5 февраля сего 1890 года, в 3 часа утра, после продолжительной и тяжкой болезни, скончался в Москве, на 54-м году от рождения, заслуженный экстраординарный профессор и почетный член Московской духовной академии, статский советник Василий Никифорович Потапов. Сын умершего в 1865 году протоиерея Московской Введенской, в Семеновском, церкви Н. И. Потапова, магистра I курса Московской же духовной академии и в 1818–1823 годах бакалавра в последней по кафедре церковной словесности, В. Н. Потапов, при отличных природных дарованиях, получил превосходную домашнюю подготовку к школьному образованию и уже на 12-м году своего возраста (в 1848 г.) поступил в Московскую духовную семинарию, на каковое поступление, ввиду молодости его, ректором семинарии архимандритом Филофеем 1 было испрошено особое разрешение святителя Московского Филарета. При этом святитель заметил: «нам парниковые растения не нужны» 2 ; однако, ввиду засвидетельствованной ректором даровитости отрока, а равно и ввиду заслуг родителя последнего, разрешил принятие его в семинарию. Отрок вполне оправдал надежды, которые на него возлагали при его поступлении в семинарию. С блестящим успехом прошедши курс семинарского образования в 1848–1854 годах, он с не меньшим успехом прошел затем курс наук в Московской духовной академии, каковой курс кончил в 1858 году первым по списку магистром. Как лучший воспитанник своего курса он в том же 1858 году оставлен был при самой Академии в звании бакалавра философских наук и занял кафедру логики и истории средней и новой философии; а с 1870 года, по преобразовании Академии на основании устава 1869 года, прекратив преподавание логики, остался лишь на кафедре истории философии, но зато не только средней с новою, а и древней. Вместе с чтением лекций по кафедре и исполнением многих, сопряженных с наставнической службой, обязанностей, Василий Никифорович нес немало и других трудов по Академии, из коих особого внимания и благодарного воспоминания заслуживают труды по редактированию академического издания: Творения святых отцов в русском переводе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Закрыть itemscope itemtype="" > Автономия Эстонской Православной Церкви: страницы истории 28.11.2020 801 Время на чтение 33 минут Источник: ОВЦС РПЦ Доклад заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерея Николая Балашова на проходящей в онлайн-формате международной историко-богословской конференции «Эстонская Православная Церковь: 100 лет автономии» . Эстонское Православие как религиозное и культурное явление сформировалось к началу XX столетия в лоне Русской Православной Церкви. С 1817 г. в составе Санкт-Петербургской митрополии было учреждено Ревельское викариатство, переведённое в 1865 г. в состав Рижской епархии. Уже с середины XIX в. в Прибалтике происходило массовое приобщение к Православию местного населения, в том числе эстонцев. Святитель Филарет (Гумилевский) в период своего пребывания на Рижской кафедре (1841–1848) разработал программу, предполагавшую подготовку духовенства из латышей и эстонцев, а также совершение богослужения на родных для них языках . Например, только в 1845–1848 гг. в эстонской части Лифляндской губернии к Православию присоединилось 63 858 крестьян. С 1846 г. осуществлялся набор эстонских юношей в духовное училище. Тогда же появились и первые священники-эстонцы : Иоанн (Яан) Колон и Киприан Сарнет из выпуска Псковской духовной семинарии 1845 г. Стала появляться духовная литература на эстонском