Днепропетровская Основана 09.09.1775 Образована из областей, присоединенных от Турции. Архиепископия в 1775–1823 гг. (с 1823 г. обычно замещалась епископами). Местопребывание: до 1797 г. – в Полтаве (в 1791 г. назначено местопребывание в Самарском (ок. Екатеринослава) Пустынно-Николаевском монастыре), 21.12.1797 – 1803 г. – в Новомиргороде, с 1803 г. – в Екатеринославе (с 1926 г. – Днепропетровск). Именовалась: Славянская и Херсонская; с 28.11.1786 – Екатеринославская и Херсонеса Таврического (Высочайший указ от 09.09.1786 гласил: «...Славянского и Херсонского архиепископа переименовать в Екатеринославского. Херсонского и Таврического и подчинить ему все находящиеся там церкви...» [Родионов M., прот. Ук. соч., с. 45]); с 21.12.1797 – Новороссийская и Днепропетровская (в 1797–1803 гг. Екатеринослав носил наименование Новороссийска); с 04.12.1803 – Екатеринославская, Херсонская и Таврическая; с 09.05.1837 – Екатеринославская и Таганрогская; с 01.04.1911 – Екатеринославская и Мариупольская (в связи с учреждением Таганрогского викариатства); с 1926 г. – Днепропетровская. далее – Днепропетровская и Запорожская; с 14(27)07.1992 – Днепропетровская и Криворожская; с 14(27)07.1996 – Днепропетровская и Павлоградская. Викарные кафедры: Таганрогская, Луганская. 01.10.1775 05.05.1779 06.08.1779 28.11.1786 Никифор граф Феотоки Грек 28.11.1786 13.10.1792 13.03.1793 10.05.1793 10.05.1793 29.09.1799 01.10.1799 18.08.1805 18.08.1805 20.10.1811 07.02.1812 28.03.1823 19.05.1823 16.10.1827 28.11.1827 20.04.1828 22.05.1828 09.05.1837 Гавриил II Гозавов 22.05.1837 16.04.1838 23.04.1838 19.08.1853 19.08.1855 14.11.1864 13.12.1864 21.08..1868 Платон II Троепольский 21.08.1868 23.06.1871 Алексий Новоселов 23.06.1871 05.02.1885 16.02.1885 05.12.1891 14.12.1891 30.11.1892 05.12.1892 12.06.1896 Владимир Шимкович 12.06.1896 04.10.1911 Симеон Покровский 04.10.1911 10.1922 12.1924 Иоанникий Соколовский 09(22)12.1925 12.1925 12.1925(01.1926) 05.1927 22.04(05.05)1928 22.04(05.05)1928 05. 1934 09.1934

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Воронеж. Покровский Девичий монастырь. Церковь Всех Печерских святых. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Женский монастырь, получивший имя по главной церкви Покрова Пресвятой Богородицы, основан был в Воронеже в 1623 году. Главный храм монастыря во имя Преображения Господня построен в 1788-1799 гг., был холодным и не отапливался. Посему в 1832-1835 гг. была построена зимняя теплая церковь, которая примыкала к дому игуменьи. При строительстве она носила имя преподобных Антония и Феодосия Печерских, но затем получила имя Всех святых Печерских, среди православных звалась просто Печерской. Проект храма - крупного петербургского архитектора Авраама Ивановича Мельникова (1784-1854). Сам мастер, конечно же, в Воронеж не приезжал, его замысел был реализован местными строителями. При управлении игуменьи Смарагды в 1838 году в Печерской церкви устроили придел во имя святителя Митрофана Воронежского, а в 1842 году - во имя Великомученицы Варвары. Творению Авраама Мельникова на удивление не везло: церковь чуть ли не каждое десятилетие перестраивалась, расширялась и обрастала пристройками. Впоследствии храм стал трапезным. В Печерской церкви имелось немало драгоценных реликвий. Особенно выделялась Казанская икона Богородицы «старинной живописи». Ее оклад по ценности не имел себе равных в Воронеже: в венец Богоматери были вделаны большой бриллиантовый перстень с гиацинтом в середине, вокруг шли еще двадцать два бриллианта средней величины и два кольца с восемью алмазами. Икона перешла к монастырю по духовному завещанию вдовы надворного советника Марии Михайловны Борисовой в 1887 году. В южную стену церкви была вмонтирована гробничка с частицами мощей 55 святых. В 1920-e годы монастырь, как и многие другие обители, подвергся притеснениям со стороны органов советской власти. В 1922 году последовало массовое изъятие ценностей, на практике принявшая форму ограбления монастыря. Осенью 1924 года у сестер была отобрана и закрыта Печерская церковь. 8 сентября 1928 года в Воронежской газете “Коммуна” была опубликована статья “Новодевицкий монастырь — под рабочие квартиры. Церковь — под клуб”. Что вскоре и было исполнено. В храме разместился клуб имени Калинина. Эта же газета через короткое время писала: «Войдя в него, не верится, что здесь когда-то была церковь. Вместо икон по стенам висят портреты вождей, а высоко-высоко, под самым куполом, где стоял крест, теперь ярко горит красная пятиконечная звезда...» Сейчас остатки храма превращены в жилой дом.

