Преподобный Герман (1844–1923) В молодости отец Герман провел три с половиной года в Гефсиманском скиту в послушании у старца Тихона и семь лет – у старца Александра. Отец Герман был иконописцем. Ему выпало счастье расписывать пещерный храм и реставрировать Черниговский образ Божией Матери, так дивно прославившийся. Написанные старцем иконы внушали особенное молитвенное чувство. Старец сам рассказывал: «Был я однажды в Киеве. Захожу по пути в часовню и спрашиваю: „Какая у вас здесь святыня“ – „А вот чудотворный Черниговский образ Божией Матери“. Подхожу и вижу, что он писан моей грешной рукой, гляжу, а на нем уже много различных привесок – ручек, ножек, глаз и других эмблем исцелений, полученных болящими в разное время». Отец Герман в течение всей своей подвижнической жизни искал молитву Иисусову. Он не успел ей научиться у своего наставника, вследствие его скорой кончины, а еще более потому, что этот старец по смирению не брался обучать других. Господь, видя со стороны отца Германа искреннее и усердное искание, внушил ему обратиться за разъяснениями к святителю Феофану. Завязавшаяся между ними по этому поводу переписка издана отдельной брошюрой под заглавием: «Ответы епископа Феофана, затворника Вышенской пустыни, на вопросы инока о молитве». В последующее время отец Герман так утвердился в мыслях Вышенского затворника о молитве, что не иначе говорил о ней, как словами своего великого наставника, перед памятью которого весьма благоговел. Свою любовь к нему он засвидетельствовал потом сооружением неугасимой лампады на его гробнице. Тихо, мирно проходила иноческая жизнь отца Германа в Гефсиманском скиту. Он успел стать монахом, иеродиаконом, иеромонахом и даже братским духовником. Узнала о нем Московская Духовная академия. И вот келья его сделалась уютным уголком, где многие ученые иноки находили себе окормление и утешение. Такие видные деятели того времени, как ректор академии Антоний Храповицкий (впоследствии митрополит Киевский и Галицкий; был первым кандидатом на патриаршество на Всероссийском Поместном соборе 1917–1918 годов; с 1919 года – в эмиграции, возглавлял Русскую Православную Церковь за границей), инспектор Григорий Борисоглебский , и другие были духовными детьми отца Германа. Но Господь готовил старца к иному деланию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Имп. Мария Феодоровна. Фотография. 1883 г. Романова (14.11.1847, Копенгаген, Дания - 13.10.1928, замок Видёре близ Клампенборга, Дания), имп., супруга имп. Александра III Александровича , мать имп. страстотерпца Николая II Александровича , благотворительница. Возглавляла 3 крупных филантропических учреждения: Ведомство учреждений имп. Марии (ВУИМ) (1880-1917), Российское об-во Красного Креста (1877-1917), Об-во спасения на водах (1873-1917). Мария София Фредерика Дагмар род. в семье принца Глюксбургского (впосл. король Дании Кристиан IX из династии Глюксбургов) и его супруги Луизы Гессен-Кассельской. В семье было еще 5 детей, в т. ч. Фредерик (1843-1912, кор. Дании Фредерик VIII в 1906-1912), Георг (1845-1913, кор. Греции Георг I в 1863-1913), Александра (1844-1925, с 1863 замужем за кор. Великобритании Эдуардом VII), Тира (1853-1933), Вальдемар (1858-1939). 20 сент. 1864 г. принцесса Дагмар была помолвлена с наследником русского престола цесаревичем Николаем Александровичем. Однако уже в окт. наследник заболел и 12 апр. 1865 г. скончался в Ницце. Когда цесаревич был уже при смерти, в Ниццу прибыли его брат Александр Александрович и принцесса Дагмар, вызванные для последнего прощания. По дороге домой цесаревич Александр с родителями и принцесса Дагмар остановились в Югенхайме (Германия). Там общее горе сблизило Дагмар и Александра. В мае 1865 г. цесаревич Александр записал в дневнике: «Грустно было покидать милый Югенхайм, где так приятно живется, и в особенности было хорошо, когда была там с нами милая душка Дагмар; когда-то мы ее увидим, неужели она не приедет сюда? Можно сказать, что вся Россия ее полюбила и считает ее Русскою» (цит. по: Боханов. 2013. С. 64). 17 июня 1866 г. в Копенгагене состоялась помолвка; 14 сент. того же года принцесса Дагмар прибыла в Россию, 12 окт. приняла Православие через миропомазание, получив новые имя и титул - вел. княгиня Мария Феодоровна. 28 окт. 1866 г. состоялось бракосочетание М. Ф. с вел. кн. Александром Александровичем (с марта 1881 имп. Александр III). М. Ф. была тепло принята русским обществом. «Августейшая молодая чета отличалась чарующей простотой и обходительностью»,- писал современник, полковник А. А. Берс (цит. по: Там же. С. 7). Супружеская жизнь М. Ф. и Александра III в целом была счастливой. Супруги с нежностью относились друг к другу, о чем свидетельствуют и страницы их писем. За 16 лет в семье родилось 6 детей: Николай (1868-1918), Александр (1869-1870), Георгий (1871-1899), Ксения (1875-1960), Михаил (1878-1918), Ольга (1882-1960).

