Таман. Церковь Петра и Павла (каменная). /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Петропавловская церковь, в селе Таманском (Таман) Усольского района, построена 1913—1917 годах. Каменная церковь построена возле уже существовавшей деревянной на средства купца и промышленника Кирьянова. Здание отличает развитый кирпичный декор, перегруженность объемами, внешне имитирующими древнерусские постройки. Имеет план близкий крестовому, пятиглавая, с шатровой колокольней. Внешне отдаленно напоминает храм XVII веке. При этом, за основу взят отнюдь не характерный для Прикамья, а некий обобщенный образ. Фасады храма сплошь покрыты ковром кирпичного декора с последующей раскраской, сочетающим мотивы как русской, так и готической, византийской архитектуры. В пейзаже села роль церкви очень велика. Живописный ее силуэт царствует над жилой застройкой. Находящаяся на вершине холма церковь хорошо видна с камских просторов. Памятники архитектуры Усольского района Составители Цыпуштанов В.А., Шилов В.В. http://blagosever.ru/hramy/taman Филипп Васильевич Кирьянов Родился в 1830 г. Будучи крепостным у графа Строгонова, он, получил " вольную " и поселился в Усть-Кондасе (это 8 верст от села Таман). Обладая большим трудолюбием, упорством и природной смекалкой он вскоре стал зажиточным крестьянином. Но через некоторое время достигнутое положение перестало его удовлетворять и он решил попробовать себя еще в коммерции. В зимнее время, когда крестьянских дел немного, он стал заготавливать дрова, а весной сплавлять их по Каме до Перми и там продавать на завод. Начинание оказалось успешным. Постепенно расширяя торговые дела, он вначале 20-го века был уже купцом 1-й гильдии. После женитьбы сына, Кирьянова Ивана Филипповича, он передал ему все торговые дела, а сам, будучи глубоко верующим человеком, отправился паломником в Иерусалим и на гору Афон. Это длительное путешествие по святым местам произвело на него неизгладимое впечатление. Скорее всего это и послужило поводом для строительства церкви в с.Таман. Строилась церковь не спеша, примерно 8-10 лет. Различные материалы, детали и оборудование приобретались постепенно, в разных городах. Иконостас, например, был изготовлен в г.Оса, а золото, в количестве 15 фунтов для покрытия двух главных куполов, было привезено из Москвы. В 1913 г. строительство закончилось, а зимой, на Рождество, ее освятили. Всего на постройку церкви было израсходовано 120000 рублей. Через два года, летом 1915 года, Филипп Васильевич умер и был похоронен в усыпальнице при церкви. Гроб с телом покойного несли на руках из дома (Усть-Кондас) до Тамана. Похоронную процессию сопровождали священник с дьяконом и хор. На похоронах присутствовало очень много народа как из Тамана, так и из ближайших деревень, т.к. покойный пользовался большим авторитетом и уважением крестьян.

