Нафанаил (Бойкикев), митр. Пловдивский. Фотография. 1892 г. [болг. Натанаил] (Бойкикев (Стоянов, Станков) Недялко (Нешо); 26.10.1818 (по др. данным, 1820), с. Кучевиште близ г. Скопье - 18.09.1906, Пловдив), митр. Пловдивский Болгарской Православной Церкви, общественный деятель, писатель, переводчик. Род. в крестьянской семье, родной брат болг. революционера Златана Стоянова-Бойкикева. Начальное образование получил в Кучевиштском мон-ре в честь архангелов Михаила и Гавриила под рук. иером. Манасии, к-рого всю жизнь считал своим духовным наставником. В апр. 1835 - июле 1836 г. изучал слав., болг. и греч. языки у Н. Тонджорова в г. Самокове. Затем переехал в г. Прилеп, где учился у Г. Самуркашева, вместе с к-рым перевел с греческого на болг. язык трактат «Еврейское служение и все их злодейства...» (Служение еврейско и все злотворение нихно со показание от свещено и божествено писание ветхо и новое. [Солун], 1839). Решил принять монашество на Афоне, однако родители не поддержали его желание, поэтому весной 1837 г. обручился с односельчанкой. Потом без ведома родителей ушел на Афон и 27 июня 1837 г. в мон-ре Зограф принял монашество. С согласия российского правительства 20 авг. 1839 г. был зачислен в Кишинёвское ДУ. Летом 1840 г. посетил Одессу, где познакомился с болгарскими просветителями В. Априловым и Ж. П. Русевым (известным под псевдонимом Захария Княжеский), с которым впоследствии поддерживал переписку. С этого времени активно участвовал в болгарском культурном движении в Российской империи. В 1840/41 г. перевел с русского на болгарский язык «Краткий катехизис» митр. Московского Филарета (Дроздова) (Сокращений катихизис. М., 1847), «Поучение святительское к новопоставленному иерею» (Святителское поучение к новопоставленнаго свещеника, което е изписано из правилата на святи апостоли и святи отци. М., 1847. Новий Сад, 18562) и совместно с З. Княжеским «Зерцало христианское» (Зерцало или Огледало християнское, което содержава мисли спасителни и увещания душеполезни и весма нужни за всякаго християнина, който желае да познай своето християнско живеяни и евангелската истина. М., 1847). Летом 1843 г. в Одессе участвовал в собрании (вече) болг. студентов, выступивших за активную пропаганду среди болгар идеи восстановления независимой от К-польской Патриархии Болгарской Церкви.

http://pravenc.ru/text/2564772.html

(1.07.1813, С.-Петербург - 11.12.1898, там же), архит., акад. архитектуры (1847), почетный член имп. АХ (1896); крестник имп. Марии Феодоровны; в браке с Камиллой Альбертовной, дочерью архит. А. К. Кавоса (проектировал здание Мариинского театра и др.), имел 5 сыновей и 2 дочерей (Екатерина - жена скульптора Е. А. Лансере, мать художников Е. Е. Лансере и З. Е. Серебряковой). Окончил имп. АХ с большой золотой медалью (1827-1836). В 1836-1840 гг. под рук. проф. К. А. Тона принимал участие (как чертежник) в строительстве ц. Введения во храм Пресв. Богородицы (Загородный пр.), возведении храма Христа Спасителя (как рисовальщик; с 1838), а также Большого Кремлевского дворца и Малого театра в Москве. С 1840 по 1846 г. обучался за границей на казенный счет. Посетил Германию, Австрию, Францию, Англию, Швейцарию и Италию, откуда привез альбомы и архитектурные обмеры, выполненные совместно с товарищами по АХ (нек-рые хранятся в ГРМ; часть издана в Париже в 1877). В 1847 г. по особому благоволению имп. Николая I зачислен на службу в Кабинет Его имп. величества. Выполнил ряд прикладных работ для имп. семьи, в т. ч. католич. алтарь из малахита в дар кор. Сардинии Карлу Альберту. С сер. 40-х гг. служил в Петергофском дворцовом правлении (главный архитектор), в 1-м округе Мин-ва путей сообщения (старший архитектор), в Департаменте сельского хозяйства (с 1852), был главным архитектором имп. театров (1863), гласным городской думы С.-Петербурга (с 1868) и др. В 1890-1893 гг. председатель С.-Петербургского об-ва архитекторов. Автор многочисленных гражданских сооружений (напр., здания совр. Академии им. Тимирязева в Москве), а также храмов, среди них - церковь в визант. стиле ансамбля в Лисино под С.-Петербургом (1858-1862), проект церкви в Высоком (1867-1871), церковь в имении Павлова в Екатеринославской губ. Награжден орденами св. Владимира 4-й и 3-й степени, св. Анны 1-й степени и св. Станислава 2-й степени, ему даровано право потомственного дворянства (герб внесен в 16-й т. Общего гербовника дворянских родов Российской империи за 104 от 28 мая 1897). Похоронен в семейном склепе Б. в зап. части цокольного этажа католич. ц. в честь Посещения Пресв. Девы Марии на Выборгской стороне (угол совр. Минеральной ул.), сооруженной им в 1856-1859 гг. (колокольня пристроена в 1877-1879).