http://pravenc.ru/text/2562160.html

Исторические исследования Сергей Цоя. Латвийская православная церковь в 20–30 годы XX века (исторический очерк) До 1917 года православные приходы Курляндской, Лифляндской и Эстляндской губерний составляли единую Рижскую епархию входившую в состав Русской православной церкви (далее – РПЦ). Практически все архиереи были русскими по национальности Положение епархии в начале XX века было благополучным, чему способствовала политика царской России. Начиная с 80-х годов XIX века Православная церковь в крае активно поддерживалась государством. Большинство и ныне действующих православных храмов было построено именно в кон. XIX – нач. XX веков. В руках церкви было много собственности. Росло также материальное обеспечение церковного клира Ситуация резко изменилась с падением старых российских порядков. Уже на Поместном Соборе РПЦ 1917–1918 годов было принято решение отделить от Рижской епархии эстонские приходы и из них создать самостоятельную Ревельскую (Таллиннскую) епархию После перевода в конце 1917 года на Рязанскую кафедру архиепископа Иоанна (Смирнова , 1844–1919) около года Рижской епархией, на временной основе, управлял епископ Ревельский Платон (Кульбуш, 1869–1919). Однако в начале 1919 года его зверски убили большевики. В итоге епархия осталась без правящего архиерея. В 1920 году на территории бывших Курляндской, Лифляндской и ранее входившей в Витебскую губернию Латгалии (где православные приходы при царизме управлялись архиереями Витебскими и Полоцкими) закончились вестись боевые действия и фактически и юридически возникло новое государство – Латвийская республика. Произошедшие перемены сильно изменили условия, в которых Православной церкви теперь приходилось существовать. Еще с древности принципом деления на поместные, автокефальные и автономные церкви, а те на епархии, были границы государств и провинций внутри них Ссылаясь на это положение, в ходе собрания представителей всех православных, приходов Латвии в феврале и августе 1920 года было решено, что Православная церковь , во вновь возникшей стране, будет самостоятельной и независимой в отношениях с государственной властью, а также в административных и хозяйственных вопросах, в иерархическом же отношении будет сохранять каноническую связь с РПЦ

