Данные клировой ведомости о церкви Вознесения Господня Тверского уезда Тверской епархии в селе Дудино за 1910 г. (выписки из клировой ведомости): 1. Церковь построена в 1838г. (1835г.). Однако в «Описи Вознесенской церкви и ее имущества в селе Дудино Тверского уезда Тверской Епархии» за 1848 год (Д.18415 фонда 160, Тверская духовная консистория) указана дата 1835 год, а 1838 год указан как год освящения церкви Тверского кафедрального собора протоиереем Иоанном Яковлевым Ловягиным и возобновлена в 1847 году того же собора ключерем протоиереем Петром Семеновым Рождественным. В тоже время, первая Метрическая книга Вознесенской церкви датирована 1839 годом, а все предыдущие с 1717 по 1838 годы Метрические книги записаны за Николаевской церковью села Дудино. Вывод: 1. Построенная в Дудино в 1835 году Вознесенская церковь начала официальное функционирование с 1838 года, в котором она была освящена Тверского кафедрального собора протоиереем Иоанном Яковлевым Ловягиным. 2. Церковь освящена в 1838 г., 1847 г. 3. Пристрои церкви: во имя Вознесения Господня (освящен в 1847 году);  Во имя Николая Мирликийского Чудотворца, освящен в 1846 г. (Никольский - правый пристрой); Во имя св. Ильи Пророка, освящен в 1845 г. (Ильинский - левый); 4. По штату при церкви положены: священник, дьякон и псаломщик. 5. Жалования положено: священнику - 88 руб., дьякону - 23 руб. 52 коп. и псаломщику - 20 руб. 40 коп. 6. Кружечных доходов за 1910 г. положено: 582 руб. 64 коп. 7. Опись церковного имущества заведена с 1848 г., хранится в целости, проверена в 1910 г. 8. Копии метрических книг хранятся в целости с 1780 г. 9. Исповедные росписи (ведомости) в целости с 1824 г. 10. В церковной библиотеке находятся книги, для чтения предназначенные, 250 томов. 11. Церковноприходская школа в селе Дудино открыта в 1908 году (законоучитель священник Анатолий Васильевич Розанов, 1870 г.р., в ней обучаются 16 мальчиков и 17 девочек); 12. Земские школы - в деревне Большие Селищи открыта в 1898 г.  (законоучитель священник Анатолий Васильевич Розанов, 1870 г.р.) и в деревне Савино, открыта в 1900 году (законоучитель дьякон Александр Федорович Панков). С 1908 г. по состоянию на 1910 г. церковный староста – крестьянин деревни Горки Алексей Яковлевич Манухин, 1836 г.р. 13. Преосвященный в последний раз посетил приход в 1899 г.; 14. Число душ прихожан: 1275 муж., 1474 жен. 15. Земли при церкви состоят: приусадебной с погостом церковным 4 десят., пахатной 14 десят., сенокосной 10 десят., неудобной 10 десят. Всего 38 десят. 16. Приписанных к церкви часовен две: в селе Дудино во имя св. Николая Мерликийского Чудотворца - построена в 1896 г., и в деревне Б. Селищи во имя св. великомученика Георгия Победоносца, построена в 1895-96 гг.

