Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ [Грузинский Экзархат Святейшего Синода Православной Российской Церкви] (30 июня 1811 - 10 июля 1917; до 21 февр. 1920 - Кавказский Экзархат РПЦ), правосл. Церковь на территории Грузии после ее вхождения в состав Российской империи и упразднения автокефалии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), а также на территории совр. Армении и Азербайджана. Территория В 1811 г. Г. Э. охватил территорию груз. исторических областей Картли и Кахети в Вост. Грузии (Грузинская губ.; с 1846 Тифлисская губ. без Джаро-Белоканского, позже Закатальского окр.), к-рые вошли в состав Мцхетско-Карталинской и Алавердско-Кахетинской епархий. В 1815 г. в состав Г. Э. была включена Церковь на территории Имерети в Зап. Грузии (Имеретинская обл.; с 1846 Рачинский, Шорапанский, Кутаисский уезды Кутаисской губ.; Имеретинская епархия); в 1828 г.- Гурии в Зап. Грузии (Озургетский у.; Гурийско-Мингрельская епархия). В 1829 г. с вхождением в состав Российской империи Юж. Грузии (Самцхе-Саатабаго) в Карталинско-Кахетинскую епархию Г. Э. вошли Ахалкалакский и Ахалцихский уезды. В 1830 г. был присоединен Саингило в Вост. Грузии (Джаро-Белоканская обл.; Карталинско-Кахетинская епархия); в 1857 г.- Сванети и Одиши в Зап. Грузии (Лечхумский, Зугдидский и Сенакский уезды; Гурийско-Мингрельская епархия). В 1851 г. была образована Абхазская епархия (с 1885 Сухумская; Сухумский и Черноморский округа). В 1878 г. в состав Г. Э. вошли территории Юго-Зап. Грузии (Аджария, Шавшети, Кларджети, Имерхеви, Кола, Артаани, Олтиси; Артвинский, Батумский и Ольтинский округа; Гурийско-Мингрельская епархия). В 1912 г. в Г. Э. помимо территории Грузии входили также территории Вост. и Зап. Армении (Карсская обл. и Эриванская губ.; Эриванское вик-ство Карталинско-Кахетинской епархии) и совр. Азербайджана (Бакинская и Елизаветпольская губернии; Бакинское вик-ство Карталинско-Кахетинской епархии). Состояние ГПЦ в нач. XIX в. и в первые годы после вхождения Вост. Грузии в состав Российской империи

http://pravenc.ru/text/168201.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; † 20.03.1612, Синозерская Благовещенская пуст.), прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Синозерский, основатель Синозерской Благовещенской (Троицкой) пуст. на берегу Синичьего оз., близ Устюжны Железнопольской. Основным источником сведений о Е. является его Житие, написанное в 1650 г. иноком Синозерской пуст. (пострижеником Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря ) Ионой Филипповым Суровцыным. Текст был создан по благословению 2-го настоятеля Синозерского мон-ря Моисея со слов крестьянина с. Долоцкого Емелиана Сумина, отец к-рого Иван Сумин был свидетелем мученической кончины Е. Во 2-й пол. XVII - нач. XIX в. рукопись Жития хранилась в пустыни, копировалась. Один из списков кон. XVIII - нач. XIX в., содержавший сведения о 3 чудотворениях Е., был опубликован в 1901 г. В 1778-1779 гг. с рукописи Жития, предположительно относившейся к XVII в., был сделан список, долгое время находившийся в Троицко-Благовещенской ц. упраздненной Синозерской пуст. В 1936 г. он поступил в Череповецкий краеведческий музей (Череповецкий краевед. музей. 69 (9-55, 1056/47)), текст по данной рукописи опубликован в 1999 г. Известны и др. списки Жития Е.: БАН. Собр. Тихвинского мон-ря. 1, XIX в.; РНБ. F.I.926, 1830 г. Свящ. Г. Яковцевский вместе с публикацией Жития Е. в 1901 г. издал записи о 27 чудесах, совершившихся по молитвам к святому в кон. XVIII - сер. XIX в. (до 1862), позднее были опубликованы сведения еще об 11 чудотворениях, совершившихся в 1862-1912 гг. (чудотворения преимущественно связаны с исцелениями от различных болезней). В Синозерской пуст. до сер. XIX в. хранился синодик XVII в., начатый иером. Ионой (вероятно, автором Жития Е.), в к-ром перечислены строители обители начиная с Е. Биография Святой род. в селении на сев.-зап. берегу Ладожского оз., в «Корельском крае». Житие сообщает, что Ефрем «бысть спожитель», возможно послушник, Спасо-Преображенского Валаамского монастыря . В 1578 г. обитель была захвачена и разграблена шведами. Вероятно, с этим связано отмеченное в Житии пребывание Ефрема в с. Долоцком, вотчине Н. Ф. Годунова, находившейся в 30 верстах от Устюжны, где он стал чтецом в ц. во имя вмч. Георгия. Затем Ефрем, «вся в дому своем добре устроив», ушел в тихвинский Большой в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , где принял монашеский постриг с именем Евфросин.

