Графиня Александра Ильинична больше замуж не выходила. Ее жертвенная любовь простиралась сначала на родителей и приемную дочь, затем на осиротевших племянников. После смерти отца в 1820 году она вместе с матерью Пелагеей Николаевной стала жить в семье брата Николая в Ясной Поляне. Вдова при живом муже, Александра Ильинична нашла утешение в религии. Она усердно посещала церкви и монастыри. Особенно любила ежегодно ездить в Оптину Пустынь, эту известную на всю Россию обитель, и была духовной дочерью Оптинских старцев Леонида и Макария, с которыми состояла в переписке. По утрам вставала рано и направлялась в ближайший храм к заутрене. Из когда-то беззаботно веселой, кокетливой девушки она постепенно превратилась в отшельницу, избегавшую светской жизни, в «скучную богомолку», как иронично назвала сама себя в одном из писем. Но именно религия спасла «скучную богомолку» от духовного кризиса, и в дальнейшем она без ропота, смиренно принимала все испытания, которые посылал ей Господь. В 1830 году скончалась супруга главы семьи, графа Николая Ильича Толстого, - Мария Николаевна Толстая (урожденная княжна Волконская). После смерти жены граф посвятил себя воспитанию детей и хозяйственным делам, которые находились в плачевном состоянии после смерти его отца, азартного картежника, который оставил после себя долг в миллион рублей. Николаю Ильичу удалось многое сделать в деле ликвидации отцовских долгов, но окончательно выпутаться из них он не смог до конца жизни. Александра помогала брату Николаю воспитывать его детей - своих племянников. 21 июня 1837 года Николай Ильич внезапно умер от «кровяного удара». После смерти брата графиня Александра Ильинична стала главой многочисленного семейства. Она приняла официальное опекунство над несовершеннолетними осиротевшими племянниками: Николаем (1823 – 1860), Сергеем (1826 – 1904), Дмитрием (1827 – 1856), Львом (18281910) и Марией (1830 – 1912). Получилось, по слову псалмопевца царя Давида, что Господь «неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях» (Пс. 112,9). Вместе с Татьяной Александровной Ергольской, дальней родственницей Толстых по Горчаковым, Александра Ильинична воспитывала их до 1840 года в Ясной Поляне. Затем двое старших детей, Николай и Сергей, которым пришло время дать серьезное образование, переехали вместе с ней в Москву, остальные дети остались жить в Ясной Поляне. 25 мая (ст. стиля) 1838 года умерла от чахотки мать Александры Ильиничны, Пелагея Николаевна, о которой дочь трепетно заботилась многие годы. Как и внезапная смерть брата, смерть матери также была для нее тяжелой утратой.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/17/...

Вокруг Набокова, известного огромному числу людей по скандальной «Лолите», и Толстого, к концу жизни ставшего ярым критиком православной веры и Церкви, в среде верующих кипит много споров. И все же «Фома» не мог пройти мимо цитаты одного писателя о романе другого. Цитате, которая совершенно созвучна христианскому мировоззрению и дает очень важный ключ к прочтению «Анны Карениной». Лев Николаевич Толстой (1828–1910) — русский писатель, публицист и общественный деятель. Толстой — классик мировой литературы, чьи произведения еще при жизни переводились и печатались во многих странах мира. История создания Роман «Анна Каренина» (1873–1877) частями публиковался в журнале «Русский вестник» и имел невероятный успех у читателей, которые каждый раз с нетерпением ждали продолжения. Журнал «Русский вестник» с первой публикацией «Анны Карениной» Существуют несколько вариантов объяс­нений того, как у Толстого возник замысел «Анны Карениной». Три самых известных следующие. Первый — это намерение написать книгу о женщине «из высшего общества, но потерявшей себя». Второй — это импульс, полученный Толстым после прочтения незавершенных текстов Александра Пушкина «Гости съезжались на дачу» и «На углу маленькой площади». В отрывке «Гости съезжались на дачу» рассказывается о светской замужней даме Зинаиде Вольской, которая любит одного молодого человека и хочет разорвать отношения со своим мужем. И третий вариант: это рассказ писателя о своем сне, в котором ему привиделся образ красивой женщины-аристократки в бальном платье. Содержание «Анна Каренина» — это трагическая история любви замужней женщины и офицера Алексея Вронского на фоне счастливого брака Константина Левина и Кити Щербацкой. Помимо размышлений об отношениях героев, Толстой в романе показывает масштабную панораму жизни и нравов России второй половины XIX века и делает множество психологических и философских отступлений, превращая семейную драму в монументальный роман о вечных темах и проблемах. Набоков и Толстой В своих лекциях по русской литературе Набоков говорил: «Тургенева вы читаете, потому что это Тургенев. Толстого вы читаете потому, что просто не можете остановиться». Автор «Приглашения на казнь» и «Защиты Лужина» в одном из интервью признавался, что равного Толстому он не находит ни в одной стране: «Я думаю, он много более велик, чем Пруст или Джойс».

