На современном автору социально-бытовом (и отчасти автобиографическом) материале построены прозаические драмы Л. «Menschen und Leidenschaften» («Люди и страсти») (1830, опубл. в 1880) и «Странный человек» (1831, опубл. в 1860). Объектом критики в них являются неправда и лицемерие семейной жизни провинциальных помещиков, в т. ч. черствое бездушие и лицемерие этих мнимых христиан (см. сцену чтения Евангелия в «Menschen und Leidenschaften»; действие II, явление I). Весной 1832 г., занятый собственными сочинениями, Л. пропустил почти все лекции в ун-те и в июне, не явившись на экзамены, подал прошение об увольнении. В кон. июля вместе с бабушкой он выехал в С.-Петербург, намереваясь оформить перевод в С.-Петербургский ун-т. Сделать это без потери курса оказалось невозможно, и в нояб. 1832 г. Л. поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В новой для себя казарменной атмосфере Л. скоро осваивается, почти не пишет лирических стихотворений, а создает неск. непристойных поэм для юнкерского рукописного журнала, к-рые потом, сделавшись известными, повредят его репутации в свете. Он впервые обращается к повествовательной прозе и пишет исторический роман из времени Пугачёвского бунта «Вадим» (1832-1834, не окончен; опубл. в 1873), задуманный и, возможно, начатый еще в Москве в 1831 г. под впечатлением от эпидемии холеры и мятежей 1830-1831 гг. (см.: Москвин Г. В. Начало прозы Лермонтова: (К вопросу о датировке «Вадима»)//Тарханский вестн. Пенза, 2004. Вып. 17. С. 82-92). В нем Л. попытался соединить 2 сюжетные линии - любовную и историческую - и, видимо, хотел показать рождение любви из ненависти, но этот замысел (перекликающийся с «Демоном») он оставил нереализованным. В 1833-1834 гг. Л. написал поэмы «Аул Бастунджи» (опубл. в 1883) и «Хаджи Абрек», опубликованную в 1835 г. в ж. «Библиотека для чтения» без ведома Л. (1-е выступление в печати за полной подписью). В произведениях юнкерского периода обозначилось возрастание объективных тенденций в творчестве Л., преобладание эпического начала над лирическим. В датируемой тем же временем (1833-1834) 5-й редакции «Демона» герой перестал быть просто маской автора, а получил черты и свойства настоящего злого духа, каким он должен обладать по христ. представлениям. Рукопись поэмы в 1834 г. попала к Муравьёву, который заинтересовался ей и пригласил автора к себе. Т. о. состоялось 1-е серьезное лит. знакомство поэта. Муравьёв, совмещавший амплуа светского и церковного писателя, впосл. поддерживал Л. и оказал на него нек-рое творческое влияние. Так, привезя со Св. земли пальмовую ветвь (впосл. подарена поэту), он подал повод к сочинению стихотворения «Ветка Палестины» (1836, 1837?; опубл. в 1839). С произведениями Муравьёва связано стихотворение Л. «Это случилось в последние годы могучего Рима...» (между 1835 и 1841) - написанное гекзаметрами начало поэмы о раннехрист. мучениках.