http://sobory.ru/article/?object=17009

Брянск. Петро-Павловский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Древнейшую обитель Брянского края – Петро-Павловский монастырь города Брянска – можно сравнить с краеугольным камнем Православной веры на Брянской земле. Монастырь был основан в 1275 году и на протяжении веков почитался верующими, в особенности это было связано с пребыванием в нем Святых мощей его основателя – Преподобного благоверного князя Олега Брянского, который сочетал служение государственного мужа с монашеской аскезой, и удалившись от княжения, заботился о своем народе молитвой и милостыней. При императрице Екатерине II обитель была лишена всех вотчин и угодий, постепенно пришла в упадок и в 1830 году была упразднена. Однако по прошению градского Брянского общества и ходатайству местных купцов Ивана и Козьмы Семыкиных, пожертвовавших средства на восстановление обители, для вдов, девиц и сирот, монастырь был восстановлен как женский на правах общежития. Многое для обители сделали Брянские меценаты братья Могилевцевы. К 1917 году в Петро-Павловской обители было два храма - соборный Введения во храм Пресвятой Богородицы и надвратный Святого пророка Божия Илии, семь каменных с деревянным верхом корпусов (в их числе странноприимный дом и больница) и 30 деревянных флигелей-келлий. Хозяйство было немалым и состояло из фруктового сада, скотного двора, лугов, земельных наделов и лесных угодий. Имелись рукодельня, иконописная и чеканная мастерские, церковно-приходская школа. В обители тогда было около 200 сестер. В июне 1923 года монастырь был закрыт. В Ильинском храме устроили рабочий клуб, затем кинотеатр имени Демьяна Бедного. В середине 70-ых этот храм разрушили, на его месте стоит ныне гостиница «Брянск». Введенский храм был разграблен и занят губернским архивом. Ограда и почти все строения обители, в том числе фонтан, устроенный братьями Могилевцевыми, были разрушены. Сохранилось здание монастырской больницы, которое занимает кожно-венерологический диспансер, и несколько домов-келлий. От кладбища, на котором были погребены и известные жители города, уцелело лишь несколько могил. Неизвестно, где находятся святыни обители: два деревянных резных образа Святителя Николая и такой же образ Великомученицы Параскевы. В 1944 году возобновилось приходское Богослужение в Введенском храме. В начале 30-х годов, по благословению Брянского архиепископа Даниила (Троицкого) были обретены и вновь погребены под Алтарем Введенского храма во избежании поругания от безбожных властей мощи Преподобного князя Олега.

http://sobory.ru/article/?object=07767

Добрывичи. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Действующая церковь, построена " тщанием статского советника Николая Матвеевича и Матвея Дмитриевича Чихачевых на собственные средства " . В притворе храма на стене есть мемориальная доска с надписью " Строитель болярин Николай Матвеевич Чихачев скончался 1819 года 31 марта " . На кладбище, возле алтаря храма, находится родовой склеп Чихачевых. Храм построен в 1807 году в честь иконы Божией Матери Тихвинской, ротондальный, перекрыт шлемовидным куполом с голосниками, великолепно декорирован, по-столичному. Строили знаменитые помещики Чихачевы, их родовая усадьба - Добрывичи. Храм построен семьей Чихачевых, славными сынами России, строительство началось в 1790 году. Два придела в честь апостола Матфея и Параскевы Пятницы. Храм-ротонда построен под вдохновением во многом от Иерусалимского храма, плиты под ногами и светильники, как в Иерусалимском храме, напоминают о Святой Земле. Храм светский, и архитектура светская - ампир. Уникальное устройство иконостаса, амвона, самого храма, который имеет шатровое покрытие, купол-шатер. В сводах купола храма вмурованы горшки-голосники, древнее устройство, поэтому акустика здесь идеальная, голоса священника и хора получают объем и величественность. В Добрывичах родился будущий адмирал Российского флота, участник Крымской войны, руководитель Морского министерства, исследователь Дальнего Востока и Сибири Н.М. Чихачев (1830-1917 гг.), который похоронен в некрополе семьи Чихачевых здесь же. Тихвинский храм построен дедом Чихачева, он покоится в притворе храма " Строитель боярин Николай Матвеевич Чихачев скончался в 1819 году 31 марта " . Склеп родовой в подцерковье разорен. Настоятель храма в честь иконы Божией Матери Тихвинской священник Сергий Чекменев из художников-живописцев, рукоположили во священника двенадцать лет назад. У отца Сергия четверо детей, старший должен идти в армию. Три мальчика и девочка, дети ходят в школу в Чихачеве, в прошлом году закрыли школу в Добрывичах.