http://pravenc.ru/text/78098.html

Скачать epub pdf Часть первая. Документы по истории Русской духовной миссии в Иерусалиме Раздел 1. Русская духовная миссия в Иерусалиме (1847–1918) Предисловие Документы раздела сгруппированы в пять циклов, соответствующих пяти хронологическим периодам в истории миссии. Первый подраздел включает документы об учреждении и первом периоде деятельности РДМ при первом её начальнике архимандрите Порфирии (Успенском ; 1847–1854), второй – о наиболее сложном времени в истории РДМ под началом епископа Кирилла (Наумова ; 1857–1864) и архимандрита Леонида (Кавелина ; 1864–1865). Следующая группа документов связана с деятельностью архимандрита Антонина (Капустина ; 1865–1894). Четвёртая группа с деятельностью преемников Антонина архимандритов Рафаила (Трухина, 1894–1899) и Александра (Головина, 1899–1903). Заключительный подраздел составляют документы, посвящённые трудам последнего предреволюционного начальника РДМ архимандрита Леонида (Сенцова; 1903–1918). Возникновение Русской духовной миссии в Иерусалиме относится к 1840-м годам, когда задачи противостояния инославной пропаганде, с одной стороны, и достойного представления национальных интересов на Ближнем Востоке, с другой, понудили правительство Николая I найти инструмент эффективного влияния в регионах, входивших в состав Иерусалимского, Антиохийского и Александрийского Патриархатов Православной Церкви. Требование соблюдения древних канонических норм делало задачу чрезвычайно тонкой и щепетильной. Соответственно предыстория и первый период существования миссии носят черты чрезвычайной, может быть, даже чрезмерной осторожности, характерной в целом для внешнеполитических акций К. В. Нессельроде. Этими чертами характеризуются первые документы раздела: от всеподданнейшего доклада 13 июня 1842 г. (документ 1) до инструкции МИД первому начальнику Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандриту Порфирию (Успенскому) от 28 августа 1847 г. (документ 6). Важнейшим документом раздела является отчёт (донесение) Порфирия, представленный по возвращении первого состава миссии в Петербург в связи с началом Крымской войны (документ 7). Отчёт оставляет двойственное впечатление, что типично для полуофициальных и даже официальных бумаг архимандрита (впоследствии епископа) Порфирия, который по особенностям характера не мог не придавать даже официальным текстам характерной «личностной» окраски, до сарказма и элементов юродства включительно. В целом в оценке документа приходится согласиться с мнением такого авторитетного (и тоже очень «личного») критика, как В. Н. Хитрово (см. его работу в части 2 настоящего тома), считавшего, что деятельность миссии в первый период (до Крымской войны) была малоуспешной, чтобы не сказать бесплодной. Поэтому столь большое место в официальном отчёте начальника занимают такие случайные и посторонние, по сути дела, эпизоды, как «вставная новелла» о спасении им от расправы вифлеемского прелюбодея.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