языке, например, пособие по Закону Божию в переводе на эстонский язык священника И. Линдберга . В 1851–1870 гг. Рижская епархия издавала календарь на эстонском и латышском языках. Позднее, в 1917 г., собрание эстонского духовенства засвидетельствовало: «Православие стало поддержкой в образовании для большого числа детей из эстонской бедноты и этим содействовало духовному развитию Эстонии» . Большое значение для миссии среди эстонцев имел Пюхтицкий монастырь, насельницам которого их духовный наставник, святой праведный Иоанн Кронштадтский, заповедал подвиг благотворительного служения эстонскому населению. Уже в 1887–1889 гг. в Йыхви открылись школа, лечебница и приют для сирот.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/28/avtono...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕПЕИН Сергей Арсеньевич (22.09.1870, Вологда - 27.6.1911, там же), свящ., краевед и фотограф. Из семьи потомственных священно- и церковнослужителей Грязовецкого у. и Вологды. Отец - Арсений Афанасьевич Непеин (9 нояб. 1820 - 15 февр. 1901), послушник Глушицкого Сосновецкого во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-ря (1844-1847), дьячок ц. Преображения Господня в Шухтове Вологодского у. (1847-1848) и ц. архангела Гавриила в Вологде (с 22 янв. 1848), 26 янв. 1855 г. рукоположен во диакона еп. Вологодским и Устюжским (впосл. архиеп.) Феогностом (Лебедевым) и определен на дьяческую вакансию к ц. Рождества Пресв. Богородицы на Верхнем Долу в Вологде, а 6 авг. 1861 г. переведен на такое же место к ц. прав. Лазаря Четверодневного на Горбачёвском кладбище Вологды. Мать - дочь диакона ц. Архангела Михаила на Пухиде Грязовецкого у. Хиония Алексеевна Смирнова (1831 - 9 сент. 1906). Н. окончил Вологодские ДУ (1886; по 2-му разряду) и ДС (1892; по 1-му разряду со званием студента). Псаломщик (с 6 окт. 1892) и диакон (с 29 нояб. 1892) Покровско-Казанского прихода, священник ц. во имя св. равноапостольных Константина и Елены (определен 23 июля 1898, рукоположен 2 авг.). Книгопродавец при книжном складе (1896-1906) и пожизненный член (с 18 мая 1897) Вологодского церковного братства во имя Всемилостивого Спаса, с 1904 г. принимал активное участие в организуемых им публичных чтениях. Заведующий Свято-Стефановской школой (12 окт. 1899 - 27 сент.1907) и законоучитель, открыл школьный музей, ставший образцом для других подобных музеев в Вологде (за успешную деятельность на этом посту награжден 11 мая 1905 Библией от Синода). Законоучитель в 4-м (с 9 авг. 1899) и 3-м (с 5 нояб. 1904) мужских приходских училищах и во 2-м железнодорожном училище (с 9 окт. 1907). Кандидат в члены правления Вологодского духовного училища (утвержден 12 февр. 1905). Еще студентом Вологодской ДС Н. проявлял большой интерес к истории и археологии, занимался поиском древних рукописей, приобретал старинные монеты, книги и др. предметы. С 1893 г. публиковал заметки, очерки, рассказы (всего ок. 60) по истории России, краеведению, о церковной жизни (в частности, рассказ «Семинарская забастовка». Архангельск, 1906) и др. в различных периодических изданиях, гл. обр. в «Вологодских епархиальных ведомостях». Публиковался под псевдонимами С. Лазарев, С. А. Н-ин, С. Н., С. А. Н., С. Арсеньев, С. А. Арсеньев, С., А., Н. Арсеньевич. В 1893 г. увлекся фотографией, «достиг значительного совершенства» при съемке пейзажей, городских и сельских окрестностей, икон, разных предметов и др.; в 1898 г. издал «Альбом видов гор. Вологды» (Вып. 1: Соборы и архиерейский дом).