http://pravenc.ru/text/187852.html

Петрозаводск. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при Архиерейском доме (старая). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Домовая Крестовая церковь во имя Покрова Божией Матери при Архиерейском доме. Построена в 1835 г., переустроена в 1875 г. Ликвидирована согласно распоряжению Петрозаводского городского совета от 28 сентября 1918 г. об упразднении домовых церквей. Первоначально архиерейский дом в Петрозаводске располагался на Соборной площади. Епископ Игнатий (Семёнов) в начале 1830-х гг. приобрёл под него каменный дом купца Ф.Е. Бекренёва, реконструировал его и устроил в нём крестовую Покровскую церковь. В 1870-х гг. на противоположном конце города, рядом со зданием духовной семинарии, построенном в 1869-1872 гг., был сооружён новый архиерейский дом, но крестовая церковь сохранила прежнее посвящение. Этот дом оказался холодным и неудобным, и епископ Олонецкий Никанор (Надежин) в 1912 г. выхлопотал через Св. Синод казенные средства на строительство двухэтажного архиерейского дома на месте разобранной постройки 1870-х гг. Отпущенных средств не хватило, но епископ всё же переехал в недостроенный архиерейский дом и умер в нем в ноябре 1916 г. Его преемник после Февральской революции сообразил, что достраивать и содержать такое огромное здание бедной Олонецкой епархии не по средства. Проявив недюжинные способности, он не только сдал " недострой " в аренду Мурманскому почтово-телеграфному округу, но и получил на эту коммерческую сделку благословение Св. Синода. При советской власти архиерейский дом, от которого отказался архиерей, сменил несколько функций, пока не стал Домом офицеров. В своем новом статусе он и возвысился (надстройкой 3-го этажа) и украсился, превратившись в памятник сталинского ампира с 6-ти колонным портиком. Ничего в нем уже не напоминает " недострой " 1916 г. Тем не менее, Карельская митрополия в 2018 г. вдруг потребовала " вернуть ей " эту недвижимость. В конце XIX века на территории, ограниченной улицами Антикайнена (бывшей Гористой) и Гоголя (бывшей Древлянской), располагался архиерейский квартал. По красной линии улицы Гоголя в 1874 г. здесь был построен архиерейский дом. Участок, располагавшийся напротив него, предназначался для комплекса зданий духовной семинарии. Епископ Никанор (1858-1916), заступивший на службу в 1908 году, принял решение об устроении в архиерейском доме большого вместительного помещения для Домовой церкви. В связи с этим старый дом был разобран, а часть материалов использована при строительстве нового.

http://sobory.ru/article/?object=41445

Санкт-Петербург. Церковь Иова Многострадального. Крюковская церковь, Церковь святого праведного Иова Многострадального Карта и ближайшие объекты Эта церковь - одна из самых известных святынь С.-Петербурга, единственный действующий храм одного из крупнейших некрополей северной столицы, - Волковского православного кладбища. Единственная на всем северо-западе Руси церковь, освященная во имя Святого Праведного Иова Многострадального, построена по инициативе и на средства Параскевы Крюковой (1818 - 1902) над могилой её мужа, потомственного Почетного гражданина, купца 1-й гильдии Иова Михайловича Крюкова (1816 - 1884). 19 мая 1885 года, в годовщину смерти Крюкова, был заложен храм во имя небесного покровителя покойного. Таким образом, церковь являет собой тип ктиторского храма-усыпальницы, что подчеркнуто ее редким посвящением. Проект церкви выполнил архитектор Иван Аристархович Аристархов (1851 - 1885). Храм был освящен и отдан в пользование единого прихода храмов Волкова кладбища 28 октября 1887 года. Весь подвальный этаж был занят семейной усыпальницей Крюковых: последовательно в склепах храма были погребены 9 лиц потомков из этого семейства; здесь же в притворе, был погребен И.А. Аристархов. Известно, что в этой церкви часто бывал Император Николай II. Церковь была составной частью интересного церковного комплекса Волкова кладбища, в который входили, кроме неё, собор Спаса Нерукотворного (арх. Ф. И. Руска и В. И. Беретти, 1837 – 1842 гг.), перестроенный в 1930-е гг. в цех завода " Монументскульптура " , уничтоженные в те же годы церкви во имя Всех Святых (Ф. И. Руска, 1850 – 1852 гг.) и Успения Пресвятой Богородицы (А. П. Аплаксин и А. Д. Шиллинг, 1910 – 1912 гг.). В предреволюционный период в церкви св. Иова совершались нерегулярные, преимущественно заупокойные богослужения - при существовании единого прихода постоянно служили лишь в Спасской и Воскресенской церквях. Архитектура храма соответствует традиции русского стиля, распространившегося в церковном зодчестве империи с 1830-х гг.

