Иркутск. Вознесенский монастырь. Монастырь Вознесения Господня и Иннокентия, Епископа Иркутского /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1669. Адрес: Россия, город Иркутск, улица Полярная, между д. 86а и д 98 Координаты: 52.328243, 104.2671 Проезд:общественным транспортом до остановки Мелькомбинат Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Монастырь Вознесения Господня и Иннокентия, Епископа Иркутского (Вознесенский иркутский монастырь) — мужской православный монастырь в Иркутске. Основан старцем Герасимом в 1669, одновременно с деревянной Спасской церковью, в четырёх верстах от Иркутского острога, в густых лесах на противоположном берегу Ангары. В 1764 вошел в число обителей третьего класса, в 1797 — второго, в 1836 возведен в первый класс; с 1861 стал общежительным. Всего к началу ХХ века число проживающих в нем колебалось от 150 до 200 человек. Пятую церковь построили в 1780-1783 вместо прежней деревянной Успения Пресвятой Богородицы. Церковь имела два престола: во имя Успения Божьей Матери и во имя Преподобного Сергея Радонежского. В 1874-1875 с западной стороны церкви пристроили каменную трапезную с братской кухней. В 1910 вокруг монастыря возводится новая ограда, включившая в себя южную стену Успенской церкви. В архитектуре здания главенствуют формы барокко, они соседствуют с элементами классицизма. В годы советской власти в храме размещался клуб. Сейчас церковь передана в Иркутскую епархию; здание реставрируется. Кроме церквей на территории монастыря было три каменные часовни: первая над могилой старца Герасима (1802); вторая над святым колодцем (1836); третья над могилой архимандрита Синесия (1864-1865 (1870?). В 1919 в стенах монастыря разместился иркутский сводный госпиталь. К началу 1933 все церковные здания, за исключением Успенской церкви, были снесены. К нашим дням из монастырских строений сохранились следующие: Успенская церковь с трапезной, два каменных братских корпуса, школа с братской кухней (бывший дом настоятеля), каменно-деревянные службы, кухня, ризница, гостиница для странников.

http://sobory.ru/article/?object=32552

John Anthony McGuckin Japan, Autonomous Orthodox Church of SCOTT M. KENWORTHY Orthodoxy in Japan began with the Russian Orthodox mission in 1861. Its great success was largely due to the efforts of one man, St. Nikolai Kasatkin (1836–1912). Today, the Japanese Orthodox Church has auton­omous status under the Moscow patriarch­ate and claims some 10,000 active members. At its peak before the Russian Revolution there were 40,000 Japanese Orthodox Christians. Serge Bolshakoff termed it the most spectacular achievement of Russian missionary activity. Russia first established relations with Japan in the 1850s and founded a consulate in Hakodate on the island of Hokkaido. Ivan Kasatkin, a student at the St. Petersburg Theological Academy, volunteered for the position of chaplain of the consulate because of an interest in mis­sion and in Asia. He was the son of a deacon from the Smolensk region of Russia; he finished at the Smolensk seminary before entering the St. Petersburg Theological Academy for advanced studies. Before departing for Japan he was tonsured a monk with the name Nikolai and was ordained to the priesthood. He arrived in Hakodate in 1861. Innokentii (Popov- Veniaminov), the great missionary to Alaska, encouraged Nikolai to immerse himself in Japanese language and culture, which Nikolai did for most of the 1860s. In the 1860s the Japanese government opposed Christian missionary activity, but Nikolai still managed to gain Japanese con­verts. His first convert was the Samurai Sawabe, baptized in 1868 (with two other men) with the name Paul. The early con­verts in turn acted as missionaries among their families and communities, and the number of converts in different regions of the country quickly rose. The Russian Holy Synod formally established the mission in 1871, which resulted in more clergy and funds for the mission. A new priest in Hakodate allowed Nikolai to move to Tokyo to devote himself completely to mis­sionary activity in 1872. This move coin­cided with the removal ofthe anti-Christian edict (in 1873) and opened the door for much more active missionary effort. In Tokyo Nikolai gave Russian language classes during the day and catechetical lectures in the evening, which attracted a steady stream of converts.