1831 г. Настал 1831 год. В июне, или в августе этого года выдана была в замужество моя последняя сестра – Анна Михайловна в село Кохму за крестьянина Ив. Ив. Чужанина. На меня пал жребий перевозить, вместе с одним из родственников жениха, имущество (приданое) сестры из Дунилова в Кохму, и затем я был в числе почетных гостей на брачном пиру. Кохма в 20 верстах от Гориц – село очень значительное и по населению (более 1000 душ обоего пола), и по благосостоянию жителей; в нем есть немало мануфактурных фабрик и зажиточных купцов. Церковь приходская одна – очень обширная и благолепная, но при ней в прежнее время было четыре причта, так как в приходе, кроме села, состояло много деревень. При таком количестве членов причта, немало было у них и детей, из коих некоторые были моими сверстниками и товарищами по школе; между прочим, у старшего священника о. И.Н. Сперанского, который долгое время был благочинным, было четыре сына, от природы одаренные хорошими голосами и впоследствии все бывшие певчими в архиерейском хоре; сын второго священника о. Николая, Александр Николаевич Соколов, который одним курсом был меня старше, ныне один из почетнейших протоиереев в Петербурге, настоятель Владимирской церкви и благочинный; его младший брат Афанасий поступил вместе со мной в училище и на первом же году умер. В Кохме, пока я учился в училище и семинарии, мне случалось очень часто бывать в каникулярное время. В 1832 году, незадолго до перехода нашего в высшее отделение, у нас произошла перемена одного учителя. Инспектор и учитель греческого языка в высшем отделении, священник И.А. Субботин, не знаю почему, оставил в 1832 году училищную службу; его место занял наш учитель греческого языка священник П.И. Певницкий; на место Певницкого к нам перевели учителя 2 класса В.А. Осовецкого, а на место сего последнего определен был студент семинарии Ив.Петр. Венецкий. 1831-й год был год неурожайный; в следствие сего цена на хлеб с пятиалтынного возросла до полтинника (1 р. 75 к.) – цена не бывалая. Многие из учеников, особенно дети причетников, бедствовали и едва не претерпевали голод. На помощь этому бедствию явился один из богатых Шуйских купцов (он, кажется, скрыл свое имя). Он открыл бедным ученикам даровой доступ в одну мучную лавку, из которой, по запискам от инспектора училища, выдавали каждому по пуду, помнится на месяц или на два, а иным, более надежным ученикам, вместо муки, выдавали деньгами; помню, я получил от инспектора серебряный полтинник.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛПИДИФОР (Бенедиктов Алексей Иванович; 1804, с. Новосёлка Мологского у. Ярославской губ.- 31.05.1860, С.-Петербург), архиеп. Таврический и Симферопольский. Род. в семье священника. В «Завещании» местом своего рождения указал с. Новосёлка Мологского у. Ярославской губ., однако в лит-ре и некрологах XIX в. называлось с. Григорово Пошехонского у. той же губ. Первоначальное образование получил дома. В 1821 г. окончил Ярославскую ДС, в 1825 г.- СПбДА со званием кандидата богословия, «с правом на получение степени магистра по выслуге двух лет». 1 сент. 1825 г. назначен преподавателем греч. и франц. языков в Архангельскую ДС. 10 сент. 1827 г. утвержден в степени магистра богословия. 1 окт. 1829 г. переведен в Новгородскую ДС на должность инспектора семинарии и профессора философии. 28 нояб. в Новгороде принял монашеский постриг с именем Елпидифор. 1 дек. рукоположен во диакона, 6 дек.- во иерея. С 30 янв. 1830 г. Е.- соборный иеромонах Александро-Невской лавры . С марта по май 1831 г. исполнял обязанности ректора и профессора Новгородской ДС. 11 (по др. сведениям, 14) апр. 1832 г. Е. переведен в Курск на должность ректора семинарии и профессора богословия. В 1831-1837 гг. в Курской ДС учился буд. митр. Московский Макарий (Булгаков) , на к-рого Е. оказал большое влияние своим «аскетическим подвигом и чистотой» и к-рого познакомил с трудами ректора КДА архим. Иннокентия (Борисова ; впосл. святитель). 22 мая 1832 г. Е. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Николая Чудотворца мужского монастыря Суджанского у. Курской губ. С 15 июля 1832 г. служил присутствующим в Курской духовной консистории, с 1 авг.- благочинным епархиальных мон-рей и цензором проповедей духовенства. 29 нояб. 1833 г. назначен настоятелем Святой Троицы мужского монастыря Белгородской епархии. В 1835 г., при Е., в обители была построена и освящена каменная теплая ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение». 30 апр. 1837 г. Е. назначен ректором Воронежской ДС, 21 мая того же года - настоятелем Акатова во имя святителя Алексия монастыря . Одновременно в Воронежской епархии служил присутствующим в духовной консистории, благочинным епархиальных мон-рей, цензором проповедей духовенства. По предложению обер-прокурора гр. Н. А. Протасова Е. составил учебник по герменевтике для семинарского курса (не изд.).