http://sobory.ru/article/?object=01524

Тихая Журавка. Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Карта и ближайшие объекты Здание церкви и колокольни были построены из красного кирпича и крыты листовым железом. Вокруг церкви была ограда из кирпича. В 1904 г. в ограде сделаны 3 кирпичные арки с золочеными куполами и крестами, в них железные ворота с калитками. Первый настоятель храма Василий Иванович Землянский (1830 - после 1905), сын священника из слободы Дегтево Донецкого округа. В 1850 г. закончил Воронежскую духовную семинарию. В 1853 г. служил в церкви Луганской станицы, затем в 1863 г. в хуторе Теплый той же станицы. В 1871 г. переведен в Терновскую станицу, а после окончания постройки церкви по просьбе Ф.Ф. Барабанщикова переезжает в Тихую Журавку.  Второй настоятель храма Федор Михайлович Сереженков (1881 - после 1915), из крестьян, окончил Донскую Духовную Семинарию. В 1902 г. служил псаломщиком в Троицкой церкви слободы Маньковой-Калитвенской. С 1905 г. - священником в Скорбященской церкви поселка Тихово-Журавского. В 1911 г. за усердие награжден набедренником. С 1 декабря 1911 г. назначен духовным следователем Дегтевского благочиния. В 1914 г. был избран председателем церковно-приходского попечительства. Жена - дочь потомственного гражданина И. Попова. Дети: Людмила, 1904 г. р., окончила Донское епархиальное женское училище; Леонид, 1906 г. р., выпускник Новочеркасской мужской гимназии, Валентина, 1908 г. р. Первым псаломщиком церкви был Попов Тимофей Федорович (1838(41) - после 1916). Из духовного сословия. Он являлся выпускником Воронежской духовной семинарии. Сначала служил при церкви слободы Анно-Ребриковой, а в Тихой Журавке с 1881 г. Заштатный псаломщик с 1911 г., вдов во 2-м браке (на 1916 г.). Владел 20-ю десятинами земли в Донецком округе и деревянным домом в Тихой Журавке. Вторым псаломщиком был Цурупов Григорий Павлович, 1885 г. р., из крестьян. Окончил второклассную школу сл. Голодаевки. С 1905 г. работал учителем в церковно-приходской школе пос.Генеральский мост. С 1910 г. псаломщиком в Троицкой церкви ст. Мигулинской. С 1911 по 1913 гг. - псаломщиком в церкви Тихой Журавки. Холост (на 1912 г.). После него псаломщиком стал Попов Николай Стефанович (1895 - после 1916). Из казаков. Закончил 1 класс Донской Духовной семинарии. При церкви с 1913 г. Холост (на 1916 г.).

