Орёл. Успенский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты Успенский мужской монастырь, существовавший на Взвозной горе с XVI века, после разорения города Орла в Смутное время, был перемещен к Богоявленской церкви, а в 1680 году был возвращен на прежнее место. В 1820 году монастырь стал резиденцией орловских епископов, монахи же были переведены в Мценский Петропавловский монастырь. В конце XIX столетия на его территории монастыря находилось несколько храмов, в том числе Успенская церковь, построенная в 1693 году, придельная к ней церковь Иоанна Предтечи (1700 г.), Троицкая церковь - усыпальница семьи Кочубеев (1845 г.), Троицкий собор (1879 г.), Архиерейский дом с домовой церковью, консистория, хозяйственные постройки. В Успенской церкви и рядом с ней были похоронены орловские епископы Никодим (1786-1839 гг.), Поликарп (1798-1867 гг.), Ювеналий (1817-1882 гг.), Ириней (1836-1904 гг.), Елецкий викарный епископ Митрофан (1863-1914 гг.), а в наши дни - Архиепископ Орловский и Ливенский Паисий (в миру - Самчук Павел Николаевич) (15.08.1930-20.03.2008 гг.). В Архиерейском доме неоднократно бывал брат императора Николая II Михаил Александрович. В 1918 году была разгромлена консистория, в 1921-1926 годах были закрыты все храмы монастыря, а на его территории в разное время размещались школа-коммуна для беспризорников, общежитие педагогического института, лагерь военнопленных, после войны - тюрьма-колония для несовершеннолетних преступников, база областной ГАИ. Троицкий собор был взорван в 1929-30 годах, Успенская церковь разобрана в 1980 году, Троицкая церковь-усыпальница использовалась под художественные мастерские. В 1992 году территория бывшего монастыря передана Орловско-Брянской епархии. С 1996 года здесь возродилась монастырская жизнь. В 2002 году был освящен храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, построенный по проекту архитектора М.Б. Скоробогатова, по его же проекту возведен в 2006 году Троицкий собор. Монастырь этот является своего рода продолжением монастыря Богоявленского, основанного у храма Богоявления, древнейшего из сохранившихся орловских храмов. Храм был построен в 1646 году попом Борисом, ставшим впоследствии, после пострижения в монахи под именем Боголепы, первым настоятелем монастыря. После орловского пожара 1673 года с разрешения патриарха Иоакима монастырь был перенесен на новое место, именуемое Каменным Верхом, расположенное на Ямской горе. На месте этом некогда жили в ископанных собственными руками пещерках схимники из братии Богоявленского монастыря, а в древние времена, еще до нашествия самозванца и поляков, здесь также находился монастырь. Перенесение монастыря свершено было по благословению архиепископа Коломенского и Каширского Никиты при игумене Евфимии, трудами которого монастырь и созидался.