http://sobory.ru/article/?object=14742

Русский Акташ. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанско-Богородицкая церковь Церковь. Действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери , Рождества Христова , Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1825 и 1830. Адрес: Республика Татарстан, Альметьевский район, село Русский Акташ, улица Строителей, д. 2А. Координаты: 55.042115, 52.116268 Проезд:По автодороге Альметьевск - Заинск - Набережные Челны. Через 15 км после выезда из Альметьевска повернуть направо по указателю " Верхний Акташ " . Через 850 метров налево по направлению главной дороги на Т-образном перекрестке в селе Русский Акташ, еще через 350 метров - налево вслед за главной дорогой. Через 200 метров дорога упрется в церковь. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Однопрестольный каменный храм был построен в 1825-1830 г. на средства прихожан. В 1871-1873 гг. выстроен придел в честь Рождества Христова, а в 1890 г. – во имя свт. Николая. После переворота 1917 г. храм был закрыт. В 1992 г. храм передан Казанской епархии. В 1997 году освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, с этого времени в нем совершаются богослужения. Настоятель - иер. Василий Олейников. С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП . Архитектурное описание. Здание одноэтажное прямоугольное в плане. Основные фасады обрамлены сдержанными классическими деталями. Выступающие симметричные части фасадов продолжаются колоннадой, размещающейся на выступающим цоколем со своеобразным входом. Церковь является памятником архитектуры русского классицизма. Из каталога-справочника. Р.А Айнутдинов, Е.В.Липаков, Р.Р.Хайрутдинов. " Республика Татарстан:Памятники истории и культуры " . г.Казань Издательство " Эйдос " -1993 г Первые поселенцы, обосновавшиеся в 1730-х годах, выбрали живописное место на реке Степной Зай, в 25 км от Альметьевска. По имеющимся историческим документам уже в 1733 году здесь была возведена первая деревянная церковь. Спустя почти сто лет вместо нее на средства прихожан в 1830 г. выстроили однопрестольную каменную церковь, освященную во имя чудотворной иконы Божией Матери. Позже к храму были пристроены приделы: в 1873 году правый в честь Рождества Христова и в 1890 году левый – во имя святителя чудотворца Николая. По переписи 1903 года, в Богородицкой церкви имелся приход из 5640 человек. По штату в ней надлежало быть 3 священникам, 2 дьяконам, 3 дьячкам, 3 пономарям. Церкви принадлежало четыре жилых дома. Русский Акташ – единственной село в этой округе, где в 1876 году были открыты сразу две земские школы – мужская и женская.

http://sobory.ru/article/?object=25857

Андреевское. Церковь Воскресения Христова. Юзско-Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты Современное местоположение: с. Андреевское, Рослятинское с/п, Бабушкинский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Никольский уезд, Вологодская губерния. Юзский приход. Юзская Воскресенская церковь, 1797 года, каменная, двухэтажная. Верхний этаж надстроен в 1830 г. Местоположение: на 1859 год - погост Юза в 1-м стане Никольского уезда, при р. Юзе. Престолы в честь: Воскресения Христова - главный, Покрова Пресвятой Богородицы, свт. Николая Мирликийского, вмч. Георгия Победоносца. Приходское попечительство было открыто в 1871 г., председателем избран крестьянин Георгий Федорович Осетров. Библиография: ВЕВ. 1871. С. 473. ИИАК. - Петроград, 1916. Вып. 61. С. 5. Список населенных мест по сведениям 1859 года. - VII: Вологодская губерния. С. 207. Церковно-исторический атлас Вологодской области. - Вологда: Древности Севера, 2007. Т. 1. С. 18, 139.  Источник: Православные приходы и монастыри Севера Ведомость о церкви Воскресенской Юзской, состоящей во 2-ом округе Никольского уезда Вологодской епархии за 1917 год Церковь построена в 1797 году тщанием прихожан и освящена того же года. Церковь двухэтажная. Второй этаж с престолом Воскресения Христова построен тщанием сборщика приходского кр-на Данила Денисьева Шумилова в 1830 году. Зданием церковь прочна и никаких повреждений не имеется, колокольня имеется особая, в одной связи с церковью, каменная. Престолов: 1 - главный во имя Воскресения Христова в верхней холодной церкви с приделом, 2 - престол в честь Николая Мирликийского Чудотворца, 3 - настоящий в нижней церкви во имя Покрова Божией Матери, 4 - престол в честь св. мч. Георгия Победоносца. Утварью церковь достаточно обеспечена. Штату при ней положены: штат - священник, диакон и псаломщик. Жалование положено: 550 рублей за удержанием 2% в пенсионный капитал - священнику 294 руб., диакон 147 руб. и псаломщик 98 руб. Кружечных доходов за 1917 год: 386 руб. 16 коп получено. Другие источники: в праздники Рождества Христова и Богоявления прихожане жертвуют овсом, которого в сем году собрано 80 четвериков на 120 руб. О Св. Пасхе жертвуют мукой, которой собрано на 70 руб. Осенью собрано льну причтом на 150 руб. и получено арендной платы с мукомольной мельницы 122 рубля.