http://foma.ru/o-chjom-anna-karenina-na-...

A third church was built on this site in 1858 by Fr. Innokenty Shaisnikov.  This church was similar to the central part of the current cathedral without the side chapels. Finally, in the 1890s the Holy Ascension of Our Lord Cathedral as it stands today was built.  It was completed and dedicated in 1896.  The Priest assigned to Unalaska at the time of building of the cathedral was Fr. Alexander Kedrovsky, who served the parish from 1894 to 1908.  The cathedral had 7 bells in the bell tower.  Through the years of ringing the bells, one had cracked and had to be taken down awaiting repairs.  The remaining six bells are still rung during the divine services. Located throughout the cathedral are several icons that date back to the 16th century from Russia.  In the central part of the cathedral, above the royal doors, is the long mural with different saints which goes all the way across the iconostas.  Although this icon was not in the 1910 park service photo, it is believed to have been a gift from the last Czar of Russia and is assumed to have been donated sometime between 1910 and 1917 before the fall of the Czar. Holy Ascension Cathedral has two side chapels.  The one on the right is dedicated to St. Sergei of Radonezh.  It is believed to have the original iconostas from the 1808 chapel, with the exception of the royal doors which were from the church built by Fr. John Veniaminov in 1825. The chapel on the left was originally dedicated to St. Innocent of Irkutsk. It has the iconostas from the 1825 chapel that Fr. John Veniaminov built, except for the royal doors, which were from the 1808 chapel.  Within this chapel we have a copy of the Aleut Gospel of Matthew translated by Fr. John in 1828 and a hand cross believed to be brought here by Fr. John dated 1800.  Also in this chapel are several icons that are believed to have been written by an Aleut iconographer, Ivan Krukov, who studied under Fr. John. One of these icons believed to be his work, an icon of St. Andrew, has mountains, volcanoes and terrain similar to the Aleutian Chain in the background.  When the Cathedral was rededicated in 1996, this chapel was dedicated to St. Innocent of Irkutsk and St. Innocent of Alaska (the former Fr. John Veniaminov, the first resident priest of the parish).