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗНАМЕНСКИЙ Петр Васильевич (27.03.1836, Н. Новгород - 2.05. 1917, Казань), церковный историк. Род. в семье диакона. Окончил Нижегородские ДУ (1846-1850) и ДС (1850-1856) 1-м по списку успеваемости. В 1860 г. окончил КазДА со степенью магистра богословия за соч. «Обозрение положений по церковным делам в России, изданным в начале XVIII столетия», 2 янв. 1861 г. утвержден в степени. C 23 сент. 1860 г. преподавал философию и логику в Самарской ДС. 22 авг. 1861 г. по ходатайству ректора КазДА иером. Иоанна (Соколова ; впосл. епископ) переведен в академию на должность бакалавра по классу математики. 12 мая 1862 г. перемещен на кафедру рус. церковной и гражданской истории. После разделения кафедры по уставу правосл. духовных академий (1869) З. преподавал на кафедре рус. церковной истории. Одновременно с 19 апр. 1865 г. был библиотекарем Соловецкой б-ки в КазДА, с 19 сент. 1865 по 8 сент. 1870 г.- фундаментальной б-ки. В 1863-1866 гг. преподавал общую и рус. историю в Казанском уч-ще для девиц духовного звания, а также в 1864-1873 гг. и с перерывами до 1886 г.- в Родионовском ин-те благородных девиц в Казани. Приводимые в нек-рых публикациях сведения о том, что З. преподавал церковную историю в Казанском ун-те, документально не подтверждаются. С 19 марта 1866 г. экстраординарный профессор КазДА, с 20 дек. 1868 г. ординарный профессор. 2 марта 1873 г. З. назначен помощником ректора КазДА по церковно-историческому отд-нию, занимал эту должность до упразднения отд-ний в соответствии с академическим уставом (1884). 25 июля 1875 г. Советом академии утвержден в степени д-ра богословия за кн. «Приходское духовенство в России со времени реформы Петра» (Каз., 1873). В 1873-1879 гг. редактировал оригинальный отдел ж. «Православный собеседник» , в 1886-1896 гг. был членом редакционного комитета, а в 1896-1897 гг.- редактором всего журнала. Одновременно был членом Казанского комитета духовной цензуры. В 1895-1896 гг. редактировал неофиц. часть ж. «Известия по Казанской епархии» .

http://pravenc.ru/text/199943.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОНИМ (Экземплярский Илья Тихонович; 20.07.1836, с. Дмитриевы Горы Меленковского у. Владимирской губ.- 2.11.1905, Варшава), архиеп. Варшавский и Привислинский, церковный писатель. Род. в семье священника. Мать - дочь священника того же села. Впосл. И. неоднократно посещал свою родину (последний раз в 1891), снабжал храм утварью и облачениями, финансировал ремонтные работы, построил церковноприходскую школу, обеспечив ее существование вкладом в 10 тыс. р. В 1852 г. окончил Владимирское ДУ, где вместе с ним учился его старший брат Федор, в 1857 г.- Владимирскую ДС (был тенором-солистом архиерейского хора), в 1861 г.- КДА по первому разряду со степенью старшего кандидата богословия. С ним вместе учились буд. епископы Ириней (Орда) , Лаврентий (Некрасов) , Митрофан (Невский), а также С. М. Сольский . 4 февр. 1862 г. в ц. в честь Воскресения Господня на Подоле И. Т. Экземплярский венчался с А. С. Пилипеевой (Пилипей), дочерью покойного профессора КДС. С 25 окт. 1861 г. учитель церковно-библейской истории, литургики и канонического права в высшем и среднем отд-ниях Черниговской ДС, с 30 окт. преподаватель гражданской, с 17 нояб. того же года - церковной истории, а также библейской истории, литургики и канонического права в КДС. С осени 1866 г. там же заведовал кафедрой педагогики и воскресной школой, затем кафедрой гомилетики, с 1864 г. недолгое время являлся помощником инспектора. Многочисленные педагогические, исторические, публицистические статьи и рецензии Экземплярского печатались в семинарском ж. «Руководство для сельских пастырей», в редакции к-рого он исполнял обязанности секретаря (1863-1870), помощника редактора (с 1870), вел отдел библиографии. Печатался в Киевских ЕВ, «Воскресном чтении» и газ. «Киевлянин». Его публикации отличались самостоятельностью суждений, простотой и ясностью изложения, сочувственным отношением к бедственному положению белого духовенства. Занимался подготовкой учебника по педагогике для семинарий и руководства к начальному обучению, в частности вопросами методики преподавания Закона Божия, чтения, письма, отечественного языка, арифметики, рус. истории, географии, пения и черчения. По совокупности работ 30 июня 1870 г. был удостоен степени магистра богословия.

