Казанская Основана в 1555 г. Архиепископия. Митрополия с 26.01.1589. С 1725 г. обычно замещалась епископами. С 1735 г. архиереи перемещались на другие кафедры. Именовалась: Казанская и Астраханская (ААО. Т. 1. С. 18–19; по Н.Д. Иерархия... – Казанская и Свияжская); с 26.01.1589 – Казанская и Астраханская; с 1602 г. – Казанская и Свияжская, паки; с 16.10.1799 – Казанская и Симбирская; с 10.02.1832 – Казанская и Свияжская, 3-й раз; Казанская и Татарская; Казанская и Марийская; Казанская и Свияжская, 4-й раз; с 08(21)02.1949 – Казанская и Чистопольская; с 13(26)12.1957 – Казанская и Марийская, паки; с 29.05(11.06)1993 – Казанская и Татарстанская. Викарные кафедры: Елабужская, Свияжская, Чебоксарская, Чистопольская, Мамадышская, Спасская, Бугульминская. 03.02.1555 05.12.1563 12.03.1564 06.11.1567 02.02.1568 13.07.1574 Лаврентий 14.02.1575 21.05.1575 Вассиан 05.07.1575 14.06.1576 Тихон Хворостинин (или Хворостин) 08.1576 10.1581 Иеремия 29.12.1581 23.03.1589 Тихон II 13.05.1589 03.06.1606 08.1606 26.12.1613 Ефрем Хвостов 07.02.1615 13.01.1646 Матфей 07.02.1646 26.09.1649 13.01.1650 17.08.1656 Корнилий 26.07.1657 11.11.1672 Лаврентий II 16.03.1673 06.08.1674 06.09.1674 30.01.1686 21.03.1686 24.08.1690 Адриан 08.09.1690 21.08.1698 Маркелл Серб 25.03.1699 24.03.1724 Тихон III Воинов 25.06.1725 31.12.1731 16.04.1732 29.03.1735 Иларион Рогалевский 17.09.1735 09.03.1738 09.03.1738 08.10.1755 Лука Конашевич 08.10.1755 25.07.1762 Гавриил II Кременецкий 25.07.1762 17.03.1782 25.04.1782 05.03.1785 27.03.1785 16.10.1799 Амвросий Подобедов 21.10.1799 11.12.1803 18.12.1803 14.01.1815 07.02.1816 06.11.1826 Амвросий II Протасов 06.11.1826 03.02.1828 25.02.1828 19.09.1836 19.09.1836 01.03.1848 01.03.1848 01.10.1856 03.11.1856 09.11.1866 09.11.1866 08.11.1879 11.01.1880 21.08.1882 21.08.1882 29.09.1887 29.09.1887 23.04.1892 07.05.1892 02.09.1897 04.10.1897 08.02.1903 Арсений Брянцев 08.02.1903 26.03.1905 26.03.1905 17.03.1908 05.04.1908 27.11.1910 10.12.1910 13(26)09.1918 04.1920 02(15)02.1930

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» С.В. Никитина (ПСТГУ) Пять основных догматических систем Русской Православной Церкви второй половины XIX — начала XX века В Избранное Понимание догмата, задач догматики и богословского метода Период с середины XIX века до 1917 года занимает особое место в истории русского богословия. В это время подводятся итоги прошлого и намечаются перспективы дальнейшего развития, активно обсуждается проблема освобождения православного богословия от влияния западных схоластических образцов, предлагаются различные варианты методологических подходов, решается вопрос о месте и значении разума в богословии. Данный период обращает на себя внимание чрезвычайным разнообразием учебной, апологетической и популярной просветительской литературы догматического содержания. Многочисленные учебные пособия, изданные в это время для академий, семинарий, светских университетов и институтов, начального и среднего светского образования, отличаются гибкостью, учитывают особенности как самих учебных заведений, так и слушателей, и в значительной степени носят авторский характер. При этом между курсами догматического богословия для духовных и светских учебных заведений данного периода прослеживаются значительные различия, обусловленные особенностями светского высшего образования. Наряду с традиционными курсами догматики, предназначенными для светских университетов и институтов, получили заметное распространение учебные пособия, отмеченные своеобразием структуры и стиля изложения 1 . Учитывая невозможность изучения в университетских условиях полного круга богословских предметов, необходимых для всестороннего усвоения догматики, составители таких своеобразных учебных курсов часто включают в них разнообразные сведения из смежных богословских дисциплин. Отличительной особенностью светских курсов догматического богословия является также насыщенность апологетикой и полемикой, связанная с ориентацией на представителей светской образованной среды 2 . Среди учебных курсов для духовных академий и семинарий выделяются пять крупных догматических систем, составленных архимандритом Антонием (Амфитеатровым) (1815–1879), митрополитом Макарием (Булгаковым) (1816–1882), архиепископом Филаретом (Гумилевским) (1805–1866), епископом Сильвестром (Малеванским) (1828–1908) и протоиереем Николаем Платоновичем Малиновским (1861–1917).

http://azbyka.ru/pyat-osnovnyx-dogmatich...

