Преподобный Варсонофий (1845–1913) Известно про встречу будущего старца Варсонофия со святым праведным Иоанном Кронштадтским в Москве. «Когда я вошел в церковь , обедня уже кончилась. Я прошел в алтарь. В это время отец Иоанн переносил святые Дары с престола на жертвенник. Поставив чашу, он вдруг подходит ко мне, целует мою руку и, не сказав ничего, отходит опять к престолу. Все присутствующие переглянулись и говорили после, что это означает какое-нибудь событие в моей жизни, и решили, что я буду священником. Я над ними потешался, так как у меня и в мысли не было принимать сан священника», – рассказывал сам старец. Когда полковник Павел Иванович Плеханков (так звали старца в миру) тяжело заболел и почувствовал приближение смерти, он велел своему денщику читать Евангелие, а сам забылся... И здесь ему было чудесное видение. Он увидел открытыми небеса и содрогнулся весь от великого страха и света. Вся жизнь пронеслась мгновенно перед ним. Он глубоко проникся сознанием покаяния за всю свою жизнь и услышал голос свыше, повелевающий ему идти в Оптину пустынь. К удивлению всех, больной полковник стал быстро поправляться, выздоровел и уехал в Оптину пустынь. Старцем в Оптиной был в это время отец Амвросий. Он велел ему покончить все дела в три месяца, предупредив, что если он не приедет к сроку, то погибнет. И вот тут начались различные препятствия. Приехал он в Петербург за отставкой, а ему предложили более блестящее положение и задерживают отставку. Товарищи смеются над ним, уплата денег задерживается, он не может расплатиться со всем, с чем нужно, ищет денег взаймы и не находит. Но его выручает старец Варнава из Гефсиманского скита, указывает ему, где достать денег, и тоже торопит исполнить Божие повеление. Люди противятся его уходу, находят ему даже невесту... Только мачеха его радовалась и благословила его на иноческий подвиг. При Божией помощи он преодолел все препятствия и явился в Оптину пустынь в последний день своего трехмесячного срока. Старец Амвросий лежал в гробу в церкви, и батюшка приник к его гробу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Воскресенское (Суйда). Церковь Воскресения Христова (старая). Воскресенская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Воскресения Христова Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1913 и 1916. Год утраты:1941 (сгорела от попадания снаряда) Архитектор:Д.П. Рябов Ссылки:   Адрес: Ленинградская область, Гатчинский район, Воскресенское (Суйда), близ. ж.д. ст. Суйда Координаты: 59.475991, 30.108701 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В 1715 году известный петровский сподвижник, первый владелец суйдинской мызы граф П.М. Апраксин построил в полуверсте от своих покоев небольшую деревянную церковь во имя Воскресения Христова. История этой церкви неразрывно связана с именами предков, родных и близких А.С. Пушкина. В 1759 году эти земли купил прадед поэта А.П. Ганнибал. Именно в этой церкви крестили Арину Родионовну - будущую няню Пушкина. Здесь венчались будущие родители поэта. Новая история церкви началась в 1845 году, когда управляющий суйдинской мызой, принадлежавшей помещице Н.В. Евдокимовой стал просить разрешения епархии на построение в Суйде новой каменной церкви. Разрешение было получено, но каменный храм построить не удалось. Новая церковь, построенная на каменном фундаменте, имела форму продолговатого четырехугольника. Длина ее была 9, а ширина 4 сажени. Старая церковь была разобрана в 1848 году. С этого момента древнее село Суйда начало именоваться Воскресенским. Суйдинский приход был одним из крупнейших в С.-Петербургской епархии. В его состав входило 15 деревень. В суйдинском приходе ежегодно производились большие престольные праздники; Рождества Июнна Предтечи, Покров, Архангела Михаила. В приходе церкви стояли 3 часовни: в Суйде, в Куровицах и в Покровской. В 1912 году в церкви Воскресения Христова был проведен технический осмотр. Было обнаружено, что церковь сильно обветшала и покосилась, а под колоколню были подведены деревянные подпорки. Кроме того, ей грозила опасность в пожарном отношении. В Суйде было необходимо начать строительство храма. Разрешение на постройку храма было получено летом 1913 года. Проект будущей церкви Воскресения Христова был выполнен архитекторами Д.П. Рябовым и Э. Фишером. В августе 1913 года место строительных работ посетил епископ Гдовский Вениамин, который и совершил крестный ход вокруг строящегося храма. Строительство церкви, начатое в 1914 году, затянулось в связи с началом 1-й Мировой войны и было закончено лишь в 1915 году.