http://sobory.ru/article/?object=20728

Новоалександровский. Церковь Александра Невского. Церковь. Не действует.   Престолы: Александра Невского Архитектурный стиль: Русский стиль Год постройки:1861. Ссылки:   Адрес: Калужская область, Спас-Деменский район, Новоалександровский Координаты: 54.344786, 34.073342 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Новоалександровский, 7 км. от  Спас-Деменска. Усадьба основана в 1830-1840-х гг. капитаном А.М.Нарышкиным (по его имени хутор с усадьбой получили своё название); с 1846 г. до 1872 г. принадлежало его вдове от второго брака А.Я.Нарышкиной (урождённой Казариновой) и далее до 1917 г. их сыну штаб-ротмистру М.А Нарышкину. Сохранились руины хозяйственного флигеля и конюшни. Сохранилась утратившая завершие церковь Александра Невского 1861 г. Построена А.Я.Нарышкиной, в стиле эклектики, в память об умершем муже. Главный дом сгорел во время ВОВ; склеп Нарышкиных в церкви разорён; большой пруд на реке Болве спущен; фигурный валун " кресло Нарышкина " из парка украден. В 1918 г. в усадьбе был открыт музей, ликвидированный после 1922 г. Андрей Чижков, Алексей Зорин " Калужские усадьбы " В 1821 году юный Александр Михайлович Нарышкин (1801-1846), по состоянию здоровья вышедший в отставку в чине штабс-капитана, заложил усадьбу. Нарышкин дважды женился. Первая его жена Александра Васильевна Беклемишева (1812-1834) умерла при родах, оставив ему дочь Варвару. В имени усадьбы скрывается как имя основателя усадьбы, так и имя первой его жены. В 1838 году Александр Михайлович женился вторично. Его вторая жена Анастасия Яковлевна Казаринова родилась в 1820 году и была на девятнадцать лет моложе мужа. От второго брака было четверо сыновей и дочь Наталья. После смерти 45-летнего Александра имение перешло его молодой вдове и малолетним сыновьям, старшему из которых, Николаю, исполнилось только семь лет. Сразу же после смерти мужа Анастасия Яковлевна, выполняя его просьбу, начала строительство храма в Александровском, которое завершилось в 1861 году.

http://sobory.ru/article/?object=04176

Санкт-Петербург. Домовая церковь Михаила Архангела при бывшей Михайловской клинической больнице баронета Виллие. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Шотландец Якоб Виллие большую часть жизни провел в России. Он стал лейб-хирургом в 1799 г., пользовал Александра I и в 1809–1838 гг. возглавлял Медико-хирургическую академию. В 1859 г. перед ней был поставлен памятник Виллие, созданный совместно скульптором Д.И. Иенсеном и арх. А.И. Штакеншнейдером. Основную часть своего состояния Виллие завещал на устройство больницы в память вел. кн. Михаила Павловича. В 1857 г. был одобрен первый проект больницы из пяти отделений на 150 коек. Однако после нескольких конкурсов для строительства избрали проект К.Я. Соколова, по которому план здания имел форму W, по первой букве фамилии учредителя. Целых восемь лет – с 1865 по 1873 гг. – длилось это строительство, стоившее 854 тыс. руб. Больница была торжественно открыта 27 декабря 1873 г. в присутствии Александра II как „лечебное заведение для безвозмездного пользования больных обоего пола“. Несколько раньше – 8 ноября того же года – в центре второго этажа была освящена больничная церковь с хорами и звонницей, приписанная к храму Военно-медицинской академии. Интерьер украшала лепка, алтарь – большой запрестольный образ. Аллегорические горельефы на фасаде больничного храма создал Д.И. Иенсен, автор фонтана „Гигиея“, который до 1949 г. стоял на углу Боткинской и Б. Сампсониевского проспекта. В 1908 г. у входа в больницу открыт памятник С.П. Боткину работы В.А. Беклемишева. Памятник Я. Виллие у главного фасада Военно-медицинской академии в 1949 г. демонтировали и в 1964 г. установили в саду за больницей. Последним дореволюции священником в церкви был о. Михаил Александрович Лебединский. 20 декабря 1922 г. храм, закрытый еще раньше, ликвидировали. Ныне в здании – клиники Военно-медицинской академии, в церкви – палата для больных. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=12215

