Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «В жизнь вечную…» Памяти Н.С.Лескова 15.02.2023 452 Время на чтение 9 минут Самобытнейший русский писатель, классик мировой литературы Николай Семёнович Лесков (1831–1895) признавался, что с детства «имел влечение к вопросам веры». Религиозно-нравственные представления и устремления во многом определяли его восприятие жизни, литературно-общественную позицию и главное – своеобразие созданного им художественного мира. Христианский характер лесковского наследия до настоящего времени не получил целостного осмысления и освещения. Изучение особенностей религиозно-нравственных оснований поэтики Лескова, проникновение в её глубинный духовный смысл продолжает оставаться одной из первостепенных исследовательских задач. Писатель подходил к религии как истинный художник – с эстетических позиций, открывая в вере «поэзию». Сплавляя евангельские образы: «Аз есмь Путь, и Истина, и Жизнь» (Ин.14: 6) – с «художеством», Лесков рассматривал христианство как «поэзию вечной правды и неумирающей жизни». «Потребность духа, ищущего высшего состояния», религиозные раздумья, «борения» во многом определяли, согласно самохарактеристике писателя, его «трудный рост». Лесков порой проявлял «религиозное своенравие», но в то же время был человеком, «не заглушившим в себе способности любить и уважать истину». Писатель недвусмысленно утвердил своё православное вероисповедание: «Я не враг Церкви, а её друг, или более: я покорный и преданный её сын и уверенный православный». В то же время Лескову не всегда удавалось оставаться «покорным и преданным» сыном Церкви. Горячая человеческая «нетерпячесть» его натуры максималистски требовала, чтобы идеалы христианства с предельной полнотой были реализованы в действительной жизни. Думается, вряд ли продуктивно в научном отношении разделять лесковскую позицию по отношению к вопросу о Церкви на «позитивную» (в начале творчества) и «негативную» (после заграничной поездки 1875 года). До последнего времени в лескововедении эта достаточно условная схема безоговорочно принималась как аксиома. Однако распространённый тезис об отрицательном отношении Лескова к Церкви начиная с середины 1870-х годов на деле остаётся бездоказательным . В традиции советского литературоведения мысль об «антицерковности» Лескова утверждалась даже тогда, когда он рисовал в своих произведениях художественные картины, направленные по существу на защиту религиозных идеалов.

http://ruskline.ru/analitika/2023/02/15/...