http://sobory.ru/article/?object=40554

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Духовное наследие «Духовное наследие» — житие, воспоминания о старце и собрание творений преп. Варсонофия Оптинского: келейные записки, беседы с духовными чадами, стихотворения, духовное завещание. Приведем текст Завещания преп. Варсонофия: «Отлагая, наконец, все попечения мира сего, так угнетавшие и томившие дух мой, кратко скажу мое последнее слово и мой последний завет дорогим моим духовным чадам. Во-первых, смиренно прошу: простите мне все мои вольные и невольные согрешения, которыми согрешил я против вас, и вас взаимно всех прощаю за все скорби и огорчения, которые подъял я через некоторых по наущению исконного врага спасения нашего. Веру мне Имате, святые отцы и братия, что все мои действия и делания сводились к одному — охранить святые заветы и установления древних отцов-подвижников и великих наших старцев во всей божественной и чудной их красоте от разных тлетворных веяний века сего, начало которых — гордыня сатанинская, а конец — огонь неугасимый и мука бесконечная! Может быть, плохо исполнил я это — каюсь в том и повергаю себя перед Благостию Божией, умоляя о помиловании. А вас всех, возлюбивших меня о Господе, прошу и молю: соблюдайте мои смиренные глаголы. Не угашайте духа, но паче возгревайте его терпеливо молитвой и чтением святоотеческих и священных писаний, очищая сердце от страстей. Лучше соглашайтесь подъять тысячу смертей, чем уклониться от Божественных заповедей Евангельских и дивных установлений иноческих. Мужайтесь в подвиге, не отступайте от него, хотя бы ад восстал на вас и весь мир кипел на вас злобой и прещением, и веруйте: «Близ Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине». Аминь.» Житие преподобного оптинского старца Варсонофия   ( 1845 — 1913)     Преподобный отец наш Варсонофий, в миру Павел Иванович Плиханков, родился 5 июля 1845 года. Его путь в монастырь был долог и нелегок, в миру прошло 46 лет — большая часть его жизни. Кадетский корпус, военная служба, блестящая карьера. Возможность к стяжанию всех мирских благ. И... отказ от всего. Сослуживцы и знакомые никак не могли понять: что же за " изъян " в стройном, красивом полковнике, весь облик которого так и дышал каким-то удивительным внутренним благородством? Жениться не женится, балов и званых обедов, равно как и прочих светских развлечений, избегает. В театр, бывало, ходил, да и тот бросил.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Имп. Мария Феодоровна. Фотография. 1883 г. Романова (14.11.1847, Копенгаген, Дания - 13.10.1928, замок Видёре близ Клампенборга, Дания), имп., супруга имп. Александра III Александровича , мать имп. страстотерпца Николая II Александровича , благотворительница. Возглавляла 3 крупных филантропических учреждения: Ведомство учреждений имп. Марии (ВУИМ) (1880-1917), Российское об-во Красного Креста (1877-1917), Об-во спасения на водах (1873-1917). Мария София Фредерика Дагмар род. в семье принца Глюксбургского (впосл. король Дании Кристиан IX из династии Глюксбургов) и его супруги Луизы Гессен-Кассельской. В семье было еще 5 детей, в т. ч. Фредерик (1843-1912, кор. Дании Фредерик VIII в 1906-1912), Георг (1845-1913, кор. Греции Георг I в 1863-1913), Александра (1844-1925, с 1863 замужем за кор. Великобритании Эдуардом VII), Тира (1853-1933), Вальдемар (1858-1939). 20 сент. 1864 г. принцесса Дагмар была помолвлена с наследником русского престола цесаревичем Николаем Александровичем. Однако уже в окт. наследник заболел и 12 апр. 1865 г. скончался в Ницце. Когда цесаревич был уже при смерти, в Ниццу прибыли его брат Александр Александрович и принцесса Дагмар, вызванные для последнего прощания. По дороге домой цесаревич Александр с родителями и принцесса Дагмар остановились в Югенхайме (Германия). Там общее горе сблизило Дагмар и Александра. В мае 1865 г. цесаревич Александр записал в дневнике: «Грустно было покидать милый Югенхайм, где так приятно живется, и в особенности было хорошо, когда была там с нами милая душка Дагмар; когда-то мы ее увидим, неужели она не приедет сюда? Можно сказать, что вся Россия ее полюбила и считает ее Русскою» (цит. по: Боханов. 2013. С. 64). 17 июня 1866 г. в Копенгагене состоялась помолвка; 14 сент. того же года принцесса Дагмар прибыла в Россию, 12 окт. приняла Православие через миропомазание, получив новые имя и титул - вел. княгиня Мария Феодоровна. 28 окт. 1866 г. состоялось бракосочетание М. Ф. с вел. кн. Александром Александровичем (с марта 1881 имп. Александр III). М. Ф. была тепло принята русским обществом. «Августейшая молодая чета отличалась чарующей простотой и обходительностью»,- писал современник, полковник А. А. Берс (цит. по: Там же. С. 7). Супружеская жизнь М. Ф. и Александра III в целом была счастливой. Супруги с нежностью относились друг к другу, о чем свидетельствуют и страницы их писем. За 16 лет в семье родилось 6 детей: Николай (1868-1918), Александр (1869-1870), Георгий (1871-1899), Ксения (1875-1960), Михаил (1878-1918), Ольга (1882-1960).