http://pravenc.ru/text/2463583.html

В 1820 г. Д. был избран членом академической конференции, в 1829-1836 гг. служил секретарем в Московском комитете цензуры духовных книг, в 1836-1863 гг. являлся членом этого комитета, и в этой должности Д. был известен по всей России. Рассматривая мн. произведения духовной письменности, он «нередко... обстоятельно исправлял, а иногда до основания переделывал сочинения и переводы» (Там же. С. 98). С 1837 г. Д.- член строительного комитета при МДА, с 1840 г. член внутреннего и внешнего академического правления. Он пользовался уважением митр. Московского Филарета (Дроздова) , а также всей академической корпорации, с ним советовались по научным и адм. вопросам. Д. неоднократно поручалось обозрение семинарий, состоящих в ведении Московского духовно-учебного округа: Рязанской (1834, 1840, 1857), Вологодской (1838, 1848), Ярославской, Костромской (1838), Тульской (1840) и Вифанской (1851). В 1833 г. Д. был рукоположен во иерея с причислением к московскому в честь Вознесения Господня жен. мон-рю . К 1841 г. возведен в сан протоиерея. Награжден орденами св. Анны 2-й степени (1849), св. Анны 2-й степени с имп. короной (1856), св. Владимира 3-й степени (1858). Д. похоронен на кладбище в Троице-Сергиевой лавре. У него было 3 сына: Петр (преподаватель Вифанской ДС), Димитрий (магистр МДА, священник московской Воскресенской в Барашах ц.) и Василий (студент Вифанской ДС, диакон московской Успенской в Кожевниках ц.). По воспоминаниям современников, его дети «отличались необыкновенной простотой ума и благодушием в обращении, безобидной остротой ума в разговоре и по внешнему виду походили на отца по своей тучности и отсутствию всякой галантности в одежде и светскости в приемах; зато во всех, имевших к ним какое-либо отношение, и особенно в товарищах, они возбуждали любовь и доверие» (Там же. С. 135). В «Прибавлениях к творениям святых отцов в русском переводе» было опубликовано 9 поучений Д., произнесенных им в разное время. С юности Д. занимался переводами на рус. язык из античных классиков и совр. писателей и философов, сохранились рукописи переводов из Платона, Вергилия (стихотворный перевод «Энеиды»), Тацита («Анналы»), Тита Ливия, Плавта, Теренция, «Эгмонта» И. В. Гёте, «Валленштейна» Ф. Шиллера. Совместно с прот. Голубинским перевел «Критику чистого разума» И. Канта, «Эстетику» Ф. Бутервека, «Историю философии» В. Г. Теннемана (не опубл.). Были изданы его переводы толкований свт. Иоанна Златоуста на Послания ап. Павла, «Точное изложение православной веры» прп. Иоанна Дамаскина, в переводе к-рого он участвовал вместе с членами цензурного комитета (1844).

http://pravenc.ru/text/171640.html

По возвращении И. подал прошение об увольнении от должности профессора и ректора КДА и об отпуске с целью посетить Палестину, Синай и Афон. Вместо этого был вызван в С.-Петербург, 3 нояб. 1836 г. назначен, а 18 нояб. в Синоде наречен епископом Чигиринским, викарием Киевской епархии. 21 нояб. в Казанском соборе состоялась хиротония, к-рую провели митр. Филарет (Дроздов), митр. Иона (Василевский) и Ярославский архиеп. Филарет (Амфитеатров) . Одновременно И. был назначен настоятелем киевского Златоверхого монастыря. Во время пребывания в С.-Петербурге принимал участие в совещаниях по учебной части, 28 нояб. 1836 г. на торжественном заседании Российской академии произнес речь по поводу своего избрания ее действительным членом (опубл.: Тр. Имп. Рос. академии. 1840. Ч. 1. С. 105-107). В 1837 г. поселился в Златоверхом мон-ре, сосредоточив основное внимание на научной и издательской работе. В сент. 1837 г. по прошению уволен от должности профессора, а 10 окт. 1839 г.- от должности ректора КДА. Во время одной из прогулок по окрестностям Киева открыл близ с. Лесники пещеры времен прп. Феодосия Печерского. Стараниями И. участок с пещерами был передан Братскому мон-рю. Недалеко от пещер И. построил часовню, а в пещерах - церковь с земляным престолом. В 1840 г. И. рассматривали среди кандидатов на Орловскую кафедру, а сам он намеревался посетить св. места. Указывая на необходимость присутствия в Иерусалиме российского епископата, предлагал свою кандидатуру: «Потрудиться на Востоке для блага Церкви было бы для меня не трудом, а наслаждением душевным» (Письма к Гавриилу, архиеп. Рязанскому. 1869. С. 44). Однако 31 мая 1840 г. И. был утвержден вице-президентом Вологодского тюремного комитета, а 8 марта 1841 г. назначен епископом Вологодским и Устюжским, на что, по собственному признанию, согласился «не без воспаления и в душе». Покинул Киев 4 мая того же года, 29 мая прибыл в Вологду, по дороге посетил Москву для занятий в Синодальной б-ке. В числе первоочередных дел в Вологде были обновление Софийского собора, в к-ром из-за обветшалости служили лишь 1 раз в год (и назначение нового настоятеля - прот.