http://sobory.ru/article/?object=02716

Москва. Часовня Симеона, епископа Персидского, на Пятницком кладбище. Часовня. Действует.   Освящена в честь: Симеона, епископа Персидского Архитектурный стиль: Неорусский стиль Год постройки:Между 1916 и 1917. Архитектор:Н.Н. Благовещенский (1916), И.А. Лепихов (1998-2000) Адрес: Россия, г. Москва, Дроболитейный переулок, д. 5, строение 2 Координаты: 55.799592, 37.641171 Проезд:м. " Рижская " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм во имя Симеона епископа Персидского был поставлен на месте, где прежде находилась церковь Параскевы Пятницы, разобранная в 1830-е гг. Построен на средства московского купца С.С. Зайцева «в память его родителя, здесь погребенного». Заложена в мае 1916 г., освящена в сентябре 1917 г. Храм и колокольня невелики, в их архитектуре присутствует легкий налет модерна. «Храм, — говорится в газетном сообщении о его освящении, — отделан внутри благолепно: дубовый иконостас в древнем стиле с образами работы Гурьянова в духе XVII века. Храм с хорами может вместить до 300 богомольцев и сделан теплым; под церковью усыпальница. В нем будут совершаться преимущественно заказные литургии и отпевания». После революции храм был закрыт, кресты сняты, а помещение использовалось под склады кладбищенского инвентаря. В 1979 году храм отдан причту церкви Живоначальной Троицы, в настоящее время после ремонта в нем открыта часовня. На Пятницком кладбище в 1830 году была построена часовня на месте первой деревянной церкви времен чумного бунта. К началу XX века она пришла в упадок. 7 сентября 1915 года прихожанин Троицкого храма С.С. Зайцев предложил свои средства на сооружение новой каменной часовни, чтобы в последующем она стала усыпальницей рода Зайцевых. По прошению притча и старосты храма было получено разрешение на установление в часовне престола в честь священномученика Симеона, епископа Персидского, небесного покровителя Зайцева. Архитектор Н.Н. Благовещенский в апреле 1915 года составил план новой часовни, представляющей собой квадрат, увенчанный куполом.

http://sobory.ru/article/?object=03727

Москва. Домовая церковь Екатерины при бывшем Екатерининском институте. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Московский Екатерининский институт благородных девиц основан в 1802 году по инициативе императрицы Марии Фёдоровны, матери правившего тогда императора Александра I, с 1796 года начальствовавшей над Воспитательным обществом благородных девиц. Учебная программа включала: русскую словесность, Закон Божий, французский и немецкий языки, арифметику, географию, историю общую и естественную, физику. Кроме того преподавались музыка, рисование, рукоделие. Серьёзное внимание уделялось самостоятельному творчеству учащихся. Режим дня был строг и насыщен. Ученицы вставали в 6 часов утра и, с перерывами, занимались до 8 часов вечера. По первоначальному уставу Екатерининское училище принимало на обучение девушек из малообеспеченных дворянских семей, однако уже в 1804 году при нём создали мещанское отделение для девиц прочих сословий. Институтский курс разделялся на два класса, меньший и старший; в каждом ученицы должны были пробыть по три года; в классах было по три отделения: 1-е, 2-е и 3-е — в старшем, 4-е, 5-е и 6-е — в меньшем. Мещанское отделение просуществовало до 1842 года, когда его выделили в самостоятельное Мещанское училище, на основе которого, в свою очередь, в 1891 году открыли Александровский женский институт, размещавшейся на Новой Божедомке. Оба московских женских института, Екатерининский и Александровский, к 1917 году принадлежали Ведомству учреждений Императрицы Марии. 4 марта 1917 года Ведомство было упразднено, его учреждения были подчинены Министерству народного просвещения, а Канцелярия ведомства переименована в Управление Мариинскими благотворительными и учебными заведениями. 12 мая 1917 года Ведомство было включено в состав Министерства государственного призрения. 12 декабря 1917 года все учреждения бывшего Ведомства по управлению детскими приютами были упразднены, и 23 февраля 1918 года переданы в ведение Народного комиссариата просвещения. Здание, в котором разместили Екатерининский институт, первоначально принадлежало графу Салтыкову, который построил себе «загородный двор» с палатами и регулярным парком. В 1777 году имущество это взяли в казну, и открыли здесь Инвалидный дом для офицеров и солдат с домовой церковью. К открытию училища дом перестроил архитектор Доменико Жилярди. Во время пожара 1812 года здание было повреждено, и в 1826—1827 годах Д. Жилярди и А. Г. Григорьев реконструировали его в формах позднего классицизма Перед зданием в 1818 году разбили площадь, получившую по институту название Екатерининской (ныне Суворовская площадь, 2); за ним устроили Екатерининский парк с прудом. В 1830 году, 14 сентября, митрополит Филарет освятил Екатерининскую церковь, размещённую в левом, западном крыле здания.

