Леонтий (Лебединский Иван Алексеевич), митр. Московский Родился 22 января 1822 года в семье священника с. Новой Калиты, Острогожского уезда, Воронежской епархии. Начальное образование получил в Павловском духовном училище, а среднее в Воронежской духовной семинарии, в которой кончил курс с отличным успехом в 1843 г. В этом же году на публичном экзамене в семинарии присутствовал Воронежский архиепископ Антоний (Смирницкий) ; он так был растроган воодушевленной речью даровитого воспитанника Ивана Лебединского, что с особенным чувством благословил его и, возложив руки на голову оратора, заметно для всех присутствовавших на экзамене, прочитал какую-то молитву. Этот знаменательный факт был предуказанием будущего высокого назначения молодого воспитанника семинарии. Осенью 1843 года он поступил в СПБ духовную академию. 17 мая 1847 года пострижен в монашество, 8 июня – рукоположен во иеродиакона, а 18 июля – во иеромонаха. По окончании академии со степенью магистра богословия в этом же году назначен профессором и помощником ректора СПБ духовной семинарии, а затем в том же 1847 году – профессором богословия Киевской духовной семинарии. С 20 марта 1851 г. – инспектор той же семинарии. С 26 янв.1853 г. – ректор Киевской духовной академии. 15 февр. 1853 г. возведен в сан архимандрита. С 30 мая 1856 г. – ректор Владимирской духовной семинарии. С 9 июня 1857 г. – ректор Новгородской духовной семинарии, и настоятель Новгородского Антониева монастыря. С 17 мая 1859 г. – ректор СПБ духовной семинарии, будучи в то же время членом конференции духовной академии и внешнего академического правления. 13 марта 1860 г. хиротонисан во епископа Ревельского, вик. СПБ митрополии. В августе следующего 1861 года Преосвященный Леонтий послан был Св. Синодом на освящение новосозданного трудами известного протоиерея Иосифа Васильева в Париже храма во имя Александра Невского, которое совершено было им 30-го августа с большой торжественностью. Произнесенное при сем случае Преосвященным Леонтием слово было переведено на французский язык и напечатано.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

А.В. Шадрина Глава 3. Материальное положение донского духовенства 1. Проблема материального обеспечения духовенства Российской империи во второй половине XIX – начале ХХ века Процесс инкорпорации духовного сословия в государственный механизм и связанная с этим процессом попытка государства повысить статус духовенства Русской Православной Церкви как составной части «образа самодержавия» 409 с необычайной остротой поставили вопрос о его материальном благополучии. Именно этот вопрос стал одним из самых дискутируемых в периодической печати на протяжении второй половины XIX – начала XX в. 410 До момента обращения пристального внимания государственной власти на уровень жизни священно- и церковнослужителей их доходы складывались главным образом из добровольных пожертвований за исполнение таинств и треб, доходов от отведенных причтам земельных угодий и процентов с причтовых капиталов. Во время правления императора Николая I, когда Церковь выдвинулась на первый план в официальной идеологии 411 , материальное обеспечение духовенства было признано «одною из величайших и неотложнейших задач времени» 412 . Если до 1830-х гг. обязанность содержания духовенства была и нравственной, и юридической аксиомой для прихожан 413 , то во второй половине XIX в. было заявлено не только о недостаточности перечисленных видов доходов духовенства, но и об унизительности для священнослужителей получать деньги за «исполнение духовных треб» 414 . Проблему бедности духовенства, и, как следствие, низкого социального статуса, император пытался решить путем обеспечения священно- и церковнослужителей определенными «штатными» окладами казенного жалованья (что повлекло за собой введение в 1842 г. штатов). С 6 декабря 1829 г. по повелению императора