http://pravenc.ru/text/293716.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАВРЕНТИЙ (Некрасов Михаил Иванович; 1.11.1836, с. Полпино (Полбино) Брянского у. Орловской губ.- 26.03.1908, Москва), еп. Тульский и Белёвский. Род. в семье священника, окончил 2-е Орловское ДУ, в 1857 г.- Орловскую ДС, а в 1861 г.- КДА со степенью магистра богословия. В академии среди товарищей Некрасова был буд. Орловский и Севский еп. Ириней (Орда) .29 сент. 1861 г. назначен преподавателем Воронежской ДС, где последовательно занимал кафедры словесности, нравственного и обличительного богословия и гомилетики, одновременно исполнял обязанности библиотекаря и преподавателя франц. языка. В 1862-1864 гг. занимался благоустройством семинарской б-ки. Женился на Варваре Николаевне Скрябиной (1848-1886), дочери священника воронежского Пятницкого храма Н. В. Скрябина, внучке прот. Л. В. Ефремова, автора мн. проповедей и басен. 10 мая 1864 г. Некрасов был рукоположен в сан иерея, в 1875 г. возведен в сан протоиерея, в 1892 г. награжден палицей. Одновременно с преподавательской деятельностью служил в Спасской и Пятницкой церквах г. Воронежа, с 1 авг. 1865 г. был помощником законоучителя Воронежского Михайловского кадетского корпуса, а с 19 июля 1866 г.- настоятелем домовой ц. во имя арх. Михаила и штатным законоучителем Кадетского корпуса. В 1866 г. являлся редактором «Воронежских епархиальных ведомостей»; его проповеди всегда привлекали внимание слушателей. Так, в 1877 г., во время русско-тур. войны, прот. Михаил обратился к воронежцам с воззванием: «Россия воздвигает крест Христов, попираемый луною...» Священник рассказал о подвигах рус. воинов, в т. ч. защитников Шипкинского перевала и Баязета, и призвал каждого горожанина «дать приют и безбедное содержание» раненым солдатам ( Иконников. 2014. С. 224-225). По поручению еп. Воронежского и Задонского Вениамина (Смирнова) составил пространное жизнеописание свт. Антония (Смирницкого) , изданное в 1890 г., а также краткое жизнеописание свящ. Иоанна Борисовича Жданова († 1824), почитаемого елецкого старца, ученика свт. Тихона Задонского . Прот. М. Некрасов произнес проповеди в сент. 1880 г., после кончины еп. Острогожского Филарета (Косинского), в мае 1890 г., после кончины еп. Вениамина (Смирнова), в 1892 г.- «Слово в день рождения...» имп. Александра III Александровича (М., 1893) и др.