2 12 апреля на 22-м году от рождения в Ницце скончался наследник престола цесаревич Николай Александрович. 3 4 апреля 1866 г. было совершено покушение на жизнь императора Александра II. 4 В Собрании мнений и отзывов митрополита Филарета, V.881, прямо: «Сестра Ваша». 5 Дворянка Харьковской губернии Ю.Н. Перова. Приехала в Москву в 1841 г. для лечения тяжелой болезни и скончалась 26 ноября 1853 г. 6 Митрополит Платон (Левшин). — Прим. сост . 7 16 ноября, в Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры ее наместником, архимандритом Симеоном, В.М. Дроздов был пострижен в монашество. — Прим. сост . 8 Митрополит Платон (Левшин). — Прим. сост . 9 Митрополит Амвросий (Подобедов) и архиепископ Феофилакт (Русанов). 10 О если бы удалось быть хорошим человеком и менее беспокоиться о том, будет ли мне хорошо ( лат .). 11 В оригинале все имена названы полностью, но при печатании оставлены только начальные буквы. 12 Николай Николаевич Муравьев (1768—1840), генерал-майор, основатель Московского училища колонновожатых. — Прим. сост . 13 Кормчая книга — древнейший сборник церковного права, составленный на основе византийских канонов. — Прим. сост . 14 Митрополит Серафим (Глаголевский). — Прим. сост . 15 Князь П.С. Мещерский — Прим. сост . 16 Епископ Антоний (Рафальский), рукоположен 8 июля 1834 г. — Прим. сост . 17 Августин (Сахаров), епископ Оренбургский, живший на покое в Москве. — Прим. сост . 18 Поликарп (Гайтанников), архим. (†1837). — Прим. сост . 19 Свят. Мелетий (Леонтович), в 1831—1835 гг. архиепископ Иркутский. — Прим. сост . 20 Иннокентий (Александров), епископ Иркутский. — Прим. сост . 21 У А.Н. Муравьева были братья Николай (1794—1866), Михаил (1796—1866) и Сергей (1809—1847). — Прим. сост . 22 Эчмиадзин — монастырь армянской церкви, известный богатым собранием рукописей. — Прим. сост . 23 Имеется в виду Лазарев Христофор Иоакимович (1789—1871), сибирский заводчик, один из основателей и попечитель Лазаревского института восточных языков в Москве. — Прим. сост . 24 Архиепископ Владимирский. — Прим. публ .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2676...