http://sobory.ru/article/?object=20819

Но с наступлением мира, именно в 1817 году она сразу поднялась до значительной цифры 22,240. В виду начавшегося быстрого возрастания европейской эмиграции конгресс принял меры к регулированию её, учредил статистические комитеты, по отчетам которых и можно проследить постепенный ход эмиграции. За последние шестьдесят лет ход эмиграции представляется в таком виде 312 (год – число переселенцев): 1820 – 8,385; 1821 – 9,127; 1822 – 6,911; 1823 – 6,354; 1824 – 7,912; 1825 – 10,199; 1826 – 10,837; 1827 – 18,875; 1828 – 27,382; 1829 – 22,520; 1830 – 23,322; 1831 – 22,633; 1832 – 60,482; 1833 – 58,640; 1834 – 65,365; 1835 – 45,374; 1836 – 76,242; 1837 – 79,340; 1838 – 38,914; 1839 – 68,069; 1840 – 84,066; 1841 – 80,289; 1842 – 104,565; 1843 – 52,496; 1844 – 78,615; 1845 – 114,371; 1846 – 154,416; 1847 – 234,968; 1848 – 226,527; 1849 – 297,024; 1850 – 369,980; 1851 – 379,466; 1852 – 371,603; 1853 – 368,645; 1854 – 427,833; 1855 – 200,877; 1856 – 195,857; 1857 – 246,945; 1858 – 119,501; 1859 – 118,616; 1860 – 150,237; 1861 – 89,724; 1862 – 89,007; 1863 – 174,524; 1864 – 193,195; 1865 – 247,453; 1866 – 167,757; 1867 – 298,967; 1868 – 282,189; 1869 – 352,768; 1870 – 387,203; 1871 – 321,350; 1872 – 404,806; 1873 – 459,803; 1874 – 313,339; 1875 – 227,498; 1876 – 169,986; 1877 – 141,857; 1878 – 138,469; 1879 – 177,826; 1880 – 457,257. Итого за шестьдесят лет 10,138,758. Если к этому числу прибавить количество переселенцев, прибывших до 1820 года, которое определяется в 250,000 человек, и количество переселенцев за вторую половину календарного 1880 года, не вошедшую в этот счет, то все количество переселенцев, нашедших в Америке новое отечество для себя, будет около десяти с половиною миллионов (10.500.000) человек, – число, которое вместе с тремя с половиною миллионами первоначального населения вполне достаточно для объяснения всего количества жителей Соединенных Штатов, как оно определено последним цензом. В представленный счет входят все переселенцы, какие только прибыли в пределы Соединенных Штатов из всех стран света.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rimski...

Б. н. содержит офиц. версию истории начального этапа правления Дария I: его приход к власти через свержение узурпатора Гауматы, первые шаги по ликвидации политического наследия предшественника, подавление вспыхнувших вскоре многочисленных мятежей в различных частях Персидской державы. Дарий I утверждает, что ему удалось справиться с мятежниками в течение «одного года». Ввиду недоступности надписи для чтения снизу и быстрого забвения древнеперсид. клинописи достоверные знания о надписях Дария пресеклись еще в древности: ни средневек., ни совр. иран. традиции не знают содержания Б. н. Первые же удовлетворительные описания рельефов появляются не ранее Нового времени (путешественника 2-й пол. XVII в. А. Бембо, отчеты Ж. Оттера и Ж. Оливье, ок. 1734 г., Р. Гарданна, кон. XVII в.). Выдвигавшиеся путешественниками гипотезы были далеки от истины: напр., по Гарданну, Ахура Мазда с лучами света - это крест, а фигуры под ним - 12 апостолов. В 1810 г. Дж. Киннэр утверждал, что рельеф Б. н. синхронен скульптурным изображениям из Персеполя. После пребывания в Персии во 2-й пол. 1810-х гг. Р. Портер составил подробный и лучший на то время отчет о рельефе, но при этом ошибочно утверждал, что в виде царя на нем изображен правитель Ассирии Салманасар III, а сам памятник посвящен ассир. завоеванию Израиля. В 1835 г. брит. офицер Г. К. Роулинсон , служивший военным советником в Персии (1835-1839), впервые скопировал, транслитерировал и перевел 200 строк древнеперсид. текста. После трехлетнего перерыва, вызванного афган. войной, он возобновил изучение древнеперсид. клинописи и в 1844 г. завершил копирование персид. части надписи (414 строк), а затем перешел к эламскому варианту, что было сопряжено с большим риском для жизни, т. к. под ним не было подходящего для размещения выступа. В 1847 г. Роулинсон обратился к аккад. тексту, высеченному на семиметровой поверхности, к-рый смог исследовать только благодаря помощи курдского мальчика. В 1845 г. Роулинсон отправил из Багдада в Англию свое исследование о клинописи и персид. текст Б. н. Появившаяся в печати его работа (The Persian cuneiform inscription at Behistun. L., 1846-1849) содержала литографическое воспроизведение древнеперсид. надписей, их транслитерацию и транскрипцию, перевод древнеперсид. слов на лат. язык, англ. перевод древнеперсид. текста, очерк о клинописи вообще и подробный анализ персид. варианта Б. н. Роулинсон сравнивал древнеперсид. слова с санскр., авест., пехлевийскими, а также со словами на др. индоевроп. языках, определяя степень родства этих языков. Он самостоятельно расшифровал почти все знаки древнеперсид. клинописи: в его силлабарии 1847 г. помещены 37 слоговых знаков - все, за исключением 2, были установлены верно. Большой вклад в изучение и дешифровку древнеперсид. письма внесли исследования Г. Ф. Гротефенда (1802, 1805), К. Лассена (1836, 1844), Э. Бюрнуфа (1836), Э. Хинкса (1847).