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Восприятие Библии как исторического источника всегда было характерно для церковной среды, причем Библейский период понимался как первая часть Священной истории, за которой следовала вторая — история Церкви. B XVIII u XIX веках в науке также преобладал подход к Б иблии как к историческому документу. Трудами Карла Гейнриха Графа (Karl Heinrich Graf, 1815–1869), Юлиуса Велльгаузена (Julius Wellhausen, 1844–1918) и их коллег было выявлено несколько базовых источников и несколько редакционных обработок, вызванных историческими событиями. До поры Библия была единственным источником по истории Месопотамии и Ближнего Востока, но археологическое открытие в середине XIX века Вавилона и Шумера, а затем расшифровка в 1872 году эпоса о Гильгамеше вызвали глубокий кризис исторического подхода к Писанию. Следствием этого было возникновение «панвавилонизма», научного направления, которое рассматривало Библию и иудаизм как провинциальное искаженное отражение великой вавилонской цивилизации. Один из крупнейших семитологов той эпохи Фридрих Делич (Friedrich Delitzsch, 1850–1920) полагал даже, что христианство имеет не семитский источник, а возникло в среде шумеров, от которых якобы происходило население Галилеи, перемещенное сюда из восточных провинций империи после разрушения Ассирией в 722 году до Р. Х. Северного (Израильского) царства. Это, по мысли Делича, освобождало христиан Германии от обязанности почитать Ветхий Завет как Священное Писание, заменив его эпосом о Нибелунгах. С критикой религиозного национализма Делича выступил Герман Гункель (Hermann Gunkel, 1862–1932), основатель школы литературной критики Библии, которая пришла на смену документальной теории Графа-Вельгаузена и доказала свою эффективность созданием в середине ХХ века предмета библейского богословия. В отличие от догматического богословия, которое представляет собою дисциплину, раскрывающую в систематическом порядке содержание основных вероучительных истин (догматов), принятых на вселенских соборах IV–VIII веков, библейское богословие, признавая богодухновенный характер Библии как Священного Писания, пытается выяснить его богословские посылки методами историко-филологической науки.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/10/8...

Норман Л. Гайслер (протестант) Т Таблички из Эблы (EBLA TABLETS) Шестнадцать тысяч глиняных табличек, относящихся к третьему тысячелетию до Р. X., были обнаружены, начиная с 1974 г., в Эбле, расположенной на территории современной Сирии. Биованни Петтинато (Pettinato) датирует их 2580–2450 гг. до Р. X., а Паоло Маттие (Matthiae) склоняется к периоду 2400–2250 гг. до Р. Х. В любом случае они изготовлены на много столетий раньше, чем любые другие письменные памятники. Ценность табличек для апологетики. Значение табличек из Эблы состоит в том, что они параллельны первым главам Книги Бытие и подтверждают их. Хотя и затушёванные из-за последующего политического давления и отрицаний, сведения, опубликованные в солидных журналах, выявляют несколько возможных линий свидетельства, подтверждающего библейские повествования (см. Ветхий Завет: археология). Судя по сообщениям, в табличках из Эблы встречаются названия таких городов, как Ур, Содом и Гоморра, а также имена упоминаемых в Библии языческих богов, таких как Ваал (см. Ostling, 76–77). Сообщается также, что в табличках упомянуты некоторые лица из Книги Бытие, в том числе Адам, Ева и Ной (Dahood, 55–56). Очень важно открытие древнейшего из известных внебиблейских рассказов о творении. Рассказ из Эблы примерно на 600 лет старше вавилонского варианта. Текст на табличках поразительно близок к тому, что говорится в Книге Бытие, и рассказывает о единственном Существе, создавшем небеса, Луну, звезды и Землю. Сравнение показывает, что в Библии содержится более древний, менее приукрашенный вариант этого рассказа, который описывает факты без позднейших мифологических дополнений. В повествовании на табличках отражены представления о сотворении мира ex nihilo («из ничего»): «Господи неба и земли: земли не было. Ты сотворил её; дневного света не было, Ты сотворил его; утренний свет Ты (ещё] не сотворил» (Ebla Archives, 259). Открытие библиотеки в Эбле имеет для христианской апологетики важные последствия. Оно опровергает веру критиков в эволюцию монотеизма (см. монотеизм исконный) из предположительно предшествующих ему политеизма и энотеизма. Эта гипотеза об эволюции религии была популярна со времён Чарлза °Дарвина (Darwin; 1809–1882) и Юлиуса Вельхаузена (Wellhausen; 1844–1918). Теперь известно, что единобожье появилось раньше. Кроме того, весомые свидетельства из Эблы подтверждают то мнение, что первые главы Книги Бытие суть история, а не мифология (см. великий потоп; наука и Библия).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Москва. Домовая церковь Николая Чудотворца при Духовной Семинарии. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1834 и 1844. Архитектор:1839-1844 А.Ф. Щедрин А. Ф.; 1841-1843 И.Т. Таманский; 1843-1844 Н.И. Козловский Ссылки:   Адрес: г. Москва, ул. Делегатская, д. 3 Координаты: 55.774669, 37.609626 Проезд:м. " Маяковская " , " Сухаревская " , " Новослободская " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Усадьба Остермана, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства Музей расположен в комплексе зданий - памятнике архитектуры конца XVIII-XX веков. По имени прежних владельцев москвичи называют эту старинную усадьбу " Домом Остермана " . Со второй четверти XVII века загородная усадьба принадлежала боярам Стрешневым, а в 1783 году перешла по наследству графу Ивану Андреевичу Остерману. В конце XVIII века главный усадебный дом, перестроенный по проекту неизвестного архитектора, видимо принадлежавшего кругу М.Ф. Казакова, приобрел вид, близкий современному. В 1796 году братья Иван Андреевич и Федор Андреевич Остерманы передали свой титул и фамилию внучатому племяннику Александру Ивановичу Толстому, прославившемуся в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии. Дом А.И. Остермана-Толстого, пострадавший в пожаре 1812 года, долго не восстанавливался, и в 1834 году был продан Святейшему Синоду для размещения здесь Московской Духовной семинарии. В начале 1840-х годов здание было восстановлено и расширено по проекту А.Ф. Щедрина, а в 1885 году по проекту П.Е. Баева к правой галерее был пристроен двухэтажный корпус епархиального общежития. В 1918 году здание было национализировано и передано в распоряжения ВЦИКа. После Великой Отечественной войны в нем разместился Президиум Верховного совета и Совет Министров РСФСР. В начале 1950-х годов к зданию семинарского общежития был пристроен новый трехэтажный корпус, сооруженный по проекту В. Г. Гольфрейха и Кабанова.