http://pravenc.ru/text/389617.html

Самое значительное из написанного Ж. в этот период - стихотворная повесть «Ундина» (1831-1836, изд. в 1837; переложение прозаической повести Ф. де Ла Мотт Фуке) и драматическая поэма «Камоэнс» (1839, вольный перевод поэмы Ф. Гальма), где Ж. в принадлежащих ему формулах говорит об отношении поэзии к религии: «Поэзия - небесной Религии сестра земная», она «лекарство душ, безверием крушимых», «поэзия есть Бог в святых мечтах земли». Последнюю сентенцию Ж. пояснил в 1849 г. в письме вел. кн. Константину Николаевичу : «Бог есть истина, к этой истине ведет вера, которой цель за границами здешнего мира», а поэзия «есть мечта истины, т. е. ее земной образ, если только эта мечта есть мечта святая. Но эта мечта может быть и не святою... тогда она антипоэзия - дух тьмы в мечтах земли развратных». В тот же период Ж. перевел лат. гимн «Stabat Mater» (1838). 21 мая (2 июня) 1841 г. женился на дочери худож. Г. В. Рейтерна Елизавете (лютеранке по вероисповеданию). Свящ. Иоанн Певницкий дал супругам благословение в рус. посольском храме вмц. Екатерины в Штутгарте, после чего в Каннштатте был совершен лютеран. обряд венчания. Ж. поселился в Германии, впосл. не раз планировал вернуться в Россию, но не смог этого осуществить. По словам А. О. Смирновой-Россет, отчасти именно семейные обстоятельства побудили Ж. всерьез заняться «теорией религии», а «до тех пор вся его религия была практическое христианство, которое ему даровано Богом» (В. А. Жуковский в восп. современников. 1999. С. 248). Он стал изучать богословскую литературу, вел переписку по религиозным вопросам с Н. В. Гоголем и А. С. Стурдзой . В 1844 г. у него появился духовник - свящ. Иоанн Базаров , разделивший заботы Ж. о подготовке жены к переходу в Православие (это произошло в сент. 1852, уже после смерти Ж.). В 1845 г. Ж. перевел со слав. языка на русский НЗ, завершив перевод 31 дек. как подарок ко дню рождения сына Павла, к-рый позднее опубликовал текст в Германии (Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа/Пер. В. А. Жуковского. Берлин, 1895; см. также частичное переиздание: Странник. 1902. 4. С. 621-635). Сохранились черновики перевода первых 8 глав Евангелия от Матфея и первых 6 псалмов (опубл.: Христианство и рус. лит-ра. СПб., 1994. [Сб. 1]. С. 128-156). В 2007 г. в Славяно-балтийский отдел Публичной б-ки Нью-Йорка поступил автограф всего перевода с правкой Ж.

