С. Девятова Скачать epub pdf Волгоградские старицы Игумения Арсения (Себрякова) (1833–1905 гг.) Игумения Арсения (в миру Анна Михайловна Себрякова) родилась 3 июля 1833 года в Себрове Усть-Медведицкого округа в благочестивой богатой семье. Её отец, Михаил Васильевич Себряков окончил математический факультет Харьковского Университета, имел чин штаб-ротмистра и служил войсковым казначеем, асессором войсковой канцелярии, являлся почетным смотрителем Усть-Медведицкого окружного училища и войсковым дворянским депутатом. Будучи молодым, командовал казачьим полком в Прусскую компанию. За храбрость в 1762 году был возведён императрицей Екатериною II в армейские полковники. (В 1767 году участвовал в Турецкой войне. В Пугачевский бунт был назначен начальствующим над главным ополчением казаков, в виду осложнившихся обстоятельств бежал, за что подлежал наказанию, но был помилован). Себряковы часто посещали Воронеж, так благочестивая супруга Михаила Васильевича, Мария Александровна, в своё время получила исцеление от тяжёлой болезни, после молитвы у иконы святителя Митрофана Воронежского . В одну из таких поездок трёхлетняя Анна, увидев архиепископа Антония (Смирницкого) , вырвалась из рук няни, подбежала к владыке и поклонилась ему в ноги. Прозорливый старец благословил девочку и сказал её родителям: «Эта – будет великая жена!». Через несколько десятилетий предсказанию суждено было сбыться. В шестилетнем возрасте Анна лишилась матери (в семье было шестеро детей, Анна была самая младшая). После смерти жены Михаил Васильевич несколько лет прожил безвыездно в своём имении Себрово, все свое свободное время отдавая детям. Он уделял особое внимание религиозному воспитание детей. Пройдут годы, и он расскажет уже повзрослевшей Анне, что после смерти супруги хотел тайно уйти в монастырь, но только ради неё одной остался. Анна рано почувствовала своё предназначение, любила уединение, много молилась, всегда держала при себе Евангелие, которое постоянно читала, скрывая под обложкой светской книги. Когда отец заговорил о замужестве, призналась: «Я люблю только Господа; не вы ли сами учили нас любить Его?» Она просила у отца благословения оставить мир и посвятить всю свою жизнь Богу. Михаил Васильевич, растроганный до глубины души словами дочери, произнёс: «Да благословит тебя Господь, дитя моё!» Однако отпускать свою любимицу в монастырь не торопился, он создал все условия, чтобы она могла молиться в уединении, пригласил к ней мастера иконописца, выделил ей отдельную прислугу и лошадей с экипажем, чтобы она ежедневно посещала церковные службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В конце XIX века Святополк-Мирские построили вокруг церкви кирпичную ограду. Сейчас сохранились только два ее фрагмента. В тех местах, где ограда подпирала земляной склон. На фотографиях, сохранившейся с тех времен, видно, что на ограде были проемы в форме крестов. Возле церкви был семейный склеп — здесь захоронена вся княжеская семья. Надгробные плиты были отреставрированы не так давно. До этого несколько десятилетий по княжеским надгробиям ходили люботинцы. В начале 1990-х годов, когда началась реконструкция тротуара перед входом в горсовет, были найдены две плиты, лежавшие лицевой частью вниз. Никто не догадался о том, что это за плиты, да так и оставили их лежать на мостовой. О том, что это могилы, стало известно сравнительно недавно. На юго-восточной окраине города Люботина, возвышаясь над водной гладью, стоит белоснежная с золотыми куполами церковь. Храм Святителя Николая в пос. Гиёвка, что на окраине Люботина, является неотъемлимой частью усадебного комплекса княжеского рода Святополк-Мирских. Первая деревянная церковь была построена здесь в 1778 г., когда имением владел прапорщик Щербинин. В 1821 г. имение переходит к харьковскому литератору Василию Григорьевичу Масловичу, при котором было завершено строительство каменного храма. В 1833 г. из-за ненадежного фундамента стены храма дали трещины, и Маслович решается разобрать, а затем заново построить храм. Строительство новой каменной церкви началось только 1838 г. и было закончено уже после смерти Василия Григорьевича его женой Надеждой Дмитриевной Маслович в 1841 г. Освящен храм был в 1843 году. В 1881 г. имение приобретает Харьковский генерал-губернатор Дмитрий Иванович Святополк-Мирский. При нём была отремонтирована церковь. В 1899 г. имение переходит его сыну Петру Дмитриевичу Святополк-Мирскому - предводителю Харьковского губернского дворянства, шефу корпуса жандармов, министру внутренних дел Российской империи в 1904-1905 гг. Петр Дмитриевич Святополк-Мирский лично заботился о благосостоянии Свято-Николаевского храма, став его старостой. В 1891 г. в храме было установлено отопление, велись позолотные работы, закупалась новая утварь и церковные облачения. Во время революционных событий и гражданской войны имение было разграблено.