Символотворчество и закон постоянства Авторских материалов данного раздела не известно и, вероятно, они не были написаны. Но среди выписок из литературы, сделанных Флоренским, есть относящиеся к данной теме (Архив священника Павла Флоренского). Игумен Андроник Тексты подготовлены игуменом Андроником и С. М. Половинкиным. Примечания игумена Андроника. У Водоразделов мысли Глава о принципе перманентности в употреблении символов. Symbola permanent. «Permanentia symbolorum. Symbola permanent». Закон перманентности В забытом сочинении программы гамбургского Иоганнеума: G. Н. Bubendey, – Ueber die räumliche Darstellung der imaginärer Grössen der Analysis, 1837. Задолго до Гинкеля и Шредера формулировал закон перманентности». Принцип перманентности Г. Бубендей, – Ueber die räumliche Darstellung der imaginärer Grössen der Analysis, 1834 г. 824 , программа Гамбургского «Иоганнеума». На эту работу указывает М. Simon, – Über die Mathematik. Giessen, 1908. Еще раньше высказывался в том же смысле М. Ohm, – Versuch eines Volkommen Konsequenten Systems des Mathematik. 1822. – См. у него же – предисловие к 3-му изд. 1828 г., стр. XIII и сл., а так же приложение к т. I, стр. 407. – Ом встретил резко отрицательную критику. – Ом цитирует Н. Hankel – Vorlesungen über die Theorie der komplexen Zahlen. Lpz, 1867. – Ганкель не приписывает себе абсолютного приоритета в открытии принципа перманентности и, кроме вышеназванного Ома, на стр. 15 упоминает о работах Pea и других английских математиков 1834–1842 гг. В. Вундт в 3-м изд. своей «Логики» называет этот принцип аксиоматическим, – несмотря на выставленные Г. Буркгардтом возражения против этого (Vierteljahrsschrift für wissenschaftlicher) Philosophie, Bd. XIX, реферат о 2-м изд. «Логики» Вундта. «Это совершенно неправильно; этот принцип есть требование, выставленное в видах простоты и целесообразности; можно ли ему удовлетворить, это подлежит всякий раз особому исследованию (стр. 82, прил. 44). А. Росс. О сущности математики. Перевел И. В. Яшунский. Physice. СПб., 1911. 690, Б. МДАк].