http://pravenc.ru/text/2562160.html

О. в. было учреждено 1 окт. 1840 г. (после упразднения в 1828 униат. Луцкой епархии), местом пребывания Острожских епископов были Почаевская в честь Успения Пресвятой Богородицы лавра (до 1843), Житомир (1843-1860, 1916-1919), Дерманский Свято-Троицкий муж. мон-рь в Дубенском у. (см. Святой Троицы женский монастырь в с. Дермань) (1860-1873, 1915-1916), г. Кременец (ныне Тернопольской обл., Украина) (1873-1902). Острог стал центром вик-ства по причине того, что здесь находились правосл. Преображенский муж. мон-рь, при к-ром в 1796-1821 гг. располагалась Волынская семинария (после уничтожения обители пожаром семинария переведена в мест. Аннополь Острожского у.), и Волынская консистория (переведена в Житомир в 1843). После перехода в 1822 г. из унии в Православие Дерманского мон-ря в нем в 1833 г. было организовано уездное ДУ вместо ранее существовавшей униат. псаломщицкой школы. Уч-щем руководил настоятель мон-ря архим. Иерофей (Лобачевский), в 1845 г. хиротонисанный во епископа Острожского. В 1877 г. уч-ще переведено в мест. Клевань Ровенского у. Позднее в Дермани действовала псаломщицкая школа под руководством Острожских епископов, в 1920 г. переведенная в кременецкий в честь Богоявления монастырь . Острожский еп. Антоний (Флоренсов) наблюдал за состоянием Волынской ДС (в 1836-1902 находилась в Кременце), управлял Дерманским мон-рем, опекал Волынское епархиальное жен. уч-ще, острожское Кирилло-Мефодиевское братство. Острожский еп. Гавриил (Воеводин) являлся настоятелем житомирского Богоявленского мон-ря, ректором Житомирской пастырской семинарии. Под его управлением в церковном отношении состояли Дубенский и Острожский уезды. 5 сент. 1913 г. он освятил рядом с Дерманским мон-рем новое здание Волынской Феодоровской епархиальной церковно-учительской семинарии - единственного в епархии учебного заведения для подготовки учителей церковноприходских школ (семинария открылась в Дермани в 1906). Острожский еп. Аверкий (Кедров) в 1915-1919 гг. являлся настоятелем Дерманского Свято-Троицкого мон-ря, однако из-за военных действий жил в житомирском Богоявленском мон-ре. Под управлением викария с 1916 г. состоял основанный в 1910 г. Пляшевский Георгиевский скит, являвшийся первоначально отд-нием Почаевской лавры и получивший в 1916 г. статус самостоятельного мон-ря в непосредственном подчинении Волынско-Житомирской епархии. По благословению Острожских архиереев в ведении Пляшевской обители были основаны Иовский скит в с. Рудня-Почаевская Дубенского у. (1913), скит св. Гавриила Заблудовского (Белостокского) в с. Крыжи Кременецкого у. (1916) и Почаево-Богородичный скит в мест. Здолбуново Острожского у. (1914). Делалась попытка открыть в 1916 г. скит в с. Липки (ныне Гощанского р-на Ровненской обл.), скит был создан позднее - в 20-х гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/2581685.html

