профессор Евгений Евсигнеевич Голубинский (1834–1912) профессор Евгений Евсигнеевич Голубинский Биография Жизнеописание Родился в семье священника Е. Ф. Пескова, который дал ему фамилию в память о земляке протоиерее Ф. А. Голубинском. Существуют записки Голубинского о его детстве и молодости (опубликованы посмертно, в 1923 году). В 1843—1848 годы обучался в Солигаличском духовном училище. В 1854 году окончил Костромскую духовную семинарию и как лучший ученик был зачислен в Московскую духовную академию на казённый кошт. В 1858 году окончил Московскую духовную академию, с 1861 года преподавал в ней историю Русской Церкви. С 1881 года профессор МДА; в 1895 году вышел в отставку. В 1906—1907 годы был членом Предсоборного присутствия. Первой работой Голубинского было его курсовое сочинение «Об образе действования православных государей греко-римских в IV, V и VI веках в пользу церкви против еретиков и раскольников» (1859). В совершенстве овладев греческим языком, отправился в поездку на греческий восток в 1872—1873 годы, а также в Европу. В своём подходе к историческому материалу киевского (домонгольского) периода применил критический историко-сравнительный метод, ранее не использовавшийся применительно к данной теме, сопоставляя имеющиеся свидетельства с византийской церковно-канонической практикой. Прославился своим смелым обращением с легендарными фигурами истории и русской святости. Некоторые работы при жизни не были опубликованы по цензурным соображениям. Пользовался поддержкой А. В. Горского, митрополита Макария (Булгакова) и обер-прокурора Д. А. Толстого; всячески противодействовал ему К. Победоносцев. За «Историю Русской церкви» (1880-81) Голубинский был удостоен полной Уваровской премии. В 1902 году был избран в члены Академии Наук. В 1906 году окончательно потерял зрение. Труды автора А. П. Кадлубовского «Очерки по истории древнерусской литературы житий святых», I—V. Варшава, 1902: Отзыв. — СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1905. — 11с. — Отд. отт. из: Отчет о присуждении премий имени графа Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

[  назад  ] Варшавская епархия Краткая история епархии: В. и Новогеоргевская (1840-1875), Холмская и В. (1 мая 1875-1905), В. и Привислинский (1905-1923), В. и и Холмская (1923-1939), В. (1939—1940), В. и Радомская (1940-1948), В. (1948-1951), В. и Бельская (1951- Митрополит (в качестве предстоятеля церкви) носит титул " Варшавы и всея Польши " . Бельск - старинный белорусский город с давней православной историей, в Дрогичине православных приход существует с 1085 года. Первая церковь (домовая, во дворце Сапегов) в Варшаве была создана в 1796 году, в 1818 году был построен небольшой храм. После разделов Речи Посполитой нывое территории вошли в состав Минской епархии , чуть позже - Волынской епархии . В 1834 году в Варшаве было создана кафедра волынского викарного епископа. В 1840 году Варшавская епархия была выделена в качестве самостоятельной и на тот момент насчитвала всего двенадцать приходов. С 1843 по 1860 год епископ Варшавы также управлял и Волынской епархией . В 1847 году Варшавская епархия насчитывала уже 17 приходов, в которых служили 30 священников. Большей частью приходы были созданы для переезжающих в Польское королевской на царскую службу. Также епархия росла за счет создания гарнизонных церквей. После подавления восстания 1863 года власть взяла более активный курс на распространение православия, под церкви стали передаваться и переделываться католические костелы. В 1868 году число приходов епархии возросло до 60, однако число верующих выросло не значительно. В 1875 году к епархии была присоединена греко-католическая Холмская епархия (в который была упразднена уния) и епархия сменила название на " Холмская и Варшавская " . Однако уже в 1905 году Холмская епархия была выделена из состава Варшавской. В 1915 году православное духовенство было эквакуировано из Королевства Польского и епархия осталась без управления. Назначенный в 1917 году еп.Иоасаф уже в следующем году от назначения отказался. Следующий назначенный епископ - Серафим (Чичагов) - из-за военно-политической ситуации не смог выехать в Варшаву.