http://sobory.ru/article/?object=02336

Именной указатель Идентификация и аннотирование, встречающихся в указателе имен, произведены на основе информации, почерпнутой из энциклопедических словарей, электронных баз данных 224 , справочников 225 по истории ГУЛАГа и личных архивов членов редакционной коллегии, а также из воспоминаний, как самих соловецких узников, так и не связанных с Соловками людей. Случаи, когда информация о том или ином человеке ограничена данными, представленными лишь на страницах мемуаров, говорят об отсутствии параллельных источников информации и указывают на возможные неточности. В квадратных скобках указаны встречающиеся в воспоминаниях способы написания имен и фамилий, в круглых – способы написания, встречающиеся в справочных материалах. Все даты приведены по новому стилю. А Абакумов С. А., сотрудник Архангельской губернской ЧК, первый соловецкий комендант, с мая 1921 г. комендант концлагеря в Холмогорах Абисов Андрей Константинович (1907 – 6 марта 1988), социал-демократ Абрамович, поляк, расстрелян на материке Абрамовский, помощник прокурора Архангельскаго ГПУ Абуладзе Тенгиз Евгеньевич (1924 – 6 марта 1994), кинорежиссер Аввакум Петров (1620–1682), протопоп, идеолог старообрядчества Авдотья Семеновна, наркоторговка Авенариус Рихард (1843 – 1896), швейцарский философ Аврончик, заключенный уголовник Агапов, возможно, имеется в виду социалист-революционер Владимир Владимирович Агапов (1890–14 октября 1937). Расстрелян Адамович, поляк, расстрелян на материке Адельский, лагерный фельдшер Акарский Сергей Леонтьевич (1892–?), белогвардеец, поэт. Арестован в марте 1924 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где был сотрудником лагерного театра и изданий Аксаковы, семья славянофилов Аксельрод Павел Борисович (наст. имя – Пинхус Борухович) (1850 – 16 апреля 1928), идеолог меньшевизма, редактор газеты «Искра», один из лидеров II Интернационала Александр II Николаевич (1818–1881), российский император с 1855 г. Александр III Александрович (1845–1894), российский император с 1881 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Статистика Успенский Федор Иванович Фёдор Иванович Успенский (7 (19) февраля 1845, Горки Галичского уезда Костромской губ. — 10 сентября 1928, Ленинград) — русский византинист, академик АН СССР (1925; академик РАН с 1917, академик Петербургской АН с 1900). В 1894—1914 годы директор Русского археологического института в Константинополе (Османская империя). В 1921—1928 годы председатель Российского Палестинского Общества. Главный труд — «История Византийской империи». Родился в 1845 г. в Костромской губернии. В 1854—1860 гг учился в г. Галиче, ныне Костромской области. Окончил курс на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. Вскоре после того напечатал первую свою работу «Первые славянские монархии на северо-западе» (1872). Защитив магистерскую диссертацию «Никита Акоминат из Хон» (1874), был избран в штатные доценты советом Новороссийского университета и в этом звании ездил для научных занятий за границу (главным образом во Францию и в Италию). В 1879 году защитил докторскую диссертацию «Образование второго болгарского царства», после чего был избран профессором Новороссийского университета. В 1890 году утверждён ординарным академиком Академии наук сверх штата. По его инициативе возник в Константинополе русский археологический институт, директором которого Успенский состоял с 1894 года. Он же основал при нем ученый печатный орган — «Известия русского археологического института в Константинополе», в котором также помещено несколько его исследований (например, о военном устройстве в Византии, о византийской табели о рангах, о церковных имуществах и т. п.) и отчетов о деятельности института. Из Константинополя Успенский совершил несколько археологических экскурсий, из которых особенно важна по своим результатам поездка в Сирию и Палестину. С самого начала своей учёной деятельности Успенский специализировался на изучении истории Византии и югославянских стран. Этому предмету была посвящена и его вступительная лекция в университете: «О значении византийских занятий в изучении средневековой истории» («Записки Новороссийского Университета», т. XVI). Во время заграничной командировки внимание его тоже было сосредоточено на византийских и славянских рукописях, о чем свидетельствуют его статьи в «Записках Новороссийского Университета» и «Журнале Министерства народного просвещения» за 1877—1879 гг. В этих же двух изданиях он и впоследствии помещал свои многочисленные исследования и рецензии. Среди них особое внимание обращают на себя работы по истории землевладения (к этому же разряду относится работа его о пронии; см. XXV, 445). Некоторые статьи Успенского посвящены русской истории и восточному вопросу. В 1891—1892 гг. он поместил в «Журнале Министерства народного просвещения» ряд весьма ценных «Очерков по истории византийской образованности», которые вышли и отдельной книгой. Читал ряд рефератов на археологических съездах.

http://lib.cerkov.ru/authors/185

Любищицы. Церковь Анны Праведной. Карта и ближайшие объекты Православная церковь была построена в 1845 году, еще до восстания Кастуся Калиновского, и была освящена в честь Святой Анны. 17 мая 1863 года в Любищицы вторглись повстанцы Кастуся Калиновского. Прямо перед этой церковью был зачитан повстанческий манифест. 21 мая 1861 года произошла Миловидсая битва, события которой описал в своём доносе священник Лукьян Гамалицкий. К 1863 году деревня Любищицы считалась самой большой деревней в Гродненской губернии, это был Слонимский повет. С 1921 по 1939 год деревня являлась территорией Польши. В 1939 году в Любищицах была построена польская школа по программе Пилсудского, но действовать она так и не начала, так как 1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война, и школа превратилась в немецкий госпиталь. На сегодняшний день здесь находится научно-творческий комбинат. На старом кладбище в Любищицах когда-то стояла униатская церковь, где проводились крестные ходы, позднее запрещенные поляками. В советское время был дан приказ разобрать эту деревянную церковь, и из церковного материала была построена баня. В 1845 г. началось строительство храма, окончательно храм был возведен в 60-х годах 19 века. Архитектурный памятник 3 категории. Не так давно стало известно, что в Ивацевичском районе тоже когда-то была чудотворная икона Божией Матери, явившаяся слепому на сосне вблизи деревни Борки. На месте явления образа была построена в 1670 году церковь, которая за свою историю несколько раз по-новому сооружалась на том же месте, но до наших дней не сохранилась. Местное название места явления чудотворной иконы – Гай. В какое именно время была утеряна чудотворная икона, осталось тайной. До недавнего времени протоиерей Тарасий Витько, настоятель Любищицкого храма Святой праведной Анны, который, поддерживая традицию, несколько раз в году служил акафисты на приблизительном месте сгоревшего храма и сам не знал, что это место настолько прославлено. В настоящее время список чудотворной иконы (кстати, Казанская икона Божией Матери тоже список, но она, тем не менее, чудотворная) хранится в Свято-Аннинском храме, а каждую пятницу здесь служится акафист Божией Матери «Борецкая».

