ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ A.C. 1863-1919. История ЛАТЫШЕВ В.В. 1855-1921. Классическая филология и археология ЛЯПУНОВ A.M. 1857-1918. Прикладная математика. МАРКОВ A.A. 1856-1922. Математика. МАРР Н.Я. 1864-1934. Литература и история азиатских народов. МИЛЛЕР В.Ф. 1848-1913. Русский язык и словесность НАСОНОВ Н.В. 1855-1939. Зоология НИКИТИН П.В. 1849-1916. Классическая филология и археология ОЛЬДЕНБУРГ С.Ф. 1863-1934. Литература и история азиатских народов ПАВЛОВ И.П. 1849-1936. Сравнительная анатомия и физиология РАДЛОВ В.В. 1837-1918. Литература и история азиатских народов РЫКАЧЕВ М.А. 1840-1919. Физика СОБОЛЕВСКИЙ А.И. 1856-1929. Русский язык и словесность СОНИН Н.Я. 1849-1915. Математика СТЕКЛОВ В.А. 1863-1926. Прикладная математика УСПЕНСКИЙ Ф.И. 1845-1928. История и древности русские ФАМИНИЦЫН A.C. 1835-1918. Ботаника ФОРТУНАТОВ Ф.Ф. 1848-1914. Русский язык и словесность ЧЕРНЫШЕВ Ф.Н. 1856-1914. Геология ШАХМАТОВ A.A. 1864-1920. Русский язык и словесность ЯГИЧ И.В. 1838-1923. Русский язык и словесность ЯНЖУЛ И.И. 1846-1914. Политэкономия и наука о финансах   Почетные академики Отделения русского языка и словесности по разряду изящной словесности   K.P. (вел. кн. К.К. Романов). 1858-1915. Поэт КОНИ А.Ф. 1844-1927. Юрист и общественный деятель АРСЕНБЕВ K.K. 1837-1919. Публицист, юрист, земский деятель БОБОРЫКИН П.Д. 1836-1921. Писатель КОТЛЯРЕВСКИЙ H.A. 1863-1925. Литературовед ОВСЯНИКО-КУЛИКОВСКИЙ. 1858-1920. Литературовед и языковед БУНИН И.А. 1870-1953. Писатель   Почетные члены Императорской Академии Наук   Этого почетного звания были удостоены 42 политических и общественных деятеля и ученых, в том числе 13 зарубежных. Среди них были Император Николай II, Великие Князья Г.М., K.K, Н.М. и П.А. Романовы, Король Италии Виктор-Эммануил III, Король Швеции Густав V, Королева Румынии Елизавета, Король Черногории Николай I, Принц и принцесса Ольденбургские, Принц Монако Альберт I, ряд высших государственных сановников Российской империи, например, С.Ю. Витте и др. Из выдающихся русских ученых этого звания были удостоены:

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/08/...

Но с наступлением мира, именно в 1817 году она сразу поднялась до значительной цифры 22,240. В виду начавшегося быстрого возрастания европейской эмиграции конгресс принял меры к регулированию её, учредил статистические комитеты, по отчетам которых и можно проследить постепенный ход эмиграции. За последние шестьдесят лет ход эмиграции представляется в таком виде 312 (год – число переселенцев): 1820 – 8,385; 1821 – 9,127; 1822 – 6,911; 1823 – 6,354; 1824 – 7,912; 1825 – 10,199; 1826 – 10,837; 1827 – 18,875; 1828 – 27,382; 1829 – 22,520; 1830 – 23,322; 1831 – 22,633; 1832 – 60,482; 1833 – 58,640; 1834 – 65,365; 1835 – 45,374; 1836 – 76,242; 1837 – 79,340; 1838 – 38,914; 1839 – 68,069; 1840 – 84,066; 1841 – 80,289; 1842 – 104,565; 1843 – 52,496; 1844 – 78,615; 1845 – 114,371; 1846 – 154,416; 1847 – 234,968; 1848 – 226,527; 1849 – 297,024; 1850 – 369,980; 1851 – 379,466; 1852 – 371,603; 1853 – 368,645; 1854 – 427,833; 1855 – 200,877; 1856 – 195,857; 1857 – 246,945; 1858 – 119,501; 1859 – 118,616; 1860 – 150,237; 1861 – 89,724; 1862 – 89,007; 1863 – 174,524; 1864 – 193,195; 1865 – 247,453; 1866 – 167,757; 1867 – 298,967; 1868 – 282,189; 1869 – 352,768; 1870 – 387,203; 1871 – 321,350; 1872 – 404,806; 1873 – 459,803; 1874 – 313,339; 1875 – 227,498; 1876 – 169,986; 1877 – 141,857; 1878 – 138,469; 1879 – 177,826; 1880 – 457,257. Итого за шестьдесят лет 10,138,758. Если к этому числу прибавить количество переселенцев, прибывших до 1820 года, которое определяется в 250,000 человек, и количество переселенцев за вторую половину календарного 1880 года, не вошедшую в этот счет, то все количество переселенцев, нашедших в Америке новое отечество для себя, будет около десяти с половиною миллионов (10.500.000) человек, – число, которое вместе с тремя с половиною миллионами первоначального населения вполне достаточно для объяснения всего количества жителей Соединенных Штатов, как оно определено последним цензом. В представленный счет входят все переселенцы, какие только прибыли в пределы Соединенных Штатов из всех стран света.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rimski...

Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в Валаамском мон-ре. 1849-1853 гг. Литография. 2-я пол. XIX в. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в Валаамском мон-ре. 1849-1853 гг. Литография. 2-я пол. XIX в. В начале творческого пути Г. придерживался классицистического стиля (усадьба Орловых-Денисовых в Коломягах, 1839-1841, С.-Петербург, Главная ул., 32) или форм ранней эклектики, преимущественно неоренессанса и т. н. помпейского стиля, иногда с элементами неоготики (перестройка дома А. Ф. Шишмарёва в С.-Петербурге (1840-1841); римско-католич. семинарии в Минске (1839-1840), коллегии в С.-Петербурге, перестроенной из бывш. дома Г. Р. Державина (1848-1850, начало работы над проектом в 1845, проект удостоен папой Пием IX золотой медали), дачи на Аптекарском и Каменном о-вах). Он принял участие в конкурсе на строительство храма-памятника в ознаменование победы в Полтавской битве (1840). Новый этап в творчестве Г. обозначила работа над проектами для Валаамского мон-ря и Троице-Сергиевой пуст., к к-рым его привлекли свт. Игнатий (Брянчанинов) , в то время благочинный мон-рей С.-Петербургской епархии и настоятель пустыни, и настоятель Валаамского мон-ря (1839-1881) игум. Дамаскин (Кононов). По заказу игум. Дамаскина Г. полностью перестроил старый скит во имя Всех святых на Скитском о-ве: 8 жилых и хозяйственных корпусов были встроены в 4-угольную ограду с башенками по углам, воротами в центре с каждой стороны (1840-1844). 2-этажная ц. во имя Всех святых (1846-1850) с верхней ц. во имя Всех небесных сил бесплотных заняла центральное положение на территории скита. В ее архитектуре Г. соединил черты неороманского и рус. (в отделке шатровой колокольни) стилей. В 1849-1853 гг. на Крестовом о-ве по проекту Г. была сооружена каменная ц. во имя свт. Николая Чудотворца - столпообразная, увенчанная шатром постройка (высота 32,5 м) в рус. стиле. Церковь играет важнейшую роль в монастырском ансамбле, являясь архитектурной доминантой при входе кораблей с Ладожского оз. в главную Монастырскую бухту. С постройкой Г. к юго-востоку от церкви 2-этажного келейного корпуса (1858) возник Никольский скит.