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-va...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Шамина И. Н. Документы по ранней истории орловского Введенского девичья монастыря Орловский Введенский девичий монастырь был основан в 1686 г. в городе Орле на левом берегу реки Орел (Орлик), с 1764 г. третьеклассный, необщежительный. После пожара 1843 г. переведен на восточную окраину города, в 1923 г. закрыт и перестроен под рабочий городок. С 1995 г. в монастыре возобновлена монашеская жизнь. История орловского Введенского девичья монастыря неоднократно изучалась еще в дореволюционное время . Попытки изучения его истории предпринимались и . Все имеющиеся к настоящему времени сведения об обители обобщены в энциклопедической О первых же годах ее существования известно крайне мало. Пожалуй, наиболее подробное описание монастыря, в том числе и конца XVII – начала XVIII в., не утратившее своей ценности и в наши дни, составил в 1896 г. Г. М. Он же опубликовал грамоты на строительство монастыря 1686 г. и на возведение в нем каменной Введенской церкви 1703 В настоящей публикации приведены сохранившиеся документы по ранней истории Орловского Введенского монастыря (1686 – 1702 гг.). Орловский Введенский девичий монастырь появился на землях Афанасьевского погоста. В XVI в. здесь стояла деревянная церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. В годы Смуты начала XVII в. город Орел был практически уничтожен. Сгорела и Афанасьевская церковь. В 1636 г. по приказу царя Михаила Федоровича город начали отстраивать заново: «для бережения от Крымских и Ногайских татар на старом Орловском городище поставить город и в нем устроить ратных На месте, где когда-то располагался Афанасьевский погост, поселились внук бывшего священника Афанасьевской церкви Ивана Калинина Демка Калинин, а также боярские дети Феодосий и Макарий Телегины, приказные люди Оловянниковы, Иевлевы и др. В 1644 г. внук священника Демка Калинин просил у царя Михаила Федоровича разрешения на восстановление Афанасьевской церкви и такое разрешение получил, однако церковь так и осталась не

http://sedmitza.ru/lib/text/8561645/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГРИГОРИЙ (ЛЕБЕДЕВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Епископ Григорий (Лебедев). 1923 г. Григорий (Лебедев) ( 1878 - 1937 ), епископ Шлиссельбургский , викарий Ленинградской епархии, священномученик . Память 4 сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских . В миру Лебедев Александр Алексеевич. Родился в городе Коломне Московской губернии 12 ноября 1878 г. Отец его, Лебедев Алексей Михайлович (1843-1914), в сане протоиерея служил в Успенском женском монастыре в Коломне. Мать, Мария, была дочерью местного священника Феодора Остроумова. Семья была большая. У будущего Владыки было четыре брата и три сестры. Добрая и благочестивая мать заложила в душу будущего священномученика семена веры и молитвы. Александр с большими успехами закончил Коломенское духовное училище . Имея прекрасные способности и старание, он ежегодно получал награды за учебу и примерное поведение. " По окончании училища юноша поступил в местную Духовную семинарию, выделяясь и здесь своей серьезностью и способностями. Ректор семинарии назначил его уставщиком и канонистом до самого конца обучения. Выполнение этих обязанностей способствовало сближению Александра с благодатной силой богослужения, под влиянием которой вырастала его церковная настроенность " . Учащиеся семинарии относились к нему с любовью и почтением. Будучи человеком глубоким, собранным и серьезным, Александр Лебедев вместе с тем был общительным и внимательным в отношениях с семинаристами. Александр Лебедев любил уединенность. В свободное от богослужения и учебы время он совершал дальние прогулки. Летом ежегодно ходил из Москвы в Свято-Троицкую-Сергиеву Лавру , а из Коломны – в Голутвин монастырь и в Спасскую мужскую обитель Рязанской епархии. В 1898 г. он окончил духовную семинарию и стал готовиться к вступительным экзаменам в Московскую духовную академию . По благословению отца Александр поступил в послушники в Бобренев Рождественский монастырь , где участвовал в чтении и пении во время всех богослужений.