в распоряжение Св. Синода ежегодно перечислялось 500 000 руб. на жалованье духовенству наиболее бедных причтов. В 1842 г. сумма была уменьшена до 415 000 руб., а в 1843 г. увеличена до 1 000 000 руб. В 1844 и 1845 гг. на содержание духовенства из государственной казны отчислялось по 250 000 руб., с 1846 по 1860 г. включительно (за исключением 1858 г.) – по 100 000 руб. Эти суммы распределялись прежде всего на содержание духовенства западных епархий, а потом и остальных окраин России и Сибири 415 . В 1861 г. из казны на содержание 17 063 причтов поступило 3,6 млн. руб. серебром, притом что всего в России насчитывалось 598 соборов, 37 381 церковь , 12 186 часовен и молитвенных домов, а значит, дотации получало менее половины причтов (в среднем до 210 руб. в год) 416 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Богослужебные и другие книги и документы Богослужебные книги Крестовоздвиженской церкви большею частью напечатаны в конце XVIII и в первой половине XIX столетия; но есть и более древние, времен царя Алексея Михайловича, напечат. в период ucnpabлehuz книг, предпринятого патриар. Никоном. Между книгами есть много «данных вкладом», с надписями по листам, показыв., когда, кем и в какую церковь дана известная книга. Кроме книг богослужебных, в церковной библиотеке имеются следующие книги: Евангелие на славянском наречии, in 4°, М. 1677 г.; Евангелие, 4°, М. 1771; Евангелия, 4° и 2°, без выход. листов; Библия , М. 1819; Правосл. испов. веры Соборной и Апостольской Ц. Вост. С.-ПБ. 1819; Правила св. ап., вселен. и поместн. соб. и св. отец, 6 выпусков; Евангелие Учительное воскресное. М. 1697; тоже 1707 г.; Книга правил св. ап., соб. вселен. и поместн. и св. отец. С.-ПБ. 1839. Жезл правления... М. 7104; Симфония, или согласие св. Четверо-евангелия и Деян. св. ап. М. 1761 г.; Ключ Разумения... Киево-Печ. Лав. 1660 г. 143 ; О должностях, Амросия Медиолан. М. 1776 г.; Миния Общая, Иннокентия Гизеля, 1680 г.; Четии Минеи, кн. 1–3, 5–12 М. 1852; Некоторые творения свв. Василия Вел., Григ. Бог., Иоанна Злат., Ефрема Сирина , Иоанна Дамаксина (Богословие. М. 1834), Иоанна Леств., Дионисия Ареоп. (О Неб. иерархии. М. 1848), Тихона Ворон. (кн. 1, 2, 5–15. М. 1836); Димитрия Ростовского (кн. 1–5. М. 1849); Кн. о должн. пресвит. приходских. М. 1833; «Жизнь о. Алексия иеросхимонаха Спасо-Симон. мон.» – рукопись; Хронологич. таблицы Хавского; разные беседы и поучения, изд. в 1775, 1776, 1795, 1800, 1817 и др. год.; «Историч. и археолог. опис. ц. Воздвпж. Честн. и Животвор. Креста Господня, в Москве, сост. И. Токмаковым, рукопись, 1897 года 144 . Периодические издания: «Христ. Чтение» за 1827 г., «Душеполезное Чтение» за 1860–1883 гг., «Странник» за 1861–1864, 1866–1874 г., 1880–1881 гг.; «Творение Св. Отец» за 1843–1864, 1871 гг.; «Православное Обозрение» за 1860–1862, 1864–1879, 1883 гг.; «Чтения в Общ. Люб., Духов. Просвещ.» за 1881–1886, 1889–1892 гг.; (и два тома «Сборника» изд. Обществом в 1883 г. по случаю столетнего юбилея высокопреосвящ. м. Филарета); «Москов. Цер. Вед.» с 1882 года; «Цер. Вед.», изд. при Св. Синоде, – с 1888 года, «Православ. Благовестник» – с первого года издания 145 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Деденево. Спасо-Влахернский монастырь. Карта и ближайшие объекты МОНАСТЫРЬ СПАСО-ВЛАХЕРНСКИЙ организован в 1861 г. на основе женского общежития, учрежденного в 1854 г. по инициативе А.