http://pravenc.ru/text/166233.html

О праздниках Богородичных Дни Богосл. ч. I, стр. 81–104. Празд. Чт. 1840 4. Введение во храм Пресвятой Богородицы тоже 1839 35.Торжник живоносного источника Пресвятой Богородицы Воскрество и таинство введения во храм Пресвятой Богородицы Воскр. Чт. 1850 33 Введение во храм Пресвятой Богородицы Христ. Чт. 1832. Ноябрь. Праздники в честь св. икон Богородицы Дни Богослуж. ч. I, стр, 105–171. О Владимирской иконе Воскр. Чт. 1846 12. О Феодоровской тоже 1844 15. Письмо о почитании Пресв. Богородицы в св. Ея иконах Приб. к Твор. св. отцев 1844 кн. 1. О Толгской иконе Воскр. Чт. 1852 20. Донской 21. О Троеручице Воскр. Чт. 1853 12; Одигитрии 15; Грузинской 18; Лидской 10; Купятицкой 31. Казанской Прав. Собес. 1858 декабрь; Положение ризы Богородицы во Влахерне. Воскр. Чт. 1839 15. Положение пояса тоже, 1840 22. Успение Божией Матери, как начало Ея прославления, Воскр. Чт. 1851 19, Гробница Богородицы тоже, 1843 18. Праздники святых О почитании Ангелов Дни Богосл. ч. I. стр. 188– 91. Григория Двоеслова об Ангелах Христ. Чт. окт. 1841. Ангелы–друзья человека Воскр. Чт. 1841 17. Учение священного писания об Ангелах тоже 1851 31. Григория Двоеслова о чинах Ангельских тоже 1846 37. Об Ангеле хранителе тоже 1845 30. Ангел мира Скриж. ч. 2 стр. 30 Дмитрев. стр. 141. Об Ангелах хранителях приб. к Твор. Св. О. 1849 кн. 4. Дионисия Ареопагита почему небесным чинам усвоено название вестников Воскр. Чт. 1854 31. Празднование Ангелам Дни Богосл. ч. 1 стр. 191– 196. Св. Архангел Гавриил Воскр. Чт. 1853 13. Собор Архангела Гавриила тоже 1844 52. Св. Архистратиг Господень Михаил тоже 33. Св. Златоуста о Серафимах, окружающих престол Божий тоже 1846 Св. Архангел Рафаил тоже 1853 30. Пророки Дни Богосл. ч. 1 стр. 198–9. Св. Епифания Кипрского о пророках, их кончине и месте погребения Воскр: Чт. 1846 14. Праздники в честь св. Иоанна Предтечи Дни Богосл. ч. I. стр. 199–212. Св. Иоанна Предтеча по сказанию четырех Евангелистов Воскр. Чт. 1853 23. Жизнь и служение св. Иоанна Предтечи Христ. Чт. 1853 сент. Темница св. Иоанна Крестителя Воскр. Чт. 1854 21. Св. Иоанн Пророк, Предтеча и Креститель Господень Воскр. Чт. 1840 43. Сретение главы Предтечи там же 48. Св. Иоанн Предтеча тоже 1839 10. Первое и второе обретение главы Предтечевой тоже 1846 46. Церковный праздник 12 октября тоже 1844 30. Св. Илия Пророк и св. Иоанн Предтеча тоже 1848 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Одним из наиболее важных направлений деятельности архиерея была борьба с распространением старообрядчества и сектантства. В 1838-1844 гг. открылись 3 новые единоверческие церкви: на Златоустовском заводе, в селах Берёзовка и Красный Яр (Челябинский у.), что привело к переходу в единоверие казаков Уйской ст-цы (Троицкий у.) и ряда др. селений. В 1838-1847 гг. в Челябинском у. в единоверие перешли 1705 чел. (ок. 7% живших в уезде старообрядцев). В 1842 г. более 2 тыс. прихожан старообрядческой Успенской часовни в Уральске перешли в единоверие, часовня стала единоверческой церковью. В 1847 г. в Уфе, как и в др. епархиях, был учрежден секретный Совещательный комитет по делам о раскольниках и отступниках от Православия под председательством епископа. Комитет отменил прием в Оренбургское казачье войско старообрядцев из податных сословий, запретил духовенству венчать старообрядцев (в случае смешанных браков), содействовал открытию единоверческих церквей. В 1845 г. в епархии появилось благочиние единоверческих церквей, к-рых к 1849 г. насчитывалось 23. В 1838 г. Юрюзанский старообрядческий жен. скит в Златоустовском у. преобразован в единоверческий скит; в 1849 г. муж. скит был обращен в Воскресенский единоверческий муж. мон-рь (см. Воскресения Господня мужской монастырь ) - первый на Юж. Урале. Он вел работу среди старообрядцев-поповцев на Белорецком, Златоустовском и Саткинском заводах и в примыкающих к ним деревнях Златоустовского у. Массовый переход уральских старообрядцев в единоверие состоялся в связи с уничтожением в 1858-1859 гг. местных старообрядческих центров - Сергиевского и Бударинского скитов и с обращением Бударинской и Илекской часовен в единоверческие церкви. К 1862 г. в правосл. Церковь перешли более 2500 чел. В 1840 г. были преобразованы учебные программы Оренбургской ДС, Уфимского, Бугульминского и Челябинского духовных уч-щ, для последнего в 1846-1848 гг. построено каменное здание. В 1850 г. в духовных учебных заведениях Оренбургской епархии обучались 711 чел., из них 193 ученика - на казенном содержании: в Оренбургской ДС учились 169 чел., в 3 уездных духовных уч-щах - 262 чел., в 3 приходских уч-щах - 280 чел. В кон. 1837 г. в Оренбургской епархии появились народно-церковные школы, в 1842 г. началось создание системы сельских приходских уч-щ Мин-ва гос. имуществ с привлечением к преподаванию священнослужителей. Росло количество казачьих приходских уч-щ, задачей которых было препятствовать распространению старообрядчества среди казачества. В 1849 г. в Оренбургской епархии действовали ок. 50 приходских уч-щ, в к-рых обучались более 800 чел.