http://drevo-info.ru/articles/6978.html

Енисейск. Иверский монастырь. Часовня Даниила Столпника. Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Даниила Столпника Год постройки:Между 1892 и 1894. Год утраты:1923 (разрушена) Архитектор:С.С. Худзинский Адрес: Россия, Красноярский край, г.Енисейск, территория Иверского монастыря Координаты: 58.454385, 92.187117 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Среди утраченных памятников православной архитектуры Красноярского края XIX века особое место принадлежит постройкам, возведенным в честь праведного старца Даниила Ачинского (Даниила Делиенко), широко известного своими духовными подвигами не только в Енисейской губернии, но и далеко за ее пределами. Впервые сведения об этом сибирском православном подвижнике, участнике Отечественной войны 1812 года и заграничных походов Русской армии 1813-1814гг. были собраны иноком святой горы Афон Парфением и отражены в своем «Сказании о старце Данииле», изданном в 1855 году. Сосланный в Сибирь Даниил длительное время проживал в деревне Зерцалы под Ачинском, где прославился святостью своего бытия и даром прозорливости. В 1843 году он перебрался в Енисейск, где скончался и был похоронен на территории женского Христорождественского монастыря. В 1999 году Даниил Ачинский был канонизирован Русской Православной Церковью в лике местночтимых святых Сибири. К числу известных нам церковных построек, связанных с именем Даниила Ачинского и появившихся в 50-90-х годах XIX века, относятся две каменные часовни в Енисейске и каменная церковь в деревне Зерцалы под Ачинском. Первой из этих построек стал памятник, в виде небольшой часовни на могиле старца Даниила. Эта часовня была возведена по инициативе енисейского купца Александра Даниловича Данилова (1812-1882) – крёстного сына старца Даниила. Переехав с семьей из Ачинска в Енисейск, где нашел свое последнее пристанище старец, А.Д.Данилов записался в первую купеческую гильдию и стал одним из самых состоятельных людей этого губернского города. Богатейшая династия предпринимателей и благотворителей Даниловых была широко известна промышленным производством алкогольных напитков в Сибири на знаменитых даниловских заводах: винокуренном (Александровском) в 23 верстах от Минусинска, водочном в Минусинске и пивомедоваренном " Богемия " в Красноярске. Даниловым принадлежали золотые прииски под Ачинском и в северной системе Енисейского округа.