Санкт-Петербург. Церковь Петра и Павла при Клиническом военном госпитале. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты По указу Петра I на Выборгской стороне, „в мазанках“, был в 1715 г. открыт морской, а в 1719 г. немного западнее – сухопутный госпиталь. Для них Д. Трезини возвел на берегу Невы к 1724–1726 гг. двухэтажные каменные корпуса длиной в 300 м. Между корпусами зодчий задумал большую церковь „о двух колокольнях“, заложенную 18 октября 1734 г. в честь „исцеления расслабленного“. Ее постройкой руководил М.Г. Земцов, который, возведя здание до архитрава и потратив 15 тыс. руб., вынужден был в 1739 г. остановить работы из-за нехватки средств. Семь лет спустя П.А. Трезини поручили удешевить и переделать первоначальный проект, переориентировав алтарь на восток, сделав пятиглавое завершение и входы с улицы. Из-за отсутствия денег не удалось осуществить и этот проект, поэтому до конца XVIII века церковь стояла недостроенной. В 1771 г. было решено отказаться от прежнего замысла. Позже недостроенное церковное помещение приспособили под аудитории. Сухопутный госпиталь все время не был лишен храма, с 1722 г. действовал „полковой в мазанках“. В 1726 г., уже в каменном корпусе, была поставлена конфискованная у барона П.П. Шафирова домовая церковь апп. Петра и Павла, которая просуществовала три десятилетия. В 1750 г. начата была постройка корпуса вдоль будущего Сампсониевского проспекта, в нем на втором этаже 19 октября 1755 г. освятили домовой храм с новым иконостасом, – прежний отдали кн. Н. Ю. Трубецкому. По-новому домовый храм был оформлен в 1818 г., после чего 18 августа последовало его освящение митрополитом Михаилом. Когда в 1838 г. Морской госпиталь переехал на Фонтанку, храм Сухопутного госпиталя перешел под управление Военно-медицинской академии. В 1863–1869 гг. была проведена по проекту воен. инж. Г.С. Войницкого перестройка всего петровского комплекса. Госпитальную церковь тоже переделали: она стала двусветной и получила другой иконостас. 3 января 1865 г. было произведено новое ее освящение. В 1892–1893 г. по проекту П.И. Балинского была выстроена в русско-византийском стиле каменная часовня для отпеваний, лепку в которой исполнил Д.И. Иенсен. В церкви хранилась двусторонняя икона с мощами прп. Сергия Радонежского и четыре серебряные лампады – подарок Екатерины II. Престол украшала серебряная одежда, сделанная в начале XVIII века. Последним перед революцией священником был прот. Владимир Константинович Воскресенский. При нем в 1922 г. храм закрыли; сейчас в его помещении находится клуб Военно-медицинской академии. Комментарии и обсуждение Церковь ДЕЙСТВУЕТ. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=11131