http://pravenc.ru/text/2581499.html

42. 1416 г. сентября 23. Его же грамота Псковичам против стригольников Из рукописи Румянц. Музея 204, л. 406 об.–412; сверена со списком, находящимся в Синод. Сборнике 562, л. 319–324, по которому издана была в I томе «Актов Исторических» под 21. А си грамота о стриголничех Благословение Фотия, митрополита киевского и всея Руси, в Псков, о Святом Духе детям моим, посаднику и тысяцкому 1839 , и старым посадником и тысяцким, и всему священническому и иноческому чину, и всему христоименитому Господню исполненью, святому людству, обретающимся всем в богоспасаемой державе псковской. О чада о Господе возлюбленные нашего смирения! Много уверенье и пользу душевную имею 1840 , слыша ваше 1841 благочестие; но еже 1842 слышах от писанья ваших священников о 1843 отлучающихся Божьего закона и православия, зовомых стригольниками, и смути мя, чада мои, скорбь о сем не мала, и не усыпающ о сих ум имею и поисках в божественных правилах, и 1844 пишу вам и ради тех 1845 уверения, еже среде вашей православной веры суть тии 1846 зовомые стриголники 1847 , помраченные прелестью дьявольской и ослепленные злобой 1848 лукавства своего, и не видят 1849 света истинного Христа, ни разумеют праведных судеб его, и не сведят 1850 истинных путей его. Ино 1851 , сынове, и сами ведаете по божественному писанию, колико шатание и неистовство и укор и мятеж, бывший преже на истинную и на православную христианскую веру и на Божью церковь от несмысленного и суетословного и бесстыдного Ария, и Нестория, и Македония, и Севгира, и Манента, и Оригена и прочих проклятых; и тии окаянные пагубу 1852 токмо себе исходатаивше и огнь вечный себе приобретше 1853 , уготованный диаволу и аггелом его; а церкви Божья, утвержденная Богом и данным нам законом новым, и огражена повелениями апостольскими, и укрепляема божественными 1854 святых Отцов правилами семи соборов, и светится паче солнца, яко сущее небо земное украшена, и красящеся 1855 непобедимым благолепием православия. И глаголет убо о сих правило 31 [святых Апостолов] 1856 : «Аще, рече, кто от пресвитер, ничтоже сведый зазорство своему епископу, ничтоже о благочестивой вере погрешившу благочестиву ему бывшу убо 1857 к Богу, к человекам же праву сущу, восхочет же любоначальства ради низринуться, и особь водрузит 1858 жертвенник, и собор творя и службу, таже в первых и в других и в третьих крат воззван будет от своего епископа от таковой прелести, и не послушает, но пребывает в том же злочестии, сам убо, яко любоначальник и мучительное дело являя пребывает, да извержен будет: и иже с ним единомысленники, аще убо клирики суть, и тии да 1859 извержены будут; аще ли миряне суть, да отлучены будут».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСКОЧЕНСКИЙ Виктор Ипатьевич (1.10.1813, Воронеж - 18.05.1879, С.-Петербург), писатель, журналист, историк. Род. в семье священника. Учился в Воронежской ДС, затем в КДА, к-рую окончил в 1839 г., в 1840 г. получил степень магистра богословия и словесных наук и был назначен в академии бакалавром (адъюнкт-профессором), преподавал польск. и нем. языки, с 1841 г. - патрологию. С 1846 г., уволившись из академии, жил в доме ген.-губернатора Юго-Зап. края Д. Г. Бибикова и был воспитателем его родственника. В 1846-1849 гг. служил советником Волынского губернского правления в Житомире, в 1849-1851 гг.- совестным судьей и председателем гражданской палаты в Каменец-Подольске. В 1851 г. вышел в отставку, поселился в Киеве, с 1857 г.- в С.-Петербурге. В 1850-1851 гг. А. пережил внутренний кризис: юношеский скептицизм, критическое отношение к отдельным сторонам церковной жизни (духовному образованию, монашеству, постам и др.), определенное политическое свободомыслие уступили место консервативно-охранительному мировоззрению. С 1839 г. А. публиковал заметки и стихи в ж. «Воскресное чтение» , затем - в «Маяке» и «Москвитянине». В 1846 г. издал «Краткое начертание истории русской литературы», содержавшее характеристики рус. писателей - церковных и светских, и сб. «Стихотворения», подвергшийся критике за эклектичность и подражательность. Малооригинальны были также пьесы А. «Пансионерка» (1848) и «Марфа Посадница, или Падение Новгорода» (1870). Нек-рую лит. известность А. принес роман «Асмодей нашего времени» (1858), главный герой к-рого (Пустовцев) по замыслу автора был воплощением атеизма и крайней безнравственности. По убеждению А., гипертрофированное изображение порока должно было предохранить читателя от пагубного воздействия распространявшихся в рус. об-ве скептицизма и нигилизма. Положительный герой изображен А. в «Записках звонаря» (1862) - это «косноязычный» и «невзрачный» «маленький человек», благочестие и смирение к-рого возвышают его над окружающими.