http://pravenc.ru/text/2565040.html

Севастополь. Церковь Михаила Архангела. Церковь 50-го пехотного Белостокского полка в честь Св. Евангелиста и Апостола Матфея Карта и ближайшие объекты При основании города Севастополя одним из первых сооружений была церковь во имя свт. Николая Чудотворца, в последствии именовавшаяся Севастопольским Адмиралтейским собором. По обе стороны одновременно с этим храмом были построены две часовни. К середине XIX века Адмиралтейский собор изрядно обветшал, и требовалась его перестройка в новый, более вместительный. В связи с этим в 1848 году капитан над Севастопольским портом контр-адмирал Рогуля обратился с просьбой к Главному Командиру Черноморского флота и портов М.П.Лазареву о разрешении перестроить по чертежу, составленному инженером штабс-капитаном Рулевым, одну из часовен, «хотя и ветхую, но крепкую капитальными стенами», находящуюся при Никольском соборе, в придельную церковь св. архистратига Михаила. Это ходатайство было одобрено. И с 4 июля 1848 года по конец 1849 года была осуществлена перестройка. Антиминс для храма был освящен свт. Иннокентием Херсонским. Однако сама церковь освящена была только в июне 1850 года соборным причтом во главе с настоятелем Севастопольского Адмиралтейского собора протоиереем Иоанном Терлецким. В виду ветхости старого Никольского храма, во время обороны Севастополя, Михайловская церковь заменяла собою Севастопольский Адмиралтейский собор. В этой церкви в продолжение всей осады Севастополя непрерывно совершались Богослужения причтом Севастопольского Адмиралтейского собора; здесь, в этой церкви, были отпеты погребения славных защитников Севастополя — адмирала В.А.Корнилова, контр-адмирала В.И.Истомина и адмирала П.С.Нахимова. 1 марта 1855 года, после кончины Николая I, в храме и на церковной площади севастопольский гарнизон был приведен к присяге на верность императору Александру II. К концу осады Севастополя, церковь настолько пострадала от неприятельских бомб и гранат, что 6 августа 1855 г. состоялось перенесение всех святынь Михайловской церкви в более безопасное место, — в казематы Николаевской батареи (ныне приморский бульвар). В 1857 году на средства подрядчика Ивана Красильникова начался ремонт храма. И только 10 октября 1870 года церковь была восстановлена.

http://sobory.ru/article/?object=23075

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОЛУБЕВ Степан Тимофеевич (25.10.1848, с. Ардатовка Нижнеломовского у. Пензенской губ.- 22.11.1920, Киев), проф. КДА, историк Церкви. Род. в семье протоиерея. Отец Калужского архиеп. Ермогена (Голубева) . В 1858-1864 гг. обучался в Нижнеломовском ДУ, в 1864-1870 гг.- в Пензенской ДС, в 1870-1874 гг.- в КДА. Первая научная работа Г. «Описание и истолкование дворянских гербов южно-русских фамилий в произведениях духовных писателей XVII в.» (ТКДА. 1872. 10. С. 295-382) 22 дек. 1872 г. получила Евгениево-Румянцевскую премию. 24 мая 1874 г. Г. присвоена степень канд. богословия за соч. «Петр Могила и Исаия Копинский: Вступление Петра Могилы на Киевскую митрополию и его отношения к Исаии Копинскому» (ПО. 1874. 2. С. 210-243; 3. С. 303-326). Работа была высоко оценена Литовским архиеп. Макарием (Булгаковым) в отчете о ревизии КДА (1874) и критически - Н. И. Костомаровым , считавшим, что исследователь изобразил Киевского митр. Петра (Могилу) в «неверном виде» (см.: ВЕ. 1874. Т. 3. Май. С. 429-441; Киевские ЕВ. 1874. 11. С. 280-287; 13. С. 361-374). Г. был оставлен при КДА: с 27 сент. 1874 г. приват-доцент по кафедре рус. церковной истории, с 16 дек. 1883 г. доцент по кафедре истории и обличения рус. раскола, с 6 сент. 1899 г. ординарный профессор, с 31 янв. 1900 г. заслуженный ординарный профессор. 17 авг. 1910 г. уволен от должности профессора КДА в связи с введением нового академического устава, ограничившего срок духовно-учебной службы 30 годами, но по ходатайству Совета КДА оставлен в звании сверхштатного профессора с правом участвовать в заседаниях Совета с решающим голосом и исполнять поручения Совета. Г. продолжал читать лекции по кафедре истории и обличения рус. раскола. В 1891 г. безуспешно ходатайствовал об открытии кафедры по истории Западнорусской Церкви. Помимо КДА 5 марта 1885 г. Г. был избран приват-доцентом Киевского ун-та св. Владимира по кафедре церковной истории. С 11 нояб. 1891 г. исполнял обязанности экстраординарного профессора ун-та вместо умершего тестя, проф. Ф. А. Терновского , 8 окт. 1899 г. утвержден в должности. Во вступительной лекции в ун-те «Начало систематической обработки русской церковной истории» (К., 1885) Г. говорил о большом влиянии на развитие церковно-исторической науки светской историографии XVIII в., к-рая вместо слепого доверия к источникам заложила основание для критического осмысления историко-лит. наследия. Г. отмечал, что научный подход к исследованию рус. церковной истории был разработан Черниговским архиеп. Филаретом (Гумилевским) и развит митр. Макарием (Булгаковым), П. В. Знаменским и Е. Е. Голубинским .