http://sobory.ru/article/?object=33255

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Историческое заключение о Ленинградском вокзале 29.07.2009 381 Время на чтение 4 минуты Возникновение вокзала было обусловлено развитием железнодорожного дела в России. 1 февраля 1842 г. император Николай I подписал указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург - Москва . Строительство дороги началось в 1843 г. и закончилось в 1851 г. Протяженность дороги составила 650 км., что делало ее на то время самой длинной в Европе. В связи с сооружением дороги возникла необходимость строительства вокзалов в Москве и Санкт-Петербурге, которое происходило одновременно и по единому проекту. Вокзал в Москве был построен в 1844-1849 гг. в характерном для архитектора К.А. Тона русско-византийском стиле, предполагающем сочетание строгости форм и симметрии композиции. В центральной части здания располагалась двухъярусная башня с часами и флагштоком. Первоначальное историческое название вокзала в Москве было Петербургский (в Петербурге вокзал был назван соответственно - Московским). В 1855 г., после вступления на престол, император Александр II распорядился назвать дорогу Николаевской - в честь отца Николая I, как организатора и вдохновителя строительства. В 1856 г Петербургский вокзал, по тем же соображениям, был переименован в Николаевский. В феврале 1923 г. нарком путей сообщения Ф.Э. Дзержинский подписал указ о переименовании Николаевской дороги в Октябрьскую, а Николаевский вокзал - в Октябрьский. Это решение находилось в русле проводимой большевиками идеологической кампании по переименованию исторических мест. В 1924 г в целях увековечивания памяти В.И. Ленина Петроград (до 1914 г. Санкт-Петербург) был переименован в Ленинград. В том же году Октябрьский вокзал стал Ленинградским. Это название он носит и в настоящее время. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 сентября 1991 г. городу Ленинграду было возвращено его первоначальное наименование - Санкт-Петербург. В связи с этим обстоятельством сохранение у вокзала в Москве, с которого отправляются поезда в Санкт-Петербург, прежнего названия «Ленинградский» выглядит явным историческим анахронизмом. Возникает резонный вопрос о необходимости возвращения Ленинградскому вокзалу одного из двух исторических названий - Петербургский или Николаевский.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Ковненская Основана 19.06.1843. Именование – по г. Ковно (Виленская губерния; г. Каунас, Литва). Виленское и Литовское викариатство. Самостоятельная в 1923-–945 гг. Упразднена в 1945 г. Именовалась: Ковненская; Ковенская. 08.09.1843 06.11.1848 Платон Городецкий 01.01.1849 29.03.1851 Евсевий Ильинский 28.05.1851 13.09.1860 Филарет Малышевский 21.11.1860 14.08.1868 Александр Добрынин 11.09.1868 07.12.1874 Иосиф Дроздов 13.02.1875 16.05.1877 Евгений Шерешило 16.05.1877 14.05.1881 Владимир Никольский 14.05.1881 06.03.1882 Донат Бабинский-Соколов 30.05.1882 07.06.1885 15.09.1885 02.10.1886 18.10.1886 14.03.1889 Антонин Державин 13.05.1889 26.12.1890 02.02.1891 21.11.1892 19.12.1892 06.06.1897 Христофор Смирнов 06.08.1897 22.09.1899 Михаил Темнорусов 20.10.1899 06.09.1903 Михаил II Ермаков 06.09.1903 25.01.1907 Сергий II Петров I 25.01.1907 15.02.1908 22.02.1908 25.07.1911 21.08..1911 28.06(11.07)1921 Елевферий Богоявленский 28.06(11.07)1921 23.01(06.02).1923 в/у Елевферий Богоявленский 23.01(06.02)1923 20.10(02.11)1939 05.1942 17(30)12.1945 Ковровская Основана в 1920 г. Именование – по г. Ковров (Владимирская область). Владимирское викариатство. 26.06(09.07)1920 14(27)06.1921 02(15)01.1927 22.08.(04.09)1934) 01(14)09.1924 Ковровская, обн. Основана в 1923 г. Именование – по г. Ковров (Владимирская область). Владимирское викариатство. Упразднена в 1924 г. 20.02(05.03)1923 24.01(06.02)1925 Александр Лавров 2091 Запрещен в священнослужении. Арестован по обвинению в причастности к убийству в Тифлисе Экзарха Грузии Никона (Софийского). Затем уволен на покой с пребыванием в монастыре. 2093 Бывший архиепископ Литовский и Виленский; с 1923 г. – с титулом Ковненский и Литовский, ввиду временного отхода Вильны к Польше. Первая дата – прибытие в г. Каунас по освобождении из заточения в Краковском Камалдульском монастыре. Митрополит с 15(28)11.1928. В 1930–1940 гг. – управляющий Патриаршими приходами в Западной Европе. 2094 Ставленник митрополита Сергия (Воскресенского), Экзарха Прибалтики (Латвии и Эстонии), убитого 16(29)04.1944. После его смерти возглавил Литовскую кафедру и Экзархат. Архиепископ с 1944 г. Вынужден был оставить епархию в июне 1944. Вторая дата – дата назначения на Пинскую кафедру, до этого времени именовался Ковненским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Варшавская Основана 22.04.1834. Житомирское (Волынское) викариатство. Самостоятельная с 05.10.1840. Архиепископия. 01 .05.1875–16.06.1905 объединена с Холмской епархией. 12(25)09.1921, в связи с образованием Польского государства, вышел указ Патриарха Св. Тихона об автономии Польской церкви и «Положение об управлении Православной церковью в Польше». Введено не было, вместо него с 30.01.1922 по 1938 г. действовали «Временные правила», введенные правительством Польши. По этой причине русскому религиозному меньшинству в Польше Патриархом Московским даруются права широкой поместной автономии. Однако в 1924 г. при антиканоническом содействии Константинопольской Патриархии была провозглашена самочинная и непризнанная автокефалия «Православной Русской Церкви» в Польском государстве. С 1948 г., по даровании Московской Патриархией просимой автокефалии, Польская Православная Церковь становится самостоятельной Поместной Церковью , предстоятель которой имеет титул митрополита Варшавского и всея Польши. Именовалась: Варшавская и Новогеоргиевская; с 1.05.1875 – Холмско-Варшавская (Холмская и Варшавская); с 16.06.1905 – Варшавская и Привисленская. Викарная кафедра: Новогеоргиевская. 08.07.1834 17.01.1843 17.01.1843 04.11.1848 06.11.1848 01.07.1860 17.07.1860 16.11.1875 16.11.1875 17.11.1891 14.12.1891 21.02.1898 27.02.1898 02.11.1905 09.12.1905 05.04.1908 05.04.1908 20.12.1915 20.03.1917 04(17)09.1918 28.09(11.10)1921 30.01(12.02)1922 30.01(12.02)1922 21.01(03.02)1923 14(27)02.1923 04(17)09.1925 09(22)06.1948 561 Архиепископ с даты назначения. По свящ. С. Петровскому (Петровский C., свящ. Семь херсонских архиепископов. Биографии. Одесса, 1894) – вторая дата иная: 16.02.1875. 567 Епископ Дмитровский (б. Новогеоргиевский, викарный Варшавской еп.). Номинально, т. κ., в связи с русско-германской войной находился в Москве, где и был назначен на Дмитровскую викарную кафедру и – по отстранении от управления Московской епархией митрополита Св. Макария (Невского) – временно управлял епархией. Далее был первым «Патриаршим Наместником» и первым на восстановленной древней Крутицкой кафедре).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вевис (Vievis). Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Vievio Dievo Motinos mimo dang cerkv Карта и ближайшие объекты С XIV столетия по 1810 год в городе Вевисе действовал православный монастырь. В 1810 году монастырская церковь стала приходской. Но в 1812 году она сгорела. Новый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в Вевисе был воздвигнут только в 1843. Во время Первой Мировой войны вевиский храм весьма пострадал от артиллерийского обстрела, но был восстановлен на средства прихода и в 1923 году торжественно освящен архиепископом Виленским и Литовским Елевферием (Богоявленским). В 1937 году приход вевиского Успенского храма составлял 805 верующих. Из былого имущества храма в распоряжение прихода было оставлено только 48 гектар земли и пять строений, в свое время пожертвованных князем Огинским. В 1945 году количество постоянных прихожан храма было 370 верующих. Советской властью вевиская община была официально зарегестирована только в 1948 году. В следующем 1949 году в храме был сделан капитальный ремонт. Информация с сайта Литовской Епархии РПЦ http://www.orthodoxy.lt/ Два старейших храма «тоновской» архитектуры не только в Литве, но и в Прибалтике, построены по сходному типу в Вилкомире (Укмерге) и в Евье (Вевис). Успенская церковь в Вевисе, в то время приписная к Свято-Духову монастырю, была сооружена попечением его наместника, архимандрита, впоследствии митрополита Платона (Городецкого) в 1839-1843 гг. Центрический храм имеет план в виде равноконечного греческого креста. С востока примыкает низкий объем трапециевидного в плане алтаря. Интересной особенностью является наличие фактически отдельно стоящей (соединенной длинной низкой трапезной) трехъярусной колокольни с шатровым верхом. Два ее нижних яруса квадратные в плане, их отделка (руст, замковые камни, филенки, сухарики) преимущественно классицистическая. Верхний ярус восьмерика – с арочными окнами, такие же большие окна прорезают фасады храма. Над средокрестием основного объема – чрезвычайно массивный цилиндрический барабан с воссозданной в 2002 г. луковичной главой. Венчающая часть соответствует по высоте основному объему. Его фасады оформлены в «тоновском» стиле: килевидные кокошники, перспективные порталы, лопатки, филенки, орнамент в виде «Андреевских крестов».