Преображенка. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Преображения Господня в селе Преображенка была заложена в 1843 году, а в 1845 году было завершено ее строительство. Из архивных данных известно, что в 1939 году Тобольский окружной совет постановил использовать здание под детский санаторий ОРК здравотдела. В 1997 году образована община, приписанная к Абалакскому мужскому монастырю. Храм находится в аварийном состоянии. Был оборудован для богослужений один придел. В 2004 году начались противоаварийные работы храма. Тобольско-Тюменская епархия Село Преображенское (Преображенка): церковь каменная, построена в 1803 г.; в ней три престола: во имя Преображения Господня, во имя Покрова Пресвятой Богородицы, во имя Евфимия Суздальского. Приписной церкви нет. В приходе село Абалакское и 31 деревня. Часовни четыре в деревнях: Бакшеевой (12 верст), Ярковой (8 верст), Бобровке (8 верст), Полуяновой (23 версты). Дворов 1058, прихожан муж. пола 3435, жен. пола 3461. Земли усадебной 3 дес., пахотной 70 дес., сенокосной 18 десятин 2,120 кв. саж.; при селе Загваздинском церковной земли 30 дес. 130 кв. саж., всего 118 дес. 2,250 кв. саж. Церковный капитал 414 руб. 49 коп. Жалованье священнику 300 руб., диакону 150 руб., псаломщику 100 руб. Домов для причта четыре, деревянные, общественные. Штат: священник, диакон, два псаломщика и просфорня. Церковно-приходская школа помещается в собственном доме, построена в 1884 г. Министерская школа в селе Абалакском, построена в 1874 г. Вторая министерская школа передвижная. Расстояние от Консистории 23 версты, от благочинного 80 верст. Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г./Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского/Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г. Преображенская церковь в селе Преображенском – один из характерных образцов позднего этапа архитектуры «сибирского барокко» конца XVIII – начала XIX в., отмеченный устойчивыми композиционными и архитектурно-пластическими приемами местной тобольской школы каменного культового зодчества. Несмотря на давний интерес к этому памятнику (как ценное произведение церковной архитектуры, он упоминался еще в дореволюционных публикациях сибирских историков), среди исследователей существуют расхождения в датировке храма (называются 1761 г., 1773 г., 1784 г.), практически не освещена строительная периодизация. Проведенные нами изыскания, выявленный круг документов позволяют восполнить эти данные, важные для понимания особенностей объекта. Любопытна также предыстория существующего здания.