http://bogoslov.ru/event/2580100

Поскольку многие монастыри, и штатные и заштатные, не имели определенного монастырского устава, в них нарушался и богослужебный уклад. В XIX в. в городских монастырях, с учетом условий жизни приходящих богомольцев, часто сокращались богослужения, но нередко такие сокращения делались и в загородных монастырях. Архимандрит Пимен пишет, что ему нелегко было ввести в своем Угрешском монастыре полное соблюдение при богослужении всех правил и требований Типикона . Синод сам от себя не предпринимал решительных шагов для введения в монастырях киновии, в 1869 г. он лишь выразил пожелание, чтобы в монастырях вводилось общежитие как необходимая основа монашеского подвижничества, и повторил свою рекомендацию, сделанную уже в 1862 г. Сколь мало внимания уделяла высшая церковная власть монашеству, видно из истории так называемой «Инструкции благочинным монастырей». В декабре 1797 г. императорским указом рекомендовано было составить и ввести такие «инструкции». Но лишь в 1828 г. «Инструкция» была составлена и разослана епархиальным архиереям, она оставалась без изменений до начала XX в., только в новых изданиях церковнославянский шрифт был заменен гражданским и некоторые параграфы переставлены местами. В «Инструкции» говорится исключительно о правах и обязанностях благочинных . Лишь в 1910 г. по поручению Синода иеромонах Серафим составил новый общежительный устав, который должен был служить основой монастырской жизни, был ли этот устав введен в каком-либо монастыре, об этом мы, к сожалению, ничего не знаем. Из-за его большого объема он мог скорее нагнать страх на монахов и добросовестных настоятелей, чем послужить практически-аскетическим целям . Таким положение оставалось до самого 1917 г.: существовали два типа монастырей, но применение и соблюдение того или иного устава зависело от рвения и духовной настроенности настоятелей . В целом жизнь в городских монастырях была менее строгой, чем в загородных. В укладе монастырей было много различий, и любой богомолец и паломник мог это сразу заметить. Весьма характерно, что на протяжении всего XIX и в начале XX в. Синод ни разу всерьез не занялся вопросом монастырской жизни и лишь время от времени обращал внимание на несущественные частности ее. Когда в 1906 г., в связи с изменением Основных государственных законов после революционного движения 1904–1905 гг., в кругах епископата и духовенства заметно стало стремление к реформам и Синод, в основном по инициативе митрополита Петербургского Антония (Вадковского, 1898–1912), по согласованию с императором Николаем II, 14 января 1906 г. учредил Предсоборное Присутствие, которое должно было обсудить возможность проведения разных реформ церковной жизни,— монашество снова было, можно сказать, забыто, во всяком случае, не было образовано никакой специальной подкомиссии, которая бы занималась монастырскими проблемами .

http://sedmitza.ru/lib/text/436663/

Достоевский и есть та величайшая ценность, которой оправдает русский народ свое бытие в мире, то, на что может указать он на Страшном Суде Народов». ТОЛСТОЙ (1828—1910) Граф Лев Николаевич Толстой родился в селе Ясная Поляна Тульской губернии в 1828 году. Ему не было еще двух лет, когда умерла его мать; девяти лет он лишился отца. Его воспитывала тетя графиня Остен–Сакен и дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. Семейные предания и воспоминания детства послужили будущему писателю неисчерпаемым источником вдохновения. И в «Детстве» и «Отрочестве», и в «Войне и мире» Толстой рассказывает о своей семье, о патриархальной жизни барской усадьбы, о том «мире любви», который окружал его в детстве. Князь Андрей Андреевич Болконский, умный и властный старик, живущий со своей дочерью княжной Марьей в поместье Лысые Горы, Николай Ростов и его семья — все эти незабываемые лица в романе «Война и мир» взяты из Жизни и преображены в искусстве. Князь Болконский — дед писателя Николай Сергеевич Волконский; княжна Марья — его мать Мария Николаев- На» Урожденная княжна Волконская; Николай Ростов — его отец, граф Николай Ильич Толстой; сирота Соня, живущая в доме Ростовых и самоотверженно любящая Николая, — это «Таничка» Ергольская, заменившая детям мать после смерти Марии Николаевны. Даже француженка–компаньонка княжны Марьи, m-lle Буренн, существовала в действительности и носила имя m-lle Эниссиенн. Детство Толстого мы видим в поэтическом отображении «Детства» и «Отрочества». Конечно, история семьи Иртеньевых не есть семейная хроника рода Толстых; правда и вымысел здесь тесно переплетаются, и все же это произведение в самом глубоком психологическом смысле вполне автобиографично. Это — правдивое воссоздание той «духовной атмосферы», в которой развивался Толстой. Образ немца–учителя Карла Ивановича вдохновлен воспитателем детей Толстых Федором Ивановичем Ресселем; типы преданных дворовых слуг и «божьих людей», рассказывающих о своих паломничествах, странников и юродивых («великий христианин Гриша») изображены писателем по воспоминаниям раннего детства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=888...