http://sobory.ru/article/?object=03822

Курская Основана в октябре 1657 и сразу же упразднена в ноябре 1657. Возобновлена в 1666 г. «...Царь Алексий Михайлович и Патриарх Иосиф, с согласия Собора (1666–1667 гг.– Сост.), изволили отдать в Белгородскую епархию 37 украинских городов. Часть их отделена от Патриаршей области, другая составилась из вновь присоединенных и вновь построенных городов Слободской Украины...» (Курска, Обояни, Волхова, Старого и Нового Оскола, Валуек, Чугуева, Харькова, Нежина, Змиева, Ахтырки и др.; Покровский И. М. Ук. соч. С. 280). Митрополия. С 1722 г. обычно замещалась епископами. С 1771 г. архиереи перемещались на другие кафедры. Местопребывание – в г. Белгород, с 1833 г. – в г. Курск, после чего Белгород обращается в Курское викариатство. Именовалась: Белгородская и Обоянская; с 15.03.1787 – Белоградская и Курская; с 16.10.1799 – Курская и Белоградская (Белгородская); с 25.02.1905 – Курская и Обоянская; с 26.01(08.02)1954 – Курская и Белгородская, паки; с 09(22)02.1993 – Курская и Рыльская. Викарные кафедры: Белгородская, Рыльская, Уразовская, Дмитриевская, Новооскольская, Старооскольская. 09.11.1657 23.11.1657 17.05.1667 20.08.1671 14.09.1671 23.02.1684 13.07.1684 06.08.1702 Авраамий Юхнов 23.01.1704 17.08.1709 Иустин Базилевич 11.03.1711 04.04.1720 Иларион Властелинский 09.07.1722 02.07.1731 Епифаний Тихорский 28.11.1731 18.07.1733 30.09.1735 03.01.1736 20.06.1736 01.09.1742 06.09.1742 01.01.1748 02.06.1748 10.12.1754 01.1755) 09.10.1755 09.10.1755 01.01.1758 26.04.1758 30.06.1763 29.10.1763 07.07.1768 28.12.1768 24.09.1771 Самуил Миславский 09.02.1774 28.11.1786 28.11.1786 09.02.1787 29.04.1818 14.07.1818 27.02.1822 Евгений Казанцев 12.04.1822 28.03.1831 Владимир Ужинский 31.03.1831 10.02.1832 Иннокентий Коровин-Сельнокринов 13.03.1832 05.11.1860 01.01.1861 11.01.1880 Сергий Ляпидевский 11.01.1880 19.03.1883 Ефрем Рязанов 19.03.1883 20.03.1887 28.03.1887 03.09.1893 Иуаин II Охотин 03.09.1893 07.03.1898 Иувеналий Половцев 22.03.1898 17.06.1904 Лаврентий Некрасов 17.06.1904 04.10.1911