http://pravenc.ru/text/182353.html

Слово святого Ефрема Сирина на Пришествие Господне. – М.: Издат. совет РПЦ, 2000. –220 с. Барсов – Барсов М.В. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса, с библиографическим указателем/Сост. М.В. Барсов . – М., 1902. – VI, 318 с.; переизд.: М., 1994. – Из содерж.: Виноградов Н. О конечных судьбах мира и человека. – Впервые опубл.: М., 1889; Дебольский, прот. Альфа и Омега [Христос в Священном Писании]. – Впервые опубл.: Странник. 1867, янв. С. 1–22; Ефрем Сирин , преп. Слово на пришествие Господне... Слово 29-е. – Опубл.: Творения... Т. 7. Ч. 3. С. 224; Жданов А. А. Откровение Господа о семи Азийских церквах. – Впервые опубл.: ЧОЛДП. 1890. 9–12; 1891. 1–6; Игнатий Брянчанинов . Слово о смерти. – Впервые опубл.: СПб., 1886; Оберлен К. Пророк Даниил и Апокалипсис св. Иоанна Богослова/Пер. с нем. прот. И.К. Романова. – Впервые опубл.: Тула, 1882; Петр (Екатериновский), еп. Объяснение Апокалипсиса св. апостола Иоанна Богослова. – Впервые опубл.: Томск, 1885; Филарет, митр. Слово на освящении градо-клинского соборного храма. – Впервые опубл.: ЧОЛДП. 1876. 2; Слова и речи... Ч. 2. С. 41; Христофор (Смирнов) , еп. Апокалипсис как литургический памятник апостольской эпохи/Ф.А. Смирнов//Труды КДА. 1874. ю; Яковлев Ф.И. Апостолы Петр, Андрей и Иаков. Вып. 2. М., 1860; Библейский популярный словарь//Воскресное чтение. 1876. Ч. II. С. 1–3, 320–323; Ч. III. С. 197–198; О подлинности Апокалипсиса и каноническом его достоинстве//Духовн. беседа. 1873. 22. С. 355; 23. С. 369; 24. С. 392. Волегов – Волегов Г.В. Заметки на Апокалипсис. – Харбин, 1932. Христианское мировоззрение – Димитрий (Вознесенский), еп. Христианское мировоззрение: Учеб. курс для ст. кл. гимназий и реал, уч-щ/Прот. Николай Вознесенский. – 1-e изд. – Шанхай, 1921; 2-е изд., испр. – Харбин, 1925. – 175 с. Иванов – Иванов A.B. Руководство к изучению священных книг Нового Завета. – 5-е изд. М., 1907; переизд.: М.: Воскресение; Лествица, 2002. – 912 с. Оксиюк – Оксиюк М.Ф. Эсхатология св. Григория Нисского : Ист.-догмат, исслед.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Редакция, сохранившаяся в фонде Е. Ярославского (Е), имеет следующий заголовок: " Приложение Предсмертное " завещание " патриарха Тихона " . Этот документ имеет значительные расхождения с редакцией РОСТА и с опубликованным текстом. Изменены ряд слов, многие слова отсутствуют, написание многих слов различно. Если придерживаться версии о подлинности послания, то на наш взгляд, невозможно объяснить, каким образом, что в течение одного дня 14 апреля послание было переслано митрополитами Петром и Тихоном в редакцию " Известий " , затем была сделана редакция " РОСТА " и направлена в ЦК ВКП (б), там рассмотрена, направлена в ГПУ и подшита по распоряжению Е. Тучкова в дело, а другая редакция " Завещания " была направлена в АРК. Этот факт можно объяснить только тем, что и после 7 апреля работа над текстом " Завещания " продолжалась, что было возможно только в том случае, если документ не был подписан Патриархом. Таким образом, множество приведенных фактов свидетельствуют о том, что незадолго до своей смерти 7 апреля 1925 г. Патриарх отверг очередной вариант послания, предложенный ему Е. Тучковым, который 15 апреля с небольшими изменениями был опубликован в качестве подлинного послания Патриарха. Продолжение следует... ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.13. Л. 58-62; Опубл.:Следственное дело Патриарха Тихона. Сборник документов по материалам ЦА ФСБ. М., 2000. (Далее - Следственное дело) С. 402-406. ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.13. Л. 64-66; Опубл.: Следственное дело. С. 406-409. ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.13. Л. 55-57; Опубл.: Следственное дело. С. 409-413. АПРФ. Ф. 3. Оп.60. Д.25.Л.61-63; Опубл.: Архивы Кремля. В 2-х кн./Кн.1. Политбюро и Церковь 1922-1925 гг. М.-Новосибирск, РОССПЭН, Сибирский хронограф,1997,( Далее - Архивы Кремля) Т.1. С.291-296. ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.13. Л. 68-71. АПРФ. Ф. 3 Оп.60. Д.25.Л.61-63; Опубл.: Архивы Кремля. Т.1. С.291-296 Известия ЦИК. 1925. (2419); Опубл.: Акты. С.361-363. ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.13. Л.67-67об; Опубл.: Следственное дело. С.413-414. " Послание " исправлено от руки по первоначально написанному " Воз[звание] " .

http://pravoslavie.ru/archiv/patrtikhon-...