696 Филарет. — См. примечание к письму 70. 697 Дундуков — очевидно, Александр Михайлович Дондуков, князь (1820–1893) — генерал; с 1869 года киевский, подольский и волынский генерал-губернатор. 698 Как он взялся идти…— Лесков говорит о новом редакторе «Петербургских ведомостей» Е. А. Салиасе, сменившем В. Ф. Корша с 1 января 1875 года. 699 …гр. Л. Н. Толстой… взял роман от Каткова? — Лесков говорит о распространившихся слухах по поводу того, что Толстой собирается печатать роман «Анна Каренина» не в «Русском вестнике», а в каком-то другом журнале (см. об этом Л. Н. Толстой. Полное собрание сочинений, т. 20, М., 1939, стр. 615). 700 …о книге Щапиной…— Екатерина Владимировна Щепина, детская писательница 1870-х годов, автор «Детских сказок, переложенных в стихи» (1873), «Книжек для детей в стихах и прозе» (1874) и др. Аксаков просил Лескова оказать ей содействие. 701 …о Григорьеве. — См. примечание к письму 61. 702 «Православное обозрение» — духовный журнал, издававшийся в Москве с 1860 по 1891 год под редакцией священника Н. А. Сергиевского. В нем принимали участие Ю. Ф. Самарин, И. С. Аксаков, В. С. Соловьев и др. 703 Мещерский обещал подписчикам «Гражданина»…— См. примечание к письму 70. 704 Экзегетика, или герменевтика — учение об истолковании речей или сочинений по возможности близко к смыслу, вложенному в них автором. Применяется главным образом к толкованию библейских текстов. 705 Агафангел (Иоанн Соловьев, 1812–1876) — архиепископ, автор сочинения «Высшая администрация русской церкви», противник церковно-судебной реформы графа Д. А. Толстого. См. о нем в т. 6, наст. изд., стр. 530–531. 706 Ориенталист на полицеймейстерском поприще — очевидно, В. В. Григорьев, назначенный в 1875 году на пост начальника Главного управления по делам печати; был также редактором «Правительственного вестника» (в 1869–1870 и 1874–1880 годах). 707 Мансуров, Борис Павлович (1828–1910) — член Государственного совета, управляющий делами палестинского комитета. 708 Маркевич, Болеслав Михайлович (1822–1884) — реакционный беллетрист и публицист.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Адрес–календарь и справочная книга Казанской губернии на: 1881 г. Казань, 1881. Азбучный указатель имен русских деятелей для Русского биографического словаря. СПб., 1887–1888. Ч. 1–2. Амвросий (Ключарев). Сведения о Православном миссионерском обществе за первую половину 1870 г. М., 1870 (с приложением списка действительных членов). Аскоченский В. И. История Киевской Духовной академии. СПб., 1863. АфанасьевН. И. Современники: Альбом биографий. СПб., 1909–1910. Т. 1–2. Владимирский И. М. Историческая записка о 40–летии женской классической гимназии С. Н. Фишер. М., 1912. Горталов Н. К. Краткие биографические сведения об иерархах Казанской епархии от учреждения ее до настоящего времени (1555–1885 гг.). Казань, 1885. Дурново Н. Н. Девятисотлетие русской иерархии. 988–1888: Епархии и архиереи. М., 1888. Зверинский В. В. Монастыри в Российской империи. СПб., 1887. Знаменский П. В. История Казанской Духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842–1870 годы). Казань, 1891–1892. Вып. 1–3. Именной список монашествующим лицам, окончившим курс учения в Духовных академиях и семинариях и состоящим в епархиальном ведомстве настоятелями монастырей, в числе братств, обителей и при архиерейских домах на 1897 год. СПб., 1897. Историко–статистические сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 18691885. Вып. 1–10. Историческая записка Императорского лицея в память цесаревича Николая за XXX лет (1868 13 янв. 1898). М., 1899. Историческое описание соборных и приходских церквей, в Российский империи находящихся, с показанием времени построения оных. М., 1828. История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях: Аннотированный указатель книг и публикаций в журналах. М., 1976–1989. Т. 1–5. История Санкт–Петербурга — Петрограда: Пугеводитель по источникам. СПб., 2000. Т. I. Вып. 1. Кедров Н. И. Московская Духовная семинария. 1814–1889. М., 1889. Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Академии художеств. 1764–1914. СПб., 1914. Ч. 2: Список русских художников к юбилейному справочнику Императорской Академии художеств.