http://pravenc.ru/text/149093.html

Станислава к российским 17 ноября 1831 г.; утвердил проект коммерческих судов 17 мая 1832 г.; издал Свод Законов Российской Империи 13 января и положил пенсии артистам императорских театров 15 августа 1833 г.; открыл университет св. Владимира в Киеве 15 июля; заменил общие рекрутские наборы частными 1 августа; воздвигнул Александровскую колонну в Петербурге 30 августа; учредил Археографическую комиссию для систематического издания источников отечественной истории 24 декабря 1834 г.; учредил Императорское Училище правоведения в С.-Петербурге 10 июня; Институт благородных девиц в Керчи 12 июля; Девичье училище в Одессе 23 ноября и Орловский-Бахтина кадетский корпус 6 декабря 1835 г.; утвердил положение об учреждении Общества первой русской железной дороги от С.-Петербурга до Павловска 21 марта и завел училища на Алтае 3 августа 1836 г.; основал Институт благородных девиц в Белостоке 6 ноября 1837 г.; учредил Министерство государственных имуществ 1-го и казанский Родионовский институт благородных девиц 17 января; образовал Корпус топографов 7 марта, основал Николаевскую астрономическую обсерваторию при императорской Академии наук 19 июня, и переместил Главное управление Западной Сибири из Тобольска в Омск 25 ноября 1838 г.; устроил Корпус лесничих 30 января; утвердил воссоединение униатов с православной церковью в Российской империи 25 марта; завел первые в России детские приюты 27 декабря 1839 г.; указал быть Неплюевскому военному училищу в Оренбурге 6 декабря 1840 г.; учредил первые в России сберегательные кассы 30 октября 1841 г.; основал Строительное училище в С.-Петербурге 17 декабря 1842 г.; повелел заменить ассигнации кредитными билетами 1 июня и производить буксирное пароходство на всех судоходных путях империи 2 июля 1843 г.; узаконил порядок производства в ученые степени 6-го и основал Константиновский межевой институт в Москве 27 апреля, повелев утвердить особое заведение для образования еврейского юношества, 13 ноября 1844 г.; воспретил употреблять детей в ночные работы на фабриках 15 августа 1845 г.; издал положения: о художественной собственности 1 января и об устройстве рыбных промыслов на Каспийском море 1 ноября 1846 г.; установил пробы для золотых и серебряных изделий 25 марта 1847 г.; издал манифест о необходимости изготовиться к войне 14 марта и занял русскими войсками Яссы 2 июля 1848 г.; после первого дела русских с секлерами у Кронштадта (в Трансильвании) 23 января, издал манифест о войне против венгерских мятежников, в помощь Австрии 26 апреля, и заставил Гергея, предводителя 22 тысяч венгров со 130 орудиями, положить оружие перед русскими войсками князя Паскевича в Шелоше 1 августа 1849 г.; снял таможни между Империей Российской и Царством Польским 13 октября и указал открыть Самарскую губернию 6 декабря 1850 г.; учредил Троицкосавское градоначальство 30 июня и открыл публике Николаевскую железную дорогу 1 ноября 1851 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Беседы отца с детьми о богослужении. Воскр. Чт. 1845. 12–25. Дионисия Ареопагита о церковной иерархии с толкованиями. Христ. Чт. 1855. Январь, Февраль, Март и проч. Симеона Солунского –сочинения о богослужении в толковании на литургию Дмитревского (М. 1803) и в Христ. Чт. 1856. Январь, Февраль, Март в 1851 году; в Воскр. Чтении, 1856 г. 8. Историческое рассуждение вообще о древнем христианском богослужебном пении с присовокуплением рассуждения об алтарных украшениях. Спб. 1804. О служении и чиноположениях православной Греко-российский церкви–митрополита Гавриила. Спб. 1792. О церкви,утварях, службах и облачениях церковных с изъяснением таинственного знаменования оных–Иакова Воскресенского. 1821. Спб. Б Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на литургию–Ивана Дмитревского. М. 1805, 1807. Краткое изъяснение на литургию– Григория Мансветова . Спб. 1822–25. Краткое толкование на литургию–протоиерея Иакова Воскресенского. Спб. 1815 и 1822. Созерцание или изъяснительное описание литургии Алексея Морева. Спб. 1806. Взгляд на Божеств, литургию восточной церкви. 