Таким образом, в конце марта - начале апреля 1925 г. ГПУ готовилось предъявить Патриарху обвинения в шпионаже, которые могли иметь трагические последствия для Предстоятеля Русской Церкви. Согласно действующему на тот момент Уголовному законодательству это преступление в качестве меры наказания предполагало расстрел. Именно этого и добивалось ГПУ. Святейший Патриарх Тихон не дожил до второго суда над ним, он умер 7 апреля 1925 г. и не был расстрелян, однако это ни коей мере не умаляет его мученического подвига за Церковь Христову. ЦА ФСБ. Ф.2. Оп.4. Д.372. Л.173-об. Там же. Л.174-175. Архивы Кремля. В 2-х кн./Кн.1. Политбюро и Церковь 1922-1925 гг. М.-Новосибирск, РОССПЭН, Сибирский хронограф, 1997. С.448-449. Арсений (Жадановский), епископ. Воспоминания. М., 1995. С.239.( еп. Арсений указывает дату по старому стилю - 9 августа) ЦА ФСБ. Ф.2. Оп.4. Д.372. Л.187; Опубл.: Архивы Кремля. Т.2. С.439. Арсений (Жадановский), епископ. Указ.соч. С.239-240. Там же. С.238. РГАСПИ. Ф.76. Оп.3. Д.359. Л.3-об; Опубл.: Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. С.164-166. ЦА ФСБ. Ф.2. Оп.4. Д.372. Л.294. Имеется ввиду архиепископ Серафим (Лукьянов), который с 1921 г. являлся главой автономной православной Церкви в Финляндии. Имеется ввиду архиепископ Рижский и Митавский Иоанн (Поммер). ЦА ФСБ Д.Н-1780. Т.4. Л.412. Там же. Л.410. РГАСПИ Ф.17. Оп.112. Д.775. Л. 3-5. ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.5. Л.192; Опубл.: Следственное дело. С.761-762. Там же. Л.226-228. Акты. С. 332-338. Там же. С. 337. Там же. С.288. ЦА ФСБ Ф.2. Оп.4. Д.372. Л.200. Там же. Л.221. Агабеков Г.С. Секретный террор: Записки разведчика. М., 1996. С.11-12. ЦА ФСБ Ф.2. Оп.4. Д.372. Л.222. Там же. Л. 201-202. ЦА ФСБ Ф.2. Оп.4. Д.372. Л.301; Опубл.: Архивы Кремля. Т.2. С.442. ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.5.Л.240-267. ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.5.Л.240; Опубл.: Следственное дело. С. 390. Вострышев М.И. Вострышев М.И.Патриарх Тихон. 2-е изд., испр. М.: Молодая гвардия, 1997. С. 288. ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.5.Л.241; Опубл.: Следственное дело Патриарха Тихона. Сборник документов по материалам ЦА ФСБ. М., 2000. С. 390-391.

http://pravoslavie.ru/archiv/patrtikhon-...

Карлштадт (1486-1541), к-рый до сер. 10-х гг. XVI в. пытался совместить в теологии и в философии томистские и скотистские концепции. М. Лютер. Портрет в одеянии августинца. 1520 г. Худож. Л. Кранах Старший М. Лютер. Портрет в одеянии августинца. 1520 г. Худож. Л. Кранах Старший В Виттенберге Л. поселился в монастыре августинцев-еремитов, в котором он также с 1512 г. исполнял обязанности супериора и руководителя учебных занятий монахов (studium generale). Вместе с Л. в Виттенберг из эрфуртского мон-ря переселился его друг Ланг, к этому времени зарекомендовавший себя как видный гуманист; Ланг был постоянным собеседником Л., обучал его греческому языку и способствовал его приобщению к гуманистической учености. Дружеские отношения сложились у Л. также с приором монастыря В. Линком (1483-1547), впоследствии поддержавшим Реформацию. Уже через год после приезда в Виттенберг, в окт. 1512 г., Л. получил степень доктора теологии. Инициатива привлечения Л. к преподаванию богословия в ун-те принадлежала Штаупицу, которого в этот период Л. рассматривал как своего учителя и духовного руководителя; Л. регулярно обсуждал с ним устно и в переписке богословские вопросы и делился собственными религ. переживаниями и сомнениями. После получения Л. докторской степени Штаупиц уступил ему свое место лектора в Виттенбергском ун-те. С 1513 г. Л. стал читать курсы лекций по Свящ. Писанию; значительная часть лекций сохранилась в виде предварительных набросков Л. или записей слушателей. Прочитанные Л. до разрыва с католической Церковью и вызванного этим перерыва в преподавательской деятельности курсы распределяются следующим образом: 1513-1515 гг.- Псалтирь (опубл.: Luther M. WA. Bd. 3-4; Bd. 55. Tl. 1-2); 1515-1516 гг.- Послание к Римлянам (опубл.: Ibid. Bd. 56; Bd. 57. S. 3-232); 1516-1517 гг.- Послание к Галатам (опубл.: Ibid. Bd. 57. S. A5-A108); 1517-1518 гг.- Послание к Евреям (опубл.: Ibid. Bd. 57. S. B3-B238), Послание к Титу (записей не сохр.); 1518-1521 гг.- Псалтирь (опубл.: Ibid. Bd.