http://pravenc.ru/text/2462467.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРИНЕЙ (Орда Харисим Михайлович; 1837 (по др. данным, 1836), с. Самовица Золотоношского у. Полтавской губ.- 10.04.1904, Орёл), еп. Орловский и Севский. Род. в бедной семье священника, в юности читал и пел на клиросе. Учился в Полтавской ДС, затем в КДА, в студенческие годы опубликовал в «Трудах Киевской Духовной Академии» перевод сочинения Ф. Шаффа «История церковной истории» (ТКДА. 1861. 6. С. 200-238; 8. С. 439-471; 11. С. 279-316). В 1861 г. окончил КДА со степенью кандидата богословия и 1 нояб. того же года назначен преподавателем в Екатеринославскую ДС. 26 апр. 1864 г. удостоен степени магистра богословия, 15 июля того же года переведен в КДС преподавателем Свящ. Писания. В 1872-1876 гг. редактировал ж. «Воскресное чтение» , опубликовал более 50 статей, в т. ч. публицистического характера («Религиозность женщины», «О танцах», «Христианские обязанности по отношению к прислуге», «Нечестный заработок хлеба», «Клеветникам», «О дуэли», «О последствиях тайных грехов», «Поведение христианина в болезни» и др.). 25 сент. 1877 г. Орда был рукоположен во иерея к церкви при Киевском жен. уч-ще духовного ведомства, назначен законоучителем 3-й Киевской гимназии, в 1878 г. перемещен к киевской ц. св. Николая Доброго. Одновременно служил благочинным киево-подольских церквей. 4 авг. 1883 г. Орда был пострижен в монашество с именем Ириней, 15 сент. того же года назначен на должность ректора КДС, 25 сент. возведен в сан архимандрита. В семинарской библиотеке организовал иностранный отдел. В 1883-1888 гг. И. состоял редактором семинарского ж. «Руководство для сельских пастырей» и приложения к нему - «Богословского библиографического листка», публиковал в них свои статьи, обычно анонимно или под псевдонимами. С 1884 г. председатель епархиального училищного совета. С 1887 г. по инициативе и под контролем И. при епархиальном училищном совете издавался ж. «Церковно-приходская школа» .

http://pravenc.ru/text/674021.html

А.А.Гавриков Святой Николай Японский «Воззвание Японской духовной миссии к Русской церкви»: листая забытые тексты Источник Скачать epub pdf Летом 2011 г. исполняется 150 лет с того дня, когда один из выдающихся деятелей своего времени – тогда еще иеромонах – о. Николай (в миру – И.Д. Касаткин, 1836–1912) после долгого и трудного путешествия через Сибирь ступил на японскую землю, прибыв 2 июля 1861 г. в порт Хакодатэ 1 . В Японию он был назначен Святейшим Синодом на должность настоятеля консульской церкви. Молодого миссионера переполняли мечты о беззаветном служении и надежды на скорые успехи православной проповеди, но, как признавался он позднее: «Какое было мое разочарование, когда я встретил совершенно противоположное тому, о чем мечтал! Тогдашние Японцы смотрели на иностранцев, как на зверей, а на христианство , как на злодейскую секту, к которой могут принадлежать только преступники» 2 . В первые несколько лет пребывания о. Николая в Японии не могло быть и речи о начале православной проповеди. Годы титанических трудов понадобились будущему Святому, чтобы начать пожинать плоды со своей «жатвы». Первые три японца были крещены в 1868 г., тайно, ибо христианство в Японии до 1873 г. находилось под строжайшим запретом. Видимо, действительно, как отмечал о. Николай, само дело благословлено было свыше и угодно Богу. Да и «делатель» был тот самый единственно избранный для дела. За более чем полувековое служение он основал и, буквально, выпестовал Японскую Православную Церковь , он самолично и через японцев-катехизаторов привел ко Христу более 30 000 верующих. За труды и неоспоримые заслуги в деле распространения православия в 1970 г. архиепископ Николай был прославлен в лике Святых. Одной из основных задач великий миссионер с самого начала