1844. О литургии. Спб. 1842. Беседы на Божеств. литургию Василия Нордова . М. 1843, 1844. Благоговейные размышления при слушании литургии Ивана Дмитревского. М. 1842, 1853. Краткое изъяснение литургии, в вопросах и ответах, протоиерея Стефана Гумилевского. М. 1852, 1853, 1854. Историческое рассуждение о чинах Греко-российской церкви. Д. Малиновского. 1805 г. Памятники древней христианской церкви, Иродиона Ветринского. Спб. 1824–44, 1845. Краткое изъяснение утрени, литургии и вечерни, выбранное из книг духовных. М. 1839, 1840. О великих Господских и Богородичных праздниках. Киев, 1835. Харьков, 1843. Памятник веры. 1831. Христианский памятник, содержащий исчисление праздников и святых, прославляемых Греко-российскою церковью. А. Кузнецова. 1840. О важности Воскресного дня и всех вообще праздников. Спб. 1846. О почитании праздников Господних. М. 1847. Круг подвижных праздников церкви (в беседах). Киев 1850.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Лаврская киновия. Фотография. Нач. XX в. Лаврская киновия. Фотография. Нач. XX в. Обязанности настоятеля Л. к. исполнял смотритель архиерейского дома, избиравшийся на Духовном соборе лавры и утверждавшийся Синодом. Первым (с 1 дек. 1820) был архим. Андрей (Смолин), ранее - насельник Юрьева новгородского мужского монастыря , флотский обер-иеромонах (РГИА. Ф. 815. Оп. 13. Д. 275. Л. 42-46). В числе первых смотрителей в 1826-1830 гг. были иером. Феодосий, ректор Псковской ДС, с авг. 1830 г.- правитель канцелярии лавры, игум. Никон (Кепишев), оставивший настоятельство в Коневском в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыре и избравший киновию местом пребывания на покое (1830-1835). В 30-х гг. у Л. к. появился крупнейший благотворитель - фридрихсгамский (впосл. с.-петербургский) первостатейный купец Ф. Ф. Набилков (из крепостных крестьян графов Шереметевых, Ярославской губ.), строитель Всесвятского скита в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре , основатель (вместе с братом) Набилковской богадельни в Москве. В 1840-1841 гг. на 25 тыс. р. ассигнациями, выделенных Набилковым, по проекту архит. А. З. Комарова в обители началось каменное строительство: со стороны Невы возведена небольшая (высотой 5,5 саж.) надвратная колокольня. На средства Набилкова под деревянной Всехсвятской ц. был устроен придел с уникальным посвящением в честь Всех явленных и чудотворных икон Божией Матери (1841). В мае 1844 г. он внес пожертвование на постройку каменных келий (6704 р. серебром). Летом 1845 г. вместо первоначально предполагавшихся одноэтажных каменных строений «наместником лавры с опытными архитекторами» было решено построить 2 симметричных 2-этажных корпуса - к югу и к северу от церкви. Проект составил академик архитектуры А. П. Гемилиан, вероятно, при участии лаврского архит. К. И. Брандта. На генеральном плане было показано и место буд. каменной церкви. 17 июля 1845 г. митр. С.-Петербургский и Новгородский Антоний (Рафальский) утвердил проект киновии. К 1845 г. «вчерне» был выстроен южный корпус с кельями, трапезной, а также квартирой смотрителя. В 1846 г. трудами смотрителя (1840-1847) иером. Вениамина был построен 2-й архиерейский корпус. В 1846 г. в сев. корпусе приступили к устройству домовой церкви, к-рую 19 окт. 1847 г. наместник лавры архим. Вениамин освятил во имя арх. Михаила и Всех бесплотных Сил (в память «первооснователя киновии» митр. Михаила). Эскизы отделки церкви составил Гемилиан. Одновременно формировалось буд. Киновиевское кладбище. С 1848 г. по инициативе смотрителя о. Паисия производились захоронения в юго-зап. части. Первоначально на кладбище погребали преимущественно иноков др. епархий, временно проживавших в лавре. К 1855 г. здесь были захоронены 150 чел., в т. ч. эконом Полтавского архиерейского дома иером. Антоний (1848), архимандрит Александрова Свирского в честь Св. Троицы монастыря Иезекииль (1855), духовник Валаамского монастыря иером. Игнатий (1860).