Г. Головиной. Комплекс, сложившийся во второй половине XIX - начале XX в. на месте усадьбы Головиных, занимает квадратный, застроенный по периметру участок на вершине холма. Исторические и топографические условия формирования определили его своеобразную внутреннюю организацию. Монастырская площадь отсутствует. Искусственный холм на ее месте разделяет территорию на жилую северную часть с плотной деревянной и каменной периметральной застройкой и южную с массивным объемом доминирующей в комплексе Спассской церкви. Часть домов и деревянная Дмитровская церковь 1864 г. разобраны. За пределами монастыря находятся принадлежавшие ему конный двор, гостиница, больница и приходская церковь. В ансамбле наибольшей художественной значимостью и выразительностью облика обладает грандиозная Спасская церковь. Кирпичная, с осевой трехчастной схемой, она сложилась в результате постепенного расширения усадебного храма, выстроенного В.В. и П.В. Головиными в 1798-1811 гг. Прежний крестчатый двусветный храм с центральным восьмериком от основания, с боковыми портиками и хорами в западной части был реконструирован в 1843-1850 гг. по заказу Г.П. Головина. Он превратился в массивное пятиглавое кубическое сооружение соборного типа с подвалом-усыпальницей и двухэтажными угловыми ячейками для приделов. Оригинальная структура позволила разместить в нем десять капелл. Центрическое здание получило строгую обработку стиля ампир и крупные, увенчанные фронтонами портики, западные барабаны служили звонницами. В конструкциях и декоре храма широко применен белый камень. В 1886 г. по проекту Н.В. Никитина перед церковью была сооружена монументальная колокольня романского типа с трехэтажным основанием и квадратной центральной башней. Формирование памятника завершилось в 1890 г. постройкой между храмом и колокольней двусветной трапезной с прекрасно организованным внутренним пространством. Высокое центральное помещение с парусным сводом ограничивают эффектные аркады боковых двухэтажных галерей, объединявшихся между собой западным балконом на чугунных стойках. Верхняя галерея имела парапет из бронзы.

http://sobory.ru/article/?object=00515

Из Клировой ведомости за 1840 год известно, что к Старосельскому приходу принадлежало пять приписных и кладбищенских храмов: В Клировой ведомости прихода за 1841 год уточняется состав прихода. В него входили деревни: Старое Село, Хотежино, Скиршонтово, Трасковщина, Барсуки, Рудаки, Глушицы, Чачково, Вендзелево. В 1842 году произошло существенное расширение границ прихода. К вышеуказанным деревням прибавились следующие населенные пункты: Минковцы, Осинове, Дубенцы, Козловцы, Пшасово, Малинки, Передрове, Дулички, Головки, Петровщина, Крайны, Котяги, Закоблуки, Птичь, Брички, Ляховщина, Бойдаков, Селище, Новосады, Глушицы, Кирмантово, Скирмонтово, Микулищи. В 1843 году к вышеназванным приписным храмам добавляется еще одна церковь - свв. апп. Петра и Павла в д. Брички, построенная помещиком Михаилом Добровн. В этом же году приход причисляется к 5 классу, в соответствии с которым было начислено жалование в размере 236 рублей в год. Земли при храме числилось 48,5 десятин. 10 ноября 1861 года указом Святейшего Синода за 3478 церковь во имя Рождества Богородицы в д. Старое Село возвели в 4 класс. В связи с этим повысили жалование прихода до 256 рублей в год. В 1863 году правительство выделило 4 тысячи рублей на ремонт храма. В 1865 году настоятелем прихода назначили выпускника Минской Духовной Семинарии иерея Александра Боболовича. В 1867 году при приходе открылась церковно-приходская школа, а 1885 году – школа грамотности. Тридцать один год отец Александр Боболович был настоятелем Старосельской церкви, пока в 1896 году его не сменил выпускник Минской Духовной Семинарии иерей Константин Околович. К 1901 году жалование прихода составляло 543 рубля 30 копеек. Из шести приписных церквей к тому времени числилось только три: в д. Трасковщина – Свято-Покровская кладбищенская церковь, в д. Чачково – Свято-Петро-Павловская церковь, в д. Старое Село – Свято-Дмитриевскя кладбищенская церковь. Общее число прихожан составляло 2918 человек. Свято-Дмитриевскя кладбищенская церковь в д. Старое Село в 1806 году была построена графом Августином. С 1 мая 1912 года настоятелем назначили иерея Константина Строковского, выпускника Минской Духовной Семинарии.