Церковно-приходская школа, дейст­вующая с 3 декабря 1884 г., находилась в деревянном здании на каменном фунда­менте, снаружи обложенном кирпичом. " Размеры: длина 7 саж., ширина 3 1/3 саж., высота 4 1/2 арш. Окон 11, тесовые сени 4x10 арш., построена в 1900 г. " В 1913 г. прихожане с. Гагино подали прошение о замене разбитого колокола в 60 пуд на колокол весом до 110 пудов. По данным клировой ведомости за 1915 г., причт Спасского храма состоял из священника и псаломщика, которые по­лучали жалование 300 руб. и 100 руб. со­ответственно. Кружечных сборов в этом году получено 300 руб. Другим источни­ком содержании для причта служили проценты с капитала в 1 748 руб., поло­женного в банк разными лицами за по­миновение жертвователей. Земли при храме состояло: усадебной вместе с пого­стом 1 дес., пахотной 33 дес. В церковно­приходской школе в это время обучалось 30 мальчиков и 12 девочек. В должности старосты с 1905 г. состоял крестьянин Евфим Макаров. В приходе Спасской церкви состояло в с. Гагино 73 двора, в них 208 мужчин и 267 женщин; в д. Денисовка 56 дворов, в них 144 мужчины и 214 женщин; в д. Волхонщина 10 дворов, в них 24 мужчины и 28 женщин, а всего 139 дворов, в них 381 мужчина и 515 женщин. 4 мая 1922 г. из Спасского храма с. Гагино были изъяты 13 культовых предметов из серебра весом 7 фунтов 80 золотников: дарохранительница, крест, три тарелочки, дискос, звездница, лжица, потир, три ризы с икон, венчик с иконы. Храм закрыт в 1930-х гг. Впоследствии здание лишилось главки, была разрушена колокольня... В настоящее время трудами местных жителей сохранившаяся часть храма отремонтирована снаружи и внутри и в ней периодически совершаются богослужения. Священно- и церковнослужители храмов Спаса Нерукотворного Образа и Архистратига Михаила: Священники: Диомид - уп. 1708 г., Диомидов Лукеллиан — уп. 1734 г., Лукеллианов Никита - 1734-1781 гг., Никитин Иоанн - 1781-1785 гг., Ефимов Николай - 1785-1789 гг., Филиппов Кирилл - 1790-1834 гг., Иоаннов Ермил - 1834-1838 гг., Виноградов Алексий Трофимович - 1838-1874 гг., Грацианский Алексий Михайлович - 1874-1908 гг., Юрьев Василий Михайлович - 1908-1913 гг., Грацианский Алексий Алексиевич - 1914-1919 гг. Диаконы: Топовский Тимофей Анисимович - 1800-1843 гг., Куракин Николай - 1848-1850 гг. Дьячки: Иванов Василий - 1795-1810 гг., Васильев Тимофей - 1814-1815 гг., Тимофеев Иван - 1826 г., Сапогов Павел Семёнович - 1834-1843 гг., Гаевский Василий Ермолаевич - 1857-1871 гг. Пономари: Тимофеев Андрей - 1802-1815 гг., Тимофеев Ефим - 1819-1820 гг., Кириллов Алексей - 1816-1843 гг., Диаконов Матвей Васильевич - 1865-1876 гг. Псаломщики: Диаконов Матвей Васильевич - 1876-1905 гг., Диаконов Александр Матвеевич - 1905-1915 гг.