42. 1416 г. сентября 23. Его же грамота Псковичам против стригольников Из рукописи Румянц. Музея 204, л. 406 об.–412; сверена со списком, находящимся в Синод. Сборнике 562, л. 319–324, по которому издана была в I томе «Актов Исторических» под 21. А си грамота о стриголничех Благословение Фотия, митрополита киевского и всея Руси, в Псков, о Святом Духе детям моим, посаднику и тысяцкому 1839 , и старым посадником и тысяцким, и всему священническому и иноческому чину, и всему христоименитому Господню исполненью, святому людству, обретающимся всем в богоспасаемой державе псковской. О чада о Господе возлюбленные нашего смирения! Много уверенье и пользу душевную имею 1840 , слыша ваше 1841 благочестие; но еже 1842 слышах от писанья ваших священников о 1843 отлучающихся Божьего закона и православия, зовомых стригольниками, и смути мя, чада мои, скорбь о сем не мала, и не усыпающ о сих ум имею и поисках в божественных правилах, и 1844 пишу вам и ради тех 1845 уверения, еже среде вашей православной веры суть тии 1846 зовомые стриголники 1847 , помраченные прелестью дьявольской и ослепленные злобой 1848 лукавства своего, и не видят 1849 света истинного Христа, ни разумеют праведных судеб его, и не сведят 1850 истинных путей его. Ино 1851 , сынове, и сами ведаете по божественному писанию, колико шатание и неистовство и укор и мятеж, бывший преже на истинную и на православную христианскую веру и на Божью церковь от несмысленного и суетословного и бесстыдного Ария, и Нестория, и Македония, и Севгира, и Манента, и Оригена и прочих проклятых; и тии окаянные пагубу 1852 токмо себе исходатаивше и огнь вечный себе приобретше 1853 , уготованный диаволу и аггелом его; а церкви Божья, утвержденная Богом и данным нам законом новым, и огражена повелениями апостольскими, и укрепляема божественными 1854 святых Отцов правилами семи соборов, и светится паче солнца, яко сущее небо земное украшена, и красящеся 1855 непобедимым благолепием православия. И глаголет убо о сих правило 31 [святых Апостолов] 1856 : «Аще, рече, кто от пресвитер, ничтоже сведый зазорство своему епископу, ничтоже о благочестивой вере погрешившу благочестиву ему бывшу убо 1857 к Богу, к человекам же праву сущу, восхочет же любоначальства ради низринуться, и особь водрузит 1858 жертвенник, и собор творя и службу, таже в первых и в других и в третьих крат воззван будет от своего епископа от таковой прелести, и не послушает, но пребывает в том же злочестии, сам убо, яко любоначальник и мучительное дело являя пребывает, да извержен будет: и иже с ним единомысленники, аще убо клирики суть, и тии да 1859 извержены будут; аще ли миряне суть, да отлучены будут».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Афанасий, архиепископ Астраханский и Енотаевский (Дроздов Александр Васильевич) Родился в 1800 году в селе Умриненково Белевского уезда Тульской губернии в семье священника. По окончании курса Тульской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию. 18 декабря 1823 года пострижен в монашество. 20 октября 1824 года окончил курс академии со степенью магистра. 21 ноября того же года рукоположен во иеромонаха и оставлен при академии бакалавром. 23 августа 1828 года назначен ректором Пензенской духовной семинарии. С 16 сентября 1828 года – архимандрит Краснослободского Крестовоздвиженского монастыря Пензенской епархии. С 17 июля 1829 года – ректор Костромской духовной семинарии, а с 27 июля того же года – настоятель Костромского Богоявленского монастыря. В декабре 1837 года утвержден ректором Рязанской духовной семинарии и настоятелем Рязанского Спасского монастыря. С 4 апреля 1840 года – ректор Херсонской духовной семинарии и архимандрит Одесского Успенского монастыря. 29 ноября того же года назначен настоятелем Одесского Успенского собора. С 14 апреля 1841 года – ректор Санкт-Петербургской духовной академии и управляющий Ростовским Богоявленским монастырем. 15 августа 1842 года хиротонисан во епископа Винницкого, викария Подольской епархии. С 13 января 1847 года – епископ Саратовский. С 15 апреля 1856 года – епископ Астраханский. 23 марта 1858 года возведен в сан архиепископа. 6 апреля 1870 года уволен на покой в Астраханский Болдин монастырь, а впоследствии переведен в Московский Данилов монастырь. Скончался 7 декабря 1876 года. По выражению архиепископа Никанора (Бровковича) , «этот иерарх был если не чудо по учености, по громадности смысла, то явление феноменальное, в своем роде исключительное». В период ректорско-преподавательской деятельности он отличался порывистостью в своих действиях, ум имел острый, способный врываться в глубь предметов, обладал небывалой памятью, без устали и перерывов занимался изучением классической светской и духовной литературы. Он в совершенстве знал несколько языков: еврейский, латинский, греческий, французский, немецкий, основательно английский, занимался изучением итальянского.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Верхнее Мячково. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы , Николая Чудотворца , Илии Пророка Год постройки:Между 1764 и 1770. Трапезная - 1840-1847. Архитектор:И.П. Лутохин (трапезная) Ссылки:     Адрес: Раменский район с. Верхнее Мячково, ул. Центральная, д. 100-а Координаты: 55.546872, 37.982844 Проезд: Электричкой от Казанского вокзала по Рязанскому направлению до станции Быково (около 1 часа), далее автобус до Верхнего Мячкова. На автомобиле из Москвы по Новорязанскому шоссе (М5, Е30) до деревни Островцы, правый поворот на Лыткарино, у базы металлопроката (Тураевская промзона) левый поворот. От п ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Электричкой от Казанского вокзала по Рязанскому направлению до станции Быково (около 1 часа), далее автобус до Верхнего Мячкова. На автомобиле из Москвы по Новорязанскому шоссе (М5, Е30) до деревни Островцы, правый поворот на Лыткарино, у базы металлопроката (Тураевская промзона) левый поворот. От поворота у базы 2км до храма. На автобусе 364 из Москвы от метро «Домодедовская», выйти у села Нижнее Мячково, от м. " Кузьминки " 348,348э до автостанции, далее Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Во второй половине XIV века к великому князю Дмитрию Иоанновичу Донскому в Москву явился сродник Тевризского царя Олбуга (Тевризским царством называли на Руси юг Золотой орды). Он остался жить в Московии и при крещении получил имя Еремий. Его внук Иван Яковлевич, живший приблизительно во второй половине XIV века, получил прозвище Мячка (от слова «мячить» - мямлить, говорить протяжно и неясно). Он стал основателем рода Мячковых. Неподалеку от впадения реки Пахры в Москву-реку Иван Яковлевич Мячка основал село Мячково. Это место славилось залежами белого камня (известняка). Впоследствии ставший знаменитым белый камень, который в больших количествах добывался на каменоломнях в устье реки Пахры в районе села Мячково, стали называть «мячковским мрамором». Позднее Иван Яковлевич продал село Мячково Островецкого стана великой княгине Софье Витовтовне, в 1453 году княгиня в своем завещании упоминает село как куплю.