http://pravenc.ru/text/189913.html

Петрозаводск. Кафедральный собор Александра Невского. Карта и ближайшие объекты Кафедральный собор Александра Невского. Открыт в 1832 г. Находящаяся в Петрозаводске трёхпрестольная Александро-Невская церковь была торжественно заложена 22 июля 1826 г. и строилась по проекту арх. Горного департамента Александра Ивановича Постникова. Главный Александро-Невский придел и два боковых были торжественно освящены в течение 25-27 января 1832 г. Интересно, что угловые башенки храма были в буквальной точности скопированы с колокольни Вознесенской церкви в Фёдоровском посаде (в Царскосельском уезде СПб губ.), построенной в XVIII в. знаменитым Дж. Кваренги. В 1930 г. храм был закрыт, его купол был перестроен, угловые башенки снесены, и на протяжении последующих 64 лет в нем размещались экспозиции Государственного краеведческого музея. В 1992 г. храм был возвращен верующим, и вскоре в нем начались восстановительные работы (проект реставрации был разработан арх. В.Г. Копниным), завершившиеся в 2000 г. торжественным освящением. В настоящее время храм являятся главным кафедральным собором Петрозаводской епархии. Кутьков Н.П. Собор Александра Невского, Петрозаводск. Кафедральный собор во имя святого благоверного великого князя Александра Невского в Петрозаводске построен в 1831 году на пожертвования горожан и рабочих Александровского завода. Каменный храм в стиле высокого классицизма возведен по проекту архитектора Александра Постникова. Строился собор в память о героях Отечественной войны 1812 года. Освящение проведено в январе 1832 года, в день памяти святого Иоанна Златоуста. Кафедральный собор был закрыт в 1929 году. В здании долгое время располагался краеведческий музей. Петрозаводской епархии храм был возвращен лишь в 1991 году. Была начата длительная реконструкция, завершившаяся в 1999 году. На звоннице собора были установлены восемь колоколов, которые изготовили в Воронеже по старинной технологии. Там же был изготовлен позолоченный иконостас. В июне 2000 года кафедральный собор во имя святого благоверного великого князя Александра Невского был освящен Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