http://sobory.ru/article/?object=40208

По окончании литургии митр. Галактион обратился к присутствующим с речью, в которой поблагодарил премьер-министра Болгарии за «благословенное решение о возвращении храма Рождества Христова Болгарской Православной Церкви, с тем, чтобы храм опять стал истинным и действующим, в соответствии со своим великим предназначением». Владыка процитировал слова князя Фердинанда , сказавшего при освящении храма, что звон его колоколов будет напоминанием о славных днях на Шипке и о великодушии и истинной христианской любви русского народа. В знак признательности и, выражая уважение к царскому происхождению, митр. Старозагорский провел Симеона Сакскобургготского через Царские врата. Затем в дар храму от Совета Министров был подарены потир и дискос, от администрации области икону Рождества Христова поднесла губернатор М.Нейкова, от Русского подворья в Софии икону прп. Серафима Саровского передал его настоятель прот. Александр Карягин. Православная связь Болгарии и России особенно сильно чувствуется 3 марта, в день национального праздника освобождения Болгарии от турецкого владычества. Символом освобождения и вечным памятником величественно возвышается храм Рождества Христова на Шипке, где уже более века с признательностью возносятся к Богу молитвы благодарности за обретенную свободу и за упокой единоверных братьев, не пожалевших «живота своего за други своя».   Игнатьев Н. П. (17.01.1832-20.06.1908), рус. дипломат. В 1861-1864 гг. руководил Азиатским департаментом Министерства иностранных дел, с 1864 по 1877 г. посол России в Стамбуле. В февр.-марте 1877 г. руководил русской делегации при подписании Санстефанского мирного договора, был представителем России на Берлинском конгрессе.   Мефодий (Кусев; ок. 1838-1922), митр. Старо-Загорский с 1896 по 1922 гг.   Раскольников Федор Федорович (1892-1939), сов. гос. и воен. деятель. В 1930-1938 г. полпред в Эстонии, Дании и Болгарии. В 1938 г. отозван, но остался за рубежом.   Серафим (Соболев, 1.12.1881-26.02.1950), архиеп. Богучаровский. 1 окт. 1920 г. хиротонисан в еп. Лубенского, викария Полтавской епархии. В кон. 1920 г. эмигрировал за рубеж. В 1921 г. указом патриарха Тихона назначен управляющим русскими приходами в Болгарии. впоследствии подчинялся РПЦЗ. В 1934 г. возведен в сан архиепископа с титулом Богучаровский. В 1944 г. воссоединился с Московским Патриархатом.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Известно, что В. М. не владел грамотой и едва умел написать свое имя. Между тем в рукописной традиции ему приписываются «Поучительные главы к сыну Льву» (PG. 107. Col. 22-56), написанные в 880-882 гг., и т. н. 2-е поучение Льву VI. Предполагается, что их автором являлся Патриарх Фотий или кто-то из его окружения. Образ В. М. в литературе и искусстве Сын В. М. Лев VI посвятил ему пространную эпитафию, внуку Константину VII приписано в заглавии авторство биографии основателя Македонской династии - «Исторического повествования о жизни и деяниях славного царя Василия», сохранившегося в качестве 5-й книги т. н. Хроники Продолжателя Феофана. Автор, всячески восхваляя В. М. и рисуя мрачный образ его предшественника, «пьяницы» Михаила III, приводит немало полулегендарных преданий из его жизни, но вместе с тем сообщает ряд ценных исторических сведений, приводит и рассказ о Крещении «росов» и чуде с Евангелием - этот эпизод, воспроизводимый впосл. др. авторами, является по сути единственным упоминанием о Крещении Руси в визант. исторических сочинениях, умалчивающих о Крещении при св. Владимире. Известны также анонимные сказания и легенды о царствовании В. М. Изображение В. М. находилось в Новой ц., а также на миниатюрах рукописной Псалтири (Paris. gr. 139, 879-883 гг.) в начале (вместе с семьей) и на обороте 3-го листа. Ист.: Theoph. Contin. V. P. 211-353; Genesios. Reges. IV/Ed. A. Lesmüller-Werner, I. Thurn. B., 1978. P. 76-91. (CFHB; 14); Scriptores post Theophanem/Ed. I. Bekker. Bonn, 1838. P. 686-700, 838-848. (CSHB); Leonis Grammatici Chronographia/Ed. I. Bekker. Bonn, 1842. P. 253-262. (CSHB); Theodosii Meliteni Chronographia/Ed. Th. Tafel. Münch., 1859. P. 176-183; Книгы времянныя и образныя Георгия мниха/Изд. В. М. Истрин. Пг., 1922. Т. 2. С. 17-24; Ioannis Scylitzae Synopsis historiarum/Ed. I. Thurn. B., 1973. P. 115-170. (CFHB; 5); Ioannis Zonarae Epitome historiarum. XVI/Ed. Th. Büttner-Wobst. Bonn, 1897. P. 417-440; Vogt A., Hausherr I. Oraison funèrbe de Basile par son fils Léon VI le Sage. R., 1932. (OrChr; 25); Moravcsik G. Sagen und Legenden über Kaiser Basileios I.//DOP. 1961. Vol. 15. P. 59-126; Vom Bauernhof auf den Kaiserthron: Leben des Kaisers Basileios I., beschrieben von Konstantinos VII. Porphyrogennetos/Übers., eingeleit. und erkl. v. L. Beyer. Graz; W.; Köln, 1981.

http://pravenc.ru/text/Василием I ...