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рига. Моленная Успения Пресвятой Богородицы Гребенщиковской старообрядческой общины. Rgas Grebenšikova vecticbnieku kopienas Vissvts Dievmtes Aizmigšanas lgšanu nams Часовня. Действует.   Освящена в честь: Успения Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Неорусский стиль Год постройки:Между 1814 и 1907. Колокольня - 1906. Архитектор: Я.Ф. Бауманис , Рейнхольд Шмелинг, А.Шмелинг Адрес: Латвия, г.Рига, ул. Маза Краста 73 Maz Krasta iela 73, Rga, Latvija Координаты: 56.937575, 24.139657 Проезд:трамвай 3, 5, 7, 9 до остановки " Улица Даугавпилс " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Молитвенный дом Успения Пресвятой Богородицы Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины (поморское согласие). Существующий ныне комплекс зданий Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины (безпоповцы поморского согласия) сформировался в 19 веке. Деревянная общественная моленная была основана первым наставником общины Ф.Н.Саманским в 1760 году в доме при богодельне. В 1798 году было возведено каменное здание, перестроенное в 1802 году. Здание представляло собой два двухэтажных корпуса с мансардой, пристроенные друг к другу по оси восток-запад. Моленная размещалась на втором этаже, за иконостасом примыкали жилые помещения причта. На первом этаже были хозяйственные помещения, перекрытые кирпичными сводами. С 1833 года Рижское старообрядческое общество стало называться Гребенщиковским по имени видного попечителя храма и богадельни – купца А. П. Гребенщикова. На средства купца Г. Ломоносова в 1863 году к зданию была пристроена парадная каменная лестница. В 1886 году здание было расширено и надстроено до 4 этажей. В 1883 – 1887 годах возведена ограда с воротами и часовенкой у главного входа. В 1905 – 1907 годах пристроена колокольня с большой позолоченной главой, ставшая высотной доминантой всего комплекса. Первоначально здание стояло вблизи реки, на пустынном берегу поймы Даугавы, выглядело очень впечатляюще. Объем молитвенного дома решен в лаконичных формах эклектики, ворота главного входа – оригинальная интерпретация русского стиля, колокольня – в стиле модерн. Трудами двух поколений рижских архитекторов создан цельный архитектурный образ в духе старообрядческой традиции. Храмовый комплекс является памятником архитектуры государственного значения 6629. Интерьер храма украшает высокий шестиярусный иконостас с древними иконами канонического письма. В книжнице хранится собрание древних рукописных книг. На богослужениях в храме звучат песнопения в древней традиции знаменного пения. Богослужения не прекращались со дня основания храма.