Иван Клюшников Клюшников Иван Петрович (1811–1895) – поэт, прозаик. В 1832 году, ко времени поступления в Московский университет Константина Аксакова, он, как и Василий Красов, его заканчивал. Пятнадцатилений Аксаков оказался в кружке Станкевича не с начинающими, а вполне зрелыми поэтами, пользовавшимися определенной известностью в университетской среде. Гораздо большей, чем своекошный студент Михаил Лермонтов, который за годы учебы в университетском Благородном пансионе (1828–1830) и самом университете (1830–1831) не опубликовал, да и вряд ли показал сокурсникам свои стихи, в то время как Василий Красов, еще будучи студентом, дебютировал в «Телескопе» с исторической поэмой «Куликово поле». «Лермонтов был когда-то короткое время моим товарищем по университету», – напишет Красов А.А. Краевскому в июле 1841 года, еще не зная о роковой дуэли. Иван Клюшников в эти же студенческие годы прослыл каламбуристом, по рукам ходили его эпиграммы и пародии, сатирическое «Обозрение всеобщей истории». Друзьям рассказывал о своем замысле «пасквиля на все человечество». Из научных дисциплин он более всего интересовался не философией, как почти все остальные, а историей. Подготовил для поступления в университет дворянского недоросля Ивана Тургенева, которому, надо думать, нравилась способность его репетитора «рассказывать о людях и делах отдаленного прошлого, будто самовидец, как бы о лично пережитом» (таким запомнился «кружковцу» Михаилу Каткову). Над философскими штудиями своих друзей подтрунивал. Станкевич жаловался Михаилу Бакунину: «С адской усмешкою смотрит он на мою попытку отыскать счастье в идее всеобщей жизни и говорит: жаль Николаши!» В его адской усмешке волей-неволей встает образ лермонтовского «Демона», вторая редакция которого была создана как раз в 1830 году, но Клюшников мог и не знать этой поэмы. Они выражали одно и то же явление демонизма своей эпохи, который все-таки удалось преодолеть и Лермонтову, и Клюшникову. В 1838 году друзья по кружку Станкевича стали свидетелями глубокой духовной драмы Клюшникова, разрешившейся, как отмечал Василий Боткин, «сменой скептических неисчерпаемых фантазий» на «глубокое, нравственное религиозное чувство». О своем духовном возрождении он поведует и сам в «Ночной молитве», созданной одновременно с другими лирическими стихами.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕСКОВ Николай Семенович (4.02.1831, сельцо Горохово Орловского у. и губ.- 21.02.1895, С.-Петербург), писатель, публицист. Род Лесковых по отцовской линии происходил из духовенства - все были священниками с. Лески Орловской губ. Родовая фамилия Лесковых образована от названия села. Но отец Л., Семен Дмитриевич (1789-1848), нарушив семейную традицию, служил дворянским заседателем Орловской палаты уголовного суда, где и получил дворянство. По словам Л., он отличался «прекрасным умом», честностью и «твердостью убеждений, из-за чего наживал себе очень много врагов». Мать, Мария Петровна (урожд. Алферьева; 1813-1886), из потомственных московских дворян. Детские годы Л. прошли в Орле и в отцовском имении Панино Кромского у. Орловской губ., где произошло его близкое знакомство с крепостными крестьянами, с их самобытным миропониманием и религиозностью. «С этого времени,- отмечал писатель в 1863 г.,- началось мое сближение с людьми древлего благочестия, не прерывавшееся во все последующие годы» ( Лесков Н. С. С людьми древлего благочестия//ПСС. М., 1996. Т. 3. С. 568). Детские впечатления и рассказы бабушки А. В. Колобовой о жизни Орла отразились во мн. произведениях Л. Неск. лет Л. провел в доме Страховых, богатых родственников со стороны матери, куда был отдан из-за нехватки у родителей средств на домашнее обучение сына. У Страховых для воспитания детей были наняты рус. и нем. учителя, француженка. Л. учился вместе с двоюродными братьями и сестрами; обладая незаурядными способностями, опережал родственников в учении, что и стало причиной отправки его к родителям. В 1841 г. поступил в орловскую гимназию, но в 1846 г., не выдержав переводных экзаменов, оставил занятия. Причины коренились в юношеской несобранности, увлечении чтением ( Лесков Н. С. Жизнь//Собр. соч. Т. 1. С. 122). В 1847-1849 гг. Л. служил в Орловской палате уголовного суда. Внезапная смерть отца и «бедственное разорение» семьи изменили дальнейшую судьбу писателя. В кон. 1849 г. он переехал в Киев, где его опекал дядя, брат матери, профессор медицины С. П. Алферьев; с 1849 по 1856 г. служил в Киевской казенной палате. Он близко познакомился с профессорами И. М. Вигурой, И. Ф. Якубовским, со статистиком Д. П. Журавским, последовательным сторонником отмены крепостного права (изображен писателем в романе-хронике «Захудалый род» (1874)). Для Л. Киев стал не только «житейской школой», но и «университетом». В это время он читал философские и политэкономические сочинения, труды А. И. Герцена и Л. Фейербаха, знакомился с творчеством и деятельностью Т. Г. Шевченко, осматривал древние памятники и подружился с иконописцами Киево-Печерской лавры . Впечатления от Киева отразились позднее в таких произведениях, как «Некрещеный поп», «Печерские антики», «Старинные психопаты», «Импровизаторы», «Заячий ремиз».

http://pravenc.ru/text/2463591.html

Сортировать по Исключить новости «Чертогон»: Святочный рассказ Н.С. Лескова 135 лет назад Николай Семёнович Лесков (18311895) создал к святкам рассказ «Чертогон». Впервые рассказ был опубликован в рождественском номере ежедневной газеты «Новое время» от 25 декабря 1879 года под названием «Рождественский вечер у ипохондрика». 21 января, 2014 135 лет назад Николай Семёнович Лесков (18311895) создал к святкам рассказ «Чертогон». Впервые рассказ был опубликован в рождественском номере ежедневной газеты «Новое время» от 25 декабря 1879 года под названием «Рождественский вечер у ипохондрика». Вниманию читателей предлагается очередная работа доктора филологических наук Аллы Анатольевны Новиковой-Строгановой, посвященная творчеству классика русской литературы — Николая Семеновича Лескова. Святки  – святые вечера – в православной традиции и в русском народно-по­этическом сознании знаменуют торжество Солнца правды – Христа – над тьмой, победу над нечистой силой. Однако в наши дни сакральный смысл Святок многим либо неведом, либо намеренно попирается. И не секрет, что череда зимних праздников сегодня нередко превращается в бесовский пьяный разгул, безбожную вакханалию. Придя в чувство после такого гульбища иные, у кого ещё не атрофирована совесть, стыдятся самих себя, глаза не смеют поднять на окру­жающих. Душа мертвеет, холодеет, выстуживается. Бывает ей и студно, и стыдно; жаждет она и прощения, и очищения, изгнания разрушительного чужебесия. 135 лет назад Николай Семёнович Лесков (18311895) создал к святкам  рассказ «Чертогон». Впервые рассказ был опубликован в рождественском номере ежедневной газеты «Новое время» от 25 декабря 1879 года под названием «Рождественский вечер у ипохондрика». Сам писатель был доволен своим произведением и, отвечая на поздравления с праздником в письме к издателю и редактору «Нового времени» А.С. Суворину, с одобрением отозвался о святочном номере газеты в целом: «И Вас с праздником, мой старый коллега! слава Богу, хорош. Я его нетерпеливо ждал увидеть. Я, кажется, не хуже людей» . «Рождественский  вечер у ипохондрика» утверждает мысль «о превосходстве веры над неверием» (X, 653) и по законам жанра закономерно завершается обращением к празднику Рождества Христова.