http://pravenc.ru/text/165309.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОЛУБИНСКИЙ Евгений Евсигнеевич (28.02.1834, с. Матвеево Кологривского у. Костромской губ.- 7.01.1912, Сергиевский посад Дмитровского у. Московской губ.), проф. МДА, историк Церкви. Род. в семье свящ. Е. Ф. Пескова, к-рый выбрал ему фамилию в память об известном земляке прот. Ф. А. Голубинском . В 1843-1848 гг. обучался в Солигаличском ДУ, в 1854 г. окончил Костромскую ДС и как лучший ученик был зачислен в МДА на казенный кошт, окончил академию в 1858 г. Церковную историю в МДА преподавал проф. А. В. Горский , оказавший большое влияние на Г. и покровительствовавший ему как земляку. По его предложению Г. написал соч. «Об образе действования православных греко-римских государей в IV, V и VI вв. в пользу Церкви против еретиков и раскольников» на основе большого числа исторических и археологических материалов. 10 февр. 1859 г. за это сочинение он получил степень магистра богословия (по распоряжению Святейшего Синода опубл. в «Прибавлениях к Творениям святых отцов в русском переводе» ). С 1858 г. Г. преподавал в Вифанской ДС риторику, позднее также историю раскола. Здесь же исполнял обязанности библиотекаря. С 12 янв. 1861 г. Г. работал в МДА на кафедре истории Русской Церкви в звании бакалавра, с 28 сент. 1870 г.- экстраординарного профессора. Кроме того, преподавал нем. язык. В 1870 г. предложил создать музей при МДА. Е. Е. Голубинский. Сергиевский посад. Фотография. 1903 г. Е. Е. Голубинский. Сергиевский посад. Фотография. 1903 г. Главные труды Г. посвятил истории Русской Церкви. Вслед за своими предшественниками Московским митр. Платоном (Левшиным) , Киевским митр. Евгением (Болховитиновым) , Московским митр. Макарием (Булгаковым) , Черниговским архиеп. Филаретом (Гумилевским) развивал исторический подход в церковной науке, под влиянием Горского применял критический историко-сравнительный метод. Чтобы лучше понять исторические корни Русской Церкви, Г. в начале научной деятельности активно изучал историю развития Православия у слав.

http://pravenc.ru/text/165317.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСИЙ II (Ридигер Алексей Михайлович; 23.02.1929, Таллин, Эстония–5.12.2008, Москва), Патриарх Московский и всея Руси. Род Ридигеров. Детство и юность Съезд РСХД. Первые слева в верхнем ряду Михаил Александрович и Елена Иосифовна Ридигеры, в центре прот. Сергий Четвериков. Нач. 30-х гг. XX в. Съезд РСХД. Первые слева в верхнем ряду Михаил Александрович и Елена Иосифовна Ридигеры, в центре прот. Сергий Четвериков. Нач. 30-х гг. XX в. Согласно сведениям из Родословия Ридигеров, в царствование императрицы Екатерины II курляндский дворянин Фридрих Вильгельм Ридигер (Friedrich Vilgelm von Rüdiger) перешел в Православие и с именем Федор Иванович стал основателем одной из линий этого известного в России дворянского рода, одним из представителей к-рого был гр. Федор Васильевич Ридигер - ген. от кавалерии и ген.-адъютант, выдающийся полководец и гос. деятель, герой Отечественной войны 1812 г. От брака Федора Ивановича с Дарьей Федоровной Ержемской родились 7 детей, в т. ч. прапрадед А. Георгий (7 окт. 1811 - 1848). Второй сын от брака Георгия Федоровича Ридигера и Маргариты Федоровны Гамбургер - Александр (4 февр. 1842 - 1877) - женился на Евгении Германовне Гизетти. Их второй сын Александр (26 июля 1870 - 3 июля 1929) - дед А.- имел большую семью, к-рую в тяжелое революционное время сумел вывезти в Эстонию из охваченного беспорядками Петрограда. Отец А., Михаил Александрович Ридигер (28 мая 1902 - 9 апр. 1964), был последним, четвертым, ребенком в браке Александра Александровича и Аглаиды Юльевны Бальц (26 июля 1870 - 17 марта 1956); старшими детьми были Георгий (род. 19 июня 1896), Елена (род. 27 окт. 1897, замужем за Ф. А. Гизетти) и Александр (род. 4 февр. 1900). Братья Ридигер учились в привилегированном столичном учебном заведении - имп. Уч-ще правоведения - перворазрядном закрытом учреждении, воспитанниками к-рого могли быть только дети потомственных дворян. Семилетнее обучение включало в себя классы, соответствовавшие гимназическому образованию, затем специальное юридическое образование.