http://sobory.ru/article/?object=25405

протоиерей Николай Сильченков (ок. 1844–1918) протоиерей Николай Сильченков Протоиерей, настоятель Крестовоздвиженского храма села Верхние Марки, клирик Воронежской епархии. Биография Родился около 1844 года в слободе Алексеевке Бирюченского уезда Воронежской губернии в семье диакона. Родной брат свящ. Василия Сильченкова. В 1865 году окончил Воронежскую духовную семинарию по I разряду. Вступил в брак. Из детей известен Константин Сильченков (+ 1903), преподаватель Харьковской духовной семинарии. 30 октября 1866 года рукоположен в сан священника к Вознесенской церкви слободы Марки, где служил вторым священником. Впоследствии был переведён в Крестовоздвиженский храм села Верхние Марки Острогожского уезда. Являлся депутатом на окружных съездах духовенства Павловского училищного округа. 18 ноября 1898 года был избран председателем съезда депутатов от духовенства в Павловском духовном училище. 11 декабря 1900 года назначен исполняющим обязанности благочинного, а 2 ноября 1902 года утверждён благочинным 2-го округа Острогожского уезда. Вёл подвижнический образ жизни, занимался внебогослужебными чтениями, был депутатом на съездах духовенства Воронежской епархии. Всегда сам исполнял церковный устав и требовал этого от других. Своих прихожан учил жизни нравственной, трудолюбию, заботился о бедных. Одна часть села Верхние Марки принадлежала князю Эристову. По ходатайству о. Николая, князь построил в селе новую школу, где обучались прихожане и дети прихожан на средства князя. После революции сын о. Николая просил уехать из села, чтобы избежать гонений, но он не захотел оставлять своих прихожан. " Здесь моя паства и храм, куда я назначен, - говорил он. - Пусть делают, что хотят, но сам я не уйду из моего отечества " . В октябре 1918 года после службы о. Николай был взят представителями советской власти. Новая власть старалась изощряться в мучениях и оскорблениях пастыря Божия: ему выбили все зубы, вниз головой опускали в отхожее место и полуживого поднимали, чтобы дать вдохнуть воздуха. Наконец, батюшку вывели на выгон и заставили копать яму. Измученный, превозмогая свою немощь, пожилой священник с молитвою снял несколько слоев земли. Перед смертью он широко перекрестился и сказал: " Тело моё убьёте, душа же моя принадлежит Богу, но Бога ради прекратите беззаконие и убийство людей, ибо Господь взыщет с вас за всё! " .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