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Аполлинарий, епископ Чигиринский (Вигилянский Алексей Федорович) Родился около 1795 года в селе Михайловой Стороне Суздальского уезда Владимирской губернии в семье священника. Окончил Владимирскую духовную семинарию. В 1818 году поступил в Московскую духовную академию. В 1822 году окончил академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Оренбургской духовной семинарии в Уфе. 23 октября 1824 года пострижен в монашество, 26 октября рукоположен во иеродиакона, 27 декабря – во иеромонаха. В 1827 году назначен в Уфимский Успенский монастырь настоятелем и 6 декабря возведен в сан архимандрита. В 1828 году назначен ректором Оренбургской духовной семинарии в Уфе. 24 сентября 1828 года переведен ректором в Рязанскую духовную семинарию и настоятелем Рязанского Спасского монастыря. В июле 1829 года назначен ректором вновь открытой Олонецкой духовной семинарии. С 1830 года – настоятель Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря Калужской епархии. С 1834 года – ректор Астраханской духовной семинарии, наставник богословия и настоятель Спасо-Преображенского монастыря. В 1843 году, по прошению, освобожден Святейшим Синодом от должности наставника богословия и оставлен только ректором семинарии. В мае 1844 года вызывался в Санкт-Петербург на чреду священнослужения. 15 августа 1845 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. В связи с тяжкой болезнью тогдашнего митрополита Киевского Филарета (Амфитеатрова) епископ Аполлинарий нередко управлял всеми епархиальными делами. Скончался 10 января 1858 года. Погребен в Киевском Михайловском Златоверхом монастыре, в Екатерининском приделе соборного храма. Литература: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1403. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М.. 1908. – С. 301. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 11, 314, 420, 576, 982.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Никодим, епископ Орловский и Севский (Быстрицкий Николай Андреевич) Родился в селе Воскресенском Ковровского округа Владимирской губернии в семье священника. Обучался в Суздальской и Владимирской духовных семинариях. 21 сентября 1808 года назначен учителем Переяславского духовного училища. 11 января 1811 года переведен в Суздальское училище. 19 декабря 1814 года пострижен в монашество. 3 января 1815 года рукоположен во иеродиакона, 5 января – во иеромонаха. С 21 января 1816 года – строитель Переславль-Залесского Николаевского монастыря. С 25 декабря 1820 года – игумен Муромского Благовещенского монастыря. 16 февраля 1825 года возведен в сан архимандрита Боголюбского Рождество-Богородицкого монастыря. С 23 декабря 1827 года – настоятель Московского Златоустова монастыря. 16 июня 1828 года переведен настоятелем Московского Богоявленского монастыря. 15 июля 1828 года хиротонисан во епископа Орловского и Севского. Скончался 30 декабря 1839 года в городе Орле. Погребен в Успенском монастыре. Епископ Никодим отличался подвижнической жизнью, «муж великого воздержания», но вместе с тем неумолимо строгий к подчиненным. Уже будучи архиереем он держал себя всегда сурово и сдержанно, так что никто и никогда не видел улыбки на его лице. Литература: Виноградов Н. Историческая записка о Переславль-Залесском духовном училище. – Владимир, 1888. – С. 88. Пясецкий Г. История Орловской епархии. – Орел. 1899. – С. 902–907. Григорий, архимандрит. Историческое описание Московского Златоустовского монастыря. – М., 1914. – С. 117, 118 и прим. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1407. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872. 262. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 630. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 66.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Софрониева пустынь. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Карта и ближайшие объекты Софрониева Пустынь была основана в конце XIX века архимандритом Софронием (Смирновым, 1828-1921), в бытность его настоятелем Арзамасской Высокогорской Пустыни: в одной из лесных дач, принадлежавших монастырю. В архивных данных Высокогорской Пустыни за 1891 год говорится, что у обители имелись 2 лесных дачи: Абрамовская в 6 верстах от Пустыни и Никольская в 35 верстах. В других документах они фигурируют под названием «ближний»и «дальний» лес. В «дальнем» лесу старец построил небольшой домик. Указом Духовной Консистории от 16 ноября 1907 года архимандрит Софроний уволился на покой от должности настоятеля Высокогорской Пустыни, и с начала 1908 года поселился в лесной глуши. Рядом со старцем поселились его 4 послушника, а немного поодаль был построен корпус с домовым храмом, где жили 12 девушек, в основном дочери его духовных чад, впоследствии принявшие иночество. 26 июля 1908 года в Пустыни состоялось освящение храма в честь Господа нашего Иисуса Христа. После кончины старца в 1921 году, преосвященным Михаилом, епископом Арзамасским, официально здесь была образована Иверско-Софрониева община в честь иконы Божией Матери «Иверская» и святителя Софрония, Патриарха Иерусалимского. Иверско-Софрониева община просуществовала до 1929 года. Еще при жизни о.Софроний предсказывал, что на месте пустыньки будет большой монастырь. В начале 1990-х годов по инициативе жителей близлежащих сел обитель начала возрождаться. Селяне разбирали старые покинутые дома и перевозили в пустынь. Из них были построены церковь, часовня, 2 дома, скотный двор, баня. В возрождении святыни принимали участие предприятия города, и района, но к концу 1990-х годов процесс затих. К 2000 году женский скит Валаамского монастыря был преобразован в мужской. Создавшейся к этому времени женской общине было предложено найти другое подходящее место для его размещения. После некоторых поисков нового пристанища стало известно о существовании и возможности поселиться в Софрониевой Пустыни, где в то время проживало лишь несколько трудников-сторожей. Через год после новоселья общину постигло новое испытание: из-за неисправности печных труб случился пожар, в результате которого полностью сгорел молитвенный дом, использовавшийся как храм. Спасти удалось лишь Святые Дары, богослужебные сосуды из алтаря и местночтимую икону «Утоли моя печали» висевшую когда-то в храме в обители о. Софрония.