своей деятельности в Японии считал просвещение своих соотечественников относительно культуры, быта, религии Страны восходящего солнца и успехов затеянной им там православной проповеди . За долгие десятилетия своей творческой деятельности в качестве публициста Святитель Николай оставил десятки статей, очерков, отчетов, открытых писем и заметок на страницах отечественных периодических изданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Богослужебные и другие книги и документы Богослужебные книги Крестовоздвиженской церкви большею частью напечатаны в конце XVIII и в первой половине XIX столетия; но есть и более древние, времен царя Алексея Михайловича, напечат. в период ucnpabлehuz книг, предпринятого патриар. Никоном. Между книгами есть много «данных вкладом», с надписями по листам, показыв., когда, кем и в какую церковь дана известная книга. Кроме книг богослужебных, в церковной библиотеке имеются следующие книги: Евангелие на славянском наречии, in 4°, М. 1677 г.; Евангелие, 4°, М. 1771; Евангелия, 4° и 2°, без выход. листов; Библия , М. 1819; Правосл. испов. веры Соборной и Апостольской Ц. Вост. С.-ПБ. 1819; Правила св. ап., вселен. и поместн. соб. и св. отец, 6 выпусков; Евангелие Учительное воскресное. М. 1697; тоже 1707 г.; Книга правил св. ап., соб. вселен. и поместн. и св. отец. С.-ПБ. 1839. Жезл правления... М. 7104; Симфония, или согласие св. Четверо-евангелия и Деян. св. ап. М. 1761 г.; Ключ Разумения... Киево-Печ. Лав. 1660 г. 143 ; О должностях, Амросия Медиолан. М. 1776 г.; Миния Общая, Иннокентия Гизеля, 1680 г.; Четии Минеи, кн. 1–3, 5–12 М. 1852; Некоторые творения свв. Василия Вел., Григ. Бог., Иоанна Злат., Ефрема Сирина , Иоанна Дамаксина (Богословие. М. 1834), Иоанна Леств., Дионисия Ареоп. (О Неб. иерархии. М. 1848), Тихона Ворон. (кн. 1, 2, 5–15. М. 1836); Димитрия Ростовского (кн. 1–5. М. 1849); Кн. о должн. пресвит. приходских. М. 1833; «Жизнь о. Алексия иеросхимонаха Спасо-Симон. мон.» – рукопись; Хронологич. таблицы Хавского; разные беседы и поучения, изд. в 1775, 1776, 1795, 1800, 1817 и др. год.; «Историч. и археолог. опис. ц. Воздвпж. Честн. и Животвор. Креста Господня, в Москве, сост. И. Токмаковым, рукопись, 1897 года 144 . Периодические издания: «Христ. Чтение» за 1827 г., «Душеполезное Чтение» за 1860–1883 гг., «Странник» за 1861–1864, 1866–1874 г., 1880–1881 гг.; «Творение Св. Отец» за 1843–1864, 1871 гг.; «Православное Обозрение» за 1860–1862, 1864–1879, 1883 гг.; «Чтения в Общ. Люб., Духов. Просвещ.» за 1881–1886, 1889–1892 гг.; (и два тома «Сборника» изд. Обществом в 1883 г. по случаю столетнего юбилея высокопреосвящ. м. Филарета); «Москов. Цер. Вед.» с 1882 года; «Цер. Вед.», изд. при Св. Синоде, – с 1888 года, «Православ. Благовестник» – с первого года издания 145 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Глинская пустынь в середине XIX века: ее старцы и духовное развитие (1841–1861) Глава V После кончины игумена Филарета братия Глинской пустыни представила на усмотрение правящего архипастыря двух кандидатов на должность настоятеля: духовника Порфирия и благочинного Феодосия. Однако Преосвященный Илиодор «нашел достойнейшим по заслугам» 812 настоятеля Хотмыжского Знаменского монастыря, также ученика игумена Филарета – о. Евстратия. 