Козино. Церковь Георгия Победоносца. Георгиевская церковь Карта и ближайшие объекты Георгиевская церковь в селе Козино была возведена в 1844 году. Ранее она находилась в селе Крупец. Когда в селе Крупец по наказу князя Барятинского была построена каменная церковь, старая деревянная церковь была разобрана и продана в село Козино. Таким образом в селе Козино появилась деревянная церковь, которая никогда не закрывалась и действует до сих пор. Церковь в честь святого Великомученика Георгия Победоносца в селе Козино была возведена в 1844 году. Ранее она находилась в селе Крупец. Когда по наказу князя Барятинского здесь был построен новый каменный храм, тогда старый деревянный храм был разобран и перевезён в село Козино. Но справедливости ради надо отметить, что становление храма на козинской земле было значительно раньше. Благодаря проведённой работе по изучению архивных данных преподавателем основ православной культуры Козинской средней общеобразовательной школы Бабенко Татьяны Николаевны стало известно, что первые сведения о Георгиевском храме относятся к XVII в., – это запись о налоге, поступившем в 1648г., — «часовни, что была церковь св. муч. (святого мученика) Георгия в государственном селе Козино. В 1662 г. часовня была разорена». В 1699 г. 15 ноября был «дан антиминс к освящению новопостроенной церкви св. муч. Георгия, в с. Козино». В сохранившейся «Ведомости Орловской духовной консистории о количестве церквей в Курском наместничестве от 19 октября 1788 г.» говорится, что в с. Козино при церкви святого великомученика Георгия приходских 95 дворов, при ней священников - 1, дьячок - 1, пономарь - 1». К приходу Георгиевской церкви относилась д. Городище. В 1890 г. прихожанами были 826 мужчин и 818 женщин; в 1898 г. 993 мужчин и 1019 женщин; к 1926 г. – 2709 человек обоего пола. Священниками в храме в те далёкие годы были: о. Феодосий Александров (1788 г.), о. Василий Коренский (1815 г.), о. Николай Толмачёв (1890 г.), о. Алипий Буксов (1918 г.) В советское время, с 1936 года, в центральной части храма хранили зерно, но Богослужения совершались в алтаре. Прихожане молились рядом с храмом на улице, там же исповедовались и причащались Святых Христовых Тайн. В это время настоятелем храма был священник — монах Стефан, который, как сообщают старожилы, служил недолго и через некоторое время отошёл ко Господу. Затем настоятелем храма был священник Порфирий Татарин (1906-1989), который очень много сделал для восстановления прихода и прослужил здесь сорок лет. На погосте у храма, за оградкой находятся могилки батюшки Порфирия и его матушки, а напротив могилки священника Стефана и других священников.