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

Андо — Андо Кэнскэ — студент, а с начала 1880–х гг. преподаватель японского языка в Петербургском университете — 114, 151, 191, 219, 232 Андрей, слуга отца Николая — 84, 99, 100, 106–107, 119, 142, 146, 147, 150 Андрей Критский (? — 720 или ок. 726) — святой великомученик; архиепископ с острова Крит; обличал императора Константина в ереси, за что был казнен — 201 Андрей Николаевич — см. Ферапонтов А. Н. Андроник, святой — Андроник (? — 1395) — преподобный, ученик Сергия Радонежского, основатель московского Спасова монастыря, названного по его имени Андроньевским — 287 Анна, двоюродная сестра отца Николая — 309 Анна, ученица женской школы Японской православной Духовной миссии — 159 Анна (Анюта), болгарская девочка, воспитанница московского Страстного монастыря — 246, 291 Анна Иоанновна (1693–1740) — российская императрица (с 1730 г.) — 285 Анна Петровна, жена П, П. Заркевича — 123 Анна Христофоровна, знакомая отца Николая — 253 Анненкова Александра Карловна (1828–1900) — фрейлина императриц Александры Федоровны и Марии Федоровны — 241 Анненкова Вера Ивановна (урожд. Бухарина) (1813–1902) — вдова генерал–адъютанта — 87, 169, 227 Аннин Павел Авраамович (? – 1910) — делопроизводитель Департамента народного просвещения Министерства народного просвещения, член Училищного совета при Святейшем Синоде и отдела Комитета по народному образованию Министерства народного просвещения — 138 Антокольский Марк Матвеевич (1843–1902) — скульптор — 248 Антоний, высокопреосвященный — Антоний (Амфитеатров Яков Гаврилович) (1815–1879) — выпускник (со степенью магистра) Киевской Духовной академии (1839); инспектор (с 1841 г.) и ректор (с 1845 г.) Киевской Духовной семинарии, архимандрит (с 1845 г.), доктор богословия (с 1848 г.); настоятель Киево–Никольского монастыря (с 1848 г.), ректор Киевской Духовной академии (с 1855 г.) и настоятель Киево–Братского монастыря; епископ Черниговский (с 1858 г.) и Смоленский (с 1859 г.), епископ (с 1866 г.) и архиепископ (с 1867 г.) Казанский (см.: Разумов Н. В. Высокопреосвященный Антоний, архиепископ Казанском и Свияжский. Казань, 1880; Сергий (Василевский). Высокопреосвященный Антоний (Амфитеатров), архиепископ Казанский и Свияжский. Казань, 1885. Т. 1–2) — 297