http://sobory.ru/article/?object=19590

Вильнюсская Г. Вильно в 1415–1419 и 1458–1538(?) гг. являлся местопребыванием митрополитов Киево-Литовских. (См. Киевская). До 1596 г. территория будущей епархии входила в область Киевских митрополитов; В 1596 г. отпала в унию. Основана (воссоединена из унии) 06.02.1839 (или 12.02.1839 – дата Собора в Полоцке, на котором в День Торжества Православия был провозглашен Акт о воссоединении литовского униатского духовенства и их паствы с Православной Церковью ). 1839–09.05.1845 кафедра находилась в Жировицком Свято-Успенском монастыре, затем в Вильно. Архиепископия в 1839–1852, 1868–1898 и 1904–1917 гг. Митрополия в 1852–1868, 1898–1904 и с 1917 г. Именовалась: Литовская; с 17.04.1840 – Литовская и Виленская; с 1917 г. – Вильнюсская и Литовская; в 1924–1939 гг. – Виленская и Лидская; Виленская и Литовская. В настоящее время снова Вильнюсская и Литовская. Викарные кафедры: Брестская, Ковненская. 25.03.1839 23.11.1868 10.12.1868 08.04.1879 23.05.1879 28.04.1885 28.04.1885 26.06.1885 11.05.1885 10.11.1890 10.11.1890 13.12.1890 13.12.1890 30.04.1894 30.04.1894 27.02.1898 07.03.1898 12.04.1904 23.04.1904 05.07.1910 13.08.1910 22.12.1913 Св. Агафангел Преображенский 22.12.1913 23.06.1917 28.06.1917 28.06(11.07).1921 28.06(11.07).1921 24.01(06.02)1923 11.1922 07(20)04.1923 19.04(02.05)1923 10.1939 20.10(02.11)1939 18(31)12.1940 11(24)02.1941 16(29)04.1944 16(29)04.1944 06.1944 31.03(13.04)1945 05(18)11.1948 05(18)11.1948 14(27)12.1951 14(27)12.1951 09(22)11.1955 09(22)11.1955 09(22)11.1956 09(22)11.1956 06(19)04.1959 04.1959 05.1959 08(21)05.1959 05(18)07.1963 12(25)08.1963 15(28)05.1971 17(30)05.1971 12(25)06.1971 12(25)06.1971 05(18)08.1972 05(18)08.1972 21.08(03.09)1972 в/у Анатолий Кузнецов 21.08(03.09)1972 21.08(03.09)1974 Анатолий Кузнецов 21.08(03.09)1974 28.03(10.04)1978 Герман Тимофеев 28.03(10.04)1978 28.03(10.04)1989 28.03(10.04)1989 09(22)04.1989 09(22)04.1989 12(25)01.1990 Антоний II Черемисов 12(25)01.1990 647 Сведения о древних литовских владыках – см. Киево-Литовская.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бар. Женский монастырь Барской иконы Божией Матери. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:2012. Ссылки:   Адрес: Винницкая область, Барский район, г. Бар, Женский монастырь в честь Барской иконы Божией Матери. Координаты: 49.087215, 27.655335 Проезд:из Винницы до города Бара автобусом и далее рейсовым автобусом от центрального рынка в сторону села Гармаки, до монастыря. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Недалеко от города Бар, в лесу, первоначально был основан древний Православный Барский мужской монастырь. Но после 1596 года, православный монастырь был разорен, у него были отняты имения и отданы иезуитам, а в последствии базилианцам. Только в 1837 году здания Барского монастыря были переданы православному духовному ведомству. При Свято-Покровском православном мужском монастыре в городе Баре с 1845 по 1860 годы действовало духовное училище, где в течение 15-ти лет получали православное образование и воспитание дети Подольского духовенства, будущие православные пастыри. В 1860 году Барское училище было переведено в Каменец-Подольск. Древнее предание гласит, что с XVII века в Барском православном мужском монастыре на Подолье находилась чудотворная икона Божией Матери Барская. Переименование Барского монастыря из мужского в женский состоялось по определению Святейшего Синода Высочайше утвержденному 20 июля 1881 года. Монашествующие Барского монастыря были перемещены по другим мужским монастырям. В 1887 году Святейший Синод Русской Православной Церкви установил общецерковное почитание Барской иконы Божией Матери 1(14) октября – в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы. 14 октября 1921 года игуменией Софией (Рачинской) был составлен Акафист Пресвятой Богородице в честь Барского чудотворного образа. В начале 60-х годов ХХ столетия Барский Свято-Покровский женский монастырь был закрыт безбожною властью, а сестер перевели в Браиловский женский монастырь. Чудотворный Образ монахиням удалось спасти – насельницы успели передать икону благочестивым местным жителям. А в 1962 году закрыли и Браиловский женский монастырь, тогда игумения Клавдия с монахинями Серафимой, Херувимой, Амвросией и инокиней Гавриилой, купили полдома в Баре и икону забрали к себе – спрятали Ее в подполье. Они свято чтили этот Образ и просили Царицу Небесную об открытии Обители, ведь издревле эта икона находилась в монастырских стенах и Ее называли Барской-монастырской. В подполье древний Образ пребывал до 90-х годов ХХ столетия. Тогда же вышло постановление правительства о передаче культовых сооружений верующим, но Барский монастырь был передан католической церкви. Последней хранительницей чудотворного Образа Божией Матери была матушка Гавриила. По-старости и из-за болезни ей пришлось передать икону в 1994 году в Одесскую Епархию, где она находилась до 1999 года.