http://sobory.ru/article/?object=06230

Святитель Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов; 5.02.1807–30.04.1867) – епископ Кавказский и Черноморский, один из наиболее выдающихся подвижников и духовных писателей XIX в. Принадлежал к древнему дворянскому роду. Уже в юности проявлял склонность к уединенной жизни (см. его лирическую прозу: «Плач мой». 3-е изд. СПб., 1905). В 1822–1826 гг. учился в Главном инженерном училище (об этом периоде см.: Лесков Н.С. Инженеры-бессребреники. Собр. соч. М.: Правда. 1990. Т. 2. С. 136–188). В годы учебы юноша был вхож в дом президента Академии художеств А.Н. Оленина; на литературных вечерах он декламировал стихи и прозу и заслужил благосклонное внимание А.С. Пушкина, И.А. Крылова, К.Н. Батюшкова, Н.И. Гнедича. Со временем все чаще его можно было встретить в Александро-Невской лавре, где под руководством иноков он читал святых отцов. Через иноков Брянчанинов познакомился с известным впоследствии Оптинским старцем Леонидом. Это укрепило его в зародившемся еще в детстве желании уйти в монастырь. В 1827 г. Д.А. Брянчанинов вышел в отставку в чине поручика и несколько лет проходил послушание в различных монастырях. В 1831 г. Вологодский епископ Стефан совершил постриг Димитрия в монашество. Он же рукоположил нового монаха во иеродиакона и затем во иеромонаха. В 1833 г. иеромонах Игнатий возведен в сан игумена, а в 1834 г. в сан архимандрита и назначен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом. В 1857 г. хиротонисан (посвящен, поставлен) во епископа Кавказского и Черноморского (с ка­федрой в Ставрополе). В 1861 г. св. Игнатий ушел на покой в уединенный Костромской Николо-Бабаевский монастырь. На освященном поместном соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси, проходившем в Свято-Троицкой Сергиевой лавре 6–9 июня 1988 г., было провозглашено: «Изволися Духу Святому и нам причислить к лику святых угодников Божиих для всероссийского церковного почитания (среди 520 Комментарии других восьми святых. – В.Ф.) Епископа Игнатия Брянчанинова – подвижника благочестия, автора многочисленных творений, аскета и учителя христианской жизни, труды которого по глубине и духовному содержанию раскрывают дух святоотеческого предания и являются его продолжением. Они легко читаемы и понимаемы современному христианину. Епископ Игнатий почитался за святость жизни уже своими современниками, которые видели в нем ученого подвижника и богослова Православной Церкви» (Канонизация святых. Поместный Собор РПЦ. 6–9 июня 1988 г. С. 165).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 21 октября 2016 года постановил причислить к лику святых для местного почитания в Волгоградской митрополии игумению Арсению (Себрякову), настоятельницу Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря (†21июля/3 августа 1905 г.). С рапортом относительно поступившего ходатайства архиерейского совета Волгоградской митрополии о канонизации игумении Арсении обратился Преосвященный епископ Троицкий Панкратий, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых, наместник Свято-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря. Мысль о канонизации самой, пожалуй, известной настоятельницы в истории Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря, основанного на берегу Дона в XVII веке, возникла у действующей игумении – Георгии (Боровик), которая возглавила обитель в Серафимовическом районе Волгоградской области более десяти лет назад. Сведения о чудесах и исцелениях собирали за период новейшей истории монастыря, примерно с 2002 года – так легче было получить необходимые документальные свидетельства. – Одни от радости сами нам сообщали о чудесных избавлениях от болезней, других мы просили писать о таких случаях по электронной почте, – рассказывает сестра обители, матушка Онуфрия. – Потом мы связывались с людьми, которые согласились с нами работать. Это ведь настоящий труд: надо отложить свои дела и ходить по врачам, собирать справки, подтверждающие факт выздоровления. Слава Богу, чудесных случаев исцеления, которые мы смогли подтвердить документально, набралось в достаточном количестве. Епархиальная комиссия Волгоградской митрополии исследовала около 150 рассказов о помощи игумении Арсении. Самым частыми были свидетельства об исцелении женщин от бесплодия – 65 случаев. Анна Себрякова родилась 3 июля 1833 года в семье состоятельного помещика Донской области. Знак того, что девочку ожидает особый путь, был явлен в ее раннем возрасте. Как-то раз родители взяли трехлетнюю дочку на богомолье в Воронеж. Во время посещения правящего архиерея архиепископа Антония (Смирницкого), почитаемого за строгость, высокую духовность и прозорливость, маленькая Анна поклонилась святителю в ноги. Архиепископ благословил девочку и предрек ее изумленным родителям: «Эта будет великая жена».

http://pravoslavie.ru/98466.html

Старое Роговое. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты В селе в 1783 году была построена деревянная Архангельская церковь. Есть предположение, что храм перестраивался в 1808-1814 годах в камне. По данным Справочной книги для духовенства Воронежской епархии за 1900 год, в штате Архангельской церкви числились: священник и псаломщик Василий Восточный. Церкви принадлежало 50 десятин пахотных земель. Приход насчитывал 388 дворов, в которых проживало 2700 человек. По некоторым данным, в 1905-1907 годах человеком по фамилии Гончаров в селе была построена новая каменная церковь иконы Божией Матери " Знамение "   Источник:  Русские Церкви Строительство началось в 1876 году. Освящение состоялось в 1900 году. Один из четырех храмов района, богослужения в которых в годы советской власти прерывались лишь на короткие периоды. Храм закрывался по решению курской областной власти 13 августа 1940 года. сайт Храма Св.великомученика Димитрия Солунского (с.Средние Апочки) Село Старое Роговое населено в половине XVII ст. В 1802 г. в Роговом было 2254 души обоего пола однодворческого населения, 228 дворов. К селу Роговому принадлежат деревни: Новая Роговая, Ровенка, Герасимова, в 1904 г. при 394 дворах числилось муж. пола 1577 душ, жен. пола 1495 душ. По словам г. Германова, церковь во имя Архистратига Михаила была построена в Роговом в 1676 г. Как видно из местной церковной летописи, в 1784 г. был устроен новый храм деревянным зданием, закрытый 19 сентября 1900 г. О состоянии этого храма ничего неизвестно до 1820 г. Из архивной описи видно, что в этом году одним из Роговатовских священников были раскрыты крыши на церкви без дозволения начальства. Следовательно, в этом году производились в храме какие-то починки. В 1833 г. церковь внутри и снаружи была покрашена; в 1844 г. прихожане были «понуждаемы» исправить иконостас. В 1845 г. в церковь выдан новый антиминс. В 1876 г. начат постройкою новый каменный храм, освященный 19 сентября 1900 г. во имя Архистратига Михаила. В 1896 г. при церкви была открыта церковно-приходская школа, помещавшаяся в наемной квартире. В приходе, кроме того, имеются две земских школы – в селе и дер. Ровенке.