15 апреля 1841 года архипастырь назначил его настоятелем Глинской пустыни 813 «как способнейшего для занятия таковой должности» 814 . При этом о. Евстратию был «вручен игуменский посох за отлично усердное прохождение настоятельской должности по Хотмыжскому монастырю» 815 . Назначение о. Евстратия на должность настоятеля Глинской пустыни совершилось по предсказанию игумена Филарета, который незадолго до своей кончины на вопрос духовника Порфирия (Мамчича), «кого он назначает своим преемником», ответил: «Тебя бы, но рясы мои для тебя длинны, а Евстратию годятся» 816 . О жизни игумена Евстратия в литературных источниках содержатся лишь лаконичные отрывочные сведения, но их существенно дополняют архивные документы обители, которые и позволили автору данной работы впервые составить жизнеописание этого Глинского настоятеля. Игумен Евстратий родился в 1788 году в семье казанских купцов 817 . Его мирское имя ни в литературных источниках, ни в архивных документах не указано. Однако известно, что во время настоятельства о. Евстратия, так же как и при игумене Филарете, усердными благотворителями обители были казанские купцы Яковлевы 818 . Один из них, купец 2-й гильдии Ефим Яковлев, пожертвовал Глинской пустыни Казанскую икону Божией Матери в серебряной позолоченной ризе; парчовую ризу с бархатным оплечьем, шитую золотом и серебром, стихарь и парчу 819 . По всей вероятности, это и был будущий игумен Евстратий, поскольку в «Историческом описании Глинской Богородицкой пустыни…» Н. Самойлов пишет, что «серебряная позолоченная риза на образ Казанской Божией Матери устроена усердием иеродиакона Глинской пустыни Евстратия» 820 . На основании послужного списка игумена Евстратия можно заключить, что во время составления «Исторического описания…» он действительно был иеродиаконом обители 821 . Сведения о времени его поступления в Глинскую пустынь не сохранились. В послужных списках указано лишь, что в монашество он был пострижен в Глинской пустыни 14 февраля 1825 года 822 игуменом Филаретом 823 , во иеродиакона рукоположен 18 декабря 1832 года, во иеромонаха – 25 февраля 1836 года 824 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Дединово. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Дединово От Москвы автобусом до остановки Дединово, 145 км. Рязанское шоссе. Основание села на Оке предание связывает с переселением сюда новгородцев великим князем Иваном III. Дединово было дворцовой рыболовецкой вотчиной. В XVII в. здесь находилась верфь, где строились суда для голштинского посольства в Персию, а в 1669 г. был спущен на воду первенец русского военного флота - корабль «Орел». Верфь использовалась и Петром I, неоднократно посещавшим Дединово. В 1762 г. село было пожаловано М.Л. Измайлову, в роду которого находилось до 1830-х гг.; в 1836-1861 гг. Дединово принадлежало Толстым. Густонаселенное уже в XVII в., оно с левого берега Оки позже распространилось на правый, где вместо приселка Клин образовалась Львова слобода. В XVIII —XIX вв. основным занятием жителей были откупа, оптовая торговля сеном и садоводство; многие крестьяне вышли в купечество. Жизнь села была связана с рекой, поэтому его заселение началось с набережной параллельными улицами, которые тянутся вдоль левого берега реки на несколько километров. Небольшой приток Оки Ройка, теперь наполненная водами Цны, делит село на две неравные части, именуемые в прошлом Верхним и Нижним концами. В каждом из них издавна сформировались свои приходы, церкви которых уже в XVII в. были каменными. В Верхнем конце возле церковного комплекса образовалась торговая площадь, в XIX в. обстроенная двухэтажными, преимущественно кирпичными купеческими домами с лавками. Часть этих зданий сохранилась до настоящего времени. Деревянные, часто с каменным низом добротные здания в один и два этажа, испытавшие воздействие архитектуры позднего классицизма, заполняли центральные улицы и стояли вдоль набережной. Большая часть этой застройки утрачена или обновлена, лишь отдельные ее представители позволяют судить о своеобразии облика крупного торгового поселения. ЦЕРКОВЬ ТРОИЦКАЯ в Нижнем конце построена по заказу Н.Ф.Шустова в 1696—1700 гг., о чем свидетельствует текст двух храмозданных досок, вмонтированных в пилоны колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=06907

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010