http://pravenc.ru/text/Лютер.html

В дни Французской революции в провинциальном Нанте Агасвер присутствует при казни священников и епископов: бывшие при монархии гедонистами и остроумцами, они перед лицом смерти все же отказываются отречься от Христа. В финале поэмы в объятиях «нетленного, страшного странника» умирает последний человек. Каждый эпизод имеет характер притчи об отношениях «земного» и «небесного» (Агасвер начал свое поприще с того, что предпочел первое). Поэма была известна Ф. М. Достоевскому , ряд ее деталей находит соответствие в «Легенде о Великом инквизиторе» (см.: Алоэ. 2012). К.- автор ряда стихотворных драм и теоретик драматургии, истолкователь и переводчик У. Шекспира (перевел «Макбет» и неск. исторических хроник, опубл. частично в XX в., см.: Левин. 1988). Ему принадлежат трагедия о событиях Смутного времени «Прокофий Ляпунов» (1834; опубл. в 1938), драматическая сказка с трагическим финалом «Иван, купецкий сын» (1832-1842; опубл. в 1939) и незавершенная драма о древнегреческой лирике «Архилох» (1845-1846; опубл. в 1939). Главное драматическое произведение К.- мистерия «Ижорский» (1-я и 2-я части изданы в 1835 Пушкиным с личного разрешения имп. Николая I Павловича ; часть 3-я написана в 1841, опубл. в 1939) - стало итогом размышлений К. о типе людей романтического сознания с их эгоизмом и мятежными порывами, чередующимися с охлаждением и скукой. Полемизируя с европ. и рус. лит. традицией (от Дж. Г. Байрона и Пушкина до «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова), К. дает однозначно отрицательную оценку «рефлексии» современного образованного человека, обнажая ее демоническую сущность и разрушительные последствия. Душа человека в «Ижорском» является ареной борьбы мистических сил добра и зла; все события происходят в результате вмешательства невидимого мира (о своей вере в него К. заявлял неоднократно, напр., в 3-м эпизоде «Агасвера»: «Блестящих ангелов в златых полях небес/Привык я видеть, да и бес/Не мертвенное зло, без бытия живого,/Не отвлечение, а точно падший дух/И враг свирепый племени людского»).

http://pravenc.ru/text/2462393.html

46 . Жукова Е. В. Личные связи Феотокиса с колливадами и отзывы современников и колливадов о нем//Греция, Национальная идея, общество, государство 17–20 вв. Изд. МГУ им. М. В. Ломоносова, исторический факультет, Совет по истории эллинизма, М. 2002. С. 30–67. 47 . Жукова Е. В. Никифор Феотокис : ученый, святитель, монах//Вестник Московского Университета. Серия 8: История, 1999, 4. С. 47–64. 48 . Зеленская Г. М. Архиепископ Никифор (Феотоки) (1731–1800). Материалы к жизнеописанию//Даниловский благовестник, 1991, 1. С. 53–69. Опубл. соч. архиеп. Никифора: (16), (19), (20), (26). 49 . Кем и как было положено начало единоверию в Русской Церкви//Братское слово (изд. при Братстве свт. Петра Митрополита) Под ред. Субботина Н. 1892, 2. С. 108–138. Опубл. соч. архиеп. Никифора: (27), (28). 50 . Ключаревская летопись. История о начале и возвышении Астрахани, случившихся в ней происшествиях, об архиереях в оной бывших, а также о воеводах, градоначальниках и губернаторах Сост.Васильев Кирилл, священник. Астрахань, 1887. (Никифор, 17-й архиепископ Астраханский (биографический очерк) – С. 66–69.) 51.  Латышев В. В. К начальной истории г. Мариуполя. Одесса, 1914. – 25 с. Опубл. соч. архиеп. Никифора: (33). 52 . Лебедев Е. Е. Единоверие в противодействии русскому обрядовому расколу. Новгород, 1904. Опубл.:  Платон (Левшин) , архиепископ. Письмо к архиепископу Никифору от 23 сентября 1781 г. [по поводу воссоединения старообрядцев]. С. 024–025 – лат.; С. 025–026 – рус. перевод. 53 . Лебедев Е. Судьба первого единоверческого храма и его прихода//Церковные ведомости, 1889. Т. 2. 32. С. 953–956. 54 . Летопись Екатеринославской ученой архивной комиссии, вып. V. Екатеринослав, 1909. Опубл.: Два письма к архиепископу Никифору: князя Г. А. Потемкина, от 9 февраля 1786 г., и правителя Екатериновлавского наместничества И. М. Синельникова, от 2 февраля 1785 г. Публикация Беднова В. С. 112–114; Письма архиепископа Никифора (32). С. 114, 130–132. 55.  Неводчиков Н., священник. Евгений Булгарис, архиепископ Славенский и Херсонский. Из Херсонских епархиальных ведомостей. Одесса, 1875.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010