http://sobory.ru/article/?object=44831

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛЛЮСТИН [Белюстин] Иоанн Степанович (10.01.1819, Новгород - 2.06.1890, г. Калязин Тверской губ.), свящ., публицист. Род. в семье священника. До 8 лет воспитывался дома, затем поступил в 3-й класс Старицкого ДУ, откуда перешел в Тверское ДУ. В 1839 г. закончил Тверскую ДС, рукоположен во диакона, затем через неск. недель - во священника. Как один из лучших выпускников семинарии имел возможность поступить в СПбДА, но отказался от учебы в академии, женился на дочери священника с. Васюсина Калязинского у. Тверской губ. и занял место тестя в сельской церкви. Благодаря хлопотам местных помещиков в 1843 г. переведен в Николаевский собор г. Калязина, где прослужил почти всю жизнь (до 30 янв. 1887, когда уволился по старости). В 40-х гг. XIX в. усиленно занимался самообразованием, самостоятельно овладел франц. и англ. языками, мечтал о лит. деятельности. В 1850 г. направил соч. «Наука и религия» митр. Московскому свт. Филарету (Дроздову) в надежде на публикацию и на свой перевод в Москву. В 1852 г. встречался с митр. Филаретом, к-рый неодобрительно высказался о присланном сочинении и назвал мысли автора «мудрствованиями». В 60-70-х гг. XIX в. Б. активно сотрудничал в многочисленных журналах и газетах («Журнале министерства народного просвещения», «Вестнике Европы», «Русском вестнике», «Беседе», «Неделе», «Московских ведомостях», «Русском дневнике», «Духе христианина» , «Современной летописи», «Дне», «Москве», «Церковно-общественном вестнике» и др.). Часто публиковал статьи без подписи или под псевдонимами («Б.», «Б...», «Бэль», «А. Весский» и др.), т. к. за критические выступления опасался неприятностей. В 1861, 1866 и 1875 гг. трижды вопреки ходатайству прихожан Б. не был утвержден духовным начальством настоятелем калязинского собора, что явилось следствием общего настороженного отношения к нему офиц. власти за публицистическую деятельность. В 50-70-х гг. преподавал Закон Божий в Калязинском ДУ. В 1868 г. при Николаевском соборе он открыл приходскую школу, но т. к. не получил разрешения на это Училищного совета, школа в 1869 г. была закрыта.

http://pravenc.ru/text/77918.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОЛУБИНСКИЙ Евгений Евсигнеевич (28.02.1834, с. Матвеево Кологривского у. Костромской губ.- 7.01.1912, Сергиевский посад Дмитровского у. Московской губ.), проф. МДА, историк Церкви. Род. в семье свящ. Е. Ф. Пескова, к-рый выбрал ему фамилию в память об известном земляке прот. Ф. А. Голубинском . В 1843-1848 гг. обучался в Солигаличском ДУ, в 1854 г. окончил Костромскую ДС и как лучший ученик был зачислен в МДА на казенный кошт, окончил академию в 1858 г. Церковную историю в МДА преподавал проф. А. В. Горский , оказавший большое влияние на Г. и покровительствовавший ему как земляку. По его предложению Г. написал соч. «Об образе действования православных греко-римских государей в IV, V и VI вв. в пользу Церкви против еретиков и раскольников» на основе большого числа исторических и археологических материалов. 10 февр. 1859 г. за это сочинение он получил степень магистра богословия (по распоряжению Святейшего Синода опубл. в «Прибавлениях к Творениям святых отцов в русском переводе» ). С 1858 г. Г. преподавал в Вифанской ДС риторику, позднее также историю раскола. Здесь же исполнял обязанности библиотекаря. С 12 янв. 1861 г. Г. работал в МДА на кафедре истории Русской Церкви в звании бакалавра, с 28 сент. 1870 г.- экстраординарного профессора. Кроме того, преподавал нем. язык. В 1870 г. предложил создать музей при МДА. Е. Е. Голубинский. Сергиевский посад. Фотография. 1903 г. Е. Е. Голубинский. Сергиевский посад. Фотография. 1903 г. Главные труды Г. посвятил истории Русской Церкви. Вслед за своими предшественниками Московским митр. Платоном (Левшиным) , Киевским митр. Евгением (Болховитиновым) , Московским митр. Макарием (Булгаковым) , Черниговским архиеп. Филаретом (Гумилевским) развивал исторический подход в церковной науке, под влиянием Горского применял критический историко-сравнительный метод. Чтобы лучше понять исторические корни Русской Церкви, Г. в начале научной деятельности активно изучал историю развития Православия у слав.