http://sobory.ru/article/?object=15340

Асовица. Церковь Казанской иконы Божией Матери (Рождества Христова). Казанская церковь Карта и ближайшие объекты ... из сборника " Церкви территорий бывшей Комаринской волости " (составители Б.А. Зубарев, В.П. Алексеев, 1996 г.): ... Асовица ... Христорождественская церковь 1750 года устроена деревянная ... В 1828 (или 1837) сделан посредством прихожан каменный храм без колокольни и ограды ... Метрические книги с 1779 года ... Старая деревянная употреблена для выжега кирпича для колокольни ... 1874 год устроен придел во имя Казанской Божией Матери... " Казанская церковь была одним из мест служения священника Архангельского Петра Васильевича (1890, Воронежская губерния - 1939, Брянск, умер в заключении), окончившего в 1908 году Орловскую семинарию (до начала XIX века располагавшуюся в Севске). Церковь Рождества Христова села Асовицы ...Ранее село состояло из крестьян удельных и помещика Прозоркевича, у которого помещик Евфросимов каким-то образом приобрел крестьян с землею – половину села Асовицы – 84 двора из общего 153; что относится приблизительно к 1750 году. При ближайшем участии Прозоркевича около того же года устроена деревянная церковь во имя Рождества Христова, которая заменена, как видно из документов, в 1837 году нынешнею каменною, лежащею в 15 саженях к северу от старой, которая в 1863 году была употреблена на выжиг кирпича для устройства каменной колокольни. В 1874 году в трапезе, на правой стороне, был устроен придел во имя Казанской Божьей Матери; своим возникновением этот придел обязан усердию крестьянина деревни Алешка Михаила Даниловича Зайцева. Источник: Церковная летопись 1903 года./Историческое описание церквей и приходов Севского уезда. — Брянск, 2010. Расположена вблизи села на высоком берегу р. Невылазка, хорошо видна издали. Хороший образец провинциального бесстолпного купольного храма в стиле зрелого классицизма. Кирпичное и побеленное по кладке здание к настоящему времени сохранило лишь центральную часть. Она представляет собой кубический объем, увенчанный мощным цилиндрическим барабаном с куполом и маленькой главкой на круглой шее с завершением типа вазы. От украшавших боковые фасады портиков, первоначально завершенных фронтонами, остались пилястры на краях широких пилонов и на стенах против стоявших перед ними колонн. Необычны высокие, почти достигавшие верха пилястр арочные проемы в портиках (в центре входной, по бокам оконные) с архивольтами, замкбвыми камнями и карнизами на внутренних плоскостях на уровне пят арок. Барабан декорирован плоскими пилястрами в простенках и упрощенным антаблементом, а его прямоугольные окна заключены в рамочные наличники с подоконной тягой и сандриками. Основное квадратное в плане помещение храма со скошенными углами и парусами при переходе к завершенному куполом барабану соединялось тремя проемами с алтарем и одним с трапезной.

http://sobory.ru/article/?object=11707

Вощажниково. Церковь Спаса Преображения. Церковь. Не действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:1831. Адрес: Ярославская область, Борисоглебский район, село Вощажниково Координаты: 57.35436, 39.135596 Проезд:От Борисоглеба на пригородном автобусе " Борисоглеб-Неверково " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В селе Вощажниково каменная летняя кладбищенская церковь с престолом в честь Преображения Господня, построена в 1831 году иждивением прихожан. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. Храм Преображения Господня В июле 1822 года архиепископу Ярославскому и Ростовскому Симеону было подано высокопокорнейшее прошение от церковного старосты с. Вошажниково Дмитрия Ивановича Сластникова о строительства храма во имя Преображения Господня. К тому времени в селе были уже две церкви, отличавшиеся и внешним благолепием, и красотой внутреннего убранства. Однако построены они были владельцем Вощажникова, графом Шереметевым. Селяне же имели желание сами, на свои средства, построить церковь на кладбище, которое ранее располагалось за чертой села. Это желание было сообразно со старым обычаем — устраивать на кладбище церкви и часовни для совершения отпевания. Небольшой, скромный по своему архитектурному решению, Преображенский храм строили 8 лет, и уже 13 сентября 1830 года он был освящен архимандритом Борисоглебского монастыря Рафаилом. Настоятелем церкви был назначен приехавший в село в конце 1828 года отец Иоанн Предтечевский. Из описи церковного имущества, составленной благочинным священником с. Сабурово отцом Самсоном Тихоновым, хранящейся в Ярославском областном архиве, можно представить первоначальный вид церкви и ее внутреннее убранство. «Церковь каменная, покрыта железом, выкрашенной зеленой краской, об одной главе, обитой белым железом, крест вызолочен; внутри выщекотурена и расписана разными Евангельскими историями. Иконостас столярной работы с колоннами и резьбою вызолочен червонным золотом, колонны под мрамор с золотом».