В 1788-1792 гг. в В. м. был построен каменный летний храм, освященный в 1799 г. (по др. данным, в 1803) еп. Арсением в честь Преображения Господня, с приделами в честь Покрова Пресв. Богородицы и Смоленской иконы Божией Матери. В 1814-1828 гг. храм был расписан, в 1872 г. капитально отремонтирован и освящен Воронежским архиеп. Серафимом (Аретинским) . По описанию Ю. И. Успенского, Преображенская ц. представляла собой «обычный тип барочных, излюбленных Воронежем форм - восьмерика на четверике; но соотношение ширины восьмерика, почти равной нижнему четверику, полукруглый подъемистый купол, высокие полуциркульные окна восьмерика, наконец, ампирная обработка всех фасадов четверика... указывают на ее переходное значение от барокко к ампиру» ( Успенский Ю. И. Старый Воронеж. Воронеж, 1922). В 1814-1828 гг. в В. м. были сооружены каменные колокольня и ограда. В 1832-1835 гг. шло строительство зимней ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских по проекту архит. А. И. Мельникова , в 1838 и 1842 гг. свт. Антоний (Смирницкий) освятил приделы храма во имя свт. Митрофана Воронежского и вмц. Варвары. Впосл. храм стал трапезным. В 1854 г. на 2-м этаже каменного больничного корпуса была устроена домовая ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», служба в ней совершалась на престольный праздник. В сер. XIX в. мон-рь посещали дружившие с игум. Смарагдой (Бегичевой; 1836-1866) В. А. Жуковский , И. С. Никитин и др. поэты. К 1917 г. помимо храмов в В. м. находились каменный флигель, 2 ряда келий, служебные постройки. Мон-рю принадлежал странноприимный дом (1868) в Воронеже на Б. Алексеевской ул. (ныне Пролетарская), в к-ром в 1926 г. жил Старицкий еп. сщмч. Петр (Зверев) . В нач. XX в. в В. м. жили 1017 чел. (игумения, 86 монахинь, 151 послушница, 648 прибывших на испытание и 132 обучающихся рукоделиям и грамоте). В ходе кампании по изъятию церковных ценностей в марте 1922 г. губ. отд-ние ОГПУ конфисковало у В. м. напрестольные кресты, оклады икон. Осенью 1924 г. была закрыта Киево-Печерская ц., в к-рой разместился клуб им. М. И. Калинина. C янв. 1925 г. в бывш. монастырских кельях селились горожане. В окт. того же года губ. власти передали Преображенскую ц. раскольникам-автокефалистам (группа состояла из прот. Алексия Попова, протодиак. Симеона и диак. Виктора Сильченковых), тогда же они были запрещены в священнослужении Воронежским митр. Владимиром (Шимковичем) . До 1929 г. в храмах В. м. служили свящ. Евгений Марчевский и сщмч. Иоанн Стеблин-Каменский . В мае 1929 г. В. м. был закрыт. В 30-х гг. мн. бывш. насельницы были репрессированы (вместе со сщмч. Петром (Зверевым), еп. Алексием (Буем) и др.). К 1941 г. были снесены Преображенская ц. и колокольня. К 2005 г. территория мон-ря (ограниченная с севера ул. Демократии, с востока ул. Пролетарской, с юга ул. Мало-Смоленской, с запада Солдатским пер.) застроена частными домами. Сохранились следы пилона от въездных ворот обители на углу Солдатского пер. и Рабочего городка.

http://pravenc.ru/text/155260.html

АЛЕКСИЙ I (в миру Симанский Сергей Владимирович, 1877–1970) – святейший Патриарх Московский и всея Руси (с 1945 г.). В 1921–1922 гг. был викарием и временно управлял Петроградской митрополией. В октябре 1922 г. был арестован и сослан в Казахстан. С 1926 г. управлял Новгородской епархией с титулом архиепископа Тихвинского; являлся ближайшим сотрудником митрополита Сергия (Страгородского) , участвовал в составлении Декларации от 29 июля 1927 г. С октября 1933 по февраль 1945 г. управлял Ленинградской епархией. На Поместном соборе 1945 г. был избран Патриархом Московским и всея Руси. Погребен в Троице-Сергиевой лавре. АМВРОСИЙ оптинский , преп. (в миру Александр Михайлович Гренков; 23 ноября (5 декабря) 1812, с. Большая Липовица, Тамбовская губерния – 10 (22) октября 1891, Шамординская Казанская пустынь, Перемышльский уезд Калужской губернии) – иеросхимонах, старец Оптиной пустыни, известный духовник, духовный писатель. Множество людей обращалось к нему за духовной помощью и с надеждой на исцеление от физических недугов; его посещали В. С. Соловьев , Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой; он был духовным наставником К.Н. Леонтьева и совершил его тайный монашеский постриг. Александр был шестым из восьмерых детей, воспитывался в строгой церковной среде: учился грамоте по Часослову и Псалтири, вместе с отцом пел и читал на клиросе. В 12 лет его отдали в Тамбовское духовное училище. По окончании училища в 1830 г. был принят как первый ученик в Тамбовскую духовную семинарию, которую успешно окончил в июле 1836 г. Полтора года был учителем в помещичьей семье, в 1838 г. занял место наставника Липецкого духовного училища. Еще во время учебы в семинарии опасно заболел и дал обет постричься в монахи, но по выздоровлении откладывал его исполнение. По совету известного в Тамбовской епархии подвижника о. Илариона Александр отправился в Свято-Введенскую Оптину пустынь. 2 (14) апреля 1840 г. определен в число братии. В монастыре был некоторое время келейником старца Льва и чтецом. В ноябре 1840 г.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010