http://pravenc.ru/text/2462483.html

Henry William Watkins: Modern Criticism in its relation to the Fourth Gospel, London, 1890. Бэмптоновские лекции за 1890 г. Автор рассматривает только внешние свидетельства, но приводит историю различных точек зрения со времен Probabilia Бретшнейдера. Paton J. Gloag: Introduction to the Johannine Writings. London, 1891, p. 440. Рассматривает важные вопросы, связанные с Евангелием, посланиями и Апокалипсисом Иоанна, с либерально–консервативной точки зрения. Е. Schürer: On the Genuineness of the Fourth Gospel. Журнал « Contemporary Review» за сентябрь 1891 г. а) Исследования, оспаривающие подлинность Евангелия Эвансон (Е. Evanson, The Dissonance of the Four generally received Evangelists, Gloucester, 1792). Бретшнейдер(К. G. Bretschneider, Probabilia de Εν. et Ер. Joh.Ap. Indole et Origine, Leips. 1820; доводы автора опровергнуты Шоттом, Эйхгорном, Люке и другими; в 1828 г. автор сам отказался от своей точки зрения). Штраус (D. F. Strauss, Leben Jesu, 1835, опущены в 3–м издании, 1838, но вновь помещены в 4–м, 1840; а также в его Leben Jesu für das deutsche Volk, 1864); Лютцельбергер (1840); Бруно Бауэр (1840). Φ. Χ. Баур (первая из серии глубоких и оригинальных статей о Евангелии, опубликованных в тюбингенском ежегоднике «Theol. Jahrbücher» за 1844, а затем в 1847, 1848, 1853, 1855, 1859 г.). Он изображает четвертое евангелие результатом процесса литературного развития, который шел, в соответствии с методом Гегеля, от тезиса к антитезису и синтезу, то есть от носящих черты иудаизма взглядов Петра к антииудейскому учению Павла и (псевдо-) Иоаннову компромиссу. Точку зрения Баура приняла вся тюбингенская школа: Целлер (1845, 1847, 1853); Швеглер (1846); Гильгенфельд (1849, 1854, 1855, 1875); Фолькмар (1870, 1876); Шенкель (1864 and 1873); Хольцман (в «Bibellexikon» Шенкеля, изданном в 1871 г., и в монографии Einleitung, 1886). Кейм (Keim, Gesch. Jesu v. Nazara, vol. I, 146 sqq., 167 sqq. [с 1867 г.], а также в 3–м издании сокращенной версии этого труда, 1875, с. 40); Хаусрат (1874); Мангольд (Bleek, Introd., 1886, 4–е изд.); Тома (1882). В Голландии Шольтен (Leyden, 1865, 1871). В Англии Дж. Дж. Тейлор (London, 1867); Сэмюэл Дэвидсон (S. Davidson, Introduction to the N. T., 1868, II. 323 sqq., 357 sqq.); анонимный автор книги «Сверхъестественная религия» (Supernatural Religion, 6 th ed., London, 1875, vol. II. 251 sqq.) и д–р Эдвин А. Эбботт в статье «Евангелия» из Британской энциклопедии (Encycl. Brit., vol. Χ., 1879, pp. 818–843).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

112. Между тем жители Ниша (Nys) принесли королю и герцогу в изобилии богатства в виде золота, серебра и драгоценных одежд и получили полагающееся по мирному договору. Потом, возвращаясь от города Кеве (Кеие) 1831 , король и герцог расстались. А Ласло (Ladizlaus), по совету своего брата, из города Бихар (Byhor) 1832 отправился на Русь (Ruscia) искать помощи своих друзей, дабы защититься от происков короля 1833 . Ибо всем уже была хорошо видна обида и ссора короля и герцога. [Несмотря на мир, подтвержденный в Эстергоме, 113–114. король и герцог готовятся к войне. Граф Вид 1834 , главный подстрекатель конфликта, советует королю немедленно напасть на герцога.] Когда король прибыл в Сексард (Zugzard) 1835 и разбил лагерь в месте Кестёльц (Kestelci) 1836 , он пришел послушать вечерню в монастыре Святого Спасителя 1837 . После вечерни в