http://sobory.ru/article/?object=28853

Белград. Кафедральный собор Михаила Архангела. Соборная Церковь Карта и ближайшие объекты Соборная церковь является старейшим храмом в Белграде. Её появление связано с правлением короля Стефана Драгутина (1253-1316), когда в 1284 году Белград переходит под власть сербов и король Стефан Драгутин закладывает кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы в крепости. В начале XV века церковь расширяется и обновляется благодаря стараниями правителя, деспота Стефана Лазаревича. Во время турецкого завоевания Белграда в 1521 году, православный храм превращён в мечеть. Церковь на протяжении многих лет неоднократно подвергалась разорениям, но всегда восстанавливалась. Так, в 1728 году, во время правления сербского митрополита Моисея Петровича, на месте старой была построена новая Соборная церковь. В начале XIX века, во время сербских восстаний против турок и восстановления Сербского государства, старая церковь настолько обветшала, что не подлежала реконструкции и князь Милош Обренович (1780-1860) приказал в 1836 году снести её и на этом месте " построить новый, просторный и во всем примерный храм " . Соборный храм был построен по указу сербского князя, а проект был создан архитектором Адамом Фридрихом Кверфельдом, уроженцем сербского города Панчево. Закладка здания состоялась 28 апреля 1837 года, а в 1840 году соборный храм освятили. В 1882 году здесь состоялось помазание на царство короля Милона Обреновича (1854-1901), внучатого племянника первого сербского князя Милоша Обреновича, а в 1904 году здесь был коронован Пётр I Карагеоргиевич (1844-1921) - первый сербский король из династии Карагеоргиевичей. Храм стал усыпальницей нескольких сербских князей - самого храмоздателя Милоша Обреновича, его преемника Михаила Обреновича, святого князя Стефана Штильяновича, а также короля Стефана Ураша и нескольких глав Сербской православной церкви и представителей сербской культуры. Здание было построено в стиле позднего классицизма с элементами барокко (колокольня). Портал здания украшен мозайками с изображениями Пресвятой Богородицы, Святой Троицы, Архангелов Гавриила и Михаила. Интерьер собора богато украшен. Особого внимания заслуживает позолоченный резной иконостас, который вырезал из дерева мастер Димитрий Петрович в 1841 году. Иконы для иконостаса, престол, хоры, а также роспись стен и сводов в стиле классицизма были созданы в 1841-1845 гг. мастером Димитрием Аврамовичем, одним из самых известных сербских художников XIX столетия.