http://pravenc.ru/text/165317.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЬВОВ Алексей Федорович (25.05.1798, Ревель (ныне Таллин) - 16.12.1870, имение Романь близ Ковно (ныне Каунас)), рус. композитор, скрипач, хормейстер, дирижер, музыкально-общественный деятель, музыкальный теоретик. Автор музыки гимна «Боже, царя храни». Сын Ф. П. Львова . Музыкальное образование получал с 6 лет под рук. отца, затем - лучших педагогов С.-Петербурга, в т. ч. скрипачей-виртуозов Ш. Ф. Лафона, Ф. Бёма, А. Кайзера, теоретиков К. Т. Цейнера (гармония), И. Г. Миллера и И. Л. Фукса (композиция). В 1840 г. получил серию консультаций у Г. Спонтини. Образование определило художественный вкус и высокий артистический профессионализм Л. Как музыкант, он был европейцем, хотя особая выразительность исполнения всегда выдавала в нем русскую душу. Р. Шуман писал об исполнении Л.: «Это словно явление из другого мира; это музыка, которая льется из своих чистейших глубин». Один из лучших выпускников корпуса инженеров Ин-та путей сообщения (1814-1818), служебную карьеру Л. начал на строительстве военных поселений под началом гр. А. А. Аракчеева (1818-1826). С 1826 г. старший адъютант штаба жандармского корпуса А. Х. Бенкендорфа (исполнял обязанности его секретаря, управлял делами Главной квартиры и Собственного Его Императорского Величества конвоя). В 1828 г. по личному выбору имп. Николая I зачислен в его свиту, чтобы сопровождать императора в поездках по России и за рубежом, обеспечивать безопасность и организацию быта государя и всей имп. семьи; был награжден за участие в военных действиях под Шумлой и во взятии Варны. Осенью 1833 г. по поручению государя написал российский гимн, названный первоначально «Молитвой русского народа» и утвержденный как гос. гимн «Боже, царя храни» 31 дек. 1833 г. приказом 188 по войскам гвардии. В награду Л. получил свой 1-й придворный чин флигель-адъютанта, а также золотую табакерку, украшенную портретом императора и бриллиантами, лучший из к-рых был помещен им в ризу чудотворного образа Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В 1847 г. Л. было даровано право внести слова «Боже, царя храни» в фамильный герб всей семьи. Последние чины Л. на гос. службе: генерал-майор свиты Его Императорского Величества (1843), тайный советник со званием гофмейстера (1853), сенатор (1855), обер-гофмейстер с оставлением в должности сенатора (1861).