монастыре Вид (Vyd) и другие так советовали королю: «Господине, ты знаешь, что Ласло отправился на Русь, а Ламберт (Lampertus) – в Польшу (Polonia) 1838 привести войско для своего брата герцога Гезы. Не раз советовали тебе и сейчас [советуем]: в ночной тишине нападем на герцога, который охотится в Игфане (Igfan) 1839 , схватим его и лишим его глаз. И когда придут Ласло и Ламберт или войско с собой приведут, не смогут стать против нас». [Король откладывает решение до утра. В это время аббат монастыря предупреждает Гезу о заговоре, но советники последнего, собираясь предать его в руки короля, уверяют его в отсутствии опасности.] 115. Герцог же, доверившись им, охотился там, то есть в Игфане. Однако брата своего Ласло, тогда уже вернувшегося из Руси (Ruscia) без помощи 1840 , отправил в Чехию (Bohemia), чтобы просить чешского князя Оту («Будская хроника» добавляет: женатого на их сестре. – Сост.) помочь им в нужде 1841 . После первоначальной победы король Шаламон терпит решающее поражение при Модьороде 1842 .] 123. Когда Шаламон прибыл в Мошонь (Musun) 1843 , его мать 1844 , увидев [его], заплакала над ним, как и подобает над единственным сыном своим 1845 , которого Бог лишил такого владения, и громко упрекала, говоря: «Дражайший сыне, ты никогда не слушал моих советов, ни советов Эрнея (Erney) 1846 , ни советов других твоих подданных (fideles), а всегда удовлетворялся советом Вида, и вот – погубил себя и своих! Разве я не хвалила [тебя] всегда, не говорила, что довлеет тебе венгерская корона и чтобы отдал герцогство с миром братьям твоим». Услышав это, разгневанный король хотел ударить мать по лицу, но его руку удержала его жена 1847 . Так как король Шаламон уже понял, что Господь не помогает ему в войне, он в ту же ночь спешно собрался [с остатками сил] в Мошони и Пожони (Poson) 1848 – замках, которые укрепил еще прежде. Там он оставил также своих мать и жену, отправляясь на битву; по этой причине, побежденный в битве, он укрылся здесь в страхе перед герцогами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Николай (взятие Очакова 6 дек. 1788); на 2-м кресте (1793) - свт. Афанасий Александрийский (Ревельское сражение 2 мая 1790), вмц. Иулиания (сражение при Бьёркёзунде 21 июня 1790), свт. Евсевий Самосатский (Выборгское сражение 22 июня 1790), София Премудрость Божия (продолжение битвы 23 июня 1790), Вознесение Господне (Синопское сражение 1790 г.) (иконы изъяли из храма 19 апр. 1926). В 1830 г. в барабане центральной главы были изображены 4 евангелиста, композиции «Преображение Господне», «Огненное вознесение прор. Илии», «Воскрешение св. Лазаря» и «Исцеление расслабленного». При настоятеле прот. Тимофее Ферапонтовиче Никольском (1831-1846), в 1835 г., в собор была передана икона свт. Николая, к-рую вывезли из России французы в 1812 г. В 1845 г. были заменены обветшавшие царские врата главного придела нижнего храма. При настоятеле прот. Иоанне Димитриевиче Колосове (1846-1860), в 1847 г., имп. Александра Феодоровна подарила собору частицы мощей свт. Николая и сщмч. Александра, которые хранились в отдельном ковчежце. В 1851 г. вел. кн. Константин Николаевич передал в дар большой серебряный подсвечник с хрустальными лампадами в память о рождении первенца. От Гвардейского экипажа в собор поступили икона свт. Николая с надписью: «От артиллерийской команды… 1810-1846» (участвовала в кампаниях 1813-1831 гг.) - и Георгиевское знамя в память сражения при