http://pravmir.ru/chertogon-svyatochnyj-...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Пылающая душа Памяти русского волшебника слова 10.03.2024 161 Время на чтение 8 минут Николай Семёнович Лесков (1831–1895) – наш славный соотечественник, великий русский классик, к которому нельзя подходить с обычными мерками. Это писатель безмерный, а порой и чрезмерный, если говорить его же словами из романа-хроники «Соборяне». Главный герой «Соборян», протоиерей Савелий Туберозов, списан с натуры: по признанию писателя, с его деда – священника Димитрия Лескова. «Из записок моего деда» – также указал автор в подзаголовке самого первого своего рассказа «Погасшее дело». Дед Николая Лескова умер ещё до рождения внука, но будущий писатель знал о нём от отца и от тётки Пелагеи Дмитриевны: «всегда упоминалось о бедности и честности деда моего, священника Димитрия Лескова», – и воплотил в первом литературном опыте некоторые его черты. На прототип центрального героя «Собо­рян» Лесков прямо указал в «Автобиографической заметке»: «Из рассказов тётки я почерпнул первые идеи для написанного мною романа “Соборяне”, где в лице протоиерея Савелия Туберо­зова старался изобразить моего деда, который, однако, на самом деле был гораздо проще Савелия, но напоминал его по характеру». Дневник Туберозова – «Демикотоновая книга» – открыва­ется датой 4 февраля 1831 года. Это день рукоположения Савелия в священнический сан: «По рукоположении меня 4-го февраля 1831 года преосвященным Гавриилом в иерея получил я от него сию книгу в подарок за моё доброе прохождение семинар­ских наук и за поведение»; «За первою надписью, совершённою в первый день иерейства Туберозова, была вторая: “Проповедовал впервые в соборе после архиерейского служения”». Важно заметить, что начало глубоко личных дневниковых записей отца Савелия, раскрывающих характер героя изнутри, совпадает с датой рождения Николая Семёновича Лескова – 4 февраля 1831 года. Таким образом, писатель – проповедник христианских истин, создавший образ священника-праведника, – биографически включает себя самого в заветный текст дневника своего героя – бесстрашного проповедника слова Божия; являет родственную и духовную сопричастность мятежному протопопу, наделённому даром вдохновенной, пламенной проповеди; отчасти отождествляет себя с ним. Вослед за своим героем Лесков мог бы сказать и о себе самом словами дневника Савелия Туберозова: «Прости, Вседержитель, мою гордыню, но я не могу с холодностию бесстрастною совершать дело проповеди. Я ощущаю порой нечто на меня сходящее, когда любимый дар мой ищет действия; мною тогда овладевает некое, позволю себе сказать, священное беспокойство; душа трепещет и горит, и слово падает из уст, как угль горящий». Этот герой прямо вырастает во вселенский образ пушкинского пророка, у которого трепетное сердце превратилось в «угль, пылающий огнём». Пророк отмечен печатью Божьего избранничества, и Господь посылает своего избранника на проповедь Своих заповедей:

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/10/...