http://pravenc.ru/text/2110949.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ (Лебедев Петр Васильевич; 12.12.1827, Весьегонский у. Тверской губ.- 23.04.1892, Казань), архиеп. Казанский и Свияжский. Род. в семье дьячка, обучался в Тверском ДУ и в 1843-1849 гг.- в Тверской ДС, в 1849-1853 гг.- в СПбДА, которую окончил 1-м по списку выпускников. Среди его однокурсников были будущие Киевский и Галицкий митр. Феогност (Лебедев) и архиеп. Херсонский и Одесский Иустин (Охотин) . До окончания академии, 28 июня 1853 г., пострижен в монашество, 5 июля рукоположен во диакона, 26 сент.- во иерея и назначен помощником инспектора СПбДС. 29 апр. 1855 г. получил звание магистра богословия. Временно преподавал в семинарии нем. язык. 6 нояб. 1857 г. назначен инспектором семинарии, 14 сент. 1858 г. возведен в сан архимандрита. Являлся членом комитета по строительству семинарских флигелей. С 15 окт. 1859 г. инспектор и экстраординарный профессор догматического богословия СПбДА. Митр. Московский и Коломенский свт. Филарет (Дроздов) в письмах высокопоставленным лицам характеризовал П. как человека безупречной нравственности. 23 авг. 1861 г. П. был назначен ректором Смоленской ДС и настоятелем Авраамиева смоленского в честь Положения Ризы Богородицы во Влахерне мужского монастыря . Служил под началом еп. Смоленского и Дорогобужского Антония (Амфитеатрова) , высоко оценившего молодого архимандрита. Позже, когда владыка Антоний стал Казанским архиепископом, он предсказывал П., что тот будет одним из его преемников в Казани. В 1863 г. П. и неск. преподавателей семинарии направили еп. Антонию рапорт с просьбой ходатайствовать перед Синодом об издании офиц. епархиального ж. «Смоленский епархиальный вестник». В 1864 г. Синод одобрил создание газ. «Смоленские епархиальные ведомости», главным редактором был назначен П., и уже 1 янв. 1865 г. в частной типографии А. Н. Переплётчикова отпечатали 1-й номер издания. 20 дек. 1866 г. П. был назначен ректором СПбДС, членом Комитета по пересмотру академического устава. 21 авг. 1868 г. указом императора П. был определен епископом Выборгским, 2-м викарием С.-Петербургской епархии. 8 сент. 1868 г. в столице состоялась его архиерейская хиротония. С 29 авг. 1869 г. епископ Ладожский, 1-й викарий той же епархии. 8 сент. 1870 г. в присутствии имп. Александра II Николаевича и др. представителей имп. фамилии П. совершил чин освящения 2-этажного здания муж. Николаевской гимназии в Царском Селе. 1 авг. 1869 г. прав. Иоанн Кронштадтский (Сергиев) «всепокорнейше представил... на архипастырское рассмотрение» П. тексты 10 катехизических бесед на «блаженства Евангельские», произнесенные в кронштадтском Андреевском соборе в 1817 г. Епископ, отозвавшись о них положительно, предложил духовной консистории поощрить о. Иоанна «к большему еще усердию в проповедании слова Божия соответствующей наградою» (ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 60. Д. 19. Л. 14).

http://pravenc.ru/text/2578489.html

Павел, архиепископ Казанский и Свияжский (Лебедев Петр Васильевич) Родился 12 декабря 1827 года в Тверской губернии в семье причетника. В 1843 году по окончании Тверской духовной семинарии поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1853 году окончил курс академии; 28 июня пострижен в монашество; 5 июля возведен в сан иеродиакона, 26 сентября – во иеромонаха. 29 апреля 1855 года получил звание магистра. 6 ноября 1857 года назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной семинарии. 14 сентября 1858 года возведен в сан архимандрита. С 15 октября 1859 года – инспектор Санкт-Петербургской духовной академии. С 23 августа 1861 года – ректор Смоленской духовной семинарии и настоятель Смоленского Спасо-Авраамиева монастыря. С 20 декабря 1866 года – ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии. 8 сентября 1868 года хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 29 августа 1869 года – епископ Ладожский, первый викарий той же епархии. С 23 июня 1871 года – епископ Кишиневский и Хотинский. 1 апреля 1879 года возведен в сан архиепископа. С 16 июля 1882 года – архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии и член Святейшего Синода. С 29 сентября 1887 года – архиепископ Казанский и Свияжский. Скончался 23 апреля 1892 года при чтении молитвы Пресвятой Богоматери. Погребен в городе Казани. Архиепископ Павел являл собой «образ мудрого архипастыря, сильного мыслию, пламенного словом, самоотверженного энергией и милостивого сердцем». Был беспристрастным, доступным, в делах Церкви непоколебимым, строгим и справедливым администратором, не допускавшим протекции, пристрастия и лести. Талантливый проповедник, силой своего сердечного, простого слова, исполненного истины, производил глубокое, неотразимое впечатление на слушающих. Бескорыстный, нестяжательный, щедрый к неимущим и бедным. Требовательный в делах, строгий к нарушителям своих обязанностей, однако никогда не оставлявший наказываемых на произвол судьбы, поддерживая невинную семью. Был иногда вспыльчив, но милосерд.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010