http://sobory.ru/article/?object=06681

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ф. О. Геварт. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. [фламанд. Gevaert] Франсуа Огюст (31.07.1828, Хёйсе, близ Ауденарде - 24.12.1908, Брюссель), бельг. музыковед, композитор и педагог. Начал заниматься музыкой под рук. родственника, органиста Ж. Б. Христианса. В 13 лет поступил в консерваторию г. Гента, в класс Де Сомера (фортепиано). Спустя 2 года стал преподавать фортепиано, впосл. служил органистом в иезуитском колледже в Генте. В 1847 г. победил на конкурсе Об-ва изящных искусств г. Гента (кантата «Бельгия») и выиграл бельг. большую Римскую премию (кантата «Король Лир»). В 1849-1852 гг. Г. путешествовал по Франции, Германии, Италии и Испании; впечатления о состоянии музыки в Испании и Италии Г. опубликовал в бюллетене Бельгийской королевской академии наук, лит-ры и изящных искусств. Следующие 15 лет Г. провел в Париже. С 1867 г. до начала франко-прусской войны был муз. руководителем театра «Опера-комик». Затем переехал в Брюссель, где возглавил консерваторию. Под его руководством, продлившимся почти 40 лет, Брюссельская консерватория стала одним из самых значительных муз. учебных заведений Европы. Благодаря его деятельному участию были введены новые учебные курсы, а преподавательский состав пополнился знаменитыми музыкантами, среди к-рых был Э. Изаи. Среди муз. сочинений Г.- оперы, произведения для оркестра, кантаты, вокальная хоровая и церковная музыка. Большим авторитетом пользуются его педагогические труды. Так, «Новый трактат по инструментовке» (Nouveau traité d " instrumentation (P. e. a., 1885) был переведен на нем., англ., португ. и рус. (П. И. Чайковским) языки. Исторические труды Г., также издававшиеся в переводах на европ. языки, посвящены в основном музыке античности и раннего средневековья. Его «История и теория античной музыки» долгое время считалась одной из самых важных работ по этой теме. В трактате «Истоки богослужебного пения латинской церкви» Г. уточнил время реорганизации рим. богослужебного пения: он полагал, что реформа была проведена одним из предшественников папы Григория Великого. Эта теория вызвала у современников, особенно у монахов-бенедиктинцев, множество возражений.

http://pravenc.ru/text/161820.html

Сильвестр (Малеванский Стефан Васильевич), еп. Каневский Родился 10 января 1828 года в семье священника с. Андрушевки, Волынской епархии, Житомирского уезда. В 1847 году окончил Волынскую духовную семинарию со званием студента. 7 декабря 1848 года рукоположен во иерея к Кресто-Воздвиженскойцеркви с. Червонного Житомирского уезда. В 1853 году овдовел и поступил в Киевскую духовную академию. 26 мая 1856 года пострижен в монашество. В 1857 году окончил Киевскую духовную академию. 24 декабря 1858 года утвержден в степени магистра богословия и баккалавра Киевской духовной академии. 15 апреля 1862 года возведен в сан архимандрита, а 22 августа назначен инспектором и профессором той же академии. 10 апреля 1873 года удостоен степени доктора богословия. С 7 ноября 1882 года – заслуженный ординарный профессор Киевской дух. академии. С II апреля 1883 г. – ректор той же академии и настоятель Киево-Братского монастыря.· 20 января 1885 года хиротонисан во епископа Каневского, вик. Киевской епархии. С 1886 года состоял почетным членом всех четырех академий и многих других ученых и благотворительных учреждений в России. 5 марта 1898 года уволился от должности ректора Киевской академии, оставаясь первым вик.Киевской митрополии и сохранив за собой управление Киево-Пустынным Никольским монастырем. 24 марта 1906 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. С 14 апреля 1906 года уволен на покой. Проживал в предоставленных ему митрополичьих келиях Киево-Софийского кафедрального собора, где и скончался в ночь на 12-е ноября 1908 года. Не задолго до смерти ослеп. Погребен на кладбище Киево-Братского монастыря. Это был выдающийся богослов-догматик Русской Православной Церкви. Он обладал положительным, твердым, решительным, но вместе с тем и чрезвычайно добрым характером, отличался редким трудолюбием и вел жизнь по истине великого аскета-подвижника и трудолюбца. Несмотря на то, что потерял свое зрение, он упорно трудился с помощью ближайших лиц над разработкой Догматического богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010