28 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Стремление к высшей правде: Н.С. Лесков и Ф.М. Достоевский. Часть 1 В нынешний год 185-летия Николая Семёновича Лескова (1831–1895) и 195-летия Фёдора Михайловича Достоевского (1821–1881) мы с признательностью вспоминаем славные имена великих классиков мировой литературы. Их художественные миры, уходящие корнями в Святое Евангелие, неисчерпа­емы. Данная публикация Аллы Анатольевны Новиковой-Строгановой затрагивает тему взаимоотношений двух писателей, каждый их которых был неравнодушен к творчеству другого. Статья В нынешний год 185-летия Николая Семёновича Лескова (1831–1895) и 195-летия Фёдора Михайловича Достоевского (1821–1881) образованное человечество с признательностью вспоминает славные имена великих классиков мировой литературы. Интерес к их творчеству с годами не угасает, но возрастает. Чем больше читаешь и изучаешь этих русских писателей, тем более убеждаешься, что их художественные миры, уходящие корнями в Святое Евангелие, столь же неисчерпа­емы, как и Новый Завет с его заповедями о жизни вечной. «Миры внутри миров», художественные вселенные, созданные творческим гением Лескова и Достоевского, ярко индивидуальны, неповторимо своеобразны. И в то же время они сопоставимы, при всей их безмерности, – соизмеримы по творческой мощи, масштабам дарования. Так, Игорь Северянин в стихотворной строке о Лескове уравновесил его талант с талантом Достоевского: «Достоевскому равный, он – прозёванный гений» .

http://bogoslov.ru/article/5150793

28 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января «Слово, которое проповедуем…»: к 120-летию памяти Н.С. Лескова 5 марта сего года исполняется 120 лет со дня кончины Николая Семёновича Лескова – одного из самых самобытных русских писателей, который на протяжении всей жизни через свои произведения пытался донести до читателя христианские ценности и подчеркнуть важность духовной жизни. Доктор филологических наук, профессор Алла Анатольевна Новикова-Строганова в публикуемой статье продолжает исследовать творчество этого выдающегося мастера слова. Статья 120 лет назад перестало биться сердце Николая Семёновича Лескова (1831–1895). 5 марта 1895 года самобытнейший писатель русский ушёл из жизни, сбросил надетые на него на земле «кожаные ризы». Однако духом своим и талантом он живёт с нами. «Думаю и верю, что “весь я не умру”. Но какая-то духовная постать уйдёт из тела и будет продолжать вечную жизнь» , – писал Лесков 2 марта 1894 года, за год до кончины, цитируя пушкинский «памятник нерукотворный». Главную свою задачу писатель видел в том, чтобы возжечь в людях «проблески разумения о смысле жизни» (XI, 477), чтобы «что-нибудь доброе и запало в ум» (XI, 472) и сердце читателя. Это «доброе направление» замечательный художник слова связывал с христианством, с Новым Заветом, отмечая: «я имел в виду важность Евангелия, в котором, по моему убеждению, сокрыт глубочай­ший смысл жизни» (XI, 233). О «важности Евангелия», в котором «есть всё, – даже то, чего нет» , Лесков размышлял, говорил и писал постоянно – начиная от первой публикации и до последних дней своих.

http://bogoslov.ru/article/4459483

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Игра с болванами» Грамматика коловращения в закабалённой России 16.02.2024 1295 Время на чтение 22 минут 130 лет прощальной повести Н.С. Лескова «Встань, если хотишь, на ровном месте и вели поставить вокруг себя сотню зеркал. В то время увидишь, что един твой телесный болван владеет сотнею видов, а как только зеркалы отнять, все копии сокрываются. Однако же телесный наш болван и сам есть едина токмо тень истинного человека. Сия тварь, будто обезьяна, образует яйцевидным деянием невидимую и присносущную силу и божество того человека, коего все наши болваны суть аки бы зерцаловидные тени» Григорий Сковорода Повесть Николая Семёновича Лескова (1831 - 1895) «Заячий ремиз» (1894) - одно из наиболее загадочных, зашифрованных произведений русской классической литературы. «В повести есть «деликатная материя», - писал Лесков, - но всё, что щекотливо, очень тщательно маскировано и умышленно запутано. Колорит малороссийский и сумасшедший» . Это последнее лесковское творение осталось при жизни писателя не изданным. В феврале 1895 г. (за несколько дней до ко н чины Лескова ) М. М. Стасюлевич - редактор журнала «Вестник Европы » , - убоявшись цензур ы , отказался печатать повесть , извиняясь перед автором его же остроумной шуткой, позаимствованной из «Заячьего ремиза»: «можно очень самому обремизиться < ... > подвергнуться участи « разгневанного налима » < ... > и непременно попад ё те в архиерейскую уху» . «Лебединая песнь» писателя вылилась под его пером в вековечную мечту русского национального сознания о чудесной жар-птице. В фольклоре эта сказочная птица олицетворяет волшебное заступничество. В повести Лескова мифопоэтический образ жар-птицы представлен в новом - христианском - контексте понимания и является выражением авторской ценностно-мировоззренческой позиции. Повесть по-прежнему завораживает, притягивает внимание, ей посвящаются обстоятельные статьи , однако ни одна из них пока не исчерпала религиозно-нравственной и философской глубины лесковского текста. Основанный на Евангелии, он по сути неисчерпаем и открывает перед читателями всё новые и новые возможности для интерпретации и сотворчества. О новозаветной неисчерпаемости глубоко писал архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской), называвший Лескова в ряду первых классиков, чей «чистый разум» повенчан «с глубиною сердца единством воли и откровений»: «Евангелие не есть только идеальная истина для всякого мира, но и личное, всякий раз неповторимое слово, письмо Бога Живого всякому человеку в мире, - письмо, прочитываемое человеком лишь в меру его духовного сознания» .