http://sobory.ru/article/?object=00963

Закрыть День памяти преподобного Варсонофия Оптинского Сегодня мы также вспоминаем художника М.А.Врубеля, черносотенца А.И.Дубровина, мецената М.К.Тенишеву, историка Н.П.Лихачева, зоолога Г.П.Дементьева, академиков И.Н.Блохину и В.С.Авдуевского 14.04.2024 Время на чтение 13 минут Фото: Из интернет-источников Сегодня Святая Церковь чтит память прп. Марии Египетской (522). Прп. Евфимия, архим. Суздальского, чудотворца (1404). Прп. Варсонофия Оптинского (1913). Мчч. Геронтия и Василида (III). Прп. Макария, игумена Пеликитской обители (ок. 830). Мч. Авраамия Болгарского, Владимирского чудотворца (1229). Прп. Геронтия, канонарха Печерского (XIV). Прав. Ахаза. Сщмч. Сергия пресвитера (1938). Преподобный Варсонофий (в миру Павел Иванович Плиханков) родился 5 июля 1845 года. Его путь в монастырь был долог и нелёгок. В миру прошла большая часть его жизни – 46 лет: кадетский корпус, военная служба. Однако, блестящей военной карьере Павел Иванович предпочел монастырь. В 1890 году во время духовных переживаний он посетил в Оптиной старца Амвросия. «Через два года приезжайте, я вас приму», – сказал тогда молодому полковнику преподобный старец. По прошествии двух лет полковник Плиханков подал прошение об отставке. В Оптину он прибыл в последний день отпущенного ему преподобным срока, но старца в живых уже не застал. 10 февраля 1892 года Павел Иванович был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и одет в подрясник. Каждый вечер в течение трех лет ходил он для бесед к старцам: сначала к преподобному Анатолию, а затем к преподобному Иосифу. Через год, 26 марта 1893 года, Великим постом послушник Павел был пострижен в рясофор, в декабре 1900 года по болезни пострижен в мантию с именем Варсонофий, 29 декабря 1902 года рукоположен в иеродиакона, а 1 января 1903 года был рукоположен в сан иеромонаха. В 1903 году преподобный Варсонофий был назначен помощником старца и одновременно духовником Шамординской женской пустыни и оставался им до начала войны с Японией. Вскоре начинается Русско-японская война, и преподобный Варсонофий за послушание отправляется на фронт: исповедует, соборует и причащает раненых и умирающих, сам неоднократно подвергается смертельной опасности. После окончания войны преподобный Варсонофий возвращается к духовничеству. В 1907 году он возводится в сан игумена и назначается скитоначальником.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/14/de...