http://sobory.ru/article/?object=16281

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Россия в XIX в. - нач. XX. Персоналии АНАСТАСИЯ КИЕВСКАЯ (Александра Петровна; 1838-1900), мон., основательница киевского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря, вел. кн. ВЕНЕЛИН Юрий Иванович (1802 - 1839), один из зачинателей российской болгаристики, историк, филолог, этнограф, фольклорист ГААЗ Федор Петрович (наст. имя Фридрих Йозеф; 1780 - 1853), врач-филантроп, католич. общественный деятель ГЕРЬЕ Владимир Иванович (1837 - 1919), историк, политический деятель, чл.-кор. имп. С.-Петербургской АН (1902) ГОЛИЦЫН Александр Николаевич (1773 - 1844), кн., обер-прокурор Святейшего Синода (1803 - 1817), министр духовных дел и народного просвещения (1817 - 1824) ДУБЯНСКИЕ один из дворянских родов в России, представители к-рого в XVIII-XIX вв. были церковными и муз. деятелями ЕВГЕНИЙ Боткин Евгений Сергеевич (1865-1918), лейб-медик имп. мч. Николая II, св. прав. врач, страстотерпец (4 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЕЛИСАВЕТА ФЕОДОРОВНА вел. кнг., прмц. (пам. 5 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе Костромских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕРМОЛОВ Алексей Петрович (1777 - 1861), российский гос. и военный деятель, ген. от инфантерии (1818), ген. от артиллерии (1837), почетный член С.-Петербургской АН (1818) КЕДРОВ Константин Васильевич (1827-1903), педагог, директор С.-Петербургского историко-филологического ин-та КОКОВЦОВ Владимир Николаевич (1853 – 1943), российский государственный деятель, граф (с 1914), действительный тайный советник, член Государственного Совета (с 1905). ЛУКЬЯНОВ Сергей Михайлович (1855 - 1935), обер-прокурор (1909-1911) Синода, гос., общественный и медицинский деятель, педагог, литератор МАРИЯ НИКОЛАЕВНА (1899-1918), великая княжна, мученица (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/134134.html

Сырское. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Покровская в Сырском Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Сырское, входящего ныне в черту г. Липецка построен в 1846 г. В апреле 1922 года из Покровской церкви было изъято 13 единиц церковной утвари из серебра весом 7 фунтов 77 золотников 48 долей на сумму 1 937 500 руб. Церковь закрыта в 1930-х годах. Восстановление храма начато в 2000 г. Село Сырское в настоящее время входит в черту города Липецка. Известно с начала XVII в., когда принадлежало Ивану Никитичу Романову - дяде первого царя из династии Романовых Михаила Фёдоровича. С того же времени в селе существует Покровская церковь, сначала деревянная, а в 1844-1846 гг. заменена каменной. Метрические книги Покровского храма с. Сырского с 1780-х гг. до 1918 г. хранятся в Государственном архиве Липецкой области. В документах архивного фонда УФСБ по Липецкой области указано, что Виноградов Василий Сергеевич, 1882 года рождения, уроженец с.Большая Лозовка Тамбовского района, на момент ареста проживал в с.Сырское Липецкого района ЦЧО (ныне Липецкая область), был арестован по постановлению сотрудника Липецкого Горрайотделения ОГПУ 17 ноября 1932 года. Обвинялся по ст.58 п.10- II УК РСФСР. Содержался под стражей в Липецком изоляторе. В анкете арестованного указан состав семьи: жена Надежда, 47 лет, сын Игорь, 15 лет, сын Гурий, 12 лет, дочь Калиса, 5 лет, сын Николай, 3 года. В справке об имущественном положении, выданной Сырским сельским Советом указано: имущественное положение в 1929 году (до раскулачив.): земли надельной – 7 га, арендованной – 8 га, лошадей – 2, коров - 2, овец – 35, свиней – 3, молотилка конная – 1, веялок – 1, плугов – 1, дом деревянный, имел постоянных рабочих – 2, сезонных – 8 человек. В момент ареста в хозяйстве ничего не было. Хозяйство раскулачивалось. За невыполнение с-х налога продано все имущество. В 1918 году лишен избирательных прав как служитель религиозного культа. Характеристика сельсовета – политически неблагонадежен, систематически вел агитацию против Советской власти. Других сведений о раскулачивании и акта об изъятии имущества в деле не имеется. По постановлению Тройки ПП ОГПУ по ЦЧО от 20 января 1932 года приговорен к заключению в концлагерь сроком на 5 лет. Реабилитирован заключением Липецкой областной прокуратуры 19 июля 1989 года. Основание: Ф.Р.-2210. Оп.1. Д.16415.

http://sobory.ru/article/?object=17343

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010