http://sobory.ru/article/?object=18742

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ (Лисовский Григорий Яковлевич (в нек-рых изданиях ошибочно: Иванович); 25.01.1845, с. Сорочинцы Прилукского у. Полтавской губ.- 17.03.1927, Полтава), митр. Полтавский. Из семьи псаломщика. По окончании в 1867 г. Полтавской ДС рукоположен во диакона и назначен законоучителем в военную гимназию в Полтаве. В 1873 г. избран смотрителем Полтавского ДУ, рукоположен во иерея, назначен настоятелем Иоанно-Предтеченской ц. при ДУ. В 1890 г. возведен в сан протоиерея. Одновременно занимал должности председателя Епархиального совета Полтавского жен. уч-ща, законоучителя муж. гимназии, председателя правления эмеритальной кассы духовенства. Председатель совета епархиального Свято-Макариевского братства (с 1873), председатель Полтавского церковно-археологического об-ва (с 1912). Награжден орденами св. Анны 3-й степени и св. Владимира 4-й степени, а также золотым наперсным крестом из Кабинета Его Императорского Величества. После закрытия Полтавского ДУ в 1918 г. приходский священник. Принимал активное участие в церковной жизни Полтавы. В нач. окт. 1921 г. Г. был хиротонисан в Киеве Киевским митр. Михаилом (Ермаковым) и Белоцерковским еп. Димитрием (Вербицким) во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. Из-за немощности Полтавского архиеп. Парфения (Левицкого) Г. фактически сразу приступил к управлению епархией, а после смерти архиеп. Парфения в янв. 1922 г. исполнял обязанности правящего архиерея. Утвержден во главе Полтавской епархии и возведен в сан архиепископа на совещании укр. архиереев 23 авг.- 5 сент. 1922 г. в Киеве. Г. активно боролся с обновленцами и самосвятами (последователями В. Липковского ), главным лозунгом к-рых была автокефалия Украинской Церкви. Оставаясь на канонической т. зр., Г. считал, что Украинская Церковь могла бы стать автокефальной только согласно соборному решению Матери-Церкви Всероссийской. Он призывал верующих молиться о прекращении церковных раздоров. Летом 1923 и зимой 1924 г. в Полтаве неоднократно совершались всенощные бдения, продолжавшиеся с 20.00 до 7 ч. утра. Во время этих служб к обычно положенным на всенощной чтению и пению присовокуплялись особые молитвы о ниспослании мира церковного, произносились содержательные проповеди и поучения. Благодаря стойкости Г. и возглавляемого им духовенства много храмов в Полтавской епархии удалось отстоять от обновленцев и самосвятов. В кон. 1924 г. зародился новый, «лубенский» раскол, возглавленный бывш. Лубенским вик. Полтавской епархии Феофилом Булдовским . Пастырское послание Г., обличающее неканонические действия Булдовского, впосл. стало основанием для его осуждения соборным постановлением 13 укр. епископов, затем утвержденного Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским) . В марте 1926 г. вместе с др. укр. архиереями Г. осудил организаторов григорианского раскола , подписав обращение к митр. Сергию.