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/13/...

27 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Гимн во славу Рождества: «Рождественская песнь в прозе» Ч. Диккенса и святочный рассказ Н.С. Лескова «Зверь»(отрывок из книги “Спасово Рождество”) Всемирно признанным мастером жанра святочного рассказа считается английский романист Чарльз Диккенс.  В России свое второе рождение этот жанр получил благодаря Николаю Семёновичу Лескову, который видел в английском писателе своего союзника. Однако некоторые критики упрекали Лескова в подражании Диккенсу. Так ли это? Ответ на этот вопрос дает в публикуемой статье постоянный автор портала доктор филологических наук Алла Анатольевна Новикова-Строганова. Статья Святочная словесность –  интереснейший пласт культуры, некогда незаслуженно забытый, а сейчас обретающий «второе дыхание». Всемирно признанный  мастер этого жанра – английский романист Чарльз Диккенс (1812–1870) –  один из самых «родственных» русской литературе зарубежных авторов. «Никто меня так не успокаивает и не радует, как этот мировой писатель», – отзывался Ф.М. Достоевский о Диккенсе. Л.Н. Толстой ценил его как писателя безошибочного нравственного чутья. В России второе рождение жанр святочного рассказа получил благодаря Николаю Семёновичу Лескову (18311895), который также видел своего союзника в «великом христианине» Диккенсе. Ратуя за обновление жанра, Лесков писал: «Форма рождественского рассказа сильно поизносилась. Она была возведена в перл в Англии Диккенсом. У нас не было хороших рождественских рассказов с Гоголя до “Зап Ангела”. С “Запеч Ангела” они опять пошли в моду» .

http://bogoslov.ru/article/4375301

28 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января «Где, кроме святой Руси, подобные жёны быть могут?»: образ женщины – христианки и праведницы – в творчестве Н.С. Лескова Весьма явственно предстает рельефное изображение праведности, воплощенной не только в героях-мужчинах, но и в женщинах, перед внутренним взором читателя произведений Н.С. Лескова. Героини большинства рассказов изображены автором так, что, как правило, остаются на втором плане, однако значение их в повествовании далеко не второстепенно. Какими же качествами, по Лескову, обладают праведницы? Извечная, уходящая корнями в евангельское повествование противоположность двух типов женщин, хлопотливых Марф и созерцательных Марий, находит у писателя свое разрешение. Статья В феврале нынешнего года весь образованный мир отметил 185 лет со дня рождения Николая Семёновича Лескова (1831–1895) – великого писателя земли русской, классика мировой литературы. Незадолго до кончины Лесков подчеркнул, что он «с ранних лет жизни имел влечение к вопросам веры» . Справедливо названный «величайшим христианином среди русских писателей» ,он пронёс это «влечение» через весь жизненный и творческий путь. Религиозная одарённость Лескова – «счастливая религиозность», по определению писателя в «Автобиографической заметке»(1882–1885?), – позволяла ему «мирить веру с рассудком» (XI, 11). По собственному признанию Лескова, религия была для него «первейшей потребностью духа, ищущего высшего состояния» . Истинных ценителей лесковского творчества объединяет любовь к писателю, заворожённость его безмерным талантом, стремление глубже понять уникальный художественный мир, созданный виртуозным мастером слова. В то же время литературное наследие Лескова столь многогранно, многомерно и многопланово, что долго ещё будет оставаться до конца не прочитанным, неисследованным, неразгаданным. Не представляется возможным исчерпать до последних глубин этот неиссякаемый родник, проистекающий из вечного источника благодати – святого Евангелия, в котором, по убеждению Лескова, сокрыт «глубочайший смысл жизни» (XI, 287). Из того же источника – замечательные, но до настоящего времени малоизучен­ные страницы лесковского наследия, раскрывающие образы русских женщин.

http://bogoslov.ru/article/4879210

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010