г. Положение усугубляется тем, что скептицизм по отношению к «путешествиям» и к путешественникам является своего рода органическим спутником самой практики путешествий и того литературного жанра, который возник на ее основе (в русской литературе, например, «разоблачение» постигло знаменитое путешествие Трифона Коробейникова XVI в. или в XIX в. критики упорно не верили в то, что автор «Записок об Испании» В. П. Боткин действительно побывал в этой стране). Сомнения в том, что путешественник на самом деле посетил то или место на земном шаре или же пользовался «опосредованной», «из вторых рук», «из трудов или рассказов предшественников», а, следственно, не столь достоверной информацией при описании своих путевых впечатлений, возникали и продолжают возникать постоянно. И далеко не всегда удается отделить вымысел от реальности, и не всегда это представляется возможным. В случае с Гоголем также немало подобных примеров: бывал ли писатель в Испании и Португалии? В Дамаске? И т. д. Но путешествие Гоголя на Святую Землю сомнений не Хотя отдельные моменты этого путешествия по-прежнему остаются загадочными. Впрочем, обратимся к началу гоголевского паломничества. 18 января (н. ст.) 1848 г. из Неаполя писатель извещал А. А. Иванова, что «полагает выехать на днях» на Святую После этого он садится на «скверный пароход «Капри» и отплывает на о. Мальту. Отсюда, «по обещанью», он пишет гр. А. П. Толстому 22 января (н. ст.). Гоголь жалуется на морскую болезнь, «плохой отелишко» на острове, сообщает, что «со страхом думает о предстоящем четырехсуточном переезде» и о том, что «пароход раньше 27, кажется, нейдет» (XV,29). 23 января (н. ст.) он пишет С. П. Шевыреву, что «в Мальте» «остается немного дней, чтобы дождаться парохода, идущего в Александрию» (XV,32). 27 января (н. ст.)1848 г. Гоголь с Мальты извещает Толстого, что пишет ему, «садясь на пароход». Однако он «переменил дорогу и едет через Константинополь, желая избегнуть двадцатидневного карантина» (XV,34). Последний пункт назначения выглядит странно, т. к. означает движение вспять, точнее, в сторону от главной цели поездки Святой Земли.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Комитет секретный цензурный при Св. Синоде Комитет секретный цензурный при Св. Синоде . 22 февраля 1848 года в Петербурге было получено известие о провозглашении французской республики, а 27-го был уже составлен комитет для рассмотрения «правильности действий цензуры по части журналистики». Этот временный ревизионный Меншиковский комитет чрез месяц уступил место постоянному «Комитету 2 апреля 1848 г.», существовавшему до 1855 г. Цель, характер и полномочия комитета определялись следующими тремя положениями: 1) Цель комитета есть высший, в нравственном и политическом отношении надзор за духом и направлением нашего книгопечатания. 2) Комитет, не касаясь предварительной цензуры, рассматривает единственно то, что уже вошло в печать, и о всех наблюдениях своих доводит до Высочайшего сведения. 3) Комитет, как установление неофициальное и негласное, не имеет сам по себе никакой власти, и все его заключения вступают в силу лишь чрез Высочайшее их утверждение. Надзору верховного секретного комитета, по прямому смыслу положения, была подчинена и область духовного книгопечатания. Так и было в действительности. Но это вмешательство начало все более и более тяготить ревнивого к власти тогдашнего синодального обер-прокурора графа Н. А. Пратасова. Он стал предпринимать попытки к более точному разграничению сфер влияния. И, в результате, спустя три года после возникновения комитета 2 апреля 1848 г., ведомство православного исповедания обзавелось собственным и вполне аналогичным ему комитетом 4 апреля 1851 года. История образования его такова. В начале 1849 года Пратасов обратился со всеподданнейшим докладом, «не благоугодно ли будет, в ограждение общей пользы, Высочайше повелеть, чтобы из выходящих в здешней столице духовных сочинений те, кои заключают в себе места гражданско-политического содержания, были сверх духовной цензуры предоставляемы рассмотрению опытных и сведущих светских сановников, кого Вашему Величеству благоугодно будет для сего назначить». Государь предоставил отправлять подобные сочинения на рассмотрение существующего по части цензуры комитета под председательством д. т. с. Бутурлина.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010