http://pravenc.ru/text/166668.html

Сергиев Посад. Черниговский скит. Пещерное отделение Гефсиманского скита Скит. Действует.   Год основания:Между 1843 и 1844. Ссылки:   Адрес: Россия, Московская область, Сергиев Посад, ул. Гефсиманские пруды, 1 Координаты: 56.306747, 38.18058 Проезд:с Ярославского вокзала до г.Сергиев Посад, далее автобус или маршрутное такси 7, 30, 36, 37, 38 от автовокзала или от остановки " Улица Карла Маркса " , которая находится недалеко от Лавры Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты " Пещеры " Гефсиманского скита - его отделение, основано по инициативе митрополита Филарета около 1848, официально учреждено с 1851 г. Организовано на противоположном берегу пруда при строившихся с 1845 г. келях и копавшихсмя с 1847 г. юродивым Филиппушкой пещерах. Вначале небольшая скромная обитель, испытав во второй половине XIX в. экономический подъем, была серьезно реконструирована: расширена ее территория, полностью обновлена застройка, получившая иной, более крупный масштаб. С переносом Святых ворот и колокольни с южной границы участка на восточную изменились внешние пространственные связи комплекса, ориентированного теперь вместо Гефсиманского скита на дорогу в Александров. Прославился чудотворной иконой и проживавшими в скиту старцами, особенно прп. Варнавой. Архитектура монастыря " русского " стиля отражает в своих постройках постепенную трансформацию этого художественного направления. Планировка и объемная структура его традиционны, выразительный силуэт определяют храм, поднимающийся над стенами ограды, и грандиозная, видная издалека колокольня. Скит закрыт в 1921 г. и передан детской колонии им.Каляева, впоследствии занят домом-интернатом. С 1990 отделение возвращается верующим. Ныне здесь Черниговский мужской скит Троице-Сергиевой лавры. Источник: каталог " Памятники архитектуры Московской области " , т.2. М., Стройиздат, 1999 г. Кирилл Аминов, 8 апреля 2015 г. Комментарии и обсуждение 23 года перед моим взором стройная вертикаль колокольни и величие русского архитектурного стиля, воплощённое в соборе. Благодать там действительно была. Была, несмотря на страшные раны и разрушения. Простые люди начали поднимать из пепла обитель. А потом начали уродливо перестраивать на свой вкус крыльцо храма, повесили часы с БЕЛЫМ циферблатом на колокольню. Построили собачник с вольером для собак на кладбище СКИТА, в семи метрах от могилы Розанова, построили дорожку для пешеходов прямо по могилам кладбища, вплотную к могиле Леонтьева. Убрали поставленные простыми людьми памятные доски с именами дочери и жены Розанова, увешали храм видеокамерами, сняли и выбросили старинные двери храма, ручки которых помнили прикосновения Царской Семьи и старца Варнавы. В общем – евроремонт. Понятно, куда из таких мест уходит благодать. Икону, висевшую в правом приделе с изображением старца Варнавы и надписью о том, что храмы будут восстанавливаться перед концом света, сослали в Наро-Фоминск с глаз долой.

http://sobory.ru/article/?object=23390

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ Кипиани [груз. ] (14(26).04.1811/14, с. Мерети Горийского у. Тифлисской губ.- 24-25.10(5-6.11).1887, Ставрополь), мч. (пам. груз. 14 апр.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), культурный и общественный деятель Грузии. Род. в семье дворянина Ивана (Кочо) Кипиани, рано скончавшегося. Мать Д., Варвара Пурцеладзе, дала сыну начальное образование; в 8-летнем возрасте брат Д. Кайхосро, служивший на таможне в Сурами, перевез мальчика в Тифлис и устроил в уч-ще для благородных детей (с 1830 1-я тифлисская гимназия). Д. жил в семье дальней родственницы отца, Мариам Кипиани, и ее супруга, прапорщика Никифора Фёдорова, к-рые усыновили его. По окончании уч-ща (1830) был принят на должность учителя в 1-ю тифлисскую гимназию, где преподавал груз. и рус. языки, географию и арифметику. Димитрий Кипиани. Фотография. 70-е гг. XIX в. Димитрий Кипиани. Фотография. 70-е гг. XIX в. В 1832 г. наряду с мн. груз. офицерами, писателями, учеными, учителями был членом тайного общ-ва, к-рое под рук. А. Орбелиани, Э. Эристави, С. Додашвили и др. и при поддержке нек-рых сосланных на Кавказ декабристов готовило восстание с целью восстановления независимости Грузии. Д. был арестован и выслан в Вологду, где служил в канцелярии губернатора. Отличаясь особой прилежностью, усердием и честностью, Д. вскоре стал секретарем, затем - начальником канцелярии. В 1837 г. по ходатайству вологодского губернатора ген.-лейтенанта Д. Н. Болговского Д. был разрешен въезд в Грузию. Он поступил на место секретаря правителя Имерети Я. М. Эспехо, затем был принят в канцелярию главноуправляющего Грузией (с 1844 наместника на Кавказе), где работал секретарем, до 1864 г. занимал руководящие должности столоначальника, начальника хозяйственного отдела, директора канцелярии, члена совета главного управления и др. В янв. 1845 г. Д. женился на Нине Чилашвили, от к-рой у него было 6 детей (трое умерли в детстве). Старший Николай (Нико) (1846-1905) стал известным ученым, публицистом, издателем, жил в Бельгии; Константин (Коте) (1849-1921) - лексикограф, актер, теоретик театра, считается основателем груз. реалистической актерской школы, автор «Русско-груз. словаря по астрономии, зоологии, минералогии и разных терминов и технических слов» (1896). Дочь Д.- Елена Кипиани-Лордкипанидзе (1855-1890) - писатель, журналист, театральный критик, актриса. Ей принадлежат переводы Мольера, Г. де Мопассана, А. Доде, в 1883 г. она учредила альманах «Грузинская библиотека», собирала груз. фольклор и церковные песнопения.

http://pravenc.ru/text/178101.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010