http://pravenc.ru/text/76648.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОРОФЕЙ (Спасов Дончо; † 15.08.1875, Стамбул), митр. Софийский Болгарской Православной Церкви. Род. в Копривштице. Сын хаджи Ивана Спасова, племянник по матери Н. Герова . В юном возрасте поступил послушником в мон-рь Хиландар на Афоне, в 1847 г. принял монашество, затем последовательно был рукоположен в сан диакона и иерея. В 1850 г. был направлен таксидиотом в Плевен, в сент. того же года возведен в сан архимандрита и избран протосинкеллом Врачанской епархии . В 1852/53 г., согласно пожеланию паствы епархии, к-рая надеялась, что благодаря болг. происхождению Д. будет относиться к ним лучше предыдущего греч. владыки Парфения, был хиротонисан во епископа и поставлен на кафедру. Его отец и брат купец Димитраки Хаджитошев за хиротонию выплатили митр. Тырновскому Неофиту Византийцу (1840-1846, 1849-1858) 100 тыс. грошей, а по др. данным - 500 тыс. грошей. Д. благодаря смелым действиям оградил правосл. горожан от клеветы местного тур. судьи, но потом стал заботиться о своем положении и в 1854 г. поддержал митр. Неофита в конфликте с жителями Тырнова. Д. подписал обращение к патриарху К-польскому, в к-ром говорилось о доброте Тырновского митрополита и о том, что подобного ему не было 500 лет. Вскоре Д. стал управлять церковными делами, не ориентируясь на мнение городской общины, брал денежные ссуды и не возвращал, выдал 2 бунтовщиков османским властям. Хотя он поддерживал развитие книгоиздания и образования в епархии, это не примирило его с паствой. Для улаживания конфликта потребовалась денежная помощь брата. Жители Врацы в направленном 11 мая 1857 г. в Стамбул письме с требованием предоставить церковную автономию болг. епархиям расхваливают Д., именуют его смелым и подчеркивают, что по опыту знают, сколько добрых дел может сделать владыка-соотечественник. Но уже в 1859 г. в Тырнове делегация из Врацы 7 месяцев уговаривала избранного в 1858 г. митр. Тырновского Григория сместить Д. Не добившись результата, в марте 1860 г. делегация прибыла в Стамбул и потребовала отставки Д. После акции еп. Макариопольского Илариона 3 апр. 1860 г. (см. ст. Болгарская Православная Церковь//ПЭ. Т. 5. С. 631) К-польская Патриархия 31 мая 1860 г. переместила Д. на Софийскую кафедру. В февр. 1861 г. в Стамбуле на Соборе, созванном К-польским патриархом Иоакимом II для наказания борцов за болг. церковную автономию, помимо еп. Илариона и митр. Велешского Авксентия по предложению Д. был также отлучен митр. Пловдивский Паисий. Д. обвинил последнего в том, что тот был сторонником автономии, будучи греком. Инициатива Д. вызвала овации Собора и похвалы за беспристрастность. 31 мая 1861 г. он получил сан митрополита.