http://sobory.ru/article/?object=07291

Ульяновская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Вознесенский кафедральный собор (Ульяновск) Ульяновская область — субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа. Административный центр — город Ульяновск . Регион граничит: с Самарской областью на востоке, с Саратовской областью на юге, с Пензенской областью и Республикой Мордовия на западе, с Чувашской Республикой и Республикой Татарстан на севере. Содержание Православие в Ульяновской области [ править править код ] Город Симбирск (по старому написанию Синбирск, ныне Ульяновск) был заложен по государеву указу и боярскому приговору от 1648 года, для охраны вновь освояемых русскими земель от ногайских набегов. Уже в первые годы существования города здесь насчитывалось 18 церквей и часовен, составлявших " Симбирскую десятину " Патриаршей области. В 1657 году Симбирская десятина была передана в ведение митрополита Казанского. В связи с все увеличивающимся числом храмов в Симбирской губернии неоднократно ставился вопрос об учреждении самостоятельной Симбирской епархии - в 1784, 1829, и 1830 годах. 10 февраля 1832 года в губернии была образована самостоятельная епархия, выделенная из состава Казанской. Росло количество храмов и монастырей. В 1840 году в Симбирске была открыта духовная семинария, затем - училище для девиц духовного звания в Симбирском Спасском монастыре. При владыке Феоктисте (1874-1882) были учреждены благочиннические советы, организованы окружные и епархиальные съезды духовенства, начали работать миссионерский комитет, Николаевское противораскольническое братство, братство Трех Святителей при семинарии. В это же время стали издаваться Симбирские Епархиальные Ведомости и было организовано женское епархиальное училище. При епископе Никандре (1895-1904) в епархии было открыто свыше 150 церковных школ, устроены Отдел императорского Православного палестинского Общества и Кирилло-Мефодиевское братство при Симбирском мужском духовном училище. Из-за роста населения обширной епархии и необходимости трудиться над обращением мусульман и отпавших от Православия, в 1912 году была учреждена кафедра викарного епископа Алатырского. В 1914 году владыкой было создано Симбирское епархиальное церковно-археологическое общество, а также начинается издание сборника " Симбирская церковная старина " .

http://azbyka.ru/palomnik/Ульяновская_об...

Предисловие Введение Священная война, которой нет Часть I. Дни пророка Начало Мекка, 570–622 Джибрил приходит. Медина, 622–632 Первые сражения Человек с непростым характером Когда прекратятся убийства Человек своего времени Из костей и камней Рай для воинов Часть II. За пределами Аравии Вперед мусульманские солдаты. Византия и Персия 632–640 Кампании на островах. Кипр, Родос и Крит 649–668 Шах и мат на Босфоре: Константинополь 668–673 Часть III. Иберийское предприятие Толедская блудница. Испания 710 Гора Тарика. Испания 711 Судьба завоевателя. Медина, 711–715 Часть IV. Ислам разворачивается Забытый исавриец. Константинополь 717–718 Зимми: Дар-аль-ислам с седьмого века и далее Набеги во Францию. Лангедок 718–732 Молот франков. Тур, 732–759. Захват Омейядов. Испания, 756–852 Долгое сопротивление. Сицилия, 827–902 Кампания на Французской Ривьере. Сен-Тропе, 898–973. Мой скромный долг Испании. Трупы Симанкаса. Любовник Авроры. Сантьяго-де-Компостела, 967–1002 Изгнать Омейядов. Испания 1085 Воин пустыни. Залакка, 1085–1086 Мио Сид. Валенсия, 1080–1108 Часть VI. Отклонение на юг Освобождение в Лузитании. Португалия, 1079–1147 Греки и норманны. Сицилия, 1025–1091. Африканское поглощение. Испания, 1104–1212 Решительный год. Лас-Навас-де-Толоса 1212 Разгром мусульман. Испания, 1212–1250 Последние пять городов. Андалусия 1230–1248 Часть VII. Натиск с востока Османское нашествие: Турция в середине 1200-х годов Монгольская орда. Русь 1340–1480 Янычары. Фракия 130–1353 Бунт геев. Фракия 1376–1388. Поле черных дроздов. Косово 1389 Дикие рыцари Франции. Никополь 1396 Венгерский герой. Варна 1444 Последняя агония. Константинополь 1453 Дорога в Рим. Белград 1456 Часть VIII. На суше и на море Голос мавра. Гранада 1492 Османская империя. Селим Мрачный 1512–1520 Красный Дунай. Мохачи 1526 Нетронутый капитал. Вена 1529 Моряки, работорговцы и пираты. Средиземноморье 1504–1546 Всегда с оружием в руках и готовыми к бою. Мальта 1565 Рапсодия смерти. Венгрия 1566 Восстание Альпухарр. Испания, 1568–1570 Страдания Брагадино. Фамагуста 1571 Прекрасный день, чтобы умереть. Лепанто 1572. Колониализм в мусульманском стиле. Восточная Европа 1574–1681 Часть IX. Угасание священной войны Блестящая победа. Вена 1683 Крах джихада. Греция и Венгрия 1685–1699. Могильщики. Центральная и Юго-Восточная Европа 1716–1770 Дуэт Орлова и Суворова. Средиземноморье и Крым, 1770–1792 Часть X. Европейский натиск К берегам Триполи. Северная Африка 1798–1830 Потомки Перикла. Греция 1821–1827 Море войн. Балканы 1828–1878 Часть XI. Возвращение джихада Войны XX века. Дар-аль-харб 1912–1945 Терроризм. Запад 1980–1990 годов Эпилог. Блестящая дружба Библиография  