http://sobory.ru/article/?object=25442

Харьков. Церковь Николая Чудотворца в Жихоре. Карта и ближайшие объекты Свято-Николаевская церковь (п. Жихорь, ул. В. Василевской) Первая Свято-Николаевская церковь в Жихоре была построена в 1747 году на средства полковника Андрея Петровича Щербинина. Она была деревянной, с такой же колокольней (Ведомость о церквях за 1830 год — ХОГА). Эта церковь не сохранилась. Существующий храм начал строиться в 1890 году и закончен в 1900 г. на средства парафиян (прихожан), каменный с одним престолом. При храме действовала церковно-парафиальная школа. После революции 1917 года храм несколько раз закрывали и открывали. Сейчас храм полностью отреставрирован. Внутри необычайно красиво расписаны стены. Храм действует и при нем открыта церковно-приходская школа. Ибрагимова А.Р., Дюкарев В.П. Твой Храм. - X.: Факт, 2005 Посёлок вошел в городскую черту в 1963 году. Раньше это было село, которым до революции владел род Щербининых. «1741 год. В Жихоре при Удах Харьковского уезда построена церковь святого Николая» - гласит запись в «Исторической хронологии» Щёлкова. Согласно «Ведомости о церквях за 1830» год первая Николаевская церковь в Жихоре сооружена в 1747 году на средства полковника Андрея Петровича Щербинина. Она была деревянной с такой же колокольней. Пренебрегая небольшой разницей в датах, приводимых источниками, ясно, что в первой половине 18 века Николаевский храм в селе уже существовал. До наших он не дошел. Строительство нынешнего каменного однопрестольного Николаевского храма на средства прихожан окончено в 1900 году при архиепископе Амвросии (Ключарёве, управлял епархией в 1882-1901 годах). Памятью его трудов стали многие храмы, построенные при нём в епархии. 29 октября 1900 года Харьковские губернские ведомости писали: «Вблизи Харькова, в дачной местности - селе Жихорь 2 ноября состоится освящение нового каменного храма. Храм этот за недостатком средств строился 7 лет и окончен в настоящее время в кредит с остающимся долгом в 10 тысяч рублей. Храм представляет из себя небольшое, но архитектурное здание, внутри благодаря добрым людям благолепно украшен». Особо отмечен дорогой красивый иконостас — щедрое пожертвование харьковских купцов, пожелавших остаться неизвестными.