http://sobory.ru/article/?object=00149

Курская Основана в октябре 1657 и сразу же упразднена в ноябре 1657. Возобновлена в 1666 г. «...Царь Алексий Михайлович и Патриарх Иосиф, с согласия Собора (1666–1667 гг.– Сост.), изволили отдать в Белгородскую епархию 37 украинских городов. Часть их отделена от Патриаршей области, другая составилась из вновь присоединенных и вновь построенных городов Слободской Украины...» (Курска, Обояни, Волхова, Старого и Нового Оскола, Валуек, Чугуева, Харькова, Нежина, Змиева, Ахтырки и др.; Покровский И. М. Ук. соч. С. 280). Митрополия. С 1722 г. обычно замещалась епископами. С 1771 г. архиереи перемещались на другие кафедры. Местопребывание – в г. Белгород, с 1833 г. – в г. Курск, после чего Белгород обращается в Курское викариатство. Именовалась: Белгородская и Обоянская; с 15.03.1787 – Белоградская и Курская; с 16.10.1799 – Курская и Белоградская (Белгородская); с 25.02.1905 – Курская и Обоянская; с 26.01(08.02)1954 – Курская и Белгородская, паки; с 09(22)02.1993 – Курская и Рыльская. Викарные кафедры: Белгородская, Рыльская, Уразовская, Дмитриевская, Новооскольская, Старооскольская. 09.11.1657 23.11.1657 17.05.1667 20.08.1671 14.09.1671 23.02.1684 13.07.1684 06.08.1702 Авраамий Юхнов 23.01.1704 17.08.1709 Иустин Базилевич 11.03.1711 04.04.1720 Иларион Властелинский 09.07.1722 02.07.1731 Епифаний Тихорский 28.11.1731 18.07.1733 30.09.1735 03.01.1736 20.06.1736 01.09.1742 06.09.1742 01.01.1748 02.06.1748 10.12.1754 01.1755) 09.10.1755 09.10.1755 01.01.1758 26.04.1758 30.06.1763 29.10.1763 07.07.1768 28.12.1768 24.09.1771 Самуил Миславский 09.02.1774 28.11.1786 28.11.1786 09.02.1787 29.04.1818 14.07.1818 27.02.1822 Евгений Казанцев 12.04.1822 28.03.1831 Владимир Ужинский 31.03.1831 10.02.1832 Иннокентий Коровин-Сельнокринов 13.03.1832 05.11.1860 01.01.1861 11.01.1880 Сергий Ляпидевский 11.01.1880 19.03.1883 Ефрем Рязанов 19.03.1883 20.03.1887 28.03.1887 03.09.1893 Иуаин II Охотин 03.09.1893 07.03.1898 Иувеналий Половцев 22.03.1898 17.06.1904 Лаврентий Некрасов 17.06.1904 04.10.1911

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОБОЛЕНСКИЙ Михаил Андреевич (2.01.1806, г. Тульчин Брацлавского у. Подольской губ. (ныне Винницкой обл., Украина) - 12.01.1873, С.-Петербург), князь, российский историк, археограф, архивист; гофмейстер (1859), чл.-кор. С.-Петербургской АН (1846). Из княжеского рода, ведущего происхождение от черниговских Рюриковичей. Отец - ген.-майор кн. Андрей Михайлович Оболенский (19 янв. 1765 - 4 авг. 1830), мать - кнг. Прасковья Николаевна, урожденная гр. Моркова († 14 июня 1832). Окончил Пажеский корпус (1825) и был определен в лейб-гвардии Финляндский полк. Участник русско-тур. войны 1828-1829 гг., ранен в сражении под Варной (16 сент. 1828; в том же году награжден «за отличное мужество и неустрашимость, оказанные в действиях против турок», золотой шпагой с надписью «За храбрость»). В авг. 1831 г. участвовал в подавлении Польского восстания 1830-1831 гг. Уволен в отставку (16 сент. 1831) в чине капитана и вскоре определен состоять для особых поручений при председателе Временного правления Царства Польского. По ходатайству наместника в Царстве Польском светлейшего кн. Варшавского графа Эриванского И. Ф. Паскевича О. 9 янв. 1833 г. направлен на службу в ведомство МИД с причислением к Московскому главному архиву МИД (МГАМИД). Старший переводчик (24 апр.- 8 мая 1833), главный смотритель Комиссии печатания гос. грамот и договоров (с 8 мая 1833). Член Археографической комиссии (с 1839). После смерти А. Ф. Малиновского с 21 дек. 1840 г. исправлял должность управляющего МГАМИД (утвержден в должности 11 апр. 1848), директор МГАМИД (с 22 мая 1868). Член-кор. Имп. археологического об-ва (с 1850). С 1853 г. заведовал образованным по его инициативе Гос. древлехранилищем хартий, рукописей и печатей. Председатель Высочайше учрежденной Ученой комиссии по поводу возобновления палат бояр Романовых на Варварке в Москве (1856-1859; заседала с марта 1857), под руководством к-рой осуществлены работы по восстановлению палат «в древнем стиле». Зав. палатами бояр Романовых (с 1859). Жил в Москве в собственном доме в приходе церкви во имя свт. Николая Чудотворца (Николы Явленного) в Серебряном пер. (снесена в 1931).