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Архангельская Основана 09.03.1682 (выделена из Новгородской епархии). Местопребывание – в г. Холмогоры, с 26.03.1762 – в г. Архангельск. Архиепископия в 1682–1759 гг. (с перерывами). Именовалась: Холмогорская и Важская (Титов A. А. Летопись Двинская. M., 1889. С. 43); с 16.06.1731 – Архангелогородская и Холмогорская; с 15.03.1787 – Архангельская и Олонецкая; с 16.10.1799 – Архангельская и Холмогорская; с 06(19)04.1985 – Архангельская и Мурманская; с 14(27)12.1995 – Архангельская и Холмогорская, паки. Викарные кафедры: Кемская, Пинежская. 18.03.1682 06.09.1702 03.12.1703 02.01.1704 11.03.1705 09.1707 21.03.1708 05.11.1711 24.08.1712 08.10.1730 02.05.1731 25.07.1735 28.12.1735 07.05.1738 18.02.1739 30.06.1740 Савва Шпаковский 13.07.1740 08.11.1759 02.12.1761 01.05.1769 10.10.1770 09.07.1773 Антоний Герасимов-Зыбелин (Забелин?) 22.12.1773 01.04.1775 Арсений Верещагин 01.04.1775 26.10.1798 Вениамин Краснопевков-Румовский (Разумовский?) 26.10.1798 14.05.1801 29.06.1801 16.04.1809 Евлампий Введенский 06.06.1809 22.07.1819 09.11.1819 03.07.1821 Иосиф Величковский 15.08.1821 08.06.1825 14.02.1826 16.08.1830 16.08.1830 30.06.1845 Георгий Ящуржинский 30.06.1845 04.12.1854 Варлаам Успенский 17.09.1854 15.02.1855 18.12.1854 20.07.1857 Антоний II Павлинский 17.11.1857 13.09.1860 Александр Павлович 13.09.1860 16.08.1871 Нафанаил Савченко 17.08.1871 25.12.1876 Иувеналий Корюков 25.12.1876 23.05.1879 Макарий Миролюбов 23.05.1879 06.03.1882 Нафанаил II Соборов 01.06.1882 16.02.1885 Серапион Маевский 16.02.1885 03.06.1890 03.06.1890 16.04.1893 30.09.1892 16.04.1893 16.04.1893 10.02.1896 Никанор Каменский 10.02.1896 07.02.1901 07.02.1901 31.10.1908 31.10.1908 17.04.1912 Михей Алексеев 17.04.1912 27.12.1919(09.01.1920) в/у Павел Павловский 05(18)01.1931 01(14)12.1927 16(29)07.1931 04(17)01.1933 19.10(01.11)1933 23.05(05.06)1937 23.05(05.06)1937 30.01(12.02)1944 23.04(06.05)1944 09(22)01.1953 15(28)01.1953 01(14)07.1953 03(16)11.1953 04(17)02.1956 26.04(09.05)1956 03(16) 03.1961 03(16)03.1961