http://pravenc.ru/text/180277.html

Ремезов Иван,родился около 1840 г.; Московская духовная семинария (1856–1864 гг.). Отец: Сергий Иоаннов († до 1864 г.), священник; Московская губерния, Коломенский уезд, село Пять крестов, Николаевская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 6 об.). Ремезов Никита,родился около 1840 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Александр Феодоров († до 1864 г.), диакон; Московская губерния, Серпуховский уезд, Крестовоздвиженская, что на Люторицы, церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 7). Ремезов Павел,родился около 1841 г.; Московская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец: Александр Иванов, уволенный из духовного звания священник, ныне находящийся в числе братства; московский Николаевский Угрешский монастырь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 5). Ремизов Владимир,родился около 1849 г.; Московская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец: Александр Ремизов, бывой священник; Московская губерния, Бронницкий уезд, село Давидово, Знаменская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1645. Л. 6 об., 7). Ренский Михаил,родился около 1850 г.; Московская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец: Василий Сергиев, священник; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Козино, Успенская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1645. Л. 5 об., 6). Речменский Иван,родился около 1845 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Никита Михайлов, священник; Московская губерния, Московский уезд, село Оболдино, Николаевская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 3. Д. 20. Л. 5 об., 6; Оп. 1. Д. 1492. Л. 236). Речменский Михаил,родился около 1846 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Никита Михайлов, священник; Московская губерния, Московский уезд, село Оболдино, Николаевская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 3 об., 4). Речменский Николай,родился около 1845 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Алексий Иванов, священник; Москва, Замоскворецкий сорок, Никитская в Татарской церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 3. Д. 20. Л. 8 об., 9; Оп. 1. Д. 1492. Л. 257).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324916/

А в пожар 1846 года, случившийся 30 апреля в 2 часа пополудни, неизвестно отчего, по донесению о. Авраамия, сгорели входящие и исходящие тетради с указами 1845 и 1846 годов «по скорости все обнявшего пламени». В 1840 году 6 ноября, в управление того же о. Авраамия, похищено из ризницы: 13 фунтов серебра в слитках, серебрянные ложки, жемчуг и все ломбардные билеты на суммы, внесённые в пользу монастыря в кредитные установления на вечное обращение. Из похищенного в последствии возвращено в обитель 5 золотников жемчуга, серебренный крест и 45 руб. денег. После Архимандрита Авраамия Настоятелем Троицкого Лютикова монастыря назначен Архимандрит Сергий (1848 – 1853), из Инспекторов Калужской Семинарии; он состоял Настоятелем сей обители по перемещении в 1849 году Ректором в Саратовскую Семинарию, откуда в 1858 году назначен членом С.-Петербургского Цензурного Комитета. В его Настоятельство окончен внутренней отделкой придел во имя св. Архангела Михаила, построенный еще в 1820 году в ряд с настоящей церковью с левой её стороны – Софьей Сергеевной Щербачевой. Освящен в сентябре месяце 1852 года Преосвященнейшим Григорием, Епископом Калужским и Боровским во время управления обителью Казначея Иеромонаха Митрофана. Преемником Архимандрита Сергия был Игумен Гурий (1855 – 1859) из наставников Калужской Семинарии; его трудами в 1857 году накрыт железом шатровый верх старинной колокольни, чем обеспечено надолго её стояние. По увольнении о. Игумена Гурия в 1859 году, согласно его желанию, на покой в тот же монастырь, назначен Настоятелем обители бывший Эконом Калужской Духовной Семинарии Иеромонах Владимир, который и по ныне управляет сею обителью. В краткое время своего настоятельства он успел заслужить вечную признательность обители исходатайствованием наделения оной 170-ю десятинами луговой земли на берегу реки Жиздры, не в дальнем расстоянии от монастыря, которая уже увеличила доход обители ежегодно на 700 руб. сер. Любовь и способность нового Настоятеля к хозяйству, при его опытности в оном, служат верной порукой того, что обновление и улучшение обители во всех частях будет главною его заботою; так уже начаты работы по обновлению трапезных приделов, и весною предположено приступить к возведению (на большой Калужской дороге) часовни и при ней небольшой гостиницы для упокоения странников и богомольцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010