http://pravenc.ru/text/2578073.html

Вешки. Церковь Вознесения Господня. Церковь. Действует.   Престолы: Вознесения Господня , Казанской иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1832 и 1850. Адрес: Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, с. Вешки Координаты: 55.6677, 40.8617 Проезд:От райцентра Гусь-Хрустальный выезжаем на восток от объездной дороги по указателю " Добрятино " , 6км до Никулино, по указателю " Судогда Муром " сворачивем на север, 4км хорошей асфальтированной дороги до с. Вешки Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Вешкинский приход Село Вешки находится в 12 км к северо-востоку от Гусь-Хрустального. До 1764 года оно принадлежало Московскому Чудову монастырю. В толковых словарях русского языка можно найти два определения слова «вешка»: первое - пчелиная маточная ячейка; второе - знаковый шест для обозначения условного места (веха). Известно, что одна из зимних дорог, соединяющих Владимир с Рязанью, проходила по рекам Колпь и Судогда. А вот путь перехода с одной реки на другую мог быть разным. Не исключено, что дорогу прокладывали (вешили) именно через здешние места, потому и село, первые упоминания о котором отмечены 17-м веком, получило такое название. В переписных книгах монастырских и церковных земель Владимирского уезда 1637-1647 г.г. в Вешках уже значилась теплая деревянная церковь Вознесения Господа Иисуса Христа. А на старинной иконе Николая Чудотворца значилась надпись «1575 года сие моление Чудова монастыря слуги Филиппа Иванова сына Серова поставил в село Вешки к Вознесению Христову». В 1637-56 годах церковь была перестроена и вновь освящена во имя преподобного Сергия. В 1831 году деревянный храм сгорел, и на следующий год здесь началось строительство каменной церкви. Трапеза была освящена уже в 1832 году, хотя главный храм - лишь в 1850 году. Это значит, что в 2005-м году исполнится 155 лет, как вешкинский храм стоит освященным. Каменная церковь имела уже два престола: первый - Вознесения Господня, второй - Казанской Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=04095