http://sobory.ru/article/?object=12566

Едома. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская церковь в Едоме Карта и ближайшие объекты Церковь Благовещения с. Едома Шекснинского района Едома начинает складываться как хозяйственный и духовный центр окре­стных селений и их жителей со второй половины XV века. В конце XV века она упоминается в архивных документах как вотчина Московского Си­монова монастыря. Об этом свидетельствует Жалованная льготная и несудимая грамота верейского и белозерского князя Михаила Андреевича архимандриту Симеону от 15 мая 1477 года на монастырские деревни на Белоозере - Едому, Паче, Добрей и Безносовскую. И в писцовой книге езовых дворцовых волостей Белозерского уезда за 1585 год говорится: «Ез Мальбуской ... А у того езу с одну сторону реки Шексны берег царя и Ве­ликого князя Даргунской волости, аз другую сторону Едомские волости Симонова монастыря ...» В 1607 году в Едоме была построена деревянная теплая церковь Бла­говещения с приделом преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. У Благовещенской церкви была примечательная, тесанная топором, крыша. «Предание говорит, что во время литовского разорения церковь Едомская в заступлениях Царицы Небесной осталась неповрежденной, но в целях предосторожности церковную утварь и иконы спрятали в подвале церковном...» В 1658 году был построен второй храм, тоже деревянный, но холодный, освященный в честь святителя Афанасия Александрийского, и эта церковь звалась прихожанами новой по отноше­нию к старой Благовещенской. Это подтверждается и переписной книгой 1678-1679 гг., в которой указывается, что в с. Едома на церковной зем­ле находятся «церковь Благовещения Пресвятой Богородицы да другая церковь Афанасия Александрийского с дворами попов и дьячков, в кото­рых проживает 8 человек. Да на вотчинной монастырской земле в с. Едома двор монастырский, а в нем живет приказчик». После проведения секуляризации (1764 г.) и принятия штатов цер­ковь Благовещения стала центром прихода. К тому времени у неё имелись приписные деревянные часовни в деревнях Романда, Курово и Четверико­вой. На протяжении всего существования прихода службу в церкви отправ­ляли священники Лев Писарев (1843 г.), Михаил Воскресенский (1873 г.), Александр Добротин (1896 г.), Иоанн Васильев, исполняющий обя­занности псаломщика (1918 г.), Михаил Добротин (1923 г.) и Кирилл Барабанов (1936 г.). Почти весь приход храма располагался на правом берегу реки Шексны, по течению её трёх притоков - Пишковки, Огаровки и Кономы и во второй половине XIX века включал в себя с. Едома и 30 деревень.

http://sobory.ru/article/?object=16728

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010