http://sobory.ru/article/?object=03939

Богородицкое. Церковь Сретения Господня. Сретенская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Сретения Господня Год постройки:Между 1830 и 1908. Адрес: Смоленская обл., Вяземский р-н, д.Богородицкое Координаты: 55.307455, 34.073925 Проезд:к востоку через парк от Одигитриевской церкви Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Двухэтажная кирпичная церковь Сретения построена в формах классицизма. Южный фасад был украшен четырехколонным тосканским портиком. Белокаменные капители над кирпичными стволами колонн несли белокаменный антаблемент. Средний интерколумний немного шире боковых. Западная и восточная стены в интерьере прорезаны парными арочными нишами. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. Москва, Наука, 2001 г. В 1830 году на средства полковника Фёдора Михайловича Белкина был построен холодный каменный храм Сретения Господня, к которому в 1908 году была сделана пристройка с западной стороны. Храм был построен в стиле классицизма. После революции 1917 года в здании церкви Сретения Господня был открыта пекарня. Во время Великой Отечественной войны немцы открыли церковь, после войны там снова была пекарня. В сер. ХХ в. здание сильно повреждено. В настоящее время реставрируется для размещения военно-исторического музея. Источник: сайт Вяземского благочиния Смоленской и Вяземской епархии Богородицкое (Рухлино, Родионово), 15 км от г. Вязьмы (Вяземский район). С XVII в. вотчина Паниных, основавших здесь усадьбу во второй половине XVIII в. В последней четверти века владела коллежская асессорша А.В. Панина; её дочь - М.Н. Панина (ум. в 1807 г.) вышла замуж за отставного поручика Ф.И. Маневского (ум. 1802 г.), а их дочь А.Ф. Маневская - за отставного полковника, коллежского советника М.Н. Белкина (ум. в 1816 г.); усадьбу наследовал их сын Ф.М. Белкин (ум. в 1859 г.), женатый на Е.И. Энгельгардт. В 1859 г. усадьба продана Е.И. Белкиной своей племяннице В.А. Храповицкой; в 1899 г. — мещанину И.Ф. Рубанову, после его смерти в 1911 г. наследовала его дочь М.И. Шенец, продавшая усадьбу в 1914 г. крестьянскому товариществу. Роду Белкиных и В.А. Храповицкой (по мужу Гончаровой) принадлежала усадьба Дольское в Калужской области.

http://sobory.ru/article/?object=13470

Осиновец, урочище. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Спаса Нерукотворного Образа Год постройки:Между 1810 и 1830. Адрес: Россия, Кировская область, Подосиновский район, урочище Осиновец (д. Авксентьевская) Координаты: 60.297232, 47.017043 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Это бывшая приписная в 1874 году к Подосиновской Богородице-Рождественской церкви. По указу Святейшего правительствующего Синода от 4 марта 1886 года за 3 оставлена самостоятельной. В писцовых книгах за 1626 год говорится: «В той же волости (Подосиновская) городок Подосиновской, а в нем церковь Михаила Архангела, холодная, деревяна клецки, а в церкве образы и книги, и свечи, и ризы и сосуды церковные, и колокола и всякое церковное строенье мирское приходных людей. В городке ж: (Двор). Поп Яков Сергеев; (Двор). Дьячок Михалко Юрьев; (Двор). Пономарь Федька Проскуряк. В городке десять изб, да четыре анбара, пусты; поставлены для осадного времени». По материалам писцовой книги Устюжского уезда 1676 – 1683 гг. «В той же (Подосиновской) волости в старой осыпи, где был Осиновец городок; а в нем церковь Всемилостивого Спасса нерукотворного образа, да в пределе Святыя великомученицы Прасковеи нареченныя Пятницы; а в ней божия милосердия настоящая икона всемилостивого Спасса нерукотворного образа…… а та церковь холодная, деревянная, ветхая, клецки; да колокольня на двух столбах, а на ней три колокола…… в городке ж: (двор). Поп Наум Аникиев, (двор). Дьячок Ивашко Семенов Пришвин…». Из клировой ведомости за 1917 год Подосиновской Спасской церкви: «Церковь построена в 1810-1830 годах тщением прихожан при помощи посторонних богомольцев. Зданием каменная, двухэтажная с таковою же колокольнею в одной связи, крепка, покрыта железом и выкрашена снаружи масляною краскою.Престолов два: главный в нижнем теплом храме во имя Всемилостивого Спасса Нерукотворного Образа; другой в верхнем холодном во имя Св. Архистратига Михаила и прочих бесплодных сил.

http://sobory.ru/article/?object=29231

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010