http://sobory.ru/article/?object=04006

Вятка (Киров). Собор Александра Невского. Александро-Невский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты 30 августа 1839 года по старому стилю в Вятке состоялась торжественная церемония закладки храма во имя Александра Невского, сооружаемого на добровольные пожертвования в память посещения города императором Александром I в 1824 году. Назначенный быть приходским храмом (к нему были причислены все прихожане Богоявленской церкви), он отличался от всех построенных на Вятке церквей необычной композицией. Все три его престола размещались в одном объёме, одном здании. У него не было ни привычных для вятичей боковых пристроек-приделов, ни традиционной трапезной, ни башни-колокольни. Основное (центральное) помещение для молящихся было перекрыто куполом, который покоился на четырёх массивных опорах. В окружающем круглый зал кольцевом пространстве размещались алтари: главный престол во имя Александра Невского и два придельных; при них были небольшие молельные залы. Во втором этаже над приделами находились хоры, куда вели спиральные лестницы внутри массивных купольных опор. Необычным был и крестообразный план собора, характерный для византийской храмовой архитектуры. Проект собора по заказу городского общества выполнил ссыльный академик Александр Лаврентьевич Витберг. Автор неосуществлённого проекта храма Христа Спасителя на Воробьёвых горах в Москве, несправедливо обвинённый в злоупотреблениях, отстранённый от дел и сосланный в Вятку, он именно здесь получил возможность осуществить свои идеи в архитектуре вятского собора и хотя бы на время вернуть себе душевное равновесие и уверенность в том, что его талант ещё будет востребован. Наблюдение за осуществлением проекта «по искусственной части» в 1839 - 1840 годах вёл сам автор; позднее надзор за строительством осуществлял помощник, а затем - губернский архитектор И. Т. Соловкин при эпизодическом участии А. С. Миртова и А. Ф. Глазырина. Каменную кладку собора выполнили артели нижегородских крепостных мастеров И. П. Смирнова и Ф. Г. Тюрина (в 1847 - 1848 годах - их сыновей А. И. Смирнова и М. Ф. Тюрина). Все остальные строительные работы выполнены вятскими мастерами.