Ивановка. Церковь Сергия Радонежского на Куликовом поле. Карта и ближайшие объекты Ивановка. Церковь Сергия Радонежского на Куликовом поле построена в 1915 г. Архитектор А. Щусев. Мемориал Куликовской битвы, ныне - музей. Ещё в 1821-1824 годах генерал-губернатор А. Д. Балашов, в развитие инициативы С. Д. Нечаева, хотел создать на Куликовом поле (на площади в 100 десятин) мемориальный комплекс, в составе которого был бы и храм во имя Сергия Радонежского. Позже А. П. Брюллов в своем первоначальном проекте, одобренном Николаем I в 1836 году, имел в виду сооружение такого храма. Однако при повторном рассмотрении проекта (1845) и принятии решения о его реализации император повелел упростить проект, оставив только мемориальную колонну – памятник Дмитрию Донскому. Вопрос о возведении храма преп. Сергия на Куликовом поле возбудили в начале нынешнего века тульское духовенство и дворянство. В 1902 году епифанский помещик граф В.А. Олсуфьев пожертвовал около 40 десятин земли под строительство. Спустя два года епископ Питирим, окормлявший Тульскую епархию, просил одобрения Синода и царя Николая II на сооружение храма и получил его, да ещё от императора личный взнос на храм Сергия в 5 тысяч рублей золотом. Проект храма взялся выполнить архитектор Алексей Викторович Щусев. Строительный комитет возглавил Юрий Александрович Олсуфьев – граф, бескорыстный и мужественный охранитель от разграбления в годы Советской власти культурно-исторических ценностей Троице-Сергиевской лавры был растрелян в 1938г. на Бутовском полигоне, жена его, С.В. Олсуфьева (Глебова) Умерла в 1943г. в заключении, в Свияжском монастыре. Кстати, многие произведения искусства принадлежащие лично Ю. А. Олсуфьеву украшают экспозиции тульских музеев, находятся в музее А.С. Пушкина, Третьяковской галерее. А. В. Щусев долго и настойчиво работает над проектом храма. Первоначальный вариант (1906) он частично перерабатывает, придя к окончательному решению всех деталей лишь к 1911г. Заложен храм 16 (26 июня) 1913 г. Замечательный зодчий,– пишет В. Н. Ашурков,– отразил героическую победу русского народа над полчищами Мамая в ярком национально-архитектурном образе созданного им храма. Смелое соединение элементов церковной архитектуры с формами крепостного зодчества делает образ мемориального здания очень своеобразным и одновременно близким национальной традиции, так как план его восходит к некоторым древним русским храмам. Трёхчастная композиция здания образно как бы перекликалась с композицией картины В. М. Васнецова «Богатыри» (1898 г.). Здание состоит из трёх объёмов – двух боковых башен и собственно церкви с возвышающимися над ними куполами. Каждой из башен в окончательном варианте проекта давалась индивидуальная трактовка. В письме хранителю Русского музея П. И. Нерадовскому Щусев писал: «Что касается Куликовской церкви, то она выходит по архитектуре очень хорошо. Я изменил верх второй башни, вместо купола– шлем... Оставить обе башни одинаковыми это лож-но-классично, робко...»

http://sobory.ru/article/?object=00876

Керчь. Собор Троицы Живоначальной. Свято-Троицкий собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Начало истории городского собора положил Св.-Троицкий молитвенный дом. В 1821 г. русские прихожане обратились в Синод с прошением о дозволении построить каменную церковь во имя Св. Троицы. 19 мая 1821 г. было дано разрешение основать Троицкий молитвенный дом, который вскоре был построен и освящен. При обозрении епархии архиепископ Херсонский и Таврический Гавриил летом 1829 г. благословил строительство нового керченского храма. Волеизъявлением императора Николая I для развития г. Керчи в Государственном казначействе был открыт ежегодный кредит в 50000 рублей. В 1830 г. Керченский строительный комитет решил для постройки церкви из этой суммы выделить в течение двух лет 10000 рублей, чтобы немедленно приступить к заготовке материала и закладке храма. В 1832 г. церковь (архитектор Л.И. Шарлемань) была заложена в новой части города и в том же году вчерне выстроена на сумму доброхотных подаяний. Для завершения строительства хлопотами градоначальника кн. Херхеулидзе император Николай I пожертвовал 10000 рублей и из казны было отпущено 5260 рублей 30 копеек. 1 октября 1835 г. архиепископ Гавриил освятил новый храм в честь Пресвятой Троицы. В 1840 г. был подготовлен проект колокольни, и она была построена на средства прихожан отдельно от церкви в 1842 г. (по другим сведениям в 1845 г.). Старостой Симеоном Ивановичем Штурбиным на церковную сумму был устроен правый придел, освященный 6 декабря 1849 г. во имя свт.Николая Чудотворца. В 1853 г керченская Св.-Троицкая церковь была переименована в собор. По утвержденному 20 октября 1857 г. императором Александром II штату в соборе были священник, диакон, дьячок, пономарь. По указу 4534 от 4 декабря 1861 г. Таврической духовной консистории штат керченского собора состоял из протоиерея, священника, диакона, дьячка и пономаря. Приход Св.-Троицкого собора в XIX в состоял из жителей Керчи и предместий города, а также деревень Феодосийского уезда. К керченскому собору в XIX в были приписаны Св.-Афанасиевская (старокладбищенская), Св.-Владимиро-Васильевская (в Дейре-Салыне, ныне Чистополье), Св.-Иоанно-Богословская (в Аджимушкае), Св.-Покровская Братская (в Керчи) церкви и Св.-Александро-Невская (тюремная) часовня (в доме Хейфеца). К 1913 г. к собору были приписаны Св.-Афанасиевская церковь и три часовни: во имя св.вмч. Ирины (больничная), Св.-Николаевская (в юго-западном углу соборной ограды) и Св.-Николаевская при Керченском металлургическом заводе (на Бочарке). С увеличением численности населения, устройством храмов в населенных пунктах и выделением их в самостоятельные приходы к исходу 1914 г. к собору осталась приписанной часть г. Керчи, где проживали 1169 человек мужского пола и 1648 человек женского пола.