http://sobory.ru/article/?object=17925

ПРИЛОЖЕНИЯ I. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ Год Численность населения В том числе православных ок. 14000000 ок. 19000000 ок. 41000000 ок. 74000000 ок. 53000000 82172022 ок. 59000000 128924289 ок. 89000000 163778800 99166662 ок. 178400000 II. КОЛИЧЕСТВО ЦЕРКВЕЙ И ЧАСОВЕН Год Церквей Часовен III. ЧИСЛЕННОСТЬ ДУХОВЕНСТВА Год Священников Диаконов Церковно- служителей 124923 101040 113961 115619 102682 107906 IV. ДУХОВНЫЕ ШКОЛЫ Год Академий Семинарий Духовных училищ Студентов академий Семинаристов Учеников духовных училищ Преподавателей Академий Семинарий Духовных училищ ок. 6000 V. МОНАСТЫРИ И МОНАШЕСТВО Год Мужских монастырей Женских монастырей Монахов Послушников Монахинь Послушниц – без Южной и Западной России. VI. ХРОНОЛОГИЯ ОТКРЫТИЯ ЕПАРХИЙ а) епархии, открытые до Синодальной эпохи 1 . Киевская (988 г.). 2 . Черниговская (992 г.). 3 . Новгородская (992 г., с 1770 по 1898 годы – вместе с Петербургской, с 1898 года – самостоятельная). 4 . Ростовская (992 г., в 1787 году переименована в Ярославскую). 5 . Волынская (992 г., кафедра во Владимире-Волынском, 1515–1616, 1639–1795 годы – в унии, с 1795 года – православная, в 1848–1860 годы – в Варшавской епархии, с 1860 года – самостоятельная кафедра в Житомире). 6 . Переяславская (после 1037 года, просуществовала до 1261 года, с 1701 года – викарная кафедра Киевской епархии, в 1733–1785 годы – самостоятельная, в 1785–1799 годы – снова викарная, с 1799 года – самостоятельная, с 1803 года переименована в Полтавскую). 7 . Полоцкая (1104 г., в 1596–1620, 1661–1833 годы – в унии с Римом, с 1833 года – православная). 8 . Смоленская (1137 г.). 9 . Рязанская (между 1198 и 1207 годами, до 1291 года – кафедра в Муроме). 10 . Владимирская (1214, с 1314 по 1748 годы – в Суздальской епархии, в 1748 году восстановлена). 11 . Холмская (1233, 1650–1875 годы – в унии, с 1875 года – Люблинский викариат в Холмско-Варшавской епархии, с 1905 года – самостоятельная). 12 . Сарская и Подонская (1261, с 1454 года кафедра в Крутицах, в 1764 году переименована в Крутицкую, в 1788 году упразднена).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