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

«Добра и зла, добра и зла…» — строки из стихотворения Г. Иванова «Она прекрасна, эта мгла…» (1931). «Книга есть кубический кусок горячей, дымящейся совести» — цитата из статьи Б. Пастернака «Несколько положений» (1918, 1922).   Религия и культура   Впервые: Вестник PCX Д. Париж, 1965. 79.   Брюсов через много лет   Впервые как предисловие в кн.: Мочульский К. Валерий Брюсов. Париж: YMCA-Press, 1966. Вошло в кн. «О поэтах и поэзии».   Мочульский Константин Васильевич (1892—1948)— критик, литературовед; в эмиграции с 1919 г.; автор исследований о Гоголе, Достоевском, Вл. Соловьеве, Брюсове и др. сопоставить их с воспоминаниями его брата Михаила… — речь идет о книге Михаила Павловича Чехова (1868—1938) «Вокруг Чехова» (1933). получившем одобрение Толстого — 2 апреля 1894 г. в беседе с Г. А. Русановым Л. Н. Толстой сказал, что «Черный монах» — «прелесть» (Гусев Н. Н. Летопись жизни в творчества Льва Николаевича Толстого. 1891—1910. М., 1960. С. 130). Это пишет… первый биограф Пушкина… – речь идет о книге Павла Васильевича Анненкова (1812 –1887) «А.С.Пушкин. Материалы для его биографии и оценки произведений» (1855—1857). первыми двумя частями своей трилогии — речь идет о романах Д. С. Мережковского «Смерть Богов. Юлиан Отступник» (1896) в «Воскресшие Боги. Леонардо да Винчи» (1901), входящих в трилогию «Христос и Антихрист». «Вечные спутники» (1897) — книга литературно-критических очерков Д. С. Мережковского. «Вперед, мечта, мой верный вол…» – строки из стихотворения В. Брюсова «В ответ» (1902). «Риму и миру»… — имеются в виду книге стихов В. Брюсова «Urbi et Orbi» (1903), «Венок» («Stephanos») (1905), «Все напевы» (1909). «Египетские ночи» — в 1914—1916 гг. Брюсов, используя черновики А. С Пушкина, дописал его отрывок «Чертог сиял…» (1828) (включенный в повесть «Египетские ночи» (1835), дав поэме название пушкинской повести. «Эй, рабочие мира! Ложь — все то сладкопенье…» — стихотворение В. Брюсова 1922 г. «Вариации на тему «Медного всадника» — стихотворение В. Брюсова 1923 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=851...

Тихон Задонский (Соколов Тимофей Савельевич) (1724—1783), свт., православный подвижник, епископ, духовный писатель. Возглавляя в 1763—1767 Воронежскую епископскую кафедру, побуждал священство к проповеди Евангелия, открывал школы, основал семинарию в Воронеже. С 1769 — на покое в Задонском монастыре. Автор множества книг и статей, в том числе сочинения «Об истинном христианстве». Память 13 августа. Тихон (Белавин Василий Иванович) (1865—1925), свт., новомученик, патриарх Московский и всея Руси. Был избран на патриарший престол на Поместном соборе 5 ноября 1917. Выступал против декретов по изъятию церковных ценностей, протестовал против осквернения мощей, отстаивал православие против обновленчества и безбожия. Вместе с тем не поддержал белое движение, призывал к прекращению кровопролития и отказу от мести. Советская власть несколько раз организовывала покушения на его жизнь. По секретному указу Ленина от 19 марта 1922 был возбужден судебный процесс, на который Т. неоднократно вызывался в качестве главного свидетеля. Даже газета «Правда» отмечала мужество и достоинство, с каким держался патриарх, на грозивший расстрелом вопрос о том, считает ли он, что советская власть ошибается, отвечавший: «да». Обвиняемых по этому делу расстреляли, патриарха тоже ждал смертный приговор, но под давлением мировой общественности он не был вынесен, и патриарх был взят под домашний арест. В 1923 он был заключен в тюрьму, но вскоре освобожден, после чего поселился в Донском монастыре под постоянным наблюдением властей. Принимал каждый день множество людей, постоянно совершал богослужения. Скончался 7 апреля 1925 в Москве, в лечебнице Бакуниных, при неясных обстоятельствах. Причислен к лику святых в 1989. Память 25 марта, 26 сентября и на Собор новомучеников и исповедников Российских. Толстой, Лев Николаевич (1828—1910), русский писатель. Тургенев, Иван Сергеевич (1818—1883), русский писатель. Туринцев, Александр (1896—1984), протоиерей, настоятель Трехсвятительского подворья в Париже. Уильямс, Чарльз (1886—1945), английский поэт, прозаик, богослов. Автор богословских трактатов, пьес, стихов, эссе, а также трилогии «Война в небесах», «Сошествие в ад», «Канун дня Всех Святых», в которой своеобразно переплетаются элементы фантастики, детектива, оккультизма и христианского богословия.

http://predanie.ru/book/70302-trudy-1/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010