http://sobory.ru/article/?object=37162

Красноярск. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен По этому же образцовому проекту построена церковь Троицы Живоначальной (1859) в Танкеевке, Спасский район Республики Татарстан Карта и ближайшие объекты Проект собора был разработан крупнейшим русским архитектором К.А.Тоном и одобрен императором Николаем I восьмого июля 1844 года. Закладка здания состоялась 15 июля 1845 года преосвященным Афанасием (Соколовым), епископом Томским и Енисейским. Сооружение собора осуществлялось на средства красноярских золотопромышленников строительной артелью, в состав которой входили приезжие и местные мастера. Надзор за строительством собора выполнялся членом Иркутской губернской строительной комиссии, штабс-капитаном Строительного отряда путей сообщения Е.П.Ле-Дантю. Из-за ошибок, допущенных при строительстве, во время случившегося 29 сентября 1849 года землетрясения произошло обрушение центральной части здания. В результате длительной работы различных комиссий, в разное время возглавлявшихся надворным советником Эрном, губернским архитектором Я.Алфеевым, полковником Корпуса инженеров Фоком 1-м, разрушенное здание собора (кроме колокольни) было разобрано. На средства красноярского купца И.Г.Щеголева строительство собора возобновилось, вероятно, весной 1854 года. К сентябрю 1856 года работы по сооружению основного объема здания были завершены. В 1857 году выполнялись работы по его наружной и внутренней отделке. В этом же году был разработан проект иконостаса собора, одобренный Синодом в январе 1858 года. Предположительно автором проекта иконостаса был архитектор Я.М.Набалов, направленный Тоном К.А. в Красноярск для надзора за строительством собора. Сооружение иконостаса завершилось к концу 1858 года. Освящение главного престола Богородице-Рождественского собора состоялось 7 сентября 1861 года. В этом же году были освящены остальные придельные храмы: южный - Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (10 сентября), северный – Святителя и Чудотворца Николая (21 сентября) и в юго-западной части нижнего этажа – Святых Мучеников Исидора и Татианы (22 сентября). В 1863 году на средства С.Г.Щеголева вокруг собора была возведена кирпичная с чугунными решетками и тремя чугунными воротами ограда протяженностью около 470 метров. В 1867 на восточной линии соборной ограды на средства наследников И.Г.Щеголева была выстроена каменная часовня. В 1901 году к ней был пристроен каменный склад епархиального свечного завода. В 1913-1914 года в нижней части собора был устроен придельный храм преподобного Евфимия Суздальского Чудотворца. Освящен 15 февраля 1914 года. В этом же году в собор было проведено электрическое освещение.

http://sobory.ru/article/?object=33431

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010