К Агапиту епископу Томскому Преосвящ. Агапит (Вознесенский), кандидат 3 выпуска СПб. академии, 12 авг. 1834 г., был хиротонисан в епископы вновь открытой Томской епархии, в состав которой вошла Алтайская миссия. Первое из помещенных ниже писем к нему архим. Макария, было уже напечатано в Томских епарх. ведомостях, 1895 г., 20 (и перепечатано отсюда в Церковных ведомостях, 1896 г.., 2) с заглавием: «Первое донесение о состоянии Алтайской миссии первого ее начальника первому Томскому епископу». Второе из писем архим. Макария к еп. Агапиту, перепечатывается из книги г. Птохова: «Архимандрит Макарий», стр. 99−100, извлекшего его из Архива канцелярии обер-прокурора Св. Синода (Дело 1838 г. 20783). 68 Преосвященнейший Владыко милостивый Архипастырь, Вкупе со всей паствой, Великим Пастыреначальником вверенной Вашему попечению, служащая в Бийском округе при обращении иноверцев в христианскую веру церковная миссия, передает себя Вашему, святитель Христов, Архипастырскому покровительству. Сия миссия введена в действование, 1830 года августа 3 дня, Архиепископом, ныне Рязанским, Преосвященнейшим Евгением, и тогда же получила от Его Высокопреосвященства походную церковь во имя Всемилостивейшего Спаса. Первоначально сотрудниками моими были семинаристы Василий Попов и Алексей Волков. Первый, послужив со мной два месяца с немногим, в Бийске скончался, а последний, в 1832 году женился и вышел из церковного звания в гражданскую службу. Между тем, в 1831 г. вступил в сотрудничество со мной один семидесятилетний старец из поселенцев – Петр Лисицкий, который и ныне проходит служение с постоянным терпением и усердием, и по благословению Архиепископов Тобольских Преосвященнейших Евгения и Афанасия, в нынешнем году представил Епархиальному начальству прошение о введении его в духовное звание и в монашество. Кроме него с июля 1832 г. служит при миссии в должности толмача, один из крещенных мной татар – Федор Михайлов сын Иштанаков. Миссия служила доселе в соединении 217 иноверцев с Восточной христианской Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Кировский район. Храм-памятник Спаса Нерукотворного Образа. Воинский памятник-храм Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Нерукотворного Образа , Илии Муромца Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1813 и 1823. Архитектор:Н.Ф. Алферов Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, Кировская дамба, д. 2. Координаты: 55.80097, 49.07746 Проезд:до ост. " Речной техникум " на трамвае 5. Троллейбусы: 4, 10 Автобусы: 2, 5, 10, 45, 48, 49, 53, 57, 64, 72, 79, 82, 96. На автомобиле из центра города по Кировской дамбе. В средней части дамбы справа есть парковчный карман, из которого есть пеший спуск к воде. Храм-памятник находится в акватории реки Казанка напротив этого кармана. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты После взятия Казани Иваном Грозным в 1552 году на единственном в городе «русском» кладбище были захоронены православные воины, погибшие при штурме Казанской крепости. Павшие воины погребены в братской могиле, поверх которой был насыпан курган. В последствии, здесь хоронили всех воинов Казанского военного гарнизона. После победы в Отечественной войне 1812 года в России распространился почин устраивать на братских могилах поминальные воинские храмы. В Казани такой храм был воздвигнут на единственном воинском захоронении, имевшемся в городе. Император Александр I выделил средства на строительство храма, царская семья добавила приличную сумму денег из личных средств, так же пожертвования собирались по всенародной подписке. Проект храма выполнил архитектор Н.Ф. Алферов, автор подобного памятника в Севастополе. В 1831-1832 гг. храм подвергся реконструкции под руководством П.Г. Пятницкого, строителя казанского Университета. В 1958 году произошла последняя реконструкция храма, при которой были утрачены настенные росписи. В 1823 и повторно в 1832 году храм был освящен архиепископом Филаретом в честь иконы Нерукотворного Образа Спасителя, который долгое время изображался на хоругвях православных войск. Административно Храм подчинялся военному ведомству. Храм построен в виде усеченной пирамиды и украшен греческими портиками и колоннами. С северной и южной сторон располагаются входы в подземную Церковь-усыпальницу в честь прп. Илии Муромца, которая располагается непосредственно над мощами погибших воинов и напоминает усыпальницы Киево-Печерской лавры.