Кульме 1813 г. с андреевской лентой, пожалованной 16 февр. 1860 г. Главной святыней нижнего Никольского храма является икона свт. Николая Чудотворца греч. письма XVII в. с частицей его мощей. При прот. Силе Стефановиче Топильском (настоятель в 1860-1873, автор исторического описания храма), в 1861-1863 гг., в юж. части церковного участка были построены 2 каменных причтовых дома со службами, по стилистике близкие к собору (работы вел почетный гражданин П. И. Лихачёв), в 1877 г. возвели каменные постройки для служб. В 1862 г. по проекту архит. Г. И. Карпова деревянные лестницы, ведущие в верхний храм, заменили каменными, в 1866 г. по плану того же епархиального архитектора в новом доме причта (на углу Никольской пл. и набережной Екатерининского (ныне Грибоедова) канала), в угловом помещении 1-го этажа, была устроена часовня в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Вторая часовня, во имя блгв. кн. Александра Невского, устроена с сев. стороны собора, у канала, в 1868-1869 гг. по проекту Карпова и на средства старосты В. Сидорова и прихожан Ф. Васильева и Ф. Власова в память спасения имп. Александра II во время покушения на его жизнь 25 мая 1867 г. в Париже.

http://pravenc.ru/text/2566170.html

В 1849 г. была напечатана «История о расколах в Церкви Российской». И. принадлежало 1-е печатное сообщение о блж. Фаддее Петрозаводском (Приб. к Олонецким ГВ. 1841. 27. С. 148-149). 21 апр. 1835 г. И. был возведен в сан архиепископа. 14 нояб. 1842 г. назначен архиепископом Донским и Новочеркасским. 20 дек., в день своего ангела, совершил последнюю литургию в соборе в Петрозаводске и произнес прощальное слово. Отбыл из Петрозаводска 23 дек., прибыл на Дон в янв. 1843 г. В течение неск. лет объехал всю епархию. Отметив, что мн. хутора отстоят от своих приходских храмов на 60-100 верст, а в станицах на один храм приходится до 14 тыс. прихожан, И. обратился в Синод за разрешением увеличить число церквей. Синод одобрил предложение И. и в 1844 г. изъявил ему особую признательность за пастырское попечение о епархии. Новые церкви были открыты в основном уже при преемниках И. В Новочеркасске при нем заканчивалось строительство кафедрального собора, но 29 авг. 1846 г. здание неожиданно обрушилось. Организовал в епархии на правилах, утвержденных для Олонецкой епархии, начальное обучение детей приходским духовенством (к 1845 училось до 2,5 тыс. детей). 13 янв. 1847 г. И. был назначен на Воронежскую и Задонскую кафедру. Отбыл из Новочеркасска 11 февр., прибыл в Воронеж 16 февр. Вечером того же дня в Митрофановом воронежском в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыре его встречали викарный Острогожский еп. Елпидифор (Бенедиктов) и городское духовенство. В мон-ре И. стремился утвердить правила монашеского чина, увеличил капитал обители с 20 до 70 тыс. р. По благословению И. жители пригородной слободы Монастырщенки приступили к строительству каменной Успенской ц., завершенному в 1848 г. 19 апр. 1848 г. И. был вызван для присутствия в Синод, 4 мая выехал из Воронежа. Осенью 1849 г. в С.-Петербурге тяжело заболел ревматизмом. В нач. янв. 1850 г. написал духовное завещание, согласно к-рому его печатные сочинения были отправлены во все приходы Пинежского и Мезенского уездов, а личная б-ка и старинные рукописи - в Олонецкую ДС (большая часть собрания погибла при перевозке).

http://pravenc.ru/text/293475.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010