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бараит. Церковь Троицы Живоначальной. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты В 1778 году в деревне Бараицкой, ныне – посёлке Бараит – при реке Июс была заложена церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. Храм был построена в августе 1780 года, а в январе 1781 года его освятили. Спустя 50 лет взамен одноимённой деревянной начали строить каменную, чтобы надолго, на века. По грамоте иркутского архиепископа Мелетия новое здание было заложено 4 августа 1830 года. За долгие десять лет постройки менялся и проект храма, и его строители. Величественную белокаменную красавицу, исполненную в формах позднего классицизма, освятили в феврале 1841-го. Здание Троицкой церкви заложено 4 августа 1830 г. по грамоте иркутского архиепископа Мелетия, взамен деревянной одноименной церкви, срубленной в 1780-81 гг. Строительство по проекту неустановленного архитектора началось в 1832 г. под руководством подрядчика Антонова. Первыми выборными строителями были крестьяне Анашкин и Полежаев, с 1834 г. были выбраны новые строители – крестьяне Е. Прокушев и А. Белянин. В апреле 1839 г. архиепископом иркутским Михаилом был утвержден новый проект церкви, выполненный енисейским губернским архитектором Маковецким Д.А. Проект иконостаса был разработан помощником енисейского губернского архитектора Шаровым П.А. Резные и иконописные работы выполняли красноярские мещане Ростовых Я. и Белозеров С. Освящение церкви состоялось в феврале 1841 г. В 1845-53 гг. церковь была расширена пристройкой южного теплого придела Казанской Богоматери и обнесена оградой. Проект придела и ограды составил Шаров П.А. Проект иконостаса разработал енисейский губернский архитектор Алфеев Я.И. Строительством придельного храма руководил подрядчик Андронов Л. Резные и иконописные работы выполняли енисейские мещане Попов М.С. и Бутусин И.С. Придел освящен в сентябре 1853 г. Храмов в приходе два: один каменный, построен в 1841 г. стараниями прихожан. Престолов в храме два - главный во имя Св. Троицы и второй придельный в честь иконы Божией Матери Казанской. Пожарам храм не подвергался, перестроек не было. Последний ремонт был в 1912 г. летом. Настоятельная нужда в настилке новых полов. Настоящий каменный храм начат постройкой в 1832 г., а окончен в 1841 г., и в феврале месяце того же года освящен. Постройка придельного храма, каменной церковной ограды и такой же церковной сторожки разрешена в 1846 г. Преосвященнейшим Афанасием, Епископом Томским и Енисейским и тем же Епископом в сентябре месяце 1853 г. был освящен придельный храм. При церкви имеется библиотека, но особо замечательных книг не имеется. В приходе имеется молитвенный дом в деревне Больше-Имышенской, во имя Св. Николая, который был освящен в 1903 г. 2 октября.

http://sobory.ru/article/?object=45093

Елабуга. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Троицкая (кладбищенская) церковь возведена в 1830 году на средства купца I гильдии Чернова Федора Григорьевича. Разрушена в 1930 году. Её руины можно и сейчас увидеть на территории старого городского кладбища в центре старой части города, около Александровского парка. Недалеко от руин находится могила кавалерист-девицы Дуровой Н.А. Источник: Фомин Д.Е.   " Историческая и деловая Елабуга " . 2008г. Троицкая церковь г. Елабуги кладбищенская, каменная, построена в 1832 г. Причта по штату положено: 2 священника, диакон, 2 псаломщика. Казенный двухэтажный каменный дом занят священником, диаконом и двумя псаломщиками. Земли усадебной 504 сажени, братский денежный доход 3595 руб. 39 коп. на весь причт и проценты с причтового капитала 37442 руб. 77 коп. В церкви имеются две древние иконы - Св. Троицы и Успения Божией Матери, греческого письма, перенесенные из упраздненного Елабужского Троицкого мужского монастыря. В.И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.». Краеведческий портал Родная Вятка Церковь появилась на кладбище в 1772 г. В целях экономии на кладбище не стали строить новую церковь, а перевезли одну из деревянных церквей упразднённого Троицкого мужского монастыря. Каменным этот храм стал на средства купца I гильдии Ф. Г. Чернова. В 1828 г. был утверждён первый проект каменной кладбищенской «загородной» церкви в Елабуге. Однако проект этот был отвергнут прихожанами из-за недостаточной вместимости проектируемого храма. Новый проект учитывал пожелания прихожан и был утверждён Вятской духовной консисторией в конце 1829 г. В 1830 г. Иван Дьячков начал строительство на купеческие средства. Церковь была двухэтажной, с галереями. В 1832 г. была отстроена колокольня и освящены два придела, поместившиеся в нижнем этаже церкви — Успения Богоматери и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Верхний, Троицкий храм был освящён в 1840 г. Церковь Троицы была своеобразным сооружением в стиле позднего классицизма: основной объём в виде двухэтажной купольной ротонды, окружённой в нижнем ярусе колоннадой, примыкающая узкая трапезная с антресолями, освещаемыми полуциркульными окнами, и трёхъярусная колокольня с круглым верхним ярусом и высоким шпилем. Ионические колонны ротонды несли антаблемент, над которым возвышался парапет открытого гульбища верхнего храма. Под колоннадой были устроены сводчатые склепы. Удачно найденные пропорции, чистое по стилю оформление фасадов и отделка интерьеров «под мрамор» придавали небольшому, изолированному в пространстве храму изящество, лёгкость и лиризм.

http://sobory.ru/article/?object=14843

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010