http://sobory.ru/article/?object=06599

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОФЕЙ (ок. 1793, Хора, ныне Хошкёй, иль Текирдаг, Турция - 18.03.1885, Дамаск), патриарх Антиохийский (с 9 окт. 1850). Церковную карьеру начал в иерусалимском Святогробском братстве , пользовался особым покровительством секретаря Иерусалимского Синода, известного историка и книжника Анфима Анхиальского . В 1823 г. рукоположен во диакона, в 1828 г.- во иерея. По свидетельству находившегося тогда в Иерусалиме рус. инока Серапиона, 8 марта 1831 г. в храме Воскресения Христова И., игумен Гефсиманской ц., был хиротонисан во епископа ( Румановская. 2006. С. 64). В апр. 1832 г. Иерусалимская Церковь, обремененная непосильными долгами, обратилась к России с просьбой об оказании финансовой помощи. 2 дек. 1832 г. Святейший Синод принял решение «допустить в России сбор доброхотных пожертвований в пользу Иерусалимского храма» и «дозволить Иерусалимскому Патриарху отправить для сбора в Россию кого-либо из благонадежных духовных лиц» (Мат-лы к истории Иерусалимской Патриархии. С. 295). Патриарх Афанасий V (1827-1844) поспешил не только воспользоваться этим разрешением, но и повысить иерархический статус Иерусалимского подворья в Москве, назначив его настоятелем архиерея, а именно И., архиеп. Фаворского. Однако Синод в мае 1833 г. разрешил архиерею находиться в Москве для сбора милостыни только 1 год. И., со слов А. Н. Муравьёва , ко времени приезда в Россию знал русский язык, что свидетельствует о том, что он заранее готовился к предстоявшей ему миссии. После прибытия в Москву в окт. 1833 г. И. направился в столицу. 20 дек. он был торжественно принят в Святейшем Синоде, где произнес речь, вручил грамоты и дары патриарха - Крест с частицей Животворящего Древа и часть мощей св. ап. Андрея Первозванного. В С.-Петербурге И. пробыл ок. 6 месяцев. Срок сбора милостыни был увеличен на 3 года, впосл. он продлевался еще раз. Оставив по рекомендации Святейшего Синода сбор милостыни, не подобающий сану архиепископа, И. возложил эту обязанность на 2 прибывших с ним архимандритов, после чего занялся книгоиздательской деятельностью - готовил к печати литографии св. мест, молитвословы на греч. и слав. языках, богословские труды живших и работавших в России греч. архиепископов Никифора (Феотоки) и Евгения (Булгариса) .

http://pravenc.ru/text/293750.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОВОАПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ Новое религ. движение, возникшее в 1863 г. в результате раскола в т. н. Католической апостольской церкви. Совр. название Н. ц. получила в 1930 г. Католическая апостольская церковь (КАЦ) появилась в Европе в 20-30 гг. XIX в. под влиянием таких протестант. течений, как ривайвелизм и Движение святости . С 1826 по 1830 г. в поместье банкира и филантропа Г. Драммонда в Олбери-Парк (графство Суррей) прошли 5 встреч, основной темой к-рых стали библейские пророчества. Участие в этих встречах принимали представители различных христ. деноминаций, в т. ч. Э. Ирвинг и Дж. Кардейл. Появилось «молитвенное движение», основной целью к-рого было получение даров Св. Духа. В окт. 1830 г. в доме Кардейла, где проводились собрания, стали происходить случаи «излияния Святого Духа», сопровождавшиеся исцелениями, пророчествами и т. п. В апр. 1831 г. жена Кардейла также начала пророчествовать. Не найдя поддержки в Англиканской Церкви, Кардейлы покинули свой приход и присоединились к приходу Ирвинга (отсюда их др. название - «ирвингиане», «ирвингиты»). Вскоре случаи «пророчеств и говорения на языках» стали происходить и во время богослужений. В 1832 г. Ирвинг был лишен должности и по решению Генеральной ассамблеи Церкви Шотландии запрещен в служении. Некоторое время он и его сторонники проводили службы под открытым небом, а позднее - в арендованном здании картинной галереи. Фундаментом для развития КАЦ стало учение о том, что в конце времен Господь вновь изольет на Церковь дары, данные апостолам в день Пятидесятницы, пошлет новых апостолов, к-рые «соберут разрозненное Тело Христово». Осенью 1832 г. Кардейл стал 1-м «апостолом» «восстанавливающейся Церкви первохристианских времен». В 1833 г. он посвятил Ирвинга в «ангела» новой Церкви. После смерти Ирвинга (1834) «ангелом» стал Кристофер Хит. Во главе общины стояли «апостолы», за ними следовали «пророки», «евангелисты», а за ними по вертикали «ангелы», священники и диаконы.

http://pravenc.ru/text/2577799.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010