http://pravenc.ru/text/64696.html

Отдел третий VI. Построение второго каменного соборного Владимирского храма, существующего ныне, и другие постройки, а также важные события этого времени (с 1845 по 1870 год) При входе в монастырь взору благочестивого наблюдателя представится чудная панорама величественных зданий, симметрично со всех сторон обрамляющих просторный, открытый, расположенный квадратом монастырский двор, посреди которого в приятной зелени ветвистых тополей, берез и акаций красуются: к востоку зимняя церковь Рождества Пресвятой Богородицы, а влево – летний, итальянской архитектуры, с фронтонами, пятиглавый величественный собор во имя Сретения Владимирской иконы Богоматери, построенный на месте прежнего, разобранного, летнего Владимирского же храма, основания которого можно и доселе примечать. Наружные стены храма отделаны штукатуркой и окрашены голубой краской; внешняя сторона алтаря обрисовывается полуциркулями; в фронтонах церкви, с северной, южной и западной сторон, по десять колонн с пилястрами ионического ордера. На церкви – купол и около него четыре башни, покрытые белым железом; на всех их кресты и яблоки вызолочены червонным золотом. Изображения крестов украшены символическими знаками – арфой и полумесяцем 64 . Алтарь, трапеза и фронтоны – под железной кровлей, окрашенной зеленой краской. Длина соборного храма снаружи с крыльцом 23 сажени (49 м), внутри, кроме паперти, – 16 саженей (34,1 м); ширина снаружи с крыльцом – 17 1 / 2 сажени (37,3 м); высота снаружи от земли с крестом – 28 1 / 2 сажени (60,7 м). По благословению архиепископа Антония II 10 июня 1845 года сей новый соборный храм заложен архимандритом Иларием 65 , который в том же году возвел его под цоколь на три аршина и три четверти (2,7 м). По смерти архимандрита Илария преемнику его архимандриту Серафиму судил Господь потрудиться и порадоваться над окончанием сего величественного храма. При помощи доброхотных подаяний и домашних способов он окончил всю постройку, внешнюю и внутреннюю отделку с постановкой иконостасов в 1853 году. На все это употреблено было более 150 тысяч рублей серебром. Английской жестью собор покрыт в 1858 году попечительством настоятеля архимандрита Дионисия. Храм построен по плану известного архитектора К. А. Тона. Иконостасы поставлены академиком Т. В. Мягковым. Нижний этаж освящен в 1848 году, а другие – 1853 года, 13 августа, Преосвященным Иосифом и Преосвященным епископом Антонием, викарием Воронежской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Первосвятитель Алексий II: страницы жизни Перед войной, как дамоклов меч, нам грозила высылка в Сибирь. Только случай и чудо Божие нас избавило. После прихода советских войск к нам в пригород Таллина приехали родственники по линии отца, и мы им предоставили свой дом, а сами перешли жить в сарай, там у нас была комната, где мы и жили, с нами были две собаки. 6 декабря, 2008 Перед войной, как дамоклов меч, нам грозила высылка в Сибирь. Только случай и чудо Божие нас избавило. После прихода советских войск к нам в пригород Таллина приехали родственники по линии отца, и мы им предоставили свой дом, а сами перешли жить в сарай, там у нас была комната, где мы и жили, с нами были две собаки. Кем был Алексий II до того, как стать Патриархом Московским и всея Руси? Биографию Первосвятителя Вы сможете найти в нашей статье. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II — биография Статья из т. 1 « Православной Энциклопедии ». Москва, 2000 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер Алексей Михайлович; родился 23 февраля 1929 г., Таллин, Эстония). Род Ридигеров. Детство и юность. Согласно сведениям из Родословия Ридигеров, в царствование императрицы Екатерины II курляндский дворянин Фридрих Вильгельм фон Ридигер (Friedrich Vilgelm von Rudiger) перешел в Православие и с именем Федор Иванович стал основателем одной из линий этого известного в России дворянского рода, одним из представителей которого был граф Федор Васильевич Ридигер — генерал от кавалерии и генерал-адъютант, выдающийся полководец и государственный деятель, герой Отечественной войны 1812 г. От брака Федора Ивановича с Дарьей Федоровной Ержемской родились 7 детей, в том числе и прапрадед Патриарха Алексия Георгий (1811-1848). Второй сын от брака Георгия Федоровича Ридигера и Маргариты Федоровны Гамбургер — Александр (1842-1877) — женился на Евгении Германовне Гизетти, их второй сын Александр (1870 — 1929) — дед Патриарха Алексия — имел большую семью, которую в тяжелое революционное время сумел вывезти в Эстонию из охваченного беспорядками Петрограда. Отец Патриарха Алексия, Михаил Александрович Ридигер (28 мая 1902 — 9 апр. 1964), был последним, четвертым, ребенком в браке Александра Александровича Ридигера и Аглаиды Юльевны Бальц (26 июля 1870 — 17 марта 1956); старшими детьми были Георгий (род. 19 июня 1896), Елена (род. 27 окт. 1897, замужем за Ф. А. Гизетти) и Александр (род. 4 февр. 1900). Братья Ридигер учились в одном из самых привилегированных столичных учебных заведений — Императорском Училище Правоведения — перворазрядном закрытом учреждении, воспитанниками которого могли быть только дети потомственных дворян. Семилетнее обучение включало в себя классы, соответствовавшие гимназическому образованию, затем специальное юридическое образование. Училище успел закончить только Георгий, Михаил завершал свое образование уже в гимназии в Эстонии.

http://pravmir.ru/pervosvyatitel-stranic...

архимандрит Еммануил (Каливас) Глава II. Самоосуждение ереси папства 1. Непреклонное папство в заблуждениях – ересях относительно догматов Папство само себя осуждает , т.к. остается непоколебимым в своей всеереси. Патриарх Фотий в 866 г. характеризует Filioque и другие заблуждения латинян как «распространившуюся язву безбожия» 212 . Язва, как болезнь неизлечимая, исторгается. В своем Ответе Пию IX в 1848 г. патриархи говорят: «Истинная история показала непреклонность пребывания Запада в своих заблуждениях» 213 . Папы-еретики не раскаиваются. О том, что папы остаются в ереси, говорят и патриархи в своем «Ответе» словами свт. Василия Великого о епископах Запада.– «Они (эти папы) не знают истины, и не хотят ее узнать, тешась спорами с теми, кто объявляет им правду, и лишь подтверждают свою ересь» 214 . Они не принимают правду, они говорят только о любви, которая на самом деле ложна. Все еретические учения католиков стали официальными догматами только на Соборах Католической церкви. Выкристаллизация латинских ересей-догматов, окончательное, бесповоротное утверждение их произошло на I Ватиканском Соборе в 1870 г. и на II Ватиканском Соборе в 1962 г. Все сатанинские догматы католицизма были таким образом утверждены и остаются неизменными: это и примат папы, и его непогрешимость в делах веры, и упразднение епископов и Соборов, догмат Filioque и все остальное. Эту непоколебимость папства в ересях клеймит позором Ответ Собора в Константинополе папе Льву XIIÏ «сегодняшняя Римская Церковь есть церковь нововведений, фальшивых сочинений церковных отцов, искажения Святого Писания и установлений Святых Соборов. Поэтому разумно и справедливо она была отлучена до тех пор, пока пребывает в этом заблуждении» 215 . Справедливо утверждает Окружное Послание Константинопольского Собора 1722 г, что «они (папы) злонамеренно грешат и противодействуют правде» 216 . Папы не желают отступать от еретических своих догматов, потому что они основываются на папском институте и их сатанинской гордыне, антихри-сгском образе империалистического папского абсолютизма.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/osuz...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010