http://sobory.ru/article/?object=23541

Глинково. Церковь Корсунской иконы Божией Матери. Корсунская церковь Карта и ближайшие объекты Корсунская церковь построена в 1825-1834 гг. на средства прихожан. Кирпичное оштукатуренное здание стиля ампир отличается простотой и монументальностью форм, сдержанностью декоративной отделки. Двусветный одноапсидный четверик храма с купольной ротондой и боковыми дорическими портиками в актах принадлежит к распространенному типу сельских культовых построек своего времени. Своеобразна своей архаизирующей структурой его трапезная. При небольшой площади она разделена двумя столбами, несущими лотковый и коробовый своды поперечной ориентации. Объемная композиция памятника обеднена разборкой трехъярусной колокольни 1847 г. Основным мотивом разработки фасадов служит квадровый руст, покрывающий две трети высоты стен алтаря и трапезной. Окна, совпадающие с осями композиции, акцентированы арочными нишами. Карнизы деревянные. Целостность интерьера нарушена. На стенах фрагментарно сохранилась масляная живопись второй половины XIX в. Иконостасы отсутствуют. Корсунская церковь в старинном селе Глинково строилась с 1825 по 1834 гг. До этого времени в селе, известном с XIV века, находилась деревянная церковь, которая к 20-м годам XIX века довольно обветшала. Средства на проведение строительных работ были пожертвованы самими прихожанами. Кирпичая церковь выстроена в стиле ампир. Её формы просты и в то же время монументальны. Декоративная отделка здания отличается сдержанностью, минимализмом. Купольная ротонда венчает двусветный четверик с одной апсидой, который украшают боковые дорические портики. По сути, церковь является типичной сельской культовой постройкой начала XIX столетия. К четверику основного объёма с запада пристроена трапезная с приделом Двенадцати Апостолов. Небольшую трапезную разделяют два столба. Они служат опорами для двух сводов поперечной ориентации - лоткового и коробового. Композицию здания обедняет отсутствие колокольни: она была построена в 1840 году, состояла из трёх ярусов и была разрушена в советское время. Стены трапезной и алтаря на две трети покрыты квадровым рустом. Окна находятся в арочных нишах. Оконные проёмы совпадают с осями композиции здания. Карнизы изготовлены из дерева.

http://sobory.ru/article/?object=00040

Димитракопулос Софоклис Монашеское поприще На Хиосе, давшем православному миру немало святых, состоялся главный выбор Анастасия Кефаласа – путь служения Церкви. В 1873 году он, тридцатилетний сложившийся человек, твердо осознавший свою цель и способный принимать ответственные решения, уступил учительскую должность родному брату Хараламбосу 33 и ушел послушником в местную обитель Неа Мони. Там 7 ноября 1876 года после трехлетнего искуса совершился его монашеский постриг с именем Лазарь, в честь преподобного Лазаря († 867), память которого приходится на этот день 34 . В кодексе монастыря сохранилась собственноручная его роспись: «1876 г., 7 ноября, я, монах Лазарь Кефалас, причисленный к синодии Неа Мони, внес положенную сумму – 200 гросий». Помимо обычных иноческих послушаний, он, по свидетельству подвизавшегося там в это же время протосинкелла 35 Хиосской митрополии и будущего игумена Неа Мони Кирилла Трехакиса (1847–1928), был «в обители дидаскалом 36 и секретарем... усердно трудясь». Этот же период его жизни связан с посещением острова Парос (родины святого Афанасия). Здесь, кроме подворья своего монастыря, монах Лазарь побывал в известной Лонговардской обители, где познакомился с другим великим колливадом – преподобным старцем Арсением (1800–1877; канонизирован в 1967, память 31 января). Кроме живого примера колливадов 37 , выдающуюся роль в «добром изменении» монаха Лазаря сыграла и духовная дружба с рассудительнейшим старцем Пахомием Ареласом (1840–1905). Принадлежа к неамонийской братии, старец Пахомий ради более сурового жития удалился в близлежащий скит Святых Отцов на Овчей горе. Он славился глубоким благочестием, незлобием и человеколюбием. Духовная их дружба продолжалась до самой смерти отца Пахомия. Недавно опубликованные два письма митрополита Нектария к старцу исполнены любви и глубочайшего благоговения. Так, в первом, от 15 мая 1902 года, святой называет своего друга «преподобнейший во Христе брате и отче Пахомие» и просит ответить ему «собственноручно» в доказательство того, что подорванное его здоровье улучшилось: «Желал бы, чтобы Вы написали о себе собственноручно, дабы увериться, что Вы вполне оправились от немощи и вернулись к духовным трудам». Второе письмо, от 23 июня 1903 года, пронизано ностальгией по памятным для обоих и духовно наполненным дням в скиту на Овчей горе:

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010