БИБЛИОГРАФИЯ 1 . Abraham W., Powstanie organizacyi kosciola lacinskiego na Rusi, I. Lwow,1904. 2 . Ammann A. M., Abriss der Ostslavischen Kirchengeschichte. Wien, 1950. 3 . Ammann A. M., Kirchenpolitische Wandlungen im Ostbaltikum bis zum Tode Alexander Newskis. Orientalia Christiana Analecta 105, Rome, 1936. 4 . Angold M., A Byzantine Government in Exile; Government and Society under the Lascaria of Nicaea (1204–1261). Oxford, 1905. 5 . Aristarches, S., ? ? ?, II. Constantinople, 1900. 6 . Balard M., A propos de la bataille du Bosphore. L " expedition genoise de Paganino Doria. In: Travaux et Memoires, 4, Paris, 1970. 7 . Barker J. W., Manuel II Paleologus (1391–1425). In: A Study in Late Byzantine Statesmanship, New Brunswick, N. J., 1969. 8 . Baumgarten N. de, Saint Vladimir et la conversion de la Russie. In: Orientalia Christiana, 27, 1; n72, 1932. 9 . Beck H.-G., Von der Fragwurdigkeit der Ikone. In: Bayerische Akademie der Wissenschaften, Phil.-Hist. Klasse, Sitzungsberichte, 1975, Heft 7, Munchen, 1975. 10 . Beck H.-G., Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. Handbuch der Altertumswissenschaft XII, 2, 1: Byzantinisches Handbuch II, l, Munchen, 1959. 11 . Boissonade J. F., Anecdota graeca, V, Paris, 1833, (repr. Hildesheim, 1962). 12 . Boojamra J. C., The Ecclesiastical Reforms of Patriarch Athanasius of Constantinople. Unpublished dissertation, Fordham University, N. Y., 1976. 13 . Bratianu G. L, Recherches sur le commerce genois dans la Mer Noire au XIII siecle. Paris, 1929. 14 . Brehier L., Les institutions de l " Empire Byzantin. Le Monde byzantin, II (L " evolution de l " humanite, 32 bis), Paris 1948. 15 . Byzantinische Zeitschrift (BZ), Leipzig, 1982-. 16 . Byzantium. The Imperial Centuries. AD 610–1071, London, I960-. 17 . Cherniavsky M., Khan or basileus: an Aspect of Russian Mediaeval Political Theory. Journal of History of Ideas, 20, 1959. 18 . Chodynicki K., Kosciol Prawoslawny a Rzeczpospolita Polska (1370–1632). Warszawa, 1934. 19 . Chomates Nicetas, Historia, ed. Bonn.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Павлово. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Тихвинской иконы Божией Матери Год постройки:1833. Год утраты:приблизительно 1943 (Разрушена в годы ВОВ) Адрес: Калужская область, Козельский район, деревня Павлово Координаты: 53.901265, 35.540155 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В «Ведомости о церкви Тихвинской, состоящей Козельского уезда Калужской епархии в селе Павлове» за 1915 и 1916 гг. сказано, что каменная одноэтажная церковь с каменной колокольней и оградой построена в 1833 г. капитаном Александром Васильевичем Камыниным. Престолов было три: в честь Тихвинской иконы Божией Матери, освящен в 1843 г.; в приделе теплом с южной стороны во имя свт. Дмитрия Ростовского Чудотворца; в северном приделе во имя св. вмч. Георгия Победоносца, освящен в 1833 г. Около церкви была ветхая каменная сторожка, устроенная в 1886 г. на средства помещика Г. Внукова. К церкви также была приписана каменная часовня, находящаяся в деревне Дретове. Часовня была устроена в 1889 г. на средства крестьян этой деревни в память 900-летия крещения Руси при равноапостольном князе Владимире. Приход: село Павлово (47 дворов), деревня Алешня (65 дворов), сельцо Грецкое (34 двора), сельцо Дерибино (22 двора); Дудинской волости деревня Дретово (65 дворов). Всего в приходе было 223 двора, 872 души мужского пола и 946 – женского. В приходе было три школы: церковно-приходская в селе Павлове, основана в 1905 г., деревянное на каменном фундаменте здание для школы построено на средства местного землевладельца Бориса Котова и Святого Синода, в 1915 г. в школе обучалось 36 мальчиков и 21 девочка; церковноприходская в деревне Дретово, основана в 1896 г., находилась в собственном доме, устроенном на средства крестьян, в 1915 г. обучалось 26 мальчиков и 30 девочек; земская школа в деревне Алешне, основана в 1896 г., помещалась в доме собственном, обучалось 65 мальчиков и 15 девочек. Источник: http://kozelsk.ru/istor/filinova